- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности Умники и умницы (общеинтеллектуальное направление)
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности Умники и умницы (общеинтеллектуальное направление)
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гладких И.В. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе плана внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 88 с УИОП, а также на основе авторского курса О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей».
Курс предназначен для работы с детьми начальных классов и представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, изобразительным искусством, риторикой, математикой, информатикой).
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
-
определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
-
в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом
Программа имеет возрастную привязку:
-
для 1-2-го класса - образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником общеинтеллектуальных знаний в различных видах деятельности;
-
для 2-3-го класса - образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям;
-
для 4-го класса - образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного интеллектуального действия.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. В 1 классе по 30 минут (33 часа), во 2-4 классах по 45 минут (34 часа). Место проведения занятий - учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7-11 лет.
Основной целью программы является воспитание творческой личности и создание условий для ее самореализации, развитие познавательных способностей ребенка.
При разработке программы занятий по развитию творческих способностей младших школьников, мною были поставлены следующие задачи:
1. Воспитательные:
-
формирование у детей основ анализа действительности;
-
эмоциональное развитие, развитие у учащихся уверенности в своих силах, чувства радости, успеха в учении;
-
развитие умения слушать мнение других и смело высказывать свои мысли;
-
развитие умения самостоятельно принимать решения.
2. Познавательные:
-
повышение уровня общей образованности младших школьников;
-
формирование положительного отношения детей к учебному процессу;
-
развитие умения анализировать и решать нестандартные, повышенной сложности и практические задачи;
-
целенаправленное развитие системно-диалектического мышления;
-
углубление мотивации и активизации познавательной и творческой деятельности учащихся.
-
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков
3. Развивающие:
-
развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;
-
развитие творческих способностей (беглость, гибкость, оригинальность мысли);
-
развитие пространственного мышления;
-
развитие речи;
-
развитие умения синтезировать, комбинировать;
-
развитие творческого воображения.
В основу программы заложены следующие принципы:
-
преемственность - каждый последующий материал базируется на знании предыдущего с расширением и углублением, что вносит новизну и не снижает интереса учащихся, тем самым осуществляется постепенное усложнение темы и переход развития интеллектуальных способностей ребенка к технологии творческого процесса;
-
интеграция - в программе заложено преподавание разных (основных) школьных предметов, что позволяет:
а) создать основу для формирования систематических межпредметных связей;
б) формировать единую гармоничную, научнообоснованную модель мира в сознании учащихся;
в) осуществить эвристическое обучение (подача материала с точки зрения разрешения проблем).
Формы и методы работы внеурочной деятельности. Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.
Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей - теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит из заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления. Обучающиеся принимают активное участие в викторинах, олимпиадах, интеллектуальных конкурсах на муниципальном и международном уровне. Проводятся защиты проектов, конкурсы, викторины, познавательные игры.
Общая характеристика
Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме занятий общеинтеллектуальной направленности. Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования 4 года, объёмом в 135 часов
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, изобразительным искусством, риторикой, математикой, информатикой).
Система занятий по программе «Логика. Память. Мышление» позволяет развить следующие универсальные учебные действия.
Познавательные:
-
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
-
формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Метапредметные:
-
создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
-
способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
Личностные:
-
воспитание межличностных отношений;
-
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Основные технологии: игровые технологии, здоровьесберегающие, проектные, информационно-коммуникативные, технология составления портфолио, компьютерные технологии обучения.
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, изобразительным искусством, риторикой, математикой, информатикой).
Методы обучения:
-
словесные, наглядные, практические.
-
индуктивные, дедуктивные.
-
репродуктивные, проблемно-поисковые.
-
самостоятельные, несамостоятельные.
Содержание курса
Вводное занятие (1 ч.). Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Интеллектуальные игры.
Тест способностей (1 ч.). Развивать умение последовательного рассуждения.
Решение нестандартных задач (3 ч.). Развитие умения решать нестандартные задачи: перекладывание счетных палочек, разрезание фигур на одинаковые части. Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи - смекалки. Задачи на взвешивание
Командные игры (2). Групповая работа. Коллективное принятие решения. Игра Брейн-ринг.
Зрительно-пространственные тесты (3 ч.). Графические матрицы: изобрази недостающий предмет.
Участие в дистанционных предметных и межпредметных конкурсах (8 ч.) Применение знаний по предмету русский язык.
Ребусы (4 ч.). Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие умения разгадывать и составлять ребусы. Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Творческая работа: составить числовой ребус.
Словесные тесты. (2 ч.). Выделение и нахождение существенных признаков предметов. Компьютерные игры.
Цепочки (3 ч.). Математические цепочки. Словесные цепочки. Творческая работа: составление цепочек вида: мел-доска-учитель-школа и т.д. Обогащение словарного запаса. Развитие быстроты реакции и концентрации внимания. Совершенствование вычислительных навыков.
Анаграммы (1 ч.) Составить новое слово, поменяв буквы местами. Творческая работа: придумать анаграмму.
Числовые тесты (1 ч.). Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Пропущенные числа. Магические треугольники и квадраты. Проектная работа: составить свой числовой тест.
Логические задачи (2 ч.). Решение логическо - поисковых заданий. «Мозговая гимнастика». Решение логических задач, задач на смекалку. Творческая работа: объединение трех предметов, по одному признаку. Решение комбинаторных задач.
Синквейн. (2 ч.) Знакомство с понятием «синквейн», составление синквейна.
Итоговое занятие (1 ч.). Тест достижений. Понравился ли курс занятий? Что бы вы хотели изучить, узнать в новом учебном году?
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
Умники и умницы
(общеинтеллектуальное направление)
4 «Б» класс
№
урока
Тема занятий
Количество часов
Описание примерного содержания занятий
Дата
примечание
план
факт
1.
Вводное занятие. Диагностика познавательных процессов.
1
Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Интеллектуальные игры.
03.09.
четверг
2.
Диагностика познавательных процессов
1
Развивать умение последовательного рассуждения.
10.09.
3.
Контрольный тест по математике ЦДО «Снейл»
1
Применение знаний по предмету математика.
17.09.
4.
Контрольный тест по русскому языку ЦДО «Снейл»
1
Применение знаний по предмету русский язык.
24.09.
5.
Командные игры
1
Групповая работа. Коллективное принятие решения. Игра Брейн-ринг.
01.10.
6.
Международный конкурс «Занимательная математика»
1
Применение знаний по предмету математика.
08.10.
7.
Зрительно-пространственные тесты
1
Графические матрицы: изобрази недостающий предмет.
15.10.
8.
Зрительно-пространственные тесты
1
Графические матрицы: изобрази недостающий предмет.
22.10.
9.
Решение текстовых задач
1
Применение знаний по предметам начального обучения. Умение составлять, придумывать, объяснять задачи.
29.10.
10.
Числовые ребусы.
1
Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Творческая работа: составить числовой ребус.
12.11.
11.
Ребусы.
1
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие умения разгадывать ребусы.
19.11.
12.
Ребусы.
1
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие умения составлять ребусы.
26.11.
13.
Международный конкурс «Мозаика»
1
Применение знаний по предметам начального обучения.
03.12.
14.
Числовые ребусы.
1
Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Творческая работа: составить числовой ребус.
10.12.
15.
Математические цепочки
1
Развитие быстроты реакции и концентрации внимания. Совершенствование вычислительных навыков.
17.12.
16.
Словесные тесты.
1
Выделение и нахождение существенных признаков предметов. Компьютерные игры.
24.12.
17.
Словесные тесты.
1
Выделение и нахождение существенных признаков предметов. Компьютерные игры.
14.01.
18.
Словесные тесты.
1
Выделение и нахождение существенных признаков предметов. Компьютерные игры.
21.01.
19.
Словесные цепочки.
1
Творческая работа: составление цепочек вида: мел-доска-учитель-школа и т.д.
28.01.
20.
Словесные цепочки.
1
Творческая работа: составление цепочек вида: мел-доска-учитель-школа и т.д. Обогащение словарного запаса.
04.02.
21.
Математические цепочки
1
Развитие быстроты реакции и концентрации внимания. Совершенствование вычислительных навыков.
11.02.
22
Международный конкурс по русскому языку «Ёж»
1
Применение знаний по предмету русский язык.
18.02.
23.
Участие во Всероссийской олимпиаде «Кенгуру»
1
Применение знаний по предмету математика.
25.02.
24.
Участие во Всероссийской олимпиаде «Кенгуру»
1
Применение знаний по предмету математика.
03.03.
25.
Анаграммы.
1
Составить новое слово, поменяв буквы местами. Творческая работа: придумать анаграмму.
10.03.
26.
Числовые тесты
1
Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Пропущенные числа. Магические треугольники и квадраты. Проектная работа: составить свой числовой тест.
17.03.
27.
Конкурс эрудитов
1
Выявление уровня развития внимания, памяти, мышления.
06.04.
28.
Логические задачи.
1
Решение логическо - поисковых заданий. «Мозговая гимнастика».
13.04.
29.
Логические задачи. Триады.
1
Решение логических задач, задач на смекалку. Творческая работа: объединение трех предметов, по одному признаку.
20.04.
30.
Логические задачи.
1
Решение комбинаторных задач.
27.04.
31.
Нестандартные задачи.
1
Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи - смекалки. Задачи на взвешивание
05.05.
32.
Синквейн.
1
Знакомство с понятием «синквейн», составление синквейна.
12.05.
33.
Синквейн.
1
Знакомство с понятием «синквейн», составление синквейна.
19.05.
34.
Итоговое занятие. Тест достижений.
1
Понравился ли курс занятий? Что бы вы хотели изучить, узнать в новом учебном году?
26.05.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.
-
Карточки.
-
Аудиоматериалы и видеоматериалы: электронное приложение к учебнику «Математика».
-
Технические средства: проектор, компьютер, интерактивная доска (экран).
-
Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 - 9 лет). / М.: Росткнига, 2013.
-
Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 - 9 лет)./Методическое пособие. 3 класс. - М.: Росткнига, 2013.
-
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Академия развития 2007 Развивающее обучение
Планируемые результаты освоения курса
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы курса «Логика. Память. Мышление».
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
-
уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
-
сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
-
формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
-
формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
-
осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
-
овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
-
соблюдать нормы этики и этикета;
-
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
-
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
-
учиться аргументировать, доказывать;
-
учиться вести дискуссию.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
-
выделять свойства предметов;
-
обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
-
сопоставлять части и целое для предметов и действий;
-
описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
-
приводить примеры истинных и ложных высказываний;
-
приводить примеры отрицаний;
-
проводить аналогию между разными предметами;
-
выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
-
рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.