Педагогический проект Сязь поколений

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Видеоуроки
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тарасова Оксана Александровна

МУ ДО ДДТ «Левша»

педагог дополнительного образования

Мастер-класс "Связь поколений"

Проблема: в настоящее время мы наблюдаем преждевременное старение общества, непонимание и отсутствие общих интересов между старшим и младшим поколениями, отсутствие уважения.

Цель: создание условия для совместной деятельности двух поколений: старшего (бабушки и дедушки) и младшего (внуки).

Задачи.

  • Методическая задача: разработать программу совместной деятельности;

  • Организационная задача: объединить в рамках мастер-класса усилия МУ ДО ДДТ «Левша» (психолог, руководитель детского объединения, обучающиеся) и социума (ветераны дома престарелых «Мядико», Информационного агентства «Приуралье»).

  • Воспитательная задача: привлечь представителей разных поколений к совместной деятельности во имя общей цели. Познакомить детей с внутренним миром пожилого человека. Бороться с отрицательными стереотипами отношения к старости.

  • Воспитание почтительного уважения к старшему поколению, бережного отношения к ним.

  • Учить детей сопереживать, сочувствовать старым людям.

Описание проблемы

В одном из своих посланий Генеральный секретарь ООН Кофи Аннон сказал: «До последнего времени недостаточно внимания уделялось вопросу о том, как наилучшим образом использовать умение и опыт пожилых людей в интересах развития общества, в котором мы живем. Пожилые люди являются мощным, но малоиспользуемым ресурсом в человеческом развитии». Поэтому, главная задача - вывести бесценные качества пожилых людей из состояния безвестности, помочь навести мосты между поколениями.

Детям нельзя давать забывать, что:

  • необходимо проявлять терпение в отношениях к пожилым людям,

  • нужно искренне откликаться на чужую беду, вовремя протянуть руку помощи нуждающимся,

  • заботиться, почитать и гордиться заслугами и делами своих близких.

Изложенная проблема может быть частично решена в рамках мастер-класса «Связь поколений».

Старшее поколение почувствует свою значимость, будет постоянно усовершенствовать свои знания и умения для того, чтобы обучать младшее поколение.

Такое взаимодействие благотворно повлияет на отношения между поколениями.

Предварительная беседа перед совместной деятельностью.

Разговор на занятии пойдет о бережном отношении к дедушкам и бабушкам, о воспитании чувства уважения к ним. Вы должны понять, что подлинная гуманность (т.е. человеколюбие) общества и человека определяется прежде всего отношением к детям, старикам, т.е. самым беззащитным и нуждающимся в помощи. Вы должны научиться видеть горе, беду, одиночество старого человека и помочь ему.
Род человеческий состоит из поколений. В мире живут одновременно несколько поколений: уходящее, находящееся в расцвете сил, выходящее и только что появившееся.
Уважение, почитание старших поколений - закон жизни. Есть вещи, которые посильны только старости, потому что в ней - мудрость многих поколений. Уважают не седины сами по себе, а то, что за ними, поэтому всеобщим уважением и почетом должны пользоваться старики. Всегда нужно помнить одно из главных правил человеческого общения, которое называют «золотым правилом нравственности». В учении древнекитайского философа Конфуция (VI-V в. до н. э.) золотое правило осмысливается как основа поведения: «Чего сам не желаешь, того не делай другим». Оно в той или иной форме вошло в моральное сознание всех цивилизованных народов: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Традиция почитания старших

Знаете ли вы, что традиция почитания старших уходит своими корнями в далекое прошлое? Еще в Библии речь идет о том, что необходимо почитать старших, и тогда можно прожить долгую счастливую жизнь. По крестьянской этике, требования которой должны были усвоить подростки, уважения были достойны не только родители, но и вообще все старшие по возрасту люди. При этом дети не должны были решать для себя, достоин или не достоин тот или иной старик их заботы, почтения и уважения. По мнению славян, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они мудрее, духовно богаче и много сделали для людей. Большую роль в воспитании у детей этого чувства играли сказки, бывальщины религиозно-поучительного характера. И вам хорошо известны сказки, где герой, нагрубивший старушке или старику, терпит неудачи, а после принесенного им извинения получает от них полезный совет.
Вспомните эти сказки. («Морозко», «Иван, крестьянский сын» …)
Вечерами в теплых избах бабушки и дедушки рассказывали внукам реальные истории о том, как уважение, оказанное старому человеку, приносило ребенку удачу.

Воспитание детей в Древней Руси. (Выступление ученика)

В Древней Руси воспитание детей велось в духе почитания и уважения старших. Чувство уважения к старшим входило в плоть и кровь детей благодаря примерам из жизни собственной семьи и всей деревенской общины. В семейном застолье пожилым людям предоставлялось почетное место, взрослые члены семьи были внимательны к старому, отработавшему свое время деду, спрашивали у него советов. При семейном разделе, когда женатый сын намеревался жить своим домом, хозяйством, решающее слово было за старым отцом. На сельской сходке - собрании взрослых мужчин деревни - мнение стариков по тому или иному вопросу было зачастую решающим. Почитание старших отражалось в мельчайших подробностях быта славян: не садись первым за стол, не бери первым ложку, лучший кусок - отцу-кормильцу, не говори много в присутствии старших,…
Наши предки понимали, что основы личности закладываются в детстве, и старались с раннего детства воспитывать в детях стремление к добру, отвращение к подлости и лицемерию, отличать истину от лжи, добро от зла, приучали к труду и честной жизни.

В условиях современности почитание старших могло бы стать для детей внутренним мотивом для того, чтобы не совершать плохие поступки. Живущие в настоящем призваны жить так, чтобы не уронить чести, достоинства, ратной славы предков. Не уронить эту честь, а преумножить.

Итак, разговор о старости.
Как вы понимаете, что такое старость? Что ей свойственно? (Старость - это период жизни после зрелости, в который происходит постепенное ослабление деятельности организма). Всмотритесь внимательно в лица старых людей, изображенных на картинах и фотографиях. (Обращение к наглядности). Что вы видите? Что читаете на этих лицах? (Возраст, опыт, ум, знания, доброту, беспомощность, физическую немощь, любовь к детям и внукам, мудрость,…)
А ведь можно вопрос поставить несколько иначе: как вы считаете, чем может обернуться старость для человека? Я предлагаю вам 3 возможных ответа: старость-счастье, покой, беда.
Рассмотрим эти утверждения. (Ответы детей).
1 старость - счастье.

Может ли старость обернуться счастьем? Все хорошо: и любят бабушек и дедушек, и заботятся о них, а здоровья нет. Счастье это?

2 старость - покой. Это - ласка, любовь; забота и уют; тепло и внимание; уважение и почет; сытность, чистота; у детей все хорошо…
Хорошо, когда в старости человек ощущает подобное к себе отношение.

3 старость - беда. Это равнодушие, забвение, отсутствие любви, нет близких, одиночество (Это прозвучало в ответах бабушек и дедушек).
Слова эти несут холод, тоску. Плохо одному в ночи да еще старому немощному человеку. (В слове одиночество видим смысл: один, ночь)
Значит, старость - это счастье? И очень хочется, чтобы для наших бабушек и дедушек она оборачивалась покоем.

Совместная деятельность:

  • Подготовка материала для коллажа

  • Изготовление новогоднего коллажа (см. видеоприложение)

Под поколением обычно понимают интервал времени между средним возрастом родителей и детей. С этой точки зрения в возрастном отношении в обществе выделяют ряд поколений измеряемых определенным числом лет.
Каждый человек - современник какой-либо эпохи и сверстник определенного поколения. Известно по собственному опыту, что одно поколение людей значительно отличается от другого. Всем ясно, что новое идет на смену устаревшему. Тем не менее, человечество как род людской не разваливается, не обрывается «дней связующая нить». Благодаря чему? Благодаря преемственности поколений. На стыке поколений, как правило, возникает множество проблем: это и знакомая проблема «отцов и детей».
Смена поколений - не зависящий от нас объективный фактор общественного прогресса. Смена поколений - это, прежде всего, процесс, который обеспечивает преемственность в развитии человеческого рода.
В ряду поколений детство - особый период. Впереди целая жизнь, множество добрых дел. Общество ценит и старается защитить детство. Здесь более важно влияние. Не только говорить, что курить плохо, но и самим не курить. Ведь ребенок смотрит и может думать: «Если им можно значит можно и мне». Все дети стремятся стать поскорее взрослыми, а многие старики тоскуют о своей ушедшей молодости. Только возможности одних и опыт других помогают видеть жизнь с самых разных сторон, устанавливает истинную связь поколений.
«Наши дети должны быть лучше нас, и мы должны воспитывать их лучшими людьми. Не мы создадим факты их жизни - создадут их они сами, и фактов этих будет у них больше, чем их было у нас. Если мы разовьем в своих детях все средства для верного наблюдения, верной оценки и верного вывода, мы выпустим их в жизнь во всеоружии средств для борьбы с тем вековым злом, противоположная сторона которого зовется прогрессом. Если вы воспитаете такого борца - вы создадите гражданина...», - так думал Н.В. Шелгунов, публицист, литературный критик.

Используемая литература:

  1. Агапава В.А. «Мы - патриоты!», Москва 2008 г.

  2. Быков, Мельничеко: Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе. Методическое пособие, 2007 г.

  3. Воронова Е.А. «Воспитать патриота», Издательство «Феникс»,2008 г.

  4. Дубровская Н.В. «Коллаж. Наглядно- методическое пособие», 2014 г.

РисунокПедагогический проект Сязь поколений

5


© 2010-2022