- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Программа внеурочной деятельности Я волонтер
Программа внеурочной деятельности Я волонтер
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Юганова Е.М. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я волонтер» для 6 а класса разработана на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).
2.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Гимназия №32»
3.Учебный план внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия №32» на 2015-2016 учебный год.
Структура рабочей программы соответствует «Положению о рабочей программе по ФГОС НОО и ООО МБОУ «Гимназия №32»
Цели:
1. Инициировать и развить подросткового добровольческого движения.
2. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
Задачи:
1. Знакомство с деятельностью волонтерских организации в мире и России.
2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков
3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.
4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями.
5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.
Общая характеристика курса
Программа «Я - волонтёр» рассчитана на учащихся шестого класса, увлекающихся социально значимой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю-35 учебных недель.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты освоения программы «Я - волонтёр»:
· формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы «Я - волонтёр» проявляются в:
-расширении круга приёмов составления разных типов плана;
- расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
- умении организовывать волонтёрскую деятельность;
- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
Направления работы
· духовно-нравственное воспитание - проектная, просветительская деятельность;
· патриотическое и гражданское воспитание - шефство; благоустройство школы и микрорайона;
· здоровьесберегающее - пропаганда ЗОЖ;
· формирование толерантности - организация досуга молодежи
Принцип культуросообразности предполагает, что волонтёрская деятельность школьников основывается на духовно-нравственных ценностях.
Коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника (особенно подростка) в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике «замысел - реализация - рефлексия».
Содержание программы
Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда (10 часов)
Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском отряде, определят миссию волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера.
Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров) (10 часов)
Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям.
Раздел 3. Учимся работать с документами (10 часов)
Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры научатся оформлять личное портфолио.
Раздел 4. Адреса милосердия (социальная работа волонтеров) (5 часов)
Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.
Программа содержит лекционные и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, исследовательские программы по созданию базы добровольческой деятельности, разработку новых программ и проектов. Освоение программы "Я - волонтёр" обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.
Критерии диагностики знаний, умений и навыков учащихся
Активность участия.
Умение спланировать работу.
Умение проводить профилактическую работу в школьном коллективе
Самостоятельность.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса:
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Внеурочная деятельность
«Я - волонтёр» рассчитана на 1 год .
Класс - 6
Количество часов в год - 35
Учебно - тематический планирование
Класс - 6 А
Учитель - Юганова Е.М.
Количество часов:
Всего: 35; в неделю - 1час.
№ п/п
Темы
Количество
часов
1
Из истории волонтерского движения в мире и России.
Создание волонтерского отряда
10
2
Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)
10
3
Учимся работать с документами
10
4
Участие в благотворительных акциях
5
Итого
35
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№
п/п
Тема
урока
Кол-во
часов
Виды деятельности обучающихся
Дата проведения
План
Факт
Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России.
Создание волонтерского отряда (10 ч.)
1
Исторические аспекты происхождения понятия - волонтер.
1
Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском отряде, определят миссию волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи.
2.09
2
Функции волонтера
1
Характеризовать особенности волонтерства. Оценивать собственные практические умения. Поступки, моральные качества, их динамику.
Сравнивать себя и свои качества с другими людьми и их качествами.
Приводить примеры проявления различных способностей людей.
9.09
3
Волонтерское движение в мире и за рубежом.
1
Уметь приводить аргументы, которые доказывают значимость развития волонтерского движения.
16.09
4
Особенности волонтерского движения в РФ.
1
Раскрывать на конкретных примерах особенности волонтерского движения в РФ.
23.09
5
Могу ли я быть волонтером?
1
Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера.
30.09
6
Я - волонтер
1
Уметь работать с текстом учебника, главное; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.
7.10
7
Права волонтера
1
Знать, что такое потребности, мышление и какие потребности бывают
у человека. Уметь работать с текстом учебника, главное; использовать ранее
изученный материал для решения познавательных задач. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности. Уметь высказывать свою точку зрения.
14.10
8
Обязанности волонтера
1
Применять правила на практике; сравнивать разные точки зрения; оценивать собственную учебную деятельность; выражать положительное отношение к процессу познания. Самостоятельно выделять и формулировать цели; анализировать вопросы, формулировать ответы.
Участвовать в коллективном обсуждении проблем; обмениваться мнениями.
21.10
9
"Адреса милосердия".
1
Уметь работать с текстом учебника, главное; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности. Уметь высказывать свою точку зрения.
28.10
10
Обобщающий урок по теме « Из истории волонтерского движения в мире и России.
Создание волонтерского отряда »
1
Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлением духовного мира человека, его мыслей и чувств
11.11
Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров) (10 ч. )
11
Тим-билдинг
1
Сравнивать себя и свои качества с другими людьми.
12
"Я-лидер"
1
Приводить примеры проявления самостоятельности подростка
Давать оценку себе, своим действиям и поступкам. Характеризовать особенности лидерских качеств личности.
18.11
13
"Уверенность в себе"
1
Характеризовать человека как сильную личность.
Приводить примеры различных вариантов воспитания человека
25.11
14
"Успешное общение"
1
Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших свое призвание в жизни.
2.12
15
"Твоя цель - твой успех"
1
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
9.12
16
"Ты и команда"
1
Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества в обществе на конкретных примерах. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, взаимопонимание
16.12
17
"Я - творческая личность"
1
Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства.
23.12
18
"Три "П" - понимать, прощать, принимать"
1
Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей с ограниченными возможностями в обществе. Оценивать собственное отношение к людям с ограниченными возможностями. Исследовать практические ситуации, связанные с определением места человека в обществе.
13.01
19
"Доброта как Солнце"
"Будьте милосердным"
"Двое - это больше, чем Ты и Я. Двое - это Мы!"
1
Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться.
20.01
20
Обобщающий урок по теме: «Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)»
1
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
2.02
Раздел 3. «Учимся работать с документами» (10 ч.)
21
Первичная обработка поступивших документов
1
Анализировать поступившие документы.
9.02
22
Предварительное рассмотрение документов
1
Определять направления для работы.
16.02
23
Регистрация
1
Умение зарегистрировать и обработать материалы.
2.03
24
Рассмотрение документов руководством. Направление на исправление. Контроль исполнения.
1
Умение анализировать поступившие материалы.
9.03
25
Подшивка документов.
1
Умение обрабатывать собранные материалы.
16.03.
26
Хранение документов.
1
Умение организовать работу по хранению собранного материала.
23.03
27
Откровенный разговор о самих себе.
1
Объяснять роль морали в жизни общества. Характеризовать основные принципы морали и моральную сторону различных социальных ситуаций. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека.
6.04
28
Психологические особенности подготовки к проведению мероприятий по формированию основ ЗОЖ
1
Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлением духовного мира человека, его мыслей и чувств.
13.04
29
Психологические особенности разных категорий людей, нуждающихся в помощи волонтеров (люди с ограниченными возможностями, пожилые люди, дети-инвалиды и др.)
1
Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлением духовного мира человека, его мыслей и чувств.
20.04
30
Обобщающий урок по теме: «Учимся работать с документами»
1
На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла.
27.04
Раздел 4. «Участие в благотворительных акциях» (5 ч.)
31
Подготовка к акции «Мой двор, моя улица
1
На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла.
4.05
32
Участие в акции «Мой двор, моя улица»
1
На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла.
11.05
33
Подготовка к акции «Ветеран живёт рядом».
1
Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нем.
18.05
34
Участие в акции «Ветеран живёт рядом».
1
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
21.05
35
Итоговый урок
1
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
25.05