ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 03 «Основы электротехники»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Министерство образования и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ в.И. вЕРНАДСКОГО»

(фгаоу во «кфу ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО»)


Бахчисарайский колледж строительства,

архитектуры и дизайна (филиал)

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»





Утверждаю

Зам. директора по учебно-методической работе

__________________ /Зобенко С.Н./

«______»____________ 2015 г.




программа учебной дисциплины

ОП.03 «Основы электротехники»

специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»









2015 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Организация-разработчик: ГОУ СПО «Бахчисарайский колледж строительства, архитектуры и дизайна»

Разработчик:

АлиеваЗ.Э., преподаватель ГОУ Бахчисарайский колледж строительства, архитектуры и дизайна. г. Бахчисарай;



Рекомендована цикловой комиссией № 3 - Дисциплин профессионального цикла по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

__________________________________________________________________

Протокол № ______ от «______» __________________ 2015 г.

Председатель цикловой комиссии _______________ /Базарная Е. А./

СОГЛАСОВАНО

Старшим методистом _____________ /Гребенникова Л.В./






СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 7

ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 11

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



















1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ

Программа учебной дисциплины является основной профессиональной образовательной программой по специальности 051001 Профессиональное обучение (по отрасли 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • выбирать электрические, электронные приборы и электрооборудование;

  • производить расчеты простых электрических цепей;

  • рассчитывать параметры различных электрических цепей и схем;

  • снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и

  • приспособлениями;

знать:

  • классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;

  • методы расчета и измерения основных параметров электрических цепей;

  • основные законы электротехники;

  • основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения

  • электрических величин;

  • основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;

  • параметры электрических схем и единицы их измерения;

  • принцип выбора электрических и электронных приборов;

  • принципы составления простых электрических и электронных цепей;

  • способы получения, передачи и использования электрической энергии;

  • устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;

  • основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;

  • характеристики и параметры электрических и магнитных полей, параметры различных электрических цепей.

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 2.1. Организовывать и выполнять подготовительные работы на строительной площадке.

ПК 2.2. Организовывать и выполнять строительно-монтажные,

ПК 4.3. Выполнять мероприятия по технической эксплуатации конструкций и инженерного оборудования зданий.



Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __40___ часов;

самостоятельной работы обучающегося __20____ часов.(на основе данных учебного плана по специальности.)

1.4. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:


лабораторные работы:

-

теоретические занятия:

24

практические работы:

16

курсовая работа (проект) не предусмотрено

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

- поиск и изучение материала с использованием ресурсов сети Интернет и профессиональных баз данных;

- подготовка реферата;

- устный опрос;

- подготовка сообщений по темам;

- работа с текстами.


Итоговая аттестация в форме

Дифференцированный зачет




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся


Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Содержание учебного материала

Электрическое поле. Параметры электрического поля: напряженность, потенциал, напряжение, и емкость (определение, формула, ед. измер.)

2

1

Тема 1.

Теоретические основы электротехники

Тема .2.

Электрические цепи постоянного тока

Содержание учебного материала

Электрические цепи постоянного тока. Электрический ток. Электрические схемы, цепи, ветви, узлы. Закон Ома для участка электрической цепи. Законы Кирхгофа. Виды соединения сопротивления.

2

4

1

2

Практическая работа №1

Исследование электрической цепи постоянного тока при последовательном и параллельном соединении сопротивлений.

Практическая работа №2

Определение параметров электрической цепи при смешанном соединении сопротивлений

Тема 3. Электромагнетизм.

Содержание учебного материала

Электромагнетизм Свойства и характеристики магнитного поля.

Электромагниты. Явление электромагнитной индукции. Взаимная

индукция и самоиндукция

2

1

Тема 4 Электрические цепи однофазного

переменного тока

Содержание учебного материала

Электрические цепи переменного тока. Неразветвлённая. Общая характеристика электрических цепей переменного тока. Векторные диаграммы. Резонанс напряжений.

2

2

1

2

Практическая работа №3

Неразветвлённая цепь переменного тока с активно-индуктивным сопротивлением

Тема 5. Трёхфазные электрические цепи

переменного тока.

Содержание учебного материала


Трёхфазная система переменного тока. Соединение фаз

генератора и приёмников звездой и треугольником.

2

4

2

2

Практическая работа №4 Исследование работы трёхфазной цепи при соединении приёмников

треугольником.

Практическая работа №5 Исследование работы трёхфазной цепи при соединении приёмников звездой.

Тема 6. Электрические измерения и

электроизмерительные приборы

Содержание учебного материала

Измерительные приборы: определение, классификация. Погрешности измерений (абсолютная, относительная и приведенная) Принцип работы электромагнитного измерительного прибора.

2

2

1

Практическое занятие №6 «Определение абсолютной, относительной и приведенной погрешностей,

класса точности, цены деления и чувствительности электроизмерительных приборов»

2

Тема 7. Трансформаторы

Содержание учебного материала

Устройство и принцип действия однофазного трансформатора. Специальные типы трансформаторов. Режимы работы трансформатора, потери энергии и коэффициент полезного действия.

2

2

1

2

Практическое занятие №7 Изучение работы однофазного трансформатора.

Тема 8. Электрические машины постоянного и переменного

тока

Содержание учебного материала

8.1Принцип действия электрических машин. Назначение основных частей.

8.2Принцип действия и устройство трёхфазного асинхронного двигателя

. Синхронные машины. Скольжение. Рабочий режим и рабочие характеристики трёхфазного асинхронного двигателя. Потери энергии и коэффициент полезного действия.

4

2

1

2

Практическое занятие №8 Изучение работы двигателя

Тема 9. Основы электропривода

Содержание учебного материала

Состав и виды электропривода. Режимы работы электродвигателей. Определение мощности двигателя при различных режимах работы электроустановок.

2

1

Тема 10 Источники, передача и

распределение электрической

энергии.

Содержание учебного материал


Источники электрической энергии и их характеристика.

2

1

Тема 11 Электрические сети и

освещение строительных объектов.

Содержание учебного материала

2

1

Классификация сетей (воздушные и кабельные

линии), особенности эксплуатации. Устройство электрических сетей

на строительной площадке.

аудиторная учебная нагрузка (всего)

40


Самостоятельная работа

Электрические машины постоянного тока. Устройство машины постоянного тока. Принцип работы генератора и двигателя постоянного тока, обратимость машин. Классификация машин

постоянного тока по способу возбуждения. Использование электродвигателей постоянного тока в строительном оборудовании

Освещение строительных объектов. Типы осветительных ламп (лампы накаливания, люминесцентные и газоразрядные лампы), классификация, характеристики, область применения, марки. Нормы освещенности.

Электробезопасность на строительных объектах. Действие электрического тока на организм человека, опасные значения тока и напряжения. Классификация условий работы по степени

электробезопасности, мероприятия по обеспечению безопасного ведения работ с электроустановками. Защитные средства: назначение, виды, область применения. Оказание первой помощи при поражении электрическим током.

Аппаратура управления и защиты: рубильники, пакетные выключатели, автоматические выключатели, контакторы, магнитные пускатели, концевые выключатели, реле. Плавкие предохранители, тепловое реле. Общие сведения о схемах управления. Примеры схем управления электродвигателями с применением релейно-контакторной аппаратуры.

Написание рефератов по темам:

1.Специальные типы трансформаторов.

2.Синхронные электрические машины.

3.Схемы тиристорного управления электроустановками

4 .Расчёт мощности трёхфазной цепи при симметричной и несимметричной нагрузке.

5.Выбор конструктивного оформления электродвигателя для строительного оборудования

20

3

Итоговый контроль зачет

Всего 60

Важным источником являются программы стандартов 11 поколенияСодержание каждой темы программы соответствует дидактической единице ( элемент содержания учебного материала , изложенного в виде утверждений в установленном порядке программы бучения в рамках определенной учебной дисциплины или профессионального модуля;-система понятий ,обьедененных на основе их смысловых логических связей и образующих целостную усваиаемую единицу информации)

Виды уровней освоения :1 -ознакомительный- узнавание ранее изученных обьектов, свойств.2;репродуктивный-выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством. 3Продуктивный-планирование и самостоятельное выполнение деятельности .решение проблемных заданий .Темы лабораторных, практических работ тематика курсовой работы, проекта прописываются если они предусмотрены и внесены в учебный план специальности. Количество часов отводимых на контрольные работы по учебной дисциплине в тематическом плане должно совпадать с данными указанными в таблице Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Раздел 2 Структура и примерное содержание учебной дисциплины Пункт2.1

3. Условия реализации учебной дисциплины

3.1 Требования к минимальному материально-техническому

обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории

Основы электротехники.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- классная доска;

- комплект учебно-наглядных пособий по электротехнике и электронике;

- стенды для выполнения лабораторно-практических работ.

Оборудование лаборатории:

- лабораторные стенды .

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Данилов И.А.Общая электротехника с основами электроники. «Мин.обр.» 2005-742 с. Гриф. Мин. Обр. Науки.

  2. Гаврилюк. В.А, . Общая электротехника с основами электроники. К: Виш.шк. 1980 - 480с.

  3. Лебедев М. М., .Электротехника и электрооборудование .М: Виш.шк. 1974 - 312с.

  4. Данилов И. О, Иванов П.М. Общая электротехника с основами электроники - М: Виш. Шк.. 1989 - 752 с.

  5. Борисов Ю. Н. Электротехника. - М : Энергоатомиздат, 1985 - 552 с.

  6. Е.А.Лоторейчук Теоретические основы электротехники.М. :Форум- Инфра,2010.

  7. В.И. Полещук Задачник по электротехнике и электронике.М.: Академия,2006.

  8. И.А. Данилов, П.М.Иванов Общая электротехника с основами электроники.М.: Высшая школа,2000.

  9. И.А.Данилов ,П.М.Иванов Дидактический материал по общей электротехнике с основами электроники.М.: Высшая школа, 1987.

Дополнительные источники:

1.М.М. Кацман Электрические машины.М.: Академия,2006.

2. Е.А. Лоторёйчук Расчет электрических и магнитных цепей и полей.М.:Форум-Инфра, 2009.

3.Ф.Е. Евдокимов Теоретические основы электротехники.М.: Академия,2004.

Интернет - ресурсы

1. yaca.yandex.ru/yca/cat/Business/Production/Electronics/

2. ru.wikipedia.org/wiki/IEEE

3. electrik.org/elbook/

4. eleczon.ru/

5. vsya-elektrotehnika.ru/

6. twirpx.com/files/tek/toe/

7. toroid.ru/netushil.htm



4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ

по специальности 051001 Профессиональное обучение (по отрасли 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»).

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИサ осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Уметь:

Практические занятия

Лабораторные работы;

решение задач;

выполнение индивидуальных заданий; тестирование,

а также выполнение индивидуальных заданий.

Использовать основные законы и принципы теоретической электротехники и электронной техники в профессиональной деятельности

Читать принципиальные и монтажные схемы

Рассчитывать параметры электрических, магнитных величин

Пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями

Подобрать устройства электронной техники, электронные приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками

Знать:

Практические занятия

Лабораторные работы;

решение задач;

выполнение индивидуальных заданий; тестирование,

а также выполнение индивидуальных заданий

Способы получения ,передачи и использования электрической энергии

Электротехническую терминологию

Основные законы электротехники

Характеристики и параметры электрических и магнитных полей

Свойства проводников, полупроводников электроизоляционных ,и магнитных материалов

Основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств

Методы расчета и измерения основных параметров электрических и магнитных цепей

Принцип действия, устройство основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов

Принцип выбора электрических и ,составление электронных устройств и приборов, составления электрических и электронных цепей;

Правила эксплуатации электрооборудования

Форма оценки:

традиционная система отметок, на основе которых выставляется итоговый результат


© 2010-2022