Рабочая программа кружка Младший школьник - юный исследователь

Раздел Дополнительное образование
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сявская средняя общеобразовательная школа




Принято педсоветом

Утверждаю:

Протокол № 8

Приказ № 103 б от 31.08.2015 г

от «31» августа 2015 г.

Директор школы: Н.Н.Шустина






Программа внеурочной деятельности


«Младший школьник - юный исследователь»





Срок реализации: 1 год

Возраст детей - 8-10 лет












Составила: учитель начальных классов

Ледовская Светлана Евгеньевна






п. Сява

2015 г.

Ι. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств - гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств. Программа кружка используется во внеурочной деятельности.

В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Младший школьник - юный исследователь» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.

ΙΙ. Общая характеристика программы курса.

Отличительные особенности программы «Младший школьник - юный исследователь» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания; умению создавать исследовательские проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.

Цели программы: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

  2. мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

  3. прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

  4. прививать интерес к исследовательской деятельности.

В ходе изучения курса «Младший школьник - юный исследователь» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент. В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса, а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям.

Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить как практикумы, дискуссии. На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми.

Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления. Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования.

Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций.

ΙΙΙ. Описание места кружка в учебном плане.

Сроки реализации образовательной программы 1 год. Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 45 минут. Всего 35 часов в год. Рабочая программа кружка «Младший школьник - юный исследователь» предназначена для учащихся 2-4 классов.

ΙV. Описание ценностных ориентиров содержания курса.

В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Курс «Младший школьник - юный исследователь» носит развивающий характер.

Изучение практики применения в образовательных целях методов самостоятельного исследовательского поиска убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Так, современные технологии исследовательского обучения учащихся предполагают в основном лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику. Большинство педагогов начальной, средней школ и тем более высших учебных заведений убеждены, что стоит только загрузить учащегося задачей проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как работа пойдет полным ходом.

Считается, что получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Однако ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник никакого исследования провести не смогут, если их этому специально не учить. Можно, конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей учащихся.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса.


Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

· положительное отношение к исследовательской деятельности;

. широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

. интерес к новому содержанию и новым способам познания;

· ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

· способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

· внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

· выраженной познавательной мотивации;

· устойчивого интереса к новым способам познания;

· адекватного понимания причин успешности/не успешности исследовательской деятельности;

· морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

· принимать и сохранять учебную задачу;

· учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

. планировать свои действия;

· осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

· оценивать свои действия на уровне ретро- оценки;

· адекватно воспринимать оценку учителя;

· различать способ и результат действия;

. вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

. выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

· проявлять познавательную инициативу;

. самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

. преобразовывать практическую задачу в познавательную;

· самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

· осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

. использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

. высказываться в устной и письменной формах;

. ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

. владеть основами смыслового чтения текста;

. анализировать объекты, выделять главное;

. осуществлять синтез (целое из частей);

· строить рассуждения об объекте;

· проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

· устанавливать причинно-следственные связи;

· обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

. подводить под понятие;

. устанавливать аналогии;

. оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

. видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.

Обучающийся получит возможность научиться:

· осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

· фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

· оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

· использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

· использовать речь для регуляции своего действия;

· допускать существование различных точек зрения;

· учитывать разные мнения, стремиться к координации;

· формулировать собственное мнение и позицию;

· договариваться, приходить к общему решению;

. соблюдать корректность в высказываниях;

· задавать вопросы по существу;

· использовать речь для регуляции своего действия;

· контролировать действия партнера;

. владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

· учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию;

· аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

. с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

· допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

· осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Уровни результатов

Первый уровень результатов

(2 класс)

Второй уровень результатов (3 класс)

Третий уровень результатов (4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали.

VΙ. Содержание учебного курса


  1. Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. (2 ч)

Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся.

Практика: анкетирование учащихся, опрос.

2. Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. (2 ч)

Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.

Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Здесь живут мои родственники».

3. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. (2 ч)

Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.

Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию « Родная улица моя». Проверка гипотез.

4. Основные источники получения информации. (2 ч)

Учебная литература - учебники, хрестоматии. Справочная литература - словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

5.Оформление списка литературы и использованных электронных источников.(2 ч)

Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

  1. Методы исследования. Мыслительные операции.(1 ч)

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

7. Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.

( 2 ч)

Практика: письменный отчёт - структура и содержание. Визуальный отчёт - диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Результаты загрязнения окружающей среды».

  1. Оформление работы. Подготовка доклада. (2 ч)

Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.

Практика: доклады по теме: «Моя семья вечером». Проверка оформления работ.

  1. Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. (2 ч)

Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.

Практика: работа в программе Microsoft Power Point.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

Итого

1.

Науки, которые нас окружают.

Что я думаю о своих способностях.

1

1

2

2.

Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности

1

1

2

3.

План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования.

1

1

2

4.

Основные источники получения информации.


2

2

5.

Оформление списка литературы и использованных электронных источников.

1

1

2

6.

Методы исследования. Мыслительные

операции.

1

0

1

7.

Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.

1

1

2

8.

Оформление работы. Подготовка доклада.

1

1

2

9.

Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point.

1

1

2

10.

Тематические учебные исследования.

4

15

19


VΙΙ.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема занятия

Содержание занятия

Формируемые УУД

ДАТА ПЛАН


ДАТА ФАКТ

2 класс




3 класс




2 класс

3 класс

1

Техника безопасности.

Введение в проектную деятельность

Инструктаж по технике безопасности.

Личностные УУД (формирование интереса)

Регулятивные (постановка учебных задач,)

04.09

02.09

2

Что такое исследование?

Кто такие исследователи?

Знакомство с исследовательскими работами детей начальной школы

Личностные УУД (формирование интереса)

Коммуникативные (участие в диалоге, ответы на вопросы, слушание и понимание речи)

Познавательные (осуществлять поиск необходимой информации )

11.09

09.09

3

Что такое гипотеза?

Что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы? Практические задания на продуцирование гипотез.

Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа.

Логические универсальные действия: установление причинно- следственных связей

Коммуникативные (участие в диалоге, ответы на вопросы, слушание и понимание речи)

18.09

16.09


4

Как задавать вопросы?

Составления анкет, опросников, интервью.

Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование.

Логические универсальные действия: установление причинно- следственных связей

Коммуникативные (участие в диалоге, ответы на вопросы, слушание и понимание речи)

- регулятивные (планирование своих действий в соответствии с постановленной задачей, нахождение пути их решения, самооценка)

25.09

23.09

02.10

30.09

5

Основные методы исследования

Экскурсия в поселковую библиотеку. Знакомство, правила поведения, поиск информации.

Логические универсальные действия: установление причинно- следственных связей

Коммуникативные (участие в диалоге, ответы на вопросы, слушание и понимание речи)

09.10

07.10

6

Основные методы исследования

Поселковая библиотека;

обобщение найденных материалов.

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными? Что такое справочник, энциклопедия, словарь и т.п.? С чего лучше начинать читать научные книги? Практическая работа по структурированию текстов

Логические универсальные действия: установление причинно- следственных связей

- регулятивные (планирование своих действий в соответствии с постановленной задачей, нахождение пути их решения, самооценка)

16.10

14.10

7

Коллективная игра-исследование

Игра «Юный исследователь». Проверка знаний этапов исследовательской работы, источников информации.

Логические универсальные действия: установление причинно- следственных связей

- регулятивные (планирование своих действий в соответствии с постановленной задачей, нахождение пути их решения, самооценка)

Коммуникативные (участие в диалоге, ответы на вопросы, слушание и понимание речи)

Познавательные (осуществлять поиск необходимой информации )

23.10

21.10

8

Формы исследования

Обобщение анкет и результатов опроса. Составление таблицы. Какими бывают вопросы? Какие слова используются при формулировке вопросов? Как правильно задавать вопросы? Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

регулятивные (планирование своих действий в соответствии с постановленной задачей, нахождение пути их решения, самооценка)

Коммуникативные (участие в диалоге, ответы на вопросы, слушание и понимание речи)

30.10

28.10

9

Учимся выделять главное и второстепенное

Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме.

Коммуникативные (участие в диалоге, ответы на вопросы, слушание и понимание речи)

Логические универсальные действия: выдвижение гипотез и их обоснование

- регулятивные (планирование своих действий в соответствии с постановленной задачей, нахождение пути их решения, самооценка)

06.11

04.11

10

Учимся выделять главное и второстепенное

Экскурсия в краеведческий музей.

Мини-конференция по итогам экскурсии

Коммуникативные (участие в диалоге, ответы на вопросы, слушание и понимание речи)

Логические универсальные действия: выдвижение гипотез и их обоснование

- регулятивные (планирование своих действий в соответствии с постановленной задачей, нахождение пути их решения, самооценка)

13.11

11.11

11

Учимся выделять главное и второстепенное

Знакомство с умозаключением. Что такое вывод? Как правильно делать умозаключения - практические задания.

Коммуникативные (участие в диалоге, ответы на вопросы, слушание и понимание речи)

Логические универсальные действия: выдвижение гипотез и их обоснование

- регулятивные (планирование своих действий в соответствии с постановленной задачей, нахождение пути их решения, самооценка)

20.11

18.11

12

Схема проектно-исследовательской работы

Изучение структуры проекта и структуры исследования

Как делать схемы?

регулятивные (планирование своих действий в соответствии с постановленной

задачей, нахождение пути их решения, самооценка)

Познавательные (осуществлять поиск необходимой информации )

27.11

25.11

13

Схема проектно-исследовательской работы

Чем исследование отличается от проекта? Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта.

Коммуникативные (участие в диалоге, ответы на вопросы, слушание и понимание речи)

Логические универсальные действия: выдвижение гипотез и их обоснование

- регулятивные (планирование своих действий в соответствии с постановленной задачей, нахождение пути их решения, самооценка)

04.12

02.12



14

Выбор примерной темы (заглавия) работы. Постановка проблемы

Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

Познавательные (осуществлять поиск необходимой информации )

Личностные УУД (формирование интереса)

- регулятивные (планирование своих действий в соответствии с постановленной

задачей, нахождение пути их решения, самооценка)

11.12

09.12

15

Определение задач проектной деятельности, которые позволяют достичь поставленной работы.

знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.

Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

регулятивные (планирование своих действий в соответствии с постановленной задачей, нахождение пути их решения, самооценка)

Познавательные (осуществлять поиск необходимой информации )

18.12

16.12

16

Поиск и отбор актуальной информации:

Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

Общеучебные УУД: поиск необходимой информации в различных источниках и сети Интернет (дети делают сообщения, находят рисунки, фотографии к занятиям).

Коммуникативные (участие в диалоге, ответы на вопросы, слушание и понимание речи)

Познавательные (осуществлять поиск необходимой информации)

25.12

23.12

17

прогулки-наблюдения

Поиск и отбор актуальной информации:

развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

Понятия: вопрос, ответ.

Личностные УУД (формирование интереса)

Коммуникативные (участие в диалоге, ответы на вопросы, слушание и понимание речи)

- регулятивные (планирование своих действий в соответствии с постановленной

задачей, нахождение пути их решения, самооценка)

Познавательные (осуществлять поиск необходимой информации)

13.01

11.01

18

Работа с различными текстовыми источниками информации

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где человек использует свою способность исследовать окружающий

Коммуникативные (участие в диалоге, ответы на вопросы, слушание и понимание речи)

Общеучебные универсальные действия: поиск необходимой информации в различных источниках и сети Интернет (дети делают сообщения, находят рисунки, фотографии к занятиям).

- регулятивные (планирование своих действий в соответствии с постановленной задачей, нахождение пути их решения, самооценка)

20.01

18.01

19

Работа с различными текстовыми источниками информации

Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий.

Личностные УУД (формирование интереса)

Общеучебные универсальные действия: поиск необходимой информации в различных источниках и сети Интернет (дети делают сообщения, находят рисунки, фотографии к занятиям).

Познавательные (осуществлять поиск необходимой информации

27.01

25.01

20

Анализ полученной информации

Что такое классификация и что значит «классифицировать»? Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок.

Коммуникативные (участие в диалоге, ответы на вопросы, слушание и понимание речи)

Общеучебные универсальные действия: поиск необходимой информации в различных источниках и сети Интернет (дети делают сообщения, находят рисунки, фотографии к занятиям).

03.02

01.02

21

Структурирование информации, выделение главного

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т.д. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание «Пиктограммы».

регулятивные (планирование своих действий в соответствии с постановленной задачей, нахождение пути их решения, самооценка)

10.02

08.02

22

Выбор способов и форм наглядной презентации

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными? Что такое справочник, энциклопедия, словарь и т.п.? С чего лучше начинать читать научные книги? Практическая работа по структурированию текстов.

Коммуникативные (участие в диалоге, ответы на вопросы, слушание и понимание речи)

17.02

06.02

23

Изготовление предметов наглядности

Практичееская работа

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди». Коллекционирование

регулятивные (планирование своих действий в соответствии с постановленной задачей, нахождение пути их решения, самооценка)

24.02

13.02

24

Изготовление предметов наглядности

Практичееская работа

Сообщения о собранных коллекциях

регулятивные (планирование своих действий в соответствии с постановленной задачей, нахождение пути их решения, самооценка)

03.03

01.03

25

Построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе.

Что такое доклад? Как составлять план своего доклада?

Коммуникативные (участие в диалоге, ответы на вопросы, слушание и понимание речи)

Познавательные (осуществлять поиск необходимой информации )

10.03

08.03

26

Секреты успешного выступления

Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.

Личностные УУД (формирование интереса)

Коммуникативные (участие в диалоге, ответы на вопросы, слушание и понимание речи)

17.03

15.03

27

Типология проектов

Чем проект отличается от исследовательской работы. Какие бывают виды проектов. Какие бывают типы проектов.

Познавательные (осуществлять поиск необходимой информации )

24.03

22.03

28

Эксперимент, исследование

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т.п.).

Познавательные (осуществлять поиск необходимой информации )

31.03

29.03


29

Оформление собранного материала. Выступление с докладом о проделанной работе

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Общеучебные универсальные действия: поиск необходимой информации в различных источниках и сети Интернет (дети делают сообщения, находят рисунки, фотографии к занятиям).

- регулятивные (планирование своих действий в соответствии с постановленной задачей, нахождение пути их решения, самооценка)

07.04

05.04

30

Работа над своим проектом

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков наблюдения (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии). Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

Личностные УУД (формирование интереса)

Общеучебные универсальные действия: поиск необходимой информации в различных источниках и сети Интернет (дети делают сообщения, находят рисунки, фотографии к занятиям).

Познавательные (осуществлять поиск необходимой информации )

14.04

12.04

31

Создание замысла проекта и разработка структуры

Практическая работа

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

Личностные УУД (формирование интереса)

Общеучебные универсальные действия: поиск необходимой информации в различных источниках и сети Интернет (дети делают сообщения, находят рисунки, фотографии к занятиям).

Познавательные (осуществлять поиск необходимой информации )

21.04

19.04

32

Заполнение шаблона разработки проекта. Распределение задач

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований

Личностные УУД (формирование интереса)

Общеучебные универсальные действия: поиск необходимой информации в различных источниках и сети Интернет (дети делают сообщения, находят рисунки, фотографии к занятиям).

Познавательные (осуществлять поиск необходимой информации )

28.04

26.04

33

Проведение первичного среза знаний по теме исследования. Поиск информации в различных источниках

Как правильно классифицировать.

Что такое определения?

Как давать определения понятиям

Коммуникативные (участие в диалоге, ответы на вопросы, слушание и понимание речи

Познавательные (осуществлять поиск необходимой информации )

05.05

03.05

34

Подготовка к защите работ

Как сделать сообщение о результатах исследования

Коммуникативные (участие в диалоге, ответы на вопросы, слушание и понимание речи)

12.05

10.05

35

Выставка - презентация проектов

Мини-конференция по итогам экспресс-исследования

С краткими сообщениями выступают только желающие.

Коммуникативные (участие в диалоге, ответы на вопросы, слушание и понимание речи)

19.05

17.05

35

Выступление на школьной научной конференции

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований, о выполненных проектах, а также вопросы авторам.

Личностные УУД (формирование интереса)

Коммуникативные (участие в диалоге, ответы на вопросы, слушание и понимание речи)

26.05

24.05


VΙΙΙ. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Список литературы.

  1. Ильиных Л.М. «Развитие исследовательских способностей школьников.»

  1. Начальная школа 2007, №7

  1. Савенков А.И. «Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы»

  2. Савенков А.И. «Методика организации игр-исследований с младшими школьниками»

  3. Савенков А.И. «Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской деятельности»

  4. Савенков А.И. «Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы»

  1. Одаренный ребенок. 2003, №2

  1. Шереметьева М.А. «Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников»

  2. Проектная деятельность в начальной школе \ авт-сост. М. К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.

  1. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова и др .. Волгоград: Учитель, 2008.

  1. Н.В.Бабкина «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.

  1. 5.А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.

Мультимедийные демонстрации (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).

school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем


9


© 2010-2022