Методическое пособие по проектной технологии

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование

проектной методики на уроках физической культуры.

Метод проектов (проективная методика), как образовательная технология-это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.


Краткая теория вопроса.

"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

Выполнение проекта составляет проектную деятельность.

Требования, предъявляемые к проектам:

  • в проекте должна быть решена какая-либо проблема;

  • проводится исследовательская работа;

  • проект выполняется самостоятельно учащимися;

  • учитель исполняет роль, консультанта;

  • результаты проекта должны иметь практическую значимость;

  • в конце проекта необходимо проанализировать, что получилось, а что нет.

Этапы работы над проектом:

  • выявление (видение) проблемы;

  • постановка (формулирование) проблемы;

  • формулирование предмета как объекта исследования, постановка цели;

  • прояснение неясных вопросов;

  • формулирование гипотезы;

  • планирование и разработка учебных действий;

  • выбор методов исследования;

  • сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);

  • проведение исследования;

  • анализ и синтез собранных данных;

  • сопоставление полученных данных и умозаключений;

  • обработка результатов;

  • проверка гипотез;

  • подготовка, написание работы;

  • структура текста;

  • публичная защита.

Виды проектов:

  • Сообщение

  • Инструкция

  • Реферат

  • Презентация

  • Кроссворды

  • Составление комплексов упражнений, игры

  • И наконец, самое трудоемкое - это написание проекта.

Проект дает возможность формирования у учащихся основ культуры исследовательской деятельности (требование ФГОС). Заканчивается работа над проектом его защитой. Представляя свой проект, учащиеся осознают, что стало результатом их работы.

То есть проект - это "пять П":

Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация.

Самостоятельно учащиеся не могут овладеть проективной методикой. Педагог как инициатор, организатор и равный участник проекта играет важную роль на всех этапах деятельности. Он анализирует ситуацию, выдвигает идеи, консультирует. Самое главное для учителя, способствовать самостоятельной работе детей.

Проектная деятельность на уроках физической культуры.

Проектная методическая система развития личности ученика посредством танцевального искусства.

Проектная методика основывается на идеях Дж. Дьюи и Э. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс и др. Именно они выдвинули идею "обучения посредством делания". Они считали, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда.

Для реализации этой системы в учебную программу по физической культуре включен раздел «ритмика». На изучение раздела отводится 1 час в неделю в течение всего учебного года (помимо всего он обеспечивает реализацию национально - регионального этнокультурного компонента в содержании образования).

Так, в 5 классе, при изучении темы «удмуртский танец», учитель с учащимися в «творческой мастерской» разрабатывали проект "особенности моего края". Целью работы было изучить традиции, игры, особенности костюма удмуртов, элементы национального танца. Так дети в мастерской художника, с увлечением, рисовали солярные знаки, украшали ими рукавицы и пояса на костюмах. Пробовали в домашних условиях изготовить монисты из паеток. В школьной комнате «Удмурт корка» ткали материю на уменьшенной копии ткатского станка. Изучали игры и знакомили с ними других детей. Познакомились с национальным инструментом «крезь», послушали его звучание, а некоторые даже попробовали на нем сыграть. Разучили удмуртский танец «Тыпыртон». Пятиклассники с большим интересом работали над проектом и лучше усваивали учебный материал.

Итогом проекта послужило выступление класса на школьном празднике национальных культур «Венок дружбы».

На уроках в 7 классах в «творческой мастерской» учащиеся совместно с учителем разрабатывали разнообразные ролевые-игровые проекты. Примером может служить проект "по следам кино героев". Для выполнения работы учащиеся делились на группы, определяли для себя фильм и интересную персону, которую они хотели бы представить. Изучали сюжет фильма, особенности поведения главного героя, его характер и манеры. Представляя себя артистами кино, разыгрывали небольшие сцены. Подбирали музыку, соответствующие танцевальные движения, разрабатывали костюмы. Итогом проекта была постановка танца по выбранной теме «12 стульев».

Дети успешно выступили на школьном мероприятии «Красота и грация», приняли участие в конкурсе « Звезды юности» на городском и республиканском уровне (завоевали 1 место). А также приняли участие в городском танцевальном конкурсе «Танцы +», посвященному году кино, где также получили высокую оценку жюри.

Особый интерес для автора представляют исследовательские проекты как наиболее интересные, перспективные, привносящие новшество в преподавании физической культуры в школе.

Рассмотрим систему работы над исследовательским проектом на примере проекта "Моя многонациональная страна" (раздел ритмики «народный танец», 3 класс).

Идеей проекта послужило проведение в школе недели национальных культур и фестиваля «Венок дружбы» посвященного празднованию Дня государственности Удмуртии.

Вид проекта: исследовательский, творческий, монопроект, внутришкольный, групповой + коллективный, краткосрочный.

Цели задачи проекта:

  • Формировать представления о многонациональном характере нашего государства

  • Воспитывать уважительное (толерантное) отношение к людям разной национальности, чувство гордости за свой народ;

  • Усилить познавательную активность учащихся,

  • Знакомить с традициями и обычаями разных народов через танец и подвижные игры

  • Формировать умения школьников самостоятельно определять цели и задачи своей работы, искать материал, демонстрировать результаты;

  • Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.

  • Повышать интерес к танцевальному искусству.

  • Укреплять здоровье, повышать двигательную активность.

Реализация проекта.

Урочная деятельность:

  • Распределение работы по группам для выполнения домашней исследовательской работы:

  • 1 группа- «Русский народный костюм»- особенности, разнообразие, история.( сообщение, рисунки моделей, )

  • 2 группа-«Удмуртский костюм»- особенности, разнообразие, история. (сообщение, рисунки)

  • 3 группа- «Татарский костюм»- особенности, разнообразие, история. (сообщение, рисунки)

Объясняем детям, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать?... После обобщения информации по теме одной группы идет тренировочная и постановочная работа.



  • 4 группа - игры народов России.(описание, разучивание, показ).

Игра является логическим заключительным этапом урока.

  • Знакомство и разучивание танцевальных этюдов русского, удмуртского и татарского танцев.

Такая тренировочная работа идет на каждом уроке и занимает большую часть урочного времени

  • Постановка танца «Россия - мы дети твои» (исполнитель группа «Непоседы». Слова: Осошник Н. Музыка: Осошник В.)

Внеурочная деятельность:

  • Выступление детей с танцем на школьных и городских мероприятиях

Итогом проекта послужило оформление стен-газеты с информацией о народах России, галерея детских рисунков «особенности народных костюмов», танец «Россия- мы дети твои».

Работа над темой проекта позволяет развивать творческие способности, формировать навыки проведения исследований, работы с документами, оформления и представления результатов своей деятельности. И даже ученики, которые по каким - либо причинам освобождены от физической нагрузки, активно стараются принимать участие в данном виде деятельности. Разнообразие форм работы позволяет учесть индивидуальные склонности и интересы каждого участника проекта. Выступления детей на уроке с исследовательским материалом, на концертных мероприятиях в школе и в городе способствует самоутверждению, самовыражению, самоактуализации, адаптации в социуме личности ученика.

Вывод:

1. Проектные работы могут выполнять учащиеся, относящиеся к любой группе здоровья, освобожденные от уроков физической культуры, чтобы не просто получить оценку, но, прежде всего, почувствовать свою причастность к спорту, танцу и более активно использовать в своей жизни физические упражнения.

2. Материалы проектов могут использоваться для проведения уроков, создания стендов, подготовки различных мероприятий и др.

3. Материалы проектов могут использоваться учителями-предметниками для проведения метапредметных уроков.

4. Ученики и учитель получают опыт проектной деятельности, который пригодится им в дальнейшем.

Список литературы.

1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

2.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.

3.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. - 2005. - №9.

4.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. - 2004. - №2.

5.Лакоценина Т.П. Современный урок. - Ростов на Дону: Учитель, 2007.

6.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. - 2000. - №7.

7.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М., 2005.

8. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. - 2000.,№4.

9. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала "Методист"./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. - М.: АМК и ПРО, 2004.

10.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2005.

11.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. - 2003. - №6.

© 2010-2022