- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Дополнительная образовательная программа Бум-Ка
Дополнительная образовательная программа Бум-Ка
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Беляева Н.В. |
Дата | 03.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Дополнительная образовательная программа «Бум-Ка» (Бумажная игрушка)
Выполнил:
Беляева Наталья Владимировна
педагог дополнительного образования
Центр развития творчества детей и юношества
г. Ханты-Мансийск
В связи с введением в 2011 году ФГОС НОО реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации была организована дополнительная образовательная деятельность для воспитанников МБОУ «Детский сад № 18 «Улыбка», в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Бум-Ка». Программа является модифицированной. В содержании программы основное направление использование бросового бумажного материала для изготовления игрушек.
Ключевая концепция данной программы заключается в предоставлении дополнительных образовательных услуг, детям 5 - 6 лет и составлена с учетом возраста учащихся. Опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками, характером. Рассчитана программа на 1 год обучения, учебно-тематический план составляет 100 часов. В программе прописаны основные принципы обучения и воспитания, цель и задачи программы, критерии оценки эффективности освоения программы.
Содержание программы
1.Пояснительная записка ……………………………………………………….1
2. Учебно-тематический план…………………………………………………5
3.Содержание дополнительной образовательной программы…………….7
4.Учебно-методический комплекс к программе………………………………7
1.Пояснительная записка
Настоящая дополнительная образовательная программа составлена на основании следующих нормативных документах:
-
ФЗ РФ от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
-
О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. Письмо Минобрнауки России от 11.12. 2006 г. № 06-1844.
-
СанПиН 2.4.4.3172-14"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" утверждено Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 41 от 4.07.2014 г.
-
Устав МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» (Приказ № 247 от 29.03.2012года). О нормативах наполняемости классов и групп в образовательных учреждениях распоряжение Правительства РФ от 03.07.96 №1063-р
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г.№ 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Данная программа предназначена для занятий с детьми в МБОУ «Детский сад № 18 «Улыбка» в рамках взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации. Возраст детей с 5-6 лет. Рассчитана программа на 1 год обучения, учебно-тематический план составляет 100 часов.
Актуальность данной образовательной программы состоит в том, что работа с бумагой позволяют обучаемому ребенку удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Новизна состоит в том, что поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением.
Ключевая концепция данной программы заключается в предоставлении дополнительных образовательных услуг, детям 5 - 6 лет и составлена с учетом возраста учащихся. Опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками, характером.
Принципы обучения и воспитания
1. Принцип гармонизации личности и среды - ориентации на максимальную самореализацию личности.
2. Принцип гуманности - обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально - культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и досуга детей.
3. Принцип сознательности - предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.
4. Принцип доступности - выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей в создании адекватной педагогической среды.
5. Принцип наглядности - выражается в том, что у ребенка более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие и представление.
6. Принцип комплексности, системности и последовательности - обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками опиралась на то, что уже усвоено.
Цель программы Создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности при изготовлении бумажных игрушек.
Задачи программы
Обучающие
-
Формировать умения следовать устным инструкциям.
-
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Развивающие:
-
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
-
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
-
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Воспитательные
-
Расширять коммуникативные способности
-
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
-
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал.
Критерии оценки эффективности освоения программы
Для качественного усвоения программы с каждым учащимся ведется индивидуальная работа по созданию работы. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося.
Самостоятельность в работе
-
самостоятельное выполнение работы, от выбора сюжета до исполнения;
-
выполнение работы с небольшой помощью педагога;
-
выполнение работы под контролем педагога.
Трудоемкость
-
сложно;
-
достаточно сложно;
-
достаточно просто.
Цветовое решение
-
удачное цветовое решение, цвета подобраны правильно;
-
неудачное решение, цвета теряются и сливаются.
Креативность
-
самостоятельное составление эскиза предстоящей работы;
-
оптимальный выбор конструктивной формы изделия;
-
использование различных способов работы;
-
изделие выполнено на основе образца.
Способы проверки результативности освоения программы (виды контроля)
-
Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний и умений по пройденным темам.
-
Текущий, проводимый в ходе учебных занятий и закрепляющий знания по этой теме;
-
Итоговый, проводимый после завершения всей программы.
2. Учебно-тематический план
№
п/п
Название тем, разделов
Количество часов
всего
теория
практика
Введение
1
Свойства бумаги и картона. Игрушки за пять минут
2
1
1
Итого:
2
1
1
Простое и сложное складывание
2
Складывание в технике двойного квадрата, двойного прямоугольника.
2
1
1
3
Игрушки из витых полосок.
2
-
2
4
Игрушки из пушистых шариков
2
-
2
5
Животные .Складывание.
4
-
4
6
Игрушки в технике фонарики.
2
-
2
7
Звери. Складывание двойного круга.
8
-
2
8
Складывание бумажных гармошек
8
1
7
Итого:
28
2
26
Поделки из бросового бумажного материала
9
Машины
2
-
2
10
Зверушки из фтулок
4
-
4
11
Зверушки из бумажных тарелок
4
-
4
12
Домики
6
1
5
13
«Квадрарики».
4
-
4
Итого:
20
1
19
Новогодние поделки
14
Снежинка-балеринка.
2
-
2
15
Игрушки из полосок на елку.
6
-
6
16
Дед мороз и Снегурочка.
2
-
2
17
Гирлянды на ёлку.
2
-
2
18
Символ года
4
-
4
19
Рождественский ангел
4
-
4
Итого:
20
-
20
Праздничные поделки
20
Сердечки
4
-
4
21
Военная техника
4
-
4
22
Цветы
8
1
7
23
Пасхальные поделки
4
1
3
25
День Победы
6
1
3
26
Рамочки для фото
4
-
4
Итого:
30
3
27
Всего:
100
7
93
3.Содержание дополнительной образовательной программы
№п/п
Название тем, разделов
Количество часов
содержание
Введение.
2
Показать детям свойства бумаги и что можно из нее делать.
Простое и сложное складывание
28
Складывание оригами, гармошки, двойной круг, пушистые шарики.
Поделки из бросового бумажного материала
20
Использование бросового бумажного материала для изготовления игрушек
Новогодние поделки
20
Изготовление новогодних игрушек и подарков.
Праздничные поделки
30
Изготовление игрушек, поделок и открыток к праздникам
Всего:
100
Ожидаемые результаты
В результате обучения учащиеся:
-
познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
-
овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
-
научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие); научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
-
Учебно-методический комплекс к программе
Список литературы
-
Агапова И. А., Давыдова М. А. Лучшие игрушки и подарки из бумаги и картона. - М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом. XXI век», 2008.
-
Е.А. Каминская Поделки из бумаги, игрушки, сувениры и подарки. - М.: РИПОЛ классик 2011г.
-
Кобитина И. И. Работа с бумагой: поделки и игры. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
-
Латипова, Л.Н.Основы прикладного искусства: практикум Елабуга: Изд-во Елабужского института К(П)ФУ, 2012.
-
Анна Лимос. Картон. Чудесные поделки. ( Для совместной работы родителей и детей), Книжный клуб «Клуб Семейного досуга», перевод и худ. Оформление, 2006.
-
Нагибина М.И., Долженко Г.И. Фигурки и игрушки из бумаги и картона / Ярославль: ООО «Академия развития», 2011.
-
Фокина JI.B. История декоративно-прикладного искусства: учебное пособие Ростов н/Д Феникс, 2009.
Интернет ресурсы
vidod.edu.ru - федеральный портал «Дополнительное образование детей».
schoolbase.ru - всероссийский школьный портал.
club-rukodelie.com/toys.html - клуб рукоделие
proshkolu.ru - портал для учителей (методические материалы)
pedmir.ru - сайт практической направленности (разработки уроков, презентации)
detsad-kitty.ru - практический материал для воспитателей, родителей и учителей.
nttp://nsportal.ru - социальная сеть работников образования
maam.ru (9729.maam.ru) - международный образовательный портал
Диагностические материалы: система оценивания, критерии оценивания.
Мониторинг объединение «Бум-Ка» (Бумажная игрушка)
№ П/п
Фамилия Имя
складывание
складывание
вырезание
пользование шаблоном
Вырезание мелких деталей
Склеивание
Точность исполнения по образцу
итог
Итог:
Низкий Средний
Высокий
Оценка результата:1 -2 низкий уровень, 3-4 средний уровень ,5 - 6 высокий уровень
Индивидуальные план работы с одарёнными детьми
на 1 полугодие 2015-2016учебный год
Объединение: «Бум-Ка» (бумажная игрушка)
№
п/п
Мероприятия
Срок
Результат
1
Выработка направления и темы индивидуального образовательного маршрута
Сентябрь 2015
Тема «Новая жизнь ненужных вещей»
2
Изучение литературы 1.Екатерина Румянцева: Аппликация. Простые поделки
2.Вита Напара: Поделки из ненужных вещей. Шаг 2
3.Анастасия Иванова: Поделки из ненужных вещей
4.Ирина Агапова, Маргарита Давыдова: Поделки и подарки к праздникам
Сентябрь 2015
Выбор тем для занятий
3
Формулировка цели, задач, принципов работы.
Составление плана работы по достижению поставленной цели.
Октябрь 2015
Составление плана работы по достижению поставленной цели.
4
Связь способностей детей со знаниями и умениями.
Октябрь- ноябрь 2015
Практические занятия
5
Написание отчёта по проделанной работе в методический кабинет.
декабрь 2015 года
Подведение промежуточного итога проделанной работы.
Наглядный и дидактический материал к программе
Фотогалерея и альбом «Работы «Бум-Ка»
ok.ru/profile/574870379318
Список источников
-
Нормативные документы
-
ФЗ РФ от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
-
О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. Письмо Минобрнауки России от 11.12. 2006 г. № 06-1844.
-
СанПиН 2.4.4.3172-14"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" утверждено Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 41 от 4.07.2014 г.
-
Устав МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» (Приказ № 247 от 29.03.2012года). О нормативах наполняемости классов и групп в образовательных учреждениях распоряжение Правительства РФ от 03.07.96 №1063-р
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г.№ 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Список литературы
-
Агапова И. А., Давыдова М. А. Лучшие игрушки и подарки из бумаги и картона. - М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом. XXI век», 2008.
-
Е.А. Каминская Поделки из бумаги, игрушки, сувениры и подарки. - М.: РИПОЛ классик 2011г.
-
Кобитина И. И. Работа с бумагой: поделки и игры. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
-
Латипова, Л.Н.Основы прикладного искусства: практикум Елабуга: Изд-во Елабужского института К(П)ФУ, 2012.
-
Анна Лимос. Картон. Чудесные поделки. ( Для совместной работы родителей и детей), Книжный клуб «Клуб Семейного досуга», перевод и худ. Оформление, 2006.
-
Нагибина М.И., Долженко Г.И. Фигурки и игрушки из бумаги и картона / Ярославль: ООО «Академия развития», 2011.
-
Фокина JI.B. История декоративно-прикладного искусства: учебное пособие Ростов н/Д Феникс, 2009.
Интернет ресурсы
vidod.edu.ru - федеральный портал «Дополнительное образование детей».
schoolbase.ru - всероссийский школьный портал.
club-rukodelie.com/toys.html - клуб рукоделие
proshkolu.ru - портал для учителей (методические материалы)
pedmir.ru - сайт практической направленности (разработки уроков, презентации)
detsad-kitty.ru - практический материал для воспитателей, родителей и учителей.
nttp://nsportal.ru - социальная сеть работников образования
maam.ru (9729.maam.ru) - международный образовательный портал