Конспект НОД Земля и ее секреты

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Школа № 24 г. Благовещенска










Конспект непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область познавательно-речевое

Тема: «Земля и ее секреты»









Возрастная группа: подготовительная к школе

Место проведения:

Дата проведения:

Длительность НОД - 30 минут


Подготовила:

Полякова Заряна Сергеевна



г.Благовещенск 2016


Образовательная область: «Познавательно-речевое развитие»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкально-художественная, трудовая.

Цель НОД: Расширение знаний детей о Земле через игру - путешествие.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с составом земли, с тем как образуется почва, с некоторыми свойствами почвы, камней, глины, песка.

  2. Формировать представления о значении почвы, камней, глины, песка в природе и в жизни человека.

  3. Дать представление, что почва - это верхний слой земли.

  4. Подводить детей к ответу полными предложениями

  5. Формировать навыки проведения лабораторных опытов.

  6. Обогащать словарный запас новыми понятиями: сыпучий, пластичный, рыхлый, пустыня, плодородная, чернозем.

  7. Закрепить правила безопасности при работе в лаборатории.

  8. Формировать слуховое восприятие, умение выполнять танцевальные движения под музыку.

Развивающие:

  1. Создать условия для развития познавательного интереса, мышления, речи.

  2. Развивать произвольную регуляцию и умение планировать свою деятельность.

  3. Развивать умение сравнивать, анализировать, делать умозаключения

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

  2. Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.

  3. Прививать любовь к природе.

  4. Воспитывать творческое отношение к работе.

Педагогические технологии:

  • Элементы социоигровой (ритуал начала и окончания НОД,).

  • ИКТ (презентация).

  • Личностно-ориентированная.

  • Игровая (игра-путешествие, д/и)

Материалы и оборудование:

  • мисочки с песком, почвой чернозем;

  • вода, ложечки для воды;

  • салфетки;

  • трубочки для коктейля;

  • поднос для «создания» земли;

  • поднос с землей и проросшими побегами фасоли;

  • иллюстрации с изображением разных природных ландшафтов планеты;

  • глобус

  • игрушки дымковские и филимоновские

  • картинки крота, дождевого червя, медведки, полевой мыши

  • Презентация картинок с изображением земли.

  • Цветок для игры: «Что входит в состав земли, подбери»

Методы и приёмы

  • наглядный (показ слайдов, картинок, схемы способов действия).

  • словесный ( вопросы к детям, ответы, указания, пояснения, беседа).

  • практический (экспериментирование - элементарные опыты).

  • игровой (сюрпризный момент, дидактическая игра «Что входит в состав земли, подбери», создание игровой ситуации игра - путешествие)

Предварительная работа:

Совместная с детьми деятельность

  • наблюдения на прогулке за почвой, песком;

  • рассматривание камней;

  • экскурсия в парковую зону;

  • раскопка земли (нахождение в земле дождевого червя)

  • разучивание хоровода « Земелюшка - чернозём»,

  • труд в уголке природы и на участке

Самостоятельная деятельность детей:

  • дидактические игры;

  • проведение опытов в центре « Любознайка»

  • просмотр книг, иллюстраций о Земле и ее обитателях.

Материалы и оборудование:

  • кепки; фартуки; стаканчики с песком, черноземом, водой; ложечки для воды; глубокие тарелочки; трубочки для коктейля; лоток для «создания» земли плодородной; поднос с проросшими ростками любого растения; дидактическая игра «Что входит в состав земли, подбери»; цветок - в центре рисунок почва; вырезанные лепестки с картинками (воздух, вода, насекомые, веточки, глина, песок, камни и др. картинки); глобус, туннель, проектор, экран.

Ритуал начала НОД (или это)

Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне поближе. Сегодня к вам в детский сад пришло много хороших и добрых гостей. Давайте поприветствуем их, и подарим им свои солнечные улыбки. Сегодня и я ваша гостья, а зовут меня Заряна Сергеевна.

А сейчас, давайте настроимся на работу, и не будем отвлекаться.

Положите правую руку на лоб, а левую на затылок.

Глаза закрываем и представляем.

Что было вчера, мы забываем,

Что будет потом, мы не знаем.

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший, красивый каждый из вас,

Вы самое лучшее, что есть на свете.

Глаза открываем. Здравствуйте дети!

Ритуал приветствия. Упражнение «Добрый день» ( или это)

Я скажу слова: «Добрый день. » и назову кого-то из вас. Те, кого я назову, кивнут головой в знак приветствия всем участникам занятия и гостям. Попробуем? Добрый день всем девочкам. Добрый день всем мальчикам. Добрый день всем тем, кто сегодня чистил зубы. Добрый день тем, кто сегодня проснулся с хорошим настроением. Добрый день всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном. Добрый день всем, кто любит конфеты. Добрый день всем, кто хочет знать, во что мы будем играть сегодня. Молодцы!»

Ход НОД


Воспитатель вносит в группу конверт с диском для детей и читает письмо:

Посмотреть запись.

Дети смотрят презентацию о земле.

Воспитатель: что за слайды мы с вами рассмотрели? О чём они? (ответы детей). Ребята, сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой, по которой мы ходим каждый день. Ещё её называют почвой. Какая земля у нас под ногами - твёрдая или мягкая?

Ответы детей (твёрдая, крепкая, надёжная).

Воспитатель: Почему земля разная? Что же делает землю такой твёрдой? Почему могут на ней расти растения? Как же нам, найти ответы на все эти вопросы?

И я предлагаю вам отправиться в путешествие?

Воспитатель: Хорошо отправляемся в путешествие в подземное царство, где находится лаборатория по проведению исследования и опытов. Путь туда предстоит пройти нелегкий, через туннель.

Для этого я предлагаю надеть защитные кепки, т. к. в туннеле могут падать камни. Итак, все готовы? Наш туннель в лабораторию пока закрыт, но я произнесу волшебные слова и покручу глобус, а вы внимательно смотрите на экран, чтобы туннель открылся.

Чтобы узнать строение Земли

Чтобы вглубь её войти.

Вам опыты помогут в этом.

В пещере все найдём ответы.

Как попасть в пещеру нам,

глобус здесь поможет вам.

Глобус должен покрутиться

Чтобы нам в пещере очутиться.

(Детей встречает сказочный герой гномик)

Гномик: Здравствуйте, ребята! Ох, уж и заждался я вас. Вы узнали кто я? А из какой сказки я, вы знаете? Мои братья гномы отправились добывать красивые камни. Я знаю, зачем вы ко мне пожаловали. Хотите узнать, из чего состоит земля?

А правила работы в лаборатории вы знаете? Ребята, давайте вспомним правила поведения в лаборатории (внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием, уважительно относиться друг к другу и т.д.).

Хорошо! Тогда занимайте места в лаборатории.

С чего мы начнем свои исследования? Обратите внимание на экран.

(Слайды о песке)

Совершено, верно, свои исследования мы начнём с изучения песка.

Исследования песка

Гномик. Рассмотрите его внимательно при помощи лупы. Из чего состоит песок?

Дети. (Из песчинок).

Гномик. Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они?

Возьмите песок пальцами и насыпьте в мисочку. Хорошо ли он сыплется?

Какой песок?

Дети. (Сыпучий.)

Гномик. А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось? Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете?

(Ответы детей и проведение опыта.)

Куда девалась вода? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий?

Дети. (Впиталась. Нет, сыпучий только сухой).

Гномик. Ребята, как вы думаете какого песка легче делать постройки из мокрого или сухого? А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Там очень жарко, растений мало. Чаще всего там растут кактусы, колючие растения, живут ящерицы, черепахи, тушканчики, верблюды. Такие места называются песчаными пустынями.

(Дети рассматривают иллюстрацию пустыни.) Слайды

А где можно его встретить, где его можно применить( Варианты ответов детей). Я предлагаю вам посмотреть на волшебный экран, который покажет где и как можно применить песок.

(на экране показаны кадры где применяется песок: в строительстве, для изготовления бетона, цементного раствора, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололед, для игр, песком можно рисовать. (Слайды)

По песку тяжело передвигаться - ноги утопают, песок забивается в обувь

Гномик. Ребята, изучив песок, что можно сказать о нём? (Ответы детей)

Вывод: «Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу».

Гномик. Молодцы ребята, замечательно справились с заданием.

Мы с вами узнали, что в земле есть песок. А сейчас ребята, я вам расскажу и покажу, что еще входит в состав земли.

Внимание на экран. Слайды о камне и о глине.

Сообщение о глине

«Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если ее намочить, все частицы слипаются. Они как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу, при этом она становится мягкой, пластичной. Из глины лепят посуду (дети рассматривают дымковские, филимоновские игрушки из глины). Ее используют в строительстве».

Еще в древние времена люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из нее посуду. Посуду обжигали на огне, и она становилась твердой и не пропускала воду.

Как вы думаете, нужна ли человеку глина? (ответы детей)

Просмотр слайдов о глине

Сообщение о камнях

Гномик. Камни твердые, крепкие. Они "живут" на земле, под землей, в земле, на дне морей, озер, рек, в вулканах. Камни бывают очень разными по цвету и форме. Если их намочить, они меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче т.к. воду он не пропускает. Камень очень древний, используемых людьми для строительства домов, мостов. Благодаря красоте, прочности камень может стать украшением дворцов, храмов, домов.

Кто знает, где «живут» камушки?

Дети (В горах, в море, в реке, в озере в пещерах и т. п.)

Гномик. Кто из вас видел камни, и где это было?

Слайды о камнях, горы, близ рек, морей.

Гномик. Ребята, предлагаю вам встать в круг и немного отдохнуть

Физминутка: «Земелюшка - чернозём» (Хоровод)

«Земелюшка - чернозем». Русская народная песня

1.Земелюшка - чернозем. (2 раза) - Дети идут по кругу, взявшись за руки

Чернозем, чернозем. - Стоя на месте, руки на поясе, 2 раза по 3 притопа с каждой

Земелюшка - чернозем. Приседание «пружинка»

2.Тут березка выросла. (2раза). - Идут в центр круга, затем обратно.

Выросла, выросла, -То же.

Тут березка выросла.

3.На березке листочки (2 раза) - Поднимают руки вверх и помахивают кистями рук.

Листочки, листочки, - То же.

На березке листочки.

4.Под березкой травонька (2 раза) - Наклонившись, покачивают кистями рук.

Травонька, травонька, - То же.

Под березкой травонька.

5.Земелюшка - чернозем. (2 раза) - Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Чернозем, чернозем. - Стоя на месте, хлопают в ладоши

Земелюшка - чернозем.

Гномик: Ребята, возвращаемся на свои рабочие места и продолжаем опыты.

Исследование почвы.

Гномик. Возьмите оставшийся стаканчик. Что в нем? Здесь находится особая земля - почва. Это верхний слой земли и самый плодородный. Именно на верхнем слое земли растут растения. Рассмотрите ее внимательно, исследуйте, из чего она состоит.

Дети. (В ней есть частички темного цвета, сухие листочки, веточки, песчинки, камешки и т. д.)

Гномик. Почва образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растений. Чем больше такой «еды», тем лучше чувствуют себя растения.

Сейчас мы с вами проведем эксперименты и узнаем, что еще входит в состав почвы.

Опыт 1 « В почве есть воздух»

Гномик. Возьмите ложечкой небольшой комочек земли и опустите в воду.

- Что вы наблюдаете? (пузырьки поднимаются на поверхность)

- А где воздух «прячется»? (в почве)

Вывод: В почве содержится воздух. (Слайд)

Опыт 2 «В почве есть вода»

Гномик: В колбочку я положила эту почву и нагреваю колбочку над пламенем.
-Что происходит со стёклышками по сторонам колбочки? ( запотело) Почему оно запотело? Что за капельки появились на стекле?
Вывод: В почве содержится вода. (Слайд)

Опыт 3 « В почве есть перегной»

Я продолжу хорошо прогревать колбочку над пламенем…..

-Что мы чувствуем? (появляется белый дым и неприятный запах, дать понюхать исходящий запах).

Этот запах издаёт горящий перегной, содержащийся в земле. Это гниющие останки растений и животных, которые делают землю более полезной для растений. Чем больше перегноя, тем быстрее и крупнее они растут, дают больший урожай. Землю, содержащую перегной, называют почвой.

Вывод: В почве содержится перегной. (Слайд)

Гномик. А кто живет в почве?

(Дети перечисляют, воспитатель показывает изображения крота, дождевого червя и т. п.) (Слайды)

«Почва - это "живая" земля. Без нее не могут жить растения. В почве обитает много разных животных.

Ребята, какие секреты о земле я вам раскрыл? Самый верхний, самый плодородный слой земли называется? (почва - чернозем)

Гномик . Давайте попробуем все содержимое ваших стаканчиков высыпать в лоток и перемешать. Что получилось?

Дети. (Земля, почва)

Давайте мы с вами посадим фасоль в эту почву, польем ее. ( Дети сажают фасоль, поливают и накрывают лоскутком ткани.)

Гномик. А теперь давайте поиграем!?

Игра: «Что входит в состав земли, подбери»

Описание игры

В центре цветка рисунок земли, на которой растет травка. Вокруг лежат лепестки с разными картинками, в том числе и песок, глина, камень, воздух, вода, насекомые, палочки и веточки. Задача детей выбрать те лепестки с картинками, что входят в состав почвы.

(Дети собирают мозаику - цветок) В то время, когда дети собирают мозаику, гномик меняет лоток на другой где ростки пророщены.

Гномик. Давайте я проверю вашу работу. Вы справились с заданием.

Заключительная часть.

Гномик. Вам понравилось в моей лаборатории? Что нового и полезного вы узнали? (Ответы детей.) Теперь, может быть, вы по-другому будете смотреть на то, что у вас под ногами. Когда наступит весна, посмотрите, какая земля на территории вашего детского сада. А теперь давайте «пообщаемся» с почвой, в которой растет ваша фасоль. Скажите ей ласковые слова. Смотрите, что произошло с нашей землей после того, как мы сказали ей ласковые слова. Своими добрыми словами и пожеланиями вы оживили землю. Давайте оставим этот лоток в лаборатории, а потом я сделаю так, что этот лоток сможет остаться в вашем детском саду, и вы продолжите наблюдать за растениями дальше.

А сейчас нам пора прощаться.

Я буду произносить волшебные слова, а вы смотрите на экран и когда откроется портал, вы сможете по туннелю попасть в детский сад

Гномик. Глобус должен покрутиться .

Чтобы в детском саду нам очутиться.

(Дети по туннелю попадают в детский сад, их встречает воспитатель)

Рефлексия.


  • Что было Вам легко, а что было трудно.

  • Что вам больше всего понравилось?

  • Хотели бы вы ещё попасть в эту лабораторию?

Обещание.

Планета любимая - наша Земля

Как близкого друга, мы знаем тебя

И все твои тайны, что скрыты от глаз

Для наших друзей, мы открыли сейчас.

И пусть всех богатств никогда нам не счесть

Мы все обещаем сегодня, здесь.

Что будем любить, и беречь, и хранить

Всё то, что земля нам будет дарить.



© 2010-2022