- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Мастер-класс Ловкость рук или что такое самоколлаж?
Мастер-класс Ловкость рук или что такое самоколлаж?
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Макницкене Г.Ф. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Мастер-класс для педагогов дополнительного образования
Ловкость рук или что такое самоколлаж?
Хулиган» дизайна.
Вячеслав Фомич Колейчук занимается вещами удивительными, можно сказать, фантастическими. Одно из многочисленных его изобретений - невозможный треугольник.
Такие фигуры и строения издавна рисовал голландский художник М. Эшер. Известен и треугольник английского математика Р. Пенроуза с тремя прямыми углами. И вот В.Ф. Колейчук сделал, казалось бы, невозможное - построил и треугольник Пенроуза, и другие фигуры, ранее считавшиеся невозможными. Ларчик открывался «просто»: ему удалось так «перекрутить» треугольник Пенроуза при изготовлении, что при взгляде под определенным углом глаз ловил полное соответствие с «фантастическим» рисунком.
Еще два невозможных объекта из коллекции В.Ф. Колейчука.
Создавая эту мистификацию, как, наверное, и тогда, когда заставил Московский главпочтамт заверить печатью очередное свое изобретение (патентов на изобретения и открытия у него нынче несчитанное, немереное количество). Он придумал тогда то, что назвал «самоколлажем»: мол, он тут ни при чем, материал сам за него работает.
«Технология получения качественно новых визуальных структур из цельного изображения или пространственной формы путем выделения элементов, обладающих симметрией, а затем их комбинирования и перестановкой друг с другом».
Это, если по-научному. А если проще, то берется фотография или репродукция художественного полотна, на котором, например, пейзаж; вырезается на ней узкая полоска, переворачивается на 180 градусов и приклеивается назад. И - совсем другая, необычная картина получается.
Такую нанооперацию он провел на почтовых марках с изображением пейзажа. Наклеил эти, явно «бракованные» (а, может, наоборот, приобретающие особую ценность), марки на конверты. Один адресовал жене Марине (на этой марке появились силуэты двух человеческих сердец), а второй - самому себе с обратным адресом ВНИИ технической эстетики, где тогда работал. И оба конверта опустил в почтовый ящик на Московском почтамте. Письма дошли до адресатов, проштампованные круглой печатью. Так он сам себе выдал патент на новую идею. И стал обладателем гашёных почтовых марок, которых нет ни у одного филателиста в мире.
Другой пример того, как можно выйти за пределы привычного, увидеть в обыденном неведомое «четвертое измерение», - «самоколлажи» Колейчука.
Это когда в привычном пейзаже прорисовываются вдруг необычные геометрические объемы, возникает иллюзия нашего личного присутствия «на пыльных тропинках далеких планет». Причем художник добивается желаемого результата не какими-то сложными компьютерными обработками. Он просто берет ножницы, острый нож, клей и простыми перестановками частей изображения внутри него самого с легкостью манипулирует зрительным восприятием.
Искусствоведы знали его как автора глубоких исследований пространственных отношений в искусстве разных веков и народов - от рельефов на саркофагах Древнего Египта и икон Древней Руси до Сезанна и Ван Гога. Побывав как-то на очередной выставке Колейчука, академик сказал о его творчестве, что дизайнер работает гениально просто. «Не «просто гениально», а именно «гениально просто». Тут важен порядок слов», - подчеркнул Раушенбах.
Лучше, пожалуй, о работах Вячеслава Фомича Колейчука и не скажешь.