Методическая разработка Арктика-фасад России

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема мероприятия: Арктика - фасад России.

Цель урока: повышение осведомленности обучающихся о природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения Арктики; воспитание патриотизма и гордости за величие своей страны, мужество и стойкость своего народа. − привлечение внимания обучающихся IX российской молодёжной экспедиции «На лыжах - к Северному полюсу!» организуемой Благотворительным оздоровительным фондом «Клуб «Приключение» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация об Арктике, карта России.

Ход урока

1.Организация класса.

Ребята! Сегодня у нас необычный Всероссийский урок. Такие уроки пройдут по всем колледжам нашей страны в марте.

Тема нашего урока: «Арктика - фасад России».

Арктика - земля холодных льдин!

Арктика - бесценные богатства.

Нефть и газ, металлы разных руд-

В недрах шельфа прячутся от нас всех.

Чудо-звери: овцебык и лемминг,

Белые медведи и тюлени,

Нас манят дрейфующие льды -

Чудо - край, фасад моей страны!

А́рктика (греч. - «медведь» (по созвездию Большая Медведица).

Россия является признанным лидером среди полярных держав мирового сообщества.

Арктика - её изучение и освоение - всегда привлекала внимание учёных, экономистов, путешественников и исследователей.

Всё возрастающий в настоящее время интерес в Арктике вызван несколькими причинами, в том числе экономическими.

Важно также внимание к вопросам улучшения качества жизни людей, проживающих в российской Арктике. Президент России В.В. Путин выразил уверенность, что люди должны жить и работать в Арктике. Необходимо осваивать этот регион, учитывая все экологические и климатические проблемы, однако, необходимо обеспечить безопасность коренных народов этого региона, уделить должное внимание сохранению флоры и фауны этих земель. Освоение арктических районов не должно нанести вред всем живым существам на этих широтах.

Сегодня мы будем говорить об этом необычно суровом и в то же время красивом царстве льда и снега.

Наш урок пройдёт в форме устного журнала.

Но в начале нашего урока информация о 1 этапе 9 Российской молодёжной экспедиции к северному полюсу.

Традиционное арктическое приключение стартует 9-12 апреля 2016 года. Команде 7 российских подростков 16-18 лет предстоит пройти на лыжах 110 км по дрейфующим льдам от станции Барнео до Северного полюса. Возглавит экспедицию знаменитый полярный путешественник Матвей Шпаро. На вершине планеты подростки поднимут флаг России, флаги своих регионов, школ, колледжей и университетов. Экспедиция проводится совместно с Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения и Министерством образования и науки РФ.


Тренировки продлятся 10 дней. Кандидатам в полярники предстоит пройти испытания, которые, по заверению тренеров и инструкторов лагеря "Большое Приключение", превзойдут по сложности все, что подросткам может встретиться на дрейфующих льдах Северного Ледовитого океана.

Участники сборов были выбраны по результатам анкетирования и изучения предварительных заявок. В 2016 году для популяризации географических знаний о российском заполярье в предварительный отбор был добавлен интеллектуальный конкурсный этап. Кандидатам предлагалось ответить на вопросы онлайн-викторины "Знаешь ли ты Арктику?", разработанной специалистами Минобрнауки России, в которой к 29 февраля приняли участие более 81 тысяч человек.

В этом году при рассмотрении заявок от кандидатов было принято решение отдавать предпочтение воспитанникам кадетских учебных заведений.

За места в полярной палатке поборются будущие пожарные из кадетского корпуса МЧС в Санкт-Петербурге, воспитанники Московского Георгиевского кадетского корпуса и Кадетского корпуса Следственного комитета России, юные казаки из Краснодарского края и Ростова-на-Дону, курсанты кадетского корпуса Академии Гражданской защиты из Московской области, а также ученики кадетских школ Вологды, Кемерово, Мурманска, Брянска, Хабаровска, Кировска, Калуги и Челябинска.

По результатам сборов в Карелии и всестороннего психологического тестирования и будет сформирован основной состав экспедиции "На лыжах - к Северному полюсу!".

Накануне отлета из Москвы юным полярникам предстоит еще одна тренировка. На льду Большого Строгинского затона участники команды займутся "арктическим плаванием". С помощью сотрудников Московской службы спасения на водах МЧС будет организована импровизированная полынья, в которой подростки попытаются проплыть в полном экспедиционном облачении и специальных гидрокостюмах.

Традиционное арктическое приключение стартует 9-12 апреля 2016 года. Команде 7 российских подростков 16-18 лет предстоит пройти на лыжах 110 км по дрейфующим льдам от станции Барнео до Северного полюса. Возглавит экспедицию знаменитый полярный путешественник Матвей Шпаро. На вершине планеты подростки поднимут флаг России, флаги своих регионов, школ, колледжей и университетов. Экспедиция проводится совместно с Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения и Министерством образования и науки РФ.

Откроем первую страницу и перенесёмся в далёкое прошлое.

2.Первая страница «По следам великих экспедиций»

Освоение Арктики полно ярких, значимых, порой драматических событий.

История открытия и исследования Арктики достаточно продолжительна. Ещё в XI в. отряды поморов совершали дальние походы в северные моря, открывали и исследовали новые земли и расширяли территорию Русского государства.

Русские поморы (Коренное русское население побережья Белого моря и Ледовитого океана.) Поморы занимаются рыболовством и охотой. - небольшая по численности, но самобытная группа старожильческого русского населения на Белом море.

Их можно назвать первооткрывателями Русского Севера.

Начиная с XVII в. были организованы уже государственные экспедиции для описания и изучения арктических регионов. В результате были составлены первые карты арктического и дальневосточного побережья, обнаружили месторождения полезных ископаемых. Сейчас мы послушаем небольшие сообщения о путешественниках и их открытиях.

Методическая разработка Арктика-фасад РоссииДежнев Семён Иванович (около 1605- начало 1673), русский мореплаватель, первооткрыватель пролива между Азией и Америкой.

Методическая разработка Арктика-фасад РоссииБеринг Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681-1741), российский мореплаватель, капитан-командор (1730 г.).

Методическая разработка Арктика-фасад РоссииШмидт Отто Юльевич (1891-1956), российский астроном, геофизик, полярный исследователь, государственный и общественный деятель.

Методическая разработка Арктика-фасад РоссииПапанин Иван Дмитриевич (1894- 1986), полярный исследователь, доктор географических наук (1938 г.), контрадмирал (1943 г.), дважды Герой Советского Союза (1937, 1940 гг.).

Невозможно на одном уроке рассказать о всех судьбах и охватить все события. Самостоятельно вы сможете продолжить знакомство с историей освоения Арктики. Информацию можно получить из дополнительной литературы и ресурсов Интернет.

В настоящее время продолжается исследование и покорение Арктики. Среди руководителей экспедиций есть человек, которому хотелось бы посвятить целую страницу.

Эту страницу мы назвали «Лыжный мост». Сейчас мы расскажем о лидере и директоре клуба «Приключение» - Дмитрии Игоревиче Шпаро.

3.Вторая страница «Лыжный мост».

Сообщение обучающегося.

Ежегодно к Арктическим пространствам нашей страны снаряжается экспедиция «На лыжах - к Северному полюсу!». К участию в экспедиции приглашаются обучающиеся общеобразовательных учебных заведений, колледжей, коррекционных классов и школ, детских домов и других государственных образовательных и социальных учреждений 1997-1999 годов рождения, которым на момент начала экспедиции будет полных 16, но еще не исполнится 19 лет. Как и в прошлые годы, чтобы попасть в число кандидатов в команду надо выполнить несколько условий, важных из которых три:

  • Иметь опыт туристских походов 1 кат. сложности;

  • Принять участие в массовых соревнованиях «Лыжня России»;

  • Ответить на вопросы анкеты и проявить творческие задатки.

В анкете есть три обязательных вопроса:

  • Чем удивительна эта точка Земли - Северный полюс?

  • Почему Вы хотите участвовать в Экспедиции?

  • Есть ли у Вас собственная большая мечта - «Ваш полюс»?

Кроме того, в анкете есть ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ «творческое задание» - воображаемый дневник вашей будущей экспедиции. Представьте, что вы уже идете на лыжах к Северному полюсу. Придумайте, что происходит с вами, о чем вы думаете, чего боитесь, какая природа вас окружает, как вы устраиваете ночлег, как готовите еду, как выбираете путь, кто ваши товарищи, что вы знаете о ваших руководителях - Матвее Шпаро и Борисе Смолине, о других знаменитых полярниках?

В этом году 9 молодежная российская экспедиция состоится с 02 по 13 августа 2016г. на ледоколе «50-лет Победы».

Это не единственная необычная экспедиция в Арктику. Мы переходим к следующей странице, которую назвали «Плавучий университет».

4.Третья страница «Плавучий университет». Выступление учащегося с докладом. Исследование Арктики.

Северный полюс издавна привлекал внимание путешественников и исследователей, которые, преодолевая неимоверные трудности, проникали все дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту.

Это были представители разных народов мира: американцы Джон Франклин и Роберт Пири, голландец Вильям Баренц, норвежцы Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен, итальянец Умберто Нобиле и многие другие, чьи имена навечно остались в названиях островов, гор, ледников, морей. Среди них и наши соотечественники: Федор Литке, Семен Челюскин, братья Лаптевы, Георгий Седов, Владимир Русанов.

В 1899 году по чертежам адмирала С. О. Макарова (1849 - 1904) был построен первый арктический ледокол «Ермак» водоизмещением 8 тысяч тонн и мощностью 10 тысяч лошадиных сил. Длина «Ермака» - 93 метра, ширина - 23 метра. Он долгие годы был самым мощным в мире ледоколом.

В советское время исследованию и практическому освоению Северного морского пути было придано значение государственной важности. 10 марта 1921 г. Ленин подписал декрет о создании Плавучего морского научно исследовательского института. Начиная с 1923 г. в течение всего лишь десяти лет на побережье и островах Северного Ледовитого океана было построено 19 полярных радиометеорологических станций. Мурманск называют воротами в Арктику. Здесь начинается главная транспортная магистраль Заполярья - Северный морской путь, полновластными хозяевами которого с предвоенной поры стали моряки Мурманского морского пароходства. Именно на их долю выпала честь продолжать и развивать славные традиции русских поморов, с незапамятных времен упорно осваивавших труднодоступные моря Северного Ледовитого океана.

Вскоре Россия стала лидером в освоении и исследовании Северного полюса.

Россия - первая и единственная страна, использующая так называемые дрейфующие полярные станции. Каждая такая станция представляет собой установленный на дрейфующей арктической льдине комплекс станционных домиков, в которых живут участники экспедиций, и необходимого оборудования.. Благодаря существованию дрейфующих станций российские учёные получили возможность исследовать Арктику круглый год.

Первая дрейфующая экспедиция под названием "Северный полюс" была высажена у полюса 21 мая 1937 года. Состав: руководитель станции Иван Дмитриевич Папанин, метеоролог и геофизик Евгений Константинович Фёдоров,радист Эрнст Теодорович Кренкель, гидробиолог и океанограф Петр Петрович Ширшов.

Большой вклад в исследование Арктики внес полярный исследователь Отто Юльевич Шмидт. В 1930 году Шмидт отправляется на ледоколе «Георгий Седов» к Земле Франца-Иосифа, где организует геофизическую обсерваторию. На следующий год ледокол «Георгий Седов» плывет дальше в неисследованные северные районы Карского моря. Здесь в августе 1930 года был открыт остров Визе, названный по имени ученого, исследователя Арктики, который теоретически предсказал его местонахождение там. Эта экспедиция открыла еще много островов. С 1930 года О.Ю.Шмидта назначают директором Арктического института. В последующие годы разворачивается большая исследовательская работа, строятся полярные станции. В 1932 году Шмидт принимает решение пройти Северным морским путем - кратчайшим расстоянием между Атлантическим и Тихим океаном у берегов Евразии - за одну навигацию.

В сентябре 2005 на освоение Арктики отправилась экспедиция "Северный полюс-34".

Сейчас в Арктике с участием России работают больше десятка международных экспедиций

Интерес к участию в активном освоении арктической зоны проявляют все больше государств. Это связано с изменением глобального климата, открывающим новые возможности для налаживания регулярного судоходства в Северном Ледовитом океане, а также больший доступ к полезным ископаемым этого обширного региона.

5.Следующая четвёртая страница - Государственный заповедник Остров Врангеля.

Побываем в Государственном природном заповеднике Остров Врангеля, который занимает 2,2 млн.гектаров). Заповедник организован в 1975 г.. В него входят острова Врангеля и Геральда в Северном Ледовитом океане, на стыке Восточно-Сибирского и Чукотского морей.. От материка о.Врангеля отделен неглубоким проливом Лонга шириной 24 км.

О.Врангеля - роддом для белых медведей. Каждый год под снегом рождается около 200 белых медвежат. В Российской Арктике находится 10 тыс. белых медведей. Это 1/3 всех белых медведей Земного шара

.
Ценятся изделия из шерсти овцебыка. На острове Врангеля их более пятисот. Один свитер стоит более 1000 долларов. Он не имеет износа.

Моржи - удивительные жители северных пустынь.
Жир составляет 20-25 % от всего тела. В день морж съедает 50-100 кг корма.
Длинные толстые усы-вибриссы служат для обследования дна в поисках корма. 2 мощных бивня - разросшиеся верхние клыки. Из них делают ручки ножей, застежки, украшения.

Английский промышленник Беннет в 1606 г. убил ради клыков 700 моржей за 6 часов

Копытный лемминг.

Широко распространен в Арктике и составляет ключевое звено в цепи питания.

Песцы.. Любимая еда - лемминги и гусиные яйца.

Остров Врангеля - единственное место в нашей стране, где гнездятся красивейшие редкие птицы - белые гуси.

6.Пятая страница- растительный мир Арктики.

Органический мир Полярных пустынь предельно обеднен из-за низких летних температур, малого количества осадков, слабого протаивания мерзлоты, краткого вегетационного периода. Здесь отсутствуют многие, даже арктические виды флоры и фауны. Число видов цветковых, например, сокращается до 50, их здесь вдвое меньше, чем в арктических, и в 4 раза меньше, чем в типичных тундрах. Нет уже не только кустарников, но и кустарничков. В разнотравье евразиатских Полярных пустынь доминируют мхи и лишайники тоже в обедненном составе. Почти повсеместно, независимо от ландшафта, развиты сходные по составу и структуре сообщества: растительная дернина в узких трещинах между полигонами, рассеянные по площади голого грунта подушки мхов и лишайников, мелкие куртинки камнеломок, крупок и мако). Они растут разреженно, покрывая голые грунты менее чем на 20%. В Полярных пустынях очень низка продуктивность растений, замедлены процессы разложения, отсутствует торфонакопление, процесс почвообразования заторможен. Жизнь сосредоточена у поверхности грунта, в узкой пленке до 25 см.

А мы переходим к заключительной странице нашего устного журнала

7.Викторина «Знаешь ли ты Арктику?»

1. Кому принадлежит Арктика и нужна ли виза, чтобы туда попасть?
2. Как с греческого переводится слово " Арктика? "
3. Современник мамонта, доживший до наших дней в самых диких местах Северной Америки и Гренландии?
4. Почему северные олени пасутся ближе к морю?
5. Назовите полярного грызуна, который питается мхом и травой, зимой живет под снегом
6. Почему места скопления птиц называют " птичьими базарами? "
7. Почему один из видов тюленей, обитающий в Северном Ледовитом океане, назван " морским зайцем? "
8. Приведите примеры приспособлений растений к холоду в период роста и развития?
9. Какую отрицательную и положительную роль играет снеговой покров для растений Арктики?
10. Почему затраты на строительство ледоколов и буровых платформ для добычи углеводородов в последнее время могут оказаться напрасными?
11. Чем обусловлен больший риск освоения нефтегазовых месторождений для Арктического шельфа, по сравнению с другими районами?
12. Какие последствия губительны для морских птиц при разливах нефти?
13. Какая рыба, вмерзая в лед, долгое время может оставаться живой?
14. Какие две особенности характерны для обитателей северных морей?
15. Почему белые медведи не употребляют в пищу пингвинов?
16. Какой указ был подписан Екатериной II 25 мая 1764 года?
17. Когда была организована первая научно - исследовательская экспедиция на Новую Землю?
18. Какой период освоения Арктики В. Визе назвал " периодом международных скачек к Полюсу? "
19. Кто был первым художником - полярником?
20. "Место мое на Севере" - кому принадлежат эти слова?
21. 100 - летие какой экспедиции отметили в августе 2012 года?
22. Назовите гигантов, обитающих в северных морях?
23. Какова продолжительность жизни в северных морях: мидии, палтуса, трески?
24. Памятник, какому животному, обитающему в Белом море, установлен в Архангельске?

Ответы:

1.Арктика поделена по международным соглашением на пять секторов между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией. Если хотите попасть в датский или норвежский сектор. Американская виза- в американский сектор. Канадская - в канадский.
В российский сектор можете и без визы попасть, но могут быть ограничения на посещения приграничных территорий (есть полузакрытые города и посёлки, открытые только для постоянно проживающих там жителей, а также пограничников и госчиновников).
2."Медведица"
3.Овцебык
4.Потому что ветер отгоняет сосущих кровь насекомых.
5.Лемминг
6.В этих "Птичьих базарах" стоит шум.
7.За пугливость
8.При низких температурах в растениях может замёрзнуть вода, развитие тормозится или прекращается, и растения, наоборот, экономят своё тепло.
Для этого они сбрасывают листья, идёт засмоление почек (у хвойных растений), образуется кутикула (защитный слой), становится толще пробковый слой и т. д.
Также в суровых погодных условиях как адаптация развивается карликовость и специфические формы роста. Высота карликовых берёз, карликовых ив и др. как правило равна глубине снежного покрова, под которым они зимуют, иначе верхушки могут замёрзнуть. Стелющиеся формы (кедровый стланик, рябина, можжевельник) приспосабливаются тоже подобным образом.
9.Снег защищает северные растения от зимней стужи, поддерживает температуру в пределах оптимума и увеличивает доступность питательных веществ, тем самым способствуя росту растений.
10.Стремительное потепление освободит Арктику ото льда и превратит весь Север России в непроходимые болота - и тогда условия освоения шельфа кардинально изменятся.
11.Сейсмической обстановкой, которая характеризуется неравномерным, очаговым распределением эпицентра землетрясений. Многие слабые землетрясения на шельфе Арктики могут быть обусловлены подводными выхлопами газа, разрушающими целостность донных отложений, следствием чего является образование покмарок (округлых углублений в рельефе дна). Диаметры покмарок достигают нескольких десятков и даже сотен метров, а глубины - до нескольких десятков метров. Очевидно, что образование покмарки может привести к серьезным повреждениям нефтегазовых промыслов и подводных трубопроводов.
12.После разлива нефти в море умрёт много рыб, которые являются пропитанием для морских птиц. Морские птицы погибнут от голода.
13.Даллия
14.Гигантизм и долголетие
15.Потому что пингвины живут в южном полушарии Земли, а белые медведи - в Северном.
16.25 мая 1764 года Екатерина II подписала указ об организации экспедиции по проекту Ломоносова.
18. В конце XIX - начале XX в
17.В 1768 году была организована первая научно-исследовательская экспедиция на Новую Землю.
19. Пинегин Николай Васильевич
20. Георгию Яковлевичу Седову
. 21. 28 августа - 100 лет со дня начала экспедиции Г. Я. Седова к Северному полюсу (1912).
22. нарвал, дельфины, касатки и ластообразные (нерпы, белухи, морские свиньи, длинномордые тюлени
23. Большинство организмов достигает зрелости много позже, чем в южных морях (например, мидии Баренцева моря живут до 25 лет, в то время как черноморские - всего 6 лет). Продолжительность жизни трески - до 20 лет, а палтуса - до 40 лет.
24. Тюлень.

8.Подведение итогов урока.

Что нового на уроке вы узнали об Арктике?

Расскажите про растительный и животный мир Арктики.

Какая готовится экспедиция в Арктику?

© 2010-2022