Дополнительная образовательная программа Пока мы помним, мы живем!

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования и науки Костромской области

Управление образования Костромского муниципального района

Костромской области

«Утверждаю:» «Утверждаю:»

Директор Шуваловской Директор МКОУ ДОД

средней школы Костромского муниципального

___________Зобов А.Ю. района « Дом Детского

« «сентября 2015 г. творчества

___________________И.У.Гудас « «сентября 2015г.

Дополнительная образовательная программа

Пока мы помним, мы живем!

Согласовано

на педагогическом совете ДДТ

« «_сентября2015г.

Возраст 12-16 лет

Срок реализации программы 2 года.

Автор программы:

Педагог дополнительного образования

Румянцева В.П.

Кострома,2015

-1-

Пояснительная записка

Память священна. Она вечна! Без памяти - нет традиций, без традиций - нет культуры. Без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности. Без духовности - нет личности, без личности - нет народа как исторической личности. У каждого нового поколения, входящего в мир, есть нравственный долг - беречь красоту, созданную предыдущими поколениями. Память о прошлом - звено между настоящим и будущим. Из этой памяти мы черпаем опыт, который предостерегает нас от ошибок, дает силы и вселяет веру.

Школьный музей является важным элементом в нравственно-патриотическом воспитании школьников. Без знания своей истории, а именно истории не только нашей огромной страны, но и истории своего родного края, невозможно воспитать настоящего культурного гражданина. В сельской местности нередко бытует неправильный взгляд на свои истоки: прошлое, может быть, и есть у крупных городов с их достопримечательностями и знаменитыми людьми, а в деревне ничего этого не встретишь. Подобные взгляды - большое заблуждение. Везде, где живут и трудятся люди - будь то город или деревня, - есть и своя история, и свои герои, свои традиции, свои обычаи. Школьный музей сочетает в себе черты поискового кружка, научного объединения, детского клуба по интересам, обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают ребятам лучше узнать историю и проблемы родного края, понять и прочувствовать как и чем жил русский человек раньше, как трудился и отдыхал, воспитывал детей, передавая свой жизненный опыт из поколения в поколение. История прошлого - это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. История порой бывает противоречивой, но она единственная история народа, другой у него нет. Это история наших дедов и прадедов, которые защищали нашу Родину в ВОВ. Мы сегодняшние, стоим на их плечах. Они подняли нас. И в своей жизни они ничего уже не могут изменить. Но, уходя из жизни, они надеялись, что мы эту жизнь поймем. А, значит, будем умнее, лучше, гуманнее. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.





-2-

Цель и задачи.

Цель: создание условий для воспитания гражданина и патриота с личной ответственностью перед Родиной и за нее, высокой культурой, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества, любящего свою семью, школу, поселок, Россию.

Задачи:

  • развитие интереса к истории, культуре, быту, языку родного края;

  • развитие интереса к поиску, исследованиям, научно-познавательной деятельности;

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • воспитание чувства уважения, толерантности по отношению к русскому народу, так и народу живущему рядом;

  • воспитание бережного отношения к плодам труда, опыту предшествующих поколений;

  • сохранение исторического наследия и исторической памяти;

  • сохранение лучших традиций школы, района, города;

  • развитие деятельности учащихся по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края;

  • пополнение и обновление музея материалами, связанными с историческими событиями, жизнью и бытом людей, старинными обрядами, обычаями, праздниками;

  • организация проведения конкурсов, викторин, олимпиад, походов и экскурсий;

  • укрепление сотрудничества с музеями, архивами, библиотеками, учреждениями дополнительного образования, фольклорными коллективами;

  • привлечение к работе родителей учащихся, общественности.





-3-

Содержание программы

Организационная работа школьного музея (работа с документацией музея, создание актива музея, учеба экскурсоводов, составление и проведение экскурсий, бесед,, музейных уроков, устных журналов, театрализованных представлений. Поиск и пополнение музейного фонда новыми вещественными предметами. Поисково- собирательная деятельность музея.

Неиссякаемый источник ( Использование фольклора в воспитании любви к Родине. Воспитание на традициях русской культуры, развитие творческой деятельности учащихся, а также познавательного интереса к окружающей жизни, родной природе. Знание сказок, загадок, пословиц, поговорок, русских народных песен, попевок, потешек, народных игр, народных примет и умение применять их в жизни, собирание фольклора).

Родные истоки ( Изучение и освоение русских национальных традиций, формирование гордости за свою малую Родину, уважение к традициям, быту, культуре своих предков. Знать чем живет наша « Малая Родина». Проведение обрядовых праздников.

Истоки добра и милосердия (Воспитание человека гуманного, сочетающего в себе любовь к людям, милосердие, доброту, способность к сопереживанию Знание понятия альтруизм, знать и помнить о ветеранах ВОВ своего поселка, знать их проблемы, быть готовыми придти на помощь престарелым и инвалида

Слава и доблесть ( воспитание чувства гордости за Отчизну, за ее прошлое и настоящее. Осознание учащимися причастности к судьбе Отечества его прошлому и настоящему, привлечение учащихся к поисковой и научно-исследовательской работе. Быть готовыми к защите своей Родине. Знать и ценить военную и трудовую историю Отечества. Знать символы, святыни, а также людей прославивших отечество. Проведение уроков мужества, игр, встреч с ветеранами, участие в районных, областных акциях « Ищу героя», Без истока нет реки» и других музейных конкурсах и викторинах.

Программа рассчитана на 2 года всего 216 часов в год, три раза в неделю по 2 часа.





4. Прогнозируемые результаты



  • постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых экспозиций;

  • положительные изменения, происходящие с личностью обучающихся, в их духовном росте;

  • стимулирование позитивного поведения учащихся, ориентация их на ведение нормального образа жизни;

  • пополнение знаний учащихся об истории и культуры своего края и всего народа;

  • создание условий для самовыражения и самореализации школьников;

переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я»,

место своей семьи в цепи исторических событий; осознание учащихся причастности к судьбе Отечества, его прошлому, будущему;

привлечение учащихся к поисковой и научно-исследовательской работе;

использование всех возможных средств воспитания учащихся в духе верности духовным традициям России;

воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;

,

5. Критерии оценки результатов реализации программы.

Результаты будут отслеживаться руководителем музея путем проведения анкетирования, собеседования с учащимися, наблюдения.





Критерии:



  1. Сформированность положительной мотивации на развитие у учащихся патриотических чувств.

  1. Сформированность познавательной активности учащихся.

  1. Сформированность основных ценностных отношений.

  1. Сформированность потребности вести поисковую, краеведческую работу.

  1. Сформированность готовности защищать Отечество.

  1. Сформированность чувств сострадания и сопереживания.

  1. Сформированность отношения к окружающей действительности.











6. Список литературы.

1. Морохин В.Н. Методика собирания фольклора. М.: Высшая школа, 1990.

2.. Патриотическое воспитание в школе. - М.: Арис-Пресс, 2002.

3 . Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и Фольклор - М. , 165с.
5. Ащурков В.Н., Коцюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М.:1997.
6. Горяева Н.А. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва, . Просвещение», 2006
4. Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор»
5. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», Москва, «Просвещение»,1990г.
6. Раппопорт П.А. Древнерусское жилище. Л., 1975
7. Тихонова М.Н., Смирнова М.С. «Красна изба», С. - П., 2000 г.
8. Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997.
9. «Чудесный короб», Сборник, Москва, «Детская литература»,1989 г.
10. М.В.Короткова. Путешествие в историю русского быта. М. «Русское слово». 1998г.









Тематический план занятий краеведческого музея « К истокам» на 2014\2015учебный год.

Тема

кол-во теоретических часов

кол-во практических часов

1

Вводное занятие. Техника безопасности. Знакомство с планом работы.

2

2

Создание актива музея, обучение

2

2

3

Фондовая работа музея. Сверка с инвентарной книгой. Составление картотеки.

2

4

4

Подготовка и учеба экскурсоводов. Методика составления и проведение экскурсий

4

4

5

Работа со стендами в комнате Боевой славы

10

6

С чего начинается Родина? Беседа - диспут

1

1

7

Государственные символы России

1

1

8

Вот моя деревня, вот мой дом родной игра - путешествие.

2

9

Приметы осени. Народный календарь. Народные традиции. ( Сентябрь - ноябрь)

6

10

Яблочные посиделки

1

1

11

Первая встреча в русской избе первоклассников игра

1

1

12

Русские народные праздники и обряды

2

13

Откуда хлеб на стол пришел.

1

1

14

Традиции русского гостеприимства

1

1

15

Уроки нравственности. Мы живем, чтобы оставить след.

1

1

16

Милосердие - Закон жизни беседа - диспут

1

1

17

Спешите делать добрые дела (помощь престарелым)

4

18

Пословицы, загадки о семье в русской избе. Игра подготовка и проведение

1

1

19

Волшебные узоры местных мастериц. Рукоделие наших бабушек

2

20

Секреты бабушкиного сундучка

2

21

Осенние Кузьминки (посиделки) подготовка и проведение

1

1

22

Подборка фотодокументов для стенда «Возрождение Покровской церкви д. Жданово»

8

23

Это нужно живым. Работа с мемориалом. Поиск погибших земляков

14

24

Зима пришла - отворяй ворота. Народный календарь. Народные традиции. ( декабрь-февраль)

6

25

Зимние праздники. Святки. Коляда

2

26.

Уроки нравственности Старину мы помним, старину мы чтим.

1

1

27

Быт крестьянина русской деревни

1

1

28

Народный календарь весна красна (март-апрель май) традиции

6

29

Весенние народные праздники на Руси.

2

30

Приметы, пословицы, поговорки про весну

2

31

Встречай любовно птичьи стаи

2

32

Экскурсии в комнате Боевой славы

10

33

Экскурсии в Русской избе

10

34

Уроки мужества, посвященные победе

10

35

Громкие чтения о ВОВ

10

36

Игры - викторины на тему ВОВ

10

37

Посещение ветеранов

10

38

Облагораживание территории возле памятника

4

39

Участие в акции «Ищу героя», «Без истока нет реки» и других районных, областных акциях

30

40

Экскурсии в музеи г. Костромы

6

40

Заключительное занятие. Подведение итогов

2

Итого : 216 часов в том числе

38

178




© 2010-2022