Дополнительная образовательная программа Бум-Ка

Раздел Дополнительное образование
Класс 13 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дополнительная образовательная программа «Бум-Ка» (Бумажная игрушка)

Выполнил:

Беляева Наталья Владимировна

педагог дополнительного образования

Центр развития творчества детей и юношества

г. Ханты-Мансийск

В связи с введением в 2011 году ФГОС НОО реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации была организована дополнительная образовательная деятельность для воспитанников МБОУ «Детский сад № 18 «Улыбка», в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Бум-Ка». Программа является модифицированной. В содержании программы основное направление использование бросового бумажного материала для изготовления игрушек.

Ключевая концепция данной программы заключается в предоставлении дополнительных образовательных услуг, детям 5 - 6 лет и составлена с учетом возраста учащихся. Опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками, характером. Рассчитана программа на 1 год обучения, учебно-тематический план составляет 100 часов. В программе прописаны основные принципы обучения и воспитания, цель и задачи программы, критерии оценки эффективности освоения программы.

Содержание программы


1.Пояснительная записка ……………………………………………………….1

2. Учебно-тематический план…………………………………………………5

3.Содержание дополнительной образовательной программы…………….7

4.Учебно-методический комплекс к программе………………………………7



1.Пояснительная записка

Настоящая дополнительная образовательная программа составлена на основании следующих нормативных документах:

  • ФЗ РФ от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в РФ»

  • О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. Письмо Минобрнауки России от 11.12. 2006 г. № 06-1844.

  • СанПиН 2.4.4.3172-14"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" утверждено Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 41 от 4.07.2014 г.

  • Устав МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» (Приказ № 247 от 29.03.2012года). О нормативах наполняемости классов и групп в образовательных учреждениях распоряжение Правительства РФ от 03.07.96 №1063-р

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г.№ 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Данная программа предназначена для занятий с детьми в МБОУ «Детский сад № 18 «Улыбка» в рамках взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации. Возраст детей с 5-6 лет. Рассчитана программа на 1 год обучения, учебно-тематический план составляет 100 часов.

Актуальность данной образовательной программы состоит в том, что работа с бумагой позволяют обучаемому ребенку удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Новизна состоит в том, что поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением.

Ключевая концепция данной программы заключается в предоставлении дополнительных образовательных услуг, детям 5 - 6 лет и составлена с учетом возраста учащихся. Опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками, характером.

Принципы обучения и воспитания

1. Принцип гармонизации личности и среды - ориентации на максимальную самореализацию личности.

2. Принцип гуманности - обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально - культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и досуга детей.

3. Принцип сознательности - предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.

4. Принцип доступности - выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей в создании адекватной педагогической среды.

5. Принцип наглядности - выражается в том, что у ребенка более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие и представление.

6. Принцип комплексности, системности и последовательности - обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками опиралась на то, что уже усвоено.

Цель программы Создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности при изготовлении бумажных игрушек.

Задачи программы

Обучающие

  • Формировать умения следовать устным инструкциям.

  • Обучать различным приемам работы с бумагой.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Воспитательные

  • Расширять коммуникативные способности

  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал.

Критерии оценки эффективности освоения программы

Для качественного усвоения программы с каждым учащимся ведется индивидуальная работа по созданию работы. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося.

Самостоятельность в работе

  • самостоятельное выполнение работы, от выбора сюжета до исполнения;

  • выполнение работы с небольшой помощью педагога;

  • выполнение работы под контролем педагога.

Трудоемкость

  • сложно;

  • достаточно сложно;

  • достаточно просто.

Цветовое решение

  • удачное цветовое решение, цвета подобраны правильно;

  • неудачное решение, цвета теряются и сливаются.

Креативность

  • самостоятельное составление эскиза предстоящей работы;

  • оптимальный выбор конструктивной формы изделия;

  • использование различных способов работы;

  • изделие выполнено на основе образца.

Способы проверки результативности освоения программы (виды контроля)

  • Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний и умений по пройденным темам.

  • Текущий, проводимый в ходе учебных занятий и закрепляющий знания по этой теме;

  • Итоговый, проводимый после завершения всей программы.



2. Учебно-тематический план



п/п

Название тем, разделов

Количество часов

всего

теория

практика

Введение

1

Свойства бумаги и картона. Игрушки за пять минут

2

1

1

Итого:

2

1

1

Простое и сложное складывание

2

Складывание в технике двойного квадрата, двойного прямоугольника.

2

1

1

3

Игрушки из витых полосок.

2

-

2

4

Игрушки из пушистых шариков

2

-

2

5

Животные .Складывание.

4

-

4

6

Игрушки в технике фонарики.

2

-

2

7

Звери. Складывание двойного круга.

8

-

2

8

Складывание бумажных гармошек

8

1

7

Итого:

28

2

26

Поделки из бросового бумажного материала

9

Машины

2

-

2

10

Зверушки из фтулок

4

-

4

11

Зверушки из бумажных тарелок

4

-

4

12

Домики

6

1

5

13

«Квадрарики».

4

-

4

Итого:

20

1

19

Новогодние поделки

14

Снежинка-балеринка.

2

-

2

15

Игрушки из полосок на елку.

6

-

6

16

Дед мороз и Снегурочка.

2

-

2

17

Гирлянды на ёлку.

2

-

2

18

Символ года

4

-

4

19

Рождественский ангел

4

-

4

Итого:

20

-

20

Праздничные поделки

20

Сердечки

4

-

4

21

Военная техника

4

-

4

22

Цветы

8

1

7

23

Пасхальные поделки

4

1

3

25

День Победы

6

1

3

26

Рамочки для фото

4

-

4

Итого:

30

3

27

Всего:

100

7

93

3.Содержание дополнительной образовательной программы

№п/п



Название тем, разделов

Количество часов



содержание

Введение.

2

Показать детям свойства бумаги и что можно из нее делать.

Простое и сложное складывание

28

Складывание оригами, гармошки, двойной круг, пушистые шарики.

Поделки из бросового бумажного материала

20

Использование бросового бумажного материала для изготовления игрушек

Новогодние поделки

20

Изготовление новогодних игрушек и подарков.

Праздничные поделки

30

Изготовление игрушек, поделок и открыток к праздникам

Всего:

100

Ожидаемые результаты

В результате обучения учащиеся:

  • познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;

  • овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;

  • научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие); научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.


  1. Учебно-методический комплекс к программе

Список литературы

  1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Лучшие игрушки и подарки из бумаги и картона. - М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом. XXI век», 2008.

  2. Е.А. Каминская Поделки из бумаги, игрушки, сувениры и подарки. - М.: РИПОЛ классик 2011г.

  3. Кобитина И. И. Работа с бумагой: поделки и игры. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.

  4. Латипова, Л.Н.Основы прикладного искусства: практикум Елабуга: Изд-во Елабужского института К(П)ФУ, 2012.

  1. Анна Лимос. Картон. Чудесные поделки. ( Для совместной работы родителей и детей), Книжный клуб «Клуб Семейного досуга», перевод и худ. Оформление, 2006.

  2. Нагибина М.И., Долженко Г.И. Фигурки и игрушки из бумаги и картона / Ярославль: ООО «Академия развития», 2011.

  3. Фокина JI.B. История декоративно-прикладного искусства: учебное пособие Ростов н/Д Феникс, 2009.

Интернет ресурсы

vidod.edu.ru - федеральный портал «Дополнительное образование детей».

schoolbase.ru - всероссийский школьный портал.

club-rukodelie.com/toys.html - клуб рукоделие

proshkolu.ru - портал для учителей (методические материалы)

pedmir.ru - сайт практической направленности (разработки уроков, презентации)

detsad-kitty.ru - практический материал для воспитателей, родителей и учителей.

nttp://nsportal.ru - социальная сеть работников образования

maam.ru (9729.maam.ru) - международный образовательный портал

Диагностические материалы: система оценивания, критерии оценивания.

Мониторинг объединение «Бум-Ка» (Бумажная игрушка)

№ П/п







Фамилия Имя






складывание

складывание


вырезание

пользование шаблоном

Вырезание мелких деталей

Склеивание

Точность исполнения по образцу



итог











Итог:








Низкий Средний

Высокий

Оценка результата:1 -2 низкий уровень, 3-4 средний уровень ,5 - 6 высокий уровень

Индивидуальные план работы с одарёнными детьми

на 1 полугодие 2015-2016учебный год

Объединение: «Бум-Ка» (бумажная игрушка)


п/п

Мероприятия

Срок

Результат

1

Выработка направления и темы индивидуального образовательного маршрута

Сентябрь 2015

Тема «Новая жизнь ненужных вещей»

2

Изучение литературы 1.Екатерина Румянцева: Аппликация. Простые поделки

2.Вита Напара: Поделки из ненужных вещей. Шаг 2

3.Анастасия Иванова: Поделки из ненужных вещей

4.Ирина Агапова, Маргарита Давыдова: Поделки и подарки к праздникам

Сентябрь 2015

Выбор тем для занятий

3

Формулировка цели, задач, принципов работы.

Составление плана работы по достижению поставленной цели.

Октябрь 2015

Составление плана работы по достижению поставленной цели.

4

Связь способностей детей со знаниями и умениями.

Октябрь- ноябрь 2015

Практические занятия

5

Написание отчёта по проделанной работе в методический кабинет.

декабрь 2015 года

Подведение промежуточного итога проделанной работы.





Наглядный и дидактический материал к программе

Фотогалерея и альбом «Работы «Бум-Ка»

ok.ru/profile/574870379318

Список источников

  1. Нормативные документы

  • ФЗ РФ от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в РФ»

  • О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. Письмо Минобрнауки России от 11.12. 2006 г. № 06-1844.

  • СанПиН 2.4.4.3172-14"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" утверждено Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 41 от 4.07.2014 г.

  • Устав МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» (Приказ № 247 от 29.03.2012года). О нормативах наполняемости классов и групп в образовательных учреждениях распоряжение Правительства РФ от 03.07.96 №1063-р

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г.№ 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Список литературы

  1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Лучшие игрушки и подарки из бумаги и картона. - М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом. XXI век», 2008.

  2. Е.А. Каминская Поделки из бумаги, игрушки, сувениры и подарки. - М.: РИПОЛ классик 2011г.

  3. Кобитина И. И. Работа с бумагой: поделки и игры. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.

  4. Латипова, Л.Н.Основы прикладного искусства: практикум Елабуга: Изд-во Елабужского института К(П)ФУ, 2012.

  5. Анна Лимос. Картон. Чудесные поделки. ( Для совместной работы родителей и детей), Книжный клуб «Клуб Семейного досуга», перевод и худ. Оформление, 2006.

  6. Нагибина М.И., Долженко Г.И. Фигурки и игрушки из бумаги и картона / Ярославль: ООО «Академия развития», 2011.

  7. Фокина JI.B. История декоративно-прикладного искусства: учебное пособие Ростов н/Д Феникс, 2009.

Интернет ресурсы

vidod.edu.ru - федеральный портал «Дополнительное образование детей».

schoolbase.ru - всероссийский школьный портал.

club-rukodelie.com/toys.html - клуб рукоделие

proshkolu.ru - портал для учителей (методические материалы)

pedmir.ru - сайт практической направленности (разработки уроков, презентации)

detsad-kitty.ru - практический материал для воспитателей, родителей и учителей.

nttp://nsportal.ru - социальная сеть работников образования

maam.ru (9729.maam.ru) - международный образовательный портал





© 2010-2022