Общеразвивающая программа дополнительного образования С компьютером на ты

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Токарёвский районный Дом детского творчества»



Рекомендована на заседании «Утверждено»

методического совета приказ № ____ от _________

от «___» ________2015 г. Директор ________Л.В. Постникова



Дополнительная общеразвивающая программа

дополнительного образования детей

«С Компьютером на ТЫ»

(в рамках реализации профилактической услуги
«Реабилитационный досуг для детей группы риска»)


Для детей 7-10 лет

Срок реализации - 1 год



Составитель: Переточкина Анджела Юрьевна

педагог дополнительного образования











Токаревка, 2013

Внесены изменения 2015


Краткая информационная справка

Сведения о составителе:

Переточкина Анджела Юрьевна, педагог дополнительного образования, социальный педагог.

Информация о программе:

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей «С Компьютером на ТЫ» (в рамках реализации профилактической услуги «Реабилитационный досуг для детей группы риска»). Реализуется: сентябрь 2013 года.

Тип программы: экспериментальный.

Направление деятельности: социально-педагогическое.

Срок освоения: 1 год.

Ввозрастной диапазон: 7-10 лет.
Контактный телефон (847557) 2-58-58


















Пояснительная записка.

В современных условиях изменения общественного строя и общественного строя и общественного сознания, когда на развития детей и подростков воздействуют многие неблагоприятные факторы социальной и биологической экологии, увеличивается количество различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.

В фокусе государственной политики сегодня находятся наиболее значимые проблемы в области детства. Президент страны и правительство ориентируют учреждения системы образования совершенствовать образовательно-воспитательную деятельность, формировать эффективную систему защиты детства, повышать качество услуг для семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Социальные услуги получают все более широкое распространение. Несомненно, это положительная тенденция, потому что услуга - это всегда индивидуальная работа с человеком, оказавшимся в той или иной ситуации, это работа с семьей. Кроме того, услуга всегда предполагает получение определенного результата.

В рамках областной комплексной межведомственной программы «Право ребенка на семью» на 2010-2013 годы в областную систему профилактики социального сиротства включено 21 образовательное учреждение. В школах, домах и центрах детского творчества детям из семей группы риска, детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, оказываются профилактические услуги «Социальная гостиная» и «Реабилитационный досуг».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017гг» задачей первостепенной важности для педагогов области должно стать стремление к тому, чтобы семьи и дети получали доступные, достаточные по объему, качественные социальные услуги, ориентированные на индивидуальную нуждаемость, способствующие социальной адаптации семей, повышению качества жизни и преодолению трудных жизненных ситуаций.

«Реабилитационный досуг для детей группы риска» обеспечивает занятость детей и отрыв от социально неблагополучной среды, решает задачи социальной адаптации и реабилитации. Акцент в данной услуге переносится с достижений в определенном роде занятий (компьютерной грамотности) на решение болезненных для ребенка проблем. Реабилитация достигается за счет внедрения детей целевой группы в интегрированную группу; реализации образовательной программы дополнительного образования детей с реабилитационным компонентом, чуткого отношения педагога к детям целевой группы, повышения мотивации детей на успешность и самостоятельность.

Принципами деятельности реабилитационного досуга является:

1. добровольность - получение согласия несовершеннолетнего на участие в реабилитационно - досуговом процессе.

2. актуальность и практичность - значимость занятий для целевой группы, соответствие деятельности детей их интересам и потребностям.

3. адекватность сложности - занятия должны быть достаточно сложными, чтобы заинтересовать и достаточно простыми, чтобы дать детям почувствовать успешность.

4. постепенность - от контроля и опеки взрослых к независимости и самостоятельности подростков.

5. позитивная направленность мероприятий путём их ориентации на принятие, поддержку, поощрение.

6. дифференцированный подход к реабилитации различных групп детей и подростков, учет их возможностей, интересов и предпочтений через спектр дифференцированных досуговых программ и включение ребенка в ту или иную программу с учетом его реабилитационного потенциала, а так же его личных интересов, увлечений.

7. включение значимого взрослого в социальную сеть подростка.

8. обеспечение активности и ответственности детей, постепенное снижение роли взрослого и повышение ответственности подростков.

9. профессионализм - комплексный подход к организации услуги с участием команды специалистов - психолога, педагога, социального педагога.

В процессе своей деятельности Служба руководствуется Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Комплексной программой Тамбовской области «Право ребёнка на семью» на 2010 - 2013 годы» (постановление администрации области от 23.04.2010).

Услуга «Реабилитационный досуг детей группы риска» будет реализовываться через образовательную программу «С компьютером на ТЫ».

Широкое распространение в последние годы персональных компьютеров выдвинуло новые требования к уровню знаний человека любой профессии. Умение использовать компьютер в свой работе становится неотъемлемым показателем квалификации современного специалиста: рабочего, техника, инженера, экономиста, журналиста, модельера, учителя, административного работника.

Компьютер становится необходимым инструментом при обучении детей, при организации их досуга. Возможности использования компьютерных технологий разнообразны и безграничны. Они развивают творческие способности личности, логику, алгоритмическое мышление и т.д., тем самым обеспечивают разностороннее развитие личности.

Новизна программы заключается в следующем:

- для детей, стоящих на учете, вводится специальный реабилитационный компонент, включающий в себя постановку четкой реабилитационной цели для каждого такого ребенка;

- усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

Программа объединения дополнительного образования «С компьютером на ТЫ» построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек.

Дополнительное объединение «С компьютером на ТЫ», существует много лет и имеет научно-техническую направленность. Количество домашних компьютеров в районе не так уж и велико, поэтому для большинства детей это единственная возможность познакомиться с возможностями компьютерной техники, научиться владеть компьютером.

Актуальность.

Развитие детей школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную ему информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее, и использовать свои знания в жизни.

Изучение информатики сейчас является не привилегией, а необходимостью, диктующуюся образом жизни современного человека.

Цель:

Повышение уровня социально-психологической реабилитации и адаптации детей и подростков группы риска в социальном пространстве, их отрыв от асоциальной среды и подготовить подрастающее поколение к жизни и работе в условиях компьютеризации общества.

Задачи:

обучающие:

- познакомить с особенностями компьютерной грамотности;

- познакомить с работой на персональных ЭВМ и знаниями основных возможностей вычислительной техники;

- познакомить учащихся с элементами информационной культуры, т.е. умением работать с информацией: собирать, систематизировать, переосмысливать ее с помощью ЭВМ.

воспитательные:

- способствовать организации психолого - педагогической и социально - психологической поддержки деятельности детей группы риска.

- способствовать организации рекреационных услуг через систему различных форм досуговой деятельности.

- способствовать созданию в Доме детского творчества социально - педагогической реабилитационной среды.

-способствовать организации различных форм деятельности детей группы риска в составе первичного детского коллектива.

развивающие:

-способствовать развитию чувства товарищества, взаимопомощи, коммуникативности;

-способствовать развитию памяти, внимания, навыков публичных выступлений;

-способствовать развитию познавательного интереса обучающихся к изучению компьютерных технологий.

здоровьесберегающие:

-формировать потребность сохранения здоровья, бережного отношения к школьному имуществу и Дома детского творчества.

Организация учебного процесса

Каждый ребенок, находящийся на реабилитации, будет посещать учреждение 2 раза в неделю по 2 часа. Недельная продолжительность реабилитационной программы 4 часа и рассчитана на 9 месяцев.

Программа реабилитационного досуга организуется в интегрированных группах из 12-15 детей с включением 30% детей целевой группы.

Возраст 7-10 лет.

Время занятий 45 минут и 15 минут перемена.

В зависимости от возможностей детей, интересов, можно изменить интенсивность занятий, сократить или пополнить отдельные темы, уделяя им больше или меньше внимания.

Этапы работы:

1. Предварительный этап - отбор группы по рекомендации КДН, ПДН, органов опеки и попечительства, служб охраны прав детства, школ.

2. Введение в услугу - система мер по информированию об услуге и комплектованию групп.

3. Адаптационный этап - формирование у детей мотивации на регулярные занятия в группе, создание безопасного комфортного пространства для подростков целевой группы.

4. Начальный реабилитационный этап - создание интегрированной группы участников досуговой деятельности и организация педагогически организованной реабилитационной среды.

5. Основной реабилитационный этап - устранение или компенсация основных дефицитов, представляющих угрозу для подростка и общества.

Педагогическая целесообразность состоит в том, что
программа включает в себя в основном активные формы работы, что способствует вовлечению детей в учебно - воспитательный процесс и более быстрому достижению педагогических целей за счет приобретения участниками собственного опыта в игровых и тренинговых формах работы.

По окончанию срока реабилитации дети самостоятельно выбирают сферу последующей досуговой деятельности и дополнительного образования.

Ценностными приоритетами работы являются:

- создание ситуации успеха для ребенка;

- создание условий для творчества обучающихся;

- воспитание культуры общения в коллективе;

- использование информационных технологий для саморазвития и самовоспитания личности .

Ожидаемые результаты.

1. Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

-гражданский патриотизм, любовь к Родине;

-уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

-умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

-умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;

-готовность к выбору профильного образования

2. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

обучающийся научится:

-целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразованию практической задачи в познавательную;

-планировать пути достижения целей;

-уметь самостоятельно контролировать своё время;

-принимать решения в проблемной ситуации;

-адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы;

Коммуникативные УУД:

обучающийся научится:

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

-организовывать и планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

-работать в группе;

-использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

Познавательные УУД:

обучающийся научится:

-основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-строить логическое рассуждение;

-структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий;

-работать с метафорами ― понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

3. Предметными результатами изучения курса является формирование следующих знаний и умений:

Воспитанник должен знать:

- правила техники безопасности в процесс работы с компьютером, дисками, дискетами, принтером,

- понятие информации, информационных процессов (передача, хранение и обработка информации)

- понятие алгоритма

-понятие программы как последовательность команд исполнителя

- понятие редактора информации

- назначение и основные возможности текстового, графического и музыкального редакторов

- основные управляющие структуры (вызов программы, повторение и ветвление).

Воспитанник должен уметь:

- кодировать и декодировать сообщение по известному шифру,

- решать линейные алгоритмические задачи, формально записывать решение, пользуясь данными обозначениями,

- исполнять линейные программы для известных исполнителей, указывать реакцию исполнителя на ошибки,

- придумывать и отгадывать информацию с клавиатуры ЭВМ (русские, латинские, строчные, заглавные буквы, цифры, специальные символы), исправлять ошибки ввода,

- пользоваться текстовым, графическим и музыкальным редакторами.

Способы проверки результатов:
Основными способами оценки реализации программы являются:
- определение динамики уровня формирования у детей качества «Успешной личности», через методику Р. К. Кэттелла;
- определение динамики развития индивидуальных свойств, позитивно влияющих на межличностные отношения;
- определение динамики в решении личностных проблем подростков входящих в реабилитационную группу.

Форма подведения итогов реализации программы.
Итогом программы является самостоятельность воспитанника, показанная в играх.

Программа построена на принципах:

Доступности - при изложении материала учитываются возрастные особенности детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.

Наглядности - человек получает через органы зрения почти в 5 раз больше информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.

Сознательности и активности - для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия - игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ состоят в планировании создания Интернет-клуба, который в будущем может быть использован для достижения своих целей, например, для изготовления какого либо продукта, интерактивного обучения или операций с информацией.

Учебно - тематический план.




Название разделов и тем.


Всего

В том числе

теор

прак


Введение в программу

2

1

1

1

Культура работ на компьютере.

8

8

-

1.1.

Краткие сведения из истории вычислительной техники.

2

2

-

1.2.

Появление ЭВМ.

2

2

-

1.3.

Знакомство с правилами работы на компьютере

2

2

-

1.4.

Техникой безопасности в компьютерном классе.

2

2

-

2

Компьютер и его составные компоненты.

14

4

10

2.1.

Центральный процессор, память, ввод-вывод информации, память, диски и дисководы, поколение компьютеров.

6

2

4

2.2.

Игра «Знакомство».

2

-

2

2.3.

Предназначение клавиатуры

2

1

1

2.4.

Блоки (алфавитно-цифровые и знаковые клавиши, курсор, дополнительная клавиатура, функциональные клавиши)

2

1

1

2.5.

Игра «Перелей кувшин»

2

-

2

3

Как работает компьютер?

14

6

8

3.1.

Виды, емкость, хранение.

4

2

2

3.2.

Игра «Догони друга»

2

1

1

3.3.

Информация и ее виды

2

1

1

3.4.

Бит, байт-единиы измерения информации

2

2

-

3.5.

Упражнения по кодированию информации

2

-

2

3.6.

Игра «Скорость»

2

-

2

4

Алгоритм

10

5

5

4.1.

Схема алгоритма

2

2


4.2.

Алгоритмы с ветвлением

2

2


4.3.

Цикл в алгоритме

2

1

1

4.4.

Алгоритмы. Закрепление пройденного материала (урок-путешествие)

2

-

2

4.5.

Алгоритм. Контрольная работа.

2

-

2

5

Объект

6

3

3

5.1.

Состав и действия объекта. Группа объектов.

2

2

-

5.2.

Общие свойства объектов одного класса. Выделение объекта из класса. Собственное имя объекта

2

-

2

5.3.

Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов. Закрепление пройденного материала

2

1

1

6

Множество.

10

4

6

6.1.

Число элементов множества.

4

2

2

6.2.

Логические операции. Пересечение множеств.

4

2

2

6.3.

Игра «Морской бой»

2

-

2

7

Граф

8

4

4

7.1.

Построение графов. Ориентированный граф.

2

2

-

7.2.

Множество, отношения на множестве, отрицание, логические операции.

2

2

-

7.3.

Контрольная работа.

2

-

2

7.4.

Игра «Шахматный турнир»

2

-

2

8

Создание текстового файла.

22

4

18

8.1.

Назначение функциональных клавиш.

4

2

2

8.2.

Просмотр файла. Редактирование файла

2

-

2

8.3.

Копирование файла. Переименование файла.

2


2

8.4.

Упражнение для освоения работы на клавиатуре

2

-

2

8.5.

Создание и сохранение текста.

6

2

4

8.6.

Подготовка документа к печати. Печать.

2

-

2

8.7.

Сочинение

2

-

2

8.8.

Игра «расскажи другу о себе»

2

-

2

9

Назначение функциональных клавиш

4

2

2

10

Машинная графика

20

6

14

10.1.

Рисующие программы

2

2

-

10.2.

Система координат. Цвет. Графические примитивы.

2

2

-

10.3.

Важнейшие операции редактирования изображений.

2

2

-

10.4.

Создание рисунков и графических изображений

4

-

4

10.5.

Конструирование рисунков.

6

-

6

10.6.

Игра «Построй дом своей мечты»

4

-

4

11

Интернет

24

6

18

11.1.

История создания и развития Интернет. Виды компьютерных сетей и ресурсов.

4

4

-

11.2.

Поисковый сервер.

6

2

4

11.3.

Поиск информации в Интернет

8

-

8

11.4.

Компьютерные игры.

6

-

6

12

Заключительное занятие.

2

-

2


Всего

144

53

91


Содержание


Введение (2 ч.)

  1. Культура работ на компьютере (8 ч)

Теоретические вопросы:

1.1.Краткие сведения из истории вычислительной техники.

1.2.Знакомство с правилами работы на компьютере.

1.3.Техникой безопасности в компьютерном классе.

Практические работы:

1.4.Тренинг - знакомство «Мы вместе».

1.5.Упражнения «Меня зовут», «Я считаю что…»

  1. Компьютер и его составные компоненты (14 ч)

Теоретические вопросы:

2.1.Центральный процессор, память, ввод-вывод информации, память, диски и дисководы, поколение компьютеров.

2.2.Предназначение клавиатуры.

2.3.Блоки (алфавитно-цифровые и знаковые клавиши, курсор, дополнительная клавиатура, функциональные клавиши).

Практические работы:

2.4.Тестирование «Знаете ли вы себя?»

2.5.Игры на выявление личностных особенностей

  1. Как работает компьютер? (14 ч)

Теоретические вопросы:

3.1.Виды, емкость, хранение.

3.2.Информация и ее виды.

3.3.Бит, байт-единиы измерения информации

Практические работы:

3.4.Методика «Самооценка эмоциональных состояний» (Д. Рикса)
3.5. Работа в релаксационной комнате
3.6.Игры с мячами
3.7.Диагностика творческих способностей.

  1. Алгоритм (10 ч)

Теоретические вопросы:

4.1.Схема алгоритма.

4.2.Алгоритмы с ветвлением.

4.3.Цикл в алгоритме.

Практические работы:

4.4.Алгоритмы. Закрепление пройденного материала (урок-путешествие).

4.5.Алгоритм. Контрольная работа.

4.6.Работа в релаксационной комнате.

  1. Объект (6 ч)

Теоретические вопросы:

5.1.Состав и действия объекта. Группа объектов.

5.2.Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов. Закрепление пройденного материала.

Практические работы:

5.3.Общие свойства объектов одного класса. Выделение объекта из класса. Собственное имя объекта. (составить описание выделить общие объекты из класса).

5.4.Работа в релаксационной комнате.

  1. Множество (10 ч)

Теоретические вопросы:

6.1.Число элементов множества. (познакомить с понятиями: «множество», «элементы множества», «подмножество»)

6.2.Логические операции. Пересечение множеств (познакомить с понятием «объединение множеств», «пересечение множеств»)

Практические работы:

6.3.Игра «Морской бой».

6.4.Работа в релаксационной комнате.

  1. Граф (8 ч)

Теоретические вопросы:

7.1.Построение графов. Ориентированный граф.

7.2.Множество, отношения на множестве, отрицание, логические операции.

Практические работы:

7.3.Контрольная работа.

7.4.Игра «Шахматный турнир».

  1. Создание текстового файла (22 ч)

Теоретические вопросы:

8.1.Назначение функциональных клавиш.

8.2.Создание и сохранение текста.

8.3.Практические работы:

8.4.Просмотр файла. Редактирование файла.

8.5.Применение функциональных клавиш.

8.6.Создание и сохранение текста.

8.7.Копирование файла. Переименование файла.

8.8.Упражнение для освоения работы на клавиатуре.

8.9.Подготовка документа к печати. Печать.

Практические работы:

8.10.Работа в релаксационной комнате.

8.11.Игра «Расскажи другу о себе».

  1. Назначение функциональных клавиш (4 ч)

Теоретические вопросы:

9.1.Назначение функциональных клавиш.

Практические работы:

9.2.Работа в релаксационной комнате.

  1. Машинная графика

Теоретические вопросы:

10.1.Рисующие программы.

10.2.Система координат. Цвет. Графические примитивы.

10.3.Важнейшие операции редактирования изображений.

Практические работы:

10.4.Создание рисунков и графических изображений.

10.5.Конструирование рисунков.

10.6.Игра «Построй дом своей мечты».

10.7.Работа в релаксационной комнате.

  1. Интернет (24 ч)

Теоретические вопросы:

11.1.История создания и развития Интернет. Виды компьютерных сетей и ресурсов.

11.2.Поисковый сервер.

Практические работы:

11.3.Поисковый сервер.

11.4.Поиск информации в Интернет.

Практические работы:

11.5.Компьютерные игры.

11.6.Работа в релаксационной комнате.

  1. Оценка результатов

Практические работы:
12.1.Промежуточная диагностика «Самооценка личности»
12.2.Итоговая аттестация. Игра «Рисуем сказку». Компьютерная поддержка: «Художественное творчество. Мурзилка. Рисуем сказку».


Формы и методы обучения существенно зависят от возможности доступа обучающегося к компьютерам. Наилучшие результаты дает машинный вариант преподавания.

Весь курс проходит с использованием элементов игры, межпредметного материала, чередованием теоретической и практической работ, использования интерактивных форм обучения т. д.

Организация работы за компьютером проходит с учетом возрастных особенностей и санитарно-гигиенических требований.


Название раздела

Форма

занятий

Приемы и методы

Дидактический материал, техническое оснащение


Формы

подведения итогов


1

Культура работ на компьютере.

Групповая

Беседы.

Работа с дидактическим материалом.

Словесный, практический, наглядный.

Учебное пособие.

Персональные компьютеры.

Тренинг

2

Компьютер и его составные компоненты

Групповая, индивидуальная.

Беседы.

Работа с дидактическим материалом.

Словесный, практический, наглядный.

Учебное пособие.

Персональные компьютеры.

Тестирование

3

Как работает компьютер?

Групповая

Практические занятия.

Беседы.

Работа с дидактическим материалом.

Словесный, практический, наглядный.

Учебное пособие.

Персональные компьютеры

Диагностика.

Игра.

4

Алгоритм

Групповая

Практические занятия.

Работа с дидактическим материалом.

Игры .

Словесный, практический, наглядный.

Карточки с цифрами,

картинками и буквами, различные предметы для классификации.

Учебное пособие.

Персональные компьютеры

Виртуальное путешествие

5

Объект

Групповая

Практические занятия.

Работа с дидактическим материалом.

Словесный, практический, наглядный.

Учебное пособие.

Персональные компьютеры

Фронтальный опрос

6

Множество

Групповая

Практические занятия.

Работа с дидактическим материалом.

Словесный, практический, наглядный.

Учебное пособие.

Персональные компьютеры

Игра.

7

Граф

Групповая

Практические занятия.

Работа с дидактическим материалом.

Словесный, практический, наглядный.

Учебное пособие.

Персональные компьютеры

Игра.

8

Создание текстового файла

Групповая

Практические занятия.

Работа с дидактическим материалом.

Словесный, практический, наглядный.

Учебное пособие.

Персональные компьютеры

Печать материала.


9

Назначение функциональных клавиш

Групповая

Практические занятия.

Работа с дидактическим материалом.

Словесный, практический, наглядный.

Учебное пособие.

Персональные компьютеры

Фронтальный опрос

10

Машинная графика

Групповая

Практические занятия.

Работа с дидактическим материалом.

Словесный, практический, наглядный.

Учебное пособие.

Персональные компьютеры

Фронтальный опрос.

Игра.

11

Интернет

Групповая

Практические занятия.

Беседы.

Работа с дидактическим материалом.

Словесный, практический, наглядный.

Учебное пособие.

Персональные компьютеры, ОС Microsoft Windows 2000/XP, привод CD-ROM, колонки, наушники, хорошее освещение, Интернет.

Виртуальные экскурсии.

Игра.

12

Заключительное занятие

Индиви

дуальная


Практические занятия.

Персональные компьютеры, ОС Microsoft Windows 2000/XP, привод CD-ROM, колонки, наушники, хорошее освещение, Интернет.

Диагностика.



Ресурсное обеспечение программы:

Кадровое обеспечение

Педагог, осуществляющий образовательную деятельность по программе, имеет высшее педагогическое образование по специальности социальный педагог, имеет удостоверение по специализации «Психологическое консультирование разновозрастных групп», а также обладать необходимыми знаниями по детской психологии.

Материально-техническое обеспечение:

Помещение для проведения групповых и индивидуальных занятий.

Перечень необходимого оборудования для занятий: доска, медиа-

средства, компьютер, рабочие материалы для подростков, расходные материалы для практических занятий.

Методическое обеспечение :

Теоретические знания преподаются не только словесным изложением данных, но и практической тренировкой по излагаемому материалу. На уроках преподавания теоретического материала используется наглядный материал, который просматривается с помощью компьютера.

На уроке практической работы проводится как изучение нового материала, так и закрепление полученных знаний. Индивидуальный подход позволяет наиболее качественно донести до каждого ребенка излагаемый материал, в зависимости от имеющихся начальных знаний у ребенка меняется и форма подачи преподаваемого материала.

Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах.

Это:

  1. ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет педагог, а воспитанник наблюдают.

  2. ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа воспитанников по освоению или закреплению материала под руководством педагога.

  3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ - выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Педагог обеспечивает индивидуальный контроль за работой воспитанников.

  4. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ - выполнение работы индивидуально и в микрогруппах на протяжении нескольких занятий

  5. РАБОТА КОНСУЛЬТАНТОВ - наиболее подготовленный воспитанник контролирует работу всей группы объединения.

Занятия объединения, их непохожесть на другие занятия несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества

Условия реализации программы

Пока психологи и педагоги спорят, с какого возраста ребенка можно подпускать к компьютеру, производители давно решили этот вопрос, выпустив огромное количество программ для детей, начиная с трех лет. Действительно, если малыш с удовольствием смотрит мультики, то ему будут интересны и развивающие игры с рисованными и кукольными персонажами. Но нельзя спешить сажать ребенка за экран, перед которым взрослый не выдерживает больше часа. Компьютер для ребенка еще надо подготовить.

Монитор должен иметь диагональ не менее 17 дюймов. Так как ребенок или подросток лучше воспринимает крупные и четкие картинки, на экране лучше установить невысокое разрешение. Очень важна частота мерцания экрана, желательно настроить ее на 80 Гц, а еще лучше 100-120 Гц - тогда нагрузка на зрение будет минимальной.

Необходимо обратить внимание на клавиатуру. Кнопки должны быть мягкими, что бы без усилий работать на клавиатуре.

Существуют определенные правила, требования безопасности при работе с компьютером. Если эти рекомендации выполняются, то можно быть совершенно спокойным за здоровье детей: компьютер не принесет им вреда.





















Информационные источники для педагога


  1. Берлингер Э.М., Глазырина И.Б., Глазырин Б.Э. Microsoft Windows XP.- спец. изд. - М.: БИНОМ.,2004.

  2. Богомолова ЕМ. Занимательные задания по базовому курсу информатики. // Информатика и образование. - 2004. -№ 2. -С. 52-60.

  3. Босова Л.Л., А.Ю. Босова. Занимательные задачи по информатике.- 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  4. Василькова Ю.В. Методика И ОПЫТ работы социального педагога: Учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2004

  5. Л.Л. Босова. Волшебные координаты. Методические рекомендации для проведения занятий по информатике в 5-6 классе. // Информатика и образование. 1997. №№1,4,7,8.

  6. Дженнифер Фунтон,Microsoft excel 2000, Харьков, издательство 2000 г.

  7. Ерошенков И.Н. «Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков», М., 2004.

  8. Жигарев А. Н., Н.В. Макарова Основы компьютерной грамоты. СПб.: Питер, 2005.

  9. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: -М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2005 г.

  10. Информационные технологии: В 2 ч./ Шафрин Ю.А. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

  11. Кошелев М.В. Справочник школьника по информатике / М.В. Кошелев - 2-е издание - М.: Издательство «Экзамен», 2007

  12. Компьютер- это просто, Москва, издательство 2003г.

  13. Макарова Н.В.. Информатика 5-6 класс. СПб.: Питер, 2005.

  14. Макарова Н.В.. Практикум по информационным технологиям. СПб.: Питер, 2005.

  15. Порев В.Н. Компьютерная графика. -СПб.: БХВ-Петербург, 2002

  16. Персональный компьютер, учебный курс, Харьков, издательство 2000 г.

  17. Пежемская Ю.С. «Опыт социально-психологической реабилитации подростков групп социального риска»// «Психологическая помощь подросткам. Работающие программы», М., 2004.

  18. Платонова Н.М. «Основы социальной педагогики», СПб, 1997.

  19. Регуш Л.А. «Психология современного подростка», СПб, 2005.

  20. Селенина Е.В. «Методическое пособие по организации реабилитационного досуга для детей и подростков группы риска по социальному сиротству».

  21. Социальная педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Никитина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАдОС, 2000.

  22. Угринович Н.Д. и др. "Практикум по информатике и информационным технологиям. 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  23. Яшина Е., Камалдинов Д., Петрова О. «Я хочу провести тренинг», Новосибирск, 2003.

  24. Intel «Обучение для будущего», Москва, издательство 2003 г.


Информационные источники для обучающихся.



  1. Дракоша и занимательная информатика. - «Бука», 2008.

  2. Компьютер для дошкольников. - «Одиссей», 2008.

    1. Москва «Газета» 1992 г

  3. Мультимедийная энциклопедия «Компьютер для малышей Часть 1. Учимся пользоваться мышкой». - «Бука», 2008.

  4. Мультимедийная энциклопедия «Компьютер для малышей Часть 2. Учимся пользоваться мышкой и клавиатурой». - «Бука», 2008.

  5. Мультимедийная энциклопедия «Компьютер для малышей Часть 3,4. Учимся играть на компьютере». - «Бука», 2008.

  6. Мультимедийная энциклопедия «Компьютер для малышей Часть 5. Учимся рисовать на компьютере». - «Бука», 2008.

  7. Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически 2. - «Новый диск», 2008.

  8. Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически. - «Новый диск», 2005.

  9. Несерьёзные уроки. Учимся считать. - «Новый диск», 2008.

  10. Поддубная Л.М., Поддубный Е.В., Голова С.Ю. 10 уроков.

  11. Сборник развивающих игр для детей «Веселые моторы». - серия: 1С: Образовательная коллекция, 2005.

  12. Скоро в школу. Тренируем мышление. Рабочая тетрадь дошколёнка. - «Новый диск», 2009.

  13. Учимся вместе. Набор анимированных уроков.















© 2010-2022