Рабочая общеразвивающая программа по фортепиано для начинающих, 4 года обучения

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 10»

Принята на заседании

педагогического совета

________2015г.

Протокол №1

Утверждена

Приказ № ______

от _________2015г.

Директор МОУ «Гимназия № 10»

_________/А.Н. Щетинин/










ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ



(фортепиано для начинающих)

4 года обучения


педагог дополнительного образования

Ботова Марина Юрьевна












Железногорск

2015г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Рабочая программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано для начинающих)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, с учетом федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной программе в области музыкального искусства, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано.

Учебный предмет «Музыкальный инструмент (фортепиано для начинающих)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Учитывая, что подавляющие большинство детей занимаются музыкой в плане общего музыкального образования, и что лишь незначительная часть из них поступает после окончания школы в музыкальные колледжи, данная программа составлена с таким расчётом, чтобы предоставить возможность детям с самыми различными музыкальными данными приобщаться к музыкальной культуре.

Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение нот с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь музыке, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования.

Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения.

Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы с 6 лет и выше.

В целях получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков, расширения музыкального кругозора, закрепления интереса к музыкальным занятиям, развития исполнительских навыков рекомендуется включать в занятия инструментом формы ансамблевого музицирования. Для этого может потребоваться увеличение объема недельной аудиторной нагрузки.

Занятия ансамблевым музицированием развивают музыкальное мышление, расширяют музыкальный кругозор обучающихся, готовят их к восприятию музыкальных произведений в концертном зале, театре, формируют коммуникативные навыки.

Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к любительскому сольному и ансамблевому музицированию.

Срок реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано для начинающих)»

При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано для начинающих)» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 34 недели в год.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы, нагрузки

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

I

II

III

IV

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество недель

16

18

16

18

16

18

16

18

Аудиторные занятия

32

36

32

36

32

36

32

36

272

Самостоятельная работа

32

36

32

36

32

36

32

36

272

Максимальная учебная нагрузка

64

72

64

72

64

72

64

72

544

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано для начинающих)» при 4-летнем сроке обучения составляет 544 часа. Из них: 272 часа - аудиторные занятия, 272 часа - самостоятельная работа.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:

  • 1 - 4 год обучения - по 2 часа в неделю.

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

  • 1-4 год обучения - по 2 часа в неделю.

Форма проведения учебных занятий:

индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут. Индивидуальная форма занятий позволяет учителю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика. Возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цели и задачи учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано для начинающих)»

Цели:

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи:

  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

  • формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

  • воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.

  • приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

  • приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

  • воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования на инструменте, стремления к практическому использованию приобретенных знаний, умений и навыков игры на фортепиано.

Обоснование структуры учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано для начинающих)»

Обоснованием структуры программы являются ФГОСы, отражающие все аспекты работы учителя с учеником.

Рабочая программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел рабочей программы «Музыкальный инструмент (фортепиано для начинающих)»

Методы обучения

В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);

  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);

  • практический (работа на инструменте, упражнения);

  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано для начинающих)»

Реализация программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано для начинающих)» обеспечивается:

  • доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей;

  • учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м., оснащенными роялями или пианино и имеющими звукоизоляцию.

В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (ФОРТЕПИАНО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ)»

Требования по годам обучения

Рабочая программа по предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано для начинающих)» рассчитана на 4 года. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет обучающимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.

Содержание учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано для начинающих)» соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение обучающихся к любительскому музицированию.

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов обучающихся.

Для продвинутых учащихся, а также с учетом их возрастных возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.

Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог - другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано, аккомпанементы голосу, струнному или духовому инструменту.

Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В одном и том же классе экзаменационная программа может значительно отличаться по уровню трудности (см. 5 вариантов примерных экзаменационных программ). Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.

В работе над репертуаром нужно учитывать, что большинство произведений предназначаются для публичного или экзаменационного исполнения, а остальные - для работы в классе или просто ознакомления. Следовательно, педагог может устанавливать степень завершенности работы над произведением. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.

1год обучения

Фортепиано -2 часа в неделю

Одновременно с изучением нотной грамоты преподаватель занимается с учащимися подбором по слуху, пением песенок. С первого урока предполагается знакомство с инструментом фортепиано, работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. За год учащийся должен пройти 20-30 небольших произведений, освоить основные приемы игры: non legato, legato, staccato. В репертуаре предполагаются пьесы различного характера: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды, ансамбли, а также (для более продвинутых учеников) легкие сонатины и вариации. Мажорные гаммы (2 - 3 по выбору) в две октавы каждой рукой отдельно, в противоположном движении двумя руками (от одного звука) при симметричной аппликатуре; тонические трезвучия аккордами по три звука без обращений каждой рукой отдельно в тех же тональностях.

За год обучающийся должен сыграть: один зачет в 1 полугодии (открытый Новогодний концерт); и переводной экзамен во 2 полугодии. На экзамене исполняются два произведения:

- пьеса или этюд

  • крупная форма (сонатина, вариации, рондо).

Возможна замена крупной формы на пьесу или ансамбль.

Выбор репертуара для классной работы, зачетов и экзаменов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности.

Примерный репертуарный список:

  1. Пьесы

Степовой Я. «Сорока-ворона»

Русская народная песня «Ходит зайка по саду»

Украинская народная песня «Диби-диби»

Украинская народная песня «Шум» Витлин В. «Дед Мороз»

Детская песня «Снежок на горе»

Украинская народная песня «Два петуха»

Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне»

Русская народная песня «Там, за речкой, там, за перевалом»

Украинская народная песня «Ой, за гаем, гаем»

Украинская народная песня «Реве, та стогне Днипр широкий»

Детская песня «Осень»

Русская народная песня «Зимушка проходит»

Украинская народная песня, обр. Украинская народная песня, обр. Аренского А. «Журавель»

Белорусская народная песня, обр. Берковича И.

Украинская народная песня, обр. Берковича И. «Дударик»

Украинская народная песня, обр. Берковича И. «Ой, лопнув обруч»

Украинская народная песня, обр. Орлянского Г.

Украинская народная песня, обр. Орлянского Г. «За селом, за селом»

Обелев Ю. «В степи»

Русская народная песня, обр. Берковича И. «Утушка луговая»

Украинская народная песня, обр. Бочинской Н.

Русская народная песня, обр. Акимова К. «Ивушка»

Жилинский А. «Пастухи играют на дудочках»

Вейсберг Ю. «Выйди, Маша» из детской оперы «Гуси-лебеди»

Украинская народная песня в обр. Любарского М. «Курочка»

Курочкин В. «Вальс»

Белорусская народная песня, обр. Ляховицкой С. и Баренбойма Л. «Бульба»

Кабалевский Д. «Маленькая полька»

Жилинский А. «Бела речка»

Русская народная песня, обр. Ляховицкой С. и Баренбойма Л. «На речушке, на Дунае»

Крутицкий М. «Зимой»

Моцарт Л. «Юмореска»

Мелартин Э. «Песня»

Любарский М. «Чешская песня»

Старинный танец «Конрданс»

Моцарт В. «Менуэт»

Телеман Г. «Пьеса»

Сигмейстер Е. «Песня в темном лесу»

Майкапар С. «Вальс»

Кореневская И. «Дождик»

Майкапар С. «Сказочка»

Гарута Л. «маленькая полька»

Беркович И. Вариации на тему русской народной песни «Во саду ли, в огороде»

Штейбельт Д. «Адажио»

Руднев М. «Щебетала пташка»

Бах И.С. «Ария»

Литкова И. Вариации на тему русской народной песни «Савка и Гришка»

Беркович И. «Ой, ты дивчина зарученая»

Шевченко С. «Весенний день»

Руднев М. «Дождик»

Ревуцкий Л. «Колыбельная»

Беркович И. «Мазурка»

Сен-Люк Я. «Буре»

  1. Этюды

Гнесина Е. «Фортепианная азбука»

Гнесина Е. «Маленькие этюды для начинающих», тетр. I

Гнесина Е. «Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники»

Гедике А. «60 легких фортепианных пьес», тетр. I и II. Соч. 36

Черни К. «Избранные фортепианные этюды» (первые номера), ред. Гермера Г., тетр. I

3. Ансамбли

Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай», обр. Золотарева В.

Филипенко А. «На мостике», обр. Кузнецовой С.

Гречанинов А. «На зеленом лугу»

Кепитис Я. «Литовский народный танец»

Стравинский И. «Анданте» из тетради «Пять легких пьес»

Вивальди А. «Финал» из маленькой симфонии № 1


Примеры экзаменационных программ:

Вариант 1

Майкапар С. «Сказочка»

Кореневская И. «Дождик»

Вариант 2

Литкова И. «Вариации на тему белорусской народной песни «Савка и Гришка»

Моцарт «Юмореска»

Вариант 3

Майкапар С. «Вальс»

Старинный танец «Контрданс»

Вариант 4

Любарский М. «Чешская народная песня»

Белорусская народная песня «Бульба» обр .Ляховицкой С. и Баренбойма Л.

Вариант 5

Шевченко С. «Весенний день»

Штейбельт Д. «Адажио»

2 год обучения

Фортепиано - 2 часа в неделю

За учебный год учащийся должен сыграть один зачет в первом полугодии - полифония и пьеса или 2 пьесы.

Во втором полугодии - открытый академический концерт и переводной экзамен.

Годовые требования:

  • 1-2 полифонических произведения,

  • 1-2 крупные формы,

  • 5-6 этюдов,

  • 4-6 пьес различного характера,

  • легкие сонатины и вариации (для более продвинутых учащихся),

  • ансамбли.

Развитие навыков чтения с листа, игра легких ансамблей с преподавателем, работа над гаммами и упражнениями. Работа над пальцевой техникой на упражнениях различного вида (в том числе типа мордента, группетто), а так же над развитием навыков свободных кистевых движений путем игры интервалов.

Мажорные гаммы До, Соль, Ре, Ля, Ми в прямом и противоположном движении, минорные гаммы ля, ми, ре (в натуральном, гармоническом и мелодическом виде) каждой рукой отдельно в две октавы; тонические трезвучия с обращениями, аккорды по три звука каждой рукой отдельно в пройденных тональностях.

Примерный репертуарный список:

  1. Полифонические произведения

Денисов Э. «Русская песня»

Юцевич Е. «Канон»

Парусинов А. «Хоровод»

Гендель Г.Ф. «Менуэт»

Корелли А. «Сарабанда»

Барток Б. «Анданте»

«Хмель лугами» Украинская народная песня

«Семейная» русская народная песня, обр. Лядова А.

«Ягилочка» украинская народная песня, обр. Вериковского М.

Моцарт Л. «Полонез»

Бах И.С. «Мюзет»

Бах И.С. «Бурре»

Бах И.С. «Менуэт»

Скарлатти Д. «Менуэт»

2.Этюды. Пьесы технического характера.

Голубовская Н. Этюды в форме вариаций

Гурлит К. Этюд

Келлер Л. Этюд

Черни К. Этюд

Гедике А. Этюд

Шафран А. Этюд

Гольденберг Н. Этюд на черных клавишах

Мегюль Э. Этюд

Голубовская Н. Этюд

Гольденвейзер А. Этюд

Парусинов А. Этюд

Майкапар С. Этюд

Майкапар С. Педальная прелюдия

Гурлит К. Этюд

3.Произведения крупной формы

Гендель Г.Ф. Сонатина

Больк О. Рондо

Скарлатти Д. Ария из сонаты

Бетховен Л. Сонатина

Клементи М. Сонатина

Беркович И. Вариации на тему русской народной песни «Во сыром бору тропина»

Ройтерштейн М. Превращения песенки Карасевой В. «Зима»

Подвала В. «Неоконченные вариации»

4.Пьесы

Матц Р. «В школе»

Геворкян Ю. «Обидели»

Свиридов Г. «Ласковая просьба»

Мясковский Н. «Весеннее настроение»

Ройтерштейн М. «Дождик»

Коломиец А. «Украинский танец»

Ревуцкий Л. «Веснянка»

Чюрленис М. «Прелюдия»

Гайдн Й. «Немецкие танцы»

Пуленк Ф. «Маленький хоровод»

Лядов А. «Колыбельная»

Чайковский П.И. «Старинная французская песенка»

Шуман Р. «Марш»

Кабалевский Д. «Старинный танец»

Гречанинов А. «Мой первый бал»

Глинка М. «Полька»

Подвала В. «Полька-самоделка»

Ребиков В. «Дети вокруг елки»

Констан Ф. «Разбитая кукла»

Гречанинов А. «Моя лошадка»

Фрид Г. «Мишка»

Чайковский П.И. «Болезнь куклы»

Майкапар С. «Маленький командир»

Парцхаладзе М. «Маленькая проказница»

Леденев Р. «Избушка на курьих ножках»

Бах И.С. «Волынка»

Пирумов А. «Волынка и свирель»

Сигмейстер Э. «Пьеса для джаза»

Бертолотто И. «Ритм блюза»

5.Ансамбли

Чайковский П.И. «Вальс» из оперы «Евгений Онегин», перел. Металлиди Ж.Л.

Мусоргский М. «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»

Глинка М. «Жаворонок»

Русские народные песни в легкой обработке Комальковой Е.: «Меж крутых бережков», «Я на горку шла», «Ах ты, пташка-канарейка», «Выйду ль я на реченьку», «Я на камушке сижу», «Выходили красны девицы». «Я с комариком плясала»

Примеры экзаменационных программ:

Требования к переводному экзамену: крупная форма, пьеса

Вариант 1

Клементи М.Сонатина До мажор Iчасть

Чайковский П. «Старинная французская песенка»

Вариант 2

Гедике А. Сонатина До мажор

Свиридов Г. « Ласковая песенка»

Вариант 3

Бетховен Л. Сонатина

Шуман Р. «Марш»

Вариант 4

Беркович И. Вариации на тему русской народной песни «Во сыром бору тропина»

Глинка М. «Полька»

Вариант 5

Гендель Сонатина

Майкапар С. «Маленький командир»

3 год обучения

Фортепиано - 2 часа в неделю

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии. Первый зачет - этюд и музыкальная терминология и второй зачет - полифония и пьеса. Во втором полугодии - зачет пот гаммам и самостоятельно выученной пьесе, открытый академический концерт и переводной экзамен.

Годовые требования:

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 12 - 16 различных музыкальных произведений, в том числе:

1 - 2 полифонических произведения;

1 произведение крупной формы;

5 - 6 пьес, включая ансамбли;

6 - 7 этюдов.

Кроме того, одна из пьес должна быть приготовлена самостоятельно (по трудности на два класса ниже).

Чтение с листа пьес различного характера (уровня трудности 1-го класса). Игра в ансамбле. Подбор по слуху мелодий. Используя простейшее аккордовое сопровождение на опорных звуках. Транспонирование в знакомые тональности: пьес из репертуара 1-го класса и этюдов с фигурационным изложением в пределах позиции рук (например, первые этюды К. Черни, под редакцией Гермера) с использованием аппликатур оригинала или гаммообразного движения в данной тональности.

Упражнения в виде различных позиционных фигур, коротких трелей и других мелизмов, репетиций интервалами (с перемещением через октаву или секвенционно).

Гаммы мажорные до 4-х знаков в прямом движении. Хроматические гаммы отдельно каждой рукой от любого звука.

Простейшие кадансы - T - S - T , T - D - T; тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3 звука двумя руками; арпеджио короткие по 4 звука, длинные (без обращений) отдельно каждой рукой.

Примерный репертуарный список:

1.Полифонические произведения

Шишаков Ю. Канон

Щуровский Ю. Канон

Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»

Менуэт Соль мажор

Волынка Ре мажор

Полонез

Менуэт ре минор

Гендель Г. Две сарабанды

Корелли А. Сарабанда

Кригер И. Менуэт

2.Этюды. Пьесы технического характера.

Черни К. Этюд Соч. 792 № 8

Лемуан А. Этюд Соч. 37 № 3

Слонимский С. «Под дождем мы поем» из цикла «Капельные пьески»

Слонимский С. «Считалка» из цикла «Капельные пьески»

Сидельников Н. «Бал молодых гусят». Этюд. Из цикла «О чем пел зяблик»

Сидельников Н. «Воробей и лужа». Этюд. Из цикла «О чем пел зяблик»

Сидельников Н. «Галчонок учится летать». Этюд. Из цикла «О чем пел зяблик»

3. Произведения крупной формы

Чимароза Д. Соната

Кулау Ф. Рондо. Соч. 88 № 1

Клементи М. Сонатина. I часть Соч. 36 № 2

Тюрк Д.Г. Сонатина.

Кулау Ф. Сонатина. I часть Соч. 55 № 1

Бах И.К.Ф. Соната

Скарлатти Д. Сюита

Гайдн Й. Соната

Моцарт В.А. Вариации на тему французской ариетты «Ах! Я бы вам сказала, мама»

4.Пьесы

Гендель Г.Ф. «Куранта»

Свиридов Г. «Колыбельная песенка» из «Детского альбома»

Барток Б. «Менуэт»

Гайдн Й. «Романс»

Глинка М. «Простодушие»

Тюрк Д.Г. «Марш»

Свиридов Г. «Перед сном»

Моцарт В.А. «Лендлер»

Слонимский С. «Колыбельная кошки»

Граупнер К. «Аллегро»

Бах В.Ф. «Аллегро»

Скарлатти Д. «Ларгетто»

Моцарт В.А. «Аллегро»

Бах К.Ф. «Сольфеджио»

Косенко В. «Дождик»

Франк С. «Жалоба куклы»

Губайдуллина С. «Песенка»

Констан Ф. «Ослик»

Барток Б. «Танец»

Шостакович Д. «Гавот»

Прокофьев С. «Марш» из «Детской музыки»

Гречанинов А. «Бабушкин вальс» из цикла «День ребенка»

Хачатурян А. «Андантино»

Лютославский В. «Гей, из Кракова я еду»

Печерский Б. «Петрушка»

Лютославский В. «В поле липенька»

Шостакович Д. «Романс» из Первой балетной сюиты.

5.Ансамбли

Чайковский П.И. «Дуэт Лизы и Полины» из оперы «Евгений Онегин», перел. Металлиди Ж.Л.

Хачатурян К. «Танец Тыквы» из музыки к балету «Чиполино»

Моцарт В. «Марш», обр. Пороцкого В.

Шуберт Ф. «Детский марш»

Бородин А. «Плавная пляска девушек» из оперы «Князь Игорь», перел. Сорокина К.

Шостакович Д. «Вальс»

Смирнов Д. «Утро», «Частушка»

Примеры экзаменационных программ:

Вариант 1

Клементи М. Сонатина I часть соч.36 №2

Свиридов Г. «Перед сном»

Вариант 2

Кулау Ф.Сонатина I часть соч.55 №1

Косенко В. «Дождик»

Вариант 3

Чимароза Д. Соната

Хачатурян А. «Андантино»

Вариант 4

Кулау Ф. «Рондо»

Шостакович Д. «Гавот»

Вариант 5

Гайдн Й. Соната

Франк С. «Жалоба куклы»

4 год обучения

Фортепиано - 2 часа в неделю

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии. Первый зачет - этюд и музыкальная терминология, второй зачет - полифония и пьеса. Во втором полугодии - зачет по гаммам и самостоятельно выученной пьесе, открытый академический концерт и выпускной экзамен.

Годовые требования:

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 9 - 12 различных музыкальных произведений, в том числе:

1 - 2 полифонических произведения;

1 произведение крупной формы;

4 - 5 пьес, включая ансамбли;

3 - 4 этюда.

Кроме того, одна из пьес должна быть приготовлена самостоятельно (по трудности на два класса ниже). Постепенное усложнение произведений, выбираемых для развития навыка чтения нот с листа (уровень примерно на два класса ниже изучаемых учеником). Дальнейшее освоение навыков игры в ансамбле (отдельным учащимся можно рекомендовать игру в ансамбле без участия учителя). Подбор по слуху знакомых произведений с гармоническим и фактурным оформлением; транспонирование в различные тональности несложных пьес и этюдов.

Начинается (и продолжается в течение последующих лет обучения) работа над осознанной художественной интерпретацией музыкального образа, стиля, формы исполняемых музыкальных произведений.

Работа над развитием беглости пальцев на материале различных упражнений, выбираемых педагогом с учетом индивидуальных потребностей и возможностей ученика; упражнения секстами для кистевой техники.

Гаммы до 4-х знаков, мажорные в прямом и расходящемся движении на 4 октавы; минорные в прямом движении на 4 октавы двумя руками; простейшие кадансы T - S - T, T - D - T во всех пройденных тональностях. Тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука; арпеджио короткие двумя руками, арпеджио длинные (без обращений) отдельно каждой рукой

Требования к выпускному экзамену: крупная форма, пьеса.

Примерный репертуарный список:

1.Полифонические произведения

Гольденвейзер А. Фугетта № 13 Соч. 15

Мясковский Н. «Полевая песня» Соч. 43

Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»

Менуэт № 3 до минор

Менуэт № 12 Соль мажор

Марш № 16

Полонез № 19

Бах И.С. «Маленькие прелюдии и фуги»

Прелюдия До мажор

Прелюдия соль минор

Иванов-Радкевич Н. «Восемь полифонических двухголосных пьес» (по выбору учителя)

2.Этюды. Пьесы технического характера

Бертини А. Этюд Соч. 29 № 5

Бертини А. Этюд Соч. 29 № 3

Бургмюллер Ф. «Баллада» Соч. 100

Бургмюллер Ф. «Тарантелла» Соч. 100

Бургмюллер Ф. «Мягкое дуновение» Соч. 100

Бургмюллер Ф. «Возвращение» Соч. 100

Гедике А. Этюд Соч. 47 № 26

Гедике А. Этюд Соч. 60 № 13

Гедике А. «Миниатюра» Соч. 8 № 4

Сорокин К. «Зимний вечер»

Флярковский А. Этюд

Зиринг В. Этюд

Голубев Е. «Игра в мяч» Соч. 27 № 13

Майкапар С. «Бурный поток» Этюд. Соч. 33

3.Произведения крупной формы

Вебер К.М. Сонатина До мажор

Диабелли А. Сонатина До мажор

Диабелли А. Сонатина Фа мажор

Кулау Ф. Сонатина До мажор

Диабелли А. Рондо из сонатины До мажор

Диабелли А. Рондо из сонатины Фа мажор

Дусик Я. Л. Сонатина Фа мажор

Диабелли А. Сонатина ля минор

4.Пьесы

Тюрк Д. «Бодрость»

Тюрк Д. «Хоровод»

Гуммель И.Н. «Анданте»

Кирнбергер И.Ф. «Прелюдия»

Барток Б. «Шутка»

Гладковский А. «Ария»

Гладковский А. «Маленькая танцовщица»

Косенко В. «Полька»

Косенко В. «Сказка»

Майкапар С. «Романс»

Майкапар С. «Всадник в лесу»

Гаврилин В. «Прелюд»

Гаврилин В. «Танцующие куранты»

5.Ансамбли

Хачатурян К. «Вальс Цветов» из музыки к балету «Чиполино»

Хачатурян К. «Вариация Редиски» из музыки к балету «Чиполино»

Смирнов Д. «Ночной дозор»

«Юмореска»

Бабаев Ч. «Паровоз», обр. Пороцкого В.

Хренников Т. «Веселый канон», перел. Самонова А.

Соснин С. «Марш мышей» из музыкальной сказки «Кот в сапогах», обр. Пароцкого В.

Львов-Компанеец Д. «Поутру»

Мурзин В. «Трудный путь»

«Думка»

Римский Л. «Элегия»

Примеры итоговых экзаменационных программ:

Вариант 1

Вебер К.М. Сонатина До мажор

Гладковский А. «Маленькая танцовщица»

Вариант 2

Кулау Ф. Сонатина До мажор

Майкапар С. «Романс»

Вариант 3

Диабелли А. Рондо из Сонатины Фа мажор

Гаврилин В. «Танцующие куранты»

Вариант 4

Дусик Я. Сонатина Фа мажор

Косенко В. «Сказка»

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результатом освоения программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано для начинающих)» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

  • навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);

  • умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;

  • умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

  • знаний основ музыкальной грамоты;

  • знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;

  • знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

  • навыков публичных выступлений;

  • навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просве-тительской деятельности образовательной организации.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Оценка качества реализации программы «Фортепиано» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: академических зачетах, контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т.д. Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами.

В 1-4 классах обучающиеся, как правило, выступают на технических зачетах, открытых и закрытых академических концертах. Технический зачет проводится в конце первой четверти каждого класса (начиная с 3-го), на котором ученик должен исполнить две гаммы (мажорную и минорную), этюд, ответить на ряд теоретических вопросов и знать музыкальную терминологию. Гаммы, требования к ним и этюды определяются педагогами в начале учебного года. В конце второй четверти проводится закрытый академический концерт, на котором учащиеся исполняют полифонию и пьесу. В третьей четверти проходит открытый академический концерт, на котором ученики выступают перед родителями с исполнением двух разнохарактерных произведений. На конец года выносится крупная форма и пьеса.

Участие в отборочных прослушиваниях, конкурсах, концертах и т.д. приравнивается к выступлению на академическом концерте. Проверка технической подготовки учащихся, а так же умение читать ноты, музыкально грамотно рассказать об исполняемом произведении, выполнять задания по подбору по слуху, транспонировать на доступном для ученика уровне - осуществляется педагогом во время классных занятий на протяжении всего периода обучения и на контрольном уроке в течение учебного года, в классе, в присутствии двух - трех педагогов методического объединения (для устранения перегрузки учащихся, проверку указанных навыков, возможно проводить на двух контрольных уроках). На контрольный урок выносятся задания, принятые на заседании методического объединения в начале учебного года, которые направлены на ликвидацию недостатков в техническом развитии учащихся.

Контрольные уроки, а так же другие выступления учащихся в течение года оцениваются словесной характеристикой, при этом кратко отмечаются достигнутые учеником успехи и имеющиеся недостатки; за каждое выступление на академических концертах выставляется оценка.

Исполнение самостоятельно разученных пьес, с целью повышения ответственности за эту форму работы, целесообразно выносить на классные собрания (начиная с 3-го года обучения).

Годовая оценка ученика выводится на основании четвертных оценок, результатов контрольных уроков и других выступлений ученика в течение года, а так же оценки за выступление на академическом концерте или выпускном экзамене.

В течение всех лет обучения педагог должен:

  • Ознакомить учащихся с творчеством выдающихся композиторов, чьи произведения изучаются в классах фортепиано и фортепианного ансамбля; с музыкальными жанрами, формами, наиболее употребляемыми терминами;

  • Развивать умение словесно охарактеризовать исполняемые в классе музыкальные произведения.

Данные в программе репертуарные списки являются примерными. Педагогу предоставляется право дополнять их в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов, представляющих собой концертное исполнение программы. По итогам этого экзамена выставляется оценка "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Учащиеся на выпускном экзамене должны продемонстрировать знания, умения и навыки владения фортепиано в соответствии с программными требованиями.

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

  • формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

  • наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;

  • степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале.

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без оценки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения


Согласно ФГОС данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

При выведении экзаменационной (переводной) оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы ученика;

оценка на академическом концерте или экзамене;

  • другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Методические рекомендации педагогическим работникам

Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе по специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

Одна из основных задач специальных классов - формирование музыкально-исполнитель-ского аппарата обучающегося. С первых уроков полезно ученику рассказывать об истории инструмента, о композиторах и выдающихся исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте для ученика музыкальные произведения.

Следуя лучшим традициям и достижениям русской пианистической школы, преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к раскрытию содержания музыкального произведения, добиваясь ясного ощущения мелодии, гармонии, выразительности музыкальных интонаций, а также понимания элементов формы.

Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого сочинения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.

Систематическое развитие навыков чтения с листа является составной частью предмета, важнейшим направлением в работе и, таким образом, входит в обязанности преподавателя. Перед прочтением нового материала необходимо предварительно просмотреть и, по возможности, проанализировать музыкальный текст с целью осознания ладотональности, метроритма, выявления мелодии и аккомпанемента.

В работе над музыкальным произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального учебного плана следует учитывать индивидуальноличностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.

Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.

Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

  • самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;

  • периодичность занятий - каждый день;

  • количество занятий в неделю -2-6 часов

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает учитель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

Список рекомендуемых нотных сборников

Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 класса/ Сост. Т. Дирекгоренко, О. Мечетина М., Композитор, 2003

Альбом легких переложений для ф-но в 4 руки. Вып.2/сост. Э.Денисов,1962

Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста изд. М., /Сов.композитор,1991

Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах М., Музыка, 2012

Бах И. С. Маленькие прелюдии и фугетты для ф-но М., Музыка, 2010

Беренс Г. Альбом пьес для фортепиано. Вып.2, М., Музыка, 2009

Бертини А Этюды для фортепиано/ М., Музыка, 2005

Бетховен Л. Альбом фортепианных пьес для детей/ М., Музыка, 2012

Бетховен Л. Контрдансы для фортепиано/ М., Музыка, 1992

Бетховен Л. Легкие сонатины для ф-но/ М., Музыка,2011

Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М., Музыка, 1987

Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно-метод. пособие, сост. С.А. Барсукова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007

Гаммы и арпеджио для ф-но. В двух частях. Сост. Н. Ширинская/ М., Музыка,2011

Гендель Г. Избранные произведения для фортепиано/ М., Музыка, 2010

Гнесина Е. Фортепианная азбука/ М., Музыка,2003

Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1,2. М.: Музыка, 2011

Дювернуа А. 24 прогрессивных этюдов/М., Музыка, 1999

Кабалевский Д. Легкие вариации для фортепиано/М., Музыка, 2004

Клементи М. Избранные сонатины для фортепиано/М., Музыка, 2006

Лемуан А. 50 характерных и прогрессивных этюдов. Соч.37/ М., Музыка, 2010

Лешгорн К. Этюды для ф-но. Соч. 65, 66/М., Музыка, 2005

Лещинская И. Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994

Милич Б. Маленькому пианисту / изд. Кифара, 2012

Милич Б. Фортепиано. 1, 2,3 класс / изд. Кифара , 2006

Милич Б Фортепиано 4 класс / Кифара, 2001;

Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб, 1994

Моцарт В. Шесть сонатин / М., Музыка, 2011 Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост. Барахтин Ю.В. Новосибирск, Окарина, 2008Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие.Сост.Н.Н.Горошко. Ростон/Д: Феникс, 2007

Парцхаладзе М.Детскийальбом.Учебное пособие. Педагогическая редакция А.Батаговой, Н.Лукьяновой. М.: Советский композитор, 1963

Первые шаги маленького пианиста: песенки, пьесы, этюды и ансамбли для первых лет обучения. Сост. Г. Баранова, А. Четверухина. М., Музыка, 2012

Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В.Бахлацкая. М.: Советский композитор, 1990

Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973

Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 3, 6, 9, 11. М., Музыка, 1993

Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф-но, 1 ч./ сост. С. Ляховицкая. М., 1961

Таривердиев М.«Настроения». 24 простые пьесы для фортепиано. «Классика XXI век». М.2002

Хрестоматия для ф-но, 3 и 4 классы. Сост. А. Четверухина, Т. Верижникова / М., Музыка, 2010

Хрестоматия для ф-но. Младшие, средние и старшие классы ДМШ. Сост. Е. Гудова, В. Смирнов, С. Чернышков / М., Музыка, 2011

Хрестоматия педагогического репертуара. Сост. Н. Копчевский/ М., Музыка, 2011 Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып. II.: Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана, В.А.Натансона. М.: Советский композитор, 1967

Чайковский П. Детский альбом. Соч.39 / М., Музыка, 2006

Черни К. Избранные этюды. Ред. Г. Гермера / М., Музыка, 2011

Черни К. Школа беглости. Соч. 299 / М., Музыка, 2009

Шитте Ф. 24 этюдов. Соч.68 / М., Музыка, 2003

Школа игры на ф-но. Сост. А. Николаев, В. Натансон, М., Музыка, 2011

Шуман Р. Альбом для юношества / М., Музыка, 2011


Список рекомендуемой методической литературы

Алексеев А. Клавирное искусство, 1 вып. /М.,1952

Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано /М.,1978

Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Изд. Музыка,1997

Аберт Герман Моцарт. Монография / М., Музыка,1990

Бадура-Скода Е.и П Интерпретация Моцарта /М.,1972

Берченко Р. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о "Хорошо темперированном клавире" Классика - XXI, 2008

Браудо И. Артикуляция. Л.,1961

Браудо И. Об органной и клавирной музыке. Л., 1976 Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном Искусстве. .,1966

Голубовская Н. Искусство педализации. Музыка, Л.,1974

Гофман И. Фортепианная игра.

Гофман И. Ответы на вопросы о фортепианной игре /М.,1961

Дроздова М. Уроки Юдиной. М., Композитор, 1997

Зимин П. История фортепиано и его предшественников. М., 1968

Коган Г. Работа пианиста. 3 изд., М.,1979

Коган Г. Вопросы пианизма. М.,1969

Копчевский Н. Клавирная музыка, вопросы исполнения. Музыка,1996

Корто А. О фортепианном искусстве. М.,1965

Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники. М.,1966

Ландовска В. О музыке. Классика - XXI век, 2001

Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским Текстом. М.,1988

Лонг М. За роялем с Дебюсси. М., Сов. композитор, 1985

Маккинон Л. Игра наизусть. Л.,1967

Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М.,1966

Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. М.,1963

Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Изд. Кифара, 2002

Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства. М.,1983

Мндоянц А. Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике. М., 2005

Наумов Л. Под знаком Нейгауза. РИФ Антиква, М., 2002

Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М., 1982

Носина В. Символика музыки И.С.Баха. Классика - XXI, 2006

Петрушин В. Музыкальная психология. М.,1997

Савшинский С. Пианист и его работа. Классика - XXI, М., 2002

Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и многом другом. М., 1997

Тимакин Е. Воспитание пианиста. Методическое пособие. М., Советский композитор,1986

Фейнберг С. Пианизм как искусство. М.,1969

Цагарелли Ю. Психология музыкально-исполнительской деятельности. СПб, Композитор, 2008

Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.,1974

Цыпин Г. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. М., 1988

Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. Классика - XXI. М., 2011

Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. М.,1996

Шмидт- Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л.,1985

Шнабель А «Ты никогда не будешь пианистом»/ Классика - XXI, М.,1999

Штейнгаузен Ф. Техника игры на фортепиано. М.,1926

Шуман Р. О музыке и музыкантах. Сборник статей. М., Музыка, 1975

Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М.,1959


© 2010-2022