- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Доклад Воспитание и социализация обучающихся в условиях реализации ФГОС
Доклад Воспитание и социализация обучающихся в условиях реализации ФГОС
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гаврилова И.Ю. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Воспитание и социализация обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО.
Подготовила: Гаврилова И.Ю.- уч. математики МКОУ «СОШ№1»г. Поворино Воронежской области.
Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения
Согласно требованиям ФГОС ООО нового поколения, учебный план включает для каждого класса до 9 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Реализация программы воспитания и социализации школьников будет способствовать:
овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека.
Таким образом, вследствие реализации данного проекта и внедрения предлагаемой Модели эффективность системы воспитания и социализации школьников может быть существенно повышена, а также может быть создан особый уклад школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность, существенными характеристиками которой станут:
-
ориентированность на образовательные запросы учащихся, родителей, общества, государства;
-
принятие ребенком ценностей через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами;
-
использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, фильмы и т.д.)
-
согласованность деятельности различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы;
-
реализация средового подхода в воспитании и социализации детей.
А, следовательно, ожидаемыми конечными результатами станут следующие:
-
Корректировка образовательной программы;
-
Разработка рабочих программ по учебным предметам;
-
Разработка образовательных программ дополнительного образования по конкретным направлениям внеурочной деятельности;
-
Разработка индивидуальных образовательных программ и маршрутов для обучающихся;
-
Разработка тематических образовательных программ;
-
Обобщение передового педагогического опыта по теме проекта.
Процесс воспитания в школьном пространстве непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. Основой формирования гражданской позиции и социальной активности может явиться внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее, чем урок временное пространство, большее количество субъектов - участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств. С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает (при определённых условиях) огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно "самовоспитываться" в соответствие со своей шкалой ценностей. Таким образом, внеурочная деятельность - это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время. Рассматривая внеурочную деятельность как основу процесса формирования гражданской позиции и социальной активности, следует заметить, что внеурочная деятельность,
в первую очередь, должна провозглашать и гарантировать условия осуществления этого процесса. Во-вторых, внеурочная деятельность не должна быть догматической или насильственной (приказной) и формальной. В-третьих, при организации внеурочной деятельности необходимо максимально опираться на позитивный опыт ребёнка.
В учебном плане основного общего образования отмечено, что формы организации учебно-воспитательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
Диагностический инструментарий:
Входящее, промежуточное и итоговое тестирование учащихся на выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников;
Анкетирование, направленное на выявление образовательных запросов учащихся;
Тематические листы-вкладыши в портфолио учащихся.
А разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на выделенных девяти видах внеурочной деятельности
-
игровой;
-
познавательной;
-
проблемно-ценностном общении;
-
досугово-развлекательной деятельности;
-
художественном творчестве;
-
социальном творчестве;
-
трудовой (производственной) деятельности;
-
спортивно-оздоровительной деятельности;
-
туристско-краеведческой деятельности.
образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трёх уровней.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Дополнительное математическое образование школьников представляет собой особую, самоценную составляющую школьного дополнительного образования. А также неотъемлемую часть непрерывного математического образования, обеспечивающую посредством реализации дополнительных образовательных и досуговых программ на основе свободного выбора и самоопределения учащихся, формирование у них устойчивого познавательного интереса к предмету; выявление и развитие математических способностей, необходимых для продуктивной жизни в обществе; повышение уровня математической образованности.
Дополнительное математическое образование школьников имеет сложную системную организацию и выступает как совокупность, взаимодействие и взаимопроникновение целевого (цели дополнительного математического образования школьников), содержательного (содержание дополнительного математического образования), процессуального (методы обучения; дидактические средства; формы организации деятельности детей) и результативного (образовательные результаты учащихся) компонентов.
Дополнительное математическое образование в условиях школы осуществляется по группам, индивидуально или фронтально через различные объединения детей по интересам: учебная группа; кружок; студия; клуб и др.
Основной формой организации деятельности детей в системе школьного
дополнительного математического образования является занятие. В образовательном процессе могут быть использованы как традиционные (лекция, практическое занятие, комбинированное занятие), так и нетрадиционные формы организации деятельности детей (игра; соревнование; смотр знаний и др.). Кроме
того, целесообразно применять разнообразные досуговые (олимпиады; конференции; математические вечера; недели математики; фестивали и др.), а также различные дистанционные формы организации деятельности детей (образовательный web-квест; дистанционные лекции, конкурсы, проекты, игровые турниры, олимпиады, предметные недели; web-занятия и др.).
Цель дополнительного математического образования
развитие логического мышления и математической речи, интуиции, алгоритмической культуры, геометрических представлений, интереса к изучению математики, создание фундамента для изучения в следующих классах систематических курсов алгебры и геометрии, а также школьных предметов естественнонаучного цикла,
воспитание упорства, аккуратности, способностей к преодолению трудностей,
гражданской ответственности.
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных и нестандартных задач в математической области и смежных дисциплин; самостоятельной познавательной деятельности.
Характеристика образовательных результатов школьников, осваивающих
дополнительные образовательные программы по математике
Предметные результаты - теоретические знания, практические умения и творческие навыки, усвоенные учащимися в рамках освоения
программы.
Метапредметные результаты - освоенные учащимися универсальные
учебные умения (учебно-регулятивные, учебно-познавательные, учебно-коммуникативные). Личностные результаты - сформировавшиеся и развившиеся у школьника: познавательный интерес к предмету; математические способности; математическая образованность. Диагностику образовательных результатов предлагается проводить с использованием таблицы «Диагностика результативности освоения учащимся дополнительной образовательной программы по математике» и «Инди-
видуальной карты учета результатов освоения учащимся дополнительной образовательной программы по математике», что позволит определить степень освоения программы каждым ребенком, оказать ему своевременную помощь и поддержку. «Дополнительное математическое образование школьников» является «открытой» системой, доступной для корректировки с учетом изменяющегося социального заказа общества, запросов обучающихся и их родителей.
В 5 классе я веду курс дополнительного математического образования «Погружение в геометрию».
Погружение в геометрию осуществляется через форму, окружающую действительность .
Это больше наглядная геометрия с элементами абстрагирования. Основные методы изучения: наблюдения, анализ, элементы исследования
Темы: Что такое геометрия? Что изучает?
Геометрия дождя и снега(Что такое дождемер? Сколько осадков выпадает в сутки? Математика и сказание о потопе)
Геометрические головоломки(Измерение без линейки, Живой масштаб, Старинные меры длины)
Логика геометрических задач(Логические
Геометрия вокруг нас
Удивительные треугольники, загадочные квадраты
Многообразный мир линии
Геометрические иллюзии(Развитие понятии геометрической оптики, Иллюзия Перельмана, Мюйлера-Лайера и др.) задачи, Лабиринты)
И др.
Цели курса: повысить математическую культуру, интерес к предмету, научить анализировать, рассуждать, находить закономерности, подготовить к дальнейшему изучению геометрии как предмета
Вид деятельности познавательная, проблемно-ценностная, игровая
Формы: познавательные игры, познавательные беседы, проблемно-ценностная дискуссия, детские исследовательские проекты, интеллектуальные марафоны
Уровень результатов. Приобретение школьником социальных знаний
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Получение опыта самостоятельного социального действия.
7