Орнаментальное искусство народов ханты и манси а занятиях в объединении ШАРМ

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДСКОЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА















ОРНАМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ НА ЗАНЯТИЯХ В ОБЪЕДИНЕНИИ «ШАРМ».



Материал мастер - класса

педагога дополнительного образования

Янголенко Ирины Алексеевны








Радужный

2013г.









































3

Орнаментальное искусство народов ханты и манси на занятиях в объединении «ШАРМ».


Красивые вещи воспитывают творческое

воображение людей и уважение к их труду.

М.Горький.



В мире в последнее время возрастает интерес к традициям, духовного наследия в области декоративно-прикладного творчества народов Севера. Живя в округе ХМАО, хочется ближе познакомиться с культурой коренного населения.

На протяжении последнего десятилетия государственные, общественные структуры Ханты-Мансийского АО широко развернули деятельность по возрождению, сохранению традиционных художественных ремесел. При реализации программы «Забытые ремесла» проводится комплексная работа с привлечением историков, этнографов, искусствоведов, специалистов музеев, народных мастеров. Перед ними была поставлена задача: восстановить в округе утраченное женское ремесло - хантыйское и мансийское рукоделие в виде реконструкции, моделирования и стилизации комплексов одежды.

Формирование одежды обских-угров является сложным и длительным процессом, в котором отражаются самые разнообразные факторы: географические и климатические условия. Хозяйственные занятия населения, роль которых важна в период становления традиций, культуры и формирования элементов костюма, а также при усовершенствовании одежды.

Ханты всегда были замечательными охотниками, рыболовами, оленеводами, и хорошо понимали окружающий мир и природу Севера. Наблюдая за происходящим вокруг них, ханты знали в совершенстве повадки зверей, птиц, особенности и свойства северных растений. Свои наблюдения они отражали в песнях, танцах, сказках, играх и декоративно-прикладном искусстве.

Одежда хантов, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей, этнографией, традициями и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма в северных районах нашей родины не может развиваться в отрыве от национальных

традиций. Костюм хантов не только яркий, самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, донёсшего до настоящего времени традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных хантыйской одежде в прошлом.

4

Северный костюм всегда был обращен к человеку в его повседневной жизни и потому "грел" - во всех смыслах этого слова. Формы и конструкции одежды прямо зависели от ее назначения и материалов: их пластических свойств, фактуры, цвета, рисунка. Никаких излишеств, даже раскрой применим так называемый "безостатковый", используя ткань цельными полотнищами. И на всем печать высокого вкуса.

При анализе информации об одежде хантов выяснилось, что платья шились прямого покроя. Прямой покрой стана и рукавов без скосов достигался путем разрыва ткани по нитке, без режущих инструментов. Такой прием кроя рубахи признается наиболее архаичным

Декоративное убранство северного народного костюма, которое придавало всему ансамблю неповторимое звучание. Причем характер декора зависел от материала, из которого изготовлялся тот или иной элемент. Например, верхнюю одежду - малицу, шубы - отделывали чаще всего нашивками, аппликациями, вышивками тамбурным швом.Иное дело шерстяные понёвы, украшенныеполосами узорного тканья, лентами, нашивками. Платье присборенное, на кокетке, с ластовицами, со спущенным плечом и длинными рукавами на манжете, с разрезом и застежкой спереди, отложным воротником, широким воланом на подоле. Подол, кокетка, манжеты, вырез и воротник украшались аппликацией из контрастной ткани

В праздничные дни допускалось ношение поверх платья халата из однотонного сатина (голубого, красного, желтого или зеленого).

Двадцать-тридцать разноцветных полосок из хлопчатобумажной ткани, нашитых друг над другом параллельно краю подола, украшают халаты. Несколько полос проходят вдоль каждой полы и по обшлагам. К краю подола, полочек и рукавов пришита двух-трехсантиметровая полоса ткани, расшитая разноцветным бисером. В качестве

орнамента платья используются «головки», «змейка», «треугольники», а на халатах - «оленьи рога», «следы соболя», «березовые ветки» и другие

Хантыйские мастерицы чаще используют общепринятый стиль орнаментации. Узоры по подолу, передним полкам, на обшлагах и две пары узоров по боковым швам изделия незамысловаты: «ветка березы», «маленькая головка соболя», «лисий локоть», «головки», «заячьи уши» и другие. Полос может быть несколько: сверху узора к стану и снизу к полосе подола.

При исследовании видов женской одежды хантов можно прийти к выводу, что вся народная одежда обязательно украшалась орнаментальными полосами.

Почему же хантыйские мастерицы так старательно оформляли одежду, и только ли украшением служил орнамент?

9

Наше объединение неоднократно посещало национальный праздник хантов «Прилёт серой вороны».

Орнаментальное искусство народов ханты и манси а занятиях в объединении ШАРМ

Дети знакомились со старейшими из представителей этой необычной культуры и слушали множество легенд, связанных с хантыйскими обычаями.

Много видели интересного и узнавали много фактов о хантыйской культуре.

ЗОрнаментальное искусство народов ханты и манси а занятиях в объединении ШАРМнакомство с другими культурами дает вдохновение, так необходимое для развития творчества в объединении. Благодаря чему дети могут воссоздать многие понравившиеся им вещи, а иногда изменить их по своему вкусу и получить совершенно другой результат.




Был отмечен повышенный интерес к укладу жизни и обычаям северного народа. А также - положительное влияние проведенных мероприятий на эмоциональную сферу детей.

Проанализировав деятельность объединения «ШАРМ» считаю, что необходимо продолжать работу с детьми по воспитанию интереса к традициям культуры народного творчества Севера и орнаментального искусства народов ханты и манси.

8

Несколько лет подряд обучающиеся объединения «ШАРМ» посещают посёлок Варьёган с экскурсиями в этнографичекий национальный музей, где решаются познавательные, воспитательные и профориентационные, социальные (адаптация в обществе) задачи.


Орнаментальное искусство народов ханты и манси а занятиях в объединении ШАРМ







Особое внимание ребят привлекли хантыйские игрушки, изготовленные хантыйскими мастерицами вручную, а также национальная одежда, которая оформлена декоративным орнаментом.

Орнаментальное искусство народов ханты и манси а занятиях в объединении ШАРМ



Орнаментальное искусство народов ханты и манси а занятиях в объединении ШАРМ

5

Орнамент - декоративный узор, образуемый путём ритмического чередования геометрических и изобразительных элементов.

Орнамент был наиболее распространенным в народе способом украшения костюма. За долгие века простые рукодельницы создали поистине уникальное искусство, отмеченное сказочным богатством узоров, трактовок, приемов. Орнаментальное искусство само по себе очень красиво. Но особую ценность приобретает она в костюме, с которым составляет органическое единство. Это закономерно: ведь приемы украшения одежды орнаментальным узором складывались веками. Именно через согласованность всех элементов и создавался единый художественный ансамбль, в котором нет ничего случайного и любая мелочь "работает" на общий образ.

Например, на первый взгляд в северной одежде соединение разнообразных орнаментов из ткани, бисерных нашивок. Но в конечном итоге вся эта пестрота приводилась в гармонию, и в целом костюм создавал впечатление монументальности.

Основное внимание, в объединении «ШАРМ» уделено изучению различного вида изготовления изделий и декоративного оформления бисером, аппликацией и так далее. На занятиях девочки обучаясь, приобретают навыки и умения по изготовлению сувениров и украшений к одежде. А так же расширяют кругозор, в процессе работы вырабатываются такие

качества как: терпение, трудолюбие, послушание и развиваются творческие способности.

На занятиях обучающиеся узнают об истории орнаментального искусства, о современном производстве изделий, национальных традициях, особенностях орнамента.

По наблюдениям, обучающиеся больше всего любят заниматься изобразительным искусством и декоративно прикладным творчеством, а именно, аппликацией и коллажом из различных материалов, а также мастерить что-либо из подручных материалов. В качестве примера можно привести занятие по теме: «Отделка аппликацией». На занятии использовался творческий элемент украшения изделия аппликацией.

Аппликация - от латинского слова «applicacio» - прикладывание, широко распространяемая техника декоративно-пркладного искусства. Это разноцветные кусочки ткани, кожи, меха, предметы декора, природный материал нашивают или приклеивают на материал другого цвета, фактуры или выделки. Способы выполнения аппликации также очень разнообразны: обрывная, коллажная, объемная, смешанная. На занятии был подобран дидактический материал:

6

В процессе работы над собственным эскизом дети оформляют его в тетрадях. А затем в соответствии с эскизом подбираются ткани и вырезаются детали аппликации.

В процессе беседы с обучающимися были найдены и объяснены разнообразные способы крепления аппликации на ткани и составлена схема опорного конспекта по разделу.

Обучение детей изготовлению орнамента способствует возрождению народной культуры, древних северных традиций и приобретению навыков и умений. Развивает творческие способности, мышление, тем самым формирует творческую личность, так необходимую различным областям и сферам производства.

В творческих группах обучающиеся приобретают умение планировать выполнение трудовых заданий, рационально организовывать рабочее место, контролировать ход и результаты работы, развивают глазомер, умение разбираться в схемах.

Обучающиеся получают на занятиях более полную информацию по изучениюорнамента в культуре народов ханты и манси..
Что же общего у всех орнаментов на изделиях? Орнамент состоит из треугольников, квадратов, прямоугольников, и ещё чёрный орнамент, точно такой, как и белый. И на самом деле - в основном лежит математика. Любой орнамент состоит из равнобедренных прямоугольных треугольников, квадратов, прямоугольников, причём в каждом прямоугольнике содержится целое число квадратов (обучающиеся берут квадратик, соответствующего масштаба и укладывают в любой из прямоугольников данного орнамента). Но раньше предки народов ханты и манси не знали математику, они интуитивно наносили орнамент на ткань.Теперь зная математическую основу орнаментального искусства, можно создавать орнаменты, изображать в орнаменте своё любимое животное или растение, всё то, что производит большое впечатление.Орнаменты передаются из поколения в поколение вместе с их назначениями. И каждое поколение вводит свои орнаменты, создавая их интуитивно.

Ханты и манси связывают названия орнаментов со своим бытом и окружающим миром животных и растений, а взгляд на них неодинаков, например, один и тот же орнамент у ханты и манси имеет разное название, так например:

Орнаментальное искусство народов ханты и манси а занятиях в объединении ШАРМ

Айсумытнув - ветка молодой берёзы (ханты).

7

ПОрнаментальное искусство народов ханты и манси а занятиях в объединении ШАРМусхальтов - цельная берёзовая ветка (манси)


Орнаментальное искусство народов ханты и манси а занятиях в объединении ШАРМ

Учебно-воспитательные задачи в объединении решаются в процессе практического обучения, включающего выполнение образцов по схеме и тематических экскурсий.

Технико-технологические сведения сообщаются в ходе вводного, текущего и заключительного инструктажа, в объеме, обеспечивающем сознательное, качественное выполнение практического задания.

Орнаментальное искусство народов ханты и манси а занятиях в объединении ШАРМ



Орнаментальное искусство народов ханты и манси а занятиях в объединении ШАРМ



© 2010-2022