Конспект познавательно-игрового занятия с младшими школьниками на тему: «Музей народного прикладного искусства»

Раздел Дополнительное образование
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект познавательно-игрового занятия с младшими школьниками на тему: «Музей народного прикладного искусства».Конспект познавательно-игрового занятия с младшими школьниками на тему: «Музей народного прикладного искусства».Конспект познавательно-игрового занятия с младшими школьниками на тему: «Музей народного прикладного искусства».Конспект познавательно-игрового занятия с младшими школьниками на тему: «Музей народного прикладного искусства».Конспект познавательно-игрового занятия с младшими школьниками на тему: «Музей народного прикладного искусства».Конспект познавательно-игрового занятия с младшими школьниками на тему: «Музей народного прикладного искусства».Конспект познавательно-игрового занятия с младшими школьниками на тему: «Музей народного прикладного искусства».Конспект познавательно-игрового занятия с младшими школьниками на тему: «Музей народного прикладного искусства».



Конспект

познавательно-игрового занятия

с младшими школьниками на тему:

«Музей народного прикладного искусства».









Конспект

познавательно-игрового занятия с младшими

школьниками на тему:

«Музей народного прикладного искусства».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»
Цели:
- Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, хохлома, дымковская игрушка), с их характерными особенностями.

- Побуждать к стремлению составлять рассказы, высказывать суждения, собственное понимание художественного образа.
- Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.
- Способствовать развитию эстетических чувств, эмоции, переживаний, интереса к народному искусству.

- Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.
- Воспитывать интерес к посещению музея.
Словарная работа: народные промыслы, прикладное искусство, гжель, хохломская роспись, дымковская игрушка, элементы росписи
Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, музыкального сопровождения, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, рассматривание изделий народных промыслов, анализ, подведение итогов.
Материалы и оборудование:
Изделия народных мастеров Дымкова, Гжели, Хохломы, вырезанные фигурки по мотивам дымковской игрушки, краски гуашевые, кисти, баночки с водой.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тематике.



Ход занятия.

Организационный момент
Воспитатель:
Богата и привольна Родина моя
И промыслом народным славится она.
Есть Тула, Гжель и Суздаль
И Павловский Посад,
Загорская матрешка,
И хохломской наряд.
По всей России-матушке,
Куда не бросишь взгляд,
Народные умельцы
С любовью мастерят.
Издавна русские люди славились народно-прикладным искусством. Что это такое? (ответы детей)
Сегодня мы побываем в музее «Народного прикладного искусства».
Проведение экскурсии
Под музыку входит Мастерица (взрослый в русском народном костюме), здоровается и приглашает детей к первой экспозиции.
Дети подходят к столу с представленными экспонатами гжельских мастеров.
Мастерица просит детей рассказать о промысле по плану:
Как называется промысел?
Какие предметы изготавливают мастера?
Материал, из которого изготовлены предметы?
Какие элементы узора используются в данном промысле?
Цвета, характерные для данного промысла?
Мастерица: О народном промысле можно сказать и в поэтической форме.
Дети декламируют стихотворения о народных промыслах
Гжель
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!
Л. Куликова.
Хохлома
Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
Стулья, доски и полати,
И кроватки и кровати,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема,
Золотая Хохлома!
Л. Куликова


Мастерица ведет детей к столу, где представлены хохломские изделия. Предлагает детям рассказать о них по плану.


Мастерица приглашает детей на танец с хохломскими ложками.

Мастерица подводит детей к третьей выставке, где представлена дымковская игрушка.
Дети рассказывают о дымковской игрушке по плану.

Мастерица: Ребята, мы рассмотрели экспонаты музея. Все умеют народные умельцы, а вы хотите показать свое мастерство? Милости прошу в зал «Народных мастеров - художников по росписи дымковской игрушки».
Дети выбирают вырезанные фигуры и раскрашивают их элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки.
По окончании работы, дети показывают свои рисунки, читают стихотворения.







Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво, барышня так красива.



С лентами да бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.













Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.








У этого оленя золотые рога.
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.









Барашек - свисток.
Левый рог - завиток,
Правый рог - завиток,
На груди - цветок.










Вот индюк нарядный.
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост -
Точно солнечный цветок.
Да алеет гребешок.





Мастерица хвалит детей, проводит анализ работ.
Мастерица: В старые, добрые времена, когда мастера приносили свои изделия на ярмарку, чтобы продать их, то они устраивали веселые гулянья, пели народные песни, плясали. Давайте споем и спляшем
Дети исполняют русский хоровод «К речке Аленушка идет»
Мастерица прощается с детьми, уходит.

Итог.
Воспитатель: Что нового, необычного вы узнали, посетив музей народного прикладного искусства?
Какие моменты были наиболее интересны, чем-то запомнились?
Кто такие народные умельцы?











Приложение

Примерное содержание рассказов воспитателя о народных промыслах
Гжель
Белоснежные фарфоровые чайники, чашки, сахарницы, подсвечники, часы, шкатулки, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, - называются «гжель», по названию небольшой подмосковной деревушки Гжель. Там и живут мастера, которые делают посуду с «небесными» узорами. Эта посуда так необыкновенно хороша, что слава о ней разлетелась быстрокрылой птицей по всей земле. Почему же гжель так полюбилась людям? Что в ней такого особенного? Это необыкновенный цвет. Он всегда бело-синий - яркий и прямо какой-то звонкий, будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзилинь». Посуда у мастеров выходит белоснежная, а поверх этого белого полотна художник ведет кисточку с одной-единственной краской - то слабее нажимает на кисточку, то сильнее, то гуще и плотнее кладет краску, то легче и прозрачнее, то всем ворсом рисует, то лишь самым кончиком. Самый любимый узор у мастеров гжели - чайная роза, которая так и называется гжельской. Декоративные розы не похожи одна на другую. Одни мастера любят крупные розы, поэтому и рисуют они широкими сочными смелыми мазками. Другие мастера любят миниатюрные розочки, поэтому они выбирают тоненькие кисточки и рисуют нежные мелкие грациозные цветы или только бутоны. Кроме роз и другие цветы встречаются - ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними - птицы, рыбы, деревья и даже целые города.
Хохлома
Село Хохлома, где с давних времен проходят ярмарки по продаже деревянной посуды и расписных ложек, дало название целому промыслу. Вот уже много лет умельцы делают деревянные ковши, поставки, ложки. В наше время мастера научились делать современные наборы посуды - для соков, мороженого, варенья, салатов, а также декоративные блюда, подсвечники, детскую мебель. Все предметы очень яркие, нарядные, праздничные, красочные. Для этого мастерам приходится потрудиться. Сначала посуду вырезают из дерева или вытачивают на станке. Затем покрывают слоем жидкой глины, просушивают, пропитывают льняным маслом и слегка подсушивают. После этого покрывают специальным металлическим порошком и расписывают красивыми узорами. Под конец покрывают особым маслом (олифой) и высушивают в шкафах-печах. Изделия получаются с неповторимым золотым блеском, из-за которого сам промысел и все изделия называют золотой хохломой. Мастера выбирают для узоров цвета красок, которые сочетаются с золотым фоном: красный, черный, зеленый, коричневый, желтый. Любимые узоры - это веточки, кустики, ягодки, цветы. Веточки и кустики мастера называют «травкой». Иногда они рисуют травку так, будто все листочки и травинки превратились в завитки. Такие веточки и кустики называются кудриной (от слов - кудри, «кудрявая»).
Дымковская игрушка
С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину - и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это - будто дымкой окутано, все в дыму. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка., которую так и называли - «дымковская». Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. В наше время делают не только свистульки. Если мы зайдем в мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки - одна с Емелей, а другая с козлятами, и все это - настоящее чудо. Сначала игрушки лепят из глины, затем сушат в печке. Из печи выходят фигурки закаленные, крепкие, звонкие. Их белят мелом, разведенным на молоке, затем начинают расписывать. И выходят из-под кисточки узоры: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки, точки. Все на своем месте и все горят ярко-ярко. Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие - пестро и весело, как в хороводе! Но оказывается, работа еще не закончена. Еще предстоит «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место - барыням и водоноскам на кокошники и шляпы, петухам - на гребешки. Вот теперь игрушки засветились и стали еще ярче.

© 2010-2022