Педагогический проект Программа дополнительного образования детей краеведческого кружка Ситим

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический проект

«Программа дополнительного образования детей краеведческого кружка «Ситим»»



Сивцева Анна Лазарьевна

Фамилия, Имя, Отчество

Руководитель краеведческого кружка «Ситим»

(Должность, преподаваемый предмет)

МКОУ «Ситтинская СОШ им. В.Е.Колмогорова»

(Место работы, полное наименование ОУ, города, района)



678305 Кобяйский улус

п.Ситте ул. Кирова, 13

телефон 8-411-63-29-1-21

(Указать полный адрес учреждения, телефон/факс)



2014 - 2015 учебный год





Паспорт проекта

Наименование проекта

Программа дополнительного образования детей краеведческого кружка «Ситим»

исполнитель

Сивцева Анна Лазарьевна

Цель

Целью образовательной программы краеведческого кружка «Ситим» является воспитание детей исторически грамотных, приобщенных к историческому наследию нашей страны, родного края, села Ситта средствами музейной педагогики.

Задачи

1. Образовательные: овладение обучающимися системой знаний об историческом прошлом края, села, школы;

2. Развивающие: развитие навыков исторического познания, анализа и сопоставления источников, работы с историческими источниками;

овладение навыками оформления полученных материалов в экспозициях школьного музея и творческих работах.

3. Воспитательные: воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию.






руководитель

Новгородова Антонина Иннокентьевна


год разработки

2012- 2013 уч. г.

Предметная область

История, краеведение

учебная тема

История родного края и школы

тип проекта

(информационно-исследовательский).

тип проекта по предметно-содержательной характеристике:

межпредметный

технологии

Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, походы. Для подготовки мероприятий и экскурсий более продуктивной будет работа в подгруппах.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальная форма ведения занятий по темам «Поисково-исследовательская деятельность», «Проектно-исследовательская деятельность»,творческая работа по написанию статей и стихотворений и т.д.

На занятиях в кружке используются различные методы обучения:

- словесные (рассказ, беседа, инструктаж, разъяснение);

- практические (упражнение, учебно-производительный труд, исследовательская работа);

- работа с книгой; с документами.

- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения)

- эвристические (проблема формируется детьми, ими же и предлагаются способы ее решения).


Краткая аннотация проекта.



Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе на краеведческую тему отводится недостаточно времени. Занятия в кружке призваны помочь расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

Данная программа является актуальной. Так как изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.



.

сроки реализации проекта

2012-2016уч.г.

ожидаемые результаты.

В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.

Учащиеся должны знать: историю своего родного села Ситта, своей школы.

Учащиеся должны уметь: работать с историческими источниками; оформлять полученные материалы в творческих работах, уметь публично представлять результаты поисково-исследовательской деятельности.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются: участие в школьных, муниципальных и региональных краеведческих викторинах, конкурсах, конференциях.






Программа

дополнительного образования детей

краеведческого кружка «Ситим»

Срок реализации 2года,

для детей с 11 лет.

с. Ситте

2012 год

Пояснительная записка.

Программа краеведческого кружка « Ситим » реализуется в рамках школьного музея с 2005 года. Состав группы относительно постоянный.

Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия в группе 1года проходят по 2 часа в неделю. Второй год рассчитан на детей, прошедших курс первого года, занятия 2 раза в неделю по 1 часу.

В группы 1 года принимаются все поступающие, специального отбора не производится. В группы 2 года могут поступать и вновь прибывающие после специального тестирования и опроса при наличии определенного уровня общего развития и интереса.

Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях.

Больше внимания уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам.

Общее количество обучающихся в объединении

5-10 человек:

1 год обучения - 8 учащихся

2 год обучения - 8 учащихся

Количество учебных часов за неделю:

1 год обучения - 2часа, за год 68 часов,

2 год обучения - 2 часа, за год 68 часов,

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в группы, так же включается интегрированный вид работы. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстрированного материала и подкрепляется практическим освоением темы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей разного возраста. Работа с обучаемыми детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка.

Обучение проходит в три этапа:

1 этап- общее развитие

2 этап- теоретический материал (основы).

Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с дифференцированным подходом к детям разновозрастной группы.

Цели и задачи.

Цель 1 года обучения:

Раскрытие и развитие потенциального интереса в ребенке к истории родного края.

Задачи:

  1. Привить интерес к истории своего родного края

  2. Воспитать чувство национальной гордости, любовь к родному краю, воспитать достойных граждан своей Отчизны

3.Воспитывать стремление, к разумной организации своего свободного времени.

4. Развивать познавательный интерес в области истории родного края .

5.Формировать умение и навыки учащихся в работе .

6.Развивать творческое воображение учащихся.

7.Формирование нравственных качеств, сплочение детского коллектива.

8. Продолжать знакомить с историческим материалом

Цель 2 года обучения:

Освоение необходимых основ теории для развития творческой инициативы; развитие определенных качеств личности.

Задачи:

1.Способствовать развитию эмоционально-оценочного отношения к традициям, истории и культуре края.

2.Создавать комфортную обстановку, атмосферы доброжелательности, сотрудничества.

3.Прививать навыки работы в группе, обществе детей с определенными особенностями.

4.Формировать специальные знания, умения и навыки, знания технологических приемов, удовлетворять образовательные потребности

5. Приобщать детей к культурным ценностям.

6. Способствовать развитию личностного самообразования через создание ситуации успеха, творческих и мыслительных способностей детей.

7. Способствовать развитию авторских идей.

8. Развитие самостоятельности.

9. Углубленное изучение документов,источников.

Тематический план

(1 год обучения)

Наименование и разделы тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

11.

Введение

1

1

-

2.

История образования в Ситтинском наслеге

3

2

1

3.

Открытие школы в Ситтинском наслеге

3

2

1

4.

Первый учитель села по воспоминаниям учащихся

3

2

1

5.

Первый учитель из ситтинцев

1

1

-

6.

Первый пионерский отряд и пионерский лагерь

4

3

1

7.

Династия учителей Колмогоровых

5

4

1

8.

Школа в годы ВОВ

3

2

1

9.

Школа в послевоенные годы

и в настоящее время

21

14

7

10.

Учредители номинации и премии в школе

2

1

1

11.

Методика писания докладов и информаций. ( Помощь к первым шагам в исследовательской деятельности

4

2

2

12.

Итоговое занятие

2

2

Итого:

52часа

Резерв 5 ч.



Содержание тем

1 год обучения:

1. Вводное занятие. (1 час)

Знакомство с коллективом. Правила техники безопасности. Обсуждение плана работы на год. Знакомство с историей края. Инструктажи по ПДД, электро - и пожаробезопасности. Условия безопасной работы. Текущие вопросы.

Экскурсия по музею. Просмотр экспонатов.

2. История образования в Ситтинском наслеге.(3часа)

Первое народное училище, открытое в Ситтинском наслеге в 1872г., 9 - летний Петр Новгородов- учащийся этого училища, работа В.Е.Колмогорова « Сииттэлэр 1917 сылга диэри кылгас историялара»

3. Открытие школы в Ситтинском наслеге (3часа). 1931 - 1932 уч.г - открытие школы, Шарин Семен Петрович, Беленков Василий Афанасьевич, меценат Колмогоров Николай Степанович и др. Протокол заседания 2 Быжагажинского наслега

4. Первый учитель Ситтинской начальной школы по воспоминаниям своих учеников (3часа)

Слепцов Михаил Нестерович - уроженец Тюляхского наслега Усть - Алданского наслега. Первые ученики школы

5. Пионерский отряд и пионерский лагерь (4часа)

Образование первого пионерского отряда, первые пионервожатые, первый пионерский лагерь, пионервожатый Т.Е.Сметанин

6. Первый учитель из ситтинцев (1 ч.) Дьяконов Алексей Семенович - первый учитель из ситтинцев, погиб в боях ВОВ.

7. Династия Колмогоровых (5часов)

Основатель династии Колмогоровых В.Е.Колмогоров, его супруга и верный товарищ М.И. Колмогорова и их дети, другие родственники - продолжатели династии Колмогоровых

8. Школа в годы ВОВ (3часа).

Учителя и учащиеся в годы ВОВ, чурапчинские переселенцы, интернат, работники школы, учителя - участники ВОВ

9. Школа после войны и в настоящее время ( 21 час)

Послевоенные годы , учащиеся и учителя, открытие восьмилетней школы, успехи и достижения школы, постройка здания школы по народному методу, строители здания школы

10. Премии, учрежденные своими земляками ( 2 часа)

Премии ветеранов ВОВ - почетный почин знаменитых земляков, продолжатели этого почина и обладатели этих премий

11. Методика писания докладов и информаций. (4 часа)

Изучение выбранной темы, заключительный этап - это оформление докладов.

12.Заключительное занятие (2 часа)

Тематический план

(2 год обучения)

№ п/п

Наименование и разделы тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

2

1

1

2.

Наш край в древности

3

2

1

3.

Ситтинская земля до прихода русских

4

3

1

4.

Развитие земледелия в Ситтинском наслеге

2

1

1

5.

Развитие торговли

2

1

1

6.

Развитие образования

2

1

1

7.

Ссыльные

2

1

1

8.

Развитие культуры в жизни местного населения

2

1

1

9.

Скотоводство

2

1

1

10.

Топонимика Ситтинского наслега

2

1

1

11.

Становление советской власти в селе

4

3

1

12.

Первые колхозы

3

2

1

13.

Край в годы Великой Отечественной войны

6

4

2

14.

Родной край в годы послевоенного восстановления и дальнейшего развития

4

3

1

15.

Наслег на пути развития

4

3

1

16.

Наши земляки - гордость родной земли

3

2

1

17.

Творческие, конкурсные работы. Индивидуальные занятия

3

1

2

18.

Заключительное занятие

2

Резерв

5

Всего

55

36

19

Содержание тем

(2 год обучения)

1. Вводное занятие. Повторение техники безопасности и гигиены в кружке. Обсуждение плана на год. (2 часа)

Вводная характеристика предмета. Повторение техники безопасности и гигиены в кружке. Обсуждение плана на год. Инструктажи по ПДД, электро - и пожаробезопасности. Задачи обучения.

2. Наш край в древние времена . (3 часа)

Территория. Население. Экономическое развитие. Освоение и заселение территории наслега.

3. Ситтинская земля до прихода русских.- (4 часа)

Местные роды - улусы. Хозяйство, отрасли хозяйства. Духовная жизнь .

  1. Земледелие в Ситтинском наслеге (2часа)

Экономическое развитие. Социальное развитие. Землеведение Духовная жизнь.

  1. Развитие торговли (2 часа)

Развитие торговли в Ситте, первые магазины, продавцы

  1. Развитие образования. ( 2 часа)

Первое народное училище.

7.Ссыльные (2 часа)

Роль ссыльных в развитии родного края. Исследования польского этнографа В.Л.Серошевского, по страницам книги В.Л.Серошевского « Якуты »

Культура. (2 часа)

8.Развитие культуры в жизни местного населения. Влияние русской культуры в быту и жизни местного населения. Одежда, домашняя утварь, дома . Традиции , обычаи, праздники якутян.

9.Скотоводство (2часа)

традиционная отрасль хозяйства якутского народа. Сенокошение.

10.Топонимика Ситтинского наслега ( 2 часа)

Топонимика. Названия местностей. Багдарыын Сулбэ - первый ученый по топонимике.

11.Становление советской власти в Ситте ( 4 часа)

Первые ревкомовцы. Первые коммунисты, комсомольцы.Борьба за советскую власть. Красные и белые. Кирилэ Новгородов - жертва бандитов.

12. Первые колхозы ( 3 часа)

Образование первых колхозов. Первые председатели. Реформа земли.

13. Край в годы Великой Отечественной войны (6 часов)

Село накануне ВОВ. Уход на фронт. Тыл. Героический труд в тылу. Жизнь и быт. Наука и образование в годы войны. Великая победа.

14. Родной край в годы послевоенного восстановления и дальнейшего развития (4часа)

Послевоенная жизнь села. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей. Развитие образования.

15. Наслег на пути развития (4часа)

Экономическое и социальное развитие. Жилищное строительство.

Колхозное строительство. Особенности социальной политики. Приватизация. Общественная жизнь.

Социально-экономическое развитие. Рыночные отношения. Финансовый кризис. Духовная жизнь села.

16. Наши земляки - гордость родной земли (3 часа)

17. Творческие, конкурсные работы. Индивидуальные занятия (2 часа)

Работа с отстающими и одаренными детьми. Творческие работы, проекты.

18. Заключительное занятие. (2 часа)

Резервное время 5, всего 55 часов

Основные направления и содержание деятельности.

На занятиях в кружке используются различные методы обучения:

- словесные (рассказ, беседа, инструктаж, разъяснение);

- практические (упражнение, учебно-производительный труд, исследовательская работа);

- работа с книгой; с документами.

- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения)

- эвристические (проблема формируется детьми, ими же и предлагаются способы ее решения).

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного труда. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

Теоретическая часть обычно дается в начале занятия и проходит в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Затем все теоретические знания закрепляются на практике.

С целью проверки усвоения знаний, терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры.

В начале каждой темы при объяснении нового материала или одинакового для всей группы задания в основном используются методы фронтальной работы - это демонстрация таблиц, рисунков наглядного материала, а так же различных технических приемов работы для всей группы детей. Методы обучения выбираются с учетом знаний и практических навыков, полагаемых учащимися на занятиях в кружке.

На занятиях дети могут работать с разной литературой. Это помогает «разгрузить» педагога и закрепляет у ребенка навык самостоятельной работы .Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель объединения вместе с тем направляет творческую деятельность кружковцев.

Также проходит в кружке творческие занятия. Дети вместе с педагогом и детьми - наставниками (3-й год обучения) рассматривают иллюстрации, альбомы, открытки и многое другое, выбирают понравившийся материал. Вместе решают, в какой технологии будут работать.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, анализ и оценка. Оценка должна носить объективный и обоснованный характер. Наиболее подходящая форма оценки - организованный просмотр выполненных работ. (выставка). Коллективные просмотры выполненных работ, их анализ, приучают школьников справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей, удаче.

Бывает и так, что у ребенка не получилось то, что он задумал. Он это осознает и сам очень переживает. В таком случае у него может развиться страх, что в следующий раз он опять не справится с работой. Это приведет к тому, что у ребенка совершенно пропадет интерес к занятию. Чтобы не случилось этого, необходимо найти в детской работе хоть какую-нибудь «изюминку», обязательно дать работе положительную оценку. Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить, конечно, и недостатки, но похвала должна и предварять и завершать оценку.

Основными формами подведения итогов за год являются итоговые занятия, выставки, открытые занятия, фестивали, конкурсы. Также на последнем занятии подводят итоги за прошедший год, а отличившихся детей в учебном году награждают грамотами, дипломами и ценными подарками.

Условия реализации программы.

· Информационно- методическое обеспечение программы (пакет методических материалов).

· Внедрение в программу личностно-ориентировочного подхода.

· Умелое использование педагогом наиболее эффективных форм работы по развитию личности обучаемых.

· Творческое отношение к образовательному процессу.

· Новые технологии.

· Проветриваемое помещение.

· Наличие материалов и инструментов.

Место проведения занятий, общие требования:

Помещение для проведения занятий должно отвечать требованиям инструкции:

-Помещение для занятий .

-Освещенность. Согласно санитарным нормам помещение должно иметь естественное освещение.

- Санитарно- гигиенические условия воздушной среды в помещение должны соответствовать нормам.

-.

-Требования противопожарной безопасности. Помещение, отведенное для кружка должно удовлетворять следующим основным требованиям противопожарной безопасности.

-Уходя из помещения, нагревательные приборы должны выключаться. В помещении обязателен запасной (эвакуационный выход).

-Класть и прислонять легковоспламеняющиеся, огнеопасные, горючие материалы к отопительным и электротехническим устройствам, а также к горячим предметам запрещается.

-Мусор складываемый в специальный ящик, к концу занятий необходимо удалять (сжигать или выносить на улицу, в отдельное место).

Методическое обеспечение.

· Техническое оснащение.

· Папки наборов по всем темам .

· Набор памяток по технике безопасности.

· Различные дидактические материалы по всем темам курса.

· Коллекция выставочных работ.

· Фотоальбомы. Альбомы. Книги

· Методическая литература .

· Подборка материала.

· Таблицы с инструкционными картами.

Прогнозируемые результаты.

1 год обучения.

К концу 1-го года обучения дети должны знать:

· Правила поведения в кружке.

· Правила техники безопасности.

· Основы истории освоения края.

· Понимать и употреблять в своей речи новые исторические термины.

К концу 1-го года обучения дети должны уметь:

· Пользоваться исторической литературой и материалами.

· Правильно рассуждать.

· Анализировать события, выделять главное.

· Применять полученные знания на практике (виды работ)

(самоанализ).

2год обучения:

К концу 2-го года обучения дети должны знать:

· Историю родного края.

· События, происходившие в крае.

· Экономическое, социальное и культурное развитие края.

· Традиции и обычаи края.

К концу 2-го года обучения дети должны уметь:

· Самостоятельно работать с дополнительным материалом.

· Давать оценку происходившим событиям в крае.

· Качественно выполнять творческие проекты.

Сформированность основ проектной деятельности у обучаемых.

· Первоначальное целостное представление об алгоритме проектной деятельности.

· Осознание субъективной значимости этапов работы.

· Овладение элементарными технологическими навыками, соответствующими каждому этапу творческой деятельности.

· Качественное выполнение творческих проектов.

Культурно- массовая работа.

. Принимать активное участие в выставках, тематических конкурсах, фестивалях.

· В каникулярное время посещать в кинотеатр, музей в с. Намцах, Якутске, сельскую библиотеку.

· Проводить в течение года различные мероприятия

Воспитательная работа.

С начала учебного года проводить мероприятия воспитательного характера:

тематические беседы с детьми.

-Пригласить в гости интересных людей.

-Консультация с детьми и родителями учебно-воспитательного характера, родительское собрание.

-Дни открытых дверей.

- Персональные выставки детей и родителей.

- Организовать экскурсии в музее

- Организовать поисково - исследовательские экспедиции по изучению жизни своих знаменитых земляков

План методической работы.

-Оформить тематические папки по содержанию тем.

-Участие в конкурсе методических разработок.

-Оформить картотеку.

-Конспекты проведения занятий по краеведению.

-Оформить картотеку игр, фотоальбом.

-Разработка различных тестов.

Литература

для педагогов

1 . Куприянова Н.И, Записки краеведов.-Г,1983.

2. Книга памяти.-Н.Н.2005г.

3. Преподавание истории в школе .-№2.2003г.

4. Тюльников Л.К.Герои Советского Союза-наши земляки.-Г,1981г.

Для детей.

1.Архивные документы.

2. Воспоминания очевидцев.

3. Исторические справки.

4.Газетные материалы

5. Эпиленты поколений

6. Сииттэ о5олоро кэпсииллэр- сборник статей, 2006г

7. Документы и материалы В.Е.Колмогорова

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в группы, так же включается интегрированный вид работы. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстрированного материала и подкрепляется практическим освоением темы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества. На занятиях в кружке используются различные методы обучения: словесные, практические, работа с литературой, проблемные и эвристические. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого - педагогических, физических особенностей детей разного возраста. Работа с обучаемыми детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка.



© 2010-2022