Исследовательская работа Кустарные промыслы пос. Ужовка

Раздел Дополнительное образование
Класс 10 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение…………………………………………………………..2

2. Кустарные промыслы и ремесла Вашего края (исторически сложившиеся, утраченные и сохранившиеся). История и интересные факты о станках, инструментах, приспособлениях, использовавшихся в кустарных промыслах и ремеслах………………………………...……………..……3-8

3.Заключение…………………………………………………….…..9

4.Список используемой литературы………………………………10




1. Введение. Туристско-краеведческая деятельность сейчас приобретает особую актуальность. Она предусматривает исследование исторических объектов родного края, создает условия для использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе школы и приобретение историко-исследовательских знаний, что позволяет развивать особые навыки.

Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития. С возникновением ремесла на заказ и, особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть производством несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок - кустарной промышленностью. В русской статистической литературе нередко все ремесленники XIX-XX вв. назывались кустарями. Становление профессионального ремесла, особенно в городах, привело к возникновению новой сферы производства и нового социального слоя - городских ремесленников.Однако и здесь происходит его вытеснение фабрично-заводской промышленностью в результате индустриализации. Обыденные представления о ремесле, как об устаревшем в современном обществе явлении, обманчивы. И в наше время продолжают появляться новые ремёсла, а в некоторых сельских местностях и развиваться старые.

В нашем районе существовало и существует до сих пор множество различных ремесел и промыслов. Перечислим некоторые из них.


2. Шитье сарафанов.

В переводе с персидского слово «сарафан» - сарапа - означало « с головы до ног, всецело», род длинной одежды. Трудно поверить, что сарафан - национальная русская женская одежда - назван заимствованным словом. Заметим, что до XVII века, так предполагают языковеды, сарафаном у нас называли только мужскую (!) одежду, особенно боярскую: нечто вроде длиннополого кафтана, а с XVII века слово упоминается уже и в значении одежды женской, а ещё позже - только женской. В XIV в. сарафан в России - народная мужская одежда воевод, великих князей, а в XVII в. - царей.
В каждой губернии были свои сарафаны и свои названия: «ферязь» - в Ярославской и Новгородской, «саян» - в Тверской и Московской, «сорококлин» - в Смоленской, «китайка» - в Калужской, Нижегородской и т. д. Сарафаны эти выполнялись из шелка, шерсти, льняного холста, а впоследствии - из фабричного ситца. Так, зажиточные и богатые крестьяне центральных районов России, в том числе и Нижегородской губернии, где в конце XVIII - начале XIX в. развивалась шелкоткацкая промышленность, предпочитали сарафан на лямках из парчовых и полупарчовых тканей. Он дополнялся сборчатой рубахой, вышитой белой гладью или золотом, и коротким, повторяющим форму и конструкцию сарафана навершником - душегреей. Особенность навершника заключалась в том, что лишняя ширина присбаривалась на спинке, а с изнанки была посажена на тесемки. Тканые узоры сарафанов представляли собой русские варианты западноевропейских рисунков парчовых и шелковых тканей с многоцветными букетами садовых цветов в окружении гирлянд и лент на розовых золотистых, голубых, фисташковых фонах. Узоры этого типа в народе называли пукетами. Штофные и парчовые сарафаны стоили очень дорого и потому передавались по наследству от матери к дочери, что определило их бытование в крестьянской среде вплоть до 80-х годов XIX в. .
Как свидетельствует история сарафана, наиболее доступным и подходящим украшением для этого вида женской одежды служила вышивка, которая всегда была в моде. Обучать этому искусству считалось обязательным для девушек, и женщины всех возрастов, пока позволяло зрение, часами сидели за этим приятным ремеслом. Фурор в привычном виде сарафана произвел Пьер Карден в 1965 году. Он придумал модель мини сарафана. Шили их из шерстяного сукна, держались они на бретельках и носили их с входящими тогда в моду водолазками.

На сегодняшний день дизайнеры не только России, но и других стран уверены, что история сарафана не заканчивается на наших поколениях, ему уготована долгая жизнь в модельном бизнесе с новыми находками и поворотами.

Резьба по дереву.

За долгую историю существования резьбы по дереву четко определились ее основные виды: плоскорельефная, рельефная, геометрическая (трехгранно-выемчатая), контурная, прорезная, накладная, объемная.

Начинающему резчику рекомендуется древесина липы - мягкая, однородного строения, достаточно вязкая, легко режется вдоль и поперек волокон. Классическим материалом для резьбы считается дуб. Из него выполняются как монументальные, так и небольшие, камерные композиции. Геометрическая резьба эффектно смотрится на светлой, ничем не покрытой древесине. Иногда резьбу тонируют и подкрашивают. Для этого используют протраву, приготовленную из уксуса и горсти гвоздей. Настаивают раствор 3-5 дней, а затем, разбавив водой, тампоном наносят на отделываемую поверхность и сушат. Хорошо просушенное изделие шлифуют мелкозернистой шкуркой, и оно приобретает цвет старого дерева, а резьба станет более контрастной и рельефной. Контурная резьба.Процесс резьбы осуществляется в два приема: надрез и подрез. Косяк зажимают в кулаке лезвием на себя, ставят не вертикально, а несколько наклонно к поверхности, и с усилием ведут по контурам рисунка. Так делается надрез. После него выполняют подрез. Косяк держат в руке так же, только наклоняют в противоположную сторону и подрезают уже надрезанный контур. В результате вслед за ножом от заготовки отделяется трехгранная деревянная полоска-соломка. Резать нужно с одного раза. Следы срезов должны быть чистыми, контурные очертания - четкими, аккуратными .В большинстве случаев контурную резьбу можно выполнить только ножом-косяком. Это народное ремесло сохранилось в нашем Починковском р-не ,в п.Ужовка и до наших дней, примером этого служит выполнение резьбы по дереву С.Бондаренко, который занимается этим промыслом и искусно выполняет его.

Валенковаляние.Слово "валенок" часто вызывает у нас улыбку как нечто устаревшее и просто забавное .Валенки, назывались в древности- "коты", "катанки".Свалять валенки не трудно, но очень трудоемко. Все мы знаем, что валенки делают из шерсти. Шерсть берут, как правило, летнину, или клочье, снимаемую с овец летом. Летнина придает валенкам мягкости. Шерсть очищают от мусора, моют и вычесывают, делая из нее мягкую и пушистую массу. Подготовленную шерсть раскладывают в форме большого носка и начинают валять. Валяют всегда руками, используя для этого четырехгранную скалку. Шерсть поливают горячей водой, чтобы она лучше сваливалась. Постепенно заготовки валенок становятся меньше. Их растирают на ребристой доске (дергуче), чтобы они уплотнились .Затем натягивают на колодки, формируя носок и пятку. На колодках валенки отбивают деревянной колотушкой со всех сторон до тех пор, пока они не уменьшатся до нужного размера. Поверхность валенок натирают пемзой, доваливая шерсть окончательно. И ставят их на просушку. Высушенные валенки опять трут пемзой или деревянным бруском, уже для окончательной отделки.
В былые времена у мастеров валяльщиков валенок были свои секреты по окрашиванию войлока. Для того, чтобы осветлить его, они использовали белила, смешанные с молоком. Эту смесь они втирали в войлок и ставили валенки в слабо натопленную печь. Чтобы окрасить их в черный цвет, валяльщики применяли медный купорос или квасцы. С валенками до сих пор проводят самые разнообразные эксперименты. Их полируют, шлифуют и даже лакируют, предварительно пропитав войлок столярным клеем. Чтобы добиться водостойкости, используют каучук, растворенный в бензине. Отделка и форма валенок также отличаются невероятным разнообразием: вышивка, аппликация, стразы и даже разноцветные перья экзотических птиц. Да и форма валенок может быть весьма разнообразной.
Это народное ремесло сохранилось до нашего времени в п.Ужовка, примером этого может служить валенковаляние семьи Старинновых.

Плетение корзин.

Лучше всего для плетения корзин пригодны ивовые прутья толщиной у коня до пятнадцати миллиметров и ивовые палки толщиной пятнадцать - сорок миллиметров. Они должны быть прямыми, гибкими, со здоровой плотной древесиной. Для плетения корзин применяют как зеленые(неочищенные от коры) прутья и палки, так и окорененные(очищенные от коры). Плетением корзин занимается С. Жихарев, с.Байково, Починковского р-на.

Художественная вышивка.

Вышивка является одним из самых распространенных и популярных видов самодеятельного искусства и домашнего рукоделия. Возникновение вышивания связано с появлением первого стежка, сделанного первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Конечно, сначала появилось шитье, как необходимость. Усовершенствование техники вышивки обусловлено переходом от каменного и костяного шила к костяной игле, затем - к бронзовой и позднее - к стальной, а также развитием прядения, ткачества, красильного дела и т.д. Со временем появилась вышивка, в качестве декоративного дополнения к шитью. Ведь материалы, из которых создавали одежду, разнообразием не отличались, а вышивка всегда давала возможность сделать наряд особенным, не похожим на другие.

Страсть к украшению себя и своей одежды, с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды, свойственна человеческой природе. Вышивание известно было в глубокой древности, и, как многих других отраслей искусства и науки, колыбелью его был Восток. В Азии это искусство процветало уже широко гораздо ранее того, чем оно стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение вышивания Минерве, Афине-Палладе. О том, что искусство вышивки существует с древнейших времен, свидетельствуют сохранившиеся до наших дней произведения живописи и скульптуры древнего Вавилона, Ирана, Греции, Рима, а также находимые при раскопках ткани, как например, китайские ткани первого тысячелетия до нашей эры. К наиболее ранним вышитым тканям относятся антейские ткани V века до н. э.

Ручная вышивка и сейчас, в мире высоких технологий и машинного труда, не утратила свою актуальность и популярность. Появилось множество новых стилей вышивания, разработаны современные технологии и оборудование.

Проводя небольшое исследование, я узнала, что в Починковском р-не это ремесло сохранилось до наших дней , им занимается Чивкунова Раиса В.

Художественная ковка.

Художественная ковка- один из самых старейших видов декоративного искусства. Художественная ковка отличается от просто ковки тем, что кованые изделия приобретают художественную ценность, становятся произведением искусства. Возникновение как таковой художественной ковки восходит к племенам кельтов, сделавших первые попытки украсить материалы, поверхности и изделия. Хотя самые древние находки - кинжалы, золотые кубки, украшения относятся ещё кIII тысячелетию до н.э. Основным способом обработки металлов на протяжении длительного времени была ковка. В настоящее время наряду с ручным трудом кузнецов художественных мастерских, изготовление изделий ведётся индустриальными методами. Основные устройства, применяемые в художественных мастерских, аналогичны обычным кузницам - это горн и наковальня. В качестве оснастки выступает ручник, а при крупных работах применяется кувалда. Для держания раскалённого металла применяются наборы клещей - серийные и специальные. Последние изготавливаются кузнецом-художником самостоятельно.

В нашем Починковском районе, посёлке Ужовка, также изготавливают различные изделия из металла. Этим нелегким, но удивительно красивым ремеслом занимается Арзамаскин В.




3. Заключение.

Краеведческая работа - один из важнейших методов патриотического воспитания подрастающего поколения. Только обращаясь к истории, культуре, природе своего родного края, проводя исследования в областях культуры и исторического наследия, мы сможем привить любовь к своей Родине, помочь понять, историческую ценность, беречь то историческое и культурное наследие, которое досталось нам от дедов и отцов.

Особая значимость и актуальность этой темы в том, что человек, изучая культурные особенности и историю родного края, развивается эстетически. Культурно развитый человек наиболее интересен обществу, так как он «несет» что-то новое; он обладает дополнительными знаниями, которые, в дальнейшем, помогут развить интерес окружающих к краеведению. Так, все образцы, представляющие перечисленные ремесла нашего края, посёлка УжовкаПочинковского района Нижегородской области, находятся в школьном краеведческом музее.

Так как моя работа исследовательская, я изучала различную литературу, энциклопедии; воспользовалась такими источниками, как Интернет, экспонаты школьного краеведческого музея. Много полезных сведений мне дало местное население - старожилы поведали о ремеслах и имеющихся у нас промыслах. Я считаю, что такая работа стимулирует интерес к изучению родного края- нашего прошлого и настоящего. Скорее всего, я продолжу и дальше исследование родного края, постараюсь развить интерес у других учеников нашего района и распространить собранные сведения.


4.Список используемой литературы:

1. Д. Э. Харитонович. Ремесло Цехи и миф / Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. Москва: Наука, 1999, с. 118-124.

2. Белковский Г. А., Ремесло // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

3. Народные художественные промыслы России: история, география и культура / Аманжолова Д. А. и др. - М., 2012. - 291 с.

4. Народные промыслы Горьковской области: Альбом[Сост.Широков Б.П.]. - Горьгий: Волговятское книжное издательство,1986.

5.Климова Н.Т.Народная вышивка Горьковской области: Рассказы о народном искусстве.- Горьгий: Волговятское книжное издательство,1983.

6. Интернет-источник: spleteno.ru/

7.Интернет-источник: wikipedia.ru/




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ужовская средняя школа


географо-краеведческий конкурс «Край Нижегородский»


Тема:

«Кустарные промыслы и ремесла посёлка Ужовка»



Возрастная группа:

16 лет (10 класс)


Выполнила:


Бурдина Елена Сергеевна


Руководитель:

Стучилина Т.В.



[email protected]

Нижегородская область, Починковский р-н, пос. Ужовка,ул.Пушкинская,д.52а

2014год.

~ 11 ~


© 2010-2022