Программа 34 - часа Краеведение

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мартемьянов В.В.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

«ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ

(ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ЖИЗНЕННЫМ

НАВЫКАМ ВЫЖИВАНИЯ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ)» 34 часа.

. Туризм - это широкое понятие. Когда человек в выходные дни или в каникулы покидает свой дом и отправляется в маленькое или большое путешествие, совершаемое с целью отдыха, знакомства с природой, памятниками истории и культуры, с целью получения определенной физической нагрузки - это все относят к туризму. Экскурсии и путешествия, совершаемые на автобусах, теплоходах, поездах и самолетах, путешествия пешком, на лыжах, на байдарках и плавсредствах, на велосипедах и мотоциклах - это тоже туризм. И особенно велика роль туризма в формировании мира подростка. Он дает подрастающему организму то, что не может дать никакая даже самая лучшая школа - возможность почувствовать себя ответственным за свои поступки, за своих товарищей, возможность испытать свои силы, продемонстрировать их друзьям, утвердиться в коллективе сверстников, дает выход романтизму возраста. Школа туризма навсегда остается в памяти подростка. А навыки и Умения, полученные своим опытом, помогают легче адаптироваться во взрослом мире. Кроме того, туризм - это великолепная школа экологического воспитания и краеведческого поЗнания окружающего мира. "Охранять природу - значит охранять Родину", - так писал замечательный певец русской природы М. М. Пришвин. Даже в самом маленьком туристическом походе интегрируются все основные школьные предметы география местности, физика равновесия переправ и теплоемкость костра, химия отмываемого котелка, грамотность полевого дневника, биология лесов и полезных трав, литература и музыка туристического песенного творчества, математический расчет продовольствия и стоимости билетов, физический труд по заготовке дров, толерантность и культура общения.

Программа курса дополнительного образования "Туризм и краеведение" рассчитана на год обучения и предусматривает как теоретические занятия по туризму Задачи - дать подросткам основные теоретические положения по туризму, научить основным навыкам туриста.

3.Общие сведения о коллективе:

- 1 год обучения, 5 класс.

1.Тип программы

Данная программа является адаптированной типовой программой «Пешеходный туризм» авторы В.М. Куликов, Л.М. Ротштейн ( в сборнике программ для внешкольных учреждений и образовательных школ «Туризм и краеведение», М., «Просвещение», 2009г.) с внесенными изменениями, расширяющими краеведческую направленность воспитания школьников, применительно к условиям Пермской области.

2. Цели и задачи образовательной деятельности

"Воспитывают не люди - воспитывают обстоятельства.

Задача педагога создать такие обстоятельства"

Ж. Ж. Руссо

Цель - данной работы является воспитание настоящего гражданина нашей страны, компетентного решать различные задачи в любых экстремальных условиях нашей жизни, умеющего жить в коллективе, любящего свою малую родину, физически крепкого, понимающего природу Пермского края.

Задачи:

Образовательные:

создание условий для получения новых знаний по туризму, приобретение

навыков путешествий в пешеходных, водных и спелеологических походах.

освоение теоретических и практических навыков начального туризма,

Развивающие:

развитие познавательных интересов, удовлетворение психологической потребности в самореализации подростков в данный период развития организма.

Воспитательные

научить ребят жить в туристическом подростковом коллективе, научить находить общий язык с любым человеком, развивать культуру поведения в природе.

3. Формы обучения :

Основными формами обучения являются теоретические и практические занятия

Методы обучения:

- Словесные: рассказ, лекция, беседа, дискуссия, демонстрации опыта, игра.

-Практическая работа со снаряжением, познавательные игры.

Основой общения с подростками является личностно - ориентированный подход, предусматривающий возможность самораскрыться способностям человека.




Учебно - тематический план



Тема

Теория

(часы )

Практические занятия (часы)

В помещении









На местности

1

Подготовка к походу, ТБ, снаряжение, преодоление препятствий. Бивак



6


1



2


Ориентирование в пространстве





6


2





1

3


Питание в походе




4




4

Первая медицинская помощь




3


3


5



Основы краеведения




9


1




4

6


Основы спелеотуризма




3

1


7

Основы водного сплава


1



8

Защита авторских исследовательских проектов

2



Всего часов:

34 час



Содержание программы

1.Тема. «Подготовка к походу, ТБ, снаряжение.

Преодоление препятствий. Бивак»

Теория:

1 занятие

«Сборы»

Задачи курса «Краеведение». Подбор тем для исследовательской работы. Организация и подбор туристической группы. Снаряжение личное и коллективное. Типы рюкзаков, палаток, спальных мешков. Преимущества и недостатки. Укладка рюкзака. Одежда и обувь туриста. Топоры, котлы, костровое оборудование, коврики, фонари. Личные вещи, посуда, сангигиенические вещи. Хранение.

2 занятие

«Через препятствие»

Порядок и последовательность движения маршрутной группы. Режим движения. Правила хождения пешком по твердой и мягкой поверхности. Правила отдыха на привале. Правила преодоления препятствий - болота всех типов, крутые склоны, заснеженные склоны, мелкие реки (вброд, вплавь, по бревну, по веревкам, на плавсредствах), движение по захламленному лесу, по камням, осыпям. Водный режим похода.

3 занятие

«Ночёвка»

Порядок и место организации стоянок: «Вода, дрова, эстетика». Техника безопасности, гигиена. Виды и теория установки палаток всех типов.Ночевки без палаток, типы самодельных жилищ (гамак, шалаш, плетенка). Ночевки зимой, в снегу. Теория устройства «иглу», пещер. Индейское «типи».

4 занятие

«Огонь»

Типы, назначение и устройство костров: «колодец», «шалаш», «охотничий»,» полинезийский», «звездный», «русский таежный», « нодья» - два типа, « с отражателем», «с самоскатом». Обустройство костровой площадки. Временные и постоянные. Разведение огня с одной спички.

5 занятие

Добыча огня без спичек ( два типа линз, вата + доски, «лук», «огниво»). «Непромокаемые» спички. Тип древесины - тип пламени костра.

6 занятие

«Самоделки»

Самодельное туристическое оборудование. Посуда - чашка, ложка, кружка. Баня, столовая. Примус, термос, коптильная, подсвечники, фонарик - свечка, труба - печка, свисток, электростанция, головные уборы (практика).

Практика: Установка палатки, разведение костра, получение огня без спичек, обустройство лагеря, изготовление снаряжения, преодоление препятствий на местности.

Знания: основы туристического быта, организации похода, основы выживания в экстремальных условиях, правила ТБ в походах.

Умения: применять на практике все основные туристические навыки

Способы достижения результатов: рассказ, беседа, демонстрация.

2 Тема «Ориентирование в пространстве»

Теория:

1 занятие (7)

«Где север?»

Консультация по текущим исследовательским темам проектов.

Двадцать способов ориентирования на местности (компас, Солнце, Луна, звезды, по растениям, по техническим сооружениям, ветрам, влажности, снегу, животным, световым сигналам….) ИКТ - программа.

2 занятие(8)

«Карта»

Ориентирование по плану, картам. Виды, масштабы. Топознаки (Игра «Почта шифрограмм»). Ход по азимуту. Типы компасов. Недостатки, преимущества. ИКТ - программа.

3 занятие (9)

«Измерения»

Измерения на местности высот предметов, расстояний до ориентиров, ширины объектов, углов без топографических приборов.

4 занятие (10)

«Время»

Определение времени по Солнцу, Луне, Большой Медведице, птицам, растениям.

5 занятие (11)

«Звёзды»

Звездная навигация. Основные созвездия на небе. Наиболее яркие звезды. Нахождение созвездий. Ориентирование по звездам. ИКТ программа.

6 занятие (12)

«Следы»

Основы трассологии - чтение следов. Виды следов зверей. Определения по человеческим следам. Технические следы - лыжи, отпечатки шин. Направление движения.

Практика: Работа на местности по составлению плана и передвижение по плану, измерения на местности.

Знания: как сориентироваться во времени и пространстве на незнакомой местности

Умения: найти на местности по карте и без нее свое местоположение

Способы достижения результатов: рассказ, беседа, самостоятельная работа на местности в виде игры.

3 Тема «Питание в походе»

Теория:

1 занятие (13)

«Что можно есть в лесу?»

Съедобные и ядовитые растения и грибы. Деревья, кустарники, травы, ягоды. Способы их применения в пищу. Таежный чай, «салат», « мука»,

«сахар»,» масло», настой, отвар, суп. Лекарственные растения. Способы заготовки и применения.

2 занятие (14)

«Питание»

Питание в походе. Нормы продуктов. Типы продуктов. Хранение, транспортировка. Правила приготовления пищи. Основные туристские блюда. Нормы варки. Как прожить без продуктов - теория голодания.

3 занятие (15)

«Вода»

Способы добычи воды ( у болота, в пустыне - саксаул, под пленкой, каменный тур ), обеззараживание. Заготовка и хранение продуктов в условиях похода: сушка, вяление, копчение, соление, мочение, строганина, сок, жарка, консервирование.




4 занятие (16)

«Охота»

Охота, рыболовство. Законы, правила. Охота без ружья: силки, западни, ловля «по щучьи». Удочки, поплавки. Повадки рыб. Рыболовные снасти ( «кораблик», «морда», «перетяг»)

Знания:как правильно питаться в походных условиях, хранить продукты, как выжить без продуктов

Умения: готовить в походных условиях

Способы достижения результатов: рассказ, беседа.

4 Тема «Первая медицинская помощь»

Теория:

1 занятие (17)

«Спасработы»

Единая государственная Система предупреждения и ликвидации Чрезвычайных Ситуаций

Назначение и задачи РСЧС:

 осуществление программ, направленных на предупреждение ЧС;

 обеспечение готовности к действиям всех сил, предназначенных для ликвидации ЧС;

 сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

 обучение населения действиям в случае возникновения ЧС; ликвидация ЧС.

Структура РСЧС: территориальные подсистемы РСЧС, функциональные подсистемы РСЧС, силы наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации ЧС.

Поисково-спасательная служба - ее роль в контроле и оказании помощи туристским группам, находящимся на сложных маршрутах. Сигналы опасности - костры, дымы, звуки, свист, крик, выстрел, мигание света. Радиосигналы. Радиосвязь.

Первая медицинская помощь. Задача ПМП. Состав аптечки, подручные средства. Вывихи, растяжения, ушибы, судороги, переутомления мышц. Переломы, шины, повязки. Открытые и закрытые травмы рук, ног, груди.

2 занятие (18)

«Раны»

Кровотечения, виды. Асептика, антисептика. Боли : в животе, сердце, голове. Ушибы и сотрясения головы. Утопление. Сердечно - легочная реанимация. Поражения током. Ожоги, обморожения. Травмы глаз. Проникающие ранения. Обмороки. Травматический шок.

3 занятие (19)

«Спасработы»

Транспортировка раненого. Виды. Самоспасение в лавинах, на водах, в обвалах, в катастрофах, после кораблекрушения. Практика: наложение повязок, организация носилок, организация радиосвязи в походе.

Знания:основы оказания доврачебной помощи в походных условиях

Умения: оказать первую помощь, транспортировать товарища

Способы достижения результатов: беседа, рассказ, тренировка на партнере в помещении, на местности.

5. Тема «Основы краеведения»

Теория:

1 занятие (20)

«Погода»

Предсказание погоды по местным признакам : по животным, насекомым, растениям, облакам, атмосферным явлениям, звукам.

2 занятие (21)

«Дневник»

Фиксация туристических и краеведческих наблюдений. Правила и законы ведения личных дневников. «У туриста нет памяти». Обработка материалов наблюдений. Достоверность и достаточность замеров. Зарисовки, фотографирование объектов. Походный коллективный дневник. Отчет о походе (игровая ситуация).


3 занятие (22)

«Река»

Основы гидрологии. Измерение параметров реки. Практическое занятие на местности.

4 занятие (23)

«Минералы»

Основы геологии. Отбор и полевое определение минералов и горных пород. Транспортировка. Составление коллекций. Детальные определения и обработка образцов в домашних условиях.


5 занятие (24)

«Растения»

Основы ботаники. Правила составления гербариев, сбор и сушка растений. Определения.



6 занятие (25)

«Путешествия других»

Просмотр краеведческих видеоматериалов прошлых лет.

7 занятие (26)

«Фотография»

Основы фотографии. Техническое исполнение кадра. Съемка документальная и жанровая

Практика: в полевых условиях сбор коллекций. Написание дневников путешествий, выпуск газет. Цифровые фотографии сверстников на уроке.

Знания:теоретические основы геологии, фотографии, биологии, топографии, метеорологии, фиксации наблюдений.

Умения: собирать коллекции, фиксировать наблюдения

Способы достижения результатов: беседа, рассказ, самостоятельная работа.

8 занятие (27)

«Шоу Краевед»

Компьютерное шоу - викторина «Краевед1,2»

9 занятие (28)

Краеведческие наблюдения на территории школы (практика на улице)

6. Тема «Основы спелеотуризма»

Теория:

1 занятие (29)

«Узлы»

Основные узлы: незатягивающиеся, затягивающиеся, для связывания двух концов, незатягивающиеся и затягивающиеся петли, быстроразвязывающиеся узлы и петли, особые морские узлы.

2 занятие (30)

«Железо»

Снаряжение SRT. Веревки и реп - шнуры, карабины, блоки, кролл, жумар, решетка, ролик. Назначение. Способы натяжения и снятия веревки. «Цирк», «маятник», «беседки», обвязки.Основы спелеотуризма. Виды пещер. Правила и техника безопасности при их посещении. Снаряжение и оборудование: спелеокостюм, фонари, веревки, НЗ. Техника передвижения по пещере. «Шкуродеры», органные трубы, сифоны, камины, полки, колодцы.


3 занятие (31)

«Пещеры»

Пещерные образования. Пещеры Пермской области (видеоматериалы, презентации)


Практика: в помещении - вязка узлов, сбор снаряжения; на местности - передвижение по узостям, по пещерам, организация трассы.

Знания:основные правила посещения пещер, узлы.

Умения: правильно перемещаться в пещерах, готовить снаряжение для пещер.

Способы достижения результатов: рассказ, беседа, самостоятельная работа со снаряжением в помещении, на оборудованной трассе.

7 Тема «Основы водного сплава»

Теория:

1 занятие (32)

«Сплав»

Основы водного туризма. Виды плавсредств: байдарки, плоты, ПСНы, катамараны, лодки. Правила прохождения препятствий - мостов, порогов, сливов, затонов, завалов, перекатов, мелей, быстрин, плотин. Теория водных струй на реке. Техника безопасности и снаряжение туриста - водника. Видеоматериалы сплавов.

8 Тема «Защита авторских проектов» (33-34)

В течение года учащиеся самостоятельно разрабатывают краеведческий проект и защищают его перед одноклассниками в течении 10 минут, отвечая на вопросы. Темы проектов выбираются и утверждаются в начале года. В течении года проводятся консультации по проектам.

© 2010-2022