Методическое сообщение Использование ИКТ на уроках музыкально-эстетического цикла

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Гимназия № 10»













Методическое сообщение на тему:

«Использование современных форм обучения на уроках

музыкально-эстетического цикла»







Составитель:

Рогожина Ирина Анатольевна

педагог дополнительного образования

в области музыкального искусства



г. Железногорск, 2016

Интенсивное развитие и внедрение информационных технологий во все сферы человеческой деятельности повлекло за собой существенные изменения и в системе музыкального образования.

Наша гимназия - это учебное заведение, в котором дети получают дополнительное образование, и представляет собой усовершенствованное, модернизированное учебное заведение, имеющее огромный потенциал и возможности внести весомый вклад в воспитание, мировоззрение и образование детей. Ребенок, получивший музыкальное образование, другими глазами смотрит на мир, умеет увидеть и оценить прекрасное, поэтому обучение на музыкальном отделении дает человеку неоценимый жизненный опыт. Но для нас уже несколько лет существует большая проблема - каким образом заинтересовать детей музыкой? С каждым годом все меньше и меньше детей, желающих учиться музыке, не все дети доучиваются музыке до конца. Многие дети не хотят получать музыкальное образование, т.к., сталкиваясь с первыми трудностями, считают, что музыка - это скучно, не интересно. Необходимо сделать учебный процесс настолько интересным, чтобы ребенок посещал занятия с удовольствием, чтобы обучение здесь было для него не в тягость. В наш современный век компьютеризации новые технологии смогут помочь преподавателю сделать учебный процесс в школе интересным и насыщенным.

В гимназии, благодаря тому, что преподавание многих музыкальных предметов ведется в классах, где в утренние часы проводятся уроки общеобразовательного цикла, есть возможность использовать в своей работе компьютер и даже мультимедийную аппаратуру преподавателями различных предметов (вокальных дисциплин, инструменталистами, теоретиками). Урок никогда не ограничивается лишь обучением игре на инструменте или пением. Это, как правило, знакомство с миром музыки: анализ музыкальных произведений, беседы о композиторах и эпохах, музыкальные путешествия в разные страны. В поисках необходимого образа музыкального произведения используются красочные сравнения, параллели с другими видами искусств, с миром природы… И с появлением в классах компьютеров и предоставлением доступа в Интернет учителя получили возможность искать и использовать в работе необходимую информацию. В работе музыкантов такой информацией могут быть, во-первых, сведения о композиторах, информация об исполняемых произведениях, во-вторых, поиск в Интернете нотных источников, в-третьих, скачивание подходящих аудио и видеоматериалов, в-четвертых, просмотр картин, фото и другого материала, помогающего в работе над раскрытием образа в произведении, наконец, поиск методической литературы и обращение к специализированным сайтам. Безусловно, возможности для получения материала значительно расширились. Ведь теперь есть возможность, например, послушать одно произведение в интерпретации различных исполнителей, найти записи известных исполнителей, «попасть» на концерты знаменитых музыкантов, просмотрев их в видеозаписи и т.д. Все вышесказанное позволяет обогатить стандартный урок, помочь в обучении и развитии кругозора учащегося. Появляется наглядная информация, урок становится более интересным и разнообразным. Доступ к лучшим образцам исполнительства безусловно, преобразит учебный процесс, вовлечет детей в творчество, позволяя расти ученикам профессионально.

Урок, как известно, предусматривает реализацию в комплексе образовательной, развивающей и воспитательной функции обучения. Они связаны с формированием определенных качеств личности ученика (эмоциональной отзывчивости, работоспособности и т.д.)

Педагог свободен в выборе структуры урока, здесь самое главное - высокая результативность обучения и воспитания. Этапы комбинированного урока: организация работы; повторение изученного материала (актуализация знаний); изучение нового материала, формирование новых умений; закрепление, систематизация, применение; задание на дом.

Комбинированный урок позволяет достигать нескольких целей, его достаточная гибкость позволяет соединять этапы в любой последовательности. Время на уроке необходимо распределять целесообразно: средняя продолжительность различных видов деятельности не должна превышать - 10 минут; количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) норма - не менее трех; чередование видов преподавания не позже, чем через 10-15 мин. Наличие положительных оздоровительных моментов - физкультминутки, релаксация, упражнения на развитие различных видов мышления, (как считают психологи, эти упражнения помогают закрепить знания по предмету, формируют интерес к нему).

На уроке педагогу необходимо учитывать момент наступления утомления у детей (младшие - через 25 минут, средние - через 35 минут, старшие - через 40 минут).

Управление учебной деятельностью осуществляется за счет организации урока, стимулирования мотивации на учебную деятельность.

Электронные презентации, используемые на уроках, позволяют более наглядно представить себе иллюстрированный материал к уроку, реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения. Показ презентаций активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся.

При использовании презентаций нужно учитывать возраст детей. Я использую разные виды презентаций (активные, познавательные, обучающие).

Как показывает практика, максимального эффекта в процессе обучения можно добиться, используя в образовательном процессе интерактивные дидактические игры и тренажеры, направленные на формирование профессиональных умений и навыков. Наличие тестов и тренажеров позволяет определить уровень знаний по определенным темам.

Использование компьютера, электронных пособий для музыкально-теоретических дисциплин в области проверочных упражнений и тренировке слуха является эффективным средством экономии времени. Несомненным достоинством компьютерных программ является то, что они превращают тренировку слуха и форму проверки знаний в увлекательный процесс, весьма приветствуемый учащимися.

Использование компьютерных программ способствует качественным изменениям в области знаний учащихся, в частности, созданию конкретных образов, подкрепляющих абстрактные знания, делающими их более осмысленными и личностно принятыми. На своих уроках я использую в работе пальчиковые игры. Пальчиковые игры развивают координацию, мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров. (ПРИМЕР) Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, в нашем случае игре на музыкальных инструментах. Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать - то и музыкального слуха. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся детям.

Использование на уроках детских шумовых и ударных инструментов развивает музыкально - ритмические, творческих способности учащихся. Развивают индивидуальные способности детей, их творческое мышление. Каждому ребенку дается возможность и шанс выразить себя, показать своё отношение к музыке в различных движениях, жестах, игре на музыкальных инструментах. Применение на занятиях шумовых и ударных инструментов способствует развитию музыкально-ритмических способностей, общему развитию; умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, двигательной реакции, что очень важно для детей младшего школьного возраста.

Несомненно, использование информационных и коммуникационных технологий на уроках способствует совершенствованию учебного процесса, оптимально распределяя информацию, положительно влияя на особенности познавательной деятельности учащихся.

Компьютеризация в значительной степени преобразовала процесс образования. Современный урок невозможен без применения передовых педагогических и информационных технологий, что делает образовательный процесс более интенсивным, повышает скорость восприятия, понимания и усвоения объема знаний. Однако для разработки уроков с применением компьютера прежде всего сам преподаватель должен хорошо знать компьютер, его функциональные возможности и области применения.

Занятия с компьютером вызывают живой интерес у учащихся и превращают такой трудный предмет как сольфеджио в занимательную учебную дисциплину с использованием привычных для современного ученика форм обучения.

Компьютер при этом остается всегда средством обучения в арсенале педагога, который в определенных ситуациях выбирает - отдать ему предпочтение или нет. Стоит отметить, что в процессе образования достижение успеха обеспечивается только совокупностью традиционных и инновационных форм, средств, методов обучения.

На данный момент существует огромное количество компьютерных обучающих музыкальных программ и тренажеров, нацеленных на различные стороны развития музыкальной грамотности, музыкального слуха и мышления.

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках теоретического цикла делает уроки познавательными, разнообразными, а самое главное - современными. Дети становятся активными участниками процесса обучения, что формирует положительное отношение к предмету.

Использование ИКТ способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства. Все это способствует оптимизации учебного процесса на основе информатизации.

Литература


  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., 1983.

  2. Коган Л.Н. Художественный вкус. - М.: Просвещение, 1981.

  3. Афанасьева О.В. Использование ИКТ в образовательном процессе - pedsovet.org/

  4. Никитина Н.Н. Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ. pedsovet.org/

  5. Чепкасова О.А. «Использование ИКТ на уроках образовательной области

  6. «Искусство». Материалы сайта it-n.ru «Сеть творческих учителей».



© 2010-2022