Статья Изучение и возрождение культурного наследия хакасского народа средствами информационных компьютерных технологий на занятиях моделирования одежды

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Изучение и возрождение культурного наследия хакасского народа

средствами информационных компьютерных технологий

на занятиях моделирования одежды.

Автор: Иванова Людмила Ивановна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. Почетный работник общего образования РФ. Заслуженный учитель Республики Хакасия.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Абакана «Центр детского творчества».

Республика Хакасия.

В данной статье представлены современные методы и технологии изучения историко-культурного наследия Хакасии для организации творческой и созидательной деятельности учащихся студии моды «Стиль».

Любой народ, любая нация могут существовать и развиваться только тогда, когда они сохраняют свою национально-культурную неповторимость, когда, находясь в постоянном взаимодействии, обмениваясь культурными ценностями, не теряют своеобразия своей культуры. Сохранение исторического наследия всех наций в рамках этнокультурного пространства, развитие национальной самобытности и традиций - все это актуальные задачи современной системы образования.

Чтобы «возродить утраченное и продолжить преемственность культур между поколениями», чтобы любить и гордиться своей малой Родиной, нужно исследовать и изучать наследие предков, помнить историю коренного народа, беречь и сохранять свой родной богатый историей и природой край [2].

Культурное наследие народов Хакасии огромно и разнообразно. Растущий интерес к национальным традициям хакасского народа в прикладном творчестве, послужил толчком к разработке и внедрению в авторскую образовательную программу "От стандарта к индивидуальности" раздела "Народный костюм и современная одежда". В центре внимания данного раздела задачи сохранения народного художественного наследия, его изучения, освоения и использования в сегодняшней жизни.

Эффективному решению этих задач способствует использование на занятиях студии моды «Стиль» учебного электронного пособия «Традиции, тенденции, история национального хакасского костюма», разработанного по технологии «Конструктор школьных сайтов».

Учебное электронное пособие адресовано педагогам дополнительного образования детей, связанным с профилем проектирования и дизайна одежды, а также учителям курса "Технология" и обучающимся общеобразовательных школ. Электронное пособие "Традиции, тенденции, история национального хакасского костюма" поможет педагогам сделать современное обучение личностно-ориентированным, учитывающим индивидуальные и природные способности учащихся. Материалы, собранные в пособии, способствует развитию интереса к хакасской культуре и пониманию, что народное искусство родного края нужно изучать и сохранять.

Изложенный материал в 20-и разделах электронного пособия, адаптированный для детей, знакомит учащихся с традициями хакасского народа, с основами хакасской костюмной композиции, отличающейся удобством и повышенной декоративностью. Многочисленные фотографии и иллюстрации делают теоретический материал наглядным, ярким и доступным.

Язык любого народа - это его историческая память, воплощенная в слове. Раздел электронного учебного пособия - «Словарь - комментарий» знакомит учащихся с терминами деталей национальной хакасской одежды, с элементами декора хакасского национального костюма, с предметами быта на хакасском языке. Родной хакасский язык - это душа нации. Через язык, через хакасские слова учащиеся приходят к пониманию национального характера народа, к познанию самобытного неповторимого художественного творчества и нравственной духовности хакасского народа.

Для самоконтроля знаний учащихся пособие предлагает диагностический материал в форме тестов и кроссвордов.

Для осуществления процесса творческой деятельности, стимулирующей учащихся к активному художественно - творческому поиску в области дизайна и проектирования одежды в этническом стиле разработан цикл занятий с использованием электронного пособия: «Хакасский национальный костюм», «Конструирование хакасского национального платья»; «Хакасская вышивка»; «Хакасское нагрудное украшение - «пого»; «Стилизация хакасского национального костюма».

Исследуя на занятиях традиции, обычаи, историю хакасского национального костюма, учащиеся узнают и восхищаются её своеобразием и самобытностью, восхищаются талантливостью, художественной неисчерпаемостью и трудолюбием хакасской женщины - хранительницы домашнего очага, создавшей неповторимую одежду для всей семьи, которую заслуженно называют сокровищем народа. Полный восторг вызывают хакасские изделия, украшенные национальной вышивкой, где прослеживается самобытность и мастерство, умелый подбор материала по цвету и фактуре, рукотворное изящество и оригинальность орнаментов, разнообразие применяемых технологий.

Вышивка - один из самых ярких видов украшения хакасского национального костюма. Искусство вышивки, ее традиции передавались по наследству от матери к дочери. Это творчество самобытно, интересно, разнообразно и очень привлекательно для современных модельеров одежды. Очень удивляет нас, как дизайнеров, простое конструктивное решение покроя одежды, инженерное совершенство конструкций, где все соответствует назначению, и нет ничего лишнего, а в результате не просто одежда, а произведение искусств.

«Кип азах» - так по хакаски называется одежда и означает - «жилище для души». Хакасы считали свою одежду таким жилищем и использовали ее как своеобразный оберег от злых духов. Каждая деталь, строчка и неповторимые украшения в хакасском национальном костюме связаны с народными воззрениями о сохранении души человека .

Хакасский национальный костюм - неиссякаемый источник творчества, который вдохновляет юных модельеров на создание принципиально новых оригинальных форм одежды. Заимствуя основные черты национального хакасского костюма (простота, рациональный крой, декоративность и др.), обучающиеся используют в дизайне одежды сочетание национальной самобытности с модными направлениями в современном костюме, учатся создавать коллекции современной одежды в этническом стиле.

На занятиях с использованием электронного учебного пособия «Традиции, тенденции, история национального хакасского костюма» активно используются разные формы и методы обучения: индивидуальные и групповые, самостоятельные творческие работы, творческие диалоги, блиц - опросы, видео - семинары, выставки, презентации.

Цель занятия по теме: «Хакасский национальный костюм» - познакомить учащихся с традициями, тенденциями, историей хакасского национального костюма и создать эскизы национальной хакасской одежды разного ассортимента. Здесь учащиеся работают с электронным пособием по карточкам.

Учащимся выдаются карточки с шаблонами женских и мужских фигур с четырьмя вариантами заданий:

Карточка №1. Задание: собрать материал по теме «Женское платье - когенек» в соответствующих разделах электронного пособия, зафиксировать полученные знания в фор - эскизах.

Карточка №2 . Задание: собрать материал по теме «Мужская одежда хакасов» в соответствующих разделах электронного пособия, зафиксировать полученные знания в фор - эскизах.

Карточка №3 . Задание: собрать материал по теме «Безрукавка - сигедек» в соответствующих разделах электронного пособия, зафиксировать полученные знания в фор - эскизах.

Над эскизами учащиеся работают самостоятельно, индивидуально, а далее, объединяются в группы по вариантам и коллективно готовят презентацию своего ассортимента хакасской одежды, с использованием названий деталей одежды, декора хакасского костюма на хакасском языке. В коллективной подготовке презентации учащиеся имеют возможность высказаться каждому, учатся отбирать наиболее ценные идеи для презентации, анализировать, обобщать, отстаивать свою точку зрения, уважать мнение других.

Эскизы традиционной хакасской одежды, выполненные на занятии, в дальнейшем служат конспектом для будущих творческих работ по созданию стилизованных моделей.

На вступительное слово учителя создана презентация к уроку о Малой Родине, а так же подобрана фонограмма с этнической музыкой (для практической части занятия).

На занятии по теме: «Хакасская национальная вышивка» учащихся знакомятся с историей хакасской вышивки, с орнаментальной отделкой хакасского национального костюма.

Знакомясь по электронному пособию с национальной хакасской вышивкой, учащиеся должны сформулировать и создать вопросник по данным темам для творческого диалога «Спрашивай бывалого». Далее, учащиеся по очереди задают учителю свои вопросы по теме, изученной самостоятельно с помощью электронного пособия. Отвечать на заданные вопросы может как учитель, так и ученики. В результате такого творческого диалога происходит активное включение учащихся в учебную деятельность, и прочно закрепляются знания, полученные учениками самостоятельно.

На практической части занятия учащиеся выполняют творческую работу «Алынча ульгу» (создание хакасского узора с помощью специальных трафаретов алынча ульгу для одного из хакасских изделий).

Творческую работу «Алынча ульгу» можно выполнить на компьютере в программе «Paint», для этого необходимо комплект трафаретов скопировать в программу «Paint» и используя инструменты программы можно создать разнообразные по форме и цвету композиции.

Далее проводится выставка творческих работ и выбор лучших узоров хакасского орнамента, которые будут помещены в фотоальбом электронного пособия «Традиции, тенденции, история хакасского национального костюма».

На занятии по теме «Стилизация хакасского национального костюма» обучающиеся проектируют в фор - эскизах коллекцию современной одежды в этническом хакасском стиле.

Учащимся предлагается выбрать тему дизайн - проекта:

  • "Модные аксессуары в этническом стиле";

  • Традиции народного костюма в современной одежде";

  • "Фольклор - на пике моды! »

  • "Вышивка в стиле "Этна" возвращается";

  • "Этнические рисунки и теплые краски земли в великолепных сочетаниях народного костюма и современной одежды".

Обучающиеся могут выбрать предлагаемые темы дизайн - проектов или сформулировать и разработать свои авторские. Темы дизайн - проектов предлагаются как проблемные ситуации, которые необходимо исследовать, проанализировать и преобразовать в проблемную задачу, побуждающую искать пути решения самостоятельно.

На практической части занятия юные дизайнеры проектируют фор - эскизы коллекций современной одежды в этническом хакасском стиле - это индивидуальная работа с электронным пособием, которая для заинтересовавшихся учащихся переходит в творческую домашнюю работу. Учащиеся самостоятельно исследуют, анализируют, изучают характерные признаки, особенности хакасского национального костюма в соответствии с выбранной темой дизайн - проекта, а затем преобразуют и трансформируют материал в более обобщенные образы, создавая современные, эксклюзивные модели в фольклорном стиле. Электронное пособие здесь является путеводителем в творческом поиске новых форм и силуэтов.

Без глубокого изучения традиций, хранимых народным искусством, невозможно прогрессивное развитие современного костюма. Понимая это, нельзя оставаться равнодушным к своим национальным корням. Для юных модельеров студии моды «Стиль» ЦДТ г. Абакана хакасский национальный костюм является удивительно богатым и незаменимым источником изучения исторического прошлого хакасского народа, его мировоззрения, художественно-эстетических взглядов и национального самосознания. Знакомство с хакасским национальным костюмом ведет к неиссякаемому источнику творчества, который вдохновляет начинающих дизайнеров на создание принципиально новых оригинальных форм одежды. Создавая свои авторские модели, учащиеся используют в дизайне одежды сочетание национальной самобытности с модными направлениями в современном костюме, учатся создавать коллекции современной одежды в этническом стиле.

Таким образом, осуществляется процесс организованной творческой созидательной деятельности, интересной ребенку, стимулирующей его к активному самостоятельному художественно - творческому поиску в области дизайна и проектирования одежды, формируется уважение к национальному искусству, бережное отношение и сохранение традиций своего народа, и любовь к родному краю.

Результатом обучения является активное участие детей в конкурсах театров мод с коллекциями моделей в этническом стиле. Художественно-творческие работы учащихся: «Этнические мотивы», «Хакасский акцент», «Кип - азах» являются участниками и призерами городских, всероссийских и международных конкурсах и фестивалей.

Литература


1. Абдина Р.П. Наименования традиционной хакасской одежды. - Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2011. - 32с.


2. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1996. - 87с.


© 2010-2022