Организация условий для создания образовательного и воспитательного пространства детей – билингвов предшкольного возраста в дополнительном образовании

Раздел Дополнительное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования городской Дом детского творчества
















Проект

Организация условий для создания образовательного и воспитательного пространства детей - билингвов предшкольного возраста в дополнительном образовании



Автор:

Корнеева Елена Александровна,

педагог дополнительного образования



г. Радужный

I. Краткая аннотация проекта.

Предшкольное обучение в системе дополнительного образования Автономного учреждения дополнительного образования детей Городского Дома детского творчества - это система мер, направленных на оказание помощи детям, в подготовке и адаптации ребёнка к новой школьной среде в короткие сроки.

Данный проект направлен на обучающихся предшкольного возраста (6-7 лет), педагогов дополнительного образования, педагогов - организаторов, педагога-психолога, родителей обучающихся (законных представителей).

Цель проекта - создание условий для развития индивидуального возрастного потенциала ребенка, ориентированного на социализацию и адаптацию личности.

Проект базируется на технологиях развивающего обучения, используются групповые, игровые, культуровоспитывающие, здоровьесберегающие и компьютерные технологии. Перечень знаний и умений и навыков, ключевых компетенций в проекте представлен соответствии с принципом минимакса.

Результат проекта: становление личности ребёнка, развитие его сознания и способностей, подготовка родителей (законных представителей) и будущих первоклассников к обучению в школе, повышение психологической и педагогической компетентности родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми, эффективность семейной социализации дошкольников в преддверии школьного обучения.

II. Обоснование необходимости проекта.

2.1. Социально-образовательный заказ, проводимой политикой в области образования.

  • Проект Ханты - Мансийского автономного округа - Югры «Первоклассная Югра».

  • Распоряжение администрации города Радужный Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 04 апреля 2013г. №356р «Об утверждении плана мероприятий («Дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в городе Радужный».

  • Муниципальная программа «Развитие образования города Радужный на 2014-2020 годы».

  • Приказ УОиМП г. Радужный «Об утверждении муниципального проекта «Тропинка к школе»» от 27.11.2014 №658.

2.2. Состояние предшкольного обучения в учреждении. Более 13 лет реализуются дополнительные образовательные программы для детей предшкольного возраста объединения «Почемучки». Все программы направлены на целостное, непрерывное саморазвитие ребёнка, на раскрытие его интеллектуальных художественных и адаптационных способностей, максимально способствуют удовлетворению индивидуальных потребностей, интересов, творческой самореализации каждого ребёнка. Несмотря на данную работу в последнее время стала актуальной следующая проблема: увеличилось количество двуязычных детей.

Необходимость в проекте возникла в связи с ростом числа детей, приезжающих в наш город из других республик, краев, округов. Известно, что среда, в которой живёт и развивается ребёнок, имеет большое значение для формирования его личности, особенно в период предшкольника.

Одно из самых больших богатств, которое родители дарят детям, - это язык, с его помощью выражаются мысли, чувства, оттенки настроения. Современная Россия сделала возможным для большинства своих граждан путешествие по миру и пребывание в других странах. Многие родители, оказавшись в чужой языковой среде, часто не готовы к проблемам, возникающим при воспитании ребенка в ситуации билингвизма. Ребенок-мигрант, живущий под влиянием мигрантской субкультуры сталкивающийся ежедневно с культурой большинства, оказывается в сложной ситуации. Проблема, с которой сталкиваются приезжающие родители, - другая чуждая социальная среда, нравы и обычаи, в которую попадает их ребёнок (несформированность коммуникативных умений, языковой барьер), социокультурное наследование у таких семей прервалось в связи с переездом семьи в г. Радужный, где основным языком общения является русский язык. Для многих детей ситуация усугублена и тем, что они порой плохо владеют русским языком. Уровень образования родителей не позволяет помочь адаптировать ребёнка к новой школьной деятельности. Педагогическая практика показывает, что именно эта часть детей испытывают трудности в период адаптации. Это, прежде всего, проблемы общения с взрослыми, сверстниками и вхождения в детский коллектив.

На сегодняшний день стал актуален вопрос, как помочь адаптироваться ребёнку - билингву в короткие сроки и как подготовить его к школе.

Уникальность и новизна данного проекта в том, что он рассчитан на 1 год для детей предшкольного возраста (6-7 лет) у которых не сформированы коммуникативные навыки. Для таких детей данный проект является первой ступенью в образовательном маршруте. Обучение ребенка помогает направить образовательный процесс на развитие речи, образного и вариативного мышления, фантазии, воображения; на формирование умений строить простейшие умозаключения, аргументировать свои высказывания.

Проект так же предусматривает оказание помощи родителям во всестороннем развитии и подготовке детей к школе.

III. Цели и задачи проекта.

В основе предлагаемого проекта лежит идея использования в обучении собственной активности ребенка в условиях коллективной игры. Только те знания прочно усваиваются, которые добыты самостоятельно. То, что ребенку сообщают, может пройти мимо его сознания, но то, о чем он догадался сам, его собственные открытия остаются в его памяти навсегда.

Концепция данного проекта - теория развивающего обучения.

Цель проекта - создание условий для развития индивидуального возрастного потенциала ребенка, ориентированного на социализацию и адаптацию личности.

Реализация цели предполагает решение ряда задач.

1. Воспитание и гармоничное развитие личностных качеств ребенка. (Воспитывать у детей уверенность в себе и своих возможностях, развивать активность, любознательность, инициативность, самостоятельность, умение общаться в различных жизненных ситуациях, умения целенаправленно владеть своим поведением, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, формирование у детей навыков здорового образа жизни).

2. Развитие познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности; развитие воображения, памяти, речи, умения аргументировать свои высказывания.

3. Развитие эмоционально-волевой сферы. (Формировать умение ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия.)

4. Развитие творческого воображения, основанной на нем системы творческих способностей ребенка (продуктивного мышления, рефлексии и др.), креативности как ведущего свойства его личности.

Проект должен обеспечивать решение всех указанных задач (конечно, их перечень может быть продолжен). Но для этого недостаточно учесть все задачи, соответствующим образом конкретизировав их содержание. Значительно важнее соотнести эти задачи друг с другом, выделив среди них ту доминанту, которая способна превратить совокупность этих задач в целостную систему. Такой системообразующей задачей является задача создания средового подхода для развития у ребенка начал будущего умения учиться, помочь адаптироваться и социализироваться в новой культурной и языковой среде. Это значит, что все остальные задачи (образовательные, развивающие и воспитывающие) решаются на основе развития у ребенка начал будущего умения учиться и самоадаптации.

Обязательными условиями решения этой задачи являются охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры, создание предметно-развивающей среды.

Цель проекта определяет систему психолого-педагогических принципов.

а) Личностно ориентированные принципы.

  • Принцип адаптивности.

  • Принцип развития.

  • Принцип психологической комфортности.

б) Культурно ориентированные принципы.

  • Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.

  • Принцип целостности содержания образования.

  • Принцип смыслового отношения к миру.

  • Принцип систематичности.

  • Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

  • Принцип ориентировочной функции знаний.

  • Принцип овладения культурой.

в) Деятельностно ориентированные принципы.

  • Принцип обучения деятельности.

  • Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие.

  • Принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ребёнка (зона ближайшего развития).

  • Креативный принцип.

  • Принцип минимакса.

Методологическая база педагогического опыта опирается на систему Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Особенностью этой системы являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание проекта. Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к обучению.

В основу проекта так же легли работы инновационных систем дошкольного образования, углубленное рассмотрение которых осуществлялось на основе сравнительно-аналитического изучения определенных аспектов в разных программах. Например, развитие умственных способностей, любознательность детей наиболее успешно подаются в таких программах, как «Развитие» (под ред. О.М. Дьяченко), «Одаренный ребенок» (под руководством Л.А. Венгера); социальное развитие - в программах «Радуга» (под руководством Т.Н. Дороновой) и «Детский сад - дом радости» (автор: Н. Крылова); эстетическое развитие - «Истоки» (под руководством Л.А. Парамоновой), «Детство» (авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и другие). Особое внимание было уделено программам «Детский сад 2100» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), дошкольный раздел программы «Школа 2000» (авторы Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина, Е.Е. Кочемасова), основной целью которых является всестороннее развитие ребенка, его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Не остались без внимания труды Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения».

Проект базируется на технологиях развивающего обучения, используются групповые, игровые, культуровоспитывающие, здоровье сберегающие и компьютерные технологии.

IV. Основное содержание проекта.

Реализуя проект в образовательном процессе, педагог проводит работу по трем нескольким направлениям: работу с учащимися, работу с родителями и с педагогическими работниками

4.1. Работа с учащимися. Педагог, реализующий проект осуществляет в своей работе с детьми - билингвами следующие виды деятельности:

  • коммуникативная (реализация потребности в коммуникации, умение слушать и слышать "другого", вовлечение в различные формы речевого общения);

  • общественная (формирование первичного практического опыта, морального поведения в окружении сверстников);

  • когнитивная (формирование потребности в образовании);

  • игровая (развитие познавательной и двигательной активности);

  • оздоровительная (ориентация на здоровый образ жизни);

  • художественно-эстетическая.

Открытие знаний строится в соответствии с технологией проблемно-диалогического обучения, специально адаптированная к возрасту детей. Детям не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой.

Исходя из задач, поставленных в проекте, занятия с детьми необходимо строить на основе их индивидуальных особенностей. При разработке учитывать функциональные возможности и возрастные особенности детей, адаптивные возможности и ограничения, которые связаны со здоровьем, спецификой развития. Построение занятия должно быть комплексное.

Начало обучения в любом возрасте, а особенно в шестилетнем, остро ставит проблему перехода от игровой к учебной деятельности, от наглядно-образного мышления дошкольников к словесно-логическому мышлению. Разницу между дошкольным и школьным отношением ребенка к себе, к педагогу, к ситуации обучения, к предмету обучения невозможно преодолеть без обучающих игр. Игровая форма проведения занятий создаёт положительный эмоциональный фон, приближает учебный материал к интересам детей. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные упражнения и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты.

Одна из главнейших причин равнодушия детей к учёбе - отсутствие или убогость творческого начала в их духовной жизни. Необходимо видеть творческие ростки в детях и развивать их.

Большое значение придавать детскому рисунку: это духовная жизнь ребёнка. Рисунок покажет, что спрятано в кладовой душе ребёнка: как он воспринимает окружающий мир, художественные произведения. Рисование способствует развитию пространственного и творческого воображения, творческих способностей. Дети любят рисовать по темам: «Это - Я», «Моя семья», «Дом моей мечты», «Мой город», «Мои друзья» и т. д.

Ребята проявляют изобретательность, моделируя, строя (например, из геометрических фигур) карету для Золушки, ракету для полёта в космос, бабочек, цветы и т. д. Составление, моделирование и штриховка предметов - это один из способов развития речи, так как попутно можно составить рассказы по теме, работать над словом.

Особое внимание в проекте уделяется формированию мелкой моторики учащихся. Педагогом разработаны задания, которые начинаются с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие ребенку. Далее задания постепенно усложняются. Поскольку развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно.

Для педагога важно способствовать формированию этических и моральных норм, развитию самоконтроля, для того чтобы индивидуальное поведение соответствовало определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в обществе. Педагог подчеркивает сходство между разными людьми. На переменах предлагает детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь. Поощряет совместную игру детей. Вовлекает менее популярных или изолированных детей в совместную деятельность вначале под своим руководством. Использует как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребенку.

Педагог в своей работе должен использовать следующие формы работы: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная, коллективная, игровая.

Методы работы с обучающимися: использование современных образовательных технологий: игровые моменты, интеграция, ИКТ, информационно - рецептивный метод, направленный на получение информации, необходимой для исследовательской деятельности; репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний, умений и навыков, эвристический метод, направленный на развитие творческого мышления и воображения; исследовательский метод - путь ребенка к знанию пролегает через собственный творческий, исследовательский поиск.

Средства: аудио и видеозаписи, иллюстрационный материал, развивающие дидактические игры, презентации.

Инновационная направленность проекта заключается в оптимальной интеграции методик развивающего обучения со здоровье сберегающими и информационными технологиями. Обеспеченность дидактическим и практическим материалом (аудио, мультимедиа) позволяет целенаправленно заниматься всестороннем развитием ребёнка.

Применение компьютера на занятиях способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всесторонне развивает ребенка.

Развивающие компьютерные программы «Учимся, играя», «Игры для Тигры», «Нескучные уроки», «Алик - скоро в школу!» и другие вобрали в себя все то, что нравится детям. Программы предназначены для развития и коррекции речи у детей с ярко выраженном двуязычием, для развития математических способностей, развития представления об окружающим миром и т.д. В этих играх, как и во всякой творческой деятельности, ребенку потребуется сообразительность, находчивость, умение рассуждать.

4.2. Работа с родителями (законными представителями).

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием адаптации и полноценного речевого развития ребенка. Важнейшим условием сотрудничества является установление доверительного делового контакта между семьей и педагогом, в ходе которого корректируются позиции родителей.

С родителями обучающихся предусмотрены следующие направления деятельности:

  • профессиональное просвещение родителей, через консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы, информационные стенды, с целью расширения знаний о способах готовности ребенка к школе, социальной адаптации;

  • анкетирование с целью выявления проблем в семейных отношениях с последующей коррекцией взаимоотношений родителей и ребенка;

  • вовлечение родителей в учебную, игровую и воспитательную деятельность, через совместные мероприятия, открытые занятия, КТД.

Педагог, работая с детьми, опирается на лучший опыт семейного воспитания, учитывает своеобразие каждой семьи, тактичными советами, педагогическим просвещением родителей, привлечением их к участию в мероприятиях, проводимых с детьми, добивается взаимопонимания, единства, взаимосочетаемости педагогических воздействий, направленных на подготовку ребенка к школе.

С таким подходом родители, в свою очередь, выступят в качестве:

  • помощника в эмоциональном общении ребенка;

  • участника образовательного процесса;

  • создателя условий для развития социально адаптированной и компетентной личности своего ребенка;

  • помощника в организации экскурсий.

4.3. Работа с педагогическими работниками.

Координатором проекта выступает педагог дополнительного образования. Он тесно сотрудничает с другими педагогическими работниками учреждения: педагогами дополнительного образования, педагогом-психологом, педагогом - организатором, логопедом.

Педагоги-дополнительного образования.

  • осуществляют преемственность в обучении учащихся. Проводят рекламную компанию перед детьми и их родителями с целью привлечь детей к дальнейшему обучению в учреждении в других направлениях: театральном, хореографическом, вокальном, прикладном и т.д.;

  • оказывают помощь в проведении массовых мероприятий, предоставляя свои номера;

  • совместно с педагогом, осуществляющим проект, участвуют в семинарах на темы воспитания и обучения детей предшкольного возраста;

  • посещают открытые и итоговые занятия.

Педагог-психолог:

  • изучает интересы и склонности учащихся;

  • осуществляет входной, промежуточный и итоговый мониторинг готовности учащегося к школе, где рассматриваются психические процессы, такие как память, внимание, мышление, работоспособность ребенка;

  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагога на тему выбора;

  • создает базу данных по диагностике готовности учащихся к школе, социальной адаптации обучающихся.

Основные направления психолого-педагогического сопровождения - диагностическое и консультационное.

Педагоги - организаторы:

  • совместно с педагогом дополнительного образования организуют массовые воспитательные мероприятия;

  • организуют летний лагерь дневного пребывания.

Логопед:

  • проводит фонетико-фонематическую коррекцию, развивает речь учащихся.

V. Ресурсы.

Временные: проект реализуется в течение учебного года с сентября по май. Занятия проводятся из расчета 4 часа в неделю, в год 144 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах и составляет по 20 минут с 10 минутной и 15 минутной переменами.

Кадровые: педагог дополнительного образования, педагог-психолог, педагоги-организаторы.

Интеллектуальные ресурсы: работать по данному проекту могут воспитатели, педагоги дополнительного образования, учителя даже начинающие, но обязательно в работе использовать помощь родителей, педагога-психолога.

Организационный ресурс. Работу педагога дополнительного образования курируют и контролируют заместитель директора по учебно-воспитательной работе (организация образовательного процесса) и заместитель директора по методической работе (методическое оснащение).

Материально-технические. Приборы и оборудование: доска, парты, часы, телевизор, DVD проигрыватель, учебные видеофильмы, компьютер, обучающие программы, учебно-методическая литература. Демонстрационный материал: иллюстрации из серии «Времена года», «Домашние и дикие животные», «Мебель», «Игрушки», «Овощи и фрукты» и т.д.; буквы, цифры, геометрические фигуры, картинки и схемы по темам, сюжетные картинки, способствующие речевому развитию и налаживанию межличностных отношений и др. Раздаточный материал: фишки для обозначения слов, звуков, линейки, пенал с геометрическими фигурами, предметный счетный материал, дидактические настольные игры, пластилин и др.

Финансовые ресурсы выстроены в соответствии с добровольным пожертвованием родителей учащихся.

VI. Партнеры. Социальными партнерами данного проекта могут выступить общеобразовательные организации (школы города), библиотеки, музеи, а так же родители учащихся.

VII. Целевая аудитория. Набор детей начинается задолго до начала учебного года (с 1 апреля). Предварительного отбора не существует. Принимаются все дети 6-7 лет пред школьного возраста группы формируются от 12 до 15 человек. Дети иноязычной культуры зачисляются в группу совместно с детьми русскоязычными, с целью совместного общения и адаптации. Допускается отчисление детей в течение учебного года по заявлению родителя (законного представителя). Допускается так же зачисление детей в течение учебного года.

VIII. План реализации проекта.

Всё содержание работы строится в 3 этапа:

1) ориентировочный этап (первая неделя сентября): установление эмоционально позитивного контакта с детьми, ориентировка в обстановке помещения, правилах и норм поведения, установление позитивных взаимоотношений в группе (развитие способности к согласованному взаимодействию, выражение своего "Я", укрепление и развитие взаимоотношения детей в группе, поддержание интереса к занятиям);

2) развивающий этап (сентябрь - апрель): развитие личности ребенка в рамках различных видов его деятельности (игры, учения и др.); создание условий для развития индивидуального возрастного потенциала ребенка, ориентированного на социализацию и адаптацию личности;

3) обобщающий этап (май): выявление уровня подготовки детей к школе, объективная оценка результатов работы педагога, эффективности используемых им дидактических средств и методов обучения и контроля.

8.1. Работа с учащимися.

Реализация задач воспитания и развития.

Разделы

Мероприятия, беседы.

Время проведения

Ответственные

1.

Моя гражданская позиция

Беседа: «Я живу в России».

Мероприятия: «День защитника отечества», «День Победы».

Выставка рисунков: «Моя родина», «Мой город».

сентябрь


февраль


май


сентябрь

педагог доп. образования

педагог-организатор



педагог дополнительного образования

2.

Нравственная позиция

Беседы: «Давайте жить дружно», «Мое и чужое», «Если вместе мы друзья, зла не будет никогда», «Пункт вежливой помощи», «Мы разные, мы равные».

Участие в мероприятии: «Разноцветный букет России», Выставка рисунков «Венок дружбы».

ноябрь

педагог дополнительного образования,







педагог-организатор

3.

Моё здоровье - моё будущее.

Беседы о здоровом образе жизни, примерные темы: «Мой режим дня»,

«Чистота - залог здоровья»,

«Вредные привычки: как их избежать».

Мероприятие: «Мама, папа, я - спортивная семья».

Выставка рисунков «Здоровый образ жизни»

октябрь

педагог дополнительного образования,






педагог-организатор

4.

Семья - моя главная опора.

Праздники, посвященные красным датам календаря и знаменательным датам «Вместе весело шагать», «Новый год-семейный праздник».

Беседы: «Я и моя семья», «Профессии моих родителей»

Выставка рисунков «Моя семья», «Это - Я», «Дом моей мечты»

декабрь

педагог-организатор







педагог дополнительного образования

5.

Живая планета.

Эколого-краеведческое воспитание.

Участие в акции «Спасти и сохранить».

Выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии»;

экскурсия в музей «Знакомство с культурой народов ХМАО».

Беседа: «Мой город Радужный».

апрель





сентябрь-октябрь



март

педагог-организатор




педагог дополнительного образования

6.

Трудовое воспитание.

Беседы: «Труд людей осенью», «Труд людей зимой», «Труд людей весной», «Труд людей летом», «В мире профессий».

Выставка рисунков: «Когда я выросту, то стану…»

апрель

педагог дополнительного образования

7.

Школьная жизнь

Беседы: «Правила поведения на занятиях», «Как собраться в школу», «Я и школьные друзья»

Игра «Собери портфель».

Экскурсия в школу.

май

педагог дополнительного образования

Учебно-познавательная деятельность.

Занятия проводит педагог дополнительного образования.

Разделы

Темы занятий

1.

Вводное занятие.

Давайте познакомимся.

2.

Развитие речи.

Речь. Речь устная и письменная.

Формирование начальных представлений о слове.

Слогоударная структура слова.

Слова, обозначающие предметы, действия и признаки предметов.

Слова синонимы, антонимы, омонимы.

Составление рассказов по сюжетным картинкам.

Составление рассказов по мнемосхемам.

Литературное чтение.

3.

Обучение грамоте.

Звуки и буквы.

Звуки гласные. Звуки согласные.

Согласные твердые и мягкие звуки.

Звуковой анализ слова с помощью составления схем слова.

4.

Ознакомление с окружающим миром.

Человек и его мир. (Я и моя семья. Моя Родина. Правила хорошего тона. Мой дом. Продукты питания. Один дома. Правила дорожного движения. Части тела. Органы чувств. Одежда. Электричество. Огонь - друг, огонь- враг! Труд взрослых (профессии). Транспорт. Средства связи. Школа.)

Мир природы. (Природа живая и не живая. Погода. Времена года. Моя планета Океаны, моря и их обитатели. Суша: равнины, горы, степи, пустыни, реки и озёра. Мир растений. Этажи леса. Растения - врачи. Овощи и фрукты. Ягоды. Мир животных. Птицы. Насекомые. Наш северный край: природа Севера, жители Севера.)

5.

Математическое развитие.

Пространственные и временные отношения.

Элементы геометрии.

Количество и счет.

Числа и цифры.

Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

Задачи на логическое мышление.

Конструирование.

6.

Работа по развитию мелкой моторики руки.

Тетрадь и карандаш.

Разлиновка в тетради: строка широкая, строка узкая.

Обводка по контуру. Дорисовка.

Правила раскрашивания.

Штриховка.

Элементы букв, узоры в тетрадях.

Лепка.

7.

Итоговое занятие.

Умники и умницы.

8.2. Работа с родителями (законными представителями)

№п/п

Мероприятие

Ответственные

Время проведения

1.

Родительское собрание «Организация образовательного процесса»

Педагог дополнительного образования

Сентябрь

2.

Консультации

Педагог дополнительного образования, педагог-психолог

В течение учебного года по запросу

3.

Участие в массовых воспитательных мероприятиях

Педагог дополнительного образования

В течение учебного

4.

Посещение открытых и итоговых занятий

Педагог дополнительного образования

5.

Родительское собрание «О готовности ребенка к школе»

Педагог дополнительного образования, педагог-психолог

май

8.2. Работа с педагогическими работниками

Педагоги дополнительного образования.

№п/п

Мероприятие

Время проведения

1.

Рекламная акция объединений учреждений

сентябрь, май

2.

Участие в мероприятиях

в течение учебного года

3.

Посещение открытых и итоговых занятий

в течение учебного года

4.

Методическая работа (семинар, МО и др.)

в течение учебного года

Педагог-психолог:

№п/п

Мероприятие

Время проведения

1.

Диагностика социальной адаптации учащихся

октябрь

2.

Диагностика готовности учащихся к школе

октябрь, апрель

3.

Информационные стенды для родителей

в течение учебного года

4.

Информационные стенды для педагогов

в течение учебного года

5.

Консультации для родителей и педагогов

по запросу

Педагоги - организаторы проводят мероприятия согласно плану реализации задач воспитания и развития

IX. Ожидаемые результаты и социальный эффект.

Результатом проекта должно являться создание средового подхода для развития у ребенка начал будущего умения учиться, помочь адаптироваться и социализироваться в новой культурной и языковой среде:

1. Гармоничное развитие личностных качеств ребенка: у детей появиться уверенность в себе и своих возможностях, развиты активность, любознательность, инициативность, самостоятельность, умение общаться в различных жизненных ситуациях, умение целенаправленно владеть своим поведением, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, сформированы навыки здорового образа жизни.

2. Развиты познавательные процессы, ориентированные на зону ближайшего развития: наглядно-образное мышление; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности; развито воображение, память, речь, умение аргументировать свои высказывания.

3. Развита эмоционально-волевая сфера: сформировано умение ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия.

4. Развито творческое воображение, основанное на системе творческих способностей ребенка, креативности как ведущего свойства его личности.

5. Развито начало будущего умения учиться и самоадаптации.

Оценку эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) личностных результатов можно судить через: мониторинг определения качества знаний умений и навыков - 93%, мониторинг воспитанности - 96,6%, мониторинг определения уровня удовлетворённости родителей результатами деятельности данного проекта. На протяжении всех лет обучения уровень удовлетворенности родителей составляет 100%. Дети, используя полученные знания, умения и навыки применяют их в дальнейшей учебной деятельности. После выпуска они успешно продолжают обучение в образовательных учреждениях города. Ребята легко адаптируются в межкультурной среде.

В своей практике педагог использует карты результативности, которые позволяют отследить уровень развития ребенка (приложение 1).

X. Перспективы дальнейшего развития проекта.

Перспективы дальнейшего развития проекта заключаются в преемственности на обучения дошкольного и младше школьного возраста. Большинство учащихся, охваченных данным проектом, как правило, остаются в стенах Городского Дома детского творчества. Учащиеся начинают посещать другие объединения: вокальные, хореографические, театральные, прикладные, социально-педагогические. Дальнейшую педагогическую работу необходимо посвятить разработке опыта организации условий для создания образовательного и воспитательного пространства детей - билингвов в младшем школьном возрасте.

XII. Литература.

Для педагога. Обязательная.

1. Агаркова Н.Г., Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А., Жедек П.С. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина. - М., 1993

2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М., 1992

3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М., 2006

4. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. - М., 1988

5. Ворошникова Л.В. Конспекты занятий по развитию речи для детей дошкольного возраста.- Пермь, 1993

6. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два - ступенька… Методические рекомендации. - М., 2000

7. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду. - М., 2006

Дополнительная.

1. Баранников И.В., Варховицкая Л.А. Русский язык в картинках. - М., 1988

2. Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников. - Ростов-на-Дону, 2005

3. Волина В.В. Праздник букваря. - М., 1997

4. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у

5. дошкольников. - М., 1997

6. Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. - Санкт-Петербург, 1998

7. Доронова Т.Н., Гризик Т. И. На пороге школы. - М., 2002

8. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. - Ярославль,1997

9. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. М., 2000

10. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет.- М., 1998

11. Кузнецова Е.В, Тихонова И.А. Ступеньки к школе. - М.,1999

12. Матюгин И.Ю. Как развить память. - Сталкер, 1987

13. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников 3 -4 лет / Методические рекомендации/ - М., 1998

14. Потапова Е.Н. Радость познания. - М., 1990

15. Рихгерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей. - М.,1982

16. Программа педагога дополнительного образования от разработки до реализации./ Составитель Беспятова Н.К.- М., 2004

17. Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе Школа 2100 (Детский сад 2100) / Авторский коллектив: Леонтьев А.А (руководитель), Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. Переработанная и дополненная.. 2006 Школа 2100.ru

18. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4 - 7 лет. Из детства - в отрочество. - М, 2005

19. Тропинки. Программа развивающего дошкольного образования. tovievich.ru

Для детей.

1. Вахрушев А.А. Раутиан А.С. Окружающий мир. -М., 1998

2. Гризик Т.И. Познаю мир. - М.,2006

3. Дерягина Л.Б. Читаем, играем, познаём окружающий мир. - Санкт-Петербург, 2005

4. Крупкнчук О.И. Готовим руку к письму. Контур, линия, цвет.- Санкт-Петербург,2005

5. Лада - Гродзиская А. Математика. Моя первая книга. - М., 1995

6. Нагаева Л.Г. Готовимся к школе. - Санкт-Петербург,2005

7. Петерсон Л.Г. Кочемасова Е.Е. Альбом Игралочка. Ч. 1 - 2. Дополнительный материал к практическому курсу Игралочка. - М., 1998

8. Петерсон Л.Г. Холина Н.П. Раз - ступенька, два - ступенька… ч.1 -2. Учебное пособие по математике для дошкольников 5-6 лет.- М., 1997

9. Позднякова Я.Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики.-Санкт-Петербург, -2005

10. Рабочая тетрадь дошкольника. 30 занятий для успешной подготовки к школе. Часть1./Гаврина С.Е. - Киров, 2006

11. Рабочая тетрадь дошкольника. 30 занятий для успешной подготовки к школе. Часть2. ./Гаврина С.Е. - Киров, 2006

12. Рабочие тетради к « Программе воспитания и обучения в детском саду»/ Под редакцией Гербовой В.В. Комаровой Т.С. - М.,2006

13. Рабочие тетради. Школа для дошколят./ Под редакцией Гавриной С.Е. - М.2006

14. Узорова О.В. Нефедова Е.А. 400 узоров. - Балашиха,2004

15. Цукерман Г. А. Как Вини-Пух и все-все-все научились читать. Книга первая. - М., 1996

16. Цукерман Г. А. Как Вини-Пух и все-все-все научились читать. Книга вторая. - М., 1996

17. Эльконин Д.Б. Букварь. - М., 1995















Приложение 1.

Карты результативности.

1. Карта развития ребёнка

1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ.( Проставляются баллы: низкий -1 балл, средний -2 балла, высокий - 3 балла).

Ф.И.О.

Слово и предложение.

Слог.

Ударение.

Звуковая модель слова.

Формирование действий чтения.

Развитие связной речи.

Литературное чтение.

Мелкая моторика.

Итого ср. балл

1











2











Итого

сред. балл










Карта развития ребёнка

2. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. ( Проставляются баллы: низкий -1 балл, средний -2 балла, высокий - 3 балла).

Ф.И.О.

Слово и предложение.

Слог.

Ударение.

Звуковая модель слова.

Формирование действий чтения.

Развитие связной речи.

Литературное чтение.

Мелкая моторика.

Итого ср. балл

1











2











Итого

сред. балл










Карта развития ребёнка

2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ. ( Проставляются баллы: низкий - 1 балл, средний - 2 балла, высокий - 3 балла).

Ф.И.О.

Название государ-ства, столицы, родного города, домаш.

адреса

Правила поведе-ния в школе,

на улице и дома

Времена года,

название месяцев, дней недели, части суток

Мир

Растений

Мир животных

(птицы, насекомые)

Человек и его мир

(части тела,

профессии,

транспорт)

Итого ср. балл

1



2



Итого

ср. балл



Карта развития ребёнка

3. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. ( Проставляются баллы: низкий -1 балл, средний - 2 балла, высокий - 3 балла).

Ф.И.О.

Свойства предметов.

Пространств.

и временные отношения.

Элементы геометрии.

Количество

и счет.

Числа

от 1 до 10.

Задачи на сложе-ние и вычита-ние.

Величинна.

Логическое мышление.

Конструирование.

Итого ср. балл

1



2



Итого

ср. балл




Карта развития ребёнка 4. Сводная.

( Проставляются средние баллы из карт развития 1,2,3 ).

Ф.И.

Подготовка к

обуч. гр.

Математическое развитие

Ознакомление с окр. миром

ввод.

пром.

итог.

ввод.

пром.

итог.

ввод.

пром.

итог.

1



2



Итого ср. балл





Педагогическая оценка коммуникативного развития ребёнка.

Предлагается форма наблюдения за детьми в группе, цель - выявление возможного дискомфорта у ребёнка в процессе общения.

Ф.И. ребёнка________________________

Возраст____________________________

Дата наблюдения____________________

Наблюдение

О

Ч

И

Р

Н

Играет в одиночестве






Сидит в стороне и наблюдает за другими детьми






Его попытки установить контакт с другими детьми терпят неудачу.






Общается только с одним и тем же партнёром.






Не отходит от педагога, избегает других детей .






Вступает в конфликт с другими детьми.






Ссориться, обижает других детей.






Плачет.






Жалуется педагогу.






Намеренно мешает.






О - обычно, Ч - часто, И - иногда, Р - редко, Н - никогда.


Самооценка учащегося

Педагог рисует лесенку, насчитывающую пять ступенек. Инструкция ребёнку: «На этой лесенке расположились дети. На верхней ступеньке стоят самые хорошие дети, а на нижней стоят самые плохие. А где стоишь ты? А куда тебя поставила бы мама? А твой друг?»

Предлагается форма фиксации результатов.

Ф.И. ребёнка________________________

Возраст____________________________

Дата наблюдения____________________


Вопросы

ступеньки

Высказывания ребёнка

Комментарий

Где ты стоишь?




Куда тебя поставит мама?




Куда тебя поставит друг?




В графу «Высказывания ребёнка» заносятся все слова, произнесённые им во время работы, его вопросы, бормотания. В графу «Комментарий» заносятся все поведенческие проявления ребёнка, например, «Долго молчит» или «Отвлекается». Проводить эту работу несколько раз, например, каждый месяц. Если ребёнок устойчиво ставит себя на самую низкую ступеньку или даже на вторую снизу, это сигнал для того, чтобы разбираться, в чём дело.


Педагогическая оценка социального развития.

Схема наблюдений и оценки социальной адаптации ребёнка.

Показатели социальной адаптации.

Организо-ванная деятельность

Неорганизо-ванная деятельность

Р-П

Р-С

Р-П

Р-С

Идёт на контакт.





Откликается на просьбы и замечания.





Действует сообща.





Принимает помощь.





Устанавливает дружеские отношения.





Действует под руководством.





Действует самостоятельно.





Проявляет инициативу.





Контролирует своё поведение.





Конфликтует.





Улаживает разногласия.





Признаёт правила.





Сочувствует.





Подчиняет свои интересы интересам другого.





(Р-П взаимодействие «ребёнок - педагог», Р-С взаимодействие «ребёнок - сверстник».)

Трехбалльная шкала оценок (3 - часто, 2 - иногда, 1 - редко).

Индивидуальный профиль социальной адаптации ребёнка.

Ф.И. ребёнка________________________

Возраст____________________________

Дата наблюдения____________________

Утверждение.

2

1

0

-1

-2

Утверждение.

Легко идёт на контакт с педагогом.






Избегает контакта с педагогом.

Откликается на просьбы педагога.






Не реагирует на просьбы педагога.

С удовольствием действует с педагогом сообща.






Не любит действовать с педагогом сообща.

Успешно действует под руководством педагога.






Не умеет действовать под руководством педагога.

Легко принимает помощь педагога.






Не принимает помощь педагога.

Часто взаимодействует со сверстниками.






Избегает взаимодействия со сверстниками.

Легко устанавливает дружеские отношения со сверстниками.






С трудом устанавливает дружеские отношения со сверстниками.

Успешно участвует в коллективной игре.






Не участвует в коллективной игре.

Проявляет качества лидера.






Предпочитает подчиняться другим.

Хорошо себя чувствует в группе детей.






Не любит находиться в группе детей.

Спокойно наблюдает за действиями других детей.






Прерывает, мешает действиям других детей.

Умеет занимать других детей.






Не умеет занимать других детей.

Успешно участвует в делах и играх, предложенных другими детьми.






Не участвует в делах и играх, предложенных другими детьми.

Успешно разрешает конфликты со сверстниками.






Затрудняется разрешить конфликты со сверстниками.

Действует самостоятельно.






Не может действовать самостоятельно.

Может занять себя сам.






Не может занять себя сам.

Умеет сдерживать себя, контролирует своё поведение.






Не умеет сдерживать себя, контролировать своё поведение.

Способен жертвовать своими интересами ради других.






Ориентирован только на свои непосредственные интересы.

Не причиняет вреда книгам, игрушкам.






Часто причиняет вред книгам, игрушкам.

Хорошо знает правила в «Почемучках».






Не знает и не выполняет правила в «Почемучках».

Признаёт правила, предложенные педагогом.






Не признаёт правила, предложенные педагогом.

Признаёт правила, предложенные другими детьми.






Не признаёт правила, предложенные другими детьми.

После заполнения анкеты-таблицы отмеченные точки соединяются линиями. В результате педагог видит, в сторону каких оценок (положительных или отрицательных) сдвинут профиль. Полученный профиль покажет, в какой области социальная адаптация ребёнка осуществляется успешно, а в какой возникли затруднения.

Приложение 2.

Перечень знаний, умений и навыков, ключевых компетенций в соответствии с принципом минимакса

Требования к уровню подготовки детей.

Уровень А (планируемый минимум).

Дети должны знать:

Информационные компетенции:

  • количество месяцев в году, чередование месяцев, сколько недель в месяце, дни недели, части суток;

  • понятия гласные и согласные звуки;

  • количественный и порядковый счет в пределах десяти, смежные числа названного числа, последующее и предыдущее число;

  • геометрические фигуры: прямая, кривая, замкнутая линии, отрезок, круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник;

  • цифры от 0 до 9.

Коммуникативные компетенции:

  • понятия устная речь, письменная речь, слово, слог, звук;

Компетенции личностного самосовершенствования:

  • как называется наше государство, его столица, город в котором живем, домашний адрес;

  • правила поведения «настоящего школьника» в школе, дома, на улице, на дороге;

  • каких людей общество наделяет званием «добрый», «честный», «надежный» «человек - слово», «исполнительный»;

  • о сезонных изменениях в природе;

  • растения, деревья, кустарники, цветы, грибы, плоды, ягоды, семена;

  • дикие и домашние животные, дикие и домашние птицы, насекомые, рыбы;

  • о строении своего тела;

  • о правилах личной безопасности;

  • о правилах дорожного движения;

  • о службах помощи;

  • основные профессии человека по описанию, по картинке;

Дети должны уметь:

Информационные компетенции:

  • считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

  • соотносить запись чисел 1 - 10 с количеством и порядком предметов;

  • сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10, определять большее и меньшее;

  • решать примеры на сложение и вычитание;

  • устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева - направо, вверху - внизу, впереди - сзади, близко - далеко, выше - ниже, раньше, позже, вчера - сегодня - завтра;

  • ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета;

  • определять направление движения от себя (направо налево, вперед, назад, вверх, вниз);

  • показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта;

  • сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);

  • чертить графический диктант;

  • обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;

  • пользоваться линейкой;

  • определять количество слов в высказывании и различать самостоятельные слова (названия предметов, действий, признаков) и служебные слова (предлоги, союзы);

  • определять фонетические характеристики слова при его восприятии на слух (выделить слоги, определить звуковой состав каждого слога);

  • строить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав;

  • читать слоги;

Коммуникативные компетенции:

  • строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога;

  • устанавливать дружеские отношения со сверстниками;

  • уметь сдерживать себя, контролировать своё поведение;

  • анализировать рассказы товарищей по критериям, дополнять, уменьшать, заканчивать, составлять предложения из отдельных слов;

  • выделять в литературных произведениях средства художественной выразительности, использовать их в речи, составлять описательные, повествовательные рассказы рассуждения, пересказывать рассказы;

  • рассказывать о случаях из личного опыта, составлять, пересказывать рассказы по серии картинок или по вопросам, заканчивать предложения, предоставлять предмет по одному видимому признаку придумывать историю про него, обобщать предметы по общему признаку, находить общее свойство группы предметов, отгадывать загадки, составлять картинки из кусочков, сравнивать предметы, выкладывать их в ряд по выделенному признаку, производить группировку предметов;

Компетенции личностного самосовершенствования:

  • создавать образ человека, каким бы хотел быть;

  • соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях;

  • пользоваться календарем погоды, определять день недели, месяц по календарю;

  • различать и называть деревья и кустарники по коре, листьям и плодам;

  • различать диких и домашних животных и птиц;

  • оберегать своё здоровье;

  • контролировать и оценивать правильность собственной и чужой записи слова (высказывания), аргументируя свою оценку;

Уровень Б (ожидаемый, желательный уровень).

Дети должны знать:

Информационные компетенции:

  • названия и основные звуковые значения букв русского алфавита;

  • типы согласных звуков (звонкие, глухие, твердые, мягкие), парные и непарные согласные по звонкости-глухости и твердости-мягкости;

  • способы обозначения на письме твердости и мягкости согласных звуков, звука [й ], гласных звуков;

  • понятие ударение;

  • понятие буква, дифференциация понятий "звук" и "буква";

  • средства обозначения на письме границ высказывания (большая буква в начале и знаки в конце высказывания);

  • геометрические тела: пирамида, шар, куб, цилиндр.

Коммуникативные компетенции:

  • пересказа текста, составление загадки;

Компетенции личностного самосовершенствования:

  • семейные и народные традиции;

  • лекарственные растения;

  • хищные и травоядные животные,

  • дикие птицы - перелетные и зимующие, домашние;

Дети должны уметь:

Информационные компетенции:

  • определять время по часам;

  • ориентироваться по элементарному плану, находить последовательность событий и нарушение последовательности;

  • составить режим дня и придерживаться его;

  • образовывать слова приставочным и суффиксальным способами по определённым моделям;

  • выделять предлоги из словосочетания и предложения;

  • выявлять различия в звуковом (слоговом) составе двух слов; составлять слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок; изменять слова путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов; восстанавливать нарушенную последовательность звуков или слогов в структуре слова; последовательно преобразовывать слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава;

  • определить ударный слог;

  • соотносить буквы и звуки;

  • составлять слова, предложения из букв азбуки;

  • продолжить заданную закономерность с 1 - 2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности, уметь самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность;

  • сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого, уметь использовать для записи сравнения знаки >, <, =;

  • практически измерять длину и объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.д.).

  • выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий;

  • решать простые задачи на сложение и вычитание;

  • узнавать и называть многоугольник, шар, куб, параллелепипед (коробку), цилиндр, пирамиду, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме;

  • по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых;

  • составлять числовые выражения к математическому рассказу, придумывать математические рассказы по числовому выражению.

Коммуникативные компетенции:

  • составлять подробный рассказ о семье с названием Ф.И.О. родителей, описанием деятельности каждого, названием профессий, домашнего адреса и телефона;

  • вступать и поддерживать диалог, использовать в речи этикетные выражения, адекватно реагировать на жизненные ситуации;

  • сочинять рассказы и сказки по плану-замыслу;

  • подробно пересказывать текст; составлять рассказ-описание, рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок, творческий рассказ.

Компетенции личностного самосовершенствования:

  • создавать образ человека, каким бы хотел быть, и стремится им быть;

  • отличать и называть по описанию диких и домашних животных, насекомых, зимующих и перелётных птиц;

  • ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животными ближайшего окружения;

  • читать слова, предложения;

Также ежегодно оценивается уровень сформированности специальных знаний, умений, навыков по трехбалльной системе: 1- низкий уровень, 2- средний уровень, 3 - высокий уровень. Все данные сводятся в итоговую таблицу:


© 2010-2022