- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Кружок по рукоделию Кэрэ
Кружок по рукоделию Кэрэ
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Федорова З.В. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхневилюйская средняя общеобразовательная школа №2 им. М.Т.Егорова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка изделия из природных материалов
Составитель: Федорова Зоя Васильевна
с. Верхневилюйск, 2015г.
Паспорт образовательной программы
Тип программы: программа дополнительного образования.
Статус программы: авторская программа
Категория обучающихся: учащиеся 6,7,8 классов
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 156 часов
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 9 часов в неделю
Формы контроля: защита проекта, участие в конкурсах, выставка работ.
Пояснительная записка
Чтобы сформировать личность, наделенную творческими способностями, необходимо знакомить учащихся с истоками народного творчества, вооружать специальными умениями и навыками работы в этой области, доступными детям того или иного возрастного периода. И в результате учащийся накапливает опыт, создающий объективные предпосылки для раскрытия его творческих начал:
-
Использование народного прикладного искусства способствует развитию интереса к культуре своего народа, вызывает положительные эмоции, воспитывает трудолюбие, ответственность.
-
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе создания работ и проектов, образного мышления, мелкой моторики, речи учащихся в процессе анализа проделанной работы;
-
Воспитание умения работать в микрогруппах и в коллективе в целом, этики и культуры общения, основ бережного отношения к оборудованию;
-
Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни при решении творческих работ и создании проектов.
-
Мотивация к изучению народных промыслов, обычаев, национальной культуры родного народа, технологии выделывания шкурок, других природных материалов.
-
Внедрение навыков прикладного искусства, содействие развитию детского творческого мышления.
Цели работы:
-
Изучение, сохранение и продолжение ремесел народного прикладного искусства.
-
Распространение методов изготовления изделий из конского волоса, бересты, чешуи карася и других природных материалов.
Задачи работы:
-
Создание педагогических условий для обучения, воспитания и развития детей.
-
Изучение, исследование быта, обычаев, традиций родного народа.
-
Разностороннее и своевременное развитие детей, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности.
-
Повышение интереса учащихся к изделиям из конского волоса, бересты, чешуи, яичной скорлупы и других природных материалов.
-
Воспитание любви к труду, к доброжелательному отношению друг к другу.
Материалы для работы:
-
Конский волос ( сиэл, кутурук, кыл.)
-
Чешуя рыбы ( карась, щука )
-
Скорлупа яиц.
-
Утиный пух, куриный пух (балык хаба5а, кус хабар5ата)
-
Бисер.
-
Береста.
Организация рабочего места, охрана труда
-
Рабочее место должно быть светлым, чистым, должно соответствовать условиям труда.
-
Ознакомление учащихся с техникой безопасности и ее соблюдение ( иголки, ножницы, нож, моющие средства.)
-
Должна быть медицинская аптечка по оказанию первой медицинской помощи.
-
Должны иметь : фартук, перчатки, головной убор.
Примерный тематический план
№ урока
тема
Количество часов
Саха сылгыта - Дьеьегей айыы о5ото ( теория)
1
Саха сылгытын туьата. (теория)
1
Кыл, сиэл, кун суолталара (теория). Кылы, сиэли, куну кытта улэ.(практическая работа)
3
Стирка, расческа волос(практич работа)
4
Отделка волос по цвету.(практ работа)
2
Изделия из конских волос (шарики, сувениры, массажеры) практ работа
3
Сучение волос, прядение уток (практ раб
5
Плетение жгута (практ работа)
5
Овладение плетением жгута (практ раб
4
Плетение двухслойной веревки (практ
7
Узелковое плетение из конского волоса )практ работа)
Изделия из утиного пуха
5
1, 11
Изготовление изделий из плетеной веревки. Плетение стельки из веревок разной толщины. (практ работа)
6, 4
Плетение разных видов массажера и мочалки (практ работа)
3
Подготовка материала по плетению коврика из конских волос. Плетение коврика (прат работа)
Изделия из утиного пуха (панно)
7
8
Вышивка панно из конских волос(практ
13, 6
Изготовление сувениров в современном стиле - махалки и др (практ работа)
Выставка работ
5, 4
2
Изготовление сувениров из яичной скорлупы (практ работа)
5, 3
Изготовление сувениров из бересты с национальным колоритом (практ работа)
7, 6, 6
Изготовление сувениров, украшений из чешуи рыбы (практ работа)
6
Изготовление украшений (Бусы, ожерелье) из пузырька рыбы (балык хаба5а, кус хабар5ата) практ работа
Изготовление сувениров с символами Игр Манчаары.
Выставка работ
6
6
1
156
Итоговое занятие. Рефлексия.
1
Тема №1 «Саха сылгыта - Дьеьегей айыы о5ото» (теория) 1ч. 21.09.
Беседа учителя об особенностях якутской лошади, о веровании родного народа с показом демонстрационных материалов.
Тема №2 «Саха сылгытын туьата» (теория) 1ч. 22.09.
Беседа учителя о пользе якутской лошади (национальные блюда, изделия из конского волоса, махалки и тд) с показом демонстрационных материалов. Выступления девочек о лошади.
Тема №3 «Кыл, сиэл, кун суолтата» (теория) 1ч. 23.09.
Беседа учителя по этой теме с показом демонстрационных материалов.
Тема №4 «Кылы, сиэли, куну кытта улэ» (практическая часть) 2ч. 24.09-25.09
Практическая работа с девочками по этой теме - показ, самостоятельная работа, работа по парам.
Тема №5 «Стирка, расческа волос» (теория) 1ч. 28.09.
Беседа учителя о стирке и расческе волос, о правильном применении моющих средств.
Тема №6 «Стирка, расческа волос» (практическая часть ) 3ч. 29.09.-30.09, 01.10
Применение полученных знаний и умений при стирке и расческе волос (работа по группам)
Тема «7 «Отделка волос по цвету» (практическая часть) 2ч. 02.10, 05.10
Применение полученных знаний и умений при отделке волос по цвету (работа по парам).
Тема №8 «Изделия из конских волос» (практическая часть) 3ч. 06.10.-08.10.
Самостоятельная работа - изделия из конских волос (шарики, массажеры, сувениры).
Тема №9 « Сучение волос, прядение уток» (теория) 1ч. 09.10.
Беседа учителя о сучении волос и прядении уток с показом демонстрационного материала.
Тема №10 «Сучение волос, прядение уток» (практическая часть) 4ч. 12.10.-15.10.
Применение полученных знаний при сучении волос и прядении уток - работа по парам.
Тема №11 «Плетение жгута» (теория) 1ч. 16.10.
Беседа учителя о плетении жгута с показом демонстрационного материала.
Тема №12 «Плетение жгута» (практическая часть) 4ч. 19.10.-22.10
Применение полученных знаний и умений при плетении жгута (самостоятельная работа).
Тема №13 «Овладение разными приемами плетения жгута» (практическая часть) 4ч 23.10, 26.10-28.10.
Работа по парам, по группам, самостоятельная работа .
Тема №14 «Плетение двухслойной веревки» (теория) 1ч. 29.10.
Беседа учителя о плетении двухслойной веревки с показом демонстрационного материала.
Тема №15 «Изделия из утиного пуха» (теория) 1ч.
Беседа учителя о выборе, хранении утиного пуха с использованием демонстрационного материала.
Тема №16 Изделия из утиного пуха. Панно «Герои якутских сказок» (практ часть)2ч.
Применение полученных знаний в изготовлении панно «Герои якутских сказок» (работа по парам)
Тема №17 Изделия из утиного пуха. Панно «Герои русских народных сказок» (практическая часть) 2ч.
Применение полученных знаний при работе панно «Герои русских народных сказок» ( работа по парам).
Тема №18 Изделия из утиного пуха. Панно «Избушка на курьих ножках» (практическая часть) 2ч.
Применение полученных знаний в изготовлении панно «Избушка на курьих ножках» ( работа по парам).
Тема №19 Изделия из утиного пуха. Панно «Осенний пейзаж». (практическая часть) 2ч
Применение полученных знаний в изготовлении панно «Осенний пейзаж» (самостоятельная работа)
Тема №20 Изделия из утиного пуха. Панно «Зимняя сказка» (практическая часть) 2ч.
Применение полученных знаний в изготовлении панно «Зимняя сказка». (самостоятельная работа).
Тема №21 «Плетение двухслойной веревки» (практическая часть) 6ч. 30.10, 09.11-13.11.
Работа по парам, по группам, самостоятельная работа
Тема №22 «Узелковое плетение из конского волоса» (теория ) 1ч. 16.11
Беседа учителя об узелковом плетении из конского волоса с показом демонстрационного материала.
Тема №23 «Узелковое плетение из конского волоса» (практическая часть) 4ч.17.11-20.11
Применение полученных знаний и умений при узелковом плетении из конского волоса (работа по парам, самостоятельная работа)
Тема №24 «Изготовление изделий из плетеной веревки» (практическая часть) 6ч.23.11-27.11, 01.12
Применение полученных знаний и умений при изготовлении изделий из плетеной веревки (самостоятельная работа)
Тема №25 «Плетение стельки из веревок разной толщины» (практическая часть) 4ч. 02.12-04.12, 07.12
Применение полученных знаний и умений при изготовлении стельки из веревок разной толщины (самостоятельная работа)
Тема №26 «Плетение разных видов массажера и мочалки» (практическая часть) 3ч. 08.12- 10.12
Применение полученных знаний и умений при плетении разных видов массажера и мочалки (самостоятельная работа)
Тема №27 «Подготовка материала по плетению коврика из конских волос» (теория) 1ч. 11.12.
Беседа учителя о подготовке материала по плетению коврика из конских волос с показом демонстрационного материала.
Тема №28 «Плетение коврика с национальным колоритом» 6ч. 15.12.-18.12,21.12-22.12
Применение полученных знаний и умений при плетении коврика с национальным колоритом ( каждая девочка работает по своему эскизу).
Тема №29 Изделия из утиного пуха. Панно Лебедь» (самостоятельная работа) 2ч.
Применение полученных знаний в изготовлении панно «Лебедь» (самостоятельная работа).
Тема №30 Изделия из утиного пуха. Панно «Дьеьегей о5ото» (практическая часть) 2ч
Применение полученных знаний в изготовлении панно «Дьеьегей о5ото» (работа по парам).
Тема №31 Изделия из утиного пуха. Панно «Снегири» (практическая часть» 2ч.
Применение полученных знаний при изготовлении панно «Снегири» (самостоятельная работа).
Тема №32 Изделия из утиного пуха. Панно «Павлин» (практическая часть) 2ч.
Применение полученных знаний при изготовлении панно «Павлин» (самостоятельная работа)
Тема №33 «Вышивка панно из конских волос» (теория) 1ч. 11.01.
Беседа учителя о вышивке панно из конских волос с показом демонстрационного материала.
Тема №34 «Вышивка панно по теме «Манчаары» 6ч 12.01.-15.01, 18.01-19.01
Применение полученных знаний и умений при вышивке панно «Манчаары» (работа по парам).
Тема №35 «Вышивка панно «Спорт -это мир» 6ч. 20.01-22.01, 25.01-27.02
Применение полученных знаний и умений при вышивке панно «Спорт - это мир» (работа по парам).
Тема №36 «Изготовление панно по собственному эскизу» 6ч. 01.02 -05.02, 08.02
Применение полученных знаний и умений при изготовлении панно по собственному эскизу (самостоятельная работа)
Тема №37 «Изготовление сувениров в современном стиле махалки» (теория) 1ч.09.02
Тема №38 «Изготовление сувениров в современном стиле - махалки» (практическая
часть) 4ч. 10.02-12.02, 15.02
Применение полученных знаний и умений при изготовлении сувениров в современном стиле - махалки ( по собственному эскизу) - самостоятельная работа.
Тема №39 «Изготовление сувениров в современном стиле по собственному эскизу» 4ч. 16.02-19.02
Применение полученных знаний и умений при изготовлении сувениров в современном стиле по собственному эскизу (самостоятельная работа)
Тема №40 «Выставка работ» 2ч 25.02-26.02
Выставка индивидуальных и групповых работ девочек в школе, в улусном конкурсе детского творчества.
Тема №41 «Изготовление сувениров из яичной скорлупы» (теория) 1ч. 29.02.
Беседа учителя об изготовлении сувениров из яичной скорлупы с показом демонстрационного материала.
Тема №42 «Изготовление сувениров из яичной скорлупы - герои якутских сказок» (практическая часть) 4ч. 01.03.- 04.03.
Применение полученных знаний и умений при изготовлении сувениров из яичной скорлупы - герои якутских сказок (самостоятельная работа).
Тема №43 «Изготовление сувениров из яичной скорлупы по собственному замыслу» 3ч 09.03-11.03
Применение полученных знаний и умений при изготовлении сувениров из яичной скорлупы по собственному замыслу (самостоятельная работа).
Тема №44 «Изготовление сувениров из бересты с национальным колоритом» (теория) 1ч 14.03
Беседа учителя об изготовлении сувениров из бересты с национальным колоритом с показом демонстрационного материала.
Тема №45 «Изготовление сувениров из бересты по теме «Герои олонхо» 6ч. 15.03.-18.03, 21.03-22.03
Применение полученных знаний и умений при изготовлении сувениров из бересты по теме «герои олонхо» (групповая работа)
Тема №46 «Изготовление сувениров из бересты по теме «Игры Манчаары» 6ч. 23.03.-25.03, 28.03-30.03
Применение полученных знаний и умений при изготовлении сувениров из бересты по теме «Игры Манчаары» (работа по парам)
Тема №47 «Изготовление сувениров из бересты по собственному эскизу» 6ч.11.04- 15.04, 18.04
Применение полученных знаний и умений при изготовлении сувениров из бересты по собственному эскизу (самостоятельная работа)
Тема №48 «Изготовление сувениров из чешуи рыбы» (теория) 1ч 19.04.
Беседа учителя об изготовлении сувениров из чешуи рыбы с показом демонстрационного материала.
Тема №49 «Изготовление сувениров и украшений из чешуи рыбы» (практическая часть) 5ч. 20.04.-22.04, 25.04
Применение полученных знаний и умений при изготовлении сувениров и украшений (бусы, брошь, ожерелье, серьги) из чешуи рыбы по заданной теме и по собственному замыслу (групповая работа, самостоятельная работа).
Тема №50 «Изготовление украшений из пузырька рыбы (балык хаба5а, кус хабар5ата) (теория) 1ч. 26.04
Беседа учителя об изготовлении украшений из пузырька рыбы (балык хаба5а, кус хабар5ата) с применением демонстрационного материала.
Тема №51 «Изготовление украшений из пузырька рыбы (балык хаба5а, кус хабар5ата» (практическая часть) 5ч. 27.04-29.04, 03.05-04.05
Применение полученных знаний и умений при изготовлении украшений (брошь, ожерелье, бусы, кольцо итд) по собственному эскизу (работа по парам).
Тема №52 «Изготовление сувениров с символами Игр Манчаары по собственному эскизу» ( практическая часть) 6ч. 06.05, 10.05-13.05, 16.05
Применение полученных знаний и умений по изготовлению сувениров с символами Игр Манчаары по собственному эскизу из любого природного материала ( утиный пух, куриный пух, береста, конский волос, чешуя рыбы, яичная скорлупа, бисер итд).
Тема №53 Выставка работ (практическая часть) 1ч. 17.05
Выставка работ девочек в школе, в улусном конкурсе детского творчества.
Тема №54 Итоговое занятие. Рефлексия. 1ч. 18.05
Примерный тематический план для 9а класса
№ урока
тема
Количество часов
Саха сылгыта - Дьеьегей айыы о5ото ( теория)
1
Саха сылгытын туьата. (теория)
1
Кыл, сиэл, кун суолталара (теория). Кылы, сиэли, куну кытта улэ.(практическая работа)
3
Стирка, расческа волос(практич работа)
4
Отделка волос по цвету.(практ работа)
2
Изделия из конских волос (шарики, сувениры, массажеры) практ работа
3
Сучение волос, прядение уток (практ раб
5
Плетение жгута (практ работа)
5
Овладение плетением жгута (практ раб
4
Плетение двухслойной веревки (практ
7
Узелковое плетение из конского волоса (практ работа)
5
Подготовка материала по плетению коврика из конских волос. Плетение коврика (практ работа)
7
Вышивка панно из конских волос(практ
13
Выставка работ
1
62
Итоговое занятие. Рефлексия.
1
Основные знания, умения и навыки по окончании курса программы:
-
Приобщение учащихся к истокам народного прикладного творчества.
-
Ознакомление с традиционными методами изготовления изделий из конского волоса, бересты и других природных материалов.
-
Усовершенствование новых форм и методов изготовления изделий из конского волоса, бересты и других природных материалов.
-
Развитие фантазии и творческих способностей учащихся.
-
Экономический анализ изделий и их реализация.
Основные методы работы, используемые на занятиях:
-
Беседа учителя, обмен опытом.
-
Доступное объяснение материала и контроль над практической работой.
-
Использование методической литературы, наглядных пособий, Интернет-ресурсов.
-
Участие на школьных, улусных конкурсах, выставках.
-
Поиск новых форм и методов изготовления изделий из конского волоса, бересты и других природных материалов.
В конце работы кружка учащиеся должны знать:
-
Способы применения конского волоса нашими предками;
-
Технологию изготовления и обработки изделий из конского волоса;
-
Здоровье сберегающие функции изделий из конского волоса
-
Технологию приготовления изделий из яичной скорлупы, бересты, утиного пуха, чешуи рыбы.
Практическое умение учащихся:
-
Стирать, расчесывать, отделить волос по цвету;
-
Сучение волос, прядение уток, плетение жгута;
-
Изготавливать различные панно с применением конского волоса;
-
Творчески подходить к изготовлению изделий;
-
Самостоятельно создавать изделия, украшения;
-
Рекламировать, продавать готовое изделие.
Таким образом, у учащихся формируется чувства уважения, ответственности к проделанной работе. В ходе работы они изучают и анализируют изделия народных мастеров, подражают им. Каждая ученица должна стремиться создавать новые вещи, изделия, основываясь на ранее изученном материале. Большинство часов предназначено для работы с конским волосом, т.к. работа с конским волосом очень трудоемкая ,кропотливая, требует много терпения и усидчивости. А для работы с яичной скорлупой, чешуей рыбы, берестой, утиным пухом требуется бережное отношение к материалу, поскольку это хрупкий материал. В ходе кружковой работы ученицы самостоятельно могут придумывать эскизы, обсуждать, анализировать их совместно, могут добавить новые интересные варианты. И в конечном итоге они научатся работать коллективно, прислушиваться к мнению других, находить свои ошибки, креативно относиться к каждому изделию и сувениру.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы
Учебно-методическая литература для учителя
-
Алексеев А.Н. Традиционные религиозные верования якутов в 19-20 вв. Новосибирск: Наука.1975г.
-
Акбулатова О.В. Культурное наследие народа Саха. Лен Арт С-ПБ-Якутск 1994
-
Богатырева Л.Е. Ебугэлэр кыл, сиэл оноьуктарын ньымаларын ырытыы, чинчийии, уерэтии. (Изучение, исследование, анализ методов изготовления изделий из конского волоса) Бичик. Якутск.2004г.
-
Борисова С.Д. Традиционные методы изготовления махалки (Дэйбиир). Якутск 2000г.
-
Борисова Т.Н. Кэрэмэн (Методы изготовления сувениров из беоесты). Якутск 2006г
-
Деревянко Т. Украшение для дома. Аст-Пресс книга. Москва 2005г.
-
Мирошникова И.С. Макраме- искусство хитросплетения. Феникс. Москва.2006г.
-
Неустроев Б.Ф. Узоры шитья. Бичик.Якутск 1997г.
-
Стручкова П.И. Сахалыы кыл, сиэл, сунн, кулуьун оноьук. Якутск.1998г.
-
Федоров А.С. Обряд посвящения саламы. Бичик. Якутск. 2005г.
Учебно-методические средства обучения
1.Учебно-наглядные пособия:
-
схемы, образцы и модели;
-
иллюстрации, картинки с изображениями изделий, сувениров, игрушек, панно, ковриков, массажеров, махалки и тд.
-
фотографии.
Технические средства обучения:
-
мультимедийный проектор,
-
компьютер с учебным программным обеспечением;
-
демонстрационный экран;
-
демонстрационная доска для работы маркерами;
-
магнитная доска;
-
цифровой фотоаппарат;
Методическое обеспечение программы:
Интернет-ресурсы: