- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Изучение национальных традиций ткачества
Изучение национальных традиций ткачества
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Казакова Е.В. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Педагог дополнительного образования
МОУ ДОД «Центра детского творчества»
Казакова Елена Владимировна
ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Изучение национальных традиций ткачества
Тип занятия: Формирования умений и навыков.
Цель:
-
Обеспечить усвоение учащимися основного приема ручного ткачества.
-
Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение)
-
Развить интерес к родному краю и воспитать чувство патриотизма.
Объект труда: Закладка.
Наглядные пособия: Цветовая схема последовательности переплетения; иллюстрации хакасских орнаментов; репродукции ковриков, книг и журналов.
Инструменты: Кисточка для клея.
Материалы для руководителя: Увеличенные детали из картона для показа последовательности переплетения.
Материалы для учащихся: Цветной картон, клей, линейка и карандаш.
Ход занятия.
-
Организационный момент. /3 мин./
-
Актуализация внимания учащихся с помощью логических упражнений.
-
Сообщение темы и целей урока.
-
Изложение нового материала.
-
Сведения о национальных традициях ковроткачества.
- Вы знаете, что художественное оформление ковров узорами пришло к нам из древности. Национальные ковры, являясь изделием не только бытового назначения, но и декоративно- прикладного искусства, раскрывают перед нами богатство культуры народа, помогают нам освоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное. Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты.
Изначально в хакасском ковроткачестве каждый узор имел свое назначение, каждый изгиб линии содержал в себе тайный смысл. У некоторых фигур из орнаментального богатства складывалось магическое значение и «читались» они как тексты. Со временем эти изображения- символы утратили свое первоначальное предназначение и стали просто декоративными элементами.
Основным источником вдохновения мастериц служила красота родной земли: они наблюдали за восходом и закатом солнца, любовались золотым кругом луны и сверкающими звездами, цветущими в степи ирисами, бутонами таежных цветов - жарков, и они вызывали у них восторженное изумление и вдохновение. И именно образное, поэтическое восприятие природы ожило в узорах и элементах народного ковроткачества.
Современный хакасский орнамент подразделяется на узоры: геометрические, растительные и образные.
Примеры этих узоров вы видите на иллюстрациях. Как, по- вашему, где представлены геометрические, растительные и образные узоры? Что в них общего? Чем отличаются?
Зная эти элементы, творческие люди придумывают свои неповторимые узоры. Вы тоже можете попробовать придумать свой узор или орнамент.
-
Беседа по изложенному материалу.
- В чем особенность традиций ковроткачества?
- Где могут быть использованы мотивы национального творчества? (одежда, ковры, панно)
3. Вводный инструктаж.
На следующем уроке мы будем выполнять небольшое изделие с использованием элементов национальных узоров. А сегодня потренируемся в выполнении переплетения на картоне и оформим его в виде закладки.
-
Беседа о бережном отношении к книгам; назначении и видах закладок.
-
Показ последовательности переплетения (демонстрация наглядного пособия)
4.Самостоятельная работа.
-
Сначала ученики готовят и нарезают полоски картона для будущей работы.
-
С помощью подготовленных полос картона выполняется последовательность переплетения.
-
Изготовление и оформление изделия.
5.Текущий инструктаж.
Индивидуальная работа с учащимися в случае возникновения трудностей.
6. Подведение итогов.
1. Выставка, просмотр, анализ и оценивание выполненных работ.
2. Что нового узнали на занятии?
3. Что научились выполнять?
7. Уборка рабочего места.
Приведения в порядок инструментов, материалов и рабочих мест.