Дополнительная программа Растим таланты

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества г. Ершова Саратовской области»




РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на методическом совете

на педагогическом совете

Директор

МОУ ДОД "Дом детского

МОУ ДОД "Дом детского

МОУ ДОД "Дом детского

творчества г.Ершова

творчества г.Ершова

творчества г.Ершова

Саратовской области"

Саратовской области"

Саратовской области"

Протокол №1 от 03.09.2015

Протокол №1 от 05.09.2015

Приказ №54 от 05.09.2015г

Чернышова О.Н.








Дополнительная общеобразовательная программа

объединения «Золотое перо»


"Растим таланты"





Возраст детей - 11-13 лет

Срок реализации - 1 год

Программа разработана Чаленко

Верой Глебовной, педагогом дополнительного образования ДДТ














г. Ершов

2015 г.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа "Растим таланты" МОУ ДОД "Дом детского творчества г.Ершова Саратовской области" разработана в соответствии с "Законом об образовании в РФ"(№273-ФЗ от 29 декабря 2012 года), Концепцией развития дополнительного образования детей и с "Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года №1008).

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Растим таланты" носит художественную направленность.

Предлагаемая программа направлена на развитие литературного творчества, художественного слова и культуры речи учащихся. Воспитание человека - задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложены огромные творческие возможности. Разбуженное творческое начало в какой-то области непременно послужит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к любой работе. Программа «Растим таланты» предусматривает обучение детей образному видению и логическому осмыслению виденного, учит стремиться к пониманию себя и других и, что самое главное, осознанию своего места в жизни.

Литературное образование и воспитание нацелено на становление духовного мира человека посредством создания условий для внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. Художественно-ценное во многом зависит от духовного потенциала личности, от ее способности «разжечь» в самой себе волнение и чувствительность.

При составлении программы учитывалась необходимость индивидуального, дифференцированного подхода к обучающимся.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Литература - это часть искусства, которая является важной сферой, где духовные ценности реализуются и живут практически в чистом виде. Творчество - форма самореализации личности, воплощение индивидуальности, возможность выразить своё неповторимое отношение к миру и один из способов познания окружающего мира и самопознания. Воспитание художественной культуры и развитие литературных способностей помогают детям осознать единство мира и свое место в этом мире. Программа «Растим таланты» подчеркивает важность реализации творческого потенциала детей в области сочинительства. Развивать сочинительство нужно, независимо от того, станет человек литератором или нет. Программа предусматривает развитие творческих и практических способностей детей. Творческие и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность ребенка к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые к конкретным, практическим действиям - созданию своих произведений.

Литературные способности, как часть эстетической потребности, должны развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения, фантазии. В программе поднята важнейшая проблема духовно-нравственного развития на примерах русской литературы: от истоков устного народного творчества до современной литературы.

Цель программы: развитие литературных способностей школьников - часть воспитания творческой образованной нравственной личности.

Задачи программы.

Обучающие:

  • формирование умения творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности;

  • формирование и развитие художественного вкуса, любви к книге, чтению;

  • формирование практических литературных способностей и их реализация;

  • формирование литературно-художественного мышления и эмоционально-чувственное отношение к окружающему миру;

  • приобщение обучающихся к чтению - как основе выработки творческих способностей;

  • формирование у учащихся интереса к самостоятельному творчеству, чтению, направленному на самопознание и самоопределение, поиску своего места в жизни.

Развивающие:

  • создание условий для развития личности ребенка;

  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.

Воспитывающие:

  • воспитание литературной грамотности;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров.

Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы состоит в том, что обучащиеся имеют возможность научиться писать стихи, прозаические произведения, эссе, очерки, заниматься издательской деятельностью, выпуская литературный журнал «Золотое перо».

Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Золотое

перо» рассчитана на обучающихся в возрасте 11-13 лет.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы, формы и режим работы.

Программа объединения «Золотое перо» рассчитана на 1 год - 168 часов, 4 часа в неделю (2 занятия по 2 часа). Занятия проводятся с 15 сентября по 30 августа, включая каникулярное время (42 недели).

Режим занятий предполагает очную форму обучения: групповую и индивидуальную. Занятия проводятся с учетом здоровьесберегающих технологий (короткий перерыв, проветривание, особенно во время работы с компьютером, физкультминутки для профилактики нарушения зрения и осанки). Во время самостоятельного исследования, обучающиеся большую часть времени используют для проектной, поисковой, научно-исследовательской или иной самостоятельной деятельности с постоянным консультированием с педагогом

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате работы по данной программе обучающиеся должны:

  • научиться обращать внимание на стилистические и композиционные особенности прочитанного произведения;

  • уметь выделить литературный прием;

  • понимать значение терминов, определенных программой: отвечать на связанные с ними вопросы, составлять с ними предложения, приводя примеры из прочитанного;

  • уметь объяснить отличие стихотворной и прозаической речи, обиходной и художественной прозы;

  • определять на слух стихотворный размер, слышать рифму, замечать их нарушения;

  • усвоить тесную связь выразительного (художественного) чтения и художественного (близко к тексту) пересказа со стилистическими, ритмическими особенностями текста; понять необходимость репетиций чтения и пересказа;

  • почувствовать вкус к собственному литературному творчеству;

  • попытаться написать поэтическое или прозаическое произведение;

  • научиться рецензировать как свои, так и произведения, написанные другими ребятами.

Личностными результатами освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Растим таланты» являются следующие умения и качества:

  • чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

  • осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

  • потребность в самовыражении через слово;

  • устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Метапредметные результаты проявляются в:

  • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Способы проверки результатов обучения.

Способами проверки результатов обучения по программе «Растим таланты» являются: заседания клуба юных писателей; чтение и обсуждение созданных обучающимися произведений; подготовка и выпуск журнала «Золотое перо»; литературные гостиные; мастер-классы; выставки авторских работ.

Формы подведения итогов обучения:

  • публикация произведений, написанных учащимися, в литературном журнале;

  • участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах.









Учебно-тематический план

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы «Растим таланты»


№ п/п

Перечень разделов и тем

Кол-во часов

общее

теория

практика

I.Вводный раздел - 2 часа

1

Вводные занятия

2

1

1

II. Виды литературного творчества - 28 часов

1

Роды и виды литературного творчества.

7

2

5

2

Поэзия. Стихотворные формы.

3

1

2

3

Понятие о ритме и рифме. Белый стих. Моделирование стихотворных форм.

7

2

5

4

Многообразие стихотворных ритмов. Двусложные и трехсложные размеры. Разновидности рифм. (Стихи и фрагменты из произведений русской поэзии.)

3

1

2

5

Строфа как форма организации стихотворной речи. Разновидности четверостиший. Примеры других строф.

9

2

7

6

Звукопись как средство музыкальной выразительности. Звукоподражания и другие сочетания гласных в поэтической речи.

2

1

1

7

Анафора и другие художественно обоснованные повторы. Образные средства поэтической речи. Развернутые и отрицательные сравнения в поэзии.

7

2

5

III. Выразительное чтение - 14 часов

1

Выразительное (художественное) чтение стихов. (Стихи Лермонтова, Тютчева, Фета, Мережковского, Бальмонта, Есенина, Рубцова). Связь его с образным и ритмическим строем текста.

2

1

1

2

Изобразительно-выразительные средства художественной речи. Сравнение. Развернутое сравнение. Троп. Гипербола. Эпитет.

10

2

8

3

«Стихи не пишутся - случаются»

(А. Вознесенский).

2

1

1

IV. Проза и её формы - 23 часа

1

Музыкальность художественной прозы. Звукопись. Ритмичность, отличная от стихотворной.

3

1

2

2

Выразительное (художественное) чтение прозы. Связь художественных особенностей текста и воссоздания их в чтении.

3

1

2

3

Название произведения. Значение эпиграфа.

5

2

3

4

Заглавия книг и глав информационного, «рекламного» характера (сжато пересказывающие сюжет). Заглавия, отражающие тему, идейный смысл, место действия, время действия, персонажей, предметы. Интригующие, загадочные заглавия. Многозначные заглавия. Талант выдумывания названий.

7

2

5

5

Композиция произведения. Распространенные композиционные формы. Рассказ в рассказе (обрамление, кольцо).

5

2

3

V. Жанры литературной прозы - 52 часа

1

Начальное представление о комическом. Природа комического эффекта. Неожиданные шутки автора и персонажей в ходе серьезного повествования.

5

2

3

2

Юмор и сатира как виды комического. Ирония как прием юмора и сатиры. Жанры сатиры. Пародии. Эпиграммы.

11

1

10

3

Правда и вымысел в литературе. Фантастический сюжет. Правда в фантастике.

2

1

1

4

Жизнь как источник литературы и прямое влияние литературы на жизнь.

2

1

1

5

Тема и идея произведения. На примере произведений русской и зарубежной классики.

2

1

1

6

Образ-персонаж.

2

1

1

7

Рассказ с необычным построением. Юмористический рассказ. Фельетон. Эссе. Рассказ. Повесть.

6

3

3

8

Три рода художественной литературы.

2

1

1

9

Эпос

2

1

1

10

Жанры эпоса.

2

1

1

11

Повествование в стихах и прозе.

2

1

1

12

Описание.

2

1

1

13

Пейзаж.

2

1

1

14

Портрет.

2

1

1

15

Интерьер.

2

1

1

16

Натюрморт.

2

1

1

17

Описание животного.

2

1

1

18

Описание действия.

2

1

1

VI. Музыкальность художественной прозы - 18 часов

1

Художественная проза, ее музыкальность.

3

1

2

2

Выразительно чтение прозы.

3

1

2

3

Художественный пересказ.

3

1

2

4

Рассуждение.

3

1

2

5

Монолог.

3

1

2

6

Диалог.

3

1

2

VII. Драматургия - 15 часов

1

Драма. Диалог как основа драматургического произведения.

3

1

2

2

Реплика. Ремарка.

3

1

2

3

Жанры драматургии.

3

1

2

4

Драматургический образ.

3

1

2

5

Конкурс на лучшее драматургическое

произведение.

3

1

2

VIII. Журнал «Золотое перо» - 18 часов

1

Подготовка и выпуск журнал «Золотое перо»

18

2

16

168 час




























Содержание

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы «Растим таланты»


  1. Вводный раздел. (2 часа)

Теория. Что значит быть читателем. Счастье быть читателем. Необходимость вдумчивого чтения. Художественный вкус. Связь понятий «вкус» и «искусство». Воображение. Художественный образ как плод воображения писателя. Цель литературного творчества.

Практические занятия. Обсуждение и составление плана работы клуба начинающего писателя «Золотое перо». Оформление плана на компьютере.

II.Виды литературного творчества.(28часов)

Теория. Разделение литературы на роды и виды. Эпос. Лирика. Драма. Стихотворные формы как поэзия. Разграничение этих понятий. Невозможность пересказа поэтического произведение. Стихотворение как ряд образов. Талант сочинительства. Понятие о ритме и рифме. Многообразие стихотворных ритмов. Двусложные и трехсложные размеры. Разновидности рифм. Особенности организации стихотворной речи. Строфа. Онегинская строфа. Особенности звукописи. Образные средства поэтической речи.

Практические занятия. Работа с литературоведческим словарем. Проба пера. Обучение определению ритма и рифмы в стихотворениях русской поэзии.. Упражнения в версификации. Обучение написанию стихотворных произведений. Работа на компьютере, сканирование, подбор иллюстраций к произведениям. Обучение определению Онегинской строфы. Придумывание различных звукоподражательных эффектов. Работа с лучшими образцами классической литературы. Обучение умению самостоятельно подбирать образные средства поэтической речи. Обсуждение публикаций нового номера литературного журнала «Золотое перо». Издание журнала. Работа на компьютере.

III. Выразительное чтение(14часов)

Теория. Образные средства поэтической речи, общие с прозой. Особенности изобразительно-выразительных средств художественной речи (стилистические приемы). Художественная проза, ее музыкальность.

Практическая часть. Обучение выразительному чтению стихов. Проведение конкурса на лучшего чтеца. Обучение на примере произведений Гоголя, Тургенева, Чехова, Короленко, Аксакова, Паустовского. Чтение произведений членов клуба юных писателей «Золотое перо». Обучение выразительности художественного чтения прозы произведений Бунина, Чехова, Горького, Паустовского. Конкурс на лучшее прочтение. Обсуждение и подготовка к публикации произведений в журнале «Золотое перо».

IV. Проза и её формы(23часа)

Теория. Возможность и невозможность угадать название произведения по его содержанию или содержание по названию. Талантливо подобранное название. Эпиграф. Его значение, место в тексте, наиболее распространенные источники. Широкое значение слова «композиция». Композиция в изобразительном искусстве. Композиция в литературном произведении как взаимная связь элементов (образов, сцен, глав, эпизодов). «Кольцевая» композиция. Симметричная композиция. Многообразие композиционных приемов, выходящее за пределы терминологического круга. Необходимость в ряде случаев описательной характеристики композиции.

Практическая часть. Обучение сочинению названий произведения. Обучение выдумыванию заглавий. Синтаксическое многообразие заглавий.


V. Жанры литературной прозы( 52 часа)

Теория. Природа комического. Нелепость ситуаций как основа комического сюжета. Неожиданные шутки автора и персонажей в ходе серьезного повествования. Жанры сатиры в эпическом, лирическом и драматическом роде. Сложная взаимосвязь литературы и жизни. Невозможность и ненужность прямого копирования жизни в литературе. Вымысел на основе реальных фактов. Жизнь - источник литературы. Влияние литературы на жизнь. Главная мысль произведения. Юмористические рассказы. Фельетоны. Эссе. Рассказ. Повесть. Особенности жанров. Три рода художественной литературы.Эпос. Повествование как основа эпического произведения. Элементы описания рассуждения, диалога. Жанры эпоса. Сказка, рассказ, повесть роман. Народный эпос. Повествование в стихах и прозе. Развитие повествования во времени. Возможность и допустимость пересказа повествовательного текста, даже стихотворного. Аналогия с киноискусством. Описание. Его развитие в пространстве. Аналогия с произведениями изобразительного искусства. Пейзаж. Стихи Бунина, фрагмент из прозы Гусева-Оренбургского. Портрет. Фрагменты из поэмы Пушкина «Полтава», из романа Гончарова «Обрыв». Интерьер. Фрагменты из романа Пушкина «Евгений Онегин», из романа О.Уальда «Портрет Дориана Грея» в переводе Абкиной. Натюрморт. Фрагменты из стихотворения Державина «Евгению. Жизнь Званская» и повести Катаева «Белеет парус одинокий». Описание животного. Рассказы Б.Житкова, Сентона-Томпсона. Описание действия.

Практическая часть. Обучение сочинительству комических рассказов. Обучение индивидуальному стилю литературного творчества. Обучение умению фантазировать. Обучение написанию произведений, основанных на реальных жизненных фактах. Обучение умению определять главную мысль произведения. Обучение основным средствам создания образов персонажей в эпических произведениях: портрет, речь, отношение к окружающим, привычки, поступки. Обучение написанию рассказа с необычным построением. Обучение написанию произведений разных жанров. Обучение сочинительству. Конкурс на лучшую сказку, рассказ, повесть. Модель киносценария. Обучение художественному рисованию пейзажа. Обучение описанию портрета. Обсуждение публикаций нового номера литературного журнала «Золотое перо». Издание журнала. Работа на оргтехнике. Обучение описанию интерьера в собственных литературных произведениях. Обучение описанию животного.



VI. Музыкальность художественной прозы(18 часов)

Теория. Музыкальность художественной прозы. Требования к художественному пересказу (близко к тексту) фрагмента описания. Отрывок из повести Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» («Знаете ли вы украинскую ночь?). Рассуждение. Развитие его во времени, но, в отличие от повествования, не событий, а мысли. Монолог как понятие более широкое, чем рассуждение. Монолог-исповедь. Монолог-обращение. Риторическое обращение. Диалог. Реплики. Слова автора, их сопровождающие.

Практическая часть. Обучение выразительности художественного чтения прозы. Конкурс на лучшее прочтение. Обучение монологу. Обучение написанию диалогов, реплик, слов автора.

VII. Драматургия(15 часов)

Теория. Драма. Диалог как основа драматургического произведения. Связь и взаимозависимость с театральным искусством. Элементы текста драматургического произведения. Афиша. Действия (акты). Картины. Явления.

Практическая часть. Обучение основным средствам создания образов персонажей в драматургии. Обучение написанию пьес. Конкурс на лучшую комедию, трагедию, драму.

VIII. Журнал «Золотое перо»( 18 часов)

Практическая часть. Подведение итогов года. Проведение конкурса на лучшее произведение года. Подготовка и выпуск журнала «Золотое перо».






Методическое обеспечение

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Растим таланты»

Название раздела

Формы занятий

Приемы и методы учебно-воспитательного процесса

Формы подведения итогов по темам

Вводная часть

беседа

диагностирование

анкетирование

Виды литературного творчества

Лекция, занятие- тренинг, творческая мастерская, работа в группах, индивидуальная работа

Начальное диагностирование, игровая диагностика, обсуждение, диалог, создание пробных текстов

Создание страниц в журнале "Золотое перо"

Выразительное чтение

Лекция, занятие-тренинг, работа в парах, индивидуальная работа

Отработка навыков выразительного чтения текстов различных жанров

участие в конкурсе

Проза и её формы

Лекция, занятие-тренинг, работа с прозаическими текстами, групповая работа, индивидуальная работа

Конструирование заголовков, эпиграфов, деловая и имитационная игра

Создание каталога занимательных заголовков

Жанры литературной прозы

Лекция, занятие-тренинг, работа с литературными источниками, выборочное чтение отдельных эпизодов, отрывков из разного рода произведений, групповая работа, индивидуальная работа

Конструирование сценических образов

Участие в конкурсе чтецов прозаических произведений

Музыкальность художественной прозы

Лекция, занятие-тренинг, прослушивание музыкальных фрагментов, групповая работа, индивидуальная работа

Конструирование музыкального сопровождения текстов разнообразных жанров

Создание презентационного материала

Драматургия

Лекция, занятие-тренинг, групповая работа, индивидуальная работа

Конструирование материалов к пьесе

Постановка пьесы, участие в итоговом концерте

Журнал «Золотое перо»

Проектирование макета журнала, индивидуальная работа

Итоговое диагностирование

Создание журнала "Золотое перо"







№ п/п

Методические ресурсы

Методическое обеспечение

1

Учебные пособия

  1. Бельчиков Ю.А. Слово написанное и сказанное. - М.: 1994.

  2. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. - М.: 1986.

  3. Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах: 5-9 классы. - М.: 1997.

  4. Культура речи и стилистика. Программа для 10-11 классов. Составители Ю.С.Пичугов, Т.А.Костяева, Т.М.Пахнова. М.: Просвещение, 1994.

  5. Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет общения. - М.: 1986.

  6. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 классы. - М.: 1989.

  7. Программно-методические материалы. Литература. 5-11 классы. Составитель Т.А.Калганова. М.: Дрофа, 2000.

  8. Программа обновление гуманитарного образования в России. Т.Г.Авлова-Шперлинг, Н.В.Краснова. Тайны словесного искусства. (Введение в поэтику). Книга для учителя. М.: Интерпракс, 1994.

9. Язовицкий Е.В. Говорите правильно: Пособие для учащихся. - М.-Л.: 1998.

2

Материально-техническое обеспечение программы

Кабинет на 16 рабочих мест, соответствующее СанПину, рабочий стол педагога , ноутбук, флешка, диски с художественными фильмами

3

Дидактические игры

"Буриме", лингвистические сканворды, кроссворды

4

Методические разработки

1.Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. - М.: 1990.

2. Журбина Е. Теория и практика художественно-публицистических жанров. - М.: 1989.

3. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. - М.: 1989.

4. Розенталь Д.Э А как сказать лучше? - М.: 1979.

5

Раздаточный материл

Карточки с заданиями, тесты.

6

Интернет-ресурсы

school-collection.edu.ru/?utm_medium=email&utm_source=UniSender1609inf&utm_campaign=54066938

russreader.narod.ru/volga/index3-1.html

7

Формы занятий, приёмы и методы учебно-воспитательного процесса

Беседы, лекции, семинары, практические занятия, конкурсы, конференции.

Наглядно-практические материалы, иллюстративно-пояснительные, словесные методы.

Список использованной литературы.

  1. Николаев А. Смех - орудие сатиры: - М., 1989

  2. Никольская С.Т. и др. Выразительное чтение. - Л.: 1990.

Одинцов В.В. О языке художественной прозы. - М.: 1996

3. Шмелев Д.Н. Слово и образ. - М.: 1998.


© 2010-2022