Учебная программа Ритмика предпрофессиональное образование

Раздел Дополнительное образование
Класс 13 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебная программа по ритмике

Разработал педагог по хореографии

Дерышева Алина Викторовна

Содержание:

1. Пояснительная записка…………………………………………………………………… стр.2

2. Особенности проведения занятий по предмету «Ритмика»……………………………..стр.4

3. План построения урока ритмики………………………………………………………....стр.6

4. Основные разделы ритмики……………………………………………………………….стр.8

5. Учебно-тематический план…………………………………………………………….....стр.13

6. Примерный план открытого урока…………………………………………………………………………………...……...стр.19

7. Методическое обеспечение программы……………........................................................ стр.23

8. Примерный список движений, изучаемые на уроках

ритмики……………………………………………………………………………...……... стр.23

9. Примерные перечни этюдов, рекомендуемые для

изучения в течение учебного года…………………………………………..………….… стр.23

10. Методические аспекты освоения программы………………………………………….стр.24

11. Учебно - методическое обеспечение………………………………………………..….стр.26

12. Заключение………………………………………………………………………………стр.27

13. Список литературы…………………………………………………………..………...стр.28

Приложение


Пояснительная записка

Предмет «Ритмика» является профилирующей дисциплиной в цикле эстетических предметов, введенных в дошкольные образовательные учреждения с преподаванием хореографии. Цель данного предмета - формирование у детей навыков хореографической пластики, музыкального ритма, развитие их творческих способностей, умение воплощать музыкально - двигательный образ, а также активно слушать музыку, быть предельно ритмичным и выражать свои музыкальные впечатления в осмысленных пластических движениях и действиях.

Содержание программы рассчитано на три года обучения для детей 3-х лет, 4-х лет, и 5-ти лет.

Всего на программу отводится 171 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий в группах 2 урока по 45 минут, с переменой 10 минут. Общее время занятий 1 час 30 минут.

Каждое занятие предполагает изучение новой темы, но включает в себя закрепление пройденного материала в упражнениях всех 4-х основных разделов «Ритмики».

На занятиях дети знакомятся с элементами музыкальной грамоты, изучают в движении средства музыкальной выразительности (темп, ритм, способы исполнения). Ритмичные упражнения развивают у детей координацию движений, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, исправляют природные недостатки (сутулость, развернутость стоп и т.п.). В ходе занятий особое внимание уделяется технике: прямая спина, ходьба с правильным положением корпуса, легкость в беге, гибкость корпуса.

Ритмика является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжения, а, следовательно, одним из условий подготовки к учебной деятельности в школе.

Важнейшее значение для музыкально - ритмического воспитания имеет правильный подбор музыкальных произведений. Весь материал курса построен на высокохудожественных образах русской и зарубежной классической и народной музыки, детского музыкального материала (песни, считалки), что, несомненно, способствует развитию и воспитанию музыкального вкуса детей.

На практических занятиях дети осваивают музыкальную природу искусства, приучаются к сотворчеству. У них развиваются ассоциативная память, внимание, творческие способности, а также инициатива и воображение, фантазия, умение передать характер музыки и содержание образа движением.

Основными задачами программы являются:

Элементарные понятия, с которыми знакомятся учащиеся первого года обучения:

- характер музыки, темп, ритм, музыкальный размер;

- динамические оттенки в музыке (форте, пиано), характер исполнения (легато, стаккато);

- строение музыкальной речи, длительность звука, такт, фраза, предложение;

- эмоциональная выразительность.

Знакомство происходит в процессе занятия ритмики на музыкальном материале танцевальных упражнений, музыкальных игр, танцевальных композиций. Первый год работы идет интуитивное восприятие материала, поэтому тщательно отобранные музыкальные произведения должны быть просты и доступны для детского восприятия по стилю, жанру и характеру, иметь яркую выразительную мелодию, четкий метроритмический рисунок и, как правило, быть квадратным по форме.

Знакомство с основами актерского мастерства происходит также во время урока. Здесь детям объясняются анатомические особенности строения лица, работа мышц лица и их значение для выражения человеческих эмоций (улыбка, скорбь, удивление, боль, угроза, рыдание, размышление и т.д.).

Осознать это помогут игровые задания на передачу эмоциональных состояний: радостно - грустно, вкусно - невкусно, весело - страшно, интересно - неинтересно, любопытно - безразлично и т.п.

Подобным же образом, в игровой форме, можно познакомить учеников с анатомией частей тела - суставов и мышц, объяснив особенности их работы в процессе выполнения тех или иных движений. Эти знания помогут детям более осознано усваивать танцевальные па и избегать возможных травм. Сведения по ритмике и основам актерского мастерства будут активно использоваться на практике при разучивании и исполнении музыкальных игр, танцев-игр, а впоследствии при изучении танцевального репертуара.

В процессе второго года обучения полученные ранее понятия расширяются и закрепляются.

Общий характер музыки - дети учатся слушать музыку, воспринимать ее характер, отражать его в движениях и пластике. Желательно больше времени уделять музыкально-танцевальным импровизациям.

Темп - выполняются движения в различных темпах (подскоки, галоп, разные виды бега). Вырабатывается умение не только сохранять заданный темп, но и ускорять и замедлять его вместе с музыкой, а также сохранять заданный темп после временного прекращения музыки.

Динамические оттенки - выполняются движения с различной амплитудой, разной силой мышечного напряжения в зависимости от динамических оттенков музыкального сопровождения.

Строение музыкальной речи - дети учатся четко определять (не только на слух, но и вместе с движениями) вступление, окончание вступления, начало и окончание части, периода, предложения, фразы, акцентировать конец музыкально-танцевальной фразы (притопом, хлопком, прыжком, соскоком на обе ноги и т.д.).

Метроритм - дети учатся воспринимать сильную и слабую доли на слух, отмечая в движениях сильную долю хлопком, взмахом платка, притопом, а также на слух определять музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4, осознано выполняя движения в этих размерах.

Музыкально-танцевальные импровизации - усвоив понятие «жест» и его значение в танце, учащиеся переходят к отработке различных жестов - указательных, запрещающих, утверждающих, просящих, жестов, выражающих эмоциональное состояние (радость, печаль, раздумье и пр.).

Третий год обучения продолжает закрепление пройденного материала на более сложных примерах.

Особое внимание уделяется маршевой и танцевальной музыке. Учащиеся должны определять особенности танцевальных жанров (вальс, полька, марш, русский народный танец), уметь самостоятельно находить нужные движения и исполнять их в соответствующем жанру характере, импровизировать на заданную музыку.

Как сложный элемент прорабатывается затакт. Даются задачи на определение (на слух) затактового построения. Дети должны уметь самостоятельно начинать движение из затакта и в такт, вступать в коллективное движение «каноном» в различных ритмах и темпах, с различным интервалом.

На завершающем этапе начального обучения учащиеся должны передавать услышанное в музыке мимикой и движением. Рекомендуется исполнение небольших пластических этюдов с воображаемыми предметами (надувание шарика, игра с мячом). Развитию актерской выразительности послужат сценки подражания повадкам животных (этюды «кошка», «петух», «лошадка», «лягушка» и др.).

Ритмика предусматривает приобретение знаний в области музыкальной грамоты и дает возможность изучить движение средством музыкальной выразительности. Кроме того ритмические занятия развивают координацию, быстроту мышечной реакции, своевременное точное включение и торможение движения, умение ориентироваться в пространстве.


Особенности проведения занятий по предмету «Ритмика»

В работе с детьми дошкольного возраста основной задачей педагога является подведение детей к творческому исполнению упражнений с элементами импровизации через несложные задания. Он должен научить их свободно двигаться под музыку, не копируя других детей, самостоятельно находя движения передающие характер музыки, ее эмоциональный окрас.

Большую роль в занятиях с детьми играет их творческая инициатива и воображение, возбудителям которых является музыка, в качестве музыкального сопровождения надо использовать произведения, имеющие выразительную, яркую, живую мелодию. Только при этом условии движение будет естественно и органично сочетаться с музыкой. Кроме того, надо помнить, что дети этого возраста имеют небольшой запас движений, поэтому они смогут правильно реагировать лишь на музыку простую, хорошо им понятную.

Таким образом, нужно научить детей:

1. двигаться в соответствии с характером, темпом, динамическими оттенками музыкального произведения, понятного детям по своему содержанию, сложности и объему. Критерий оценки при этом является правильность и выразительность движений, а также известная самостоятельность в наиболее правдивой передаче данной музыки.

2. двигаться в соответствии со строением музыкального произведения: различать вступление к музыке и уметь использовать его как сигнал к движению; узнавать музыкальные фразы и части; начинать и заканчивать движение точно вместе с музыкой.

3. ощущать и выделять сильные доли тактов; на слух определять музыкальные размеры, уметь дирижировать в этих размерах: менять характер и объем дирижерского жеста в связи с характером и темпом музыки.

4. различать длительность, несложные ритмические рисунки уметь исполнять их средство движения.

5. узнавать высокий и низкий регистры и реагировать на их изменения.

6. легко, правильно и выразительно двигаться.

Самое главное во время занятий следить за правильной постановкой корпуса, за четким исполнением движений, за раскованностью, эмоциональностью, выразительностью.

С самых первых занятий надо стремиться к тому, чтобы дети воспринимали музыку в целом, то есть, прежде всего, чувствовали ее общий характер (веселая, бодрая, плясовая, грустная и т.д.) Во время движения следует неоднократно предлагать детям прислушаться к музыке и двигаться вместе с ней, при этом все время обращать внимание и на скорость движения и на силу звучания. Всякий раз, давая новое упражнение, следует предложить детям сначала прослушать музыку, а затем уже двигаться в соответствии с заданием педагога.

Как уже говорилось выше, основной задачей педагога является умение вызвать у детей живой интерес к музыке, желание создавать в движении хотя бы самые несложные, но непременно созвучные образы. Однако, продолжительная сосредоточенность на одной какой-либо стороне звучания, например, на музыкальном размере или ритмическом рисунке, нарушила бы непосредственность и цельность детского восприятия и привела бы к механичности исполнения, лишив детей живой и естественной выразительности при передаче музыки.

Для каждого упражнения, игры, танца, педагог должен четко определиться, как он будет объяснять каждое задание. Выбор приема будет зависеть от того, какие задачи ставит перед собой преподаватель, при этом необходимо помнить, что одинаково важно как словесное объяснение, так и показ движений. Словесное объяснение должно быть кратким, точным, конкретным. Особенно осторожно и вдумчиво нужно говорить о музыке, о ее динамических оттенках, темпе. Для детей более понятно, если характеризовать музыку по эмоциональной окраске. Например, тихую музыку - задумчивую, лиричную можно раскрасить в голубой, розовый цвет. Громкую музыку, веселую, энергичную, грозную в красный, черный цвет.

В начале работы педагог может выполнять упражнения вместе с детьми. При этом очень важен четкий и красивый показ гимнастических и танцевальных движений. Поэтому педагог должен каждый раз выполнять упражнения в полную ногу, с полной эмоциональной выразительностью, так как дети склонны копировать в точности каждое показанное движения. Для каждого упражнения, игры, танца педагог должен четко определиться, как он будет объяснять данное задание. С первых же занятий педагогу рекомендуется отмечать наиболее способных детей. Дети этого возраста воспринимают движенческую информацию лучше с показа, а не со словесных объяснений. В тоже время нужно приучать детей в игровой форме самостоятельно отвечать на музыку движением. В этом случае показ педагогом нежелателен, так как целью таких заданий является развитие творческой активности детей. Однако при объяснении содержания музыкально-двигательного упражнения, педагогу нужно всегда говорить образно, активизируя детское воображение. При проведении музыкальных игр педагог должен следить за музыкальностью исполнения, особенно за передачей характера произведения, его окраски. Так же необходимо указывать детям, что они не должны придумывать движения, чтобы остальные их не копировали, а затем можно вызвать отдельных учеников, нашедших удачные, выразительные движения, объясняя при этом, что именно в них хорошо.

С первых же занятий во всех группах следует добиваться дисциплины на уроке, внимания и серьезного отношения к работе. Однако, приступая к планированию занятий, нельзя забывать о том, что дети этого возраста, отличаются большой подвижностью и в тоже время быстро устают, их внимание неустойчиво, поэтому они нуждаются в частой смене заданий. Их эмоциональность и наличие интереса к занятиям, увлеченность ими имеют большое значение для успешной работы, поэтому педагог должен постоянно поддерживать их интерес, будить воображение и фантазию, включая постепенно в задания занимательные элементы. Таким образом, каждое занятие должно состоять из ряда недлинных и разнообразных заданий, иметь доступное и близкое детям содержание, чередовать моменты умственной и физической нагрузки с моментами отдыха.

В ритмике принят за основу концентрический метод работы: в течение примерно 2-3 месяцев подробно изучаются три первых основных раздела на более простом материале. В последующем педагог возвращается к тем же разделам, планируя более сложные упражнения, включая музыкальные задания повышенной степени трудности, предлагая, более развернутые пьесы, музыкальные образы которых даются в развитии. Таким образом, все обучение идет по спирали, поэтому не следует торопить детей, опережая их возможности и требовать от них четкого выразительного исполнения, а лучше подводить их к желаемому результату в процессе работы, обращая внимание на особенности музыки, ритм.

Одновременно с освоением музыкально-ритмических навыков, связанных с восприятием характера музыки и средства музыкальной выразительности, - темпа, динамики, регистровой окраски, формы музыкального произведения, метроритмических особенностей идет работа над выразительными движениями. Это нужно для того, чтобы дети могли свободно реагировать на музыку. Лучше всего начинать с освоения основных движений, а также можно разучивать простейшие элементы танцев. Особенно хорошо удаются детям подражательные движения (труд людей), изобразительные (повадки животных). Уже здесь дети могут импровизировать, создавая свои образы. Во время таких интересных музыкально-двигательных заданий у них снимается психологическая и физическая заторможенность, расслабляются мышцы лица, шеи, губ. В основе работы над выразительными движениями лежит своя логика последовательности упражнений, и одни элементы танца составляют основу для других. Так, например, движение пружинки подготавливает двигательный аппарат к исполнению пружинящего шага. Пружинящий шаг, затем высокий шаг и бег подготавливают к выполнению подскоков. Приставной шаг предшествует боковому галопу и т.д. Таким образом, действуя по принципу: от простого - к сложному, как при освоении новых элементов танца, так и музыкальной грамоты, при неоднократном повторении дети смогут научиться, осмысленно связывать музыку и движение.

План построения урока ритмики

 Вводная часть. Организационный момент. Поклон.

 Разогрев на середине зала

-наклоны головы

-поднятие плеч («Паровозик»)

-колено к груди

-наклоны (наверх, вперед, вниз)

-упражнение «Мельница»

-боковые наклоны

-прыжки (в одну точку, по точкам)

 Основная часть. Упражнения на выработку и совершенствование двигательных навыков на основе восприятия музыки по выбору педагога. Это могут быть основные движения, гимнастические комплексы, упражнения для развития мышечной свободы рук, танцевальные элементы, упражнения из области хореографии, способствующие правильной постановке корпуса, позиций ног и рук. Упражнения усложняются по мере изучения материала детьми.

 Партерная гимнастика.

На спине:

-сокращение стопы («Утюжок»)

-упражнение «Уголок» (поднятие ног на 90 градусов)

-упражнение «Улитка»

-упражнение «Березка»

На животе:

-упражнение «Кобра»

-упражнение «Коробочка»

-упражнение «Тюльпанчик»

-упражнение «Самолет»

Сидя:

-упражнение «Бабочка»

-упражнение «Бутерброд»

-упражнение «Бантик»

Растяжка:

-упражнение «Мостик»

-упражнение «Шпагат»

 Ритмические задания и упражнения, направленные на развитие чувства ритма и совершенствования ритмических навыков: определение размера произведений и дирижирование, передача ритмических рисунков через движение, исполнение ритмического «эхо», анализ формы произведений и т.д.

 Упражнения на середине зала

Упражнения по диагонали:

-шаги с носочка

-шаги с хлопком

-маршевые шаги

-бег с за хлёстом голени назад

-бег с поднятием бедра наверх

-бег с выносом ног вперед

-галоп

Упражнения в линиях:

-Комбинация «Петушок»

-хлопки под разный музыкальный материал.

 Музыкально-ритмические игры, инсценировки, упражнения с предметами разучивание или повторение ранее пройденного танца, отдельные творческие задания.

-«Кошки-мышки»

-«Колобок»

 Заключительная часть. Поклон. Краткий анализ урока или выставление оценок. Проверка домашнего задания.

Предложенная схема построения урока условна. Она обозначает лишь те виды музыкально - ритмической деятельности, которые могут быть включены в ту или иную его часть. В работе с детьми по ритмике стоит придерживаться примерно такого же плана.

Наряду с общепринятой схемой типового урока ритмики педагог, проявляя творческую инициативу, может составлять урок по иному. Так тематический урок может быть построен на музыке одного композитора или целиком составлен из произведений русского народного творчества или проходить в форме сказки.

Возможно, провести обобщающий урок, посвященный танцевальному и игровому творчеству, инсценировке песен и т.д.

Практикуются также итоговые уроки, целью которых являются учет знаний и умений учащихся. Он может строиться в виде опроса по всему материалу или же для опроса отбирается отдельный, конкретный раздел ритмического восприятия, например, элементы русского танца, ритмические рисунки и т.д.

Для достижения наибольшей эффективности результатов по предмету необходима строгая продуманность каждого урока и его отдельных частей. Планируя урок, педагог должен ясно представлять себе его задачи, связь с другими занятиями. Ни один урок нельзя мыслить как обособленное звено, в него всегда входит и повторение пройденного, и новый материал, и соображения о том, как весь этот материал будет связан с дальнейшими заданиями. Нельзя также забывать о том, что дети дошкольного возраста с большим удовольствием возвращаются к уже пройденным заданиям, нередко сами просят о повторении упражнения, игры или пляски. Возвращение к знакомым играм и движениям позволяет добиваться большей точности и отработанности движений.

Новый материал, как более трудный, следует помещать ближе к началу урока: «веселые» задания, игры и пляски - ближе к концу.

Следует помнить о физической, психической, эмоциональной нагрузках, стараться не переутомлять учащихся большим количеством нового материала, избегать однообразных заданий.

Урок ритмики должен приносить детям радость, удовлетворение от преодоления трудностей, раскрывать их творческий потенциал.

В программе была определена система основных методов, приемов и средств обучения детей младшего школьного возраста, которую целесообразно используют на уроках ритмики. Применение такой системы позволяет достичь главных целей, которые подразумевает ритмика как учебная дисциплина, а именно: через органичный сплав музыки и движения приобщать ребенка к миру гармонии с самим собой и со всем окружающим; воспитывать культуру движения и пластики; расширять кругозор детей, знакомя их с музыкальными произведениями авторов различных стран и народов; развивать творческие возможности каждого ребенка индивидуально; учить слушать и слышать музыку, рисуя в воображении образы, которые она создает; передавать свои фантазии через движения.

Грамотное использование описанной нами системы, повысит эффективность уроков ритмики. Усилится обратная связь: учитель - ученик - учитель. Это выразится в росте заинтересованности ребенка процессом обучения, что повлияет на результативность его работы.

Кроме того, систематичность в занятиях заметно повысит физическое и эмоциональное состояние ребят, что способствует активизации работоспособности не только на уроках ритмики, но и поможет в освоении общеобразовательных дисциплин. При обучении на уроках ритмики одной из главных задач является развитие общей организованности, воспитание навыков общественного поведения.

Таким образом, обязательное использование всех методов и приемов педагогики, возрастной психологии, методики преподавания ритмики и личностных качеств самого педагога - неотъемлемая составляющая эффективной деятельности преподавателя, которая будет приносить ожидаемые результаты. Только владея такой информацией, педагог может своевременно отслеживать результаты и влиять на процесс обучения.

Определив основные методы и приемы методики преподавания ритмики у детей младшего школьного возраста, выявляется, что эти знания и умения влияют на результативность и эффективность преподавания, выстроив их в строгую систему, можно добиться поставленных перед собой целей и задач, а, следовательно, успешно воспитывать гармоничную личность, обладающую необходимыми знаниями, умениями и навыками.



Разделы

Кол-во часов

1-ый год

обучения

2-ой год

обучения

3-ий год

обучения

1

Примеры свободного дирижирования.

-

20

20

2

Сюжетно-образная драматизация.

Музыкальные игры.

25,5

20

20

3

Методика разучивания танцевальных элементов и танцев.

25,5

20

20

Всего часов:

51

60

60

Итого:

171

Раздел 1. Примеры свободного дирижирования, их значение на уроках ритмики.

Данный раздел в ритмике - центральный, в наибольшей степени отражающий специфику предмета и подчеркивающий его отличие от хореографии и других двигательных дисциплин. Его задания принципиально направлены на тренировку чувства метроритма и на развитие индивидуального музыкально-слухового восприятия. Помимо того, что дети учатся внимательно слушать музыку, они также принимают активное участие в ее исполнении. Поэтому основным принципом ритмики является закон от музыки - к движению. Движение используется как средство более глубокого проникновения и понимания музыкального искусства.

Основными движениями, используемыми в данном разделе, являются: пульсация, фразировка,дирижирование.

Вслушиваясь в музыкальное произведение, мы ощущаем равномерную пульсацию, смену моментов напряжения и разрядки. Это напоминает жизненные процессы, протекающие в организме человека (дыхание, сердцебиение). Отмечаются равномерно повторяющиеся ударения, или акценты.

Чтобы передать пульс музыки, т.е. равномерное чередование ритмических долей, удобно пользоваться движением рук вверх-вниз (на сильную долю руки опускаются вниз, на слабую - поднимаются вверх).

Передавая в движении «пульс» музыки, необходимо добиваться того, чтобы пульс движения соответствовал темпу и ритму музыки, а также передавал динамические оттенки и характер звучания.

Воспринимая музыку, дети прежде всего чувствуют ее общий характер, улавливают ее настроение. Одни пьесы могут звучать весело, радостно, игриво, задорно, лукаво, озорно, блестяще, бойко, празднично, а другие - мягко, спокойно, нежно, плавно, безмятежно, напевно, протяжно, простодушно, задумчиво, приветливо и т.д. Музыка сообщает движениям определенный характер, придает им соответствующую эмоциональную окраску. Изменение характера музыки, появление каких-то новых оттенков, интонаций в том же характере неизменно влечет за собой и изменение характера движений.

В зависимости от движения выполняются то плавно, то отрывисто, то спокойно, то энергично; с разной силой, объемом, амплитудой, степенью эмоциональной насыщенности. При слушании музыкального произведения очень быстро улавливается и его темп (темп от лат. темпус, т.е. время).

Первый этап работы над темпом - это следование темпу музыкального произведения. Необходимо научиться воспринимать и передавать в движениях различные темпы музыкальных примеров со всевозможными оттенками. Надо найти такой объем (размах, величину, амплитуду) движений, такую степень мышечного напряжения, чтобы двигаться в данном темпе было удобно, естественно, целесообразно. Так в быстром темпе удобнее делать легкие и мелкие движения, а в более медленном темпе выполнять более крупные, широкие и плавные движения.

Другая задача - научиться сохранять устойчивость в темпе. Так, с прекращением звучания музыки необходимо продолжить движение в заданном темпе. Тренировка в выдерживании взятого темпа очень полезна, ее рекомендуется проводить по разному, например: музыка частично исключается, а потом возобновляется, чтобы сверить с ней темп действия. Или все упражнение, ранее разученное под музыку, проводится без музыкального сопровождения - для этого надо про себя напевать мелодию.

Далее можно перейти к различным изменениям темпа: к их определению и исполнению. Переход из одного темпа в другой может быть внезапным или постепенным, когда пьеса исполняется с некоторым ускорением или замедлением. Соответственно происходит изменение интенсивности двигательной энергии. Например, если музыка звучит в медленном темпе - шаги будут широкие, свободные. С ускорением музыки шаг делается энергичнее, чаще, короче, мускульное напряжение увеличивается и, наконец, следует переход на бег, требующий еще большей затраты энергии.

Также переходим к определению и исполнению различных изменений динамики (от греч. динамис - сила). Динамические оттенки, своеобразные для каждого музыкального произведения, усиливают выразительность музыки, ярче очерчивают музыкальные образы.

Общий уровень динамики обычно связан с образно-художественным содержанием музыкального произведения. Так, колыбельная песня исполняется тихо, а марш - громко. Поначалу предлагаются музыкальные произведения, имеющие яркие динамические контрасты в частях или отдельных музыкальных фразах. Контрастная смена динамики должна приводить к резкой смене движений (например, от легких движений к тяжелым или, наоборот, от плавных - к отрывистым и т.д.).

Затем идет знакомство с музыкальными примерами, отличающимися постепенным усилением или ослаблением силы звучания музыки. С развитием динамической линии, как правило, увеличивается мускульная нагрузка, изменяется объем движения и его амплитуда.

Вторым основным движением свободного дирижирования является фразировка. Фразировка передается плавным движением рук к себе от себя. Каждое движение показывает протяжность, поэтому смена направления движения означает начало следующей музыкальной фразы.

Изучая понятие «музыкальная фраза» - относительно законченную музыкальную мысль, имеющую самостоятельное смысловое значение, следует подбирать для упражнений

музыкальные примеры, отличающиеся простой и ясной фразировкой.

Музыкальные фразы могут начинаться с сильной, акцентированной доли или из затакта. Затакт, как и вступление, является моментом подготовки к последующему движению. Над затактовым построением музыкальных фраз следует работать особо тщательно, добиваясь четкости реакции.

Полезно подбирать музыкальные произведения с разнообразным построением музыкальных фраз: чередованием коротких и длинных фраз, начинающихся с сильной доли и с затакта.

Третьим основным движением является дирижирование - передача в движении музыкального размера.

Дирижирование по схеме размера начинается с выявления сильной и слабой долей, то есть подчеркиванием ритмических акцентов большим, сильным движением рук сверху вниз. Такт - минимальный отрезок музыкального произведения, заключенный между двумя сильными долями является основной ячейкой музыкального метра. Дирижирование у детей развивает музыкальный слух, чувство ритма, то есть музыкальные способности. Дети выражают индивидуальное восприятие музыки через движение рук, вслушиваются в малейшие нюансы музыки, что в конечном итоге воспитывает их художественный вкус.

Раздел 2. Сюжетно-образная драматизация. Музыкальные игры.

Сюжетно-образной драматизации, инсценировкам, музыкальным играм на уроках ритмики отводится определенное место, так как они создают широкую возможность для развития художественно-творческих способностей.

Известно, что дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу. Сюжетно-образные движения связаны с элементами подражательства, поэтому их часто называют имитационными.

Музыкальные игры пользуются у детей большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, ибо в них наряду с музыкально-двигательными заданиями присутствует элемент занимательности, а нередко и соревнования - кто скорее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит то или иное задание и т.д.

Дети «вживаются» в разнотипные образы, проявляют своеобразный артистизм изображая повадки животных, птиц, явления природы, трудовые действия людей разных профессий, движение различного транспорта - автомобиля, поезда и т.д., подражая воинам, физкультурникам или характерным, игрушечным, сказочным героям.

В сюжетно-образных упражнениях и музыкальных играх сохраняется основной принцип ритмики: все движения должны быть органически связанны с музыкой, то есть соответствовать ее характеру и средствам музыкальной выразительности.

Музыкальный материал данного раздела во многом построен на программной музыке, более разнообразной и разноплановой, имеющей более эмоционально-образное содержание по сравнению с музыкой предыдущих разделов. В создании того или иного образа надо идти от целостного восприятия музыкального примера, обращая внимание на отдельные выразительные средства, являющиеся в данном произведении ведущими, определяющими характер и основной эмоциональный настрой музыки.

Руководство сюжетно-образной драматизации со стороны педагога требует особой гибкости, стремления поддержать любое проявление творческого начала, должно полностью исключать штампы и шаблоны.

Значительное место отводится прослушиванию и разбору музыки, яркому, образному, эмоциональному слову педагога, беседам, продуманным целенаправленным вопросам, направляющим восприятие и творческую активность детей в нужное русло. Следует шире опираться на личные наблюдения и опыт детей, чаще использовать наглядные средства: картинки, рисунки, фотографии, видеоматериалы и т.д. Все это дополняет и углубляет полученные от музыки впечатления. Особые требования предъявляются и к показу педагога. Показываются не образ целиком для подражания, а некоторые детали, штрихи, которые помогают возбудить фантазию, представить какое-то действие персонажа, понять его характерные особенности. В показе участвуют и дети, нашедшие наиболее интересные и убедительные движения для воплощения образа. Лучшие образы творческих работ выбираются и оцениваются, к их анализу обязательно привлекается весь коллектив. Педагог обобщает впечатления и дополняет ответы, в случае необходимости советует, как исправить те или иные неточности в исполнении движений, отмечает соответствие их воссоздаваемому персонажу. Дети должны чувствовать горячую заинтересованность взрослого в их творческих поисках, желание поддержать, помочь, что в свою очередь порождает у каждого уверенность в своих возможностях.

На уроках ритмики прорабатывается всевозможный материал по данному разделу: образные упражнения, драматизация программной музыки, инсценировка песен, пластические миниатюры.

Образные упражнения могут рисовать разные картинки: это кошка, сердито выпускающая когти, а затем умиротворенно умывающаяся; птица, плавно взмахивающая крыльями; дождик, усиливающийся, потом затихающий; детские забавы и спортивные развлечения; отдельные трудовые процессы (стирка, вышивание, строительство и т.д.). Указанные упражнения полезны еще и тем, что кроме поставленных в них музыкальных задач и двигательных заданий образной направленности они способствуют освобождению мышечного аппарата: помогают раскрепостить кисть, снять напряжение в плечевых и локтевых суставах, отработать различную амплитуду движений, формируется правильная осанка. Благодаря яркому музыкальному сопровождению увеличивается эмоциональность, образность мышления.

Более развернутые, сложные по форме, мелодическому и ритмическому изложению музыкальные пьесы могут служить основой для пластических миниатюр, сюжетно-ролевых композиций, этюдов, игр - драматизаций. Инсценировка песен является прекрасным способом передачи в движениях последовательности действий, изложенных в содержании ее текста.

Образами для инсценировки могут стать народные песни - динамичные, с легко запоминающейся мелодией, с повторяющимися, как правило, припевом. Многие песни детского репертуара также поддаются инсценировкам.

Раздел 3. Методика разучивания танцевальных элементов и танцев.

На уроках ритмики определенное место занимает изучение танцевальных элементов и несложных танцев, которые могут быть использованы в работе с детьми дошкольного возраста. Танцевальные движения могут включаться и в отдельные упражнения и в игры.

Удовлетворяя естественную потребность в двигательной активности, танцы способствуют гармоническому развитию личности. Через танец у детей развивается эмоциональная восприимчивость к музыке, совершенствуются музыкальные способности, прививается хороший эстетический вкус.

Приобретая знания и навыки в области танца, дети начинают понимать, что каждый танец имеет свои содержания, характер, образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, необходимо не только запомнить движения и их последовательность, но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческие возможности.

Чтобы заинтересовать детей новым танцем, необходимо дать его общую характеристику, отметить особенности. Полезно провести беседу об особенностях фольклорного творчества данного народа, рассмотреть иллюстрации, знакомящие с костюмами. Необходимо ввести учащихся в мир тех образов, той музыки под которую они будут танцевать. Плавность вальса, жизнерадостность и веселость польки и галопа, зажигательность и удаль многих народных плясовых мелодий отражаются в движениях этих танцев. Музыка сообщает движениям определенный характер, придает им соответствующую эмоциональную окраску, поэтому большое значение придается ее прослушиванию и разбору. Музыкальное сопровождение к танцу должно быть ярким, выразительным, эмоциональным. Можно предложить ученикам отметить хлопком начало новой части, музыкальной фразы, выделить акценты, прохлопать ритмический рисунок отдельных небольших отрывков и т.д. в процессе разучивания танца нужно неоднократно возвращаться к содержанию и особенностям прослушанной музыки, помогать учащимся находить оттенки движения, отражающие характер музыки.

Для достижения эффективности обучения необходимо серьезная подготовительная работа. Надо предварительно проработать все танцевальные элементы, составляющие основу данного танца. Разучивать движения следует сначала в более медленном темпе, обращая внимание на отдельные технические трудности, исполнительские нюансы.

Первостепенную роль играет правильный, отчетливый, выразительный показ движений педагогом. Это вызовет у учеников желание так же красиво и свободно танцевать. Полезным оказывается показ учеников, грамотно и выразительно танцующих. Разучив отдельные танцевальные элементы, составляющие основу данного танца, можно соединить их в небольшие танцевальные комбинации, а затем уж работать последовательно над фигурами танца, которые войдут в дальнейшем в единую танцевальную композицию. Такая предварительная работа совершенно необходима, т.к. если, танец будет сразу разучиваться целиком, а не поэтапно,

учащиеся будут себя чувствовать неуверенно. Кроме того, без овладения техникой движения невозможно добиться его выразительности.

Педагог заранее анализирует, какие ошибки могут встретиться у учащихся при овладении тем или иным движением, находит точные слова для объяснения отдельных деталей, продумывает образные сравнения, четкие, краткие указания. Грамотный показ педагога, сопровождаемый словесными пояснениями, указаниями помогают сделать процесс обучения более сознательным, осмысленным и легким.

При разучивании танцевальных элементов учащиеся могут стоять в свободном расположении (врассыпную) в шахматном порядке по линиям, в кругу или полукруге. Работая со всей группой, необходимо держать в поле зрения каждого ученика, осуществлять индивидуальный подход. Педагог наблюдает за учащимися в процессе занятия, отмечает их успехи, помогает преодолевать недостатки. С отстающими работает дополнительно, создавая такую обстановку, чтобы у неуверенных в себе возникло желание действовать. Наиболее способные исполнители чаще всего привлекаются к показу и используются в сольных танцах. Примеры которые можно применять при индивидуальной работе с учащимися:

- во время исполнения движения педагог встает рядом и своим показом помогает ученику;

- тихонько отзывает ученика в сторону и предлагает посмотреть, как исполняют движения

остальные;

- дает подбадривающую оценку по ходу движения, отмечая малейшие успехи;

- оказывает ученику помощь, например, держит его за руки, раскачивает руки от плеча,

поправляет кисти, помогает выше приподнять ногу и т.д.

- ставит отстающего ребенка в пару с хорошо успевающим учеником.

В группе могут встретиться и излишне самоуверенные, хвастливые ученики. Педагог должен воспитывать в них скромность, доброжелательность, внимательное отношение к товарищам. В то же время необходимо всячески поддерживать инициативу, не тормозить развитие более способных, бережно относиться к проявлению индивидуальности.

После освоения того или иного танца можно просматривать учеников индивидуально, анализировать исполнительство и затем оценивать его. Полезно привлекать учеников к анализу деятельности товарищей и к самоанализу. При этом внимание обращается не только на грамотность и качество исполнения движений, но и на выразительность, эмоциональность, согласованность с музыкой.

Можно предложить ученикам и такие задания: перечислить последовательность движений танца, рассказать о деталях правильного исполнения движения, указать на типичные ошибки, которые могут встретиться при разучивании танца.

Данный раздел является наиболее зрелищным. Поэтому отобранные танцы и танцевальные постановки с успехом могут демонстрироваться в различных выступлениях перед другими группами, на праздниках, концертах.

Учебно-тематический план

3-х летний возраст

Первый год обучения

п/п

Наименование тем

Количество

на

практ.

занятия

на

теор.

занятия

Всего

1

Элементы музыкальной грамоты в передаче движениями

4

2

6

2

Связь музыки и движения на примерах игровых эпизодов, образов

4

4

8

3

Набор танцевальных элементов. Разучивание

6

2

8

4

Упражнения и этюды на развитие ориентации в пространстве. Ходьба и маршировка в различных направлениях

5

3

8

5

Упражнения, ритмические разминки на развитие групп мышц и подвижность суставов

5

3

8

6

Упражнения и танцы на развитие художественно-творческих способностей детей

7

3

10

7

«Прогулка в зоопарк» - создание музыкально-пластических образов

4

2

6

8

Русский танцевальный фольклор на занятиях ритмикой

7

3

10

9

«Путешествие по лесу» - создание музыкально-пластических образов

5

3

8

ИТОГО:

47

25

72

Тема № 1.

Элементы музыкальной грамоты в передаче движениями. Определение характера музыки (веселый, грустный), темпа (быстрый, медленный), жанров музыки (марш, полька, вальс), пауз и т.д. Передача в движении снежинок, бабочек, солдат и т.д.

Тема № 2.

Связь музыки и движения на примерах игровых этюдов, образов. Практические занятия на разучивание ритмической разминки «Колобок», этюдов «Я на солнышке лежу».

Игры-танцы «Скачут по дорожке», «Пошел козел по лесу», «Ладушки».

Тема № 3.

Набор танцевальных элементов. Марш, бег, подскоки, пружинка, притопы, хлопки, движения с мячом, скакалкой.

Тема № 4.

Упражнения-этюды на развитие ориентации в пространстве. Построение в колонну, круг, движение по кругу. Этюды «По кружочку мы пойдем», «Змейка»

Тема № 5.

Упражнения на развитие групп мышц: «Куклы деревянные и тряпичные», «Колка дров», Растягиваем резинку», «Ветерок и ветер», «На речке», «Гладим кошку», «Кошка выпустила когти», «Паровозик», «Спать хочется», «Мельница», «Велосипед» и т.д.

Тема № 6.

Упражнения и танцы на развитие художественно-творческих способностей: «Кузнечик», «Антошка», «Звери и птицы», «Внимание-музыка», «Лошадки».

Тема № 7.

«Прогулка в зоопарк». Дети имитируют движения зверей и птиц: медведя, волка, обезьяны, павлина, цапли, ласточки, белочки и т.д. (Кто живет в зоопарке?)

Тема № 8.

Русский танцевальный фольклор. Хороводы: «Как у наших у ворот стоит озеро воды»,. Считалки, заклички под музыку в движениях.

Тема № 9.

«Путешествие в лесу». Дети представляют себя в лесу в различное время года и в разных вариантах: зимой - «снежинками», «елочками», осенью - «листочками», летом - «ягодками», «кузнечиками», «лягушками», весной - водят хороводы вокруг березки, «прыгают» через костер.






Учебно-тематический план

4-х летний возраст

второй год обучения

п/п

Наименование тем

Количество

на

практ.

занятия

на

теор.

занятия

Всего

1

Элементы музыкальной грамоты и передача их в движении

3

2

5

2

Упражнения и этюды на развитие ориентации в пространстве

4

2

6

3

Ритмические разминки на развитие отдельных групп мышц

3

2

5

4

Упражнения для развития мимики и пантомимики

3

2

5

5

Упражнения и игры, активизирующие внимание

4

3

7

6

Несюжетные и сюжетные подвижные игры, игры с элементами спорта

5

3

8

7

Танцы-игры на развитие творческих способностей детей

4

2

6

8

Встреча с любимыми героями мультфильмов

3

2

5

9

«На птичьем дворе» - передача музыкально-пластического образа

3

2

5

10

«Куклы» - этюды на закрепление и расслабление групп мышц. Виды кукол, игры

4

2

6

11

«В цирке» - музыкально-пластическое решение образа

3

2

5

12

«Здравствуй, весна!»

3

2

5

13

Русский танцевальный фольклор на занятиях ритмикой

3

1

4

ИТОГО:

45

27

72

Тема № 1.

Элементы музыкальной грамоты и передача их в движении. Определение характера музыки (спокойный, торжественный), структуры музыкального произведения, формы, типа и т.д. Игры: «Самолетики», «Лебеди», «Сороконожка», «Зеркало»

Тема № 2.

Упражнения и этюды на развитие ориентации в пространстве. Положение в парах, свободное размещение в зале с возвратом в колонну. Построения из круга в шеренгу «Воротца», «Карусель», «Змейка». Движение в колонне. Перестроение в парах.

Тема № 3.

Ритмическая разминка на развитие отдельных групп мышц: «Танцевальная азбука».

Тема № 4.

Упражнения для развития мимики и пантомимики: «Просыпаемся, улыбаемся, умываемся, смотрим в бинокль, слушаем, грустим, плачем, стреляем» и т.д.

Тема № 5.

Упражнения и игры, активизирующие внимание: «Задом наперед», «Кот и мыши», «Зеркало», «Игры с мячом», «Колобок», «Невод» и т.д.

Тема № 6.

Несюжетные и сюжетные подвижные игры, игры с элементами спорта: «Совушки», «Горелки», «Паук», «Кот и воробьи», , «Гуси вы, гуси», «Зайка», и т.д.

Тема № 7.

Танцы-игры на развитие творческих способностей: «Веселые барабанщики», «Конники», «Неуклюжий медведь», «Цирковые лошади», «Лыжники», «Ковбои, «Топ и хлоп»,

Тема № 8.

«Встреча с любимыми героями мультфильмов». Движения в образах Чебурашки, Буратино, Винни-Пуха, Зайца, Волка, Львенка и Черепахи, Кота Леопольда.

Тема № 9.

«На птичьем дворе». Танцы: «Гуси-Гуси», «Вышла курочка хохлатка», «Веселые петушки». Игры: «Кот и воробьи», «Волк и гуси», «Утята».

Тема № 10.

Куклы. Этюды: «Оловянные солдатики», «Матрешки», «Тряпочные куколки».

Тема № 11.

«В цирке», «Цирковые лошади», «Собачки считают», «Наездники», «Жонглеры», «Канатоходцы», «Спортсмены», «Хищники на арене».

Тема № 12.

«Здравствуй, весна!» Танцы-этюды: «Подснежники», «Во поле березка стояла».

Хороводы-игры: «Стелю, стелю подушечку», «Про лисичку».

Учебно-тематический план

5-ти летний возраст

третий год обучения

п/п

Наименование тем

Количество

на

практ.

занятия

на

теор.

занятия

Всего

1

Элементы музыкальной грамоты и передача их в движении

3

2

5

2

Упражнения и этюды на развитие ориентации детей в пространстве

3

2

5

3

Ритмические разминки и упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижность суставов

5

4

9

4

Танцы-игры на развитие творческих способностей детей

4

4

8

5

Русский танцевальный фольклор на занятиях ритмикой

4

2

6

6

«Путешествие в страну чудес»

2

2

4

7

«В цирке»

4

2

6

8

«Потешный город»

3

2

5

9

«День на корабле»

2

2

4

10

Подвижные игры с элементами спорта

2

2

4

11

Упражнения для развития мимики и пантомимики

2

2

4

12

Встреча с героями мультфильмов

2

2

4

13

Изучение танцевальных элементов

6

2

8

ИТОГО:

42

30

72


Тема № 1.

Элементы музыкальной грамоты и передача их в движении. Определение характера мелодии, формы, сильных долей. Ритмическое разнообразие хлопков и притопов.

Тема № 2.

Упражнения-этюды на развитие ориентировки детей в пространстве. Перемещение в парах, по кругу, смена партнеров. «Звездочки», «Цепочки», «Диагонали».

Тема № 3.

Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижность суставов. Осанка, маховые движения рук и ног. Стопа напряженная и расслабленная. Гибкость корпуса. Партерная гимнастика для всех групп мышц. Разминка «Веселые человечки», «Ковбои».

Тема № 4.

Танцы-игры на развитие творческих способностей: «Бульба», «Чунга-чанга», «Во кузнице», «Лявониха», «Веселые лягушата», «Карусель», «Болгарский танец», «Ну, погоди», «Скакунец», «Ползунец».

Тема № 5.

Русский танцевальный фольклор: «Тимоня». Хороводы-игры: «Веретенце», «Как у нас в Сибири разговоры были».

Тема № 6.

«Путешествие в страну чудес». Образы русских народных сказок: Баба Яга, Разбойники, Буратино, Иванушка, Василиса-Прекрасная, Волк и Красная Шапочка, Крокодил Гена, Пираты, Змей-Горыныч и т.д.

Тема № 7.

«В цирке», «Веселые наездники», «Жонглеры», «Канатоходцы», «Акробаты» и т.д.

Тема № 8.

«Потешный городок». Игры, музыкальные считалки, забавы в танцах и мелодиях: «Задом-наперед», «Аты-баты», «Ехал Грека через реку», «Барыня», «Воевода приказал».

Тема № 9.

«День на корабле». Дети играют в моряков, ходят строем, отдают команды, «плавают», «драят палубу», «смотрят в бинокль», изображают морских десантников, «лазают по канату», танцуют матросский танец «Яблочко». Исполняют различные перестроения. Работают с флажками.

Тема № 10.

Подвижные игры с элементами спорта: «Кенгуру», «Кто быстрее», «Крокодильчик», «Прыгаем через препятствие», «Займи место первым».

Тема № 11.

Упражнения для развития мимики и пантомимики: «Спать хочется», «Радуемся солнышку», «На речке», «»Ковбои» и т.д.

Тема № 12.

«Встреча с героями мультфильмов». «Ну, погоди» - танец шутка, «Забавы кота Леопольда», «Буратино».

Тема № 13.

Набор танцевальных элементов. Подскоки с переступанием. Виды галопов. «Ковырялочки». Виды прыжков. Простые приплясы с выносом ноги на каблук. «Ножницы», «Пружинки», Тройной бег, «Маятник», «Хлопушки», присядки, повороты. Комбинации на народном материале.

Примерный план открытого урока

Вводная часть урока:

- приглашение учеников в зал и расстановка их по своим местам;

- приветствие (поклон);

- опрос учеников по ритмической части пройденного материала;

- слушание музыки и определение ее характера, темпа и размера; воспроизведение хлопками и притопыванием ритмического рисунка;

Подготовительная часть урока:

- маршировка: бытовой и танцевальный шаг в различных темпах и ритмах, размер (4/4, 3/4, 2/4) - в ритме марша, в ритме вальса, в ритме польки, меняя темп и включая паузы (на один такт 4/4, на 3/4, на 2/4);

- правильное положение тела и его частей при маршировке;

- основные позиции ног, рук; позиции рук в парах; хлопки;

- виды шага, прыжки;

Основная часть урока:

- основы актерского мастерства; игровые задания на передачу эмоциональных состояний;

- музыкально-ритмические игры, инсценировки; музыкально-танцевальные импровизации; игры-превращения;

- ритмические задания и упражнения, направленные на развитие чувства ритма и совершенствования ритмических навыков;

- танцевальные движения;

- построения и перестроения;

Заключительная часть урока:

- поклон при полувыворотном положении ног (в умеренном темпе 2/4).

Описание урока

Вводная часть урока:

Педагог приглашает учеников в зал, и дети встают на свои места в шахматном порядке. Урок начинается с приветствия (поклона), после чего педагог с учащимися повторяет весь материал пройденный на предыдущих уроках. Затем педагог предлагает прослушать музыку, и на заданную мелодию дети должны определить ее характер, темп и размер; воспроизведение хлопками и притопыванием ритмического рисунка.

Подготовительная часть урока:

Дети маршируют под музыку. Они проходят по залу то шеренгой, то колонной по кругу, то по диагонали, то по прямой линии, расходятся на право, налево, объединяясь в пары и в четверки, следя при этом за дистанцией и интервалами.

Темп маршировки сначала спокойный (ритм марша - 4/4), затем он становится быстрее, с паузами; с ритма марша следует перейти на ритм вальса - 3/4, акцентируя в движении первую четверть, затем ритм польки - 2/4, после чего - на легкий бег и т.д.

Во время маршировки следует объяснять детям, в чем заключается правильное положение тела и его частей:

- умение передавать тяжесть тела с одной ноги на другую при спокойном положении корпуса;

- симметричное расположение частей тела;

- подтянутость, легкость и собранность фигуры ребенка (она должна быть как бы устремлена вверх, но без излишнего напряжения);

- правильное положение ног во время движения, особенно стоп;

- корпус дети должны держать прямо, плечи опущены, грудная клетка слегка развернута, голова не запрокидывалась и не опускалась в низ, шея свободная, не напряженная.

Исходные позиции ног

Основная стойка - пятки вместе, носки врозь - под углом 45° («домиком»)

2-ая позиция - ноги на ширине плеч, только носки ног максимально развернуты в стороны.

3-ая позиция - опорная нога ставится под углом 45º , пятка неопорной ноги приставляется спереди к середине ступни опорной ноги, тоже под углом 45º .

Находясь в любой из вышеописанных позиций, ноги следует держать прямыми, ягодичные мышцы напряженными, спину прямой, живот подтянутым, тяжесть тела равномерно распределить на обе стопы, опираясь на пальцы. Полной выворотности стопы в позициях от детей требовать не надо. Достаточно, если носки ног будут развернуты под прямым углом.

Исходные позиции рук

Внизу - руки опущены вдоль тела.

Впереди - руки вытянуты на уровне груди (параллельно полу).

Вверху - руки максимально подняты вверх над головой.

В стороны - плечи и руки составляют одну прямую линию.

Руки могут быть открытыми - ладони вверх («к солнышку»).

Руки могут быть закрытыми - ладони вниз (смотрят в пол).

«Поясок» - ладони на талии, большие пальцы - сзади, остальные - впереди. Плечи и локти слегка отведены назад.

«Кулачки на бочок» - пальцы рук слегка сжаты в кулачки, которые ставятся на талию тыльной стороной внутрь.

«Полочка» - руки согнуты в локтях, сложены перед грудью. На левой руке лежит правая (кисть правой руки лежит на локте левой и наоборот).

«Матрешка» - руки «полочкой», указательный палец правой (левой) руки делает «ямочку» на одноименной щеке. Левая (правая) ладонь поддерживает локоть другой руки и чуть отведена вперед (на весу).

«Юбочка» - большим, указательным и средним пальцами (щепотью) обеих рук взять края юбочки и развести руки в стороны - вверх.

«Фартучек» - щепотью прихватить с обеих сторон перед юбочки и приподнять вверх.

За спиной - руки соединены за спиной чуть ниже талии. Ладонь левой руки тыльной стороной лежит в правой ладони. Пальцы слегка сжаты, плечи и локти сведены назад.

Позиции рук в парах

Дети стоят лицом друг к другу:

«Лодочка» - руки соединены в позиции «в стороны». Они раскрыты на уровне груди.

«Воротца» (узкие) - руки соединены вверху, (широкие) - в стороны-вверх.

«Крестик» - руки соединены накрест.

Хлопки

«Ладушки» - хлопки ладонями впереди или сзади (за спиной) выполняются свободными, не напряженными, согнутыми в локтях руками, двигающимися навстречу друг другу.

«Блинчики» - на «раз» - удар правой ладонью по левой, на «два» - наоборот (кисти расслаблены, стаккато), с поворотом кисти.

Хлопки могут быть громкими или тихими, в зависимости от динамики музыкального образа.

«Тарелочки» - «отряхни ладошки».

«Ловим комариков» - легкие, звонкие хлопки прямыми ладошками справа, слева от корпуса, вверху и внизу согнутыми в локтях руками.

Виды шага

Спокойная ходьба (прогулка) - шаг начинается с носка вытянутой правой (левой) ноги, носок развернут в сторону. Амплитуда и длина шага небольшая. Движение рук произвольное (могут быть в любой позиции).

Шаг на всей ступне (топающий) - исполняется с очень небольшим продвижением вперед: колени чуть согнуты, корпус прямой, ноги ставятся на всю ступню с легким притопом, от пола их почти не поднимают, но и не шаркают. Руки можно поставить кулачками на пояс.

Высокий шаг - нога не выносится вперед, а сгибается в колене и поднимается вверх под углом 90º. Носок максимально оттянут вниз (или ступня параллельна полу) «утюжком». Это шаг на месте или с продвижением в перед (в образе петушка, лошадки).

Шаг с притопом на месте - на «раз» делают шаг на месте левой ногой рядом с правой; на «два» - притоп правой ногой впереди левой, без переноса на нее тяжести тела. Акцент постоянно падает на притоп (на «два»).

Боковой приставной шаг - на «раз» - вправо(влево), на «два» - левая(правая) нога приставляется к опорной. Носки ног вместе или врозь, в зависимости от исходного положения («узкая дорожка» или основная стойка).

Прыжки

«Точка» - исходное положение ног - основная стойка, рук в любой позиции. После толчка, приземлиться в ту же точку, ставя ногу сначала на носок, затем на всю ступню. Другая нога(неопорная) согнута в колене и отведена назад. Опорную ногу менять.

«Часики» - техника та же, только прыжок выполняется с поворотом вокруг своей оси. Опорная нога равномерно(как стрелка часов) поворачивается по окружности.

На двух ногах:

Подскок - поочередное подпрыгивание на правой и левой ноге.

Амплитуда прыжка зависит от характера музыки. Выполнять его можно на месте, с продвижением вперед или назад, а также с поворотом вокруг своей оси («часики»).

Прыжки с отбрасыванием ног назад - на «раз» - прыжок-«точка» опорной ноги, одновременно неопорная нога сгибается в колене и отбрасывается назад, пяткой кверху. Неопорная нога может удерживаться на весу или ставиться сзади на носок пяткой кверху. На «два» - смена опорной ноги.

«Веселые ножки» (прыжки с выбрасыванием ног вперед) - то правая, то левая нога поочередно часто выбрасываются вперед, как бы хвалясь перед зрителем. Носочек ноги направлен вниз, к полу. Руки - в стороны, ладони смотрят вперед внутренней стороной.

«Качалочка» - исходное положение - ноги вместе. Затем правая нога выносится чуть вперед и как бы толкает левую ногу назад, затем снова выносится вперед, а левая возвращается на место. Движение повторяется непрерывно.

«Ножницы» - на «раз» - толчок, разведение ног в стороны и приземление в позицию «Широкая дорожка». На «два» - толчок и скрещивание ног в «точке» впереди.

Боковой галоп - то же, что и боковой приставной шаг, только на прыжке.

Галоп вперед - техника та же, только продвижение не в сторону, а вперед. На «раз» - толчок и правая (левая) нога выносится вперед, приземляясь с носка. Носок другой ноги приставляется сзади к пятке опорной ноги. На «два» - повторение.

Основная часть урока:

- основы актерского мастерства; игровые задания на передачу эмоциональных состояний;

- музыкально-ритмические игры, инсценировки; музыкально-танцевальные импровизации; игры-превращения;

- ритмические задания и упражнения, направленные на развитие чувства ритма и совершенствования ритмических навыков;

Танцевальные движения:

«Качель маленькая» - дети стоят, взявшись за руки и слегка качая ими из стороны в сторону.

«Качель большая» - то же, только сильно раскачивают руками из стороны в сторону.

«Пружинка» - стоя на месте, легко, часто, непрерывно приседать.

Притоп - стоя на левой ноге, ритмично притопывать правой, чуть пружиня обеими.

Приседание - на «раз» - приседание, на «два» - возвращение в исходное положение. При этом

пятки ног отрываются от пола, а колени разводятся в стороны, спина прямая, крепкая.

«Топотушки» - исходное положение - ноги вместе, чуть присев, руки сжаты в кулачки на поясе.

Часто поочередно топать ногами на месте.

Поворот вокруг себя (кружение) - стоя лицом к зрителям начинать движение вправо. Легко

на носочках повернуться на месте вокруг себя и остановиться в исходном положении.

«Расческа» - дети стоят в шахматном порядке. На расстоянии друг от друга лицом в одном направлении.

Построения:

Колонна - дети стоят друг за другом, в одном направлении, соблюдая интервалы между собой.

Шеренга - дети стоят рядом друг с другом, в одном направлении, соблюдая интервалы между

собой.

Цепочка - дети стоят вполоборота друг за другом, держась за руки.

Поклон:

Поклон - дети выстраиваются по линиям в шахматном порядке при полувыворотном положении ног, руки в подготовительном положении, делают поклон

Методическое обеспечение программы.

В наличие методическая литература последних лет издания. Литература и CD диски для проведения уроков , дополнительная литература, находящаяся в собственности педагога.

Условия реализации программы

Работа по программе ведётся одним педагогом. У него имеется отдельный зал. В наличие имеются коврики, для работы на полу и специальный реквизит к танцевальным постановкам.

Методические аспекты освоения программы

Основываясь на педагогическом опыте в работе с детьми, можно сказать, что наиболее трудоемким является процесс развития детской двигательной памяти, координации движения, ориентации в пространстве. Учитывая это, в программу включены некоторые методические приемы, позволяющие быстро научить ребенка правильно запоминать последовательность несложных упражнений, легко ориентируясь при этом в пространстве. Наиболее доступными для детей являются естественные движения, к которым относятся и так называемые основные: ходьба, бег, прыжки, подскок. Очень важно обучать ребенка сначала непринужденно, свободно, красиво, выразительно двигаться под музыку, выполняя музыкально-ритмические задания на основе естественных движений, и уже потом исполнять простейшие танцевальные элементы и несложные танцы.

Основными в освоении Программы данного курса являются принципы: "от простого к сложному", "от медленного к быстрому", "посмотри и повтори", "осмысли и выполни", "от эмоций к логике", "от логики к ощущению".

Знакомство с танцем начинается с музыки, истории танца, места его происхождения, его ритмическим характером и темпом. Освоение элементов происходит постепенно.

Дети осваивают движения, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному восприятию позволяет обучающемуся считывать движения.

В танцах со сложной координацией необходимо четко соблюдать последовательность подачи информации о движении. Танец начинается "от пола", и следует показать и объяснить в последовательности:

  • куда наступаем (как переносим вес);

  • как ставим ногу (как работает стопа);

  • что делает колено;

  • как работают бедра;

  • что делает корпус;

  • как танцуют руки;

  • куда направлен взгляд (что делает голова).

Успешное усвоение всех рекомендаций должно сочетаться с созданием на занятии такого психологического микроклимата, когда педагог, свободно общаясь с детьми на принципах сотрудничества, содружества, общего интереса к делу, четко реагирует на восприятие обучающихся, поддерживая атмосферу радости, интереса и веселья, побуждает их к творчеству.

На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь - жест - музыка, который позволяет быстро сменить вид деятельности, мобилизует внимание.

В результате прохождения курса учащийся имеет представление:

• об основных элементах танца;

• о многожанровости и разнообразии танцевального искусства;

• о многообразии выразительных возможностей танца;

знает:

• различные виды шага;

• основные виды прыжков;

• простейшие танцевальные элементы;

умеет:

• умеет контролировать своё тело через движения;

• умеет определять начало и конец в движении и мелодии;

• слышит ритмический рисунок мелодии;

• осознаёт средства музыкальной выразительности.

В ходе ее достижения решаются задачи:

• сформировать навыки движения;

• научить учащихся устойчивости, ориентироваться в пространстве, чувствовать ракурс и позу;

• развить органы чувств и сенсорные умения;

• развить прыгучесть, гибкость, вестибулярный аппарат, пластику движений, их ритмичность, выразительность в тесной взаимосвязи с музыкой;

• совершенствовать художественно-творческие способности;

• воспитать любовь к танцевальному искусству.

Учебно - методическое обеспечение:

  1. Танцевальная ритмика для детей. Т.И. Суворова - 8 изданий.

  2. «Танцуй, малыш!» Т.И. Суворова - 1-2 издание.

3. Музыка и движение. В.А. Кенеман.

4. Танцевально-экспрессивный тренинг. Т.А. Шкурко.

5. Праздники в детском саду. А. Герман

6. Как научить танцевать Н.Кауль.

7. Танцуют все. Л.В Браиловская, О.В Володина, Р.В Цыганкова.

8. Народные танцы О.В Иванникова.

9. Методика преподавания Народного танца. Г.П.Гусев.

10. Азбука классического танца. Н. Базарова.

Заключение

Для проведения занятий по ритмике необходимо иметь просторный класс для движения, но т. к. маленьким детям трудно простоять весь урок на ногах, для каждого ребенка должен быть приготовлен стул. В процессе занятия периодически сажать детей на стулья, чередовать движение со спокойным отдыхом. Во время такого отдыха знакомить детей с новым музыкальным материалом, разучивать текст песни, обсуждать содержание песни и т.д. В целях более успешного проведения занятий в классе должен быть инвентарь для упражнений с предметами (флажки, мячи, палки, ленты, шумовые инструменты, платки и др.). Форма одежды детей - свободная, не стесняющая движения, но обязательно - чешки, балетки. Стопа ноги должна очень чутко контактировать с полом. Особенно это важно для исполнения ритмических рисунков - двигаться , ступать так, как будто играешь на клавишах, создаешь музыку.

Как правило, в начале года на 1-ое занятие дети приходят с большим желанием заниматься с горящими глазами, и задача педагога заключается в том, чтобы не разочаровать детей, не отбить у них охоту приходить на уроки ритмики. В этом состоит одно из сложнейших таинств педагога - ритмиста, требующего от него больших знаний предмета и мастерства преподавания.

Платон в «Трактате о Государственности» пишет, что «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проведен опытом веков. Он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души»

Разнообразные взаимодействия музыки и движения, их органическая связь между собой, а также передача средств музыкальной выразительности через движение тела является специфической особенностью учебного предмета РИТМИКА.

Список литература:

1. З. Роот, Н.Зарецкая «Танцы в детском саду» Москва Айрис-прес 2003 г.

2. М. А. Михайлова, Н.В. Воронина «Танцы, игры, упражнения для красивого

движения» Ярославль Академия развития 2004 г.

3. Т.В. Пуртова, А.н. Беликова, О.В. Кветная «Учите детей танцевать» Москва

Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2004 г.

4. Н.В. Зарецкая «Музыкальные сказки для детей» Москва Айрис-пресс 2004 г.

5. Л.Н. Алексеева «Танцы для детей» Москва Советская Россия 1982 г.

6. Т. Барышникова «Азбука хореографии» Москва Рольф, 1999 г.

7. Учебное пособие по предмету ритмика. Хабаровский Институт Искусств и Культуры 2005 г

8. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. Под ред.Е.А Медведевой.М.:Академия,2002

9. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. КасицынаМ.А.,БородинаИ.Г.-М.: Гном и Д,2005

10. Волшебная дудочка:78развивающих музыкальных игр. Бин Дж.Оулдфилд А. М.:Геревинор,2007

11. Методическое пособие по ритмике. Франио Г. Издательство «Музыка»

12. Интегративная танцевально-двигательная терапия. Козлов В.В.,Гиршон А.Е.,Веремеенко Н.И.-Издание 2-е,-СПб.Речь-2006.

13. Янкелевич Е.И. Осанка красивая, походка - лёгкая. - М., 2001.

14. Музыкальное движение. С. Руднева, Э. Фиш. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. СПб, 2000.
15. Искусство балетмейстера. Р. Захаров. М., 1954.





© 2010-2022