- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Технология разработки игровых программ
Технология разработки игровых программ
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Кудряшова Н.Л. |
Дата | 28.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технология разработки игровых программ как фактор повышения профессионализма педагогов
«В педагогическом мастерстве - три кита: игра,
творчество, жизнь…»
К.Д. Ушинский
«В педагогическом мастерстве - три кита: игра,
творчество, жизнь…»
К.Д. Ушинский
В школах проводятся и будут проводиться воспитательные мероприятия. И хотя они не являются единственно возможным видом работы с детьми, хотя многие задачи воспитания можно и нужно решать иными способами, мероприятия остаются, и организовывать их нужно методически грамотно, с максимальным воспитательным эффектом. Этой проблеме посвящены материалы С. П. Афанасьева, автора популярных методических пособий «Сто творческих конкурсов», «Триста творческих конкурсов», «Клуб эрудитов», «Последний звонок», «Что делать с детьми в загородном лагере» и др.
В данных материалах найдет отражение широкое многообразие современной педагогической практики в организации воспитательных мероприятий.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОНКУРСНЫХ ПРОГРАММ
Воспитательное мероприятие - это относительно завершенная совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогом с воспитательной целью (определение А.Г. Кирпичника).
Любое воспитательное мероприятие, как и любой другой продукт человеческой деятельности, имеет форму и содержание. И, конечно же, любое воспитательное мероприятие имеет название. Если сопоставить перечень названий тех мероприятий, которые проводятся сегодня в школе, то получится список, насчитывающий несколько сотен пунктов. Но при внимательном изучении этого списка можно обнаружить, что, при всем разнообразии названий, в основе большинства мероприятий лежат одни и те же формы. Еще можно заметить, что в различных по форме мероприятиях нередко заключено одно и то же содержание. Например, «аукцион исторических знаний» и «аукцион географических знаний» - это одна и та же форма, наполненная различным содержанием. А «экологический эрудицион» и «экологический десант» - две совершенно разные формы, имеющие сходное содержание.
В настоящее время остро стоит вопрос о необходимости оптимизации социально-педагогической и психологической помощи детям, которая требует внедрения новых технологий, знания механизмов воздействия на ребенка, изучения и распространения передового опыта организации и общения детей . Рассматривая процесс разностороннего развития ребенка, нельзя недооценивать роль игровой деятельности.
Умение видеть в каждом мероприятии его форму и содержание - это определенный показатель методической грамотности. К сожалению, подобного умения лишены многие педагоги. Они ошибочно отождествляют название с формой, а форму с содержанием. А это в свою очередь приводит к низкой эффективности воспитательной работы, к бесконечному, сумбурному поиску «новых» форм, которых в принципе просто нет. На сегодняшний день существует всего несколько десятков форм работы с детьми, а все многообразие мероприятий есть лишь результат наполнения этих форм новым содержанием с последующим придумыванием «Старым формам с новым содержанием» привлекательных названий.
Педагог, усвоивший эту, казалось бы, элементарную истину, находится в более выигрышном положении, чем педагог, не принимающий ее и продолжающий бесконечно-бессмысленный процесс поиска новых форм воспитательной работы».
Ведь для успешного проведения мероприятий нужно лишь:
-
Знать существующие формы;
-
Уметь наполнить эти формы каждый раз нужным содержанием;
-
Уметь придумать полученному результату название. И не существует необходимости владеть методикой организации сотен мероприятий, все мероприятия одной формы организуются по одной технологии, по одному алгоритму. Владение двумя десятками организационных алгоритмов и технологией «придумывания» - это все, что требуется от педагога для проведения воспитательных мероприятий.
В основе любой конкурсной программы лежит принцип соревновательности, состязательности. Этот принцип не является чисто педагогическим, он не является даже чисто человеческим: соревновательность в специфичных формах присуща всей живой и даже неживой природе. Поэтому отрицать соревновательный момент в воспитательной работе, как это пытаются делать некоторые педагоги, - это все равно что отрицать законы природы на том основании, что они нам не нравятся. Дети всегда будут спонтанно состязаться, сравнивая себя с другими в самых различных сферар: кто быстрее съест яблоко, кто дальше швырнет камень - и так до бесконечности.
Игра выполняет множество функций:
-
Коммуникативная функция позволяет понять степень и уровень человеческий взаимоотношений;
-
Диагностическая функция позволяет проверить свои силы, возможности самовыражения и сомоутверждения;
-
Терапевтическая функция (эмоциональная) позволяет через различные игровые приемы преодолевать трудности, возникающие при общении с детьми и взрослыми, в поведении, учебе… и другие функции.
В игре развивается способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, готовность к сотрудничеству. Развивается способность к созидательной деятельности, толерантность, умение вести диалог в общении. Разнообразные игры, включенные в детскую жизнь, являются средствами творческого, физического и духовного развития личности. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому что играют.
Технологию подготовки и проведения детских игровых программ можно разделить на два блока: творческий и организационный.
-
Первый блок - творческий. В творческий блок нужно отнести: определение целей и задач, темы и идеи программы; написание сценария; работу с ведущими; разработку игр соответственно теме и возрасту участников; репетиционно-постановочный процесс; подготовку художественного оформления; подбор и запись музыкального сопровождения.
-
Второй блок - Организационный. Организационный блок включает в себя создание инициативной группы по проведению программы, привлекаются к сотрудничеству другие творческие коллективы. Кроме того продумываются реклама программы и оформление места ее проведения; приглашаются дети и взрослые; изготавливаются и приобретаются призы и сувениры для участников программы; подводятся итоги подготовки и проведения программы. Глубокий анализ подготовки и проведения программ дает возможность избегать в дальнейшем ошибок и грамотнее планировать деятельность, учитывая интересы детей и актуальность предлагаемых программ.