Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности Умники и умницы (общеинтеллектуальное направление)

Раздел Дополнительное образование
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе плана внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 88 с УИОП, а также на основе авторского курса О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей».

Курс предназначен для работы с детьми начальных классов и представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, изобразительным искусством, риторикой, математикой, информатикой).

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;

  • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;

достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом

Программа имеет возрастную привязку:

  • для 1-2-го класса - образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником общеинтеллектуальных знаний в различных видах деятельности;

  • для 2-3-го класса - образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям;

  • для 4-го класса - образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного интеллектуального действия.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. В 1 классе по 30 минут (33 часа), во 2-4 классах по 45 минут (34 часа). Место проведения занятий - учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7-11 лет.

Основной целью программы является воспитание творческой личности и создание условий для ее самореализации, развитие познавательных способностей ребенка.

При разработке программы занятий по развитию творческих способностей младших школьников, мною были поставлены следующие задачи:

1. Воспитательные:

  • формирование у детей основ анализа действительности;

  • эмоциональное развитие, развитие у учащихся уверенности в своих силах, чувства радости, успеха в учении;

  • развитие умения слушать мнение других и смело высказывать свои мысли;

  • развитие умения самостоятельно принимать решения.

2. Познавательные:

  • повышение уровня общей образованности младших школьников;

  • формирование положительного отношения детей к учебному процессу;

  • развитие умения анализировать и решать нестандартные, повышенной сложности и практические задачи;

  • целенаправленное развитие системно-диалектического мышления;

  • углубление мотивации и активизации познавательной и творческой деятельности учащихся.

  • Формирование и развитие общеучебных умений и навыков

3. Развивающие:

  • развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;

  • развитие творческих способностей (беглость, гибкость, оригинальность мысли);

  • развитие пространственного мышления;

  • развитие речи;

  • развитие умения синтезировать, комбинировать;

  • развитие творческого воображения.

В основу программы заложены следующие принципы:

  • преемственность - каждый последующий материал базируется на знании предыдущего с расширением и углублением, что вносит новизну и не снижает интереса учащихся, тем самым осуществляется постепенное усложнение темы и переход развития интеллектуальных способностей ребенка к технологии творческого процесса;

  • интеграция - в программе заложено преподавание разных (основных) школьных предметов, что позволяет:

а) создать основу для формирования систематических межпредметных связей;

б) формировать единую гармоничную, научнообоснованную модель мира в сознании учащихся;

в) осуществить эвристическое обучение (подача материала с точки зрения разрешения проблем).

Формы и методы работы внеурочной деятельности. Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.

Ведущей формой организации занятий является групповая.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Каждое занятие состоит из двух частей - теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит из заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления. Обучающиеся принимают активное участие в викторинах, олимпиадах, интеллектуальных конкурсах на муниципальном и международном уровне. Проводятся защиты проектов, конкурсы, викторины, познавательные игры.

Общая характеристика


Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме занятий общеинтеллектуальной направленности. Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования 4 года, объёмом в 135 часов

Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, изобразительным искусством, риторикой, математикой, информатикой).

Система занятий по программе «Логика. Память. Мышление» позволяет развить следующие универсальные учебные действия.

Познавательные:

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;

  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Метапредметные:

  • создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;

  • способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

Личностные:

  • воспитание межличностных отношений;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Основные технологии: игровые технологии, здоровьесберегающие, проектные, информационно-коммуникативные, технология составления портфолио, компьютерные технологии обучения.

Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, изобразительным искусством, риторикой, математикой, информатикой).

Методы обучения:

  • словесные, наглядные, практические.

  • индуктивные, дедуктивные.

  • репродуктивные, проблемно-поисковые.

  • самостоятельные, несамостоятельные.

Содержание курса


Вводное занятие (1 ч.). Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Интеллектуальные игры.

Тест способностей (1 ч.). Развивать умение последовательного рассуждения.

Решение нестандартных задач (3 ч.). Развитие умения решать нестандартные задачи: перекладывание счетных палочек, разрезание фигур на одинаковые части. Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи - смекалки. Задачи на взвешивание

Командные игры (2). Групповая работа. Коллективное принятие решения. Игра Брейн-ринг.

Зрительно-пространственные тесты (3 ч.). Графические матрицы: изобрази недостающий предмет.

Участие в дистанционных предметных и межпредметных конкурсах (8 ч.) Применение знаний по предмету русский язык.

Ребусы (4 ч.). Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие умения разгадывать и составлять ребусы. Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Творческая работа: составить числовой ребус.

Словесные тесты. (2 ч.). Выделение и нахождение существенных признаков предметов. Компьютерные игры.

Цепочки (3 ч.). Математические цепочки. Словесные цепочки. Творческая работа: составление цепочек вида: мел-доска-учитель-школа и т.д. Обогащение словарного запаса. Развитие быстроты реакции и концентрации внимания. Совершенствование вычислительных навыков.

Анаграммы (1 ч.) Составить новое слово, поменяв буквы местами. Творческая работа: придумать анаграмму.

Числовые тесты (1 ч.). Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Пропущенные числа. Магические треугольники и квадраты. Проектная работа: составить свой числовой тест.

Логические задачи (2 ч.). Решение логическо - поисковых заданий. «Мозговая гимнастика». Решение логических задач, задач на смекалку. Творческая работа: объединение трех предметов, по одному признаку. Решение комбинаторных задач.

Синквейн. (2 ч.) Знакомство с понятием «синквейн», составление синквейна.

Итоговое занятие (1 ч.). Тест достижений. Понравился ли курс занятий? Что бы вы хотели изучить, узнать в новом учебном году?

Приложение №1

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

Умники и умницы

(общеинтеллектуальное направление)

4 «Б» класс

урока

Тема занятий

Количество часов

Описание примерного содержания занятий

Дата

примечание

план

факт

1.

Вводное занятие. Диагностика познавательных процессов.

1

Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Интеллектуальные игры.

03.09.

четверг

2.

Диагностика познавательных процессов

1

Развивать умение последовательного рассуждения.

10.09.

3.

Контрольный тест по математике ЦДО «Снейл»

1

Применение знаний по предмету математика.

17.09.

4.

Контрольный тест по русскому языку ЦДО «Снейл»

1

Применение знаний по предмету русский язык.

24.09.

5.

Командные игры

1

Групповая работа. Коллективное принятие решения. Игра Брейн-ринг.

01.10.

6.

Международный конкурс «Занимательная математика»

1

Применение знаний по предмету математика.

08.10.

7.

Зрительно-пространственные тесты

1

Графические матрицы: изобрази недостающий предмет.

15.10.

8.

Зрительно-пространственные тесты

1

Графические матрицы: изобрази недостающий предмет.

22.10.

9.

Решение текстовых задач

1

Применение знаний по предметам начального обучения. Умение составлять, придумывать, объяснять задачи.

29.10.

10.

Числовые ребусы.

1

Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Творческая работа: составить числовой ребус.

12.11.

11.

Ребусы.

1

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие умения разгадывать ребусы.

19.11.

12.

Ребусы.

1

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие умения составлять ребусы.

26.11.

13.

Международный конкурс «Мозаика»

1

Применение знаний по предметам начального обучения.

03.12.

14.

Числовые ребусы.

1

Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Творческая работа: составить числовой ребус.

10.12.

15.

Математические цепочки

1

Развитие быстроты реакции и концентрации внимания. Совершенствование вычислительных навыков.

17.12.

16.

Словесные тесты.

1

Выделение и нахождение существенных признаков предметов. Компьютерные игры.

24.12.

17.

Словесные тесты.

1

Выделение и нахождение существенных признаков предметов. Компьютерные игры.

14.01.

18.

Словесные тесты.

1

Выделение и нахождение существенных признаков предметов. Компьютерные игры.

21.01.

19.

Словесные цепочки.

1

Творческая работа: составление цепочек вида: мел-доска-учитель-школа и т.д.

28.01.

20.

Словесные цепочки.

1

Творческая работа: составление цепочек вида: мел-доска-учитель-школа и т.д. Обогащение словарного запаса.

04.02.

21.

Математические цепочки

1

Развитие быстроты реакции и концентрации внимания. Совершенствование вычислительных навыков.

11.02.

22

Международный конкурс по русскому языку «Ёж»

1

Применение знаний по предмету русский язык.

18.02.

23.

Участие во Всероссийской олимпиаде «Кенгуру»

1

Применение знаний по предмету математика.

25.02.

24.

Участие во Всероссийской олимпиаде «Кенгуру»

1

Применение знаний по предмету математика.

03.03.

25.

Анаграммы.

1

Составить новое слово, поменяв буквы местами. Творческая работа: придумать анаграмму.

10.03.

26.

Числовые тесты

1

Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Пропущенные числа. Магические треугольники и квадраты. Проектная работа: составить свой числовой тест.

17.03.

27.

Конкурс эрудитов

1

Выявление уровня развития внимания, памяти, мышления.

06.04.

28.

Логические задачи.

1

Решение логическо - поисковых заданий. «Мозговая гимнастика».

13.04.

29.

Логические задачи. Триады.

1

Решение логических задач, задач на смекалку. Творческая работа: объединение трех предметов, по одному признаку.

20.04.

30.

Логические задачи.

1

Решение комбинаторных задач.

27.04.

31.

Нестандартные задачи.

1

Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи - смекалки. Задачи на взвешивание

05.05.

32.

Синквейн.

1

Знакомство с понятием «синквейн», составление синквейна.

12.05.

33.

Синквейн.

1

Знакомство с понятием «синквейн», составление синквейна.

19.05.

34.

Итоговое занятие. Тест достижений.

1

Понравился ли курс занятий? Что бы вы хотели изучить, узнать в новом учебном году?

26.05.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.


  1. Карточки.

  2. Аудиоматериалы и видеоматериалы: электронное приложение к учебнику «Математика».

  3. Технические средства: проектор, компьютер, интерактивная доска (экран).

  4. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 - 9 лет). / М.: Росткнига, 2013.

  5. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 - 9 лет)./Методическое пособие. 3 класс. - М.: Росткнига, 2013.

  6. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Академия развития 2007 Развивающее обучение

Планируемые результаты освоения курса

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы курса «Логика. Память. Мышление».

В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:

Регулятивные УДД:

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

  • соблюдать нормы этики и этикета;

  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • учиться аргументировать, доказывать;

  • учиться вести дискуссию.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • выделять свойства предметов;

  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;

  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;

  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;

  • приводить примеры отрицаний;

  • проводить аналогию между разными предметами;

  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;

  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.

© 2010-2022