Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок «Школа общения» (3 класс)

Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты. Поэтому на наших занятиях мы проводим коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развиваем у них навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений де...
Раздел Дополнительное образование
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Базковская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена и рекомендована МС школы

к утверждению

Протокол № 2

от 31.08.2015 г.

Руководитель МС

________________________

Н.Д. Выпряжкина

Согласована

зам. директора по УВР _______________________

Т.В. Чукарина

31.08.2015 г.

Утверждена

Директор школы

__________________

С.И. Романова

«____»______________2015 г.

Протокол № 200

от 31.08.2015 г.




Рабочая программа

по внеурочной деятельности

кружок «Школа общения»

направление социальное

класс 3 А

количество часов по учебному плану 34

учитель Калмыкова О.Н.

учебный год 2015-2016








ст-ца Базковская

2015 г.

Пояснительная записка

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Программа «Школа общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1-3 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально - психологической группы.

Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.

На наших занятиях мы проводим коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развиваем у них навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.

В работе с младшими школьниками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения занятий. Данный возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.

На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.

Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.

Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, воспитателей.

Смыслообразующие идеи программы:

- наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом - сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;

- умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;

- умение принимать достойное решение - самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;

- осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;

- умение быть самостоятельным - целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.

Цель программы: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.

Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;

  • формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;

  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;

  • введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

  • формирование устойчивой положительной самооценки школьников.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.

Программа рассчитана на 34 занятия в год. Проводятся они в группе 12-14 человек. Периодичность проведения - 1 раз в неделю. Время занятия- 30 минут.

Принципы построения программы:

а) личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);

б) культурно - ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);

в) деятельностно - ориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности).

Формы работы:

  • Беседы

  • Игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации)

  • Рассказ ы педагога и детей

  • Чтение художественных произведений

  • Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера

  • Сочинение историй

  • Наблюдения

  • Рассматривание рисунков и фотографий моделирование и анализ заданных ситуаций импровизации

  • Дискуссии

  • Исследования

  • Коллективные творческие дела;

  • Смотры-конкурсы, выставки

  • Тренинги общения

  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

  • Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов

Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):

регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время;

познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы;

коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, презентации, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы;

личностные - при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным решениям.

Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.

Формы учета оценки планируемых результатов:

  1. Опрос

  2. Наблюдение

  3. Диагностика:

  • нравственной самооценки;

  • этики поведения;

  • отношения к жизненным ценностям;

  • нравственной мотивации.

  1. Анкетирование учащихся и родителей

Планируемые результаты работы.

Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

1. Изменения в модели поведения школьника:

- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

  • активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

  • создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:

- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;

- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,

- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Тематическое планирование 3 класс

Раздел программы

Тема занятия

Кол-во часов

Формирование УУД

Дата прове-дения


1

Диагностика

1


04.09

Учимся дружить

2

«Мы-третьеклассники»

1

Личностные

участие в общественной жизни, ориентирование в событиях, происходящих в стране и в мире; следование здоровому образу жизни. формирование мотивов достижения и социального признания;

- мотив, реализующий потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Познавательные

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

11.09

3

«Ты и твои друзья»

1

18.09

4

«Ищу друга»

1

25.09

Я- владелец своих эмоций

5

«Я и мое настроение»

1

Личностные развитие морально-этического сознания - норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.

Коммуникативные- организация совместно-продуктивной деятельности.

2.10

6

«Я могу управлять своим настроением»

1

09.10

7

«Как выразить свои эмоции»

1

16.10

8

«Эмоции. Общение. Поведение»

1

23.10

Встречи с самим собой

9

«Что я знаю о себе?»

1

Личностные формирование представления о себе, систематизация сведений.

30.10

10

«Что знают обо мне окружающие?»

1

Личностные развитие морально-этического сознания - норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.

13.11

11

«Мой портрет в лучах солнца»

1

20.11

12

«Мои друзья»

1

Личностные формирование глубины мышления, формирование способности анализировать.

27.11

13

«Наш класс»

1

04.12

Я среди других людей

14

«Наши права и обязанности»

1

Коммуникативные

Организация совместно-продуктивной деятельности.

11.12

15

«Застенчивость и неуверенность в себе»

1

Познавательные

Овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умение поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ.

18.12

16

«О чем говорят наши жесты»

1

25.12

17

«Доверие в общении»

1

Коммуникативные - организация совместно-продуктивной деятельности.

15.01

18

«Умею ли я слушать?»

1

Познавательные

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

22.01

19

«Чем уверенность отличается от самоуверенности»

1

Познавательные

Овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умение поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ.

29.01

Вежливая речь

20

«Правила хорошего тона»

1

05.02

21

«Употребление вежливых слов в общении»

1

12.02

22

«Этикетные диалоги, речевые привычки»

1

Личностные

Коммуникативные

Организация совместно-продуктивной деятельности.

19.02

23

«Искусство делать комплименты»

1

26.02

24

«Вежливый отказ»

1

Познавательные

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

04.03

25

«Портрет культурного человека»

1

Коммуникативные- организация совместно-продуктивной деятельности.

11.03

Правила и законы общения

26

«Стили общения»

1

Регулятивные отбор информации, систематизация её по микротемам.

18.03

27

«Что такое конфликт?»

1

Познавательные

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

01.04

28

«Конфликтные эмоции»

1


08.04

29

«Стили поведения в конфликте»

1

Познавательные

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

15.04

30

«Звездная карта жизни»

1


22.04


31

«Стили поведения известных людей»


Коммуникативные- организация совместно-продуктивной деятельности.

29.04


32

Диагностика



06.05


33

Обсуждение результатов диагностики

1

Регулятивные оценка:

- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция:

- способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

13.05


34

Итоговый урок

1

20.05


ЛИТЕРАТУРА


  1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М., 1988.

  2. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей.- М.,1999.

  3. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984.

  4. Венецкая А.Б. Региональный компонент и формирование культуры общения у младших школьников //Начальная школа плюс до и после// № 2 - 2007.

  5. Гин С. И. Прокопенко И. Е. «Первые дни ребёнка в школе» Москва, 2000.

  6. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Москва, 2008.

  7. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», «Завуч начальной школы», №5, 2004.

  8. Львов М.Р. Культура речи. //Начальная школа// № 1 - 2002.

  9. Максименко Н.А. Практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации.//Спутник классного руководителя. 1 - 4 классы.// - Волгоград: Учитель, 2007.

  10. Савова М.Р. Повышение культуры речи как фактор развития личности.

//Начальная школа// № 6 - 2008.

11. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. - М: АРКТИ, 2007.

12. Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 - 2007.

13. Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.

14. Интернет-ресурсы.


© 2010-2022