Дополнительная рабочая программа кружкаЮный журналист

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16

КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА


Лицензия: № 10249 от 18.12.2012 г., свидетельство о государственной аккредитации № 938 от 11.03.2012 г.

Дополнительная рабочая программа кружкаЮный журналист


456602, Челябинская область, г. Копейск, ул. Меховова, 10, тел. 8(35139)7-66-95,

Е-mail: [email protected], сайт школы: http//74213s16.edusite.ru/

ИНН 7411013866, КПП 743001001, ОКАТО 75428000000, ОГРН 1027400778041, ОКПО 42513825,

БИК 047501001, расчетный счет 40701810200001000012 Отделение г. Челябинска



«СОГЛАСОВАНО»

Педагогическим Советом

МОУ СОШ № 16

Протокол № _1__

от «_30_» _08___ 2015__г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ СОШ № 16

_____________М.Г. Сергеева

«_30__» _08___ 2015__г.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Юный журналист»

ХУДОЖЕСТВЕННО - эстетической НАПРАВЛЕННОСТИ

Возраст детей: от 10 до 13лет

Срок реализации: 1 год

Составитель программы:

Боброва Анастасия Анатольевна,

учитель русского языка и литературы






г. Копейск

2015


Паспорт программы


Название программы

«Юный журналист»

Тип программы

модифицированная

Образовательная область

филология

Направленность программы

Художественно - эстетическое

Уровень освоения содержания образования

общеразвивающая

Нормативно-правовая база


  • Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" принят 29.12.2012 г.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.

  • Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» утверждены на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 3 июня 2003 г.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08. 2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.

  • Приказ №1241 от 26 .11. 2010г. О внесении изменений ФГОС НОО утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6. 10. 2009г. №373.

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. N 189.

Цель программы

Знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела, обучение основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов, сделать доступным и посильным издательское дело.

Задачи программы

Обучающие:

  • развивать природные задатки и способности, помогаю­щие достижению успеха в данном виде деятельности;

  • формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;

  • активизировать познавательную мыслительную деятельность;

Развивающие:

  • развивать критическое мышление;

  • развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании материала;

  • прививать культуру общения;

Воспитательные:

  • воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию;

  • воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки;

  • развивать творческие способности школьников - осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды.

  • развивать коммуникативные способности учащихся с использованием технических средств;

  • формировать творческие способности детей;

  • уметь анализировать и отбирать полученную информацию;

  • использовать силу воздействия массовой информации для становления духовного мира учащихся;

  • уметь применять полученные знания при создании школьной газеты.

Составитель программы

Боброва Анастасия Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Срок реализации программы

1 год

Возраст участников программы

10-13лет

Аннотация программы

Актуальность данного курса обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети на занятиях кружка, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы, направлена не только на совершенствование основных видов речевой деятельности и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование познавательных и коммуникативных учебных действий, развитие навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данный курс имеет для детей, проявляющих интерес к навыкам работы юного корреспондента, имеющим активную жизненную позицию, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

Особую значимость данный курс имеет для детей, проявляющих интерес к навыкам работы юного корреспондента, имеющим активную жизненную позицию, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

Структура программы

Раздел 1. Целевой раздел 5 стр.

Раздел 2. Содержательный раздел 15 стр.

Раздел 3. Организационный раздел 18 стр.

Список литературы 30 стр.

Приложение 31 стр.

Раздел 1. Целевой раздел


«Словом можно убить - и оживить,

ранить - и излечить,

посеять смятение и безнадежность

- и одухотворить»

В.А.Сухомлинский.



  1. Пояснительная записка

Рабочая программа « Юный журналист реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности в 5 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлече¬ний, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное простран¬ство воспитания и образования.

Важнейшим средством коммуникации является слово. Возможностей у ребят выражать свои мысли, излагать свои идеи, грамотно научиться выражать чувства явно недостаточно.

А между тем возрастные особенности детей позволяют в полной мере использовать свою фантазию, восприимчивость для формирования коммуникативной компетентности.

Программа «Юный журналист» рас¬считана на учащихся пятого класса, увлекающихся литературной и художественно-творческой дея¬тельностью, сможет помочь учащимся реализовать свои возможности в литературном творчестве, раскрыть свои таланты.

Работа по данной программе поможет учащимся развивать и повышать культуру речи, научит общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нем.

Программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

1.1.1 Актуальность программы.

Актуальность данного курса обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети на занятиях кружка, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы, направлена не только на совершенствование основных видов речевой деятельности и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование познавательных и коммуникативных учебных действий, развитие навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данный курс имеет для детей, проявляющих интерес к навыкам работы юного корреспондента, имеющим активную жизненную позицию, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

Особую значимость данный курс имеет для детей, проявляющих интерес к навыкам работы юного корреспондента, имеющим активную жизненную позицию, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

1.1.2 Новизна программы.

Новизна программы «Юный журналист» состоит в том, что она создаёт условия для продуктивной творческой деятельности школьников, поддерживает детские инициативы и способствует их осуществлению. Умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы занятия, используются в практической деятельности: выпуске школьных газет, на уроках русского языка и литературы.

Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности

1.1.3 Цель программы.

Знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела, обучение основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов, сделать доступным и посильным издательское дело.

1.1.4 Задачи программы.

 развивать природные задатки и способности, помогаю¬щие достижению успеха в данном виде деятельности;

 формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;

 активизировать познавательную мыслительную деятельность;

 развивать критическое мышление;

 развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании материала;

 прививать культуру общения;

 воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию;

 воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки;

 развивать творческие способности школьников - осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды.

 развивать коммуникативные способности учащихся с использованием технических средств;

 формировать творческие способности детей;

 уметь анализировать и отбирать полученную информацию;

 использовать силу воздействия массовой информации для становления духовного мира учащихся;

 уметь применять полученные знания при создании школьной газеты.


  1. Нормативно-правовая база создания программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный журналист» является основным документом детского творческого объединения, так как именно в ней:

  • определяется своеобразная «стратегия» образовательного процесса не весь период обучения;

  • отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности в детском объединении «Юный журналист» и её результативности;

  • организационные нормативы работы детского объединения.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный журналист» является локальным нормативным документом, она прошла проверку и утверждение в определённом порядке:

  1. Обсуждение программы на педагогическом совете образова­тельного учреждения;

  2. Утверждение общеобразовательной программы приказом директора образовательного учреждения на основании решения педагогиче­ского совета.

При разработке дополнительной общеобразовательной программы основными нормативными документами являются следующие:

  • Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" принят 29.12.2012 г.

  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.

  • Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» утверждены на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 3 июня 2003 г.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08. 2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.

  • Приказ №1241 от 26 .11. 2010г. О внесении изменений ФГОС НОО утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6. 10. 2009г. №373.

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660);

  • Устав МОУ СОШ № 16.


  1. Принципы и подходы к формированию программы

Основные принципы построения программы:

  • основные принципы дидактики;

  • гуманизация и культуросообразность;

  • целостность и вариативность;

  • индивидуализация и дифференциация;

  • преемственность;

  • системность;

  • открытость;

  • творческая активность личности.

Направленность программы курса «Юный журналисти» по содержанию является рас­считана на учащихся 4-5 - х классов, увлекающихся литературной и художественно-творческой дея­тельностью, сможет помочь учащимся реализовать свои возможности в литературном творчестве, раскрыть свои таланты.

Работа по данной программе поможет учащимся развивать и повышать культуру речи, научит общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нем.

Программа рассчитана на работу с детьми 10-13 лет. Количество детей в группах 17 человек.

Срок реализации программы: 1 учебный год.

Педагогическая целесообразность.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлече­ний, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное простран­ство воспитания и образования.

Важнейшим средством коммуникации является слово. Возможностей у ребят выражать свои мысли, излагать свои идеи, грамотно научиться выражать чувства явно недостаточно.

А между тем возрастные особенности детей позволяют в полной мере использовать свою фантазию, восприимчивость для формирования коммуникативной компетентности.

Программа «Юный журналист» рас­считана на учащихся пятого класса, увлекающихся литературной и художественно-творческой дея­тельностью, сможет помочь учащимся реализовать свои возможности в литературном творчестве, раскрыть свои таланты.

Отличительные особенности образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что в процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только изучение основных понятий журналистики, но и создание индивидуальных и коллективных журналистских проектов, а также реализуется взаимосвязь с дисциплинами школьного курса.

В структуру программы входят образовательные блоки: теория, практика. В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий.

Это не обычное учебное занятие, на котором дети просто чему-то учатся, что-то узнают, это - художественно-эстетическая деятельность, требующая от ребенка положительного эмоционального отношения, желания создать оригинальный творческий «продукт».

Один из наиболее важных принципов занятий - связь обучения с жизнью. Это значит, что вся творческая деятельность должна опираться на впечатления, полученные ребенком от действительности. Важным принципом является принцип наглядности.

Программа рассчитана на работу с детьми 8-10 лет. Количество детей в группах 15 человек.

Срок реализации программы: 1 учебный год.


  1. Прогнозируемые результаты реализации программы

В результате обучения по данной программе дети научаться:

  • определять стиль и тип речи;

  • давать характеристику текста публицистического стиля в соответствии с темой и основной мыслью;

  • отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях;

  • совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;

  • пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;

  • находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;

  • соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;

  • строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;

  • фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;

  • проводить литературное редактирование и литературную правку текста.


  1. Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы

  2. Цели оценочной деятельности:

  • отслеживать на этапе контроля эффективность реализуемой программы «Юный журналист»;

  • отслеживать индивидуальный прогресс в достижении планируемых результатов освоения программы обучения;

  • развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результат своих действий.

Подведение итогов по результатам освоения материала дан­ной программы проходит при

  • проведении выставок детских работ.

  • участии ребят в городских конкурсах на определенную тему.

  • обсуждении ориги­нальности замысла и его воплощении автором.

  • размещении лучших работ в школьной газете.

  • анализ творческих работ.

  • составление альбома лучших работ.


Стартовая диагностика

Стартовая диагностика проводится с целью определения общей готовности учеников к изучению журналистики. Для мониторинга общей готовности используются:

  • беседа для выявления внутренней позиции школьника;

  • проверка сочинений и творческих работ учащихся.



Текущее оценивание

В текущем оценивании предметом оценки выступают личностные результаты, которые отслеживаются в ходе различных мониторинговых исследований при проведении индивидуальных и групповых работ.

Итоговое оценивание

Итоговое оценивание происходит в конце обучения. Предметом итоговой оценки является способность обучающихся выполнять на основе всего пройденного материала задания руководителя.


Раздел 2. Содержательный раздел программы


2.1.1. Структура занятия


  • Приветствие. Создание мотивации. Загадки, стихи, интересные истории о предмете

  • Выполнение тренинговых занятий

  • Теоретическая часть

  • Беседа и обсуждение нового материала

  • Практическая часть (создание статьи, заметки, интервьюирование, работа с текстом и др.)

  • Анализ работы ( соответствие жанровой принадлежности, теме, задачам, оценка речевой и орфографической грамотности, стиля и типа речи, средств художественной выразительности).

2.1.2. Методы организации занятия


Методы, используемые при проведении занятий кружка «Юный журналист», органично сочетаются:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия

словесный

(устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.); рассказ педагога, беседа. Задаваемые детям вопросы ориентируют их на необходимость рассуждать, анализировать, стимулируют самостоятельный поиск решения познавательной задачи.

практический и игровой

(выполнение работ по инструкционным картам, , планам и др.). упражнения и игры для развития мотивации и интеллекта. Упражнения и игры для развития навыков работы с текстом. Игровые упражнения на развитие умения ориентироваться в жанровом своеобразии текстов. Игровые упражнения на развитие зрительного восприятия, свойств внимания и наблюдательности, умение вести диалог. Написание материала по заданной теме.

наглядный

(показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); демонстрация способов действий, показ образца.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей

объяснительно-иллюстративный

дети воспринимают и усваивают готовую информацию

репродуктивный

учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично-поисковый

участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский

самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях

фронтальный

одновременная работа со всеми учащимися

индивидуально-фронтальный

чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

групповой

организация работы в группах

индивидуальный

индивидуальное выполнение заданий, решение проблем



2.2. Основные здоровьесберегающие принципы программы


  • включение в учебный процесс жизненного опыта ребёнка, опора на него в обучении, помощь в «присоединении» нового знания к прежнему знанию и опыту, обеспечение каждому ребёнку возможности понимания;

  • представление научных понятий и способов действий на языке и средствами, доступными воспитанникам;

  • исключение перегрузки детей информацией, её непротиворечивость;

  • обеспечение положительного эмоционального состояния воспитанников;

  • достижение интеллектуального комфорта на занятиях, обеспечиваемое сменой деятельности;

  • применение дифференцированного подхода к каждому воспитаннику (ориентирование на индивидуальные особенности и темпы развития детей);

  • использование физкультминуток ( тренинговых упражнений) на занятиях (приложение)

2.2.1. Формы и режим занятий


Программа «Юный журналист» предусматривает следующий режим занятий с обязательным применением физкультминутки:

  • по 2 часа в неделю, всего за год - 70 часов.

  • продолжительность занятия 40 минут.


Используются такие формы, как:

  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, что позволяет организовать содержательное общение детей;

  • взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности: игрой, рисованием, развитием речи;

  • реализацию для детей определенных эмоциональных условий: создание атмосферы принятия ребенка и его права на самостоятельный выбор, обеспечение ему постоянного внимания, отсутствие негативного воздействия, использование мягких воспитательных мер в сочетании с требовательностью;

  • использование приемов и методов общепедагогического влияния: поощрение достижений ребенка, закрепление веры в успех;

  • развитие сотрудничества с родителями, которые охотно подключатся к этой деятельности: подбор книг, помощь в создании публицистических материалов, организация домашнего досуга.

Выбор методов работы обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.

Раздел 3. Организационный раздел.


3.1. Учебно-тематический план


п\п

Название темы

Общее количество часов

В том числе:

теоретические

практические

Первый год

1.

Вводное занятие

2




Знакомство с целями и задачами программы


1



Знакомство с учащимися, распределение обязанностей


1


2.

Журналистика в России

4




Историческая справка о возникновении и развитии журналистики в России


1



Обсуждение проблем современной журналистики в стране.


1



Практическая работа.



2

3.

Журналистское произведение

6




Рождение журналистского произведения


1



Замысел произведения


2



Планирование и конкретизация рабочей идеи, гипотеза.


1



Практическая работа



2

4.

Методы сбора информации

10




Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации


2



Эксперимент как метод и жанр журналистики



2


Интервью. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании


2



Практическая работа по интервью



2


Нетрадиционные методы сбора информации (прогнозирование, биографический метод)


2


5.

Журналист и его герой

2




Самостоятельный выбор героя


1



«Навязанный» герой


1


6.

Журналистика как профессия

6




Место и роль журналистики в современном обществе


1



Функции журналистики


2



Права и обязанности журналистов. Закон о СМИ


1



Практическая работа

Сочинение на тему «СМИ - четвертая власть»



2

7.

Стили речи

8




Понятие о стилях речи (научный, художественный, официально-деловой, публицистический)


2



Сходство и различие художественного и публицистического стилей


2



Лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля.


2



Практическое занятие на определение стиля речи, выявление особенностей публицистического стиля



2

8.

Типы речи.

4




Повествование, описание, рассуждение.


2



Практическое занятие (портрет, короткий рассказ, устное рассуждение)



2

9.

Литературное редактирование текста

8




Классификация речевых, грамматических, пунктуационных ошибок. Их исправление


2

2


Виды правок текста.


2

2

10.

Типология периодических изданий

2

2


11.

Газета и журнал как тип изданий

4




Газета как тип издания


1



Журнал как тип издания


1



Различие газеты и журнала. Практическое занятие



2

12.

Как делается газета

6




Технологический цикл выпуска газеты


2



Основные характеристики газеты (фортам, объем, тираж и т.д.)


2



Практическое занятие «Моя любимая газета»



2

13.

Заголовок и лид в газете

4




Функции заголовка и лида в газете


2



Практическое занятие



2

14

Региональная журналистика

6




Особенности региональной журналистики


1



Газеты Челябинска и Копейска


2



Журналы Челябинска и Копейска


1



Практическая работа



2

Всего

72

46

26

Второй год

15

Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы.

2




Понятие о жанре


1



Жанрообразующие факторы


1


16

Информационные жанры. Общая характеристика

2

2


17

Заметка

6




Заметка как жанр


2



Практическая работа



4

18

Интервью

6




Интервью как жанр


2



Практическая работа



4

19

Репортаж

6




Репортаж как жанр


2



Практическая работа



4

20

Отчет как жанр

6




Отчет. Виды отчетов


2



Практическая работа



4

21

Корреспонденция

6




Корреспонденция как жанр


2



Практическая работа



4

22

Аналитические жанры, их особенности

2

2


23

Статья. Виды статей (передовая, обобщающая, критическая)

4

4



Практическая работа по статье

4


4

24

Рецензия

6




Рецензия как жанр


2



Практическая работа



4

25

Обзор и обозрение

6




Обзор и обозрение


2



Практическая работа



4

26

Комментарий

6




Комментарий как метод и как жанр


2



Практическая работа



4

27

Художественно-публицистические жанры.

2

2


28

Очерк.

4




Очерк как жанр


2



Практическая работа



2

29

Зарисовка

4




Зарисовка как жанр


2



Практическая работа



2

Всего занятий

72

32

40

Всего за два года

144

78

66








3.2. Календарно-тематический график


Nп/п

Месяц

Число

Время проведений занятий

Форма занятий

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведеия

Форма контроля

Необходимые материалы, инструменты, оборудование

1.

сентябрь

5.09

14.00

Урок-знакомство, инструктаж по технике безопасности

2 часа

Вводное занятие

Кабинет русского языка и литературы № 8

Опрос

Тетрадь, ручка, ПК, экран, проектор

2

12.09

14.00

Беседа с использованием иллюстративного материала, презентация.

2 часа

Журналистика в России

Анкетирование

Тетрадь, ручка


3

Сентябрь-октябрь

19.09

14.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа (написание материала по заданной теме)

часов

Журналистское произведение»

Анализ творческих работ

Тетрадь, ручка, ПК, экран, проектор,

4

26.09

14.00

Практическая работа, беседа

10 часов

Методы сбора информации

Анализ творческих работ, приемы интервьюирования.

Тетрадь, ручка, диктофон, презентация.

5

3.10

14.00

Беседа, практическая, чтение научной литературы.

2 часа

Журналист и его герой

Анализ творческих работ

Тетрадь, ручка.

6

10.10

14.00

Беседа, практическая работа, чтение научной литературы

6 часов

Журналистика как профессия

Анализ творческих работ

Тетрадь, ручка.

7

октябрь

17.10

14.00

Беседа, практическая работа, письменная и устная работа.

8 часов

Стили речи

Анализ творческих работ

Тетрадь, ручка, художественные тексты как раздаточный материал

6 часов

Типы речи

8

Октябрь -ноябрь

24.10

14.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

2 часа

Повествование

Кабинет технологии

Анализ творческих работ

Тетрадь, ручка, ПК, экран, проектор, художественные тексты.

9

31.10

14.00

Беседа, практическая работа

2 часа

Описание

Анализ творческих работ

Тетрадь, ручка, художественные тексты.

10

14.11

14.00

Беседа, практическая работа

2 часа

Рассуждение

Анализ творческих работ

Тетрадь, ручка, художественные тексты.

6 часов

Литературное редактирование текста

11

ноябрь

21.11

14.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

2 часа

Понятие литературного редактирование. Виды правок.

Кабинет технологии

Анализ творческих работ

Тетрадь, ручка, ПК, экран, проектор, раздаточный материал.

12

28.11

14.00

Беседа, практическая работа

2 часа

Основные виды речевых ошибок.

Анализ творческих работ

Тетрадь, ручка, раздаточный материал.

13

5.12

14.00

Беседа, практическая работа

2 часа

Плеоназм и неправильное употребление фразеологизмов.

Анализ творческих работ

Тетрадь, ручка, презентация, тексты.

8 часов

Газета и журнал как тип изданий

14

декабрь

12.12

14.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

2 часа

Газета как тип издания. Журнал как тип издания

Кабинет технологии

Анализ творческих работ

Тетрадь, ручка, ПК, экран, проектор, газеты и журналы.

15

19.12

14. 00

Беседа, практическая работа

2 часа

Основные типологические признаки газеты и журнала.

Анализ творческих работ

Тетрадь, ручка, газеты и журналы.

16

26.12

14.00

Беседа, практическая работа

2 часа

Как делается газета

Анализ творческих работ

Тетрадь, ручка, газеты.

17

январь

16.01

14.00

Практическо-прикладная

2 часа

Заголовок и лид в газете.

Анализ газетных публикаций.

Тетрадь, ручка, презентация, газеты.

2 часа

Региональная журналистика

18

январь

23.01

14.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

2 часа

Особенности, признаки и характеристики региональной журналистики.

Кабинет технологии

Анализ творческих работ

Тетрадь, ручка, ПК, экран, проектор.

19

06.02

14.00

Беседа, практическая работа

2 часа

Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы.

Анализ разножанровых работ

Тетрадь, ручка, статьи, публикации.

20

13.02

14.00

Беседа, практическая работа

2 часа

Информационные жанры

Анализ творческих работ

Тетрадь, ручка, проектор, газетные и журнальные публикации.


21

Февраль - март

20.02

14.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

2 часа

Заметка

Кабинет технологии

Анализ заметок

Тетрадь, ручка, ПК, экран, проектор.

22

5.03 12.03.

19.03 26.03

14.00

Беседа, практическая работа

6 часов

Интервью

Анализ интервьюиров и интервьюируемых.

Тетрадь, ручка, диктофон, презентация.

6 часов

Репортаж

23

апрель

02.04

14.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

2 часа

Метод наблюдения.

Кабинет технологии

Анализ творческих работ.

Тетрадь, ручка, ПК, экран, проектор.

24

09.04

16.04

14.00

Практическо-прикладная

4 часа

Отчет. Виды отчетов.

Анализ отчетов.

Тетрадь, ручка, презентация.

25

23.04

30.04

14.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа.

4 часа

Корреспонденция.

Аналитические жанры и их особенности.

Анализ творческих работ, публикаций.

Тетрадь, ручка, презентация, аналитические статьи.

26

май

7.05

14.00

Беседа, практическая работа

4 часа

Статья. Виды статья. Рецензия. Обзор и обозрение.

Анализ творческих работ, анализ статей.

Тетрадь, ручка, презентация, статьи из газет и журналов.


4 часа

Художественно-публицистические жанры.

27

14.05

14.00

Беседа, практическая работа

2 часа

Очерк. Жанровое своеобразие

Кабинет технологии

Анализ творческих работ, анализ очерков.

Тетрадь, ручка,

газетные и журнальные публикации.

28

21.05

28.05

14.00

Беседа, практическая работа.

2 часа

Зарисовка. Задачи зарисовки.

Анализ творческих проектов.

Творческие проекты.

3.3. Содержание программы


Теория

Практическая работа

  1. Вводное занятие

Знакомство с содержанием программы, правилами поведения в кабинете. Организационные вопросы. Оборудование, материалы, инструменты и техника безопасности при работе с ними. Правила работы с газетными и журнальными публикациями.


  1. Журналистика в России

Основные вехи истории отечественной журналистики.

3. Журналистское произведение

.

Журналистское произведение, замысел, гипотеза, структура.

Написать материала по любой интересующей теме, проследив за структурой замысла.

4. Методы сбора информации

Наблюдение, эксперимент, интервью, информация.

Собрать материал, используя методы интервью и эксперимента. Подготовить список «правильных» вопросов.

5. Журналист и его герой

Журналист и его герой.

6. Журналистика как профессия.

Профессия журналист

Написать сочинение-рассуждение «СМИ - четвертая власть»

7. Стили речи.

Стили речи: научный, художественный, официально-деловой, публицистический.

Определить стиль произведений, назвать его особенности.

8. Типы речи

Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Написать работу-портрет, написать короткий рассказ, устное рассуждение на заданную тему.

9. Литературное редактирование текста

Правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка. Правка-переделка.

Отредактировать текст.

10. Газета и журнал как тип изданий

Газета, журнал, заголовок, лид.

Анализ газет и журналов.

11. Аналитические жанры

Статья, рецензия, обзор, обозрение, комментарий.

Работа с газетным материалом, написание статьи, рецензии, комментария.

12. Художественно-публицистические жанры.

Очерк. Виды очерков, зарисовка.

Подготовить портретный очерк, событийный очерк, путевой очерк, подготовить пейзажную зарисовку.

3.4.Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  • конкретное планирование деятельности,

  • кадровое обеспечение программы,

  • материально-техническое обеспечение

  • методическое обеспечение программы,

3.4.1. Кадровое обеспечение:

В реализации программы участвуют педагоги дополнительного образования.

Задачи

Мероприятия

Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности

Индивидуальные собеседования с руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении.

Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесса

Семинары-практикумы в методических объединениях с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе.

Проведение семинаров по реализуемым программам.

Обеспечение комфортных условий для работы педагогов

Изыскать возможности материального поощрения руководителей кружков

Активизировать вовлеченность работников культуры в систему общешкольных мероприятий

Организация и проведение общешкольных мероприятий.

Годовое планирование воспитательной работы с учетом возможностей педагогов.

Дополнительная рабочая программа кружкаЮный журналист

3.4.2. Материально-техническое обеспечение программы

1.Кабинет для занятий:

Стулья ученические - 30 шт.,

Столы ученические - 15 шт.

Стул учительский - 1 шт.,

2. Оборудование:

  • персональный компьютер

  • мультимедийный проектор,

  • экран

  • звуковые колонки

  • принтер

3. Раздаточный материал:

  • газетные и журнальные публикации

  • картинки

4. Демонстрационный материал:

  • образцы статей

  • образцы газетных и журнальных вырезок

3.4.3. Методическое обеспечение


  1. Учебные и методические пособия (список использованной литературы);


  1. Дидактические материалы (приложение):

Список использованной литературы


  1. Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. - М.: Высшая школа.1987.-146с

  2. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М. : Просвещение, 2002. - 144 с.

  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 2-е изд. - М., 1998. - 126 с.

  4. Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.

  5. Кеворков В.В.. Рекламный текст. М., 1996.

  6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983

  7. Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.

  8. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

  9. Никодеми Г.Б. Школа рисунка / пер. Г.Семеновой. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2001.-160с.

  10. Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения русского языка. - М. : Просвещение, 1996. - 35 с.

  11. Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.

  12. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.

  13. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988

  14. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. - М., 1988

  15. Розенталь Д.Э.. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.

  16. Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.

  17. Сопер П.Л. Основы искусства речи. - М., 1992

  18. Шкопоров Н.Б.. Как психологически правильно брать интервью. М.,1990.


Методическая литература для детей.


1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. - М., 1988

Приложение

Тренинговое занятие для юных журналистов.

«Научись общаться».

Цель: научить будущих журналистов правильному общению, умению расположить собеседника к беседе.

1. Ритуал приветствия.

Упражнение «Мяч».

Все участники садятся в круг. Ведущий бросает мяч одному из участников, при этом он называет свое имя и имя того, кому адресован мяч. Приветствуют друг друга.

2. Ознакомление с правилами работы в группе.

Конфиденциальность:

Все личное, что обсуждается в группе, не должно выходить за ее пределы, рассказываться другим людям.

Уважение: На занятии должна царить атмосфера свободного выражения мыслей без боязни вызвать насмешки окружающих. Это также право на внимание: когда высказывается один - все остальные слушают и не перебивают, тем самым, проявляя уважение к говорящему. Говорящего, при необходимости может прервать только ведущий.

Взаимная поддержка:

Каждый участник может рассчитывать на постоянную поддержку.

3. Упражнение «Комплимент».

Всем хочется стать чуточку лучше. Есть много способов научиться жить бесконфликтно.

Один из них - умение делать комплименты. Если журналист хочет расположить к себе собеседника, ему необходимо научиться говорить комплименты.

Все участники по кругу говорят друг другу комплименты.

4. Упражнение «Культурная беседа».

Умение выразить свое расположение к собеседнику - это еще не все. Журналисту надо уметь вести диалог, поддерживать беседу.

Участники делятся на пары, определяют тему диалога и стараются построить беседу таким образом, чтобы можно было внимательно выслушать своего партнера, помочь ему раскрыть тему, а заодно решить и свои задачи.

5. Упражнение «Речевой этикет».

В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость - неотъемлемое качество общения.

Участники по кругу, обращаясь к рядом сидящему, называют:

а) слова приветствия (Здравствуйте!... Доброе утро!.... Привет!....)

б) высказывают просьбу (Скажите, пожалуйста … Разрешите попросить вас…Будьте добры!...)

в) как начать знакомство (Позвольте познакомиться! …Разрешите представить вам!)

г) как извиниться (Приношу вам свои извинения, простите)

д) слова утешения (Не огорчайтесь!.... Нет повода для беспокойства!...).

е) слова благодарности (Благодарю… Признателен вам…)

ж) слова прощания (Надеюсь увидеть вас еще… Доброго пути… Приятно было познакомиться.)

6. Информационный блок

а) самый главный человек на свете - это тот, кто перед тобой. Полюбите его, найдите положительные качества в нем. Дарите ему знаки внимания и уважения.

б) ищите, что вас сближает, старайтесь не противоречить собеседнику по любому поводу.

в) старайтесь не отзываться о людях дурно.

г) стройте общение на равных.

д) не спорьте по мелочам

е) не спорьте с тем, с кем спорить бесполезно

ж) стремитесь не к победе, а к истине и миру.

7. Упражнение «Трудная ситуация».

При общении часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой нелегко.

- Вчера ты мне шел навстречу и не поздоровался. Это невежливо.

Вопрос участникам:

- Что вы ответите?

Участники по очереди высказывают свою точку зрения.

8. Рефлексия.

Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову).










© 2010-2022