ПРОЕКТ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ДЕТЕЙ С ОВЗ

Раздел Дополнительное образование
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОЕКТ

Развитие творческих способностей детей на занятиях предметов художественно-эстетического цикла в общеобразовательной школе в условиях ФГОС




Авторы проекта:

1. Пантелеева И.Ю, учитель ИЗО

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………………3

  2. Актуальность проекта ………………………………………………….5

  3. Цель и задачи проекта ………………………………………………….7

    1. Целевая группа проекта

    2. Объект исследования

    3. Предмет исследования

  4. Образовательная программа «Русская тряпичная кукла» в рамках внеурочной деятельности для учащихся общеобразовательной школы в условиях интеграции предметов художественно-эстетического

цикла ………………..…………………………………………………………8

    1. Жизненный цикл и этапы реализации проекта

    2. Ожидаемые результаты реализации проекта

    3. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

  1. Заключение………………………………………………………………14

  2. Список использованных документов и источников информации……17

Приложение …………………………………………………………………18





  1. Введение


«Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком»

С.Л. Рубинштейн.

Модернизация российского образования в качестве одной из основных целей предполагает воспитание людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, креативностью (Национальная инициатива «Наша новая школа»). Сегодня у специалистов по психологии нет сомнений: каждый человек способен к творчеству! Способность увидеть неожиданный новый выход из ситуации, придумать оригинальную идею и особый способ ее воплощения жизненно необходимы каждому человеку. Эдвард де Боно определил творчество как естественную потребность человека.

Много веков назад древнегреческий учёный и философ Протагор сказал «Человек- мера всех вещей». Прошли века, но актуальность его слов стала ещё острее.

В судьбах наших детей такие свойства личности, как активность, самостоятельность, способность к творчеству могут сыграть решающую роль. В жизни детей именно творчество и творческая деятельность оказывают существенное влияние на формирование личности ребёнка и его творческой активности как важнейшего свойства личности.

Ценную информацию о внутреннем мире ребёнка, о его чувствах и переживаниях мы можем получить, не только наблюдая, но и изучая продукты детского творчества.

Как известно, эстетическое воспитание, будучи сложной философской и педагогической категорией, включает в себя воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках людей) и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и способности участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни.

Внеурочная деятельность обладает большим потенциалом для развития креативности, творческой активности детей. В основе проектного метода лежит идея Джона Дьюи, суть которой заключалась в том, чтобы стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления).

В работе с детьми используются следующие типы проектов:

Исследовательско-творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (Музыкальные инсценировки, газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, коллективное музицирование и пр.)

Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы

Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п.

Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Метод проектов позволяет формировать личностные качества:

- Умение работать в коллективе, принимать решение, анализировать результаты деятельности.

- Меняется и роль воспитанников: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными слушателями.

- У воспитанников вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию. Они свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

- На этапе самоанализа дети анализируют выбранную логику, объективные и субъективные причины неудач и т.п. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию.

Использование в работе с детьми школьного возраста проектного метода позволяет избежать эмоционального, физического, интеллектуального перенапряжения детей. Поскольку образовательные задачи решаются вне непосредственно образовательной деятельности, в ходе совместной деятельности детей и взрослых, в свободной деятельности детей.

  1. Актуальность проекта

Внеурочная деятельность включает в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов. Именно во внеурочной деятельности становится возможным индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и творческими возможностями. Все дети нуждаются в общении, внимании, заботе. Большая ответственность возлагается на педагога, который поможет ребенку с разными творческими способностями познать мир, сложный и недоступный. Именно педагог помогает ребенку познать себя, преодолеть себя и творчески раскрыться. И именно в занятиях творчеством любой ребенок находит отдушину в этом сложном мире, оно является самовыражением и самореализацией.

Игра и игрушка - это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт.

С давних времен кукла считалась не только предметом игры, она была символом счастья и прибыли, ей приписывали магические и охранительные функции. Для взрослых она также является предметом внимания. Сейчас кукла, выполненная своими руками, может служить сувениром и подароком к празднику.

Считалось, что детские игры могут вызвать богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если же небрежно - беда. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком. Важную роль отводили кукле - она была символом продолжения рода, и игры в куклы особенно поощрялись.

Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству.

Кукла как символ - становилась участницей многих ритуальных обрядов и праздников.

Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия ХХ века была тряпичная кукла. В игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы.

Тряпичных кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. С большим старанием куклу «рядили», зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве ее хозяйки. Кукле пришивали косу. А вот лицо не делали - она оставалась «безликой». «Безликость» - следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку боялись уподобить человеку. По народным поверьям кукла с «лицом» обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики, брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни.

В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол. Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить: по назначению - на игровые, обереги и обрядовые; по образу - на куклу-крестьянку и куклу-барыню; по способу изготовления - на сшивную и несшивную (закрутку).

В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:

  • сам процесс изготовления приносит радость;

  • работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;

  • при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук;

  • изготовив игрушку, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает, поет ей песни, рассказывает сказки), т.е. осваивает различные социальные роли;

  • застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя.

Таким образом, кукла выполняет эмоционально-коррекционную функцию.






  1. Цель и задачи проекта

Цель проекта:

разработка и реализация комплекта учебно-методических материалов к занятиям по образовательной программе «Русская тряпичная кукла», направленных на формирование творческих способностей у школьников в условиях интеграции предметов художественно-эстетического цикла в общеобразовательной школе в условиях ФГОС.

Задачи проекта:

1.Изучить научно-методические основы и нормативно правовые документы в области интеграции предметов художественно-эстетического цикла в общеобразовательной школе в условиях ФГОС.

2.Определить структуру и содержание образовательной программы «Русская тряпичная кукла». Разработать программу.

3.Разработать информационно-образовательную среду программы (материалы для творчества, образцы изделия, создание презентации)

4.Провести занятие по программе «Русская тряпичная кукла» и оценить его эффективность по средствам проведения выставки ученических работ

5.Разработать мастер - класс по проведению внеурочного занятия в общеобразовательной школе в условиях ФГОС


  1. . Целевая группа проекта:

учащиеся основной общеобразовательной школы .

  1. Объект исследования

внеурочная деятельность в общеобразовательной школе в условиях ФГОС.

Предмет исследования

занятия по прикладному творчеству в общеобразовательной школе в условиях ФГОС



  1. Проектное решение

Образовательная программа «Русская тряпичная кукла» в рамках внеурочной деятельности для учащихся ООШ

Пояснительная записка

Мы знаем, что творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.

Игра и игрушка - это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт.

Все девочки любят играть в куклы. Куклы любили их бабушки и прабабушки всех сословий. С ней играли в царских дворцах и крестьянских избах. С давних времен кукла считалась не только предметом игры, она была символом счастья и прибыли, ей приписывали магические и охранительные функции. Для взрослых она также является предметом внимания. Сейчас кукла, выполненная своими руками, может служить сувениром и подарком к празднику.

Считалось, что детские игры могут вызвать богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если же небрежно - беда. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком. Важную роль отводили кукле - она была символом продолжения рода, и игры в куклы особенно поощрялись.

Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству.

Кукла как символ - становилась участницей многих ритуальных обрядов и праздников.

Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия ХХ века была тряпичная кукла. В игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы.

Тряпичных кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. С большим старанием куклу «рядили», зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве ее хозяйки. Кукле пришивали косу. А вот лицо не делали - она оставалась «безликой». «Безликость» - следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку боялись уподобить человеку. По народным поверьям кукла с «лицом» обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики, брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни.

В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол. Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить: по назначению - на игровые, обереги и обрядовые; по образу - на куклу-крестьянку и куклу-барыню; по способу изготовления - на сшивную и несшивную (закрутку).

В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:

  • сам процесс изготовления приносит радость;

  • работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;

  • при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук;

  • изготовив игрушку, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает, поет ей песни), т.е. осваивает различные социальные роли;

  • застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию.

Цель: прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества через изготовление образцов кукол.

Задачи:

  • содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;

  • знакомить с народными традициями, в которых были задействованы тряпичные куклы;

  • формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами;

  • развивать у детей творческие способности;

  • формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности;

  • прививать любовь к обычаям предков;

  • воспитывать трудолюбие, развивать художественный вкус.

Методы обучения:

  • методы эмоционального стимулирования художественно-практической деятельности (создание ситуации успеха, поощрение, использование игровых ситуаций с помощью изготовленных детьми кукол);

  • методы развития познавательного интереса (создание познавательной ситуации: удивительные факты, загадки; создание ситуации творчества);

Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами;

  • общие сведения о народных ремёслах, обрядах и традициях;

  • историю русской тряпичной куклы.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять требования безопасного труда;

  • подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение;

  • освоить технологию изготовления тряпичной куклы.

Программа «Русская тряпичная кукла» рассчитана на 1 год обучения и является программой дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению внеурочной деятельности. Количество часов за год составляет 34часа. Возраст детей - 7-13 лет. Занятия проходят один раз в неделю по 1 часу или по 2 часа один раз в две недели. 70% учебного времени отводится на практические работы.

Занятия необходимо проводить в специально приспособленном для кружковых занятий помещении.

Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы:

  • лоскут тканей из хлопка, льна, шёлка;

  • швейные нитки №40, пряжа;

  • вата, отходы ватина, синтепона;

  • тесьма, лента, кружево, бисер, бусины;

  • ножницы, мел, простой карандаш, сантиметровая лента, ручные иглы, линейка, утюг.



Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Введение. Безопасность труда

1

Русский народный костюм

2

1.

Обрядовые куклы

6

1.1.Куватка

2

1.2. Свадебная (Неразлучнички)

2

1.3. Пеленашка

1

1.4. Пасхальная голубка

1

2.

Обереговые куклы

16

2.1. Баба

2

2.2. Рождественский ангел

1

2.3. Лихоманки

2

2.4. День и Ночь

2

2.5. Колокольчик

2

2.6. Десятиручка

2

2.7. Кубышка-Травница

2

2.8. Зернушка

2

2.9. Столбушка

1

3.

Игровые куклы

8

3.1. Узелковая

2

3.2. Зайчик на пальчик

2

3.3. Девка-Баба

2

3.4. Малышок-голышок

2

Организация выставки работ

1

Итого:

34



Содержание программы

Введение. Безопасность труда.

Цели и задачи курса. Краткая история русской тряпичной куклы. Знакомство с планом работы творческого объединения и с образцами различных кукол.

Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе с основными инструментами (игла, ножницы).

Русский народный костюм

Мужской костюм. Женский костюм. Головной убор. Пояс. Украшения, конструкция и орнамент русского костюма.

1. Обрядовые куклы

1.1. Куватка

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
Изготовление куклы.

1.2. Свадебная (Неразлучнички)

Традиции русской народной свадьбы. История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
Изготовление куклы.

1.3. Пеленашка

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
Изготовление куклы.

1.4. Пасхальная голубка

Праздник «Пасха». История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
Изготовление куклы.

2. Обереговые куклы

2.1. Баба

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
Изготовление куклы.

2.2. Рождественский ангел

Зимние Святки. История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
Изготовление куклы.

2.3. Лихоманки

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
Изготовление куклы.

2.4. День и Ночь

Обереги жилища. История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
Изготовление куклы.

2.5. Колокольчик

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
Изготовление куклы.

2.6. Десятиручка

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
Изготовление куклы.

2.7. Кубышка-Травница

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
Изготовление куклы.

2.8. Зернушка

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
Изготовление куклы.

2.9. Столбушка

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
Изготовление куклы.

3. Игровые куклы

3.1. Узелковая

«Живая» кукла, кукла с головой из завязанного узлом лоскута, узелковая кукла с круглой головой. Технология изготовления кукол.
Практическая работа: Изготовление кукол.

3.2. Зайчик на пальчик

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
Изготовление куклы.

3.3. Девка-Баба

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
Изготовление куклы.

3.4. Малышок-голышок

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
Изготовление куклы.

Организация выставки работ

Выставка работ учащихся. Подведение итогов работы творческого объединения.


4.1. Жизненный цикл и этапы реализации проекта

Этапы реализации проекта

I этап - подготовительный: определение направлений работы, изучение и оценка различных видов источников информации для проекта (июнь - август);

II этап - исследовательский: поиск накопление и систематизация информации о тряпичной кукле, осознание ее места в русской культуре (июль-август);

III этап - творческий: изучение и изготовление различных видов кукол, создание информационного стенда и подготовка презентации проекта (сентябрь -май);

IV этап - выставка работ обучающихся (октябрь, декабрь, март, май).

Программа проектных мероприятий


Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный


Этап 1

1

Подготовительный: определение направлений работы, изучение и оценка различных видов источников информации для проекта

Общеобразовательная организация

Июль-август

Руководитель кружка


Этап 2

2

Исследовательский: поиск накопление и систематизация информации о тряпичной кукле, осознание ее места в русской культуре

Общеобразовательная организация

Июль-август

Руководитель кружка


Этап III

3

Творческий: изучение и изготовление различных видов кукол, создание информационного стенда и подготовка презентации проекта

Общеобразовательная организация

Сентябрь - май

Руководитель кружка, обучающиеся



Этап IV



4

Выставка работ обучающихся

Общеобразовательная организация

Октябрь, декабрь, март, май

Руководитель кружка, обучающиеся

4.2. Ожидаемые результаты реализации проекта

Внеурочная деятельность детей призвана создавать условия для того, чтобы каждый ребенок мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные возможности и особенности, свои творческие интересы и потребности.

Учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами;

  • общие сведения о народных ремёслах, обрядах и традициях;

  • историю русской тряпичной куклы.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять требования безопасного труда;

  • подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение;

  • освоить технологию изготовления тряпичной куклы.

В условиях внеурочной деятельности по образовательной программе «Русская тряпичная кукла» каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей, преодолевая внутренние трудности, кусочек фантазии есть в каждом ребенке, который чувствуя, размышляя, действуя вносит в жизнь крупицу своего «Я».

4.3. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

1

2

3

Критерий эффективности

Условие (%)

Измеритель

Выставка детских работ

100%

Отзывы о выставке учащихся школы, родителей


5. Заключение

О гуманности человеческого общества правомерно судят по его отношению к наиболее слабым и уязвимым своим согражданам - детям, старикам, инвалидам.

В судьбах наших детей такие свойства личности, как активность, самостоятельность, способность к творчеству могут сыграть решающую роль. В жизни детей именно творчество и творческая деятельность оказывают существенное влияние на формирование личности ребёнка и его творческой активности как важнейшего свойства личности.

Ценную информацию о внутреннем мире ребёнка, о его чувствах и переживаниях мы можем получить, не только наблюдая, но и изучая продукты детского творчества.

А так как почти все дети любят рисовать, то рисунки и являются одним из самых доступных способов «знакомств» с ребёнком.

Внеурочная деятельность обладает большим потенциалом для развития креативности, творческой активности школьников. В основе проектного метода лежит идея Джона Дьюи, суть которой заключалась в том, чтобы стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления.

Внеурочная деятельность включает в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов. Именно во внеурочной деятельности становится возможным индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и творческими возможностями. Все дети нуждается в общении, внимании, заботе. Большая ответственность возлагается на педагога, который поможет ребенку познать мир, сложный и недоступный. Именно педагог помогает ребенку познать себя, преодолеть себя в творческой деятельности.

В условиях внеурочной деятельности по образовательной программе «Русская тряпичная кукла» каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей, преодолевая внутренние трудности, кусочек фантазии есть в каждом ребенке, который чувствуя, размышляя, действуя вносит в жизнь крупицу своего «Я».

В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол. Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить: по назначению - на игровые, обереги и обрядовые; по образу - на куклу-крестьянку и куклу-барыню; по способу изготовления - на сшивную и несшивную (закрутку).


В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:

  • сам процесс изготовления приносит радость;

  • работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;

  • при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук;

  • изготовив игрушку, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает, поет песни, рассказывает сказки), т.е. осваивает различные социальные роли;

  • застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет эмоционально-коррекционную функцию.






Список использованных документов и источников информации

  1. Досуговые программы для детей и подростков. Проектирование. Реализация. Экспертиза /"авт.-сост.Л.Б.Малыхина.- Волгоград: Учитель, 2013.-165 с.

  2. Михайлова Н.Г. Народная культура в современных условиях. / Н.Г. Михайлова. М. - 2000. - 216 с.Святкова О. Развиваем творческие способности/ [рисунки]- М.: Изд-во Розовый слон, 2002. - 10 с.

  3. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей/ [текст] - Ярославль: Академия развития, 2001. - 240 с.

  4. Дайн Г.Л. Детский народный календарь: Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. - М.: Детская литература, 2001.

  5. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура. Традиции, технология. - М.: Культура и традиции, 2007.

  6. Демидова Н.Г. Моя народная кукла //Я вхожу в мир искусств. - 1999. - №8.

  7. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / Авт.-сост. О.Я.Воробьёва. - Волгоград: Учитель, 2009.

  8. Детям - о традициях народного мастерства. Осень: Учебно-методическое пособие: В 2 ч. / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. - М.: ВЛАДОС, 2001. - Ч.2.

  9. Дикова С.И. Шьём тряпичные куклы //Школа и производство. - 1995. - №2. - С. 55-57.

  10. Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с солёным тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток / Авт.-сост. Е.А.Гурбина. - Волгоград: Учитель, 2009.

  11. Колесникова В. Праздники Руси православной. - М.:ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.

  12. Кононов А. Духовный смысл игрушки //Духовно-нравственное воспитание. - 2002. - №1. - С. 40-51.

  13. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками /Авт.-сост. Е.В.Берстенёва, Н.В.Догаева. - М.: Белый город, 2011.

  14. Осиненко Г.П. Столбик против Барби //Народное творчество. - 1997. - №5. - С. 44-45.

  15. Русский Этнографический музей - детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ботякова О.А.,Зязева Л.К., Прокофьева С.А. и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.

Компьютерные программы

  1. Русская тряпичная кукла. Делаем сами. - М.: СОВА-ФИЛЬМ, 2009.

  2. verizhitsa.ru/doll.php






Приложения

Инструкция по изготовлению тряпичной куклы

«Хозяюшка - Благополучница»

  • для изготовления куклы нужно:

  • для головы: квадрат белой ткани 10x10, для туловища - юбки: квадрат цветной ткани 20x20;

  • для рук: прямоугольник 10x20;

  • вата-синтепон/любой наполнитель (для головы и туловища;

  • монетка с цифрой 5 (5 копеек, 5 рублей);

  • косынка из квадрата 15 см;

  • полоска ткани - повойник; клубочек ниток; ножницы.


  1. ПРОЕКТ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ДЕТЕЙ С ОВЗ 2. ПРОЕКТ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ДЕТЕЙ С ОВЗ


  1. ПРОЕКТ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ДЕТЕЙ С ОВЗ 4. ПРОЕКТ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ДЕТЕЙ С ОВЗ


  1. ПРОЕКТ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ДЕТЕЙ С ОВЗ 6. ПРОЕКТ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ДЕТЕЙ С ОВЗ

ПРОЕКТ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ДЕТЕЙ С ОВЗ

ПРОЕКТ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ДЕТЕЙ С ОВЗ






Упражнения (тесты) на развитие воображения.

Упражнения предложить на отдельном листе бумаги для каждого обучающегося.

Упр.№1

Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.

ПРОЕКТ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ДЕТЕЙ С ОВЗ

Упр.№2

Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.

ПРОЕКТ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ДЕТЕЙ С ОВЗ

Упр.№3

Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать.

ПРОЕКТ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ДЕТЕЙ С ОВЗ

Упр.№4

Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй дорисовать.

ПРОЕКТ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ДЕТЕЙ С ОВЗ

Упр.№5

Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков объединить в одну картину.

ПРОЕКТ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ДЕТЕЙ С ОВЗ

Упр.№6

Посмотри, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Попробуй нарисовать что-нибудь сам, соединяя точки.

ПРОЕКТ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ДЕТЕЙ С ОВЗ

ПРОЕКТ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ДЕТЕЙ С ОВЗ

Упр.№7

На картинке узоры остались только у одной бабочки. Придумай узоры для остальных бабочек и раскрась их.

ПРОЕКТ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ДЕТЕЙ С ОВЗ

Упр.№8

Придумай, что можно нарисовать из этих геометрических фигур. Каждую фигуру можно использовать по нескольку раз и можно менять их размеры. Но другие фигуры использовать нельзя. Например, как показано на картинке.

ПРОЕКТ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ДЕТЕЙ С ОВЗ


Разминки с удовольствием


Физкультминутки проводят с детьми, начиная с детского сада. Привлекают внимание детей несложные стихотворения, которые сопровождают упражнения, а также ассоциативные движения с различными животными и игрушками. Например, такая простая физкультминутка для детей про куклу, в которую включены упражнения для шеи, рук и ног.



Куколка-красавица, она всем детям нравится,

Вот как, вот как она всем детям нравится.

Кукле холодно сидеть, надо ручки ей погреть,

Вот как, вот как надо ручки ей погреть.

Кукле холодно стоять, надо кукле поскакать,

Вот как, вот как надо кукле поскакать.


Пальчиковые игры на занятиях ИЗО и искусства


Ладошки

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

А теперь их на бочок

И зажали в кулачок.


Листья

Листья жёлтые летят и под ножками шуршат.

(руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья)

Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик

(шаркаем ладонью об ладонь)

Листья жёлтые летят и под ножками шуршат

Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. (шаркаем ножками)

Листья жёлтые летят и под ножками шуршат

Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик.

(указательные пальцы шаркают друг об друга).

© 2010-2022