Программа кружка Экологический туризм

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тюменцевская

средняя общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края


Программа дополнительного образования

«Экологический туризм»

на 2015 -2016 учебный год








Составитель Рязанова Елена Владимировна,

учитель географии




















Тюменцево 2015





ОГЛАВЛЕНИЕ


1.Паспорт программы

1.1 Область применения программы

Программа предназначена для учащихся 6-8 классов Тюменцевской основной школы, имеющих ситуативный интерес к изучению природы и истории родного края, на основе туристско-экскурсионной деятельности.

1.2 Цель и планируемые результаты освоения программы

1.2.1 Цель программы - формирование всесторонне развитой личности посредством удовлетворения индивидуально-личностных, духовно-нравственных, социокультурных потребностей детей через туризм и краеведение.

1.2.2 Планируемые результаты

В результате освоения программы обучающийся должен

Знать:

- об основных теоретических понятиях экологического туризма.

- географию экологотуристских ресурсов.

- историю развития экологического туризма за рубежом, в России, на Алтае;

- основные туристские навыки.

Уметь:

- ориентироваться в основных понятиях курса экологический туризм.

- ориентироваться в основах экологического туризма и в основных проблемах данной туристической отрасли;

- применять основные туристские навыки на практике.

Владеть:
- навыками применения на практике полученных теоретических (составление проекта) и практических знаний (туристический поход).

Презентовать проекты, участие в школьных и районных научно-практических конференциях (конкурсах исследовательских работ), выставках краеведческого направления.

1.2.3 Модель компетенций учащихся, осваивающих данную программу.

Уровень

Характеристики и показатели проявления в деятельности

Обученность

Метапредметная компетентность

Достижения

Допустимый (1-3 балла)

Знает основные теоретические понятия экологического туризма, элементарные туристские навыки.

Умение общаться в коллективе

Участие в природоохранных акциях, умение рассказать о своих достижения родителям, друзьям.

Базовый (4-7 баллов)

Знает географию экологотуристских ресурсов, основные теоретические понятия экотуризма, применяет элементарные туристские навыки на практике.

Умение доводить дело до конца, осуществлять осознанный выбор

Участвовать в конкурсах исследовательских работ, природоохранных акциях, участвовать в разработке проектов.

Творческий (8-10 баллов)

Знает принципы, цели, виды экологического туризма, географию экологотуристских ресурсов, применяет элементарные туристские навыки на практике, осознает этические нормы туриста и способен руководствоваться ими в практической деятельности.

Положительное отношение к себе, к своим товарищам, учителю.

Осуществление осознанного выбора, умения доводить дело до конца. Устойчивый интерес к туристско-краеведческой деятельности

Систематическое участие в конкурсах исследовательских работ, научно-практических конференциях, создавать и презентовать проекты, участвовать в природоохранных акциях.

1.3 Требования к обучающимся

1.3.1 Требования к минимальным навыкам, к состоянию здоровья.

Учащиеся должны быть психически и физически здоровыми, не иметь таких заболеваний как эпилепсия, астма, повышенное артериальное давление, детский церебральный паралич. Ученик должен быть ответственный, целеустремленный, общительный, коммуникабельный.

1.4 Форма обучения- дистанционная с применением ИКТ технологий (moodle среда) с включением очных практических занятий

1.5 Формы организации занятий.

Занятия могут проходить в виде комплексных, с изучением теоретических основ экотуризма, в виде практических занятий с изучением элементарных туристических навыков, работы с компьютером с целью поиска информации, экскурсии, походы.


1.6 Формы итоговой аттестации.

Создание собственного творческого проекта (разработка и защита маршрута путешествия, презентация по изучаемой программе курса).

1.7 Перечень оценочных материалов

В качестве оценочны материалов могут быть применены беседа, шкала самооценки, шкала оценивания родителями, как экспертами, тестовый материал.

1.7.1 Оценочные материалы для текущего контроля освоения содержания программы:

Примерное содержание беседы: Нравится ли тебе этот курс? Чем он тебе нравится? Что ты узнал нового? Какие виды экотуризма ты запомнил? На каких принципах организуется экотуризм? Какие центры экологического туризма ты знаешь (в России, в Алтайском крае, за рубежом)? Можешь ли самостоятельно подобрать объекты подходящие для экотуризма? Знаешь ли ты основные этические нормы туриста? Готов ли ты следовать этим нормам? Какие туристские навыки ты знаешь? Можешь ли применять туристские навыки на практике?

Шкала самооценки.

  • Я ничего не узнал нового и ничему не научился;

  • Я не очень хорошо умею различать виды экотуризма;

  • Я не очень хорошо владею туристскими навыками и не готов применить их на практике;

  • Я хорошо знаю виды и географию экотуризма;

  • Я хорошо знаю и владею основными туристскими навыками;

  • Я много нового узнал на этом курсе, научился хорошо разбираться в основных видах, принципах экотуризма, хорошо владею туристскими навыками и готов применять их на практике.

Шкала оценивания родителями:

  • Мой ребенок ничего не узнал нового и ничему не научился;

  • Мой ребенок не очень хорошо различать виды экотуризма;

  • Мой ребенок не очень хорошо владеет туристскими навыками и не готов применить их на практике;

  • Мой ребенок хорошо знает виды и географию экотуризма;

  • Мой ребенок знает и владеет основными туристскими навыками;

  • Мой ребенок много нового узнал на этом курсе, научился хорошо разбираться в основных видах, принципах экотуризма, хорошо владеет туристскими навыками и готов применять их на практике.

2. Учебно-тематический план

Цель: формирование всесторонне развитой личности посредством удовлетворения индивидуально-личностных, духовно-нравственных, социокультурных потребностей детей через туризм и краеведение.

Категория обучающихся: 6-8 класс (12-14 лет).

Срок обучения -1 год (35 часов по 1 часу в неделю).

Форма обучения - дистанционная с применением ИКТ технологий (moodle среда) с включением очных практических занятий

Режим занятий- 1 раз в неделю по 40 минут

тема

Всего часов

В том числе формы учебных занятий

Формы и средства контроля

Комбинированные занятия

Практические занятия

Самостоятельная работа

Разработка и презентация проекта

Создание презентации

Беседа, шкала самооценки

1

Экологический туризм: принципы, цели и задачи. Виды и признаки экотуризма.

2

2

-

-

-

-

-

2

Тенденции развития экотуризма. Распространение экотуризма.

1

1

-

-

-

-

-

3

Экологический туризм в зарубежных странах.

6

3

3

-

-

-

4

Экологический туризм в России.

4

2

2

-

-

-

5

Экологический туризм на Алтае.

4

2

2

-

-

-

6

Оценка возможностей развития экотуризма в нашем районе.

1

-

1

-

-

-

-

7

Экскурсия

2

-

2

-

-

-

8

Туристско-краеведческая деятельность.

8

1

7

-

-

-

9

Проект «Разработка и презентация маршрута экопутешествия по родному краю»

6

-

2

4

-

10

Итоговое занятие по курсу.

1

-

-

-

-

-

ИТОГО

35

11

19

4


2.1 Учебный график

Занятия проводятся по 1 разу в неделю. В каникулярное время проводятся экскурсии и практические занятия по туристско-краеведческому направлению. В конце года проходит презентация созданных проектов. Из 33 часов 4 часа отдаются на самостоятельные занятия: сбор информации и подготовка проекта.

Родители должны обеспечить ребенку возможность дистанционной сетевой работы (для обучающихся заочно), а так же, выполняют роль экспертов при оценке уровня полученных знаний учащимися.

Длительность программы

Очная сессия

Заочная сессия

Подготовка итогового проекта

Итоговая аттестация

35 недель

24

4

4

1

2.2 Содержание программы

1. Экологический туризм: принципы, цели и задачи. Виды и признаки экотуризма.

Понятие экологический туризм. Предпосылки появления экологического туризма. История экологического туризма. Принципы, цели и задачи экологического туризма. Объекты экотуризма. Группы, виды и признаки экотуризма. Типы экологических туристов.

2. Тенденции развития экотуризма. Распространение экотуризма.

Распространение экотуризма. Тенденции развития экотуризма. Экологический туризм на особоохраняемых природных территориях. Заповедники и экотуризм. Национальные парки и экологичекий туризм. Памятники природы.

3. Экологический туризм в зарубежных странах.

Экологический туризм в Европе. Экологический туризм Америке. Экологический туризм в Азии. Экологический туризм в Африке. Экологический туризм в Австралии.

Практическая работа. 1. Поиск информации и создание презентации об объектах экологического туризма на различных территориях (по выбору учащегося). 2. Создание рекламного буклета одного из экотуристических объектов (по выбору учащегося). 3. Защита созданных презентаций и рекламных буклетов.

4. Экологический туризм в России.

Экологический туризм в европейской части России. Экологический туризм в Сибири. Экологический туризм на Дальнем Востоке.

Практическая работа. 1. Поиск информации и создание презентации об объектах экологического туризма на различных территориях России (по выбору учащегося). 2. Создание рекламного буклета одного из экотуристических объектов (по выбору учащегося). 3. Защита созданных презентаций и рекламных буклетов.

5. Экологический туризм на Алтае.

Условия и ресурсы Алтайского региона для развития туризма. Природно-ресурсный потенциал. Культурно-историческое наследие древних народов. Памятники горнозаводского производства. Современный экологический туризм на Алтае. Малое Золотое кольцо Алтая. Большое золотое кольцо Алтая.

Практическая работа. 1. Поиск информации и создание презентации об объектах экологического туризма на различных территориях Алтая (по выбору учащегося). 2. Создание рекламного буклета одного из экотуристических объектов (по выбору учащегося). 3. Защита созданных презентаций и рекламных буклетов.

6. Оценка возможностей развития экотуризма в нашем районе.

Выявление достопримечательностей района (природных, антропогенных). Проект «Экологический туризм в Тюменцевском районе».

7. Экскурсия.

Экскурсии (районный историко-краеведческий музей, Конный завод и др.).

8. Туристско-краеведческая деятельность.

Изучение правил техники безопасности и этических норм туриста. Техника безопасности: правила поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнем; правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением; правила гигиены туриста. Элементарные туристские навыки. Укладка рюкзака. Установка палатки. Разбивка бивуака. Разведение костра. Приготовление пищи. Природоохранные действия человека во время отдыха на природе и при оборудовании туристских стоянок.

9. Проект «Разработка и презентация маршрута экопутешествия по родному краю».

Практическая работа. 1. Поиск информации и создание картосхемы, описание объектов туристического маршрута. 2. Создание рекламного буклета или презентации об объектах маршрута путешествия.

10. Итоговое занятие по курсу.

Защита созданных презентаций и рекламных буклетов.

3. Условия реализации программы внеурочной деятельности

Для реализации программы необходима классная комната, хорошо освещенная, проветриваемая, имеющая искусственное затемнение. Необходимы компьютеры имеющие выход в Интернет, мультимедийный проектор, парты, стулья. В домашних условиях ребенку необходимо организовать рабочее место для занятий с техническим оснащением и выходом в Интернет. Для осуществления практической части изучения курса необходимо туристское оборудование (палатка, шпильки, репшнуры, рюкзак, спальный мешок и т.д.).

Финансирование реализации программы ведется за счет бюджетных средств. Оплата участия в конкурсах и экскурсиях производится за счет родителей.

3.1 Кадровое обеспечение образовательного процесса

ФИО преподавателя

Наличие ученой степени, звания или отраслевых наград

Сведения о сертификации преподавателя по направлению программы

1

Рязанова Елена Владимировна

-

Курсы повышения квалификации в 2012 году


4. Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности

Краткое описание модели и методики оценки результатов. Целью текущего контроля является выявление уровня освоения программы, обнаружения пробелов в освоении программы, корректировка методики преподавания при необходимости. Целью итогового контроля является выявление уровня освоения полного курса программы. Формы контроля- участие в конференциях, творческие задания (создание презентаций, буклетов), выставки работ, а так же беседа с учащимися, самооценка уровня освоения программы учениками и их родителями.

Методика оценки результатов строится на принципах:

Системности, что проявляется в установлении содержательно-логических и структурно-функциональных связей между теоретическим пониманием изучаемого вопроса и опытом собственной контрольно-оценочной деятельности;

Систематичности, что проявляется в использовании диагностического стартового, текущего и итогового контроля и оценивания;

Открытости, что проявляется в прозрачности процедуры оценки и инструментария, включения учащихся и их родителей в оценочную деятельность.


Модель мониторинга качества обучения по курсу.


Вид мониторинга

Цель

Форма

Критерии оценки по уровням

Допустимый

Базовый

Инновационный

1

Стартовая диагностика

Выявить уровень информированности и опыта деятельности по изучаемой теме

Беседа, анкета

40-50 % верных ответов

51-65% верных ответов

66% и выше верных ответов

2

Текущий контроль

Выявить затруднения при освоении теоретических и практических основ курса, оказать педагогическую поддержку

Выполнение практических работ

Выполняет при пошаговой инструкции учителя (взрослого)

Выполняетна уровне понимания

Выполняет на уровне творческого применения, оказывает поддержку товарищам

3

Выходная диагностика

Проанализировать динамику учебно-познавательного продвижения, уровень достижения индивидуальных целей

Акетирование

Выполняет при пошаговой инструкции учителя

Выполняетна уровне понимания

Выполняет на уровне творческого применения, оказывает поддержку товарищам

4

Итоговый контроль

Выявить уровень информированности

Тест

40-50% верных ответов

51-65% верных ответов

66% и выше верных ответов

5


Выявить уровень решения практических задач

Выполнение практических работ. Презентация своих достижений. Участие в конференциях.

Выполнены не менее 5 практических работ

4 из 5 работ соответствуют допустимому уровню

4 из 5 работ соответствуют базовому уровню

4 из 5 работ соответствуют инновационному уровню


5. Оценочные материалы для итогового контроля

Создание собственного творческого проекта - «Маршрута экопутешествия по родному краю». Беседы с учащимися, личная шкала оценивания.

5.1 Критерии оценки результатов выполнения проекта

Учащийся презентовал созданный проект. В беседе ответил на вопросы, самостоятельно оценил свой уровень обученности.


6. Библиографический список

  1. Арефьев В.Е., Чудов А.В. Туризм на Алтае. Барнаул, 1994.

  2. Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1973.

  3. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. М.: Нолидж, 1996.

  4. Дроздов А.В. Как развивать туризм в национальных парках России. М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2000.

  5. Камбалов Н. По интересным местам Алтайского края. - Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1953.

  6. Косолапов А.Б. Теория и практика экологического туризма. М.: КНОРУС, 2005.

  7. Куликов В.М., Константинов Ю.С. «Топография и ориентирование в туристском путешествии. М., 2002г.

  8. Краткий справочник туриста. М.: Профиздат, 1985.

  9. Крылов Г.В., Юдин Б.С. Умей отдыхать и беречь природу. Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1970.

  10. Потресов А.С. Спутник юного туриста. М.: «Физкультура и спорт», 1967.

  11. Путрик Ю.С., Свешников В.В. Туризм глазами географа. М.: Мысль, 1986.

  12. Сенин В.С. Введение в туризм. М.: РИПРИКТ, 1993.

  13. Туристские районы СССР. Алтайский край. - М.: Профиздат, 1987.

  14. Уваров В.А., Козлов А.А. В поход пешком. М.: «Советский спорт», 1988.

  15. Экологический туризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт. Тула: Гриф и К, 2002.

  16. Энциклопедия туриста. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

  17. 100 великих заповедников и парков. М.: Вече, 2003.

  18. Интернет - ресурсы


© 2010-2022