- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Технология развития выразительности и эмоциональности речевого акта в театральном речевом тренинге
Технология развития выразительности и эмоциональности речевого акта в театральном речевом тренинге
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Матушкина Е.О. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
им. В.М.КОМАРОВА»
МАСТЕР-КЛАСС
для педагогов
По теме «Технология развития выразительности и эмоциональности речевого акта в театральном речевом тренинге»
Подготовила и провела
Педагог дополнительного образования Матушкина Е.О.
Байконур, 2013
Мастер-класс для педагогов по теме
«Технология развития выразительности и эмоциональности речевого акта
в театральном речевом тренинге»
Дата проведения: 24.10.2013
Время: 18.00
Место проведения: кб.№4
Проводит: педагог дополнительного образования Матушкина Е.О. высшей квалификационной категории ГБОУ ДОД «ЦРТДиЮ им. В.М. Комарова»
Цель мастер-класса:
- ознакомить с технологией работы над текстом применяющейся в сценической речи, работе актеров над ролью, монологом и т.д.
Задачи:
-ознакомить с особенностями исполнительского искусства в театре, целями и задачами, стоящими перед актером во время исполнения монолога;
-предоставить возможность поэтапно опробовать навыком владения действенной основой сценического монолога;
-раскрыть механизм, объединяющий все составляющие речевого акта в едином психо - физическом действии.
Форма проведения: с педагогами и для них без участия детей.
Материалы и инструменты для проведения:
-
Для работы организован «рабочий круг» из кубов, имеющий замкнутую форму, в котором место педагога не отличается от остальных. Такая организация рабочего пространства помогает созданию активной творческой атмосферы для работы учебной группы, в которой нет необходимости в «угадывании правильных ответов», но есть возможность проявить себя в активной поисковой работе группы по созданию общего творческого «продукта», неизвестного заранее. Вне круга находятся места для контролирующей группы, которая наблюдает за учебно-творческим процессом рабочей группы.
-
Листки с текстом «Подарил мне папа льва!
Ох и струсил я сперва
Я два дня его боялся,
А на третий он сломался!»
По количеству участников мастер-класса
-
Методическая разработка по теме «Технология развития выразительности и эмоциональности речевого акта в театральном речевом тренинге», в которой отражены основные этапы работы над текстом, опробованные рабочей группой в течение мастер-класса - по количеству участников.
Основной ход
-
Теоретическая вступительная часть.
-
Объявление темы и цели мастер-класса, знакомство с рабочим пространством и задачами, которые реализуются благодаря такой организации пространства.
-
1.2. Монолог на сцене - должен создавать впечатление сиюминутного рождения и мыслей, и слов, ее формулирующих, и эмоций, и жестов, их передающих. «Я сейчас вам говорю потому, что не могу молчать! В чем-то убеждаю, чего-то хочу, к чему-то веду!» Как чужой текст, чужие мысли и чаянья сделать своими? Знакомству с этой технологией посвящен наш мастер-класс
-
Вопрос участникам: Чем мы обмениваемся с собеседником во время разговора?
Ответ:
- информацией, фактами,
-впечатлениями, видениями,
-отношением к описываемой истории.
-
Практика. Факт.
Факт - точное сообщение информации- это основа монолога, без него не понятны ни видения, ни отношение к сообщаемой истории.
2.1.Участникам раздаются листы с короткими детскими стихами С.Я. Маршака
Подарил мне папа льва!
Ох и струсил я сперва.
Я два дня его боялся,
А на третий он сломался!
Вопрос: Сколько фактов можно сообщить одним предложением «Подарил мне папа льва!»
Ответ: Столько же сколько слов в предложении + общий смысл.
2.2. Сообщите нам любой из фактов, выбранных вами, избегая механического ударения на смысловое слово. Задача: сформулировать мысль.
2.3. Чтобы определить логику фактов развернутого текста, состоящего из нескольких предложений, необходимо проанализировать общий смысл всего текста.Осмысление содержания - это обратный ход тому, который проделывает автор от огромного объема информации, впечатлений, к лаконичной стихотворной формуле, за которой остается эмоциональная и информативная бездна.
Практика: Мы должны за этой формулой создать свою бездну информации, впечатлений, которые рождают эмоции. Т.е. своими словами сформулировать и эмоционально преподнести авторскую линию фактов.
Возможная линия: «Мне добрый папа преподнёс ужасного хищного зверя на день рождения, поэтому я очень испугался. Конечно я трясся от страха 2 дня, а на третий набрался мужества и сломал страшную игрушку.»
-
Видения-впечатления. Практика.
-
Представьте себе и опишите нам льва:
-
-старую порванную игрушку,
-веселого циркача,
-ужасного людоеда.
-
Удерживая видения, представьте нам льва фразой «Подарил мне папа______ льва», в обозначенной паузе перед словом «лев», попытайтесь наиболее ярко передать впечатления от вида льва. Чем ярче впечатления, тем меньше будет механистичности и наигранности в передаче видений.
По сыгранным участниками этюдам наблюдающие могут описать то, что передали им исполнители. Сравните результат с задуманным впечатлением от льва.
-
Отношение - действие.
Теория: наше отношение к чему либо всегда выражается в действии, мы либо хвалим, либо ругаем, либо удивляемся чему-то. Все это действия.
4.1. Практика. Попробуйте
- напугать слушателей историей о льве,
- обрадовать,
- осудить папу,
- похвастаться победой надо львом и т.д.
Интонационно история звучит совершенно по разному.
-
Итоговая часть. Теоретическая.
Проработав текст по этапам (факт, содержание, видения, действия), сформулируйте с детьми сверхзадачу, состоящую из основных направлений воздействия на зрителей:
- Чего хотите от зрителя?
а) какого отношения к рассказанной истории?
б) какие эмоции рождаете в зрителе?
в) к какому философскому выводу ведете?
Чем глубже определены слои воздействия на зрителя (от ментального до духовного), тем ярче впечатления от выступления исполнителя.
-
Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
За одно занятие невозможно подробно проработать каждый из этапов работы над текстом. На практике работы с исполнителями каждый из этих этапов будет поднимать новые проблемы, тонкости и способы творческого осмысления авторского замысла. Для помощи педагогам раздается методическая разработка по теме «Технология развития выразительности и эмоциональности речевого акта в театральном речевом тренинге», в которой отражены основные этапы работы над текстом.
По результатам текущего занятия задаются вопросы:
- что именно из предложенной технологии представляется Вам наиболее актуальным в Вашей практике работы с исполнителями?
- что именно из предложенной технологии представляется Вам сомнительным или невыполнимым в Вашей практике работы с исполнителями?
1