- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Доклад Социализация детей с ограниченными возможностями средствами дополнительного образования
Доклад Социализация детей с ограниченными возможностями средствами дополнительного образования
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Боровченко Н.Х. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»
ДОКЛАД
«Социализация детей
с ограниченными возможностями средствами дополнительного образования»
(из опыта работы)
Автор: педагог
дополнительного образования
Боровченко Н.Х
Рп. Михайловка
2016г.
(слайд1)
Известно, что дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают затруднения при взаимодействии с социальной средой. Отклонения в развитии ребёнка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства, так как тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребёнок приобретает без специально организованных условий обучения, недоступен ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.
(слайд 2)
Мы рассматриваем понятие «социализация» как способность ребёнка встроится, вписаться в общество, занять в нём определённое место, с одной стороны - приспособиться к актуальным запросам социума, с другой - попытаться создать себе пространство для роста и развития. И одной из задач для педагогов является оказание помощи ребёнку в создании такого пространства.
Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями широко известны: значительные ограничения жизнедеятельности вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, игровой деятельности в детстве, трудовой - во взрослой жизни
Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к "особому" ребёнку погружение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависят от тех условий, которые создают для этого взрослые. Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с "особыми" потребностями в большой социум; а с другой - стимулировать желание "особых" детей находиться в этом социуме и сформировать доверие к нему.
(слайд3)
Всем детям-инвалидам необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему в определенной степени можно решить через занятия дополнительного образования, так как зачастую это прекрасная возможность для их продуктивной творческой деятельности и социального общения. Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку-инвалиду своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему "ситуацию успеха".
(слайд 4)
Дети с "ограниченными возможностями здоровья" - это сложный своеобразный контингент. Приходится доказывать, что мы такие же дети, которые смеются, радуются жизни, побеждают. Поэтому роль клуба «Мы-Особые» многогранна.
(слайд 5)
Изучая такой предмет, как социализация и инклюзивное образование я поставила перед собой цель:
Цель: создание оптимальных условий для социализации и развития ребенка инвалида.
(слайд 6)
Задачи:
-Формирование коммуникативных способностей, расширение круга социальных контактов
-Развитие творческих способностей детей через разные виды деятельности
«Я-ХОЧУ» и «Я-МОГУ»
-Организация сотрудничества со средой формирования ребенка
(семья и другие общественные институты)
(слайд 7)
Чтобы реализовать эти задачи приходится постоянно самообразовываться и пополнять свою педагогическую копилку.
- Мною прочитаны книги «Другой мир особого ребенка» О.А. Реуцкая , Маллер А.Р. «Помощь детям с недостатками развития», научные статьи
- Составлена и реализуется образовательная программа с учетом заболевания индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
- Так же были пройдены курсы повышения квалификации «Инклюзивное образование», «Воспитание, обучение и интеграция в общество детей с тяжелыми нарушениями интеллекта (умеренная и выраженная умственная отсталость)
- Участие в методических неделях. Открытые занятия.
- Персональный сайт «Инфоурок», выставлены мои методические наработки: «Компетентностный подход в дополнительном образовании», «Вред и польза компьютера», «Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования». Открытые занятия «Путешествие в страну овощей» и «В мире животных». Выставлены фотографии участия и награждения детей в конкурсах. Публикации.
- В электронном и бумажном варианте создана подборка методических наработок по разделам: «Ознакомление с окружающим», «Познаем мир», «Игротека», «Познавательные уроки тетушки Совы» и разработки в разных техниках по декоративно-прикладному творчеству.
- Блок игр и заданий на развитие восприятия и воображения, зрительной памяти, ассоциативности мышления, которые расширяют словарный запас, кругозор и знания об окружающем мире, развивают речь.
(слайд 8)
Идя в ногу со временем нельзя не сказать о современных технологиях без которых не обходится ни одно занятие. В своей практике использую такие технологии: ИКТ, здоровье сберегающие, игровые, тренинго-игровые.
(слайд 10-12)
Огромный раздел в образовательной программе отводится социализации детей через декоративно-прикладное творчество. Занятия творчеством дают большие возможности, как для решения общетерапевтических задач, так и для достижения конкретных коррекционных целей. В процессе творческой деятельности у ребенка-инвалида усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, художественное творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка.
(слайд 13-15)
Наши дети, наряду со здоровыми, активно принимают участие во всех районных областных, международных конкурсах и показывают прекрасные результаты. Наблюдения показали, что дети-инвалиды с удовольствием посещают занятия, у них появилась тяга к общению, к дружбе. Они чувствуют себя в этом мире не одинокими, а нужными, что-то знающими и умеющими. Им есть с кем поделиться радостью или тревогой, проявить о ком-то заботу. Делая своими руками поделки, сувениры, дети с удовольствием замечают, что их работы не хуже других, и тогда в глазах появляется блеск, а на лицах - улыбка. В разговорах родителей чувствуется, пусть робкая, но надежда: не все так безнадежно!
(слайд 16-17)
Социализация ребенка не будет проходить в полном объеме, если он будет оторван от социума. С детьми посещали учреждения нашего посёлка (магазины, школа, больницы), где дети узнавали о функциях данного учреждения. Во время мероприятий посетили районный краеведческий музей в п. Михайловка, районную детскую библиотеку, кинотеатр «Жарки», в г. Черемхово- грамматический театр. Родители очень активно принимают участие в жизни объединения: помогают в подготовке к выставке, посещают все мероприятия проводимые в ЦВР и объединении.
Обучая ребенка с ограниченными возможностями, невозможно достигнуть стремительно-высоких показателей, но мы не должны опускать руки, а маленькими шагами постепенно и настойчиво идти к намеченной цели.
(слайд 18)
Обучая детей, педагог сам учится у них силе воли, состраданию, переосмысливает свои жизненные позиции;