«Экологическое воспитание младших школьников» (обмен опытом)

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Балаганкинская основная общеобразовательная школа


«Экологическое воспитание младших школьников»

(обмен опытом)




подготовила учитель начальных классов

Замарацкая Н.В.






2016г




В наше время проблемы экологи­ческого воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Многие виды деятельности людей коренным образом меняют лик Земли, а тем самым и условия жизни для зверей, птиц, растений. Человеку стоит задуматься: что будет дальше? Ведь Земля-наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая березка у дороги! А вокруг столько равнодушия, жестокости, пренебрежения к природе! Надо чтобы наши дети поняли: леса, реки, луга оказались на краю гибели. Взрослых экологических проблем детям пока не решить. Но кое- что ребята уже могут сделать для окружающей нас природы. И я хочу поделиться, как построила работу по экологическому воспитанию младших школьников.

Программа «Экология» - авторская, имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин), идеи экологической этики (В.Е.Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В.В.Сериков).

Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из трёх частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 136 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1-й год обучения - «Экология моего дома» (34 часа).

2-й год обучения - «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» (34 часа).

3-й год обучения - «Экология животных» (34 часа).

4 -й год обучения-«Экология Животных» (34 часа)

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу.

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Программа «Экология» ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5. Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности Природы.

6. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

7. Развитие альтернативного мышления в выборе способов экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

8. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

9. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Основные принципы содержания программы:

* принцип единства и деятельности;

* принцип наглядности;

* принцип личностной ориентации;

* принцип системности и целостности;

* принцип экологического гуманизма;

* принцип краеведческий;

* принцип практической направленности.

Курс включает и раскрывает основные с о д е р ж а т е л ь н ы е л и н и и :

Земля - единая экосистема.

Человек - существо биосоциальное, часть экологической системы.

Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Наша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Природные компоненты являются обязательной частью среды жизни детей.

Начиная с первого класса, старалась вовлечь каждого ребенка в изучении науки экология. В самом начале было проведено анкетирование состояния экологического воспитания в семье и первоначальное представление детей об экологии. Были опрошены 7 учащихся и 7 родителей.

Анализ ответов родителей на вопросы показал, что в семьях в основном отсутствует экологическое воспитание. Родители бывают с детьми в лесу, на реке, но не учат детей правилам поведения в природе.

Анализируя ответы учащихся, можно сделать общий вывод о том, что все учащиеся с удовольствием бывают в лесу, любят собирать грибы и ягоды, любят играть на природе, помогать старшим рыбачить, разводить костры для обогрева, приготовления пищи. В то же время представления учащихся о бережном отношении к окружающей среде и её богатствам, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведениях в ней очень несовершенны, неглубоки и имеются не у всех учащихся.

Поэтому одной из задач моей кружковой работы по экологическому воспитанию является расширение объема интереса младших школьников к природе, формирование его устойчивости и направленности ко всему в природе и о природе, к охране природной среды.

Для того чтобы занятия кружка были интересны и не утомляли детей, я предусмотрела смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская. Кружковая работа дает мне возможность привлекать моих детей к проведению исследовательской деятельности в природе. Воспитание любви к природе проходит через практическое применение знаний о ней.

Так же я знакомлю ребят с народными традициями. Любой народ поклонялся природе, Земля была святая, на неё плевать было большим грехом, не говоря уже и про мусор. Не рубились деревья, которые давали плоды. Нельзя было рвать травы, пока цветет черемуха и рябина. Охоту на зверя начинали в определенный срок, так же её и заканчивали. Наши предки знали, что им можно брать от природы столько, сколько хватит семье. Ведь если бы наше поколение слушались и учились у наших предков, может, не было бы такого отношения к природе.

Особенно в 1 классе темы кружка были созвучны с темами окружающего мира. Это давало возможность в большей степени углубиться в материал, сделать больше творческой работы. Для занятий готовила свои и подбирала презентации из Интернета других учителей по темам: «Что такое экология», «Комнатные растения», «Птицы нашего двора», «Куда девается мусор», «По страницам Красной книги» и другие. Учимся первоначальным наблюдениям за природой, ведем дневники наблюдений за природой.

Невозможно знакомить детей с природой, не бывая в ней. Поэтому демисезонные экскурсии дают большее соприкосновение с природой. Где учащиеся учатся наблюдениям, восхищаются ей, учатся правильно вести себя на природе.

Создавали листовки с призывами к жителям нашего села о бережном отношении к природе, ходили и разносили их, развешивали на улицах села.

Участвуем в школьных мероприятиях по уборке территории осенью и весной, «День птиц», «Праздники осени», «День Экологии», «День Байкала», «День Земли».

В первом классе Пастернак Виталий провёл исследовательскую работу по теме: «Лук -зелёный друг», выращивал одну луковицу на свету, другую в темном месте, затем были сделаны выводы, что нужно растению для жизни и роста. Ребята помогли ему собрать загадки про лук. Пословицы и поговорки. С этой работой он выступил на общешкольной практической конференции и занял 1 место.

Во втором классе участвовали в акции «Сохраним красавицу ёлку», дети совместно с родителями делали ёлочки своими руками. Каких только не было ёлочек: и из пластиковых бутылок, из мишуры, из бумаги и конфет, но победителем стала елочка из макаронных изделий Филимонова Руслана.

Устраиваем экологические соревнования среди учащихся начальной школы. Говорим о проблемах экологии страны, мира. Решаем, что надо сделать нам, чтобы нам сберечь нашу природу от гибели.

Участвуем с классом в международных олимпиадах по окружающему миру «Лисенок». Результат: Пастернак Виталий -диплом 3 степени, остальные ребята получили сертификаты.

Рисовали рисунки на противопожарную тему к районному мероприятию «Сохраним богатства Приангарья от пожаров». Результат -сертификаты.

Проводила праздник День медведя, дети искали информацию о родственниках медведя, как вести себя при встрече с ним. Ребята рисовали рисунки медведей, приносили свои игрушки. Разучивали песню про них, играли в игры «У медведя во бору». Читали стихи про мишек. Узнали, как наши предки относились к медведю. Узнали научные данные о них.

Приглашаем на занятия дошколят, сами приходим к ним и рассказываем о том, как надо вести себя в лесу, как ухаживать за своими домашними питомцами: кошками и собаками. 1марта -День кошек, к этому дню провели игровое занятие «Все о кошках» Дети фотографировались дома со своими любимцами, затем рассказывали о них, принесли мягкие игрушки, мы рассказали им какие бывают породы кошек, как правильно за ними ухаживать, играли в игры «Кошки-мышки», «Накорми кошку», «Поймай рыбку». Мероприятие детям понравилось.

Показателем эффектив­ности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в приро­де, но и его участие в улучшении природного окружения своей местнос­ти. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает силь­ное воздействие на личность ребенка.

Успех работы педагога в значительной степени зависит от того, насколько ему удается добиться единства воспитательных воздействий с семьями учащихся. Связь школы с семьей очень важна. Ведь именно в семье начинается формирование личности ребенка, начало всех личностных качеств закладывается в семье, которые должны развиваться и возрастать в школе. Поэтому работа с родителями учащихся (педагогическая пропаганда, индивидуальная работа с отдельными семьями, привлечение родителей для оказания помощи классу) является необходимой составной частью учебно - воспитательного процесса школы.

Мною ведётся работа с родителями и по экологическому направлению. Это родительские собрания, праздники, экскурсии, изготовление поделок из природного материала. В прошлом году родители чистили речку Балаганку. Сейчас она стала чище, прозрачнее, нет таких завалов мусора, как было раньше.

В этом году проводили экологический КВН среди родителей и учеников. Мамы показали хороший результат знаний по экологии и приготовили экологическую сказку «Как человек приручил растения».

У нас в классе создан « Ящик экологических дел» туда, начиная с первого класса, мы опускаем подписанные жетоны: кому и за какое дело выдавался жетон. На заключительном уроке по экологии мы вскроем его и подведем итоги проделанной работы. Ребята знают об этом и стараются как можно больше заработать таких жетонов. А именно за активное участие во всех мероприятиях по экологии, за кормушки в школе и дома, за помощь животным, оказавшихся без дома, за исследовательскую работу, по озеленению класса и дома, за знание природы и другое.

Использование устного народного творчества, авторские произведения, энциклопедии, сайты Интернета, фильмы о природе, дает мне возможность знакомить и приучать ребят к правильному формированию отношения к окружающей нас среде. И сейчас, работая в условиях ФГОС, мои занятия формируют УУД, а именно: коммуникативные, регулятивные, познавательные, метапредметные УУД. Думаю, что у моих детей, что- то и останется с ними на всю жизнь.

А пока работа продолжается. Планирую на будущее составить летнюю эколого-оздоровительную программу для младших школьников, чтобы продолжить пополнять свои знания и знания детей об окружающем мире.

Мои наработки можно посмотреть на моем сайте: infourok.ru/user/zamarackaya

(Доклад сопровождается презентацией)

8


© 2010-2022