Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности Дошколята

Раздел Дополнительное образование
Класс 13 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ ГАТЧИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»



Принята на заседании

педагогического совета

Протокол № ______

от «_____»___________20___ г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ ДОД «РЦДТ»


_______________Михайлова Е.Н.

Приказ №___ от «___»_____20___










СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________Н.В.Грицкевич



Дополнительная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Дошколята»





Возраст обучающихся: 6 - 7 лет

Срок реализации программы: 1 год



Автор: Улякова Ольга Васильевна

Педагог дополнительного образования











г. Гатчина

2015 г.

Информационная карта


1. Направленность социально-педагогическая

2. Творческое объединение «Дошколята»

3. Ф.И.О. педагога Улякова Ольга Васильевна

4. Вид программы модифицированная

5. Тип программы развивающая

6. Целевая установка познавательная, социальной адаптации

7. Уровень усвоение общекультурный

8. Образовательная область начальное обучение

9. Возрастной диапазон 6-7 лет

10. Форма организации

образовательного процесса индивидуально- групповая

11. Срок реализации 1 год

12. По характеру программа репродуктивная













Структура программы



1 Пояснительная записка


2 Учебно-тематический план


3 Содержание дополнительной образовательной программы


4 Методическое обеспечение программы


5 Список литературы


6 Приложение
































  1. Пояснительная записка


Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для формирования у детей предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школьному обучению по ФГОС в начальной школе.


Актуальность.

Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребенка, привыкшего играть в детском саду и дома, непростой оказывается ситуация поступления в школу. Нужно отложить игрушки, взять в руки ручку, тетрадки, внимательно слушать взрослых и выполнять их задания.

Одни ребята без особых трудностей проходят период адаптации, для других проблема адаптации остается актуальной.

Для наиболее эффективного решения проблем адаптации при переходе детей из детского сада в 1-й класс и создана данная программа подготовки детей к школе.

Дополнительная образовательная программа «Дошколята» обусловлена социальным заказом:

- развитие мировоззрения ребенка, обеспечение его полезной занятости;

- желанием родителей сформировать положительные качества личности ребенка (усидчивость, внимательность, логическое мышление);

Программа предусматривает решение важнейших проблем современного начального образования:

- формирование гражданской идентичности школьников;

- приобщение ребят к общекультурным ценностям;

- готовность к продолжению образования в школе;

- формирование здорового образа жизни;

- личностное развитие учащихся в соответствии с их индивидуальностью.


Педагогическая целесообразность программы в том, что в ходе обучения по личностно-ориентированной технологии создаются условия для развития детей дошкольного возраста, позволяющая им в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика. Детям не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая форма деятельности, в процессе которого они сами, играя, делают открытия. Программа предназначена для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

В образовательном процессе применяются методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

- Словесные методы (устное изложение, беседа, анализ текста, опрос, собеседование)

- Наглядные методы (показ иллюстраций, наблюдение, работа по образцу )

- Практические методы обучения (упражнения)


Цель

Развитие умений и навыков детей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

Задачи

Обучающие:

- содействовать развитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе;

- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием

- научить пересказывать небольшой текст по зрительной опоре;


Развивающие:

- сформировать первоначальные систематизированные представления о живой и неживой природе, закономерностях её развития, сезонных изменениях в природе;

- развить монологическую речь детей;


Воспитательные:

- воспитать бережное отношение к книгам


Отличительные особенности

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий у ребенка, обеспечивающее развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Дети включаются в учебную деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение отвечать на вопросы и задавать вопросы самим, наблюдать, выполнять несложные задания под наблюдением педагога, учиться объяснять свою точку зрения.

Возраст 6 - 7 лет

Срок реализации программы 1 год

Первый модуль «Математика 34 часа.

Второй модуль «Окружающий мир» 34 часа.

Третий модуль «Развитие речи. Подготовка к письму» 34 часа.

Форма организации деятельности: индивидуально-групповая

Режим занятий занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут три занятия.

Формы подведения итогов - тестовые работы, проверочные работы (выполнение несложных видов разбора слов, решение задач в одно действие).


Планируемые результаты:

Раздел

УДД

личностные

УДД предметные

УДД метапредметные









Развитие

речи, подготовка к письму.

-освоение роли ученика;

-развитие положительных мотивов к учебной деятельности;

-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку;

-умения составлять несложные монологические высказывания небольшого объема.


-называть правильно элементы букв;

-находить элементы в написании строчных и прописных гласных букв;

-конструировать букву из различных элементов.

-анализировать написанную букву;

-выполнять звуко- буквенный разбор слов;

-умение читать по слогам;

-писать печатные буквы;

-соблюдать санитарно-гигиенические нормы письма;

-развитие речи, мышления, воображения.

-учиться работать по предложенному плану;

-выработка умения работать в паре, группе;

-добывать новые знания, опираясь на уже имеющиеся знания;

-слушать и слышать речь преподавателя и других учащихся;

-перерабатывать полученную информацию.

Математика.

-формирование интереса к изучению предмета математики;


-развитие математической речи, вычислительных навыков с числами в пределах 10;

-решение задач в 1 действие на сложение и вычитание;

-распознавание и правильное название геометрических фигур;

-овладение первоначальными умениями выполнения логических действий : анализа , синтеза, сравнения;

-овладение умениями слушать и слышать, задавать вопросы и высказывать своё мнение;

Окружающий мир.

-познание красоты природы и бережного отношения к ней;

-выполнять правила безопасного поведения на улице и в быту;

-правильно пользоваться средствами гигиены;


-сравнивать растения, животных, относить их к определенным группам и видам;

-называть последовательно дни недели и времена года;

-различать овощи и фрукты;

-различать виды транспорта;

-называть свой адрес, знать название страны, в которой живешь;

-называть сезонные изменения в природе;

-различать и называть деревья;

-иметь представление о домашних и перелетных птицах.

перерабатывать полученную информацию:

сравнивать и группировать предметы и явления;

- устанавливать простейшие причинно-следственные связи.


К концу курса учащийся научится:

Личностные результаты

- принимать и выполнять правила школьного распорядка:

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

-выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения в школе, на улице и в быту;

-понимать красоту природы и бережно относиться.

-выполнять правила личной гигиены.

Метапредметные результаты :

-владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи урока;

-оценивать свои успехи и неуспехи;

- уметь слушать, вести диалог и высказывать свою точку зрения;

-уметь применять полученные знания на практике, в жизни;

Предметные результаты:

- отвечать на вопросы, участвовать в диалогической речи;

- пересказывать небольшой текст по зрительной опоре;

- составлять рассказ по сюжетной картинке;

- составлять и читать слоги и небольшие слова;

- правильно произносить звуки, знать их условные обозначения;

- классифицировать звуки на согласные и гласные;

-выделять звук в начале, конце и середине слова;

-дифференцировать понятия «звук» и «буква»;

-штриховать, обводить по контуру, писать элементы буквы;

-сравнивать растения, животных, относить их к определенным группам и видам;

-различать овощи и фрукты;

-различать виды транспорта;

-называть свой адрес, название страны;

-называть сезонные изменения в природе ;

-различать и называть деревья, кустарники ;

-различать домашние и перелетные птицы.

- производить вычисления с числами в пределах 10

-решать задачи в 1 действие на сложение и вычитание

-распознавать и изображать геометрические фигуры;

-ориентироваться во времени, пространстве;


  1. Учебно-тематический план


пп

Наименование разделов, темы

Всего

часов

Теория


Практика

1

Введение в программу «Давайте познакомимся»

1

0.5

0.5

2

Школьные принадлежности

1

0.5

0.5

3

Русский язык. Речь

33

-

33

4

Окружающий мир

33

-

33

5

Математика

34

1

33


Итого

102

2

100














































  1. Содержание


Раздел 1.

Введение в программу «Давайте познакомимся»

Теория: Цель и задачи программы. Техника безопасности. Понятия об устной и письменной речи.

Практика: Подготовительные упражнения для развития глазомера.


Раздел 2.

Школьные принадлежности.

Теория: портфель школьника, принадлежности. План рассказа по картинке.

Практика: Подготовительные упражнения для развития глазомера. Рисование и раскрашивание узоров.


Раздел 3.

Развитие речи. Подготовка к письму.

Практика: Письмо элементов букв. Развитие речевых навыков: пересказ знакомой сказки, составление рассказа по картинке. Гласные и согласные буквы. Определение количества звуков в слове. Составление слогов, чтение несложных слов. Первоначальные понятия: твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.


Раздел 4.

Окружающий мир.

Практика: Домашние и дикие животные. Фрукты и овощи. Удивительный мир растений. Птицы. Времена года. Виды транспорта. Путешествие в тёплые и холодные страны. Наше здоровье. Учимся понимать и беречь природу.

Раздел 5

Математика.


Теория: Различение предметов по размеру и форме. Пространственные представления.

Практика:

Сравнение групп предметов. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10.

Состав чисел первого десятка.

Счет предметов.

Число 0 и его обозначение. Знаки «+». «-», «=».

Решение простых задач с опорой на предметы.

Уточнение представлений о геометрических фигурах




  1. Методическое обеспечение


Раздел

Форма занятий

Приемы и методы проведения занятий

Дидактический материал

Форма подведения итогов

1

Введение в программу «Давайте познакомимся»


Комбинирован-ное

Словесные, наглядные

Индивидуальные карточки

Опрос

2

Школьные принадлежности

Комбинирован-ное

Наглядные, словесные, практические


Азбука, тетради, пенал,

ластик, линейка

Игра « Кто быстрей соберет портфель»

3

Развитие речи.

Подготовка к письму.

Практическое.

Наглядные, словесные, практические

Лента букв,

таблица « Алфавит»,рабочие тетради. пособие «Гласные буквы», « Согласные»


Наблюдение, проверочные работы

4

Окружающий

мир

Практическое.

Наглядные, словесные, практические

Индивидуальные карточки, таблицы


Тесты,

проверочные работы

5

Математика

Комбинирован-ное

Практическое

Наглядные, словесные, практические

Рабочая тетрадь,

учебник,

индивидуальные карточки,таблицы,

пособие «Цифры»,счетные палочки.


Решение задач

в одно действие


















  1. Список литературы


Аксючиц Л.М, Дошколятам,Минск,1986 год

Аргинская И.И. ,Математика,1 класс,2010 год.

Бортникова Е.Ф , Мои первые прописи, Москва :«Литур», 2012

Бортникова Е.Ф., Учимся писать цифры, Екатеринбург :« Литур-опт»,2013

Горецкий В.Г.,Азбука, Москва, Просвещение,2012 год Азбука, Москва, Просвещение,2012 год
Мишакина Т.Л., Гладкова С.А., Советы родителям будущего первоклассника,из-во ЮВЕНТА,2006 год
Чурсина Л.В., Конструирование по клеточкам, рабочая тетрадь,2014 год
Вардересян А.П., Тетрадь с прописями, штриховка, ЗАО «мега»,г.Москва,2014 г.

Гаврина С.Е.,КутявинаН.Л., Проверяем знания дошкольника,2 части,ОАО «Дом печати Вятка»,г.Киров,2014г.




























Приложение

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

и развитию речи.

тема

кол-во часов

месяц

1

Давайте познакомимся.

1

сентябрь

2

Звуки и буквы.

1

сентябрь

3

Предложение и слово. Составление рассказа по картине.

1

сентябрь

4

Звуки и буквы. Гласные звуки, их обозначение.

1

сентябрь

5

Звук [А]

1

октябрь

6


Звук [О]

1

октябрь

7

Звук [Э]

1

октябрь

8

Звук [И]

1

октябрь

9

Звук [Ы]

1

ноябрь

10

Звуки [И] и [Ы] Обозначение гласных звуков

1

ноябрь

11

Звук [У]

1

ноябрь

12

Согласные: твердые и мягкие, их обозначение. Звук [Н]

1

ноябрь

13

Звук [ Н´]

Звуко-буквенный разбор слов

1

декабрь

14

Звук Т] .Слоги.

1

декабрь

15

Звук [Т΄]


декабрь

16

Звук [К] Слоги.

Звуко-буквенный разбор слов.

1

декабрь

17

Звук [К΄]

1

январь

18

Звук [М] Слоги. Слова

Звуко-буквенный разбор слов

1

январь

19

Звук [М΄]

1

январь

20

Звук [П] Слоги.

1

январь

21

Звук [П΄]

1

февраль

22

Звук [Х] Слоги.

1

февраль

23

Звук [Х΄]

1

февраль

24

Звук [Ф] Предложение. Схема предложения.

1

февраль

25

Звук [Ф΄]

1

март

26

Звук [Й΄]

1

март

27

Дружные звуки. Звуки [Й, Й´О]

1

март

28

Звуки [Й´У]Текст. Чтение слов

1

март

29

Звуки [Й´А] Текст

1

апрель

30

Звуки [Й´Э] Текст

1

апрель

31

Звуки [Л] и [Л´] Чтение слов

1

апрель

32

Звуки [В] и [В´] Чтение слов

1

апрель

33

Звуки [Ч´]- [Щ´] Чтение слов

1

май

34

Звуки [Б] и [Б´] Чтение слов

1

май

35

Звуко-буквенный разбор слов.

Чтение слов. ( резерв)

1

май


Календарно-тематическое планирование по окружающему миру.

тема

кол-во часов

месяц

1

Удивительный мир вокруг.

Школьные принадлежности.

1

сентябрь

2

Времена года. Моё здоровье.

1

сентябрь

3

Осень.

1

сентябрь

4

Осень.

1

сентябрь

5

Фрукты.

1

октябрь

6

Овощи.

1

октябрь

7

Домашние животные

1

октябрь

8

Домашние животные

1

октябрь

9

Птицы.

1

ноябрь

10

Птицы.

1

ноябрь

11

Лесные животные

1

ноябрь

12

Животные жарких стран.

1

ноябрь

13

Рыбы

1

декабрь

14

Зима

1

декабрь

15

Путешествие на северный полюс

1

декабрь

16

Зима. Звери.

1

декабрь

17

Город.

1

январь

18

Наземный транспорт.

1

январь

19

Водный транспорт.

1

январь

20

Воздушный транспорт.

1

февраль

21

Дом.

1

февраль

22

Семья.

1

февраль

23

Мебель.

1

февраль

24

Посуда.

1

март

25

Одежда.

1

март

26

Рабочие инструменты.

1

март

27

Электрические приборы.

1

март

28

Весна.

1

апрель

29

Весна.

1

апрель

30

Садовые цветы.

1

апрель

31

Полевые цветы.

1

апрель

32

Ягоды. Грибы.

1

май

33

Лес. Деревья.

1

май

34

Лето. Насекомые.

1

май

Календарно- тематическое планирование по математике.


тема

Кол.

часов

месяц

1

Откуда взялась математика. Свойства предметов: цвет, форма, размер.

1

сентябрь

2

Квадрат, круг, прямоугольник, треугольник

1

сентябрь

3

Изменение цвета, формы, размера

1

сентябрь

4

Составление группы предметов по заданному признаку.

1

сентябрь

5

Классификация предметов по цвету, форме и размеру, расположение их в порядке возрастания, убывания

1

октябрь

6

Признаки сходства и различия предметов.

1

октябрь

7

Сравнение групп предметов. Знаки «Б» и «М»

1

октябрь

8

Число 1 и цифра 1

1

октябрь

9

Число 2 и цифра 2.

1

ноябрь

10

Число 3. Цифра 3

1

ноябрь

11

Сложение групп предметов. Знак «+».

1

ноябрь

12

Сложение групп предметов. Знак «+».

1

ноябрь

13

Вычитание групп предметов. Знак «-»

1

декабрь

14

Вычитание групп предметов. Знак «-»

1

декабрь

15

Связь между сложением и вычитанием. Выше, ниже.

1

декабрь

16

Связь между сложением и вычитанием. Раньше, позже.

1

декабрь

17

Один - много. На, над, под. Перед, после.

1

январь

18

Справа, слева, посередине.

1

январь

19

Тестовая работа.


1

январь

20

Число 4. Цифра 4

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.

1

февраль

21

Число 5. Цифра 5

Представление о действии сложения ( на наглядном материале)

1

февраль

22

Закрепление изученного. Геометрические фигуры.

1

февраль

23

Условная мера.

1

февраль

24

Правила имерения. Условная мерка для сравнения двух предметов.

1

март

25

Полнота мерки. Объем жидких и сыпучих тел.

1

март

26

Число 6. Цифра 6 Временные отношения: раньше, позже

1

март

27

Число 7 и цифра 7 Пространственные отношения: впереди, сзади

1

март

28

Число 8 и цифра 8 Временные отношения: раньше, позже.

1

апрель

29

Число 9 и цифра 9.Решение простых задач.

1

апрель

30

Число 0 и цифра 0

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе.

1

апрель

31

Число 10. Представление о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе

1

май

32

Решение простых задач

1

май

33

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе.

1

май

34

Итоговое тестирование.

1

май


© 2010-2022