- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе Юный конструктор
Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе Юный конструктор
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Слатова Т.А. |
Дата | 03.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе «Юный конструктор» для обучающихся 6-7 лет.
Содержание данной Программы направлено на формирование представлений, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей, обеспечивающих дальнейшее успешное интеллектуальное и личностное развитие детей.
-
Программа имеет начальное техническое направление;
-
Актуальность
Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенка, развивает фантазию, изобретательность. В процессе этой деятельности развиваются образные представления, образное мышление, воображение.
Новизной программы «Юный конструктор» является форма обучение основных математических представлений через активное формирование технического мышления.
-
Цель программы: формирование математических представлений, их упорядочивания, осмысления существующих закономерностей, связей и зависимостей в окружающем мире
Обучающие задачи:
- Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры и др.).
- Поощрять желание передавать их особенности в конструктивной деятельности.
- Учить видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение.
- Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений.
- Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
- Учить детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Учить определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать.
- Учить сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома).
- Познакомить детей с разнообразными пластмассовыми конструкторами. Учить создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т.д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.
- Познакомить детей с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами. Учить создавать различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции воспитателя.
- Учить создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.).
- Учить разбирать конструкции при помощи скобы и киянки (в пластмассовых конструкторах).
Развивающие задачи:
- Развивать умение планировать процесс возведения постройки.
- Развивать способность к комбинаторике, к гармоничному сочетанию элементов в конструкциях, изделиях.
-Развивать познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
- Создание условия для развития игровой воображаемой ситуации, включая принятие роли, сюжета, игровых действий, игровых предметов и предметов-заместителей; вводить нормы игровой деятельности (правила, по которым дети по очереди исполняют наиболее привлекательные роли); насыщать игровую деятельность игровыми смыслами, разнообразными сюжетами и ролями; вовлекать в игровую деятельность всех детей.
- Развивать конструирование из строительного материала по замыслу с его предварительным изображением; изображать варианты различных конструкций одного и того же объекта с последующей постройкой.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение организовывать рабочее место.
-Воспитывать культуру общения с окружающимися, умение слушать собеседника.
-Содействовать воспитанию ценностного отношения к материалам и инструментам, результатам творческой деятельности окружающих.
1.4. Отличительные особенности программы
Основное внимание при работе по программе является организация конструирования и развитие у ребят элементарных математических представлений, наблюдательности, любознательности, сообразительности, находчивости, усидчивости, умелости. Важно при этом формировать у детей потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность, стремление доставить радость окружающим людям; наполнять ярким содержанием умственные и творческие интересы ребенка, а главное умение организовывать интересно свой досуг из приготовленных своими руками конструкциями.
1.5.Возраст обучающихся по данной программе - 6-7 лет
1.6. Срок реализации 1 год.
1.7. Формы и режим занятий: занятия проводятся по группам 15 обучающихся, один - два раза в неделю по 30 минут в зависимости от количества часов в год.
1.8. Ожидаемый результат:
• Формируются представления детей о созидательном труде людей творческих и прочих профессий, связанных с созданием художественных и материальных ценностей (дизайнеры, инженеры-конструкторы, ученые, строители, станочники и пр.).
• Сформирован устойчивый интерес к конструированию.
• Сформированы представления о различных конструкторских элементах, их свойствах и способах монтажа и демонтажа.
• Развита способность к комбинаторике, к гармоничному сочетанию элементов в конструкциях, изделиях.
• Сформировано умение самостоятельно анализировать сооружения, поделки, рисунки, схемы, чертежи.
• Формируется умение придумывать свои конструкции и изделия из разных материалов и воплощать их сначала в зарисовках, схемах.
• Сформированы навыки пространственной ориентации.
• Сформировано умение конструировать и мастерить как индивидуально, так и совместно по образцам, по условиям, по замыслу.
• Осваиваются разные виды конструкторов и формируется умение создавать простейшие двигающиеся механизмы (рычаг, блок, зубчатая передача).
• Продолжает формироваться умение создавать с помощью разных материалов оригинальные художественные образы.
• Формируется художественный вкус в процессе оформления конструкций, изготовления поделок, в дизайн -деятельности.
• Умеют мастерить игрушки, поделки, в основе которых лежат объемные формы (модули), делать несложные выкройки, создавать эскизы (изделия из бумажных цилиндров, конусов, кубических и прочих форм).
• Осваивают способы изготовления поделок по принципу оригами.
• Приобщаются к дизайн -деятельности (к моделированию, проектированию, макетированию, оформительской деятельности).
• Совершенствуются навыки коммуникативного, делового общения.
• Сформировано умение самостоятельно подготавливать к работе свое рабочее место.
• Сформирована привычка соблюдать чистоту и порядок.
1.9. Формы подведения итогов программы:
-
Задачи и содержание работы
Формы работы
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности
Сюжетно-ролевые игры
Рассматривание
Наблюдение
Игра-экспериментирование
Исследовательская деятельность
Развивающие игры
Экскурсия
Ситуативный разговор
Рассказ
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
Основные требования к уровню подготовки
обучающихся.
Интегративные качества
Динамика формирования интегративных качеств
1. Физически
развитый,
овладевший
основными
культурно-
гигиеническими
навыками
Имеет представления о необходимости движений и регулярных занятиях физкультурой, оценивает их влияние на собственную силу, быстроту, ловкость, выносливость. Имеет начальные представления о необходимости сохранения здоровья, занятиях спортом, правильном питании и режиме. Понимает необходимость культурно-гигиенических навыков и культуры питания, основ безопасного поведения на улицах города, в природе и помещении.
2. Любознательный,
Активный
Проявляет познавательный интерес в процессе общения со взрослыми и сверстниками: задаёт вопросы поискового характера (почему? зачем? для чего?). В процессе совместной исследовательской деятельности активно познаёт и называет свойства и качества предметов (цвет, размер, форма, характер поверхности, материал, из которого сделан предмет, способы его использования и т. д.), обследовательские действия (погладить, сжать, смять, намочить, разрезать, насыпать и т. д.). Способен к объединению предметов в видовые категории с указанием характерных признаков и различению предметов близких видов (чашки и стаканы, платья и юбки, стулья и кресла), а также в родовые категории (одежда, мебель, посуда). Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы.
3. Эмоционально
отзывчивый
Испытывает положительные эмоции от включения в познавательную деятельность. Сохраняет позитивный настрой на всём протяжении познавательной деятельности. Испытывает чувство удовлетворения от выполненной познавательной задачи. Процесс и результаты познавательной деятельности вызывают различные эмоциональные переживания (положительные и отрицательные).
. Овладевший
средствами общения
и способами
взаимодействия со
взрослыми и
сверстниками
Стремится к общению со сверстниками, к уважению и положительной оценке со стороны партнёра по общению.
Выбирает более сложные способы взаимодействия в познавательной деятельности. Контролирует и исправляет
собственную деятельность и действия партнёра. Проявляет избирательность в общении со сверстниками, ориентируясь на успешность ребёнка в деятельности, а также на привлекательность во внешности, отражающей черты мужественности и женственности. Умеет строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в совместном обсуждении правил игры, в случаях возникновения конфликтов .Адекватно использует разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, действия. Следует правилам речевого этикета в общении со взрослыми.
5. Способный
управлять своим
поведением и
планировать свои
действия на основе
первичных
ценностных
представлений,
соблюдающий
элементарные
общепринятые
нормы и правила
поведения
Начинает оценивать широту кругозора окружающих. Испытывает потребность в новых знаниях о мире. Стремится к
участию в познавательной деятельности, сохраняя активность на всём её протяжении.
6.Способный
решать
интеллектуальные и
личностные задачи
(проблемы),
адекватные
возрасту
мира природы поведения.
Предлагает различные варианты решения проблемно-познавательных задач; расширяет самостоятельность в
исследовательской деятельности. Решает задачи на упорядочивание объектов по какому-либо основанию
(например, сначала по высоте, а потом по ширине), классифицирует предметы. Проявляет попытку ставить
интеллектуальные задачи.
7. Имеющий
первичные
представления о
себе, семье,
обществе
(ближайшем
социуме),
государстве
(стране), мире и
природе
Имеет представления о предметах, явлениях, событиях, лежащих за пределами непосредственного восприятия.
Проявляет возрастающий интерес к социальным понятиям и языку символов. Имеет достаточно широкий круг источников познавательной информации и упорядоченные представления о мире.
8. Овладевший
универсальными
предпосылками
учебной деятельности
Начинает направлять своё внимание на знакомство с новым познавательным содержанием. Пытается использовать
рекомендованные взрослым способами деятельности. Способен использовать имеющиеся представления при восприятии нового. Самостоятельно выполняет пошаговую инструкцию взрослого, при затруднениях обращается за помощью.
9. Овладевший
необходимыми
умениями и
навыками
Конструктивная деятельность:
- выполнять ориентировочные и поисковые действия в конструировании из различных материалов;
- учитывать особенности материала при конструировании;
- выполнять конструирование по образцу из разных материалов.
-
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора:
- отражать имеющиеся представления о предметах и явлениях ближайшего непосредственного окружения в различных видах деятельности (игровой, продуктивной и пр.).
Содержание программы «Юный конструктор»
1 модуль: Оригами - 12 часов (6)
Теория (5(3) часов):
- Обучающие знакомятся с основными формами складывания бумаги, учатся применять полученные навыки и знания в игровых ситуациях.
- Формируются элементарные математические знания: ориентирование в пространстве - понятия «верх», «низ», «лево», «право»; количественный и порядковый счет; работа с линейкой;
- Развитие творческой инициативы.
- Развитие речи, через повторение русских народных сказок.
- Формируются общие понятия об окружающем мире.
Практика (7 (3)часов):
- Изготовление моделей оригами.
- Игры с моделями по разным направлениям.
- Инсценировка русских народных сказок, составление композиций.
2 модуль: Конструирование из «Лего» - 12 (6) часов
Теория (6 (3)часов):
- Обучающийся получает представления о высоте, объеме.
- Элементарные представления о плане, понятие чертеж.
Практика ( 6 (3)часов):
- Изготовление моделей: домов разной высоты, мосты, авиамодели, автомобили, ракеты, роботов, мебель.
- Строительство лабиринтов и игры в него.
- Турниры с использованием ранее изготовленные модели.
3 модуль: Конструирование из металлических деталей конструктора - 24(12) часа.
Теория (11(6) часов):
- Знакомство с конструктором, содержащего металлические детали.
- Развитие пространственного мышления.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Развитие технического мышления.
Практика (13 (6)часов):
- Изготовление моделей из области мебели, авто и мотомоделирования.
- Проведение авторалли, организация мелкой перевозки и т.д.
4 модуль: Конструирование из бросового материала - 12(6) часов.
Теория (6(3) часов):
- Умение в использованных материалах видеть рациональное повторное использование.
- Изучение правил дорожного движения.
Практика (6(3) часов):
- Изготовление моделей из бросового материала, доступного для каждого ребенка.
- Применение в повседневной жизни мелочей, сделанных своими руками из ранее использованных вещей.
5 модуль: Конструирование из строительного материала - 12 (6)часов.
Теория (6(3) часов):
- Обучающийся получает представление о геометрических формах.
- Правила строительства, учет наклона, угла, высоты, ширины.
Практика (6(3) часов)
- Строительство повседневно встречающихся объектов в жизни ребенка, возможность воплотить свой замысел.