Доклад Воспитание и социализация обучающихся в условиях реализации ФГОС

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание и социализация обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО.

Подготовила: Гаврилова И.Ю.- уч. математики МКОУ «СОШ№1»г. Поворино Воронежской области.

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения

Согласно требованиям ФГОС ООО нового поколения, учебный план включает для каждого класса до 9 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Реализация программы воспитания и социализации школьников будет способствовать:

овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека.

Таким образом, вследствие реализации данного проекта и внедрения предлагаемой Модели эффективность системы воспитания и социализации школьников может быть существенно повышена, а также может быть создан особый уклад школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность, существенными характеристиками которой станут:

  • ориентированность на образовательные запросы учащихся, родителей, общества, государства;

  • принятие ребенком ценностей через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами;

  • использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, фильмы и т.д.)

  • согласованность деятельности различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы;

  • реализация средового подхода в воспитании и социализации детей.

А, следовательно, ожидаемыми конечными результатами станут следующие:

  • Корректировка образовательной программы;

  • Разработка рабочих программ по учебным предметам;

  • Разработка образовательных программ дополнительного образования по конкретным направлениям внеурочной деятельности;

  • Разработка индивидуальных образовательных программ и маршрутов для обучающихся;

  • Разработка тематических образовательных программ;

  • Обобщение передового педагогического опыта по теме проекта.

Процесс воспитания в школьном пространстве непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. Основой формирования гражданской позиции и социальной активности может явиться внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее, чем урок временное пространство, большее количество субъектов - участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств. С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает (при определённых условиях) огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно "самовоспитываться" в соответствие со своей шкалой ценностей. Таким образом, внеурочная деятельность - это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время. Рассматривая внеурочную деятельность как основу процесса формирования гражданской позиции и социальной активности, следует заметить, что внеурочная деятельность,

в первую очередь, должна провозглашать и гарантировать условия осуществления этого процесса. Во-вторых, внеурочная деятельность не должна быть догматической или насильственной (приказной) и формальной. В-третьих, при организации внеурочной деятельности необходимо максимально опираться на позитивный опыт ребёнка.

В учебном плане основного общего образования отмечено, что формы организации учебно-воспитательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Диагностический инструментарий:

Входящее, промежуточное и итоговое тестирование учащихся на выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников;

Анкетирование, направленное на выявление образовательных запросов учащихся;

Тематические листы-вкладыши в портфолио учащихся.

А разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на выделенных девяти видах внеурочной деятельности

  • игровой;

  • познавательной;

  • проблемно-ценностном общении;

  • досугово-развлекательной деятельности;

  • художественном творчестве;

  • социальном творчестве;

  • трудовой (производственной) деятельности;

  • спортивно-оздоровительной деятельности;

  • туристско-краеведческой деятельности.

образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трёх уровней.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.



Дополнительное математическое образование школьников представляет собой особую, самоценную составляющую школьного дополнительного образования. А также неотъемлемую часть непрерывного математического образования, обеспечивающую посредством реализации дополнительных образовательных и досуговых программ на основе свободного выбора и самоопределения учащихся, формирование у них устойчивого познавательного интереса к предмету; выявление и развитие математических способностей, необходимых для продуктивной жизни в обществе; повышение уровня математической образованности.

Дополнительное математическое образование школьников имеет сложную системную организацию и выступает как совокупность, взаимодействие и взаимопроникновение целевого (цели дополнительного математического образования школьников), содержательного (содержание дополнительного математического образования), процессуального (методы обучения; дидактические средства; формы организации деятельности детей) и результативного (образовательные результаты учащихся) компонентов.

Дополнительное математическое образование в условиях школы осуществляется по группам, индивидуально или фронтально через различные объединения детей по интересам: учебная группа; кружок; студия; клуб и др.

Основной формой организации деятельности детей в системе школьного

дополнительного математического образования является занятие. В образовательном процессе могут быть использованы как традиционные (лекция, практическое занятие, комбинированное занятие), так и нетрадиционные формы организации деятельности детей (игра; соревнование; смотр знаний и др.). Кроме

того, целесообразно применять разнообразные досуговые (олимпиады; конференции; математические вечера; недели математики; фестивали и др.), а также различные дистанционные формы организации деятельности детей (образовательный web-квест; дистанционные лекции, конкурсы, проекты, игровые турниры, олимпиады, предметные недели; web-занятия и др.).

Цель дополнительного математического образования

развитие логического мышления и математической речи, интуиции, алгоритмической культуры, геометрических представлений, интереса к изучению математики, создание фундамента для изучения в следующих классах систематических курсов алгебры и геометрии, а также школьных предметов естественнонаучного цикла,

воспитание упорства, аккуратности, способностей к преодолению трудностей,

гражданской ответственности.

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных и нестандартных задач в математической области и смежных дисциплин; самостоятельной познавательной деятельности.

Характеристика образовательных результатов школьников, осваивающих

дополнительные образовательные программы по математике

Предметные результаты - теоретические знания, практические умения и творческие навыки, усвоенные учащимися в рамках освоения

программы.

Метапредметные результаты - освоенные учащимися универсальные

учебные умения (учебно-регулятивные, учебно-познавательные, учебно-коммуникативные). Личностные результаты - сформировавшиеся и развившиеся у школьника: познавательный интерес к предмету; математические способности; математическая образованность. Диагностику образовательных результатов предлагается проводить с использованием таблицы «Диагностика результативности освоения учащимся дополнительной образовательной программы по математике» и «Инди-

видуальной карты учета результатов освоения учащимся дополнительной образовательной программы по математике», что позволит определить степень освоения программы каждым ребенком, оказать ему своевременную помощь и поддержку. «Дополнительное математическое образование школьников» является «открытой» системой, доступной для корректировки с учетом изменяющегося социального заказа общества, запросов обучающихся и их родителей.

В 5 классе я веду курс дополнительного математического образования «Погружение в геометрию».

Погружение в геометрию осуществляется через форму, окружающую действительность .

Это больше наглядная геометрия с элементами абстрагирования. Основные методы изучения: наблюдения, анализ, элементы исследования

Темы: Что такое геометрия? Что изучает?

Геометрия дождя и снега(Что такое дождемер? Сколько осадков выпадает в сутки? Математика и сказание о потопе)

Геометрические головоломки(Измерение без линейки, Живой масштаб, Старинные меры длины)

Логика геометрических задач(Логические

Геометрия вокруг нас

Удивительные треугольники, загадочные квадраты

Многообразный мир линии

Геометрические иллюзии(Развитие понятии геометрической оптики, Иллюзия Перельмана, Мюйлера-Лайера и др.) задачи, Лабиринты)

И др.

Цели курса: повысить математическую культуру, интерес к предмету, научить анализировать, рассуждать, находить закономерности, подготовить к дальнейшему изучению геометрии как предмета

Вид деятельности познавательная, проблемно-ценностная, игровая

Формы: познавательные игры, познавательные беседы, проблемно-ценностная дискуссия, детские исследовательские проекты, интеллектуальные марафоны

Уровень результатов. Приобретение школьником социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного социального действия.

7


© 2010-2022