Технология развития выразительности и эмоциональности речевого акта в театральном речевом тренинге

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

им. В.М.КОМАРОВА»


МАСТЕР-КЛАСС

для педагогов

По теме «Технология развития выразительности и эмоциональности речевого акта в театральном речевом тренинге»



Подготовила и провела

Педагог дополнительного образования Матушкина Е.О.





Байконур, 2013

Мастер-класс для педагогов по теме

«Технология развития выразительности и эмоциональности речевого акта

в театральном речевом тренинге»

Дата проведения: 24.10.2013

Время: 18.00

Место проведения: кб.№4

Проводит: педагог дополнительного образования Матушкина Е.О. высшей квалификационной категории ГБОУ ДОД «ЦРТДиЮ им. В.М. Комарова»

Цель мастер-класса:

- ознакомить с технологией работы над текстом применяющейся в сценической речи, работе актеров над ролью, монологом и т.д.

Задачи:

-ознакомить с особенностями исполнительского искусства в театре, целями и задачами, стоящими перед актером во время исполнения монолога;

-предоставить возможность поэтапно опробовать навыком владения действенной основой сценического монолога;

-раскрыть механизм, объединяющий все составляющие речевого акта в едином психо - физическом действии.

Форма проведения: с педагогами и для них без участия детей.

Материалы и инструменты для проведения:

  1. Для работы организован «рабочий круг» из кубов, имеющий замкнутую форму, в котором место педагога не отличается от остальных. Такая организация рабочего пространства помогает созданию активной творческой атмосферы для работы учебной группы, в которой нет необходимости в «угадывании правильных ответов», но есть возможность проявить себя в активной поисковой работе группы по созданию общего творческого «продукта», неизвестного заранее. Вне круга находятся места для контролирующей группы, которая наблюдает за учебно-творческим процессом рабочей группы.

  2. Листки с текстом «Подарил мне папа льва!

Ох и струсил я сперва

Я два дня его боялся,

А на третий он сломался!»

По количеству участников мастер-класса

  1. Методическая разработка по теме «Технология развития выразительности и эмоциональности речевого акта в театральном речевом тренинге», в которой отражены основные этапы работы над текстом, опробованные рабочей группой в течение мастер-класса - по количеству участников.

Основной ход

  1. Теоретическая вступительная часть.

    1. Объявление темы и цели мастер-класса, знакомство с рабочим пространством и задачами, которые реализуются благодаря такой организации пространства.

1.2. Монолог на сцене - должен создавать впечатление сиюминутного рождения и мыслей, и слов, ее формулирующих, и эмоций, и жестов, их передающих. «Я сейчас вам говорю потому, что не могу молчать! В чем-то убеждаю, чего-то хочу, к чему-то веду!» Как чужой текст, чужие мысли и чаянья сделать своими? Знакомству с этой технологией посвящен наш мастер-класс

  1. Вопрос участникам: Чем мы обмениваемся с собеседником во время разговора?

Ответ:

- информацией, фактами,

-впечатлениями, видениями,

-отношением к описываемой истории.



  1. Практика. Факт.

Факт - точное сообщение информации- это основа монолога, без него не понятны ни видения, ни отношение к сообщаемой истории.

2.1.Участникам раздаются листы с короткими детскими стихами С.Я. Маршака

Подарил мне папа льва!

Ох и струсил я сперва.

Я два дня его боялся,

А на третий он сломался!

Вопрос: Сколько фактов можно сообщить одним предложением «Подарил мне папа льва!»

Ответ: Столько же сколько слов в предложении + общий смысл.

2.2. Сообщите нам любой из фактов, выбранных вами, избегая механического ударения на смысловое слово. Задача: сформулировать мысль.

2.3. Чтобы определить логику фактов развернутого текста, состоящего из нескольких предложений, необходимо проанализировать общий смысл всего текста.Осмысление содержания - это обратный ход тому, который проделывает автор от огромного объема информации, впечатлений, к лаконичной стихотворной формуле, за которой остается эмоциональная и информативная бездна.

Практика: Мы должны за этой формулой создать свою бездну информации, впечатлений, которые рождают эмоции. Т.е. своими словами сформулировать и эмоционально преподнести авторскую линию фактов.

Возможная линия: «Мне добрый папа преподнёс ужасного хищного зверя на день рождения, поэтому я очень испугался. Конечно я трясся от страха 2 дня, а на третий набрался мужества и сломал страшную игрушку.»



  1. Видения-впечатления. Практика.

    1. Представьте себе и опишите нам льва:

-старую порванную игрушку,

-веселого циркача,

-ужасного людоеда.



  1. Удерживая видения, представьте нам льва фразой «Подарил мне папа______ льва», в обозначенной паузе перед словом «лев», попытайтесь наиболее ярко передать впечатления от вида льва. Чем ярче впечатления, тем меньше будет механистичности и наигранности в передаче видений.

По сыгранным участниками этюдам наблюдающие могут описать то, что передали им исполнители. Сравните результат с задуманным впечатлением от льва.



  1. Отношение - действие.

Теория: наше отношение к чему либо всегда выражается в действии, мы либо хвалим, либо ругаем, либо удивляемся чему-то. Все это действия.

4.1. Практика. Попробуйте

- напугать слушателей историей о льве,

- обрадовать,

- осудить папу,

- похвастаться победой надо львом и т.д.

Интонационно история звучит совершенно по разному.

  1. Итоговая часть. Теоретическая.

Проработав текст по этапам (факт, содержание, видения, действия), сформулируйте с детьми сверхзадачу, состоящую из основных направлений воздействия на зрителей:

- Чего хотите от зрителя?

а) какого отношения к рассказанной истории?

б) какие эмоции рождаете в зрителе?

в) к какому философскому выводу ведете?

Чем глубже определены слои воздействия на зрителя (от ментального до духовного), тем ярче впечатления от выступления исполнителя.

  1. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

За одно занятие невозможно подробно проработать каждый из этапов работы над текстом. На практике работы с исполнителями каждый из этих этапов будет поднимать новые проблемы, тонкости и способы творческого осмысления авторского замысла. Для помощи педагогам раздается методическая разработка по теме «Технология развития выразительности и эмоциональности речевого акта в театральном речевом тренинге», в которой отражены основные этапы работы над текстом.

По результатам текущего занятия задаются вопросы:

- что именно из предложенной технологии представляется Вам наиболее актуальным в Вашей практике работы с исполнителями?

- что именно из предложенной технологии представляется Вам сомнительным или невыполнимым в Вашей практике работы с исполнителями?

1


© 2010-2022