Кружок по рукоделию Кэрэ

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхневилюйская средняя общеобразовательная школа №2 им. М.Т.Егорова»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка изделия из природных материалов

Составитель: Федорова Зоя Васильевна



















с. Верхневилюйск, 2015г.

Паспорт образовательной программы


Тип программы: программа дополнительного образования.

Статус программы: авторская программа

Категория обучающихся: учащиеся 6,7,8 классов

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 156 часов

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 9 часов в неделю

Формы контроля: защита проекта, участие в конкурсах, выставка работ.

Пояснительная записка

Чтобы сформировать личность, наделенную творческими способностями, необходимо знакомить учащихся с истоками народного творчества, вооружать специальными умениями и навыками работы в этой области, доступными детям того или иного возрастного периода. И в результате учащийся накапливает опыт, создающий объективные предпосылки для раскрытия его творческих начал:

  1. Использование народного прикладного искусства способствует развитию интереса к культуре своего народа, вызывает положительные эмоции, воспитывает трудолюбие, ответственность.

  2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе создания работ и проектов, образного мышления, мелкой моторики, речи учащихся в процессе анализа проделанной работы;

  3. Воспитание умения работать в микрогруппах и в коллективе в целом, этики и культуры общения, основ бережного отношения к оборудованию;

  4. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни при решении творческих работ и создании проектов.

  5. Мотивация к изучению народных промыслов, обычаев, национальной культуры родного народа, технологии выделывания шкурок, других природных материалов.

  6. Внедрение навыков прикладного искусства, содействие развитию детского творческого мышления.

Цели работы:

  1. Изучение, сохранение и продолжение ремесел народного прикладного искусства.

  2. Распространение методов изготовления изделий из конского волоса, бересты, чешуи карася и других природных материалов.

Задачи работы:

  1. Создание педагогических условий для обучения, воспитания и развития детей.

  2. Изучение, исследование быта, обычаев, традиций родного народа.

  3. Разностороннее и своевременное развитие детей, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности.

  4. Повышение интереса учащихся к изделиям из конского волоса, бересты, чешуи, яичной скорлупы и других природных материалов.

  5. Воспитание любви к труду, к доброжелательному отношению друг к другу.

Материалы для работы:

  1. Конский волос ( сиэл, кутурук, кыл.)

  2. Чешуя рыбы ( карась, щука )

  3. Скорлупа яиц.

  4. Утиный пух, куриный пух (балык хаба5а, кус хабар5ата)

  5. Бисер.

  6. Береста.

Организация рабочего места, охрана труда

  1. Рабочее место должно быть светлым, чистым, должно соответствовать условиям труда.

  2. Ознакомление учащихся с техникой безопасности и ее соблюдение ( иголки, ножницы, нож, моющие средства.)

  3. Должна быть медицинская аптечка по оказанию первой медицинской помощи.

  4. Должны иметь : фартук, перчатки, головной убор.

Примерный тематический план

№ урока

тема

Количество часов

Саха сылгыта - Дьеьегей айыы о5ото ( теория)

1

Саха сылгытын туьата. (теория)

1

Кыл, сиэл, кун суолталара (теория). Кылы, сиэли, куну кытта улэ.(практическая работа)

3

Стирка, расческа волос(практич работа)

4

Отделка волос по цвету.(практ работа)

2

Изделия из конских волос (шарики, сувениры, массажеры) практ работа

3

Сучение волос, прядение уток (практ раб

5

Плетение жгута (практ работа)

5

Овладение плетением жгута (практ раб

4

Плетение двухслойной веревки (практ

7

Узелковое плетение из конского волоса )практ работа)

Изделия из утиного пуха

5

1, 11

Изготовление изделий из плетеной веревки. Плетение стельки из веревок разной толщины. (практ работа)

6, 4

Плетение разных видов массажера и мочалки (практ работа)

3

Подготовка материала по плетению коврика из конских волос. Плетение коврика (прат работа)

Изделия из утиного пуха (панно)

7





8

Вышивка панно из конских волос(практ

13, 6

Изготовление сувениров в современном стиле - махалки и др (практ работа)

Выставка работ

5, 4



2

Изготовление сувениров из яичной скорлупы (практ работа)

5, 3

Изготовление сувениров из бересты с национальным колоритом (практ работа)

7, 6, 6

Изготовление сувениров, украшений из чешуи рыбы (практ работа)

6

Изготовление украшений (Бусы, ожерелье) из пузырька рыбы (балык хаба5а, кус хабар5ата) практ работа

Изготовление сувениров с символами Игр Манчаары.

Выставка работ

6





6

1

156

Итоговое занятие. Рефлексия.

1

Тема №1 «Саха сылгыта - Дьеьегей айыы о5ото» (теория) 1ч. 21.09.

Беседа учителя об особенностях якутской лошади, о веровании родного народа с показом демонстрационных материалов.

Тема №2 «Саха сылгытын туьата» (теория) 1ч. 22.09.

Беседа учителя о пользе якутской лошади (национальные блюда, изделия из конского волоса, махалки и тд) с показом демонстрационных материалов. Выступления девочек о лошади.

Тема №3 «Кыл, сиэл, кун суолтата» (теория) 1ч. 23.09.

Беседа учителя по этой теме с показом демонстрационных материалов.

Тема №4 «Кылы, сиэли, куну кытта улэ» (практическая часть) 2ч. 24.09-25.09

Практическая работа с девочками по этой теме - показ, самостоятельная работа, работа по парам.

Тема №5 «Стирка, расческа волос» (теория) 1ч. 28.09.

Беседа учителя о стирке и расческе волос, о правильном применении моющих средств.

Тема №6 «Стирка, расческа волос» (практическая часть ) 3ч. 29.09.-30.09, 01.10

Применение полученных знаний и умений при стирке и расческе волос (работа по группам)

Тема «7 «Отделка волос по цвету» (практическая часть) 2ч. 02.10, 05.10

Применение полученных знаний и умений при отделке волос по цвету (работа по парам).

Тема №8 «Изделия из конских волос» (практическая часть) 3ч. 06.10.-08.10.

Самостоятельная работа - изделия из конских волос (шарики, массажеры, сувениры).

Тема №9 « Сучение волос, прядение уток» (теория) 1ч. 09.10.

Беседа учителя о сучении волос и прядении уток с показом демонстрационного материала.

Тема №10 «Сучение волос, прядение уток» (практическая часть) 4ч. 12.10.-15.10.

Применение полученных знаний при сучении волос и прядении уток - работа по парам.

Тема №11 «Плетение жгута» (теория) 1ч. 16.10.

Беседа учителя о плетении жгута с показом демонстрационного материала.

Тема №12 «Плетение жгута» (практическая часть) 4ч. 19.10.-22.10

Применение полученных знаний и умений при плетении жгута (самостоятельная работа).

Тема №13 «Овладение разными приемами плетения жгута» (практическая часть) 4ч 23.10, 26.10-28.10.

Работа по парам, по группам, самостоятельная работа .

Тема №14 «Плетение двухслойной веревки» (теория) 1ч. 29.10.

Беседа учителя о плетении двухслойной веревки с показом демонстрационного материала.

Тема №15 «Изделия из утиного пуха» (теория) 1ч.

Беседа учителя о выборе, хранении утиного пуха с использованием демонстрационного материала.

Тема №16 Изделия из утиного пуха. Панно «Герои якутских сказок» (практ часть)2ч.

Применение полученных знаний в изготовлении панно «Герои якутских сказок» (работа по парам)

Тема №17 Изделия из утиного пуха. Панно «Герои русских народных сказок» (практическая часть) 2ч.

Применение полученных знаний при работе панно «Герои русских народных сказок» ( работа по парам).

Тема №18 Изделия из утиного пуха. Панно «Избушка на курьих ножках» (практическая часть) 2ч.

Применение полученных знаний в изготовлении панно «Избушка на курьих ножках» ( работа по парам).

Тема №19 Изделия из утиного пуха. Панно «Осенний пейзаж». (практическая часть) 2ч

Применение полученных знаний в изготовлении панно «Осенний пейзаж» (самостоятельная работа)

Тема №20 Изделия из утиного пуха. Панно «Зимняя сказка» (практическая часть) 2ч.

Применение полученных знаний в изготовлении панно «Зимняя сказка». (самостоятельная работа).

Тема №21 «Плетение двухслойной веревки» (практическая часть) 6ч. 30.10, 09.11-13.11.

Работа по парам, по группам, самостоятельная работа

Тема №22 «Узелковое плетение из конского волоса» (теория ) 1ч. 16.11

Беседа учителя об узелковом плетении из конского волоса с показом демонстрационного материала.

Тема №23 «Узелковое плетение из конского волоса» (практическая часть) 4ч.17.11-20.11

Применение полученных знаний и умений при узелковом плетении из конского волоса (работа по парам, самостоятельная работа)

Тема №24 «Изготовление изделий из плетеной веревки» (практическая часть) 6ч.23.11-27.11, 01.12

Применение полученных знаний и умений при изготовлении изделий из плетеной веревки (самостоятельная работа)

Тема №25 «Плетение стельки из веревок разной толщины» (практическая часть) 4ч. 02.12-04.12, 07.12

Применение полученных знаний и умений при изготовлении стельки из веревок разной толщины (самостоятельная работа)

Тема №26 «Плетение разных видов массажера и мочалки» (практическая часть) 3ч. 08.12- 10.12

Применение полученных знаний и умений при плетении разных видов массажера и мочалки (самостоятельная работа)

Тема №27 «Подготовка материала по плетению коврика из конских волос» (теория) 1ч. 11.12.

Беседа учителя о подготовке материала по плетению коврика из конских волос с показом демонстрационного материала.

Тема №28 «Плетение коврика с национальным колоритом» 6ч. 15.12.-18.12,21.12-22.12

Применение полученных знаний и умений при плетении коврика с национальным колоритом ( каждая девочка работает по своему эскизу).

Тема №29 Изделия из утиного пуха. Панно Лебедь» (самостоятельная работа) 2ч.

Применение полученных знаний в изготовлении панно «Лебедь» (самостоятельная работа).

Тема №30 Изделия из утиного пуха. Панно «Дьеьегей о5ото» (практическая часть) 2ч

Применение полученных знаний в изготовлении панно «Дьеьегей о5ото» (работа по парам).

Тема №31 Изделия из утиного пуха. Панно «Снегири» (практическая часть» 2ч.

Применение полученных знаний при изготовлении панно «Снегири» (самостоятельная работа).

Тема №32 Изделия из утиного пуха. Панно «Павлин» (практическая часть) 2ч.

Применение полученных знаний при изготовлении панно «Павлин» (самостоятельная работа)

Тема №33 «Вышивка панно из конских волос» (теория) 1ч. 11.01.

Беседа учителя о вышивке панно из конских волос с показом демонстрационного материала.

Тема №34 «Вышивка панно по теме «Манчаары» 6ч 12.01.-15.01, 18.01-19.01

Применение полученных знаний и умений при вышивке панно «Манчаары» (работа по парам).

Тема №35 «Вышивка панно «Спорт -это мир» 6ч. 20.01-22.01, 25.01-27.02

Применение полученных знаний и умений при вышивке панно «Спорт - это мир» (работа по парам).

Тема №36 «Изготовление панно по собственному эскизу» 6ч. 01.02 -05.02, 08.02

Применение полученных знаний и умений при изготовлении панно по собственному эскизу (самостоятельная работа)

Тема №37 «Изготовление сувениров в современном стиле махалки» (теория) 1ч.09.02

Тема №38 «Изготовление сувениров в современном стиле - махалки» (практическая

часть) 4ч. 10.02-12.02, 15.02

Применение полученных знаний и умений при изготовлении сувениров в современном стиле - махалки ( по собственному эскизу) - самостоятельная работа.

Тема №39 «Изготовление сувениров в современном стиле по собственному эскизу» 4ч. 16.02-19.02

Применение полученных знаний и умений при изготовлении сувениров в современном стиле по собственному эскизу (самостоятельная работа)

Тема №40 «Выставка работ» 2ч 25.02-26.02

Выставка индивидуальных и групповых работ девочек в школе, в улусном конкурсе детского творчества.

Тема №41 «Изготовление сувениров из яичной скорлупы» (теория) 1ч. 29.02.

Беседа учителя об изготовлении сувениров из яичной скорлупы с показом демонстрационного материала.

Тема №42 «Изготовление сувениров из яичной скорлупы - герои якутских сказок» (практическая часть) 4ч. 01.03.- 04.03.

Применение полученных знаний и умений при изготовлении сувениров из яичной скорлупы - герои якутских сказок (самостоятельная работа).

Тема №43 «Изготовление сувениров из яичной скорлупы по собственному замыслу» 3ч 09.03-11.03

Применение полученных знаний и умений при изготовлении сувениров из яичной скорлупы по собственному замыслу (самостоятельная работа).

Тема №44 «Изготовление сувениров из бересты с национальным колоритом» (теория) 1ч 14.03

Беседа учителя об изготовлении сувениров из бересты с национальным колоритом с показом демонстрационного материала.

Тема №45 «Изготовление сувениров из бересты по теме «Герои олонхо» 6ч. 15.03.-18.03, 21.03-22.03

Применение полученных знаний и умений при изготовлении сувениров из бересты по теме «герои олонхо» (групповая работа)

Тема №46 «Изготовление сувениров из бересты по теме «Игры Манчаары» 6ч. 23.03.-25.03, 28.03-30.03

Применение полученных знаний и умений при изготовлении сувениров из бересты по теме «Игры Манчаары» (работа по парам)

Тема №47 «Изготовление сувениров из бересты по собственному эскизу» 6ч.11.04- 15.04, 18.04

Применение полученных знаний и умений при изготовлении сувениров из бересты по собственному эскизу (самостоятельная работа)

Тема №48 «Изготовление сувениров из чешуи рыбы» (теория) 1ч 19.04.

Беседа учителя об изготовлении сувениров из чешуи рыбы с показом демонстрационного материала.

Тема №49 «Изготовление сувениров и украшений из чешуи рыбы» (практическая часть) 5ч. 20.04.-22.04, 25.04

Применение полученных знаний и умений при изготовлении сувениров и украшений (бусы, брошь, ожерелье, серьги) из чешуи рыбы по заданной теме и по собственному замыслу (групповая работа, самостоятельная работа).

Тема №50 «Изготовление украшений из пузырька рыбы (балык хаба5а, кус хабар5ата) (теория) 1ч. 26.04

Беседа учителя об изготовлении украшений из пузырька рыбы (балык хаба5а, кус хабар5ата) с применением демонстрационного материала.

Тема №51 «Изготовление украшений из пузырька рыбы (балык хаба5а, кус хабар5ата» (практическая часть) 5ч. 27.04-29.04, 03.05-04.05

Применение полученных знаний и умений при изготовлении украшений (брошь, ожерелье, бусы, кольцо итд) по собственному эскизу (работа по парам).

Тема №52 «Изготовление сувениров с символами Игр Манчаары по собственному эскизу» ( практическая часть) 6ч. 06.05, 10.05-13.05, 16.05

Применение полученных знаний и умений по изготовлению сувениров с символами Игр Манчаары по собственному эскизу из любого природного материала ( утиный пух, куриный пух, береста, конский волос, чешуя рыбы, яичная скорлупа, бисер итд).

Тема №53 Выставка работ (практическая часть) 1ч. 17.05

Выставка работ девочек в школе, в улусном конкурсе детского творчества.

Тема №54 Итоговое занятие. Рефлексия. 1ч. 18.05

Примерный тематический план для 9а класса

№ урока

тема

Количество часов

Саха сылгыта - Дьеьегей айыы о5ото ( теория)

1

Саха сылгытын туьата. (теория)

1

Кыл, сиэл, кун суолталара (теория). Кылы, сиэли, куну кытта улэ.(практическая работа)

3

Стирка, расческа волос(практич работа)

4

Отделка волос по цвету.(практ работа)

2

Изделия из конских волос (шарики, сувениры, массажеры) практ работа

3

Сучение волос, прядение уток (практ раб

5

Плетение жгута (практ работа)

5

Овладение плетением жгута (практ раб

4

Плетение двухслойной веревки (практ

7

Узелковое плетение из конского волоса (практ работа)

5




Подготовка материала по плетению коврика из конских волос. Плетение коврика (практ работа)

7






Вышивка панно из конских волос(практ

13





Выставка работ



1

62

Итоговое занятие. Рефлексия.

1

Основные знания, умения и навыки по окончании курса программы:

  1. Приобщение учащихся к истокам народного прикладного творчества.

  2. Ознакомление с традиционными методами изготовления изделий из конского волоса, бересты и других природных материалов.

  3. Усовершенствование новых форм и методов изготовления изделий из конского волоса, бересты и других природных материалов.

  4. Развитие фантазии и творческих способностей учащихся.

  5. Экономический анализ изделий и их реализация.

Основные методы работы, используемые на занятиях:



  1. Беседа учителя, обмен опытом.

  2. Доступное объяснение материала и контроль над практической работой.

  3. Использование методической литературы, наглядных пособий, Интернет-ресурсов.

  4. Участие на школьных, улусных конкурсах, выставках.

  5. Поиск новых форм и методов изготовления изделий из конского волоса, бересты и других природных материалов.

В конце работы кружка учащиеся должны знать:



  1. Способы применения конского волоса нашими предками;

  2. Технологию изготовления и обработки изделий из конского волоса;

  3. Здоровье сберегающие функции изделий из конского волоса

  4. Технологию приготовления изделий из яичной скорлупы, бересты, утиного пуха, чешуи рыбы.

Практическое умение учащихся:



  1. Стирать, расчесывать, отделить волос по цвету;

  2. Сучение волос, прядение уток, плетение жгута;

  3. Изготавливать различные панно с применением конского волоса;

  4. Творчески подходить к изготовлению изделий;

  5. Самостоятельно создавать изделия, украшения;

  6. Рекламировать, продавать готовое изделие.

Таким образом, у учащихся формируется чувства уважения, ответственности к проделанной работе. В ходе работы они изучают и анализируют изделия народных мастеров, подражают им. Каждая ученица должна стремиться создавать новые вещи, изделия, основываясь на ранее изученном материале. Большинство часов предназначено для работы с конским волосом, т.к. работа с конским волосом очень трудоемкая ,кропотливая, требует много терпения и усидчивости. А для работы с яичной скорлупой, чешуей рыбы, берестой, утиным пухом требуется бережное отношение к материалу, поскольку это хрупкий материал. В ходе кружковой работы ученицы самостоятельно могут придумывать эскизы, обсуждать, анализировать их совместно, могут добавить новые интересные варианты. И в конечном итоге они научатся работать коллективно, прислушиваться к мнению других, находить свои ошибки, креативно относиться к каждому изделию и сувениру.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

программы

Учебно-методическая литература для учителя

  1. Алексеев А.Н. Традиционные религиозные верования якутов в 19-20 вв. Новосибирск: Наука.1975г.

  2. Акбулатова О.В. Культурное наследие народа Саха. Лен Арт С-ПБ-Якутск 1994

  3. Богатырева Л.Е. Ебугэлэр кыл, сиэл оноьуктарын ньымаларын ырытыы, чинчийии, уерэтии. (Изучение, исследование, анализ методов изготовления изделий из конского волоса) Бичик. Якутск.2004г.

  4. Борисова С.Д. Традиционные методы изготовления махалки (Дэйбиир). Якутск 2000г.

  5. Борисова Т.Н. Кэрэмэн (Методы изготовления сувениров из беоесты). Якутск 2006г

  6. Деревянко Т. Украшение для дома. Аст-Пресс книга. Москва 2005г.

  7. Мирошникова И.С. Макраме- искусство хитросплетения. Феникс. Москва.2006г.

  8. Неустроев Б.Ф. Узоры шитья. Бичик.Якутск 1997г.

  9. Стручкова П.И. Сахалыы кыл, сиэл, сунн, кулуьун оноьук. Якутск.1998г.

  10. Федоров А.С. Обряд посвящения саламы. Бичик. Якутск. 2005г.


Учебно-методические средства обучения

1.Учебно-наглядные пособия:

  • схемы, образцы и модели;

  • иллюстрации, картинки с изображениями изделий, сувениров, игрушек, панно, ковриков, массажеров, махалки и тд.

  • фотографии.



Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор,

  • компьютер с учебным программным обеспечением;

  • демонстрационный экран;

  • демонстрационная доска для работы маркерами;

  • магнитная доска;

  • цифровой фотоаппарат;



Методическое обеспечение программы:

Интернет-ресурсы:



© 2010-2022