Дом начинается там, где расстелен ковер

Раздел Дополнительное образование
Класс 4 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Дом начинается там, где расстелен ковер».Дом начинается там, где расстелен ковер

Когда вокруг выжженная пустыня и вездесущая пыль висит зыбким облаком над мертвыми песками, а расплавленное солнце, как свинец, заливает мир, полный верблюжьих колючек, когда вместо стен - лишь тонкая ткань шатра. Ковер - это оазис: пышные сады, растрепанные головки переспелых роз, по-змеиному изящные ветви диковинных кустарников, пестрые птицы в кронах деревьев.

Самым древним из дошедших до нас ковров считается Пазырыкский ковер (V-IVвв до н.э.). Археологическая находка из кургана пазырыкской культуры в Республике Алтай. Старейший из ныне существующих ворсовых ковров. Ковёр был обнаружен экспедицией Института Археологии АН СССР под руководством Сергея Руденко, с участием Государственного Эрмитажа, в 1949 году при раскопках Пятого Пазырыкского кургана. Сегодня этот шедевр веков украшает коллекцию Эрмитажа.

В 1949 году при археологических раскопках пятого Пазырыкского кургана на Улаганском плато Восточного Алтая было обнаружено богатое захоронение, как и остальные курганы пазырыкской культуры, со следами разграбления. Было установлено, что подобные курганы на Алтае возведены над могилами знатных кочевых вождей. Пятый Пазырыкский курган является одним из пяти больших каменных курганов, являющихся фамильным кладбищем племенной знати. Особенности построения погребальных кладовых с укреплёнными стенами и полостью внутри, способствовавшие проникновению воздуха и влаги и обладающие плохой теплопроводностью, способствовали образованию многовекового льда, в котором консервировались органические вещества, которые перегнивали в обычных условиях. Благодаря этому в Пазырыкских курганах были найдены мумифицированные тела покойников, животных (лошадей), войлочные украшения, фрагменты одежды и ковры. Ворсовый ковёр был обнаружен на одном из упряжных коней, найденных в западном углу погребения. Художественное оформление ковра отличается богатством и разнообразием мотивов. Число нитей основы около 120 на 1 дм.квадратный. Пазырыкский ковер сделан симметричным двойным узлом (хордиес), так называемым турецким: на 1кв. дециметре навязано 3600 узелков, а во всем ковре свыше 1125000. Это высокий показатель даже для современных изделий. Таким образом, ковер обладает достаточно высокой плотностью. Размеры ковра 1,89х2 метра. Затраты времени на изготовление такого ковра современным мастером оценены в полтора года. По результатам сопоставления технологии изготовления Пазырыкского ковра и тех технологий, которые применялись в главном регионе ковроткачества в позднем средневековье и применяются сегодня, сделано однозначное заключение: «самое потрясающее в ковроткачестве - то, что за тысячелетия, прошедшие с момента изобретения первого ковра, технология ковроткачества не претерпела никаких принципиальных изменений» Дом начинается там, где расстелен ковер

Ковер был соткан одним из иранских народов - персами, парфянами либо мидийцами. Вот одна из версий ученых по поводу того, как этот ковер оказался на Алтае: « Ворсовый ковёр на упряжном коне и, видимо, мидийская шерстяная ткань на чепраке позволяют предположить, что второй брачный союз пазырыкского вождя был заключён с Великой Мидией, и с алтайским вождём погребена его вторая жена - мидийская принцесса».

Ковроткачество - древнейшее искусство, которое своими корнями уходит в Древний Восток. Среди ученых бытует мнение, что изначально ковер выполнял исключительно практические функции: восточные кочевники придумали ткать теплые полотна, чтобы иметь возможность быстро создать дом. Тогдашние ковровые изделия служили для защиты жилища от ветра и песка, позволяли быстро разгородить помещение. Лучше ковра и придумать ничего было нельзя: легкий, теплый, компактно сворачиваемый - он очень удобен при перевозке. Трансформация же сугубо практического полотна в произведение искусства началось позднее, когда кочевники начали вести оседлый образ жизни. Одной из первых цивилизаций, поднявшей ковроткачество на высочайший художественный уровень стала Персия. Ковры иранского (персидского) происхождения являются одними из самых ярких произведений декоративно-прикладного искусства. И так уж сложилось исторически, что именно Персия стала основным центром коврового производства. Впрочем, слово «производство» здесь можно применить довольно условно, ведь речь идет о персидских коврах. Никаких шаблонов и серийности - только уникальные произведения и 100 процентная ручная работа. Персидский ковер сравним с венецианским стеклом, брюссельским кружевом, кубинской сигарой. Это эталон, это совершенство. История подарила славу ковровой державы Персии. Древняя легенда сохранила для нас рассказ об одном из первых шедевров персидского ковроткачества - «Весеннем ковре» царя Хосрова I, сплетенном в VI веке в честь победы персов над римлянами и завоевания Аравийского полуострова. Рисунок ковра представлял собой великолепное изображение цветущего сада почти в натуральную величину. Расшитый драгоценными камнями, затканный золотыми и серебряными нитями, ковер был поистине гигантским: 122 метра в длину, 30 метров в ширину. Весил он несколько тонн. Говорят, Хосров I любил в одиночестве гулять по «дорожкам» этого «сада». В 641 году Персию захватили арабы, и «Весенний ковер» бесследно исчез. Для Востока ковер - это и мебель, и обои, и знак достатка. Уровень благосостояния человека на Древнем Востоке определяли по качеству имеющихся в его доме ковров. И жалко смотрелась та семья, которая не могла устелить полы своего дома достойными коврами. В богатом доме всегда должно быть много ковров, причем самого высокого качества. Эксклюзивные персидские ковры органично вписываются в любой интерьер. Что касается орнаментальных мотивов и сюжетов ковровых изделий из Ирана, то история их происхождения такова: в конце доисламского периода на коврах присутствовали стилизованные изображения животных и человеческих фигур. После арабского же вторжения в оформлении некоторых ковров появляются стихи из Корана, в огромном количестве производятся молитвенные коврики. Ковры захлестнул мир орнаментальной геометрии. Золотым веком персидского ковроткачества стала эпоха Сефевидов. Новой столицей Персии в XV веке стал город Исфахан. Здесь в 1499 году была создана первая царская ковровая мастерская. Религиозный запрет на изображение животных и птиц был снят, производство ковров превратилось в один из основных источников дохода казны. Сегодня в коврах нашли отражение не только антикварные мотивы, но барокко, ампир, рококо, классицизм, модерн и современные стили стали появляться на поверхности ковра. Стоит отметить, что персидские ковры никогда не были просто роскошным аксессуаром интерьера - это своего рода представление людей о блаженстве духа, рае, красоте, где заключена вся созидательная мудрость Востока.

Дом начинается там, где расстелен коверДом начинается там, где расстелен ковер



.

Персидские миниатюры XV-XVII вв.Дом начинается там, где расстелен коверДом начинается там, где расстелен ковер

Дом начинается там, где расстелен ковер

Неврев Н.В. «Опричники»

В средние века, во время коронования или больших праздников ковры считались важным атрибутом, обладание ими было признаком принадлежности к знатной фамилии, а потому стоили они дорого и были доступны только королевской семье или знати, приближенной ко двору. При короле-солнце [Людовик XIV], пожертвовавшем на покрытие своих полов заметную часть королевской казны, никто, кроме него, не смел ступать на ковер: он считался таким же знаком королевского достоинства, как держава со скипетром. Примерами могут служить и парадные портреты английских монархов. Ковры, на которых они стоят, - часть атрибута их власти. Важное место занимал ковер и при дворе французских королей. С середины XVI века Восток (Персия, Индия, Китай) снабжал коврами многие королевские дворы и аристократические дома Европы. Одна только Франция тратила на закупку ковров столько средств, что это стало существенно подрывать ее экономику. Генрих IV даже основал собственное ковровое производство, чтобы хоть как-то остановить отток денег из французской казны в Азию.

Генрих VIII. Тюдоры.

Дом начинается там, где расстелен ковер

Дом начинается там, где расстелен ковер







Королева Шарлотта с сыновьями. 1771г.

Дом начинается там, где расстелен ковер





На Востоке ковер всегда был самой главной вещью в быту: он и кибитка, и ложе, и принадлежность для молитвы, и подарок невесты жениху, и предмет культа, и произведение искусства. Количество и красота ковров в доме свидетельствовало о благосостоянии семьи.

Ткали ковры на дому для личного пользования или в подарок. Только в III веке нашей эры в мастерских и мануфактурах Персии и Малой Азии началось производство ковров на продажу.

В средневековой Европе ковер представлял собой неотъемлемую принадлежность церкви и короля. В соборах коврами завешивали стены, их стелили перед алтарем. При Бурбонах никто не смел ступить на ковер без разрешения короля, и Людовиг XIII, семилетним принце принимая турецкого посла, строго следил за тем, чтобы гость не ступал на ковер. О королевском величии свидетельствовали и затканные в ковер символы власти. На протяжении истории они менялись, а «устаревшие» ковры попросту уничтожались. В 1065 году в Лувре открылась первая ковровая мастерская, - иллюстратор священных книг Пьер Дюпон начал изготавливать ковры на «турецкий манер», разумеется, исключительно для короля. Известно, что только для Людовика XIV было связано девяносто два ковра. Лишь с падением Бурбонов ковры стали доступны простым смертным.

В 1839 году стали ткать ковры на жаккардовых машинах, что резко снизило их качество и художественную ценность. Ковры ручной работы стали предметом коллекционирования и сильно выросли в цене. Повышенный спрос на рукотворные ковры привел к плачевным результатам, - их стали ткать исключительно на продажу, причем в огромном количестве, но собиратели упорно искали старинные ковры, с которыми «новодел» не шел ни в какое сравнение. И в начале XIX века рынок наводнили имитации старинных восточных ковров. Предприимчивые фальсификаторы принялись наводить на новые ковры благородную седину, травить краски кислотой и щелочью, натирать ворс кофейной гущей, палить и даже закапывать в землю, конечно, ненадолго. И все для того, чтобы подороже их продать, - ведь, чем старше ковер, тем выше его цена.

Почти за 2,5 миллиона долларов в Лондоне, на аукционе Кристи, ушел с молотка персидский тебриз, сотканный в XVI веке в эпоху правления Сефевидов, - до нашего времени дошли считанные ковры этого времени. Шелковый килим той же эпохи обошелся новому владельцу в 1,4 млн. Европейские ковры намного дешевле восточный, но все равно цены впечатляют - английский шелковый ковер, сотканный в 1600 году, был продан за 680 тыс. долларов.

В восточной и западной культурах ковер - символ стабильности семейного очага, фамильная ценность и, к тому же, яркий показатель вкуса и достатка своих владельцев. Действительно, ковер - одна из немногих вещей, которые все еще покупаются «на всю жизнь». Ковры обладают массой удивительных свойств: они способны радикально изменить надоевший интерьер, создать уют в пустом и необжитом доме, придать индивидуальность безликому офису.

Особой популярностью пользуются скульптурные ковры, создаваемые по технологи ручного тафтинга. Размер, форма, цвет, фактура могут быть самые разнообразные, самые неординарные идеи могут быть воплощены. Скульптурные ковры изготавливаются вручную методом тафтинга из шерсти, шелка или акрила. Благодаря сочетанию в ковре ворса и петли, перепада высоты и плотности ворса, техники меланжирования (мягкая растяжка цвета) и особой прострижки, ковер получается рельефным, с объемным рисунком. Что такое скульптурные ковры?
Скульптурные ковры «Скульптурные ковры» принятое во всем мире определение ковров, изготовленных по технологии ручного тафтинга (набивки). Однако, это название отражает лишь одну из их видимых особенностей - рельефность их ворсовой поверхности. Основное же отличие и преимущество этих ковров от тканых изделий в другом.
Сочетание современных технологий производства со свойствами материала не только сохраняет традиционную мягкость форм, пластику ковра и теплоту ощущения, но позволяет изменить сам концептуальный подход к созданию и восприятию ковра.

Теперь ковер может стать произведением искусства, доминирующим центром пространства, воплотив самые необычные творческие фантазии художника, или, напротив, быть полностью привязанным к другим элементам декора - гардинам, мебели, обоям, лепнине, воссоздовая в себе их рисунок, цвета и фактуру, и таким образом объединить весь интерьер.

Ковер может быть изготовлен любого размера (максимальный случай из практики 12 на 31 метр) и любой формы, которая будет повторять самую сложную конфигурацию помещения. В любом случае, заказанное вами изделие будет уникальной авторской работой художника, изготовленной в единственном экземпляре. Мы также можем заказать ковер по готовому дизайну (или скопировать готовый ковер) в нужном размере, изменив при необходимости его элементы и цвета. Сегодня наша компания известна среди архитекторов и дизайнеров своими возможностями по созданию эксклюзивных и уникальных проектов. Из чего сделаны ковры? Три основных материала, использующихся в ковроткачестве - овечья шерсть, натуральные шелк и хлопок. В коврах кочевников встречается также козья и верблюжья шерсть.

В большинстве ковров ручной работы узлы и, соответственно, ворс - из овечьей шерсти. Она отличается мягкостью, долговечностью, относительно невысокой по сравшению с шелком ценой, коме того, она удобна в работе. Такой набор качеств делает овечью шерсть уникальным материалом для изготовления восточных ковров. Добавление к пряже козьей или верблюжьей шерсти может придать ковру дополнительный блеск, однако этим стараются не злоупотреблять: козья и верблюжья шерсть плохо прокрашивается. Как правило, наиболее высоким качеством отличается шерсть овец, пасущихся на высокогорных пастбищах. Высоко ценится шерсть из самого Ирана и высокогорного Кавказа. Отличную шерсть закупают также в Китае, Австралии и Новой Зеландии. Шелк - самое дорогое из натуральных волокон и используется для создания ковров реже, чем шерсть. Шелк - это нить, из которой свит кокон тутового шелкопряда, насекомого, питающегося листьями тутового дерева (шелковицы). Родиной шелка считается Китай. Сейчас шелкопряда, помимо Поднебесной, разводят в Иране, Турции, Индии и некоторых республиках бывшего СССР. Наиболее качественный шелк получают в Китае, а так же в Иране в областях, прилегающих к южному берегу Каспийского моря.

Хлопок обычно используется для создания основы ковра (хотя в шелковых коврах и основа нередко изготавливается из шелка). Узелки из хлопка практически не вяжут. Исключение составляют некоторые племенные ковры, где хлопок используется для подчеркивания контраста при изображении мелких деталей. История Ирана - история ковра Исфахан
И согласно легендам, и по утверждениям историков, персы умели ткать ковры еще в эпоху Кира Великого, вождя из клана Ахменидов племени Пасагардов, который между 553 и 530 гг до н. э. подчинил себе крупнейшие государства тогдашнего Востока - Мидию, Вавилон, Лидию и часть Египта, основал империю, просуществовавшую несколько столетий и назвал себя «Царем Вавилона, царем стран». Согласно легендам, великолепными коврами были украшены и дворец Кира Великого и его гробница, построенная в Пасаргадах (сейчас - Муграб).

Упоминания персидских ковров встречаются в китайских документах времен, когда в Персии правила династия Сасанидов (224 - 641 гг н.э.). Именно во времена Сасанидов персидские властители взяли себе титул «Шахиншах», Царь царей. Один из последних шахов этой династии, Хосров II, завоевал восточные и южные провинции Византии, однако в 627-628 гг византийский император Ираклий разгромил персов и вернул захваченные ими земли. Как повествуют византийские историки, среди захваченных трофеев оказалось множество прекрасных ковров.

Столетием раньше, в правление шаха Хосрова I Ануширвана, персидские мастера создали один из самых знаменитых и, без сомнения, самый дорогой ковер в истории. Громадный ковер, сотканный для тронного зала Хосрова I в тогдашней столице, Ктесифоне, назывался «Весна Хосрова» или иначе «Весенний ковер». Этот ковер представлял собой изображение цветущего весеннего сада. Вот как описывает этот ковер арабский историк: «По краям были изображены прекрасные цветы, вытканные голубыми, красными, желтыми и зелеными нитями и самоцветами, нити из золота изображали землю, течение вод было передано прозрачными драгоценными камнями. Из самоцветов были в этом саду и плоды на деревьях, а сами деревья были вытканы шелком». Предания повествуют, что когда расстилали этот ковер, весенний воздух проносился по залу, так точно было передано мастерами пробуждение природы.

В середине седьмого века царство Сасанидов пало под ударами арабов. Кочевники-арабы, привыкшие к лишениям, войнам и набегам, сломили сопротивление Персии, истощенной войнами с Византией. Ктесифон был захвачен арабами в 637 году. Драгоценный «Весенний ковер» не пережил нашествия: завоеватели разрезали его и увезли из захваченной столицы по частям.

Персия вошла в Арабский Халифат, раскинувшийся от Армении до Испании и стала исламской страной. В этот период с персидского ковра исчезают изображения людей и животных, сменяясь растительным орнаментом. Халифат просуществовал недолго, но в течение следующих веков Персия пережила еще несколько волн завоеваний соседними народами.
С 1038 по 1194 гг Персия находилась под властью турок-сельджуков. Турки в этот период уже имели собственную культуру ковроткачества - обмен навыками и приемами ковроделия был неизбежен. До сих пор в иранских провинциях Хамадан и Азербайджан, где турецкое владычество продлилось дольше всего, при изготовлении ковров нередко используют турецкий узел.

В 1220 году страна была захвачена монгольскими племенами и оставалась под монгольским владычеством до середины 15 века. Степные кочевники быстро впитали персидскую культуру и во дворцах ильханов (так назывались монгольские цари государства, включившего, кроме Персии, территорию современных Туркмении, Закавказья и Ирака) также появились ковры. Впрочем, ковры времен монгольского владычества лишены истинно персидской пышности - они отличаются простым, преимущественно геометрическим орнаментом.

Персия достигла расцвета во времена династии Сефевидов (1502-1736 гг) . Уже ее основатель, шах Исмаил I, был не только полководцем, но и поэтом, писавшим под псевдонимом Хатаи. А шах Аббас (1587-1629 гг), установивший прочные торговые связи с европейскими странами, сам умел искусно ткать ковры. Столицей Персии при Сефавидах стал Исфахан. В столице, в Тебризе, Язде, Кашане, Ширазе, Кермане и многих других городах были созданы государственные мастерские, где умелые художники и мастера создавали восхитительные шедевры коврового искусства. Многие из тогдаших ковров были сотканы из шелка, в самые драгоценные ковры, как и в знаменитый «Весенний ковер», вплетали золотые и серебряные нити. В этот период на коврах снова появились изображения птиц и животных. Два наиболее известных ковра этой эпохи украшали мечеть в городе Ардебиле. Один из них находится сейчас в лондонском музее Виктории и Альберта, другой - в музее Лос-Анжелеса. В 1722 году в Персия пережила афганское вторжение, во время которого был разрушен Исфахан. Афганское завоевание было недолгим, однако на десятилетия страна оказалась вовлеченной в череду войн с Афганистаном, Турцией и Российской Империей и утонченное городское искусство ковротворчества пришло в упадок - как и века назад, навыки изготовления ковра сохраняли лишь кочевники и мастера в маленьких деревушках.

Новый расцвет ковроделия наступил в Персии в 19 веке, в правление династии Каджаров. Торговцы Тебриза наладили поставки ковров в Европу через Стамбул. Экспорт ковров стал важной составляющей доходов государства, и шахи активно регулировали и развивали эту отрасль хозяйства - например, шах Мозаффар эд-Дин запретил использование вошедших уже в широкое употребление синтетических красителей. В конце 19-начале 20 века европейские и американские компании начали самостоятельно закупать ковры в Персии.




© 2010-2022