Программа кружка Юный орнитолог

Программа кружка направлена на исследование орнитофауны Макарьевской сельской администрации Ветлужского района Нижегородской области, на участие учащихся школы в движение хранителей ключевых орнитологических территорий России (КОТР). Актуальность данного курса продиктована тем, что на занятиях кружка формируются учебные умения практического и исследовательского характера; происходит формирование экологического мышления, необходимого для установления гармоничных отношений с природ...
Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

«Макарьевская средняя общеобразовательная школа»


Согласовано Утверждаю

Зам.дир. по ВР Директор____________/Кабанова Г.Н./

______________ /Карнизова Т.А./

« _____»______________ 2015 года «_____»______________ 2015 года





Дополнительная общеразвивающая программа кружка


«Юный орнитолог»


направленность программы - эколого-биологическая,

возраст обучающихся с 8 до 13 лет,

срок реализации - 1 год обучения





Руководитель кружка:

Губарева Валентина Валентиновна,

педагог дополнительного образования











д. Скрябино

2015



Содержание





Введение…………………………………………………..………….………3

1. Основное содержание курса…………………….………………..……...4

1.1. Пояснительная записка………………………………..……………..…..4

1.2.Планируемые результаты.. …………………………………………...…6

1.3.Содержание программы курса………………………………………..….7

1.4.Тематическое планирование………………………………………...…...9



2. Методические рекомендации……………………………..……………11



3. Использование результатов внеклассных

исследований на уроках…………………………………………….…..28



4. Оценочные материалы……………………..…………………………..29



5. Методические материалы……………………………………………….30



6. Календарный учебный график ………………………………………..31



7. Список литературы………………………………………………….…..32



8. Приложение……………………………………………………………...33



























Введение



Одним из актуальных для современной малокомплектной школы направлений является внеклассная работа. Она позволяет наиболее полно учесть индивидуальные и психологические особенности учащихся, их интересы и жизненный опыт. Особенно важно, что, выполняя исследования, проводя наблюдения, школьники входят в тесный контакт с живой природой, которая захватывает душу ребёнка, сохраняет её чистоту и чуткость.

Данная работа является результатом обобщения опыта по организации исследовательской деятельности на занятиях кружка «Юный орнитолог», а также использование результатов этих исследований на уроках биологии, экологии и природоведения. Она содержит ряд методических рекомендаций: организация исследовательской деятельности во внеурочное время, разработка занятий кружка «Юный орнитолог», а также использование внеклассных исследований на уроках.

Главным объектом наших исследований являются птицы. Почему именно они?

Изучение природы в самой природе является одним из наиболее приемлемых и доступных методов приобретения знаний и повышении интереса к познанию учащихся в области биологии и экологии. Птицы являются одним из наиболее удобных объектов для такой работы. Это обусловлено тем, что на примере птиц можно проводить исследования по таким направлениям, как экология, этология, физиология, морфология, систематика и т.д. Ведь птицы - едва ли не самые интересные объекты для наблюдения в природе. Мы так к ним привыкли, что зачастую не замечаем: они живут рядом с нами и порой нуждаются в нашей помощи и защите. Наблюдение за жизнью птиц дарит незабываемые ощущения, нужно только знать что, когда и как наблюдать…

Орнитологические исследования проводятся в основном в полевых условиях. Полевые работы развивают творческие способности, мышление, внимание, самостоятельность, ответственность; это не менее важное решение проблемы трудового воспитания и бережного отношения к себе и окружающему миру.

По результатам проведённых исследований можно готовить творческие работы для участия в научно-практических конференциях, выпускать газеты к предметным неделям по биологии, готовить статьи в районные газеты с целью повышения информированности населения об окружающем мире.

Я благодарю за поддержку и методические рекомендации в организации орнитологических исследований сотрудников Нижегородского отделения СОПР - Киселёву Н.Ю. и Бакка С.В.



  1. Основное содержание курса


  1. Пояснительная записка

Данный курс кружка направлен на исследование орнитофауны Макарьевской сельской администрации, на участие учащихся школы в движение хранителей ключевых орнитологических территорий России (КОТР).

Актуальность данного курса продиктована тем, что на занятиях кружка формируются учебные умения практического и исследовательского характера; происходит формирование экологического мышления, необходимого для установления гармоничных отношений с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле. Также у школьников формируется отношение к живой природе как к объекту и сфере собственной практической деятельности. И наконец, на территории Ветлужского района расположены две ключевые орнитологические территории России международного значения:

  1. №1 - «Пойма р. Ветлуги и примыкающие массивы лесов и болот»;

  2. №2 - «Массив лесов и болот в низовьях р. Б. Какша».

КОТР №2 частично находится на территории Макарьевской с/а, что в лучшей степени позволяет проводить исследования.

Курс имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях и носит личностно-развивающий и деятельностный характер.

Цель программы кружка:

развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе исследовательской деятельности, использование их в процессе изучения биологии и экологии.

Задачи:

  1. развитие исследовательских навыков;

  2. изучение методик проведения основных исследований;

  3. пропаганда охраны птиц и их мест обитания;

  4. изучение видового состава птиц своей местности;

  5. проведение биотехнических мероприятий;

  6. исследование и мониторинг КОТР №2;

  7. развитие у учащихся способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать и классифицировать исследуемый материал.

Формы работы:

  • агитационно-пропагандистская;

  • орнитологические наблюдения;

  • поиск редких видов птиц и сбор информации о них;

  • изучение пролёта птиц;

  • участие в массовых акциях СОПР;

  • исследовательская деятельность.

Образовательный процесс достигается следующими методами обучения:

  • теоретическими (изучением и анализом специальной и методической литературы),

  • иллюстративными (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала, работа с определителем),

  • проблемными (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения),

  • эмпирическими (наблюдением, описанием, измерением, экспериментом, анализом причинно-следственных связей, обобщением материала);

  • статистическими (анализом и обработкой результатов исследований).

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества.

Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала, работа с определителем птиц и прослушиванием голосов птиц на электронном носителе, подкрепляется практическим освоением темы.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Основной формой работы являются практические занятия в природе. Отчёт о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, экологических слётов, массовых мероприятий, участие в научно-практических конференциях.

При тематическом планировании кружка «Юный орнитолог» учитываются сезонные изменения в природе.

Работу по реализации программы курирует заместитель председателя Нижегородского отделения СОПР Киселёва Н.Ю., доцент кафедры экологии НГПУ.

Программа кружка «Юный орнитолог» включает как теоретические, так и практические занятия. Занятия проводятся в разновозрастной группе. Программа рассчитана на 36 часов (1 час в неделю).



  1. Планируемые результаты

Работа над курсом предполагает развитие основных навыков и умений учащихся:

Кружковцы должны знать (понимать):

  1. технику безопасности при работе с увеличительными приборами (бинокль, микроскоп);

  2. технику безопасности при езде на велосипеде;

  3. названия инструментов и приспособлений и правила работы сними;

  4. поведение в природе;

  5. правила сбора полевого материала;

  6. методику исследования и учёта птиц.

Кружковцы должны уметь:

1. проводить наблюдения в природе;

2. ставить орнитологические эксперименты, описывать и объяснять

результаты исследований;

3. обрабатывать собранный полевой материал;

4. определять принадлежность птиц к определённой систематической группе (классификация);

5. проводить самостоятельный поиск биологической информации;

6. составлять проект исследовательской работы;

7. проводить зимнюю подкормку птиц;

8. изготавливать искусственные гнездовья;

9. изготавливать кормушки;

10. проводить самооценку собственных знаний и умений;

11. использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Условия реализации программы

Реализация программы возможна при следующих условиях:

  • наличие подходящего для занятий помещения;

  • регулярном посещении кружка детьми;

  • материальном обеспечении (материалы и инструменты, необходимые для работы в кружке);

  • использование учебно-методической литературы;

  • поощрение детей.

Реализация программы даёт возможность детям сегодняшним, а потом и детям наших детей в будущем жить в гармоничном мире ярких красок и песен пернатых друзей и птиц.

Итоги работы подводятся на общешкольном празднике «День птиц», оформляются выставки рисунков, кормушек, фотографий, многочисленных альбомов и папок, которые хранятся в кабинете биологии. Оформляются проекты исследовательских работ.

  1. Содержание программы курса

(36 часов - 1 час в неделю)

п/п

Тема

Теоретические сведения

Практическая работа

1.























Орнитологические наблюдения в природе:

1)Международные дни наблюдения птиц.

(2часа)



………….………………

2)Евроазиатские Рождественские учёты птиц.

(4часа)



………………………..

3)Весенние дни наблюдений птиц.

(3часа)

………………………….

4)Всероссийский учёт журавлей

(1час)




Изучение внешнего вида птиц и их голоса, возможность встречи с которыми наиболее вероятная. Умение работать с определителем. Изучение методик исследования. Агитационно-пропагандистская работа.

Техника безопасности.













1)Учёт птиц, встреченных за определённый период времени с целью привлечь внимание людей к птицам и их проблемам. Наблюдение за птицами.

…….……………………………

2)Слежение за состоянием популяций зимующих птиц; за изменениями их видового состава и относительной численности. Сбор кадастровой информации.

.……………………………

3 Сбор кадастровой информации; фенология птиц; сроки прилёта

.............................................

4)Учёт журавлей в предотлётных скоплениях

2.

Массовые акции СОПР:

1)«Покормите птиц!».

(3часа)




……………………

2) «Птица года».


(2часа)





…..………………………

3) Месячник встречи птиц.

(3часа)

…………………………..

  1. «Тише! Птицы на гнёздах».


(1час)


…………………………

5)Международный проект «Весна идёт».

(1час)



1)Чертежи птичьих домиков и кормушек. Агитационно-пропагандистская работа. ……………………………

2) сбор сведений о распространении и численности; агитационно-пропагандистская работа, посвящённая птице года.



…..……………………………




1) Заготовка кормов, изготовление и размещение кормушек, организация регулярной подкормки.


………….……………………

2) Изготовление и развешивание искусственных гнезд. Проведение биотехнических мероприятий; комплекс практических мероприятий, направленный на решение проблем птицы года.

….……………………………..



3) Агитационно-пропагандистская работа.


……………………………

4) Информационно-пропагандистская работа, направленная на снижение беспокойства гнездящихся птиц.

……………………………

5)Участие в проекте «Весна идёт» (через интернет-сайт).

3)Проведение биотехнических мероприятий. Изучение хода весеннего пролёта птиц.

…………………………………….

4) ------------------





….……………………………

5)Наблюдение за первым прилётом ласточек, кукушек и стрижей.

3.

Экологические праздники:

1)День журавля.

3) Синичкин день

2)Международный

день птиц.

(5часов)

Разработка и организация экологических праздников.

Проведение праздников.

4.

Движение хранителей ключевых орнитологических территорий России (КОТР)

(4часа)

Агитационно-пропагандистская работа, проведение общественных кампаний, направленных на развитие общественной поддержки.

Проведение исследований в КОТР №2, предотвращение угроз для этой территории, изготовление информационных стендов; поиск редких видов птиц; птицы, внесённые в Красную книгу КОТР №2.

5.

Познавательные викторины

(5 часов)

Расширение кругозора детей о жизни птиц.



6.

Вводное занятие и итоги года

(2 часа)

Цели и задачи кружка. Ознакомление с планом работы на год; итоги года, рефлексия.


















  1. Тематическое планирование





Количество часов

Дата проведения

№ п/п

Название темы

Всего
часов

В том

числе


план.


факт.





теоре

тических

практических

1.

Вводное занятие. Цели и задачи кружка. Ознакомление с планом работы на год.

1

1

-

02.09.


2.

Праздник «День журавля».

1

-

1

09.09.


3.

Всероссийский учёт журавлей. Организация учётов журавлей в предотлётных скоплениях.

1

-

1

16.09.


4.

Движение хранителей ключевых орнитологических территорий России (КОТР). Основные задачи программы КОТР.

1

1

-

23.09.


5

Международные дни наблюдения птиц.

1

-

1

30.09.


6.

Итоги международных дней наблюдения. Составление отчёта.

1

1

-

07.10.


7.

Подготовка к празднику «Синичкин день»

1

1

-

14.10.


8.

Праздник «Синичкин день»


-

1

21.10.


9.

Акция «Покормите птиц!» Заготовка кормов. Изготовление кормушек.

1

0,5

0,5

28.10.


10.

Изготовление и размещение кормушек. Организация регулярной подкормки.

1

-

1

11.11.


11.

Птицы, внесённые в Красную книгу Нижегородской области.

1

1

-

18.11.


12.

Зимующие птицы нашего края.

1

0,5

0,5

25.11.


13.

Птица года. Обобщение сведений, собранных за год.

1

0,5

0,5

02.12.


14.

Оформление творческих работ посвящённых птице года (реферат, стенгазета, исследовательская работа).

1

0,5

0,5

09.12.


15.

Рейд проверки кормушек в черте деревни Скрябино.

1

-

1

16.12.


16.

Евроазиатские Рождественские учёты птиц. Методика проведения зимних орнитологических наблюдений.

1

1

-

23.12.


17.

Евроазиатские Рождественские учёты птиц в черте деревни.

1

-

1

30.12.


18.

Евроазиатские Рождественские учёты птиц в черте леса.

2

-

1

13.01.


19.

Оформление отчёта по Евроазиатским Рождественским учётам птиц.

1

1

-

20.01.


20.

Почемучкины беседы.

1

0,5

0,5

27.01.


21.

Игра-викторина «Птицы нашего края».

1

-

1

03.02.


22.

Познавательная викторина «Биологическое разнообразие

Нижегородской области»

1

0,5

0,5

10.02.


23.

Познавательная викторина «Перелётные птицы нашего края».

1

1

-

17.02.


24.

Познавательная викторина «Ключевые орнитологические территории»

1

0,5

0,5

24.02.


25.

Редкие виды птиц на КОТР №2 и сбор информации о них

1

0,5

0,5

03.03.


26.

Проведение биотехнических мероприятий. Изготовление искусственных гнездовий (синичников, дуплянок).

1

-

1

10.03.


27.

Проведение биотехнических мероприятий. Изготовление и развешивание искусственных гнездовий (совятников).

1

-

1

17.03.


28.

Подготовка к празднику «День птиц».

1

0,5

0,5

24.03.


29.

Проведение праздника «День птиц».

1

-

1

07.04.


30.

Месячник встречи птиц. Изучение хода весеннего пролёта птиц.

1

0,5

0,5

14.04.


31.

Фенология птиц. Сроки прилета птиц. Ведение коллективного журнала учета птиц

1

-

1

21.04.


32.

Весенние дни наблюдений птиц. Сбор кадастровой информации.

1

0,5

0,5

28.04.


33.

Жизнь птиц весной. Международный проект «Весна идёт».

1

0,5

0,5

05.05.


34.

Гнездовой период в жизни птиц.

1

0,5

0,5

12.05.


35.

Тише! Птицы на гнёздах. Информационно-пропагандистская работа.

1

0,5

0,5

19.05.


36.

Итоги работы кружка за учебный год. Рефлексия хода и результатов работы членов кружка

1

1

-

26.05.



Итого

36

16

20











  1. Методические рекомендации.

Специфичность программы кружка заключается в том, что некоторые темы занятий приходится разбивать в течение всего учебного года, т.к. они зависят от сезонности. Многие занятия проводятся в полевых условиях.

Занятие №1.

Тема: Вводное занятие. Цели и задачи кружка. Ознакомление с планом работы на год.

На первом занятии рассматриваются цели и задачи кружка:

  1. обучение навыкам исследования;

  2. пропаганда охраны птиц и их мест обитания;

  3. изучение видового состава птиц своей местности;

  4. проведение биотехнических мероприятий;

  5. изучение и мониторинг КОТР№2.

Проводится вводный инструктаж по технике безопасности при работе с оптическими приборами (бинокль, микроскоп, фотоаппарат); при езде на велосипеде. Необходимо познакомить с правилами работы в полевых условиях, проинструктировать по технике безопасности во время экскурсий и походов, с правилами поведения в природе.

« Правила поведения в природе»


Название правил

Предписания

Запреты

Передвижение по лесу или территории, занятой другой экосиситемой.

Соблюдение тишины, разговор в полголоса, движение по тропам, соблюдение чистоты.

Не включать транзисторных радиоприёмников, не издавать громких звуков, не мусорить.

Оборудование места стоянки.

Соблюдение чистоты, сохранение растений, сбережение жилищ животных.

Не разрушать растительный покров, не закапывать металл и стекло, не замусоривать место стоянки, не обламывать деревья и кустарники, не сливать загрязняющие жидкости в водоёмы.

Встреча с диким животным или его жилищем.

Сохранение жизни животного, сбережение его убежища (нора, гнездо, муравейник).

Не брать одиноких детёнышей зверей и птенцов, не стрелять из рогатки, не разорять гнёзд и муравейников.

Сбор растений.

Собирать в случае необходимости, сохранять подземные органы.

Не уничтожать все особи растений одного вида на площадке, не нарушать срока сбора ягод, не использовать приспособлений повреждающих растения.

Поддержание чистоты.

Мусор складывать в пакеты и забирать с собой.

Не оставлять упаковку и остатки пищи на маршруте.

Наблюдение и описание.

Описывать растительность на пробной площадке по правилам, наблюдать жизнь животных из укрытия.

Не вредить растениям и животным на территории, где исследуется экосистема.

Хождение.

Ходить только по тропам и аллеям.

Не ходить по газонам и клумбам.

Руководитель знакомит учащихся с планом работы на год и заслушивается отчёт работы кружка за предыдущий год.

Занятие №2.

Тема: Праздник «День журавля».

Этот праздник проводится в начале сентября. Формы проведения его могут быть различными: отчёт о собранной информации по журавлям за год; чтение стихов; исполнение песен, народных частушек, пословиц, поговорок; театрализованные представления сказок и басен и т.д. Это один из вариантов проведения «Дня журавля». Можно этому празднику придать исследовательский характер. Поделить учащихся на экспертные группы: «фольклорная» - подбирает пословицы, поговорки, загадки о журавлях; «художественная» - разыскивает материал о полотнах художников, связанных с журавлями; «биологическая» - предоставляет полную информацию о биологических особенностях этих птиц; «поэтическая» - подбирает стихотворения и песни. Каждой группе приходится пересмотреть большое количество литературы и такие задания как бы являются одним из этапов проектной деятельности - литературный обзор. Нередко дети находят уникальный материал, который учитель может использовать на своих уроках. Здесь ярко прослеживаются межпредметные связи. Учителя музыки, ИЗО, биологии, истории, литературы с удовольствием принимают участие в подготовке и проведении этого праздника.

Занятие №3.

Тема: Всероссийский учёт журавлей. Организация учётов журавлей в предотлётных скоплениях.

Эти учёты проводятся в начале сентября в течение двух дней (сроки учёта устанавливаются единые для всей России), например в 2007 году -8-9 сентября. Перед проведением учётов желательно несколько раз посетить места скопления, чтобы узнать на каких полях держатся журавли, куда летают на ночёвку, какими маршрутами совершают перелёты между местами кормёжки и ночёвки. В выявлении мест кормёжки могут оказать помощь местные жители, а особенно трактористы и комбайнёры, работающие на полях. Серый журавль - птица очень осторожная и скрытная. Подобраться учётчикам к птицам незамеченными крайне сложно, а вот на транспорт, работающий на полях, они реагируют реже и подпускают к себе довольно близко. Поэтому можно воспользоваться этой возможностью, если тракторист позволит взять к себе в кабину наблюдателя.

При подсчёте журавлей надо записать в блокнот число птиц в стае и время их перелёта, их поведение, число молодых. Затем заполняется анкета и отправляется по электронному адресу Рабочей группы по журавлям Евразии.

Всероссийские учёты журавлей помогают узнать о состоянии мест осенних скоплений этих птиц в своём районе, и только собрав такую информацию, можно оценить, сколько ещё журавлей обитает у нас в России, какими путями они летят на юг и какие места их предотлётных скоплений надо охранять.

Занятие №4, 24, 25. (3часа)

Тема: Движение хранителей ключевых орнитологических территорий России (КОТР).

Проведённые в последние 30 лет исследования показали, что главной причиной исчезновения птиц является не только их прямое истребление, но и уничтожение местообитаний. Поэтому эффективным методом охраны птиц является сохранение ценных природных территорий, необходимых для их выживания. Один из широко распространённых типов ценных территорий - ключевые орнитологические территории (КОТР).

КОТР - это территории, имеющие важнейшее значение для птиц в качестве мест гнездования, линьки, зимовки и места массовых остановок мигрирующих птиц. В первую очередь к ним относятся:

  • места обитания видов, находящихся под глобальной угрозой исчезновения;

  • места с относительно высокой численностью редких и уязвимых видов;

  • места обитания значительного числа эндемичных видов, а также видов, распространение которых ограничено одним биомом;

  • места формирования крупных гнездовых, линных, пролётных, зимовочных и других скоплений птиц.

Сохранение достаточного количества ключевых орнитологических территорий должно обеспечивать выживание птиц, даже если окружающие их участки будут значительно преобразованы хозяйственной деятельностью человека.

Формы участия в движении хранителей КОТР:

  1. Агитационно-пропагандистская работа, информирование населения о программе КОТР. Члены группы поддержки КОТР могут рассказывать в средствах массовой информации о ключевых орнитологических территориях, их ценности, связанных с ними проблемах. Можно устанавливать информационные знаки и стенды, вести разъяснительную работу с населением. Важной частью такой работы может стать художественное творчество, демонстрирующее красоту мира птиц (Приложение 1,5).

  2. Проведение орнитологических наблюдений. Наблюдать птиц можно в течение всего года. Самым распространённым и простым способом наблюдения является экскурсия. Наблюдать можно за сроками прилёта и отлёта птиц, за поведением птиц и т.д. Если эти наблюдения будут являться системными, многолетними, то они обязательно позволят выявить какие-либо закономерности и будут являться хорошим материалом для исследовательских работ. Например, наблюдая за весенней миграцией гусей в течение четырёх лет, нам удалось установить зависимость сроков пролёта от погодных условий, выявить три группы гусей: транзитных, местных и отдыхающих, установить динамику пролёта гусей и их суточную активность (Приложение 2); построить розу миграций (Приложение 3). Наблюдая в течение пяти лет за большими кроншнепами, нам удалось установить, что количество особей постепенно увеличивается и их ареал расширяется. Значение таких наблюдений велико. Они позволяют видеть важные процессы и делать выводы.

  3. Поиск редких видов птиц и сбор информации для кадастра животного мира осуществляется на основе различных методик - анкетирования, опросов местного населения, проведения районных конкурсов исследовательских работ по изучению и охране биоразнообразия. История многих ключевых орнитологических территорий начиналась с рассказов местных жителей о встречах с редкими птицами. Так нам удалось установить местообитание обыкновенного филина, определить гнездование большого подорлика (Приложение 4).

  4. Изучение пролёта. В силу достаточной простоты методики и массового материала изучение пролёта может стать темой школьных исследовательских работ. Методические рекомендации по проведению наблюдений за пролётом птиц будут рассмотрены в разделе «месячник встречи птиц».

  5. Участие в акциях Союза охраны птиц России («Птица года», «Всемирные дни наблюдений птиц» и др.) может стать первым шагом в любительскую орнитологию, а результаты многолетних участий могут стать прекрасным материалом для исследовательских работ.

  6. Проведение биотехнических мероприятий (подкормка, создание убежищ, развешивание искусственных гнездовий) (Приложение 6).

  7. Информирование работников природоохранных структур о возникновении угроз для ключевых орнитологических территорий, посильное участие в профилактике таких угроз. Например, зная о гнездовании какой-либо редкой птице (большом подорлике) в зоне вырубки леса, необходимо совместно с представителями органов по охране природы организовать проведение экологической экспертизы с целью определения негативного воздействия на птиц.

Наиболее результативной формой взаимодействия является совместная работа любителей на местах и орнитологов-профессионалов, в первую очередь полевые тренинги (обследование территории; учёты птиц; проведение биотехнических мероприятий).

Занятие №5-6.

Тема: Международные дни наблюдения птиц (по нечётным годам - Всемирные).

Акция «Всемирные дни наблюдений птиц» проводится по инициативе ассоциации Birdlife International - глобальной сети сотрудничающих организаций, которые согласованно работают более чем в ста странах мира.

Главная цель Всемирных дней наблюдений птиц - привлечь внимание как можно большего числа людей к миру пернатых и к проблемам охраны птиц.

Эта акция проводится раз в год (последние выходные сентября или первые выходные октября). Организатором этой акции в нашей стране является Союз охраны птиц России.

Непосредственное участие в акции состоит в том, что люди в назначенные даты ведут наблюдения за птицами в природе, отмечая число особей каждого встреченного вида птиц. По результатам наблюдений заполняется анкета, которая направляется в Координационный центр СОПР, где результаты наблюдений централизованно обрабатываются.

На подготовительном этапе акции на занятиях кружка необходимо провести теоретическое занятие: встреча с какими видами птиц наиболее вероятна; поработать с определителями птиц; прослушать со звукового носителя голоса птиц и практическое - пройти маршрутом с детьми, считая всех встреченных птиц.

Эта акция носит воспитательный характер, так как большинство детей ведут наблюдения со своими родителями (Приложение 7).

Занятие №7-8. (2часа)

Тема: Праздник «Синичкин день»

Несколько лет назад в России появился еще один экологический праздник - Синичкин день. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12 ноября. В этот день жители разных населенных пунктов страны готовятся к встрече «зимних гостей» - птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. Дети заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства»: несоленое сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, - делают и развешивают кормушки. Несмотря на то, что в качестве экологического праздника Синичкин день отмечается относительно недавно, его история уходит корнями в далекое прошлое. В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника. На этом празднике дети читают стихи про птиц, загадывают загадки, играют и просто любуются зимними птахами. Почему именно Синичкин день? Да потому что синица - божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток.

Занятие №9-10, 15. (3 часа)

Тема: Массовая акция СОПР: «Покормите птиц!»

Зимняя подкормка птиц - уже довольно старая традиция. Кружковцы помогают организовать подкормку для того чтобы привлечь на учебно-опытный участок пернатых друзей.

Подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо начинать ещё с лета, заготавливая корм. Учащиеся знают предпочитаемые корма разных видов птиц. Но с новичками необходимо заранее проводить беседу. Как правило, с этой задачей хорошо справляются старшеклассники.

Сбором кормов целесообразнее заняться средней группе школьников (5-7классы). И на этом этапе можно организовать небольшую исследовательскую работу, целью которой является выяснить какой корм и какие птицы предпочитают. Можно организовать выставку «Виды кормов», где продемонстрировать семена различных дикорастущих растений, арбузные и другие семечки, пригодные для подкормки. Ребята не просто проводят подкормку, но и постоянно добавляя новые виды кормов, получают новую информацию. Например: синицы охотно поедают не только сало, но и маргарин, и плавленый сырок, и варёные яйца. А вот чёрный хлеб, солёные, жареные продукты, печенье и бублики могут нетронутыми пролежать до весны. Результатом исследовательской работы может стать таблица о предпочитаемых птицами кормахкоторую можно назвать «Птица и её любимый корм»:

Виды птиц

Предпочитаемые корма

Синица, поползень

Несолёные сало и мясо; семечки арбуза, тыквы, дыни подсолнечника, яблок; семена берёзы, ольхи.

Щегол

Семена репейника

Снегирь

Косточки ягод рябины, калины, бузины; семена лебеды, крапивы, репейника, конского щавеля.

Свиристель,

дрозд-рябинник

Грозди ягод калины, рябины, бузины, черноплодной рябины; плоды шиповника.

Сойка

Жёлуди, сало, крошки хлеба.

Дятел

Сало, мясо, кусочки жира.

Воробей

Любое зерно (овёс, рожь, пшеница), семена яблок.

Членами кружка можно подготовить рисунки и таблицы зимующих птиц. Вместе с другими учащимися школы можно изготовить различные типы кормушек и их чертежи. Целесообразно объявить конкурс на лучшую кормушку и рисунков. Кружковцы смогут провести беседы на тему: «Какие семена и плоды нужно собирать», «Почему важно проводить подкормку птиц», «Как изготовить кормушки».

Опыт работы по подкормке птиц на пришкольной территории показал, что эффективнее иметь 2-3 крупных кормовых домика, чем много мелких. Большое скопление кормушек на сравнительно небольшой площади просто лишне, да и учащиеся нередко могут забывать регулярно подкладывать корм.

За кормушками необходимо постоянно не только вести наблюдения, но и поддерживать чистоту в птичьих столовых, убирать снег и лёд. Наблюдения показали, что особенно полюбились птицам более закрытые, защищённые от ветра кормушки.

Практически все ребята должны принимать участие в акции «Покормите птиц!». Кормушки не должны оставаться пустыми даже во время зимних каникул. Особенно очень радует то, что многие ребята, не дожидаясь своей очереди кормления, по зову сердца идут и кормят птиц.

В январе-феврале (занятие №15) можно провести рейд по наличию кормушек у учащихся и посещаемости на них птиц. Результаты лучше вывешивать на доску объявлений в школе в виде таблицы. Это всегда стимулирует учащихся (Приложение 8).

Занятие №11.

Тема: Птицы, внесённые в Красную книгу Нижегородской области.

Информация о Красной книге. Что такое Красная книга? В каком году издана Красная книга Нижегородской области? Главные причины сокращения численности видов птиц. Птицы, внесённые в Красную книгу Нижегородской области и КОТР №2.

Занятие №12.

Тема: Зимующие птицы нашего края.

Беседа о зимующих птицах. Просмотр видеопределителя зимующих птиц, составленный кружковцами ранее. В видеопределителе на каждом слайде, посвящённом определённой птице, помещено не только изображение птицы и её описание, но и её голосовое звучание. Ценность такого определителя заключается в том, что при просмотре птицы и прослушивании её голоса одновременно, происходит ассоциация голос - птица. При наблюдении в природе дети лучше определяют видовой состав птицы.

Проведение викторины: «Зимующие птицы нашего края».

Занятие №13-14.

Тема: Акция «Птица года».

Информация о птице года собирается в течение всего года. Собранный материал необходимо обязательно оформить. Формы отчёта могут быть разными: реферат, стенгазета, фотоконкурс, конкурс рисунков, стихов, сказок, пословиц, поговорок, загадок. Можно оформить альбом, в который поместить всё перечисленные ранее пункты. Лучшим результатом будет исследовательская работа. Птица 2010 года является чибис. Для того, чтобы полнее собрать информацию о птице года и не перегрузить учащихся, эффективнее будет разбить детей на возрастные группы. Младшие школьники любят рисовать, сочинять сказки, собирать пословицы и поговорки и т.д. Средней группе под силу собрать биологический материал о миграциях и биологических особенностях птиц. Старшая группа школьников обобщает результаты за несколько предыдущих лет. Если достаточно собрано исследовательского материала, то целесообразнее написать исследовательскую работу.

Занятие №16-19.

Тема: «Евроазиатские Рождественские учёты птиц». (4 часа)

Евроазиатские Рождественские учёты птиц относятся к международной научно-исследовательской программе. Занятия кружка, где проводятся зимние учёты птиц, являются наиболее любимыми. Всем, кто проводит эти учёты необходимо знать зимующих птиц по внешнему виду и голосу, готов совершать зимние экскурсии и многокилометровые походы в лес и способен получать от этого удовольствие.

Целью программы Рождественских учётов является организация многолетнего широкомасштабного слежения за состоянием популяций зимующих птиц Евразии - в первую очередь за изменениями их видового состава и относительной численности.

Для начинающих учётчиков достаточно использовать маршрутный метод учёта.

1.Метод учёта птиц на маршруте.

Выбирают маршрут в любом биотопе длиною не менее 100 метров и в ширину 25-50 метров. Фиксируют все встречи птиц. Для удобства пользуются заранее подготовленной таблицей (см. ниже). Записывают виды птиц (вторая колонка) и при встрече ставят значок (например «+», третья колонка). После прохождения маршрута подсчитывают общее количество встреченных видов, количество особей каждого вида, общее количество особей на данном участке. Далее вычисляют относительную численность птиц по формуле:

Количество особей вида * 100%

общее количество особей

Таблица маршрутного учёта птиц

Дата___________________________________________________________

Время начала учёта________________окончание учёта________________

Погода_________________________________________________________

Маршрут_______________________________________________________

Расстояние, км.__________________________________________________

Фамилия, имя учётчика___________________________________________

Вид птицы

Встреченные птицы

Общее число особей

Численность в % от общего числа птиц

1.

2.

3.

Зяблик

Сорока

Воробей

++++++

+++

+++++

6

3

5


Итого





Можно предложить алгоритм проведения исследовательской работы:

«Наблюдения за зимующими птицами»:

  1. Определите для себя маршрут, на котором будете проводить наблюдения.

  2. Посещая (не реже 1 раза в неделю) намеченный маршрут отмечайте в полевом дневнике следующее:

а) виды встречаемых птиц;

б) места наиболее частых встреч с птицами того или иного вида;

в) поведение встреченных птиц (отдыхают, кормятся, летят и т.д.);

г) пища птиц;

д) число встреченных птиц: одиночные или стайки (указать их число в стайке);

е) суточная активность птиц (начало и конец дневной активности);

ж) образ жизни (осёдлый или кочующий);

з) характер и скорость передвижения кочующих птиц;

и) число осмотренных ветвей за 30 минут кормовой деятельности птиц.

3. Проанализируйте ход и результаты наблюдений.

4. Сформулируйте и обоснуйте выводы о видовом составе, численности и особенностях распространения птиц, зимующих в населённых пунктах.

Старшеклассники, имеющие многолетний опыт проведения зимних учётов, смогут проводить учёты по усложнённому варианту программы.

2.Методика проведения учётов и расчёта относительной численности населения птиц

Учёты проводятся раздельно в основных типах местообитаний птиц ежегодно в период с 20 декабря по 20 января. Прежде чем приступать к проведению учётов следует наметить набор местообитаний, типичных для данной местности (смешанный лес, населённый пункт - деревня, город, открытые территории…).

Выбор маршрутов.

Лучше планировать учётные маршруты по большим однородным местообитаниям. Учёты в лесах легче всего проводить по лесным дорогам и просекам не шире 20 м., а в населённых пунктах - по улицам.

Техника проведения учёта.

Во время учёта наблюдатель идёт по маршруту и отмечает в полевом дневнике всех встреченных (увиденных и услышанных) птиц, независимо от расстояния до них.

Скорость движения во время движения должна быть достаточно низкой - 2-2,2 км./час.

Записи в полевом дневнике. До начала учёта в полевом дневнике отмечаются: место проведения учётов, дата, состояние погоды (облачность, температура, наличие ветра, высота снегового покрова, наличие снега на ветвях - кухты).

При обнаружении птицы в полевом дневнике отмечаются:

1)вид птицы; 2)количество особей; 3)характер перемещения птицы («с» - «сидит», или «л» - «летит»).

Определение видов. Учётчик должен определять встреченных птиц до вида всеми возможными способами, по внешнему виду и голосу - с помощью бинокля, определителя, используя весь свой личный опыт и помощь более опытных коллег.

Определение пройденных расстояний в местообитаниях суши.

Во время учётов оценивается пройденное с учётом расстояние в километрах - по карте, квартальной сети, столбам линий электропередач, путём подсчёта шагов или, в крайнем случае - на глаз.

Объём учётных работ. За период работы с 20 декабря по 20 января в каждом местообитании следует пройти с учётом в общей сложности не менее 20 километров. Учёт при этом можно проводить как однократно, так и многократно на постоянном маршруте, длина которого должна быть не менее 3 километров.

Обработка материала. По окончании периода работ на основе записей в полевом дневнике составляется итоговая таблица. Она представляет собой перечень всех зарегистрированных в данном местообитании птиц с указанием количества встреченных особей за весь период работ. При этом все «сидящие» и «летящие» птицы суммируются по отдельности.

№ п/п

Виды птиц

Встречено число особей (Еn)

Относительная численность на 1км. маршрута (N)

сидящих

летящих

1.

Сизый голубь

606,5

137

15,01

2.

Большая синица

194,5

0,5

4,74

3.

Серая ворона

42,25

13,5

1,05

4.

Сорока

234,25

41

5,77

5.

Галка

59,25

10,25

1,46

Следующим этапом обработки данных является расчёт относительной численности населения птиц (N) каждого вида в особях на 1 линейный километр маршрута (для сухопутных местообитаний).

Процедура расчёта: общее количество особей (Еn) необходимо поделить на суммарное количество пройденных с учётом километров (L). Для птиц, встреченных летящими, пройденное расстояние заменяется на суммарное время учёта в часах (H), умноженное на 30 - среднюю скорость полёта птиц в км/час (Н*30) (Равкин, 1967).

Относительная численность «сидящих» и «летящих» птиц, а также встреченных на основном и частичном учётах, также суммируются.

Оформление ведомости учёта.

Ведомость учёта составляется отдельно на каждое местообитание, в котором набран достаточный объём данных.

В верхней части ведомости должна быть помещена информация о том, где и когда проводились учёты:

Ведомость учёта

Зимний сезон 2009/2010 гг.

Республика, область, район:_____________________________________

Место проведения учёта________________________________________

Даты и время проведения учётов:________________________________

Название местообитания________________________________________

Пройдено с учётом, км. (L):______________________________________

Суммарное время учёта, час. (H):_________________________________

Оформленные ведомости учётов следует выслать по окончании сезона работ координаторам программы.

Результаты учётов обрабатываются с научно-исследовательскими целями в рамках государственных и международных программ мониторинга и контроля природной среды.

Для школьных исследовательских работ зимние учёты птиц также являются прекрасным материалом. Например: при учётах обязательно фиксируются данные погоды. Можно изучить влияние погодных условий на видовой состав и численность птиц; сравнить численность и видовой состав в разных местообитаниях (город, деревня, лес). За несколько учётных лет можно составить в виде столбчатых диаграмм отчет, как видового состава, так и численного. Сравнивая численность и видовой состав птиц в центре города и рекреационной зоне, можно выявить влияние антропогенной нагрузки (Приложение 9).

Занятие №20.

Тема: Почемучкины беседы.

Почему наши ласточки зимуют в Африке. Бывают ли утки, которые гнездятся в дуплах? Сверчок - это запечное насекомое, или певчая птица? Куда улетают на лето снегири? Эти и ряд других вопросов войдут в серию почемучкиных бесед.

Занятие №21-24.

Серия познавательных викторин о птицах нашего края значительно расширит кругозор детей.

Занятие №26-27.

Тема: Проведение биотехнических мероприятий. Изготовление и развешивание исскуственных гнездовий.

Под биотехническими мероприятиями понимается подкормка птиц, создание убежищ, изготовление и развешивание искусственных гнездовий.

Часто в школах работа по привлечению птиц на гнездовья сводится к изготовлению и развеске скворечников. Можно сказать, что в леса, сады, огороды для борьбы с насекомыми привлекается в основном только один вид - скворец обыкновенный. Что же касается других видов птиц (сов, стрижей, трясогузок, синиц, пустельги т.д.), то это делается редко и в виде исключения. Вместе с тем именно эти птицы приносят наибольшую пользу человеку, особенно совы и синицы, так как это осёдлые птицы.

Работа по привлечению птиц на гнездовья должна проводиться в течение всего года. Развешивание дуплянок желательно проводить осенью. Зимой в них ночуют некоторые птицы и звери, а ряд видов птиц занимают их уже с февраля. Синичники развешивают, как правило, в марте. А это не совсем правильно, так как брачная песня большой синицы слышна уже с февраля, а иногда и раньше. И если в это время уже развешаны синичники и дуплянки, то они раньше их займут и приступят к гнездованию.

Основы для птичьих домиков можно делать в течение всего года. Лучшее время для их строительства - зимние месяцы (январь, февраль), так как именно в это время года больше свободного времени у учеников и их родителей.

Кроме скворечников и синичников можно изготовить совятники, пустельжатники, стрижатники.

Со второй половины февраля необходимо проводить мелкий ремонт старых домиков и их чистку. Этим можно заняться как осенью, так и ранней весной. Кроме изготовления и развешивания птичьих домиков и кормушек, необходимо обеспечить пассивную охрану птиц во время их гнездования, исключить фактор беспокойства.

Биотехнические мероприятия могут нести также исследовательский характер. Наблюдения показали, что дуплянки имеют некоторые преимущества перед дощатыми гнездовьями: напоминают птицам естественные дупла. Птицы заселяют в первую очередь старые домики, а новые иногда остаются незаселёнными. Почему? Влияют ли погодные условия на количество и качество потомства? Сколько раз в день, и каким кормом родители кормят птенцов…? Очень интересны исследования с перемещением птичьего домика. Домик устанавливается на трёх ножках, и постепенно переносится на новое место. Как в данных условиях ведут себя птицы? Находят ли гнездо и продолжают ли кормить своих птенцов? Такие проблемные вопросы можно поставить перед детьми, и они обязательно загорятся желанием найти ответы на них (Приложение 6).

Занятие №28-29.

Тема: Праздник «День птиц».

День птиц - это праздник, подведение итогов работы за год. Не так важен праздник, как его ожидание. Поэтому подготовка ко «Дню птиц» начинается за месяц. В празднике принимают участие все учащиеся школы. Праздник обычно ведут старшеклассники, наиболее активно участвующие в исследовательской деятельности.

Методических рекомендаций к проведению «Дня птиц» очень много, но всегда хочется чего-то новенького. Но однозначно на этом празднике должно быть всем интересно, познавательно и увлекательно. Если праздник проходит в виде КВН, то домашним заданием может быть предложена стенгазета о Птице года. Гораздо интереснее проходит КВН между двумя командами разных школ. Особенно это актуально для малокомплектных школ. Проводя викторину, можно включить вопросы из истории о празднике «День птиц». Обычно «День птиц» проводится в нашей школе по следующей программе:

1.Итоги работы школы по охране птиц.

2. Художественная часть (КВН, инсценировка сказки или басни, концерт и т.д.

3. Решение жюри по результатам конкурсов (рисунков, фотографий, КВН).

4. Вручение премий и грамот.

Но более всего мне нравиться в подготовительный период делить детей на группы, которые изучая массу литературы, подготавливают хорошие творческие работы. Некоторые из них несут исследовательский характер. Такой метод описывался ранее при проведении праздника «День журавля». Если «День птиц» посвящается «Птице года», то группа «Поэтическая» подбирает стихи и песни об этой птице (птица 2009 года - Лебедь). Наиболее полюбившиеся стихи дети читают и исполняют песни (А. Мартынов «Над землёй летели лебеди», А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»). Группа «Астрономическая» разыскивает материал о созвездиях. Созвездие «Лебедь»: если обратится к карте звёздного неба, то можно заметить, как вытянув шею и широко раскинув крылья, «летит» вдоль Млечного Пути созвездие Лебедя. Созвездие Лебедя большое и очень красивое; часть его, состоящая из ярких звёзд, известна под названием Северный Крест. Как же Лебедь «взлетел» на звёздное небо? Группа «Мифологическая» разыскивает миф об этом созвездии: «Древние греки считали, что в образе созвездия Лебедя запечатлён сам громовержец Зевс. Скрываясь от ревности своей жены Геры, летит он на свидание к красавице Леде». «Художественная» группа узнаёт о полотнах русских художников: М.А. Врубель «Царевна Лебедь». «Музыкальная» группа: П.И. Чайковский «Лебединое озеро». «Биологическая» группа сообщает о биологических особенностях лебедя. Поэты, художники, композиторы не раз обращались к теме лебединой верности. «Фольклорная» группа: шея лебединая, плывёт как лебёдушка, белая лебёдушка.

Такой материал не по каждой птице можно подобрать. Но элементы этой методики можно использовать в художественной части праздника.

Занятие №30,32.

Тема: Месячник встречи птиц. Изучение хода весеннего пролёта.

Месячник встречи птиц, который приходится на апрель, включает в себя помимо агитационно-пропагандистской деятельности и развешивания искусственных гнездовий, ещё изучение весеннего пролёта птиц. Праздник «День птиц» открывает месячник встречи птиц. Весь апрель и первая декада мая наблюдаются весенние миграции птиц в природе. Во всём мире армии любителей помогают профессиональным орнитологам проводить ежегодные учёты птиц; собранные ими сведения используются в науке наравне с данными учёных.

Установление сроков и последовательности появления мигрантов очень важно в научном отношении. Наблюдения за пролётом птиц решают две задачи:

  1. Определение численности различных экологических и систематических групп птиц в данном году.

  2. Выяснение сроков прилёта и пролёта отдельных видов и групп птиц.

В Нижегородской области наибольшая интенсивность весеннего пролёта приходится на вторую и третью декады апреля. Наблюдения, организованные в это время, дадут возможность зафиксировать максимальное число пролётных видов птиц. Регистрация прилетающих видов птиц включает установление точных дат появления первых особей, начала массового пролёта, его окончания и полного прекращения.

Собранные материалы следует оформить в виде таблицы:

Вид

Дата первой встречи

Дата массового появления

Дата окончания прилёта (пролёта)

Примечания






Занятие №31.

Тема: Фенология птиц. Сроки прилета птиц. Ведение коллективного журнала учета птиц.

Обобщение данных наблюдений участников кружка. Ведение журнала о прилётах птиц.

Занятие №32.

Тема: Весенние дни наблюдений птиц.

Весенние дни наблюдений птиц проходят в сроки с 1-го по 10-е мая.

Организация наблюдений.

Организация наблюдений возможна в следующих вариантах:

  1. Фиксация встреченных пролётных птиц на непостоянных наблюдательных пунктах. Этот вариант предполагает, что наблюдения проводятся попутно.

  2. Организация наблюдений на постоянных наблюдательных пунктах.

1)Учёты на постоянном наблюдательном пункте. Наблюдательный пункт должен располагаться на открытом, желательно возвышенном месте с одинаковым обзором во все стороны.

Наблюдения за ходом пролёта в стационарных пунктах

Район_____________ Название населённого пункта:____________

Расстояние от нас. Пункта до места наблюдения__________________

Направление от населённого пункта на место наблюдения___________

Способ наблюдения___________. Зона видимости_______________

Дата проведения учёта___________. Часы наблюдений: с____по____

Погода: t_____С. Осадки: снег, дождь, изморось, туман (подчеркнуть).

Облачность:______%. Ветер: штиль, слабый, умеренный, сильный.

Наблюдатель (ФИО)_______________________________________

Адрес для переписки_______________Тел.____________________

Время

Вид (группа)

Число особей

Направление полёта

Примечания



2)Учёты на маршруте (наиболее используемый нами метод наблюдений). Маршрут, который должен оставаться постоянным в течение всего периода наблюдений, закладывается по разливу или вдоль береговой линии водоёмов. Необходимо указать длину маршрута, чтобы ваши данные можно было пересчитать на 100км. маршрута.

Проходя выбранный маршрут, наблюдатель регистрирует все встречи мигрирующих птиц: как летящих стай, так и на остановках.

Наблюдения за ходом пролётана маршруте

Район____________. Начальный пункт маршрута______________.

Конечный пункт маршрута_____________. Где проходит маршрут: по пойме реки, по берегу водоёма, по полю, по лесу (подчеркнуть), иное__________. Способ передвижения учётчика:_____________.

Дата проведения учёта_________. Время начала маршрута________.

Время окончания маршрута__________. Погода: t_____С. Осадки: снег, дождь, изморось, туман (подчеркнуть).

Облачность:______%. Ветер: штиль, слабый, умеренный, сильный.

Наблюдатель (ФИО)_______________________________________

Адрес для переписки_______________Тел.____________________

Время

Место на маршруте

*

Стация

**

Вид

(группа)

Число

особей

Расстояние

до птицы, м.

Что делали

(кормились, летели)

Примечание







*В этой графе необходимо указать ориентиры, позволяющие определить место наблюдения с достаточной точностью.

**В данной графе необходимо указать, где наблюдались птицы (на постоянном водоёме, на разливе, на поле…).

Все наблюдения необходимо направлять в Нижегородское отделение СОПР.

Ш. Организация постоянной исследовательской работы.

Этот вариант под силу только сплочённому юннатскому объединению. Он предполагает регулярную организацию учётов по предложенным выше вариантам. Исследуемая территория должна иметь площадь несколько десятков квадратных километров. Перед началом работы необходимо запастись картами территории (топографические карты).

На выбранной территории (КОТР) необходимо определить сроки начала и конца прилёта и пролёта разных видов птиц, их численность, выявить все места остановок и скоплений птиц для кормёжки и отдыха. На карте исследуемой территории следует указать размещение наблюдательных пунктов, маршрутов, выявленные места остановок птиц, пути наиболее активного пролёта (Приложение 10).

Занятие №33

Тема: Жизнь птиц весной. Международный проект «Весна идёт».

Весенние изменения в жизни птиц. Определение орнитофауны леса, поймы, парка Международный проект «Весна идёт».

ТАБЛИЦА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ПРИЛЕТОМ ПТИЦ .

(ДЛЯ КЛАССА)

Для координационного центра имеют большое значение сообщения каждого ученика о первых встречах всех четырех видов птиц: кукушки, ласточки, стрижа, аиста, поэтому, если в вашем классе 30 учеников и все они видели одного и того же аиста, то внесите все 30 поименных наблюдений. Если каждый из ваших учеников видел птиц самостоятельно, то внесите в таблицу сообщения каждого из них. Необходимо заполнить таблицу, и отправьте ее либо на [email protected], либо по адресу: 603000, г. Нижний Новгород, а/я 631, экологический центр «Дронт», Нижегородское отделение Союза охраны птиц России. Если в ваших наблюдениях примут участие более 8 человек (данная форма включает только 8 участников), то заполните несколько таблиц.

Информация о школе

Название/номер, адрес электронной почты____________________________

Ф.И. учителя __________________________________________________

Почтовый адрес с индексом________________________________________

Адрес электронной почты (если есть)________________________________

Таблица


Кукушка

Ласточка

Стриж

Аист

Дата встречи


Место встречи

(Республика,

Область РФ)


Фамилия, имя


Занятие №34.

Тема: Гнездовой период в жизни птиц.

Определение птиц по гнездам. Картирование гнезд и расселение видов.

Занятие №35

Тема: Тише! Птицы на гнёздах. Информационно-пропагандистская работа.

Июнь и июль для многих птиц - период воспроизводства. В эти месяцы нужно быть особенно осторожными на экскурсиях в лесу, на лугу, на берегу реку - везде, где гнездятся птицы, высиживают и выкармливают своих птенцов.

Недопустимо беспокоить птиц во время насиживания и уж, тем более, во время выкармливания птенцов. Поэтому очень важна агитационно-пропагандистская деятельность, направленная на снижение беспокойства гнездящихся птиц. Очень бывает жаль, когда дети и взрослые по незнанию подбирают птенцов, выпавших из гнезда, и приносят их с целью оказания помощи маленьким пернатым. Поэтому очень важна разъяснительная работа. Особенно действенна информация, помещённая на страницах газет. Можно устанавливать информационные знаки, аншлаги, вести разъяснительную работу с населением (Приложение 11).

Занятие №36

Тема: Подведение итогов работы кружка за учебный год.

Заключительное занятие всегда очень важно. На нём подводятся итоги работы кружа за год. Рассматриваются как успехи, так и неудачи. Намечаются планы работы кружка на будущее. На этом занятии можно предложить задания на лето. Исследовательская деятельность на территории КОТР №2 не должна прекращаться и в летнее время.

Опыт проведения исследовательских работ в области орнитологии как внеклассный вид деятельности имеет свои положительные результаты:

  • вызывает у учащихся большой интерес к проблемам экологического характера;

  • способствует формированию у них навыков исследовательской работы;

  • способствует развитию познавательного интереса, выработке умений и навыков по изучению орнитофауны.





  1. Использование результатов внеклассных

исследований на уроках


Практика показывает, что в условиях малокомплектной школы особенно необходимо умелое сочетание разных форм внеклассной работы с учебной деятельностью школьников. Систематическая и целенаправленная деятельность учащихся по проведению исследований в природе, и последующее использование результатов этой работы на уроках расширяют знания учащихся по биологии, вызывают устойчивый интерес к предмету, помогают им лучше понять практическую значимость приобретаемых на уроках знаниях. Такие уроки развивают самостоятельность, инициативу, их познавательный интерес. Результаты индивидуальной и коллективной исследовательской работы учитель может использовать при изучении нового материала на уроках (Приложение 12).















  1. Оценочные материалы

Система контроля и оценки уровня знаний и умений учащихся реализует следующие функции:

социальную: позволяет установить соответствие личных достижений каждого ученика требованиям программы; воспитательную: отслеживается динамика продвижения каждого ученика в обучении; образовательную: определяется уровень усвоения материала, анализируются результаты и вносятся коррективы в содержание и планирование учебного материала; эмоционально-развивающую: эмоциональная реакция каждого ученика на полученный результат - радость, огорчение, безразличие - может укрепить его учебную мотивацию или породить неуверенность в себе и нежелание продолжать данный курс (Приложение 13).

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы «Юный орнитолог», предполагает комплексный подход к оценке результатов, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.

  1. Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения учащимися планируемых результатов в их личностном развитии. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность УУД, включаемых в следующие три основных блока:

- самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося - развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения;

- смыслообразование - понимание границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремление к преодолению этого разрыва;

- морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости.

  1. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у учащихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких учебных действий, которые направлены на анализ своей познавательной активности и управление ею.

  2. Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

К концу года у детей должна наблюдаться положительная динамика познавательных процессов, расшириться кругозор через пространственное восприятие мира, умение работать в группах, изучение техники работы с соленым тестом.

Способы проверки результативности

Программа предусматривает различные формы подведения итогов:

  1. Творческие конкурсы

  2. Праздники «Синичкин день»; «День птиц»

5. Методические материалы


Кружок «Юный орнитолог» работает в школе седьмой год. За этот период кружковцы многократно занимали призовые места на муниципальном, региональном и всероссийском уровне. Накопленный опыт распространялся на страницах печатных изданий: журналов, сборников (Приложение 15).

Перечень авторских методических разработок:


п/п

Тема методической разработки

Год выпуска

1.

Журнал «Проблемы школьного воспитания». - НИРО: Внеклассная исследовательская деятельность

3/2008

2.

Экспертное заключение №52 - НИРО: «Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся (на примере орнитологических исследований)

2010

3.

Сборник материалов III областного конкурса учительских разработок. Экология для будущего. - НИРО: Программа кружка «Юный орнитолог»

2011

4.

Журнал «Исследовательская работа школьников». - Издательский дом «Народное образование». Организация кружка «Юный орнитолог»

3/2013












6. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы кружка "Юный орнитолог"



Год обучения

сентябрь


октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март


апрель


май


Всего учебных недель/

часов


Всего часов

по программе

2




9

16

23

30

7

14

21

28

11

18

25

2

9

16

23

30






13

20

27

3

10

17

24

3

10

17

24

7

14

21

28

5

12

19

26




теор

прак

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

35/36

16

20































7. Список литературы

  1. Анашкина Е. Н. О чём поёт кукушка? Наблюдаем за птицами. - Я.: Академия развития, 2004. - 256с.

  2. Бакка С.В., Киселёва Н.Ю., Денисов Д.А., Одрова Л.Н. Ключевые орнитологические территории Нижегородской области. -

Н.Новгород: 2014. - 96с.

  1. Бакка С.В., Киселёва Н.Ю., Комаров Л.П. Методические рекомендации по проведению наблюдений за пролётом птиц. -

Н.Новгород, 2000.-16с.

  1. Бакка С.В., Киселёва Н.Ю. Портреты природы. Хищные птицы Нижегородской области. Фотоальбом. - Н.Новгород: экоцентр «Дронт», 2013. - 44с.

  2. Бакка С.В., Киселёва Н.Ю. Портреты природы. Птицы Красной книги Нижегородской области. Альбом стикеров. - Н.Новгород, 2014. - 40с.

  3. Бакка С.В., Киселёва Н.Ю. Портреты природы. Кладовые солнца: растения и животные болот. Фотоальбом. - Н.Новгород, 2011. - 44с.

  4. Бибби К. Исследования и учёты птиц. Методы полевых экспедиционных исследований. - М.: Консультативный центр экспедиций, 2000 - 186с.

  5. Боголюбов А.С. Программа организации и проведения зимних учётов птиц России: методическое пособие. - М.: Экосистема, 1996. - 13с.

  6. Красная книга Нижегородской области. Том I. Животные. - Н.Новгород, 2003. -349с.

  7. Лебедева Е.А., Мосалов А.А. Весенний День птиц. Выпуск 1. -М.: Союз охраны птиц России, 2001.- 90с.

  8. Лернер Г.И. Биология животных. Тесты и задания. - М.: Аквариум, 2000. - 240с.

  9. Молис С.С., Молис С. А. Активные формы и методы обучения биологии. Животные. - М.: Просвещение, 1988.-176с.

  10. Осмелкин Е.В. Изучение и охрана птиц: методическое пособие. / Е.В. Осмелкин, О.Н. Маскинская /. - Чебоксары, 2004. - 64с.

  11. Полевой определитель «Птицы Европейской России» / Флинт В.Е., Мосалов А.А и др. / М.: Алгоритм, 2000. - 224с.

  12. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. - М.: Глобус, 2008.-255с.

  13. Интернет-источники:

springalive.net - интернет-проект «Весна идёт»

eсоsystеmа.ru - экологический центр «Экосистема»

biodat.r

  1. Приложение



  1. Статьи в газету «Третий областной конкурс хранителей ключевых орнитологических территорий России»,

«Международный день птиц»

  1. Динамика пролёта гусей

  2. Роза миграции гусей

  3. Исследовательская деятельность хранителей КОТР

  4. Изготовление и установка информационного щита

  5. Биотехнические мероприятия

  6. Международные дни наблюдений птиц

  7. Птичьи столовые

  8. Евроазиатские Рождественские наблюдения птиц

  9. Наблюдения за ходом пролёта птиц на маршруте

  10. Статья в газету «Беспокойная пора»

  11. Использование результатов орнитологических исследований в процессе изучения биологии и экологии

  12. Контрольно-измерительные материалы

  13. Пословицы и поговорки о птицах

  14. Методические материалы





33


© 2010-2022