Авторская программа по декоративной росписи Русские узоры

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Трудармейский дом детского творчества»



Утверждена

педагогическим советом

протокол № ___ от «___» __________2015

Директор МБОУ ДОД

«Трудармейский дом детского

творчества»

Л.М. Шимайтис





дополнительная общеразвивающая программа

«РУССКИЕ УЗОРЫ»

художественная направленность





Составитель:

педагог дополнительного образования

Мелёхина Нина Олеговна


Возраст детей: 9-15 лет

Срок реализации программы: 4 года



Прокопьевский муниципальный район

2015

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Русские узоры» декоративно-прикладной направленности поможет обучающимся познакомиться с росписью, как одним из видов народных промыслов, овладеть навыками кистевого письма.

Новизна программы заключена в комплексном ознакомлении с разнообразными видами и техникой декоративной росписи: Городецкая, Хохломская, Пермогорская, Мезенская, Кемеровская лаковая, Гжельская, благодаря чему обучающиеся смогут иметь полное представление о видах Российских художественных промыслов, и владеть навыками кистевого письма графической и художественной росписи.

В настоящее время актуальны вопросы развития и воспитания детей на основе освоения духовного наследия предыдущего поколения русских мастеров. Декоративно-прикладное искусство, наиболее полно передаёт накопленный духовно-материальный опыт от поколения к поколению, обладая возможностями художественного развития обучающихся, удовлетворяя их тягу к знаниям и художественному творчеству, способствуя профессиональной ориентации.

Практическая значимость программы прослеживается в умении и навыках правильного выполнения техники кистевого письма, различных видов росписи, на различных поверхностях изделий, составления композиций различной сложности.

Педагогическая целесообразность обусловлена использованием разнообразных художественных и декоративно-прикладных технологий при организации творческо-познавательного процесса, в результате чего учебный материал становится предметом активных действий каждого обучающегося.

Цель: формирование профессиональных навыков кистевого письма национальных видов росписи на изделиях различных форм и поверхностей.

Задачи:

  • дать информационное представление об истории народных промыслов России, через художественную деятельность;

  • обучать навыкам кистевого письма по памяти и представлению;

  • обучать выполнению эскизов, используя их в сюжетных композициях и в росписи изделий, правильно и точно передавая строение, пропорции элементов и их форму;

  • развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

  • воспитывать социально активную личность, уважение к художественным традициям народа своего края.

Особенность программы базируется на национальных традициях и правилах декоративной росписи, с учётом регионального компонента, где основой обучения является Кемеровская роспись.

Занятия по про­грамме несут в себе важный познавательный элемент, шаг за шагом погружая ре­бенка в мир художественного мастерства.

Каждый этап ставит свои задачи и имеет определённый объём тем с дифференцированным подходом к детям внутри каждой возрастной группы.

Каждый большой раздел программы завершается итоговым занятием в форме конкурсов и тестов, защита творческого проекта, презентации.

На каждом этапе обучения детей знакомят с различными видами простых элементов росписи в зависимости от их возрастного осмысления в их предназначении.

Первый этап обучения направлен на формирование основных навыков выполнения простых элементов мезенской, городецкой, сибирской (Кемеровской) росписей.

Построение тематики вто­рого и третьего годов обуче­ния строится по принципу «спирали»: воспитанники вновь обращаются к прой­денному материалу, но уже на более сложном уровне.

Второй этап обучения расширяет знания о технологических приемах кистевого письма более сложных элементов и композиций.

К третьему этапу обучения, когда дети, имея основное представление о правилах и приёмах кистевого письма, учитывая аккуратность в работе, уверенно выполняют роспись изделий в разнообразных ранее изученных техниках, используется метод творческого поиска образа.

Программа предназначена для детей 9 - 15 лет, где содержание образования последовательно и постепенно расширяет представления, знания, уме­ния и навыки, определяе­мые психолого-возрастными особенностями воспитан­ников.

Психологические особенности детей в этом возрасте характеризуются формированием такого личностного качества, как чувство социальной компетентности. Этот процесс тесно связан с развитием Я-концепции ребёнка и значительным образом влияет на успешность его учебных и социальных межличностных проявлений.

У детей этого возраста присут­ствует познавательный интерес, стремление к са­мостоятельности, фантазия и тяга к творчеству, быстрое усвоение нового и интерес­ного. Дети данного возраста владеют приёмами наглядно-образного и элементами логического мышления, способны к эмоциональному сопереживанию и проявляют готовность к коллективным формам деятельности.

Комплектование постоянного состава группы детей осуществляется в свободной форме по желанию ребёнка на основании заявления родителей.

Для эффективности индивидуального и дифференцированного подхода наполняемость в группе составляет не более 10-12 человек.

Программа рассчитана на четыре года обучения. На пер­вом году обучения дети знакомятся с характерными особенностями исполнения и типами композиций различных видов росписей, видами красок (гуашевые), их составом, видами и сортами кистей. Опираясь на иллюстративный материал, учатся различать виды росписей Городца, Мезени и Кемерово. Обучаются простейшим элементам росписи (листья, простые цветы, завитки, усики, спиральки), видами мазков и правилами их выполнения. Работы пишутся и рисуются на плоской форме основы или заготовки. С целью «раскрепостить» детей и высвободить их творческую энергию, на каждом занятии обучающимся даются задания на возможность пофантазировать, через привнесение в работу собственных образов.

На занятиях второго года обучения воспитанники знакомятся с более сложным видом росписи: Пермогорская роспись. Обучаются сложным элементам росписи: фрукты, птицы, цветы, животные, а так же письму дополнительных элементов: травка, кустики, оживка и др. Обучающиеся упражняются по построению композиционного центра, где размер будущей работы может быть объемнее по сравнению с первым годом обучения.

Третий год обучения направлен на создание мотивации у обучающихся к стремлению и самостоятельному поиску способов решения проблемных творческих задач. Воспитанники знакомятся с более сложными видами росписи: Хохломская, Гжельская. Воспитанники учатся писать и рисовать на объемной форме основы или заготовки, выполняя любой сложности композиции любых видов росписи.

Четвёртый год обучения является профориентационным, объединяющим одарённых и творчески мотивированных обучающихся, прошедших основной трёхгодичный курс обучения, владеющих навыками кистевого письма на оптимальном уровне. Воспитательно-образовательный процесс направлен на участие детей в конкурсах разного уровня и выполнение социального заказа, через изготовление поделок и углубленное знакомство с профессией художник декоративной росписи.

Занятия предусматривают следующие формы учебной деятельности:

  • индивидуальная, когда обучающемуся дается самостоятельное задание с учетом его творческих возможностей,

  • фронтальная при работе одновременно со всей группой, например, при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема,

  • групповая, когда обучающиеся разделены на подгруппы для выполнения определенной объёмной работы,

  • коллективная при выполнение экспонатов выставки

Занятия так же проходят в форме: занятие-творчество, занятие-сюрприз, занятия с элементами истории и культуры, конверт вопросов, заочное путешествие, занятие добрых сюрпризов со всеми, экскурсии на выставки и музеи.

Используя различные методы обучения, обучающиеся смогут достичь высокого уровня творческой активности:

  • объяснительно-иллюстративный метод (рассказ, наглядность, ТСО) заключается в том, чтобы всеми возможными способами организовать осознанное восприятие обучающимися учебного материала;

  • репродуктивный метод, где с помощью специальных упражнений обеспечивается усвоение действий, формируются умения и навыки;

  • частично - поисковый (эвристический) метод, когда перед детьми ставится проблема, создаётся проблемная ситуация и обучающиеся должны её решить самостоятельно или с помощью педагога;

  • исследовательский метод, через творческие задания используемый на третьем году обучения;

  • практический метод, где непосредственно отрабатывается технология кистевого письма.

Программа рассчитана на 792 часа.

Первый год обучения составляет 144 часа, занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа. Второй год обучения 216 часов, занятия проходят 2 раза в неделю по 3 часа. Третий год обучения 216 часов, занятия проходят 2 раза в неделю по 3 часа.

Четвёртый год 216 часов, занятия проходят 2 раза в неделю 3 часа.

В результате прохождения программного материала, обучающиеся

первого года обучения:

знают:

  • правила нанесения мазков;

  • правила техники безопасности и личной гигиены;

  • способы построения простой композиций;

  • простые элементы Мезенской, Городецкой, Сибирской (Кемеровской) росписей;

  • основы материаловедения.

умеют:

  • правильно держать и пользоваться кистью, красками, палитрой;

  • правильно выполнять мазки, элементы, строить композицию;

  • применять полученные информационные знания при написании простой композиции;

  • адаптироваться к условиям работы в команде.

второго года обучения

знают:

  • виды декоративной росписи (Кемеровская, Пермогорская, Городецкая);

  • основы композиционного построения, характеризующие вид росписи;

умеют:

  • грамотно выполнять элементы ранее изученных видов росписи;

  • правильно применять элементы в построении композиции;

  • применять полученные информационные знания при написании композиции среднего уровня сложности;

  • брать ответственность на себя при выполнении композиции.

третьего года обучения

знают:

  • различия жанровых, живописных, геометрических типов росписи;

  • способы построения сложных композиций;

  • информацию о видах росписей (Кемеровской, Гжельской, Хохломской).

умеют:

  • правильно пользоваться информацией по выполнению элементов любой сложности;

  • выполнять роспись на любой форме заготовки на высоком уровне;

  • нести ответственность за выполнение коллективной работы.

владеют навыками:

  • кистевого письма;

  • выполнения сложных композиций;

четвёртого года обучения

знают:

  • способы построения сложных орнаментальных композиций;

  • видов росписей (Кемеровская, Урало-сибирская);

умеют:

  • правильно пользоваться информацией по выполнению элементов орнамента любой сложности;

  • выполнять роспись на любой форме заготовки на высоком уровне;

  • нести ответственность за помощь в обучении младшего звена.

владеют навыками:

  • кистевого орнаментального письма;

  • выполнения сложных орнаментальных композиций;

  • технологии выполнения элементов любой сложности, любого вида росписи.

В результате занятий у детей могут быть развиты такие качества личности, как творческая активность, усидчивость, трудолюбие, любознательность, доброта и толерантность, аккуратность в выполнении работ, понимание ответственности за выполнение коллективной работы.

Отслеживание результатов и эффективности деятельности проводится в ходе текущего на каждом занятии, промежуточного в конце первого полугодия и итогового контроля в конце учебного года в форме опроса, тестов, занятие-зачёт, открытых занятий, итоговых выставок, учебной игры, защиты проекта, ярмарки - фестиваля.

Результаты оцениваются с учётом разработанных на каждый год обучения критерий знаний, умений и навыков по 5 балльной шкале.

Способ оценки личностных качеств осуществляется через «Мониторинг личностного развития ребёнка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы».

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является экзамен по пройденным разделам на основании разработанного положения (см. приложение № 1) и выполнение творческой работы.




Учебно - тематический план 1 год обучения

№ n/n

название раздела, темы

всего

теория

практика

форма

занятий

форма

контроля

1

1.1

Введение

В мире увлечений

2

2

2

2

-

-

день открытых дверей

-

2

2.1

2.2

2.3

Мазок, материаловедение

Техника безопасности

Краски, кисти.

Мазки.

24

2

10

12

5

1

2

2

19

1

8

10

занятия-творчество;

Самостоятельная

работа

3

3.1

3.2

Единство композиции

Центр композиции.

Цветовое решение.

6

3

3

2

1

1

4

2

2

занятия-творчество;

Самостоятельная

работа

4

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

Мезенская роспись

Мезенские прописи.

Узоры в прямой клетке.

Узоры в косой клетке.

Ленточный орнамент.

Простые элементы.

Роспись утицы.

«Узор волшебной кисти»

Итоговое занятие

36

4

6

6

6

6

6

2

5

1

1

1

1

-

1

1

31

3

5

5

5

6

5

1

занятия-творчество;





игра - викторина




Презентация

5

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

Городецкая роспись

Основные элементы росписи.

«Украешки и рамки».

«Розан и ромашки».

«Листья и кустики»

«Городецкая круговерть»

Итоговое занятие

28

6

6

8

6

2

6

1

1

2

1

1

22

5

5

6

5

1


занятия-творчество;

игра - викторина




Презентация


6

6.1


6.2

6.3

6.4

6.5

6.6

6.7

Кемеровская роспись

Основные элементы росписи.

«Листья».

«Кандык». Кисти

«Ромашка».

«Ягодка».

Простая композиция.

«Взмах волшебной кисти»

Итоговое занятие

44

8


6

6

6

6

10

2

8

1


1

1

1

1

2

1

36

7


5

5

5

5

8

1



занятия-творчество;

игра - викторина




Презентация




7

7.1

7.2

100 вопросов и ответов

« Знайкины загадки»

«Ярмарка чудес»

4

2

2

4

2

2

-

занятие-зачет

выставка

Тестирование


Презентация



Итого:

144

32

112



Содержание программы 1 года обучения


Раздел 1. Введение.

1.1. В мире увлечений.

Теоретическая часть: виды декоративной росписи.

Раздел 2. Мазки, материаловедение.

2.1. Техника безопасности.

Теоретическая, практическая части: техника безопасности работы с кистями, мастихином, красками. Работа с кистями, мастихином, красками.

2.2. Краски (гуашь), кисти.

Теоретическая, практическая части: виды красок (гуашевые), их состав. Виды, сорта кистей, уход, пробы письма гуашевыми красками.

2. 3. Краски (масляные).

Теоретическая, практическая части: виды красок (масляные), их состав, пробы письма масляными красками.

2.4. Мазки.

Теоретическая, практическая части: виды мазка, правила выполнения мазков.

Раздел 3. Единство композиции.

3.1. Центр композиции.

Теоретическая, практическая части: композиционный центр, виды композиции, выполнение композиционного центра.

3.2. Цветовое решение.

Теоретическая, практическая части: цветовое решение, расположение цветового пятна. Симметрия.

Раздел 4. Мезенская роспись.

4.1. Мезенские прописи.

Теоретическая, практическая части: мезенская роспись простейшие элементы росписи. Простые и волнистые линии. История, география промысла, показ образцов, задание в квадратных формах.

4.2. Узоры в прямой клетке.

Теоретическая, практическая части: простой геометрический орнамент. Распространение в народном искусстве геометрического орнамента. Составляющие основу орнамента - ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения, выполнение узоров в квадратах.

4.3. Ленточный орнамент.

Теоретическая, практическая части: ленточный орнамент. Применение, границы полосы (кисть), нанесение при помощи пера или кисти чёрной краской орнамента.

4.4. Простые элементы.

Теоретическая, практическая части: простые элементы мезенской росписи - спиральки и зигзаги. Применение этих элементов, упражнения на повтор представленных на образцах элементов росписи. Спиралевидные элементы без отрыва руки.

4.5. Роспись утицы.

Теоретическая, практическая части: история происхождения предметов быта,

их применение, последовательность нанесения фрагментов дерева, цветка, выполнение основных элементов узора. Роспись ковша по опорным линиям

Раздел 5. Городецкая роспись

5.1. Основные элементы росписи

Теоретическая, практическая части: простейшие элементы Городецкой росписи: дуги, капельки, спиральки, штрихи, точки, скобочки.

5.2. «Украешки и рамки»

Теоретическая, практическая части: традиционные Городецкие орнаменты.«орнамент», «декор» и «украшение». Особенности построения орнамента в Городецкой росписи, законы симметрии, упражнения на воспроизведение образцов. Орнаменты на полосе.

5.3. Розан и ромашка.

Теоретическая, практическая части: традиционный элемент городецкой росписи «розан», последовательность выполнения работы. «подмалёвок», «тенёвка», «оживка» Последовательность выполнения узора «ромашка».

5.4. Листья и кустики.

Теоретическая, практическая части: городецкая роспись. Элемент «листочки». Цветочные орнаменты и композиции на Городецких изделиях. Ритмичность чередования и количество элементов узора.

Последовательность росписи листа « тенёвки» и « оживки» при помощи тонких штрихов. Воспроизведение листьев и кустиков.

Раздел 6. Кемеровская роспись

6.1. Основные элементы росписи

Теоретическая, практическая части: простейшие элементы Кемеровской росписи: мазки, капельки, завитки, штрихи.

6.2. Листья.

Теоретическая, практическая части: элемент Кемеровской росписи - «листочки». Цветочные орнаменты и композиции на Кемеровских изделиях. Форма листьев, ритмичность их чередования и количество элементов узора. Последовательность росписи.

6.3. Кандык.

Теоретическая, практическая части: традиционный элемент Кемеровской росписи - «кандык». Последовательность выполнения работы.

6.4. Ромашка.

Теоретическая, практическая части: традиционный элемент Кемеровской росписи

« ромашка». Последовательность выполнения элемента.

6.5. Ягодка.

Теоретическая, практическая части: традиционный элемент Кемеровской росписи «ягодка». Последовательность выполнения элемента.

6.6. Простая композиция.

Теоретическая, практическая части: элементы Кемеровской росписи - «листочки, кандыки, ромашки, ягодки» в построении и составлении простой композиции. Последовательность росписи.

Раздел 7. 100 вопросов и ответов

7.1. Знайкины загадки

Теоретическая, практическая части: тестирование по пройденному материалу.

7.2. «Ярмарка чудес»

Практическая часть: презентация выставки.








Учебно - тематический план

2 год обучения

№ n/n

название раздела, темы

всего

теория

практика

форма

занятий

форма

контроля

1

1.1

Введение

Школа неизведанного

3

3

2

2

1

1

-


2

2.1

2.2

2.3

Композиция

Композиционный центр.

Цветовые решения.

Введение дополнительных

элементов.

9

3

3

3


3

1

1

1


6

2

2

2


занятия-творчество;

Самостоятельная

работа

3

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

Пермогорская роспись

«Геометрические узоры».

«Узор в круге».

«Трёхлистный цветок».

«Растительный узор».

«Чудо- тюльпан».

«Райские птицы».

«Чудо узор» Итоговое занятие

33

3

3

6

6

3

9

3

11

1

1

2

2

1

3

1

22

2

2

4

4

2

6

2

сообщение новых знаний;

занятия-творчество



Презентация



4

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

4.8

Городецкая роспись

Основные элементы

«Купавки и бутон».

«Гроздь винограда».

«Конь вороной».

«Птицы волшебного сада».

Простая композиция.

Сложная композиция.

«Мотивы Городца»

Итоговое занятие

48

6

3

3

3

9

9

12

3

16

2

1

1

1

3

3

4

1

32

4

2

2

2

6

6

8

2

сообщение новых знаний;

занятия-творчество





Презентация



5

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

5.7

5.8

5.9

5.10

5.11

Кемеровская роспись

Основные элементы

«Клубничка».

«Колокольчики».

«Гроздь винограда».

«Вишня»

«Яблоко».

«Груша».

«Слива, персик».

«Лимон».

«Крыжовник»

«Фруктовая композиция»

Итоговое занятие

66

6

6

6

6

6

6

6

6

9

6

3

21

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

45

4

4

4

4

4

4

4

4

7

4

2




сообщение новых знаний;

занятия-творчество





Презентация




6

6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

6.6

6.4

Стилизация

« Цветы».

«Листья и кустики».

фрукты

«Животный мир».

Стилизация композиции.

«Полёт фантазии» Итоговое занятие

30

6

6

6

6

3

3

8

2

2

2

-

1

1

22

4

4

4

6

2

2

сообщение новых знаний;

занятия-творчество



Самостоятельная

работа


7

7.1

7.2

7.3

7.4

Роспись на свободную тему

Выбор стиля.

Простая композиция.

Сложная композиция.

«Подарок для близких»

Итоговое занятие

24

3

9

9

3

8

1

3

3

1

16

2

6

6

2

сообщение новых знаний;

занятия-творчество



Презентация


8

8.1

100 вопросов и ответов

«Ярмарка чудес»

3

3


-

-


3

3


выставка

Тестирование

Презентация


Итого:

216

69

147











Содержание программы 2 года обучения

Раздел 1. Введение

1. Школа неизведанного.

Теоретическая часть: новые виды декоративной росписи.

Раздел 2. Композиция

2.1. Композиционный центр.

Теоретическая, практическая части: композиционный центр. Построение композиционного центра.

2.2. Цветовые решения.

Теоретическая, практическая части: цветовое решение, композиционное цветовое решение. Композиционное цветовое решение .

2.3. Введение дополнительных элементов.

Практическая часть: дополнительные элементы. Композиция с травкой и травными кустиками. Виды цветовой оживки.

Раздел 3. Пермогорская роспись.

3.1. Геометрические узоры.

Теоретическая часть: основные составляющие узора: ромбов, квадратов, крестов, свастики, треугольники.

Практическая часть: тренировочные упражнения кистевого письма составляющих узора.

3.2. Узор в круге.

Теоретическая часть: узор в круге.

Практическая часть: основные узоры с опорными линиями.

3.3. Трёхлистный цветок.

Теоретическая часть: элемент «Трёхлистный цветок», этапы рисования и цветовой заливки.

Практическая часть: традиционный мотив «Древо жизни»

3.4. Растительный узор.

Теоретическая часть: растительный узор, мелкие элементы «Цветы», «Ягоды», «Листья».

Практическая часть: растительный узор.

3.5.Чудо - тюльпан.

Теоретическая часть: элемент «Чудо - тюльпан».

Практическая часть: этапы рисования и цветовой заливки.

3.6.Райские птицы.

Теоретическая часть: элемент «Птицы», элемент «Птица Сирин». Вариация размеров.

Практическая часть: этапы рисования и цветовой заливки.

3.7. «Чудо узор».

Практическая часть: итоговое занятие.

Раздел 4. Городецкая роспись.

4.1. Основные элементы Городецкой росписи..

Теоретическая часть: элементы Городецкой росписи «дуги, капельки, спиральки, штрихи, точки, скобочки и т.д.».

Практическая часть: элементы городецкой росписи: розан, ромашка, лист.

4.2. Купавка и бутоны.

Теоретическая часть: растительный элемент Городецкой росписи - «купавка».

Практическая часть: растительный элемент «бутон».

4.3. Гроздь винограда.

Теоретическая часть: растительный элемент «виноград».

Практическая часть: растительный мотив «гроздь винограда».

4.4. Конь вороной.

Теоретическая часть: традиционный Городецкий мотив «конь».

Практическая часть: традиционный Городецкий мотив «конь» с оживкой.

4.5. Птицы волшебного сада.

Теоретическая часть: традиционный Городецкие мотивы «петухи», «фазан», «павлин», «голубь», «лебедь».

Практическая часть: выполнение элементов.

4.6. Простая композиция.

Теоретическая часть: простая композиция с растительными элементами и мотивами. Простая композиция с растительными элементами на основе. Простая композиция с птицами и животными. Простая композиция с жанровыми элементами и мотивами.

Практическая часть: простая композиция с жанровыми элементами и мотивами на основе.

4.7. Сложная композиция.

Теоретическая часть: сложная композиция. Сложная композиция на основе. Сложная многоярусная композиция. Сложная многоярусная композиция с использованием жанровых элементов на основе. «Мотивы Городца», (Итоговое занятие)

Раздел 5. Кемеровская роспись.

5.1. Основные элементы кемеровской росписи.

Теоретическая часть: элементы кемеровской росписи: капельки, завитки, мазки. Элементы Кемеровской росписи: лист, ромашка, кандык.

Практическая часть: практические работы по написанию элементов.

5.2. Клубничка.

Теоретическая часть: растительный элемент «Клубничка». Элемент «Клубничка» с добавлением Оживки. Ветка элемента «Клубничка».

Практическая часть: последовательное выполнение работы.

5.3. Колокольчики.

Теоретическая часть: растительный элемент «Колокольчик». Растительный элемент «Колокольчик» с добавлением Оживки.

Практическая часть: кустик элемента «Колокольчик».

5.4. Виноград.

Теоретическая часть: растительный элемент «Виноград». Растительный элемент «Виноград» с добавлением Оживки.

Практическая часть: растительный мотив «Гроздь винограда».

5.5.Вишня.

Теоретическая часть: растительный элемент «Вишня». Растительный элемент «Вишня» с добавлением Оживки.

Практическая часть: растительный мотив «ветка Вишни».

5.6. Яблоко.

Теоретическая часть: растительный элемент «Яблоко». Растительный элемент «Яблоко» с добавлением Оживки.

Практическая часть: растительный мотив «ветка яблони».

5.7. Груша.

Теоретическая часть: растительный элемент «груша». Растительный элемент «Груша» с добавлением Оживки.

Практическая часть: растительный мотив «ветка груши».

5.8. Слива, персик.

Теоретическая часть: растительные элементы «слива», «персик». Растительные элементы «слива», «персик» с добавлением Оживки.

5.9. Лимон.

Теоретическая часть: растительный элемент «лимон». Растительный элемент «лимон» с добавлением простой и сложной Оживки.

Практическая часть: растительный мотив «ветка лимонного дерева».

5.10. Крыжовник.

Теоретическая часть: растительный элемент «крыжовник». Растительный элемент «крыжовник» с добавлением Оживки.

Практическая часть: растительный мотив «ветка крыжовника».

5.11. Фруктовая композиция. (Итоговое занятие)

Раздел 6.Стилизация.

6.1. Цветы.

Теоретическая часть: растительные элементы « Цветы». Стилизация Городецких растительных элементов.

Практическая часть: стилизация Кемеровских растительных элементов.

6.2. Листья, кустики.

Теоретическая часть: «стилизация».

Практическая часть: последовательность выполнения работы. Роспись основы с включением стилизованных листьев и кустиков.

6.3. Фрукты.

Теоретическая часть: стилизация растительного элемента «Фрукты».

Стилизация Кемеровских фруктовых элементов. Стилизация Пермогорских фруктовых элементов.

6.4. Животный мир.

Теоретическая часть: мотивы «Животный мир». Стилизация Городецких мотивов «Кони». Стилизация Городецких мотивов «Птицы». Практическая часть: этапы выполнения работы.

6.5. Стилизация композиции.

Теоретическая часть: простая композиция с использованием стилизованных элементов и мотивов. Сложная композиция с использованием стилизованных элементов и мотивов.

6.6. «Полёт фантазии» (Итоговое занятие).

Раздел 7. Роспись на свободную тему.

7.1. Произвольный выбор стиля.

Теоретическая часть: элементы изученных видов росписи. Практическая часть: выбор и написание элементов.

7.2. Простая композиция.

Теоретическая часть: эскиз трафарета. Перенос трафарета на основу, промеловка. Роспись основных элементов, мотивов на основе. Роспись дополнительных элементов, мотивов на основе. Практическая часть: роспись мелких элементов, мотивов на основе.

7.3. Сложная композиция.

Теоретическая часть: эскиз трафарета. Перенос трафарета на основу, промеловка. Роспись основных элементов, мотивов на основе.

Практическая часть: роспись дополнительных элементов, мотивов на основе.

7.4«Подарок для близких». Итоговое занятие.

Раздел 8. 100 вопросов и ответов

8.1. «Ярмарка чудес»

Практическая часть: презентация выставки.





Учебно - тематический план

3 год обучения

№ n/n

название раздела, темы

всего

теория

практика

форма

занятий

форма

контроля

1

1.1

Введение

Школа неизведанного

3

3

3

3

-


-

2

2.1

2.2

2.3

2.4

Изображение и фантазия

« Уточки и птицы».

«Лошадки».

«Цветы».

«Листья».

30

6

6

12

6

6

1

1

3

1

24

5

5

9

5


Беседа;

занятия-творчество;

Презентация

3

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

3.9

3.10

3.11

Кемеровская роспись

« Астры, хризантемы»

«Васильки»

«Розы»

«Ирисы»

«Трилистник»

«Шишки»

«Хвоя»

«Папоротник»

«Клевер, верба»

Композиция

«Под веером узора» Итоговое занятие

93

6

6

12

6

6

6

12

6

6

24

3

16

1

1

2

1

1

1

2

1

1

4

1

77

5

5

10

5

5

5

10

5

5

20

2


Беседа;

сообщение новых знаний;

занятия-творчество

Самостоятельная

работа

4

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

4.8

Гжельская роспись

Точки и прямые

Бордюры

Капелька

Мазок с тенью

Мазковая роспись

«Синяя птица»

«Дворик»

«Белоснежная вуаль»

Итоговое занятие

36

3

3

3

3

6

6

9

3

9

1

1

1

1

1

1

2

1

27

2

2

2

2

5

5

7

2


Беседа;

сообщение новых знаний;

занятия-творчество

Презентация

5

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

5.7

5.8

Хохломская роспись

Узор «травка»

Узор «листочки»

Травный орнамент

Узор «ягодка»

Орнамент, вписанный в предмет

«Золотые травы России»

Роспись основы

«Золотой узор» Итоговое занятие

36

3

3

3

3

6


6

9

3

9

1

1

1

1

1


1

2

1

27

2

2

2

2

5


5

7

2



Беседа;

сообщение новых знаний;

занятия-творчество

Самостоятельная

работа


6

6.1

6.2

6.3

Роспись на произвольную тему

Выбор основы, композиции

Роспись

«Фантазия без границ» Итоговое занятие

15


3

9

3

5


1

3

1

10


2

6

2


занятия-творчество

Презентация

7

7.1

100 вопросов и ответов

Знайкины загадки

3

3

3

3

-

-


Выставка

Итого:

216

51

165













Содержание программы 3 года обучения.

Раздел 1. Введение

1.1. Школа неизведанного.

Теоретическая часть: новые виды декоративной росписи.

Раздел 2.Изображение и фантазия.

2.1. Уточки и птицы.

Теоретическая, практическая части: вариация мотива «Птицы», «Мезенские уточки». Вариация мезенского мотива «Лебеди». Вариация Городецкого мотива «Павлин».

2.2. Лошадки.

Теоретическая, практическая части: вариация мотива «Лошадки». Вариация мезенского мотива «Олени». Вариация мезенского мотива «Лоси».

2.3. Цветы.

Теоретическая, практическая части: вариация элемента «Цветы». Вариация Городецкого элемента «Розан». Вариация Городецкого элемента «Ромашка». Вариация Кемеровского элемента «Ромашка». Вариация Кемеровского элемента «Колокольчик». Вариация Кемеровского элемента «Кандык».

Теоретическая, практическая части: вариация элемента «Листья». Вариация Кемеровского элемента «Листья». Вариация Городецкого элемента «Листья».2.4. Листья.

Раздел 3. Кемеровская роспись.

3.1. Астры, хризантемы.

Теоретическая, практическая части: растительные элементы «Астры, хризантемы». Этапы выполнения слоёв «Астры». Этапы выполнения слоёв «Хризантемы».

3.2. Васильки.

Теоретическая, практическая части: растительные элементы «Васильки». Этапы выполнения нижних слоёв элемента «Васильки». Этапы выполнения верхних слоёв элемента «Васильки».

3.3. Розы.

Теоретическая, практическая части: лепестки элемента «Роза». Чашечка элемента «Роза». «Серединка» элемента «Роза». «Оживка» элемента «Роза». «Общий вид Розы» элемента «Роза». «Прорисовка Розы».

3.4. Ирисы.

Теоретическая, практическая части: растительные элементы «Ирисы». Этапы выполнения элемента. «Ирис» с оживкой.

3.5. Трилистник.

Теоретическая, практическая части: растительные элементы «Трилистник». Этапы выполнения элемента. «Трилистник» с оживкой.

3.6. Шишки.

Теоретическая, практическая части: растительные элементы «Шишки». Нижние слои элемента «Шишки». Верхние слои элемента «Шишки».

3.7. Растительный элемент «Хвоя».

Теоретическая, практическая части: составные элементы «Слои». Этапы выполнения нижних слоёв элемента «Хвоя». Этапы выполнения верхних слоёв элемента «Хвоя». «Серединка, ветка». Этапы выполнения серединки элемента «Хвоя». Этапы выполнения ветки элемента «Хвоя».

3.8. Элемент «Папоротник».

Теоретическая, практическая части: растительный элемент «Папоротник». Нижние слои элемента «Папоротник». Верхние слои элемента «Папоротник».

3.9. Элементы «Клевер, верба».

Теоретическая, практическая части: растительные элементы «Клевер, верба». Этапы выполнения слоёв «Клевер». Этапы выполнения слоёв «Верба».

3.10. Композиции.

Теоретическая, практическая части: простая композиция. Простая композиция с включением элемента «Роза». Простая композиция с включением элемента «Трилистник». Простая композиция с включением сложного элемента «Трилистник» Сложная композиция. Сложная композиция с включением элемента «Роза». Сложная композиция с включением элемента «Ирис». Сложная композиция с включением элемента «Папоротника». Хвойная композиция. Простая хвойная композиция. Сложная хвойная композиция. Сложная многоярусная хвойная композиция.

3.11.Под веером узора. Итоговое занятие.

Раздел 4. Гжельская роспись.

4.1. Основные элементы гжельской росписи.

Теоретическая, практическая части: «Точки и прямые». «Линии».

4.2. Элементы «Бордюры».

Теоретическая, практическая части: «Бордюры». «Дуги, завитки, точки».

4.3. Элементы «Капелька».

Теоретическая, практическая части: «Капелька». «Двойная капелька».

4.4. Элементы «Мазок с тенью».

Теоретическая, практическая части: «Мазок с тенью». «Двухцветный мазок с тенью».

4.5. Мазковая роспись.

Теоретическая, практическая части: мазковая роспись. Сложный мазок. Мазок «Агашка».

4.6. «Синяя птица».

Теоретическая, практическая части: мотив «Синяя птица». Этапы выполнения «Синей птицы». Оживка «Синей птицы».

4.7. «Дворик».

Теоретическая, практическая части: мотив «Дворик». Этапы выполнения мотива «Дворик». Оживка мотива «Дворик».

4.8. «Белоснежная вуаль».

Итоговое занятие.

Раздел 5. Хохломская роспись.

5.1. Узор «травка».

Теоретическая, практическая части: узор «травка». Цветовая заливка узора.

5.2. Узор «Листочки».

Теоретическая, практическая части: узор «листочки». Цветовая заливка узора.

5.3. «Травный орнамент».

Теоретическая, практическая части: «Травный орнамент». Цветовой контраст.

5.4. Узор «Ягодки».

Теоретическая, практическая части: узор «ягодка». Цветовая заливка узора.

5.5. Орнамент, вписанный в предмет.

Теоретическая, практическая части: орнамент, вписанный в предмет. Ленточный орнамент. Круговой орнамент.

5.6. «Золотые травы России».

Теоретическая, практическая части: орнамент «Золотые травы России». Цветовая заливка узора. Оживка узора «золотые травы России».

5.7. Роспись основы.

Теоретическая, практическая части: роспись основы. Заливка фона. Мазковая роспись.

5.8. «Золотой узор». Итоговое занятие.

Раздел 6. Роспись на свободную тему.

6.1. Подготовка основы, композиция.

Теоретическая, практическая части: технология подготовки основы. «Шлифовка основы». «Обезжиривание основы». Инструмент «штампик». Композиция по выбору.

6.2. Роспись.

Теоретическая, практическая части: основные элементы. Крупные элементы. Крупные боковые элементы. Основные элементы с «тенёжкой». Основные элементы с «подмалёвкой». Дополнительные элементы. Боковые дополнительные элементы. Центральные дополнительные элементы. Мелкие элементы. Мелкие боковые элементы. Мелкие центральные элементы. Оживка элементов. Привязка дополнительных элементов. Чертёжка.

6.3. «Фантазия без границ». Итоговое занятие.

Раздел 7. 100 вопросов и ответов

7.1. Знайкины загадки. Тестирование.

Учебно - тематический план 4 год обучения

№ n/n

название раздела, темы

всего

теория

практика

форма

занятий

форма

контроля

1

1.1

Введение

В мире увлечений

3

3

1

1

2

2

день открытых дверей

-

2

2.1


2.2


2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

2.10

2.11

Урало-сибирская роспись

Основные элементы росписи.

Варианты выполнения росписи.

Мотив «Цветы».

Мотив «Листья и кустики».

Варианты «отводок».

Мотив «Сова».

Мотив «Птица».

Мотив «Лев».

Живописные мотивы.

«Приписки»

Итоговое занятие

54

6


3


9

3

3

6

6

6

6

3

3

18

2


1


3

1

1

2

2

2

2

1

1

36

4


2


6

2

2

4

4

4

4

2

2


занятия-творчество;

игра - викторина




Презентация


3

3.1


3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7


3.8


3.9

Кемеровская роспись

Основные элементы орнаментальной росписи.

«Листья в орнаменте».

«Кандык в орнаменте»

«Ромашка в орнаменте».

«Ягодка в орнаменте».

«Фиалка в орнаменте».

Простая орнаментальная композиция.

Сложная орнаментальная композиция.

«Взмах волшебной кисти»

Итоговое занятие

108

9


6

3

6

12

6

27


36


3

35

3


2

1

2

3

2

9


12


1

73

6


4

2

4

9

4

18


24


2



занятия-творчество;

игра - викторина




Презентация




4

4.1

4.2

4.3

Роспись объёмной формы

Выбор эскиза, композиции

Роспись

«Взмах кисти» Итоговое занятие

27

6

18

3

6

1

4

1

21

5

14

2


занятия-творчество

Презентация

5

5.1

5.2

5.3

Стилизация орнамента

Растительный, жанровый

Круговой, в полосе

«Игра воображения» Итоговое занятие

21

9

9

3

7

3

3

1

14

6

6

2


занятия-творчество

Презентация

6

6.1


100 вопросов и ответов

«Ярмарка чудес»

3

3


3

3


-

выставка

Презентация



Итого:

216

70

146












Содержание программы 4 года обучения.

Раздел 1. Введение

1.1. В мире увлечений.

Раздел 2. Урало - сибирская роспись.

2.1. Основные элементы Урало - сибирской росписи.

Теоретическая, практическая части: основные элементы Урало - сибирской росписи. Основной элемент традиционного орнамента «украешка». Основной элемент традиционного орнамента «рамки».

2.2.Варианты выполнения росписи.

Теоретическая, практическая части: техника выполнения мазка.

2.3. Мотив «Цветы».

Теоретическая, практическая части: растительные элементы. Основной элемент «Розан». Основной элемент «Бутон». Основной элемент «Ромашка».

2.4. Мотив «Листья и кустики».

Теоретическая, практическая части: растительные элементы.

2.5. Варианты «отводок».

Теоретическая, практическая части: растительный элемент «Отводок».

2.6. Мотив «Сова».

Теоретическая, практическая части: основные элементы. Оживка элемента «Сова». Оживка элемента «Сова».

2.7. Мотив «Птица».

Теоретическая, практическая части: основные элементы. Оживка элемента «Птицы». Оживка элемента «Птицы».

2.8. Мотив «Лев».

Теоретическая, практическая части: основные элементы. Оживка элемента «Лев».

2.9. Живописные мотивы.

Теоретическая, практическая части: составные элементов росписи. Живописные элементы росписи. Составные живописных элементов росписи.

2. 10. Приписки.

Теоретическая, практическая части: составные элементов приписок в росписи.

2.11. «Фантазия мастерства». Итоговое занятие.

Раздел 3. Кемеровская роспись.

3.1. Основные элементы орнаментальной росписи.

Теоретическая, практическая части: основные элементы орнаментальной росписи. Составные орнамента: «Оси, дуги, скобочки». Составные орнамента: «Капельки, точки, тычки». Составные орнамента: «Растительные элементы».

3.2. «Листья в орнаменте».

Теоретическая, практическая части: технология ввода листьев в орнамент.

3.3. «Кандык в орнаменте».

Теоретическая, практическая части: технология ввода цветка в орнамент.

3.4. «Ромашка в орнаменте».

Теоретическая, практическая части: технология ввода ромашки в орнамент.

3.5.«Ягодка в орнаменте».

Теоретическая, практическая части: технология ввода ягодки в орнамент.

3.6. «Фиалка в орнаменте».

Теоретическая, практическая части: технология ввода фиалки в орнамент.

3.7. «Простая орнаментальная композиция».

Теоретическая, практическая части: ленточный орнамент. Круговой орнамент.

3.8. «Сложная орнаментальная композиция».

Теоретическая, практическая части: ленточный орнамент. Круговой орнамент.

3.9. «Взмах волшебной кисти». Итоговое занятие.

Практическая часть: презентация выставки.

Раздел 4. Роспись объёмной формы.

4.1. Выбор эскиза, композиции.

Теоретическая, практическая части: композиция объёмной формы. Эскиз. Перевод эскиза. Трафарет.

4.2. Роспись.

Теоретическая, практическая части: основные элементы. Элементы Кемеровской росписи. Элементы Мезенской росписи. Элементы Городецкой росписи. Дополнительные элементы. Сочетание дополнительных элементов. Мелкие элементы. «Оживка и привязка».

4.3. «Взмах кисти». итоговое занятие.

Раздел 5. Орнамент (стилизация).

5.1. Растительный мотив.

Теоретическая, практическая части: растительный мотив. Стилизация Кемеровского орнамента.

5.2. Жанровый мотив.

Теоретическая, практическая части: жанровый мотив. Орнамент из стилизованных жанровых мотивов. Стилизация жанрового орнамента.

5.3. Орнаменты: «Круговой», «В полосе».

Теоретическая, практическая части: круговой орнамент. Стилизация элементов кругового орнамента. Орнамент в полосе. Стилизация элементов полосового орнамента. «Чудеса орнамента».

5.4. «Игра воображения». итоговое занятие.

Раздел 6. 100 вопросов и ответов

6.1. «Ярмарка чудес»

Практическая часть: презентация выставки.


Список литературы

Для педагога:

  1. Алфёров Л.Г. Технология росписи. Ростов - на - Дону: Феникс, 2000.-340с.

  2. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов. М.: Высшая школа, 1990.- 65с.

  3. Величко Н.К. Роспись. М.: А.С.Т. - ПРЕСС, 1999. -151с.

  4. Дмитриев Н.Г. Мстёра рукотворная. Л.: Художник РСФСФ, 1996. - 173с.

  5. Доман Г. Гармоничное развитие ребёнка. М.: Аквариум, 1996.- 436с.

  6. Жегалова С.К. Русская народная живопись. М.: Просвещение, 1996.-260с.

  7. Кашапов Р.Р.Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха. Ижевск : Издательство удмуртского университета, 1996.-419с.

  8. Махмутова Л.И. Роспись по дереву. М.: Просвещение, 1997.- 79 с.

  9. Миловский А.С. Народные промыслы. М.: Мысль, 1994.- 377с.

  10. Некрасова М.А. Народные мастера, традиции и школы. М.: Изобразительное искусство, 1995.- 278 с.

  11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос, 2002.-380 с.

  12. Руиссинг Х. Полный курс масляной живописи. М.: Внешсигма, 2000.- 120 с.

  13. Субботина Л.Ю.Развитие воображения у детей. Ярославль: Академия развития, 1997.- 237с.

  14. Супрун Л.Я. Лаковая миниатюра. М.: Легпромбытиздат, 1994.-300 с.

  15. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль: Академия развития, 1997.- 230 с.

  16. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития,1997.- 220 с.

  17. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М.: Центр педагогический поиск, 2001.- 176с.

  18. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М.: Просвещение, 1994.- с. 153с

Для обучающихся:

  1. Ветрова Г. Сказка о грусном художнике. «Левитан». М.: Белый город, 2001.- 20 с.

  2. Ветрова Г. Сказка о сказочнике. «Васнецов». М.: Белый город, 2001.- 20 с.

  3. Ветрова Г. Сказка о лесном художнике. «Шишкин». М.: Белый город, 2001.- 20 с.

  4. Ветрова Г. Сказка о художнике и весенних птицах. «Саврасов». М.: Белый город, 2001.- 20 с.

  5. Ветрова Г. Сказка о весёлом художнике. «Кустодиев». М.: Белый город, 2001.- 20 с.

  6. Ветрова Г. Сказка о знаменитом художнике. «Брюллов». М.: Белый город, 2001.- 20 с.

  7. Ветрова Г. Сказка о возвращённом времени. «Суриков». М.: Белый город, 2001.- 20 с.

  8. Ветрова Г. Сказка о московском художнике. «Тропинин». М.: Белый город, 2001.- 20 с.

  9. Ветрова Г. Сказка о волне и художнике. «Айвазовский».М.: Белый город, 2001.- 20 с.

  10. Ветрова Г. Сказка о художнике и домовом. «Венецианов». М.: Белый город, 2001.- 20 с.

  11. Дорожин Ю.Г. Виды росписей. М.: Мозаика- Синтез, 2001.- 24 с. (5 альбомов).










Приложение № 1

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРОВЕДЕНИИ ЭКЗАМЕНОВ ПО РОСПИСИ


  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

    1. ЦЕЛИ: Выявить уровень знаний, полученных учащимися на занятиях росписи.

    2. ЗАДАЧИ:

      1. Консолидировать усилия педагога, родителей в развитии творческого мышления детей.

      2. Применение практических знаний и навыков, полученных на занятиях в объединении.

      3. Обобщение передового опыта творческой работы среди учащихся объединения.


  1. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНОВ.

    1. Экзамены проводятся в один этап. С помощью предложенных билетов учащиеся определяют тему для теоретического вопроса, практической работы по следующим разделам:

  • городецкая роспись,

  • мезенская роспись,

  • гжельская роспись,

  • кемеровская роспись.

Учащиеся защищают практическую работу. Продолжительность защиты не более 20 минут. Экспонаты практической работы учащиеся представляют комиссии. При защите практической работы, представленной комиссии, оценивается чистота выполнения элементов, композиционное построение (определение цвета), цветовое решение, умение учащимися обосновать целесообразность выбранной композиции.


  1. УЧАСТНИКИ ЭКЗАМЕНОВ

3.1. К экзаменам допускаются учащиеся, прошедшие курс обучения в творческом объединении «Русские узоры» по данным разделам, успешно пользующиеся практическими навыками и приемами кистевого письма.


  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

4.1. Итогом проведенных экзаменов является выдача удостоверения инструктора по росписи.






Приложение № 1.1.


БИЛЕТЫ ПО РОСПИСИ


БИЛЕТ №1

ВОПРОС 1: Городец: история происхождения, цветовая гамма, применение

росписи, назвать основные элементы городецкой росписи.

ВОПРОС 2: Написать основные элементы гжельской росписи.

БИЛЕТ №2

ВОПРОС 1: Гжель: история происхождения, цветовая гамма, применение

росписи, назвать основные элементы гжельской росписи.

ВОПРОС 2: Написать основные элементы сибирской (кемеровской) росписи.

БИЛЕТ №3

ВОПРОС 1: Сибирская (кемеровская) роспись: история происхождения,

цветовая гамма, назвать основные элементы, применение росписи

ВОПРОС 2: Написать основные элементы городецкой росписи.

БИЛЕТ №4

ВОПРОС 1: Мезенская роспись: история развития, цветовая гамма, назвать

основные элементы, применение росписи

ВОПРОС 2: Написать основные элементы гжельской росписи.

БИЛЕТ №5

ВОПРОС 1: Городецкая роспись: история развития, цветовая гамма, назвать

основные элементы, применение росписи

ВОПРОС 2: Написать основные элементы мезенской росписи.

БИЛЕТ №6

ВОПРОС 1: Гжельская роспись: история развития, цветовая гамма, назвать

основные элементы Гжели, применение росписи

ВОПРОС 2: Написать основные элементы городецкой росписи


БИЛЕТ №7

ВОПРОС 1: Сибирская (кемеровская) роспись: история происхождения,

цветовая гамма, назвать основные элементы, применение росписи.

ВОПРОС 2: Написать основные элементы гжельской росписи.

БИЛЕТ №8

ВОПРОС 1: Мезенская роспись: история развития, цветовая гамма, назвать

основные элементы, применение росписи

ВОПРОС 2: Написать основные элементы сибирской (кемеровской) росписи.

БИЛЕТ №9

ВОПРОС 1: Сибирская (кемеровская) роспись: история происхождения,

цветовая гамма, назвать основные элементы, применение росписи

ВОПРОС 2: Написать основные элементы мезенской росписи.

БИЛЕТ №10

ВОПРОС 1: Городецкая роспись: история развития, цветовая гамма, назвать

основные элементы, применение росписи

ВОПРОС 2: Написать основные элементы сибирской (кемеровской) росписи.

БИЛЕТ №11

ВОПРОС 1: Гжельская роспись: история развития, цветовая гамма, назвать

основные элементы Гжели, применение росписи

ВОПРОС 2: Написать основные элементы сибирской (кемеровской) росписи.









Приложение № 1.2.



ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ИНСТУКТОРЕ ПО РОСПИСИ.


  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Звание «Инструктор по росписи» присваивается лицам, прослушавшим теоретический курс, выполнившим практические работы по программе «Русские узоры», успешно сдавшим экзамены по разделам.

Инструктор имеет право проводить подготовку к выставкам прикладного творчества, участвовать в оформлении выставок, вести теоретические, практические занятия в объединении по росписи.

Звание «Инструктор по росписи» может учитываться при сдаче вступительных экзаменов в образовательные учреждения по профессии тесно связанной с декоративной росписью.


  1. ПОРЯДОК ПРИСВОЕНИЯ.


  1. Звание «Инструктор по росписи» присваивают образовательные учреждения имеющие художественно- прикладной отдел.

  2. Лицам, получившим инструкторское звание, выдаются удостоверения единого образца, установленного Центром детского творчества.

О присвоении инструкторских званий и прохождении курса обучения делается запись в удостоверении.

Положение об инструкторе хранится в объединении, выдавшем удостоверение.


  1. ОБЩИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ.


  1. Инструктор по росписи пользуется правом: участвовать в выставках, экскурсиях с целью повышения художественного мастерства; обеспечивает на время учебной работы необходимым инструментом за счет объединения.

  2. Инструктор по росписи обязан:

  • готовить и воспитывать кадры в лучших традициях прикладного творчества, организовать и возглавлять экскурсии, быть требовательным не только к обучающимся, но и к себе;

  • проводить мероприятия так, чтобы они способствовали духовному, нравственному развитию;

  • воспитывать сознательную дисциплину, способствовать приобретению новых знаний и умений.



Приложение № 2

Тест для самопроверки знаний

Тест включает в себя 25 вопросов по теме роспись. В нём предлагаются вопросы, касающиеся различных разделов данной темы. При помощи данного теста можно выявить уровень усвоения теоретических знаний:

  • обучающийся, ответивший менее чем на 11 вопросов, не усвоил пройденный материал и получает « неудовлетворительно»;

  • обучающийся, ответивший не менее чем на 11 вопросов, усвоил материал не достаточно хорошо и получает «удовлетворительно»;

  • обучающийся, ответивший не менее чем на 18 вопросов, достаточно хорошо усвоил материал и получает «хорошо»;

  • обучающийся, ответивший на 23 вопроса, хорошо усвоил материал и получает «отлично»;

Диагностические установки:

вопросы 1- 11 - проверка теоретических знаний по истории росписи;

вопросы 12- 20 - проверка теоретических знаний по видам композиций росписи;

вопросы 21- 25 - проверка теоретических знаний по технологии росписи;

Этот тест может использоваться педагогом для теоретического дифференцированного зачёта вместо контрольных вопросов, только в этом случае рекомендуется разбить его на два варианта по 12 вопросов. В данный тест педагог может включать вопросы по проверке навыков визуального определения различных видов композиций росписи или добавлять вопросы по своему усмотрению. После тестирования подводятся соответствующие итоги:

- какой процент опрошенных не испытывает трудностей при ответе на вопросы по истории промысла;

- какой процент опрошенных легко ориентируется в определении различных видов композиций росписи;

- какой процент опрошенных хорошо знает технологический процесс производства.

Эти вопросы позволяют не только диагностировать уровень подготовки обучающихся, но и скорректировать содержание и методику преподавания таким образом, чтобы довести абсолютные положительные значения по тем или иным диагностическим установкам не менее чем на 75%.



Вопросы:


  1. Какое из нижеприведенных высказываний наиболее полно раскрывает географические особенности, способствовавшие возникновению промысла:

а) богатство лесов, неплодородная земля; близость к крупным ярмаркам;

б) близость к ярмарке; неплодородная земля;

в) близость к реке, а соответственно связь с крупными ярмарками?


  1. Из каких частей состояла прялка, используемая женщинами в Нижегородской губернии:

а) копылка, гребня, донца;

б) гребня, головки, лопасти;

в) лопасти, вертикального стояка, донца?


  1. Что такое «капылок»? это то же самое, что:

а) шкантик;

б) головка;

в) приспособление для резьбы.


  1. Когда в Городецком промысле по производству прялочных донец появляются первые расписные прялки:

а) начало XIX в.;

б) середина XIX в.;

в) конец XIX в.?


  1. С чем было связано появление расписных донец:

а) с организацией нового промысла по росписи;

б) с необходимостью удовлетворить спрос на этот товар более легким способом;

в) с конкретным заказом на расписные донца?

6. Что способствовало выработке единого стиля в росписи:

а) организация мастерской;

б) общение между художниками;

в) требования покупателей?

7.Этапы городецкой росписи включали:

а) подмалёвок, оттенёвку, разживку;

б) подмалёвок, моделировку, оживку;

в) подмалёвок, теневку, разбел, бликовку, чертёжку;

8. Как выстраивались композиции росписи на Городецких прялках:

а) по вертикали донца;

б) по горизонтали донца;

в) донце делилось на ярусы?

9. Донца, выполненные из сучковатых заготовок и расписанные для продажи на базар, называли:

а) «рядовыми»;

б) «дорогими»;

в) «уникальными».

10. В каком году на фабрике «Городецкая роспись» была организована экспериментальная творческая лаборатория:

а) 1967 г.;

б) 1969 г.;

в) 1965 г.?

11. Кто явился инициатором возрождения городецкого промысла:

а) Павел Дмитриевич Колесов;

б) Игнатий Климентьевич Лебедев;

в) Аристарх Евстафьевич Коновалов?

12. На сколько видов можно разделить композиции городецкой росписи:

а) четыре;

б) три;

в) два?

13. Сколько типов композиций можно выделить в цветочной росписи Городца:

а) пять;

б) четыре;

в) три?

14. В чём состоит особенность цветочных композиций городецкой росписи:

а) цветочные композиции симметричны;

б) цветочные композиции асимметричны;

15. Какое семантическое прочтение имеет мотив «конь»:

а) символ мужского начала;

б) символ семьи;

в) символ солнца?

16. При выполнении сюжетной росписи основной сюжет пишется:

а) в верхней части вертикальной доски;

б) в средней части вертикальной доски;

в) в нижней части вертикальной доски.

17. Сюжетные сцены городецкой росписи изображают:

а) только внутренний интерьер жилищ;

б) только уличные сцены;

в) уличные сцены или сцены в интерьере.

18. Использовали ли Городецкие мастера в сюжетных композициях цветочные орнаменты?

а) Да.

б) Нет.

в) Не знаю.

19. Делали ли Городецкие мастера иллюстрации к сказкам?

а) Да.

б) Нет.

в) Не знаю.

20. Сохранилось ли в традиции городецкой росписи подписывать декоративные панно различными пословицами, поговорками, пожеланиями?

а) Да.

б) Нет.

в) Не знаю.

21. Какими красками может выполнятся роспись:

а) только темперными;

б) казеино - масляными и гуашевыми?

22. Технологические операции по подготовке изделия под роспись:

а) выполняются одними и теми же материалами, независимо от того, чем выполняется роспись;

б) выполняются различными материалами в зависимости от того, чем выполняется роспись.

23. В промысле роспись выполняют:

а) только на фоне дерева;

б) только на грунтованной каким - либо цветом основе;

в) как на фоне чистого дерева, так и на грунтованной основе.

24. В технологии городецкой росписи используют:

а) только масляные лаки;

б) нитролаки и масляные лаки;

в) только нитролаки.

25. Роспись, выполненную масляными красками, покрывают:

а) только масляными лаками;

б) масляными и нитролаками;

в) только нитролаками.




Инструкция к тесту - опроснику


Перед вами ряд вопросов, которые должны выявить теоретические знания, полученные в процессе прохождения данного курса. Отвечая на каждый вопрос, вы должны выбрать из трёх или двух вариантов предлагаемых ответов тот, который в наибольшей степени соответствует, по вашему мнению, поставленному вопросу.

Отвечать нужно следующим образом:


  1. Заполнять нижнюю часть таблицы карандашом.

  2. Обдумав ответ, поставить под номером вопроса одну из букв.

  3. В самом опроснике ничего не пишите и не подчёркивайте.

  4. Отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская.

Ключ к тесту - опроснику

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

а

а

б

б

б

б

а

в

а

б

в

б

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

а

а

б

б

б

б

а

в

а

б

в

б

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

а

а

б

б

б

б

а

в

а

б

в

б

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

а

а

в

а

в

а

а

а

б

б

в

б

а





Приложение № 3

Критерии умений и навыков технологических приемов выполнения росписи (по 5 балльной шкале)

1 год обучения

Виды работы

Низкий уровень

(3 балла)

Средний уровень

(4 балла)

Высокий уровень

(5 балла)

1. Умение правильно применять различные обереги

2. Умение пользоваться инструментами (мастихином, кистями, красками)

3. Умение правильно выполнять мазки, элементы, строить простую композицию.

4.Умение применять полученные знания при написании простой композиции.

5. Знание правил нанесения мазков.

Не знает и не умеет правильно применять различные обереги

Не знает и путает инструменты, не умеет пользоваться иглой

Не знает и не умеет и не умеет выполнять мазки, элементы, строить композицию.

Выполняет работу без инициативы и не аккуратно, нет желания проявлять фантазию

Имеет поверхностное знание правил.

Знает предназначение, неуверенно применяет обереги

Знает предназначение, но не соблюдает ТБ при работе

Путает последовательность выполнения.

Знает технологию выполнения элементов, но не может составить композицию.

Знает некоторые правила нанесения мазков.

Хорошо знает виды оберегов, применяет их в быту

Хорошо знает инструменты,умеет пользоваться красками,кистями, соблюдает ТБ

Хорошо выполняет работу по выполнению, соблюдает все этапы

Всегда проявляет фантазию. Выполняет работу заинтересованно и аккуратно

Знает все правила нанесения мазков.









Критерии умений и навыков технологических приемов выполнения росписи (по 5 балльной шкале)

2 год обучения

Виды работы

Низкий уровень

(3 балла)

Средний уровень

(4 балла)

Высокий уровень

(5 балла)

1. Умение грамотно выполнять элементы ранее изученных видов росписи.

2. Умение правильно применять элементы в построении композиции и сборке изделий.

3. Умение правильно применять полученные знания при написании композиции среднего уровня сложности.

4. Знание видов декоративной росписи (Кемеровская, Пермогорская, Городецкая).

5. Знание основ композиционного построения, характеризующие вид росписи сложной композиции.


Не знает и не умеет правильно выполнять элементы росписи.

Не знает и путает элементы, не умеет использовать их в построении композиции.

Не умеет применять полученные знания при написании композиции среднего уровня сложности.

Имеет поверхностное знание видов декоративной росписи.

Имеет поверхностное знание основ построения сложной композиции.

Знает предназначение, неуверенно выполняет элементы росписи.

Умеет применять элементы только в сборке изделия, но не в построении композиции

Путает последовательность

написании композиции.


Знает технологию выполнения, но не знает виды декоративной росписи.

Знает некоторые основы построения

Композиции среднего уровня сложности.

Хорошо выполняет

усложнённые элементы росписи.

Хорошо, правильно применяет элементы в построении композиции и сборке изделий.

Хорошо выполняет работу по изготовлению солёного теста


Знает все виды декоративной росписи.

Знает

основы построения композиции среднего уровня сложности.


Критерии умений и навыков технологических приемов выполнения росписи (по 5 балльной шкале)

3 год обучения

Виды работы

Низкий уровень

(3 балла)

Средний уровень

(4 балла)

Высокий уровень

(5 балла)

1. Умение выполнять сложные композиции.


2. Умение выполнять роспись на любой форме заготовки на высоком уровне.

3. Навыки правильного пользования инструментом.


4.Навыки росписи изделия.


5.Навыки кистевого письма.


Не знает и не умеет правильно применять различные элементы.

Выполняет работу без инициативы и не аккуратно, нет желания проявлять фантазию.

Не знает и путает инструменты, не умеет пользоваться инструментом.

Не имеет навыков росписи изделия.

Не имеет чётких навыков построения шаблонов оберега.

Имеет поверхностное знание о технике кистевого письма.

Знает правила составления композиции, неуверенно, но нет уверенности.

Умеет выполнять элементы, но не соблюдает ТБ при работе.

Знает предназначение, но не соблюдает ТБ при работе.


Знает технологию выполнения элементов, но не может выполнить роспись.

Знает технику кистевого письма.


Хорошо знает элементы, чётко составляет сложную композицию.

Хорошо выполняет работу по росписи любой формы, соблюдает все этапы.

Хорошо знает инструменты, умеет пользоваться, соблюдает ТБ.

Всегда проявляет фантазию, выполняет работу заинтересованно и аккуратно.

Знает все основы кистевого письма и имеет навыки.



Критерии умений и навыков технологических приемов выполнения росписи (по 5 балльной шкале)

4 год обучения

Виды работы

Низкий уровень

(3 балла)

Средний уровень

(4 балла)

Высокий уровень

(5 балла)

1. Умение выполнять сложные орнаментальные композиции любого вида росписи.

2. Умение выполнять элементы орнамента любой сложности.


3. Навыки правильного пользования инструментом.


4.Навыки росписи изделия.


5.Навыки орнаментального кистевого письма.

Не знает и не умеет правильно применять различные орнаментальные элементы.

Выполняет работу без инициативы и не аккуратно, нет желания проявлять фантазию.

Не знает и путает инструменты, не умеет пользоваться инструментом.

Не имеет навыков росписи изделия.

Не имеет чётких навыков построения шаблонов оберега.

Имеет поверхностное знание о технике орнаментального кистевого письма.

Знает правила составления орнаментальные композиции, неуверенно, но нет уверенности.

Умеет выполнять элементы, но не соблюдает ТБ при работе.

Знает предназначение, но не соблюдает ТБ при работе.

Знает технологию выполнения элементов, но не может выполнить роспись.

Знает технику орнаментального кистевого письма.

Хорошо знает элементы, чётко составляет сложную орнаментальную композицию любого вида росписи.

Хорошо выполняет работу по выполнению орнамента любой сложности, соблюдает все этапы.

Хорошо знает инструменты, умеет пользоваться, соблюдает ТБ.

Всегда проявляет фантазию, выполняет работу заинтересованно и аккуратно.

Знает все основы орнаментального кистевого письма и имеет навыки.

Продолжение приложения № 3

Компетенции

Успех

Не успех

Творческая активность

инициативен, креативный, проявляет интерес, стремится к достижению успеха.

Повышенная возбудимость, преобладание лени, низкая мотивация к деятельности.

Усидчивость

Выполнение задания до конца отведённого промежутка времени.

Выполнение работы частично.

Трудолюбие

Выполнение всех этапов задания. Стремление выполнить свою работу любыми способами.

Преобладание лени при выполнении этапов задания.


Оценка личностных компетенций по результатам деятельности








© 2010-2022