Методическая работа Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики пальцев с начинающими в классе фортепиано

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДШИ № 3 г. Ржев


Методическая работа

«Пальчиковые игры как способ развития мелкой

моторики пальцев в работе с начинающими

в классе фортепиано»




Преподаватель по классу фортепиано

Бабкина Галина Анатольевна

2016 г. г. Ржев

Все мы знаем что первые годы обучения являются важной частью жизни ребенка, где создается фундамент, на котором будет строится его дальнейшее развитие и сформируется его отношение к музыке как к искусству. Для дошкольников наша школа является первой школой в его маленькой пока жизни, а мы -его первыми учителями и заинтересовать ребенка, не спугнуть его , привлечь к себе симпатии - наша задача.

Игровой принцип подачи материала выбран неслучайно. Игра является одним из главных средств познания для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, а поэтому и наиболее действенным в процессе обучения, и я считаю что пренебрегать игрой вовсе и даже сокращать объем игровой деятельности на уроке не стоит. Очень важно и необходимо говорить с ребенком не на взрослом теоретически-умном, а на понятном и доступном ему языке

В чем же состоит суть игровых технологий?

Педагог ставит перед собой профессиональную задачу, чему он собирается научить ребенка. После этого разрабатывается методический путь достижения результата через образы, игрушки, картинки, театр ,то есть весь музыкально-дидактический материал который есть у вас в наличии. Задача может быть совершенно не детской, но поданная в детском образном виде может быть запросто усвоена. То есть музыкальные игры- это методически организованная деятельность, нацеленная на развитие муз и способностей и определенных музыкальных навыков. И не следует бояться закрепления за каким либо слуховым элементом конкретной образной ассоциации. Однако образ и термин должны обязательно существовать вместе. Если постоянно обращать внимание на это двойное определение ,то впоследствии переход только к терминам будет естественным и безболезненным

Функции игровых технологий:


  • Обучающая - развитие обще-учебных умений и навыков, таких как память, внимание, восприятие и др.

  • Развлекательная - создание благоприятной атмосферы на занятии.

  • Самовыражение - стремление в игре реализовать свои творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал.

  • Релаксационная - снятие эмоционального и физического напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему учащегося при интенсивном занятии.

  • Психотехническая - подготовка трудных пассажей, новых технических навыков, настрой для концертного выступления.

  • Коммуникативная - объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов.

Дальше я хотела бы подробнее остановиться на одной из технологий, наиболее важной для развития пианистического аппарата ребенка, это пальчиковые игры

Пальчиковые игры

Известному педагогу В.С.Сухомлинскому принадлежат слова «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

На сегодняшний день общеизвестен факт: уровень развития высших форм познавательной деятельности находится в прямой зависимости от двигательного аппарата в целом, а особенно от степени сформированности тонких движений кисти и пальцев рук. В связи с этим на наших занятиях включаются мероприятия по развитию мелкой моторики рук и я считаю, что они должны обязательно присутствовать в развивающем обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулирует развитие речи ,творческие способности, фантазию. Простые упражнения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мыщцы всего тела.

А теперь немного истории:

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае - упражнения с каменными и металлическими шарами, и жители Поднебесья считают что регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность всех систем организма, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами, в азиатских и арабских странах перебирание четок. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И Россия не отставала. Все мы прошли и наши дети через «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». А ведь это же такие пальчиковые игры.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к игре. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком. Большое разнообразие пальчиковой гимнастики представлены в современных методических пособиях, таких как « Медведь и ягодка» Т.А. Боровика, « Пальчиковая гимнастика для развития дошкольников» Л.П.Савиной, «Музыкальная гимнастика для пальчиков» М.А.Ковалевской и многие др.

Большое значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. Движение рук построено на занимательно-игровой основе (пальчиковая игра). Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Игра - один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

аких - либо рифмованных историй, стихов и сказок при помощи пальцев рук отражающих реальности окружающего мира.

История существования пальчиковых игр исчисляется столетием. Традиционные пальчиковые игры можно разделить на две группы:

1. Игро­вой фольклор - прибаутки, потешки, забавы, обращённые к детям младенческого и раннего возраста,

2. Игры с правилами для де­тей постарше.

По определению Е. Борисовой, пальчиковая игра - это инсценировка в воображаемой ситуации, кИгры часто «растут» с детьми. Одна и та же игра, постепенно усложняясь, может сопровождать ребенка от младенчества до отрочества. Сюжет игры остается тем же, но внутри него происходит переход от пассивных движений к активным, от простейших условий к трудным.

В старшем дошкольном возрасте для пальчиковой игры характерна развернутость движений. Дети пробуют придумывать новые образы и движения, которые важны для формирования чувства уверенности, ловкости, мышления и воображения. В старшем возрасте ребёнок обладает повышенной чув­ствительностью к языку, его звуковой и смысловой сторонам. В играх с пальцами звучание голоса, громкость произносимого текста, а также движения отдельных пальцев и всей руки должны быть особен­но выразительными. Нужно произносить стихи, то повышая, то пони­жая голос, делая паузы, выделяя какие-то слова; движения выполнять синхронно со стихами или в паузах. Весёлые стихи, сопровождающие игру, способствуют созданию хо­рошего настроения, интереса к игре, развитию речи, чувства ритма.

Основные принципы проведения пальчиковых игр:


1. Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
2. Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу

(к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.

3. Нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Этапы разучивания игр:

  1. Взрослый сначала показывает игру сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики, а так же речи, памяти, внимания, мимики детей и учат общению. Играя с пальчиками, ребенок сначала вслушивается в речь взрослого, усваивая фонетические и грамматические нормы родного языка, затем запоминает и уже сам проговаривает знакомый текст во время игры.

Стихи, сопровождающие движения рук и пальцев,- это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почер­ка), для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма (пропуска глас­ных). С помощью пальчиковых игр ребенок получает разнообразные зрительные, слуховые и тактильные впечатления, у него развивается внимательность, способность сосредотачиваться и переключаться, умение концентрировать свое внимание и правильно его распределять, совершенствуются умения соотнести то, что он видит и слышит с траекторией движения его руки.



Теперь я хочу конкретно остановиться на тех пальчиковых играх ,которые использую на уроках.


  • Игры за столом

Используется пальчиковый тренажер из серии обучающих игр «Тренажеры»

Он помогает в простой и увлекательной стихотворной форме провести комплекс упражнений, направленный на улучшение общей координации и мелкой моторики рук. Участвуя в веселом приключении, ребенок подготовит руку к игре на инструменте.

Автор игры О.Емельянова

Эта игра позволяет усвоить не только чередование пальцев, но является первым этапом для последующей постановки руки.

Игровое поле состоит из упражнений-приключений, соединенных разными дорожками. Начало каждой дорожки отмечено кружочком, а окончание - стрелочкой. Педагог читает стихотворение, а ребенок выполняет упражнение. Комплекс упражнений рассчитан на поочередную разработку пальцев рук и на приобретение умения действовать не всей рукой целиком, а каждым пальцем в отдельности. Все упражнения проиллюстрированы в правилах игры на примере указательного пальца. Конечно, главное внимание всегда уделяется разрабатыванию пальцев ведущей, как правило, правой руки. Но не стоит забывать и о левой, поскольку развитие ее мелкой моторики в равной степени влияет на умственные и творческие способности ребенка. Поэтому, освоив комплекс упражнений для всех пальцев правой руки, можно и нужно перейти к тренировке пальчиков левой руки.

Методическая работа Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики пальцев с начинающими в классе фортепианоМетодическая работа Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики пальцев с начинающими в классе фортепианоМетодическая работа Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики пальцев с начинающими в классе фортепиано


  • Пальчиковые игры на фиксирование произносимых действий.

Самый распространенный вид пальчиковых игр. Выполняются под музыкальное сопровождение или же под декламацию стихов с одновременным действием, которое производит ребенок. Все упражнения выполняются в медленном темпе, при этом необходимо следить за правильной постановкой пальцев и кисти, точным переключением с одного движения на другое, стараться вовлекать в эти упражнения все пальцы рук.

Упражнение мы выполняем вместе, при этом необходимо продемонстрировать собственную увлеченность игрой.

«Фонарики»

Исходное положение. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.

Фонарики зажглись! (пальцы выпрямить).

Фонарики погасли! (пальцы сжать).

Упражнение выполнять несколько раз.

Поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счет «раз-два». На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп.

«Деревья»

Высокие красивые Показываем руками «дере-

деревья здесь растут, вья».

корни под землею Показываем руками «корни».

для них водичку пьют.

Исходное положение. Ладони опущены вниз и прижаты друг к другу тыльной стороной. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать в таком положении кисти рук, потом встряхнуть.

«Лыжник»

Не отрывая указательный и средний пальцы от «лыж», ребенок «едет» скользящими движениями по столу.

Утром на лыжах кататься пошли,

Быстро до леса на лыжах дошли.

Время к обеду - весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли.

Игры с пальчиками

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Наибольшее внимание ребенка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно протекать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

«Разминка»

Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом.

Головами покиваем,

Носиками помотаем,

А зубами постучим

И немножко помолчим.

Прижимаем указательные пальцы к губам.

Плечиками мы покрутим

И про ручки не забудем.

Пальчиками потрясем

И немножко отдохнем.

Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками,

Мы ногами поболтаем

И чуть-чуть поприседаем.

Ножку ножкой подобьем

И сначала все начнем.

Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.

Головами покиваем,

Плечиками мы покрутим.

«Моя семья»

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это - мама,

Это - я,

Это - бабушка моя,

Это - папа,

Это - дед.

И у нас разлада нет.

«Моем руки»

«Моем руки». Ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук.

Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!

«Стряхиваем водичку с рук». Пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.

Брызги - вправо,

брызги - влево!

Мокрым стало наше тело!

«Гроза»

Капли первые упали,

(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)

Пауков перепугали.

(внутренняя сторона ладони опущена вниз;

пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,

показать, как разбегаются пауки)

Дождик застучал сильней,

(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Птички скрылись средь ветвей.

(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;

махать пальцами, сжатыми вместе).

Дождь полил как из ведра,

(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Разбежалась детвора.

(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,

изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).

В небе молния сверкает,

(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)

Гром все небо разрывает.

(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)

А потом из тучи солнце

(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)

Вновь посмотрит нам в оконце!


Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и , если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке. Наибольшее внимание ребенка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Вы можете пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

Соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления - это и есть пальчиковые игры. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей.

Пальчиковые игры

ЧЕРЕПАШКА

Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.

Моя черепашка в коробке живёт,

Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре).

Купается в ванне,

Волнообразные движение кулаком в воздухе.

По полу ползёт.

"Черепашка" ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре).

Её на ладошке я буду носить,

Руки возвращаются в исходное положение.

Она не захочет меня укусить

Отрицательный жест головой.

ГОРШОК

Под крышкой -

Сомкнуть пальцы, ладонь повернуть вниз.

Маленький горшок,

Прижать к ладони кулак другой руки. Большой палец внутри.

Открыли крышку -

Поворачиваем "крышку" ладонью вверх.

Мышка - скок!

Резко поднимаем большой палец.

РАДУГА

Гляньте: радуга над нами,

Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).

Над деревьями,

Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.

Домами,

Руки сложены над головой крышей.

И над морем, над волной,

Нарисовать волну рукой.

И немножко надо мной.

Дотронуться до головы.

МОИ ВЕЩИ

Вот это - мой зонтик,

Я в дождь хожу с ним

Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик).

Пусть дождь барабанит -

Останусь сухим.

"Барабаним" пальцами левой руки по правой (зонтику).

А вот моя книжка,

Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты.

Могу почитать,

Раскрываем ладони "книжечкой".

Могу вам картиночки

В ней показать.

Руки вытягиваем, ладони открыты.

Вот это - мой мяч,

Очень ловкий, смешной

Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.

Его я бросаю


  • Пальчиковый театр (можно использовать сказки: «Теремок», «Колобок», «Репка» и др.)

Данный тип пальчиковой гимнастики является очень ярким, насыщенным действием и наиболее любимым у малышей. Здесь предполагается наличие костюмированной атрибутики для пальчиков (персонажи из сказок) ,которую можно приобрести в магазинах игрушек или сделать своими руками. Я выступаю в роли повествователя музыкальной сказки , а ребенок проявляет свои артистические способности, производит действия персонажей пальчиками, тем самым развивает цепкость пальцев, что является важным для пианиста. Игра создает на уроке атмосферу непринужденности, эмоциональной отзывчивости. Это очень важно, потому что в таких условиях наиболее полно раскрываются творческие возможности детей. Сборники музыкальных сказок можно найти в нотных отделах или в интернете. Здесь все зависит уже от педагога, его выдумки и фантазии.

После наших маленьких спектаклей я даю ребенку возможность представить себя художником-творцом, который воплощает свой художественный замысел в изобразительном искусстве - рисование на сюжеты музыкальных сказок.

Владение пианистическим аппаратом представляет собой сложный комплекс, который находится в постоянном движении. Учащийся постепенно усваивает в упражнениях следующие пианистические движения и навыки:

  • Чуткость и цепкость кончиков пальцев

  • Организация округлой кисти руки и упругого свода;

  • Горизонтальные, вертикальные, кругообразные движения запястья.

  • Самостоятельность и активность пальцев;

  • Положение и действие 1 пальца

Таким образом в своей методической работе из всего обширного комплекса умений и навыков я выделила одну область освоения игровых навыков в обучении: развитие двигательных способностей учащихся, формирующих базовые пианистические навыки. Цель моей работы-систематизация и обобщение упражнений, которые в игровой форме поиогут развитию мелкой моторики пальцев.


© 2010-2022