Занятие творческого объединения по теме Народный костюм

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие творческого объединения «Мастерица»(3год обучения)

Тема: Народный костюм.

Педагог дополнительного образования

ГБУ ДО БелОЦД(Ю)ТТ г. Белгород

Дронова Н.В.

Цели и задачи: - углубление знаний о народном костюме;

- сформировать готовность и способность осваивать эти ценности самостоятельно, выразив через творческие проекты;

- способствовать приобщению учащихся к миру духовно-нравственных, эстетических и художественных ценностей через изучение народного костюма, традиций.

Методы: словесный, наглядный, практическая работа.

Оборудование: проектор, экран, презентация «Народный костюм».

План занятия

  1. организационный момент

  2. вступительное слово

  3. физкультминутка

4. русский костюм и современность.

5. практическая работа

6.подведение итогов, оценка знаний

7. рефлексия

8 .уборка рабочих мест.

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Отметка отсутствующих. Сообщение темы урока.

2. Вступительное слово.

(слайд 1)

Домотканый и древний, ещё в сундуках,

Сохранил вековые мой край сарафаны.

Что за чудная дробь у тебя в каблуках?

Что за песни, в душе твоей Анна?

Здесь у тихой сосны, где берёз хоровод,

Заливные луга и медовые травы,

Задушевная русская песня живёт,

И она тебя славит по праву.

Как к лицу тебе этот наряд-

И понёва и в блёстках жемчужин сорока.

В этом лирическом стихотворении встретились такие слова как сарафан, понёва, сорока. Все они называют одежду старины глубокой.

Сегодня давайте поговорим о народном костюме и о его влиянии на современную моду.

В давние времена соберутся бывало девушки. Смех, разговоры. Девицы песню заведут. Сами одна другой краше и рубахи на них шелком шиты.

( слайд 2)

Рубахи носили девочки и мальчики, юноши и девушки, мужчины и женщины. Различались они кроем и отделкой. Были рубахи повседневные и праздничные. Повседневные рубахи почти не украшались.

Кто может еще что-то добавить о русской рубахе?

( Рубаха русских крестьянок была длинная, конопляная. девушки южных губерний летом ходили лишь в подпоясанных рубахах, иногда надевая на них юбки или передники. Рубахи шили длинными. Белый холст рубахи сочетался с красноузорной отделки.

Общеславянским типом является рубаха с плечевыми вставками «поликами» - они могли быть прямыми и трапециевидными. Рубаха с прямыми «поликами» - носились с сарафаном, а с трапециевидными - с поневой. У холщевых рубах особенно украшаются рукава.

( слайд 3)

В деревне дни сенокоса, окончания жатвы, первого выгона скота считались праздничными и крестьянки наряжались в специальные рубахи, с богато украшенными подолами - их называли «пожневные», «сенокостные».

Широкая полоса тканого геометрического узора, украшавшего подолы. Порой она превышала 30 см. )

Какие цвета преобладают в вышивке нашей области?

(красный, черный )

Да, наиболее яркие, украшенные вытканным и вышитым узором рубахи носили молодые женщины и девушки. И совсем скромно украшались рубахи девочек и старух.

Конечно рубаха не была единственной одеждой, девушка на выданье надевала «понёву».

Вспомните, что собой представляет понёва.

( слайд 4)

( Понева представляет поясную одежду в виде 3 полотнищ ткани на шнурке. Она у крестьянок была уже в XII-XIII веках. После первого надевания понёвы девушка считалась невестой. Понёвы шились из клетчатой шерстяной домоткани - черного и темно-синего цвета.)

На какие 2 типа делились понёвы?

( Распашная- её называли «растополка» - состоящая из 3 несшитых полотнищ, стянутых на гашнике в пышные складки.

Глухая понёва- или понёва с прошвой, состояла из нескольких клетчатых и одного одноцветного полотнища- прошвы.

Понёвы обычно доходили до щиколотки или до земли.)

Кроме узорной каймы, понёва украшалась блёстками, бисером, золотым кружевом, лентами, тесьмой.

( слайд 5)

( Поверх рубахи с понёвой надевали занавеску. она предохраняла одежду от загрязнения, служила дополнительным украшением праздничного наряда)

А теперь давайте поговорим о головных уборах.

( слайд 6)

Согласно древнему обычаю девичьи головные уборы не закрывали темени и представляли собой жесткий или мягкую повязку, которые скреплялись на затылке лентами.

Какие еще головные уборы носили девушки?

( Они так же носили красные узорные платки, сложенные по диагонали в несколько рядов - что называлось «в складку», спереди подкладывали картон, а концы завязывали сзади под косой.

Еще было популярно ношение платков сложенных на «уголок», с повязанными под подбородком концами. Ко многим праздничным женским и девичьим головным уборам, надо лбом пришивали сетки из жемчуга, стекляруса или бисера, такие сетки назывались «поднизи». )

А что носили женщины?

( Женским головным убором, входившим в поневный комплекс, была «сорока», которую умела шить каждая крестьянка. Название можно объяснить пестротой материалов и названием отдельных частей- «крылышки», «хвост». )

Основой «сороки» была «кичка», простёганная налобная накладка, к ней пришивали чепчик - «волосник», под который убирали волосы.

А какой головной убор считается общерусским?

( Общерусский головной убор «кокошник», входит в сарафанный комплекс. Его шили из парчи, бархата, шелка на жесткой подкладке. Их обильно расшивали золотыми и серебряными нитями, речным жемчугом, блёстками, разноцветной фольгой, бисером и бусами.)

( слайд 7)

Что же такое сарафанный комплекс?

(Сарафан - это русская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемая поверх рубахи с длинными рукавами.

Сначала сарафан был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь. Но уже в XVI веке сарафан навсегда вытеснил из городской моды понёву и распространился даже в сельской местности. В зажиточных семьях праздничные сарафаны шили из парчи, шелка, бархата.)

В сарафанный комплект так же входил пояс (опояска) шириной до 10 см. Поверх сарафана женщины надевали «душегрею» - короткий кафтан с рукавами или коротенькую безрукавку на лямках со складками на спине -

« епанечку». В конце XVII века сарафан еще не был крестьянской одеждой, только вступившая на престол императрица Екатерина II разрешает носить сарафан всему населению Российской империи.

Вот так сарафан пришел в народ и стал любимым женским нарядом.

3. Физкультминутка.

Мы с вами хорошо поработали. давайте немного отдохнём.

( слайд 8, физкультминутка)


4. Русский костюм и современность.

Красота русского костюма доставляет людям радость, пробуждает в них художников, учит чувствовать и понимать красоту, творить по её законам.

( слайд 9)

И в соседних царствах - государствах щеголяют красавицы в русских сапожках, носят сделанные по образцу наших тулупов модные дублёнки.

Многие современные дизайнеры одежды используют русские народные традиции.

( слайды 10-13)


5. Практическая работа.

А сейчас я предлагаю вам выполнить практическую работу.

( слайды 14-17)

/ Учащиеся выполняют практическую работу, звучит народная музыка. Выполненные работы выставляются на выставку./

И в заключении занятия викторина.

( слайд 18)


6. Подведение итогов, оценка знаний.

7. Рефлексия

8. Уборка рабочих мест.





© 2010-2022