- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Занятие творческого объединения по теме Народный костюм
Занятие творческого объединения по теме Народный костюм
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дронова Н.В. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Занятие творческого объединения «Мастерица»(3год обучения)
Тема: Народный костюм.
Педагог дополнительного образования
ГБУ ДО БелОЦД(Ю)ТТ г. Белгород
Дронова Н.В.
Цели и задачи: - углубление знаний о народном костюме;
- сформировать готовность и способность осваивать эти ценности самостоятельно, выразив через творческие проекты;
- способствовать приобщению учащихся к миру духовно-нравственных, эстетических и художественных ценностей через изучение народного костюма, традиций.
Методы: словесный, наглядный, практическая работа.
Оборудование: проектор, экран, презентация «Народный костюм».
План занятия
-
организационный момент
-
вступительное слово
-
физкультминутка
4. русский костюм и современность.
5. практическая работа
6.подведение итогов, оценка знаний
7. рефлексия
8 .уборка рабочих мест.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Отметка отсутствующих. Сообщение темы урока.
2. Вступительное слово.
(слайд 1)
Домотканый и древний, ещё в сундуках,
Сохранил вековые мой край сарафаны.
Что за чудная дробь у тебя в каблуках?
Что за песни, в душе твоей Анна?
Здесь у тихой сосны, где берёз хоровод,
Заливные луга и медовые травы,
Задушевная русская песня живёт,
И она тебя славит по праву.
Как к лицу тебе этот наряд-
И понёва и в блёстках жемчужин сорока.
В этом лирическом стихотворении встретились такие слова как сарафан, понёва, сорока. Все они называют одежду старины глубокой.
Сегодня давайте поговорим о народном костюме и о его влиянии на современную моду.
В давние времена соберутся бывало девушки. Смех, разговоры. Девицы песню заведут. Сами одна другой краше и рубахи на них шелком шиты.
( слайд 2)
Рубахи носили девочки и мальчики, юноши и девушки, мужчины и женщины. Различались они кроем и отделкой. Были рубахи повседневные и праздничные. Повседневные рубахи почти не украшались.
Кто может еще что-то добавить о русской рубахе?
( Рубаха русских крестьянок была длинная, конопляная. девушки южных губерний летом ходили лишь в подпоясанных рубахах, иногда надевая на них юбки или передники. Рубахи шили длинными. Белый холст рубахи сочетался с красноузорной отделки.
Общеславянским типом является рубаха с плечевыми вставками «поликами» - они могли быть прямыми и трапециевидными. Рубаха с прямыми «поликами» - носились с сарафаном, а с трапециевидными - с поневой. У холщевых рубах особенно украшаются рукава.
( слайд 3)
В деревне дни сенокоса, окончания жатвы, первого выгона скота считались праздничными и крестьянки наряжались в специальные рубахи, с богато украшенными подолами - их называли «пожневные», «сенокостные».
Широкая полоса тканого геометрического узора, украшавшего подолы. Порой она превышала 30 см. )
Какие цвета преобладают в вышивке нашей области?
(красный, черный )
Да, наиболее яркие, украшенные вытканным и вышитым узором рубахи носили молодые женщины и девушки. И совсем скромно украшались рубахи девочек и старух.
Конечно рубаха не была единственной одеждой, девушка на выданье надевала «понёву».
Вспомните, что собой представляет понёва.
( слайд 4)
( Понева представляет поясную одежду в виде 3 полотнищ ткани на шнурке. Она у крестьянок была уже в XII-XIII веках. После первого надевания понёвы девушка считалась невестой. Понёвы шились из клетчатой шерстяной домоткани - черного и темно-синего цвета.)
На какие 2 типа делились понёвы?
( Распашная- её называли «растополка» - состоящая из 3 несшитых полотнищ, стянутых на гашнике в пышные складки.
Глухая понёва- или понёва с прошвой, состояла из нескольких клетчатых и одного одноцветного полотнища- прошвы.
Понёвы обычно доходили до щиколотки или до земли.)
Кроме узорной каймы, понёва украшалась блёстками, бисером, золотым кружевом, лентами, тесьмой.
( слайд 5)
( Поверх рубахи с понёвой надевали занавеску. она предохраняла одежду от загрязнения, служила дополнительным украшением праздничного наряда)
А теперь давайте поговорим о головных уборах.
( слайд 6)
Согласно древнему обычаю девичьи головные уборы не закрывали темени и представляли собой жесткий или мягкую повязку, которые скреплялись на затылке лентами.
Какие еще головные уборы носили девушки?
( Они так же носили красные узорные платки, сложенные по диагонали в несколько рядов - что называлось «в складку», спереди подкладывали картон, а концы завязывали сзади под косой.
Еще было популярно ношение платков сложенных на «уголок», с повязанными под подбородком концами. Ко многим праздничным женским и девичьим головным уборам, надо лбом пришивали сетки из жемчуга, стекляруса или бисера, такие сетки назывались «поднизи». )
А что носили женщины?
( Женским головным убором, входившим в поневный комплекс, была «сорока», которую умела шить каждая крестьянка. Название можно объяснить пестротой материалов и названием отдельных частей- «крылышки», «хвост». )
Основой «сороки» была «кичка», простёганная налобная накладка, к ней пришивали чепчик - «волосник», под который убирали волосы.
А какой головной убор считается общерусским?
( Общерусский головной убор «кокошник», входит в сарафанный комплекс. Его шили из парчи, бархата, шелка на жесткой подкладке. Их обильно расшивали золотыми и серебряными нитями, речным жемчугом, блёстками, разноцветной фольгой, бисером и бусами.)
( слайд 7)
Что же такое сарафанный комплекс?
(Сарафан - это русская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемая поверх рубахи с длинными рукавами.
Сначала сарафан был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь. Но уже в XVI веке сарафан навсегда вытеснил из городской моды понёву и распространился даже в сельской местности. В зажиточных семьях праздничные сарафаны шили из парчи, шелка, бархата.)
В сарафанный комплект так же входил пояс (опояска) шириной до 10 см. Поверх сарафана женщины надевали «душегрею» - короткий кафтан с рукавами или коротенькую безрукавку на лямках со складками на спине -
« епанечку». В конце XVII века сарафан еще не был крестьянской одеждой, только вступившая на престол императрица Екатерина II разрешает носить сарафан всему населению Российской империи.
Вот так сарафан пришел в народ и стал любимым женским нарядом.
3. Физкультминутка.
Мы с вами хорошо поработали. давайте немного отдохнём.
( слайд 8, физкультминутка)
4. Русский костюм и современность.
Красота русского костюма доставляет людям радость, пробуждает в них художников, учит чувствовать и понимать красоту, творить по её законам.
( слайд 9)
И в соседних царствах - государствах щеголяют красавицы в русских сапожках, носят сделанные по образцу наших тулупов модные дублёнки.
Многие современные дизайнеры одежды используют русские народные традиции.
( слайды 10-13)
5. Практическая работа.
А сейчас я предлагаю вам выполнить практическую работу.
( слайды 14-17)
/ Учащиеся выполняют практическую работу, звучит народная музыка. Выполненные работы выставляются на выставку./
И в заключении занятия викторина.
( слайд 18)
6. Подведение итогов, оценка знаний.
7. Рефлексия
8. Уборка рабочих мест.