• Преподавателю
  • Дополнительное образование
  • Программа факультативного курса «Национальные ремесла» Обучение учащихся национальной технологии состоит из следующих разделов: Раздел I «Орнаментальное искусство»

Программа факультативного курса «Национальные ремесла» Обучение учащихся национальной технологии состоит из следующих разделов: Раздел I «Орнаментальное искусство»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Е.Ю. Козлова

КОУ ХМАО-Югры «Ларьякская школа-интернат

для обучающихся с ОВЗ

с. Ларьяк

Программа факультативного курса «Национальные ремесла»

Обучение учащихся национальной технологии состоит из следующих разделов:

Раздел I «Орнаментальное искусство» Основные задачи обучения и развития: познакомить учащихся с орнаментальным искусством ханты, с технологией построения, с основными орнаментальными композициями; Научить и различать типы орнаментов; Развивать эстетический вкус, воображение, память, мышление; Закреплять полученные знания на практических занятиях.

Раздел II. «Технология работы с мехом». Основные задачи обучения и развития: Ознакомление учащихся с материалом, его назначением, видами; Научить делать зарисовки с образцов и самостоятельно разрабатывать изделие, научить подбирать материал, изготавливать игрушки- сувениры; Закрепление знаний, умений работы с мехом на практических занятиях; Развивать фантазию, творчество.

Раздел III. «Технология выполнения работ бисером». Основные задачи обучения и развития: Ознакомить учащихся с историей возникнговения бисера, с инструментами и приспособлениями для работы; Научить выбирать нужный и качественный материал, научить различным способам плетения, развивать умение работать со схемами; Воспитывать усидчивость, аккуратность, национальное самосознание; Закреплять полученное знание на практических занятиях.

Раздел IV «Технология художественной обработки кожи». Основные задачи обучения и развития: Ознакомить с историей обработки кожи, инструментами и приспособлениями, бать общие сведения о работе с кожей, ее назначении; Научить способам соединения и крепления, художественной обработке, научить различать виды; Развивать эстетический вкус, воображение, мышление, память; Закрепление знаний на практических занятиях.

Предлагается содержание разделов по темам и примерное содержание занятий:

Раздел I «Орнаментальное искусство»

Тема1. Знакомство с хантыйской орнаментикой.

Данное занятие сопровождается с показом образцов хантыйских и мансийских орнаментов, фотографии, иллюстраций изделий с изображением орнаментов народов ханты;

Обязательно ознакомить с богатейшими символами, по которым воспроизводились орнаменты. Тематика которых очень разнообразна: звери, птицы, явления природы, человек, рыбы, растения. Чтение легенды о типах орнаментов. На примерах показать различие орнаментов ханты и манси. И в этом занятии нужно в обязательном порядке использовать теоретический материал в предыдущей главе. (см. прил. 3)

Тема2. Технология построения орнаментов.

При выполнение задания дать понятие о правильном построении орнаментов, об уравновешенной композиции.

1. орнамент состоит из геометрических фигур: равнобедренных треугольников, квадратов, прямоугольников.

2. стороны квадрата равны сторонам прямоугольников (масштаб 2 клеточки или 1 см.).

3. в каждом прямоугольнике содержится целое число квадратов.

В ходе построения детьми обязательно следует обращать на симметричность элементов узора, четкость форм геометрических фигур.

Тема 3. Изготовление орнамента из бумаги.

Материалы и оборудование к занятиям: таблица и альбом с хантыйскими орнаментами, цветная и белая бумага, клей, ножницы, стена с орнаментами с национальной одеждой и орнаментаций.

Цели и задачи: развитее технических навыков работы с бумагой, ножницами, клеем; развитие чувства гармонии цвета с учетом традиций хантыйского народа.

Задание предполагает выбрать из образцов понравившееся. Шаблоны элементов перенести на бумагу (выбор гармоничного сочетания) вырезать из цветной бумаги и наклеить на сочетающийся цвет. В последующие занятия можно использовать различные материалы (кожу, бересту, ткань).

Опять-таки обращая внимание детей на стенд национальной одежды. Можно предложить вырезать из картона какой-либо вид одежды или бытовой утвари и на этом разместить свой орнамент или элементы орнамента.

Раздел II. «Технология работы с мехом».

Тема 1.: Основы технологии.

В данном занятии необходимо в процессе беседе о быте и культуре хантыйского народа обратить их внимание на богатство орнаментики и многообразие техник выделки шкур. Основное направление на этом занятии - подробное ознакомление с традиционной и современной технологией выделки. Так же следует отметить что благодаря натуральному хозяйству возникла очень красивая и практичная меховая одежда. Обусловлено это тем, что потребность в теплой и удобной одежде вызывалась окружающей природой и суровым климатом. Подробное описание традиционной технологии выделки шкур животных приведены выше в первой главе.

Тема 3. Технологии изготовления меховой игрушки сувенира.

Это занятие предполагает подготовку педагога - знание традиционной технологии работы с мехом. Теоретический материал требует подать более в полной мере по изученным материалам изготовление игрушек - сувениров из богатейшей коллекции. Особо требуется подчеркнуть, что раннее игрушке - сувениру придавалось магическое значение. Следует также уделить больше времени на технологию резания меха. Ознакомить с инструментами и приспособлениями. Так как на предыдущем занятии учащиеся научились выбирать образ и переводить выбранную выкройку, теперь будет своевременным изучить технологию посадки меха на каркас. Учитель наглядно показывает как нарезаются полоски из меха. Тщательно отчищаются от обрезанного подпушка и в руках приобретают полукруглую форму. Показ приема наклейки меха на каркас. Затем следует отметить, что этот сувенир, настенный, и он должен иметь плоскую форму. Показ прессования изделия.

В конце занятия предлагается учащимся подумать над изготовлением своей поделки.

Тема 4. Практическая работа - изготовление сувенира.

Это занятие предполагает несколько сдвоенных занятий. Учитель объясняет практическую сторону, назначение игрушек - сувениров. Дети ознакомлены, и могут свободно выбрать самостоятельно любую готовую выкройку. Но можно и нужно дать время на выбор.

За это время у учащихся творческое воображение развито. Если ребенок предоставит за это время примерный эскиз, значит раннее проведенные занятия оказались плодотворные. Выкройки выбраны. Учитель помогает детям перевести их на каркас. Далее учителю следует оказать помощь каждому ребенку в выборе меха и нарезке полосок, по ранее изученной технологии.

Раздел III. Технология выполнения работ бисером.

На этих занятиях ознакомить с историей. Геометрические орнаменты выполнялись бисером на женских поясах, нагрудниках, сумочках, обуви. Больше всего ценили ханты непрозрачный бисер. Нужными цветами они считали белый, зеленый, оранжевый, голубой и красный. Ханты знали всего две техники: ажурную сетку и нашивание бисера на ткань и кожу. Так же на занятиях нужно ознакомить детей с современной техникой работы с бисером.

Тема 4. Изготовление изделий.

Материалы, инструменты и оборудование к занятиям: таблицы со способами низания, вышивки, плетения, стенд с элементами национальной одежды с орнаментацией, иглы, леска, проволока, бисер.

Цели и задачи: закрепить знания и умения, воспитывать усидчивость, аккуратность, национальное самосознание.

Задача учителя направить деятельность детей на творческое воображение.

Учитель должен помочь в выборе изделия и подборе материала. Перед началом практической работы следует повторить технические прием, напомнить о композиционных законах, так как во время практических занятий развиваются технические навыки следует строго следить за правильностью технологических приемов.

© 2010-2022