Дополнительная образовательная программа кружка по технологии В гостях у Самоделкина

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено:

Руководитель ЛМС

Протокол №_____

«____» ________20 г

Согласовано:

Заместитель директора по

«____» ________20 г


Утверждаю

Директор

«____» ________20 г


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Кружок "В гостях у Самоделкина."

на учебный год


Количество часов на учебный год: 60

Автор: учитель высшей категории Кочергина И.П.













2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа направлена на развитие у детей творческих способностей, эмоционально- эстетического отношения к традиционной национальной культуре и ставит своей целью формирование эстетических знаний, пробуждение эстетической восприимчивости и закрепление в творческом опыте учащихся.

На занятиях художественным трудом в кружке учащиеся расширяют знания, полученные на уроках труда в лицее, об инструментах, материалах, приемах придания этим материалам необходимых форм с целью превращения их в изделие. Учащиеся получают знания об окружающем и предметном мире, у них формируется трудолюбие, добросовестность, они получают навыки культуры труда, развивают творческое воображение, активность, самостоятельность.

Программа направлена на решение следующих задач:

Ознакомление с особенностями работы в области ДПИ и народного искусства

Овладение учащимися определенными практическими навыками

Развитие у детей пространственных представлений, дизайнерских, творческих способностей, художественного вкуса, эстетического чувства и понимания прекрасного

Воспитание трудолюбия, интереса, любви к искусству.

В процессе решения этих задач предполагается создание культурно-полноценных изделий, полезных в жизни ребенка (быт, досуг, праздники) и изготавливаемых из материалов, доступных обработке ручными инструментами и приспособлениями.

Программа включает 5 разделов:

1.В мире аппликации

2.Чудо-вышивка

3.В ожидании Нового года

4.Чудеса из ткани своими руками

5.Твори, выдумывай, пробуй (работа с разными материалами)

Обозначенные разделы направлены на овладение учащимися приемами ручного труда, развитие творческих способностей, пространственных представлений, мышления, самостоятельности.

Каждый раздел представляет собой относительно независимую, завершенную часть технологической подготовки учащихся. Распределение теоретического материала осуществляется на основе отбора необходимой информации для осознанного выполнения учащимися заданий. Преемственность в учебном материале при этом обеспечивается минимальным количеством новых знаний при последовательном усвоении выделенных тем.

Предложенный минимум содержания, образуя единый комплекс с предметами общеобразовательного цикла, расширяет, закрепляет, систематизирует и интегрирует З и У, которые учащиеся получают на других уроках путем применения их на практике. Содержание тем программы включает З и У , необходимые для осознанного выполнения проектных заданий.

Данная программа рассчитана на учащихся 4- х классов на период учебного года. Занятия проходят 2 раза в неделю по 45 минут в форме кружка «В гостях у Самоделкина».

К окончанию работы кружка учащиеся должны получить знания:

-об особенностях материалов и инструментах в художественной деятельности

-о правилах безопасности при работе с ручными инструментами

-о различных видах швов и вышивке

-о мастерах родного края

-участвовать в коллективной работе при создании панно

-видеть и оценивать связь художественно - обработанной вещи с практическим назначением, с материалом и техникой исполнения, с природным, с бытом, художественными традициями

-выполнять простейшие швы в вышивке

-самостоятельно комбинировать приемы работы с бумагой.

По результатам кружковой работы в конце учебного года проходит выставка в рамках общешкольного праздника труда и городская выставка народного творчества.





3-4. Учебное - тематическое планирование и содержание программы.

недели

Раздел

Тема занятий (теоретическая)

Практическая

Методическое

обеспечение

1 - 2

В мире аппликации

Вводное занятие.

  • Чем мы будем заниматься в кружке? - сообщить детям знания, умения, которые они получат в кружке,

  • какие поделки и из чего они будут делать, что приготовить дома для занятий,

  • что принести на следующее занятие.

  • Техника безопасности на кружке.

Комплектование группы. Готовимся ко 2 занятию. Перевод рисунков, эскизов для аппликации на лист бумаги.

Беседа, рассказ учителя, показ поделок, выставка работ.

3 - 4

Аппликация. История развития, разновидности. Аппликация из песка.

  • Познакомить детей с историей возникновения аппликации, с разновидностями аппликации

  • Заготовка песка к работе. Работа с акварелью. Способы работы с акварелью.


  • Выполнение аппликации из песка на бумаге.

  • Завершение работы в цвете с помощью акварельных красок.

Беседа учителя с детьми, показ образцов, этапное выполнение задания.

5 -6

Аппликация из крупы.

  • Многообразие крупяных изделий в аппликации.

  • Правила работы с крупой, способы ее приклеивания.

  • Выполнение аппликации из крупы на картоне.

Образцы изделий из крупы, этапное выполнение.

7 - 8

Аппликация из яичной скорлупы.

  • Яйцо и поделки из него.

  • Нарядные оригинальные изделия из маленьких скорлупок.

  • Окраска скорлупы.

  • Способы приклеивания скорлупы на поверхность изделия.

  • Техника безопасности с клеем.

  • Создание эскиза для работы.

  • Создание плоской аппликации на картоне.

Беседа о природном материале - яйце, таблица поэтапного выполнения изделия, готовые работы.

9-10

Аппликация из бумаги.

  • Расширить знания детей о том, как появилась бумага.

  • Свойства бумаги. Разновидность изделий из бумаги.

  • Бумага в жизни человека.

  • Обработка бумаги.

  • Техника безопасности при работе с бумагой.


  • Эскиз для работы.

  • Аппликация из бумаги способом обрывания.

Беседа, рассказ, демонстрация образцов, обсуждение плана работы.

11 -12

Аппликация из полос бумаги «встык».

  • Продолжаем знакомство с разновидностью изделий из бумаги.

  • Способы обработки бумаги, правила приклеивания бумаги встык на прочную основу.

  • Техника безопасности с ножницами и клеем.

Коллективная работа.

Беседа, показ образца, работа по таблицам.

13 -14

Аппликация из разноцветных ниток.

  • Ниточка - волшебница и секреты ее превращения.

  • Вторая жизнь ниток.

  • Красивые и полезные изделия без иголки, спицы, крючка.

  • Необходимые материалы для работы.

Создание композиции из горизонтально расположенных ниток по эскизу.

Беседа, поэтапное выполнение задания, показ готовой работы и иллюстрации из книг.

15 - 16

Аппликация из нитяных пучков.

  • Продолжаем знакомство из истории ниток.

  • Вторая жизнь ниток.

  • Объемная аппликация из ниток, способы и правила работы с ними.

Аппликация из ниток и нитяных пучков, украшение фона.

Таблица «Последовательность выполнения изделия», рассказ о нитках.

17 - 18

Итоговая работа - коллаж по

разделу «Аппликация».

19-20

Чудо- вышивка

Вышивание- искусство украшения ткани.

  • Вышивка - что это такое?

  • История вышивки нашего края

  • Простейшие швы и узоры

  • ТБ с иголками, ножницами

Шов «через край», «Петельный», «Шов козлик», «Тамбурный»

Демонстрация вышитых изделий, таблица «Швы»

21-24

Вышивание носовых платочков

  • Продолжаем знакомство с искусством вышивальщиц

  • Игра «найди шов»

  • ТБ с иголками, ножницами

  • Перевод эскиза на носовой платок

  • Обработка краев

  • Вышивка букв фамилии, имени, отчества тамбурным швом.

Беседа, Таблица «виды швов»,игра, кроссворд.

25-26

Изонить.

  • Расширяем ЗУН детей о вышивке

  • Разновидности вышивки

  • Изучение схем для вышивки узоров

  • Способы и основные правила вышивки на картоне


  • Деление окружности с помощью циркуля

  • Составление эскиза для вышивки

  • Выполнение работы по схеме

Карточки - схемы

27-28

Изонить


  • Продолжаем знакомство с новой техникой вышивания

  • Использование изонити в жизни

  • Способы закрепления нити


  • Завершение работы

  • Оформление работы

Беседа, работа по группам

29-30

В ожидании Нового года

Сувениры и подарки к Новому году.

  • Традиции празднования Нового года в других странах (Китай, Вьетнам, Израиль, Япония)

  • Выполнение поздравительной открытки к Новому году

  • Изготовление новогодних игрушек, гирлянд (На выбор)

  • Задание на выбор

Работа группами по технологическим картам

31-38

Чудеса из ткани своими руками

Мягкая игрушка

  • Познакомить детей с видами мягкой игрушки (плоская, объемная, с каркасом), видами ткани

  • Способы изготовления выкроек

  • Изготовление чертежей для выкроек,

  • Выкройка деталей по шаблону

  • Соединение деталей

  • Набивка игрушки ватой

Вводная о разновидностях ткани, обсуждение конструкции игрушки.

39-40

Панно из ткани и пуговиц

  • значение ткани в нашей жизни, работ из ткани

  • способы соединения деталей из ткани с применением других материалов (пуговиц)


  • составление эскиза

  • выкройка деталей по эскизу

  • соединение деталей панно на картоне с помощью клея

  • соединение швом «вперед иголка»

  • пришивание пуговиц

Беседа учителя с учащимися о значении ткани в жизни.

41-42

Твори выдумывай, пробу

й( Работа с разными материала)

Нитяные коконы

  • вторая жизнь ненужных вещей

  • игра « на что похоже если…?»

  • создание из ниток на основе воздушного шара кокона

  • превращение кокона в изделие

  • украшение изделия апплик.

Беседа, игра

43-46

Подарок к 8 Марта

  • расширить знания детей, полученные на уроках труда об обработке материалов

  • разновидность подарков своими руками


  • изготовление выкройки прихватки

  • соединение деталей швами «через край»

  • украшение изделия вышивкой

Беседа, показ работы, карта «Последовательность выполнения изделия»

47-50

Сказку сделаем из теста

  • разновидность пластичных материалов для лепки

  • использование керамического теста в жизни

  • понятия: «рельеф», «барельеф», «контррельеф»

  • заготовка теста

  • основные правила лепки

  • изготовление из керамического теста рельефной композиции на выбор учащихся

  • роспись рельефа, приклеивание его на основу

Беседа, демонстрация изделий

51-52

Сказка «Оригами»

  • японское искусство складывания бумаги «оригами»

  • свойства бумаги для оригами

  • базовая форма - квадрат

  • основные обозначения в оригами

  • изготовление сказочных персонажей в технике оригами

  • коллективная работа

Беседа, таблицы, коллективная работа

53-54

Силуэт

  • расширить знания детей, полученные на уроках труда о силуэте

  • искусство теневого театра

  • история силуэта

  • принцип вырезания деталей в технике силуэт

  • создание сказки «Репка» (коллективная работа)

  • приклеивание деталей на белый фон

Экскурсия (заочно) в театр теней, просмотр иллюстраций, картин художников

55-58

Чеканка

  • удивительное превращение металла в картинку

  • инструменты для чеканки

  • принцип работы

  • создание эскиза

  • перевод эскиза на жесть

  • выполнение работы

Беседа, показ иллюстраций и работ с чеканкой, карта последовательности выполнения работы

59-60

Итоговое занятие- выставка лучших работ

  • чему научились за год?

  • Что понравилось? Игра.

  • Отгадывание кроссворда

  • Коллективная игра

Беседа, игра, кроссворд, выставка.





6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Гусакова М. А. Аппликация.- М.:Просвещение,1978

2.Герук Л. Н., Бондарь Е. Ю. 100 поделок из яиц.- Я. «Академия развития», 1987

3.Горичева В. С. Куклы.- Я. Академия развития, 1999

4.Гомозова В.С. Калейдоскоп чудесных ремесел.- Я. Академия развития, 1998.

5.Нагибина М. И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры.- Я Академия развития, 2000

6.Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками.- Я. Академия развития, 1997.

7.Нагибина М. И. чудеса для детей из ненужных вещей. - Я. Академия развития, 1997.

8. Соколова С. Сказка оригами. - М. Эксмо, 2002.


© 2010-2022