Программа внеурочной деятельности Я волонтер

Раздел Дополнительное образование
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я волонтер» для 6 а класса разработана на основе следующих нормативных документов:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).

2.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Гимназия №32»

3.Учебный план внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия №32» на 2015-2016 учебный год.

Структура рабочей программы соответствует «Положению о рабочей программе по ФГОС НОО и ООО МБОУ «Гимназия №32»

Цели:

1. Инициировать и развить подросткового добровольческого движения.

2. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.

Задачи:

1. Знакомство с деятельностью волонтерских организации в мире и России.

2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков

3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.

4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями.

5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.

Общая характеристика курса

Программа «Я - волонтёр» рассчитана на учащихся шестого класса, увлекающихся социально значимой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю-35 учебных недель.

Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты освоения программы «Я - волонтёр»:

· формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;

· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Метапредметные результаты освоения программы «Я - волонтёр» проявляются в:

-расширении круга приёмов составления разных типов плана;

- расширении круга структурирования материала;

- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;

- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);

- умении организовывать волонтёрскую деятельность;

- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.

Направления работы

· духовно-нравственное воспитание - проектная, просветительская деятельность;

· патриотическое и гражданское воспитание - шефство; благоустройство школы и микрорайона;

· здоровьесберегающее - пропаганда ЗОЖ;

· формирование толерантности - организация досуга молодежи

Принцип культуросообразности предполагает, что волонтёрская деятельность школьников основывается на духовно-нравственных ценностях.

Коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника (особенно подростка) в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике «замысел - реализация - рефлексия».

Содержание программы

Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда (10 часов)

Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском отряде, определят миссию волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера.

Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров) (10 часов)

Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям.

Раздел 3. Учимся работать с документами (10 часов)

Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры научатся оформлять личное портфолио.

Раздел 4. Адреса милосердия (социальная работа волонтеров) (5 часов)

Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.

Программа содержит лекционные и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, исследовательские программы по созданию базы добровольческой деятельности, разработку новых программ и проектов. Освоение программы "Я - волонтёр" обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.

Критерии диагностики знаний, умений и навыков учащихся

Активность участия.

Умение спланировать работу.

Умение проводить профилактическую работу в школьном коллективе

Самостоятельность.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса:

Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Внеурочная деятельность

«Я - волонтёр» рассчитана на 1 год .

Класс - 6

Количество часов в год - 35











Учебно - тематический планирование

Класс - 6 А

Учитель - Юганова Е.М.

Количество часов:

Всего: 35; в неделю - 1час.

№ п/п

Темы

Количество

часов

1

Из истории волонтерского движения в мире и России.

Создание волонтерского отряда

10

2

Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)

10

3

Учимся работать с документами

10

4

Участие в благотворительных акциях

5

Итого

35











Календарно-тематическое планирование 6 класс

п/п

Тема

урока

Кол-во

часов

Виды деятельности обучающихся

Дата проведения

План

Факт

Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России.

Создание волонтерского отряда (10 ч.)

1

Исторические аспекты происхождения понятия - волонтер.

1

Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском отряде, определят миссию волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи.

2.09

2

Функции волонтера

1

Характеризовать особенности волонтерства. Оценивать собственные практические умения. Поступки, моральные качества, их динамику.

Сравнивать себя и свои качества с другими людьми и их качествами.

Приводить примеры проявления различных способностей людей.

9.09

3

Волонтерское движение в мире и за рубежом.

1

Уметь приводить аргументы, которые доказывают значимость развития волонтерского движения.

16.09

4

Особенности волонтерского движения в РФ.

1

Раскрывать на конкретных примерах особенности волонтерского движения в РФ.

23.09

5

Могу ли я быть волонтером?

1

Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера.

30.09

6

Я - волонтер

1

Уметь работать с текстом учебника, главное; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

7.10

7

Права волонтера

1

Знать, что такое потребности, мышление и какие потребности бывают

у человека. Уметь работать с текстом учебника, главное; использовать ранее

изученный материал для решения познавательных задач. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности. Уметь высказывать свою точку зрения.

14.10

8

Обязанности волонтера

1

Применять правила на практике; сравнивать разные точки зрения; оценивать собственную учебную деятельность; выражать положительное отношение к процессу познания. Самостоятельно выделять и формулировать цели; анализировать вопросы, формулировать ответы.

Участвовать в коллективном обсуждении проблем; обмениваться мнениями.

21.10

9

"Адреса милосердия".

1

Уметь работать с текстом учебника, главное; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности. Уметь высказывать свою точку зрения.

28.10

10

Обобщающий урок по теме « Из истории волонтерского движения в мире и России.

Создание волонтерского отряда »

1

Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлением духовного мира человека, его мыслей и чувств

11.11

Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров) (10 ч. )

11

Тим-билдинг

1

Сравнивать себя и свои качества с другими людьми.

12

"Я-лидер"

1

Приводить примеры проявления самостоятельности подростка

Давать оценку себе, своим действиям и поступкам. Характеризовать особенности лидерских качеств личности.

18.11

13

"Уверенность в себе"

1

Характеризовать человека как сильную личность.

Приводить примеры различных вариантов воспитания человека

25.11

14

"Успешное общение"

1

Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших свое призвание в жизни.

2.12

15

"Твоя цель - твой успех"

1

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

9.12

16

"Ты и команда"

1

Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества в обществе на конкретных примерах. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, взаимопонимание

16.12

17

"Я - творческая личность"

1

Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства.

23.12

18

"Три "П" - понимать, прощать, принимать"

1

Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей с ограниченными возможностями в обществе. Оценивать собственное отношение к людям с ограниченными возможностями. Исследовать практические ситуации, связанные с определением места человека в обществе.

13.01

19

"Доброта как Солнце"

"Будьте милосердным"

"Двое - это больше, чем Ты и Я. Двое - это Мы!"

1

Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться.

20.01

20

Обобщающий урок по теме: «Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)»

1

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

2.02

Раздел 3. «Учимся работать с документами» (10 ч.)

21

Первичная обработка поступивших документов

1

Анализировать поступившие документы.

9.02

22

Предварительное рассмотрение документов

1

Определять направления для работы.

16.02

23

Регистрация

1

Умение зарегистрировать и обработать материалы.

2.03

24

Рассмотрение документов руководством. Направление на исправление. Контроль исполнения.

1

Умение анализировать поступившие материалы.

9.03

25

Подшивка документов.

1

Умение обрабатывать собранные материалы.

16.03.

26

Хранение документов.

1

Умение организовать работу по хранению собранного материала.

23.03

27

Откровенный разговор о самих себе.

1

Объяснять роль морали в жизни общества. Характеризовать основные принципы морали и моральную сторону различных социальных ситуаций. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека.

6.04

28

Психологические особенности подготовки к проведению мероприятий по формированию основ ЗОЖ

1

Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлением духовного мира человека, его мыслей и чувств.

13.04

29

Психологические особенности разных категорий людей, нуждающихся в помощи волонтеров (люди с ограниченными возможностями, пожилые люди, дети-инвалиды и др.)

1

Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлением духовного мира человека, его мыслей и чувств.

20.04

30

Обобщающий урок по теме: «Учимся работать с документами»

1

На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла.

27.04

Раздел 4. «Участие в благотворительных акциях» (5 ч.)

31

Подготовка к акции «Мой двор, моя улица

1

На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла.

4.05

32

Участие в акции «Мой двор, моя улица»

1

На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла.

11.05

33

Подготовка к акции «Ветеран живёт рядом».

1

Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нем.

18.05

34

Участие в акции «Ветеран живёт рядом».

1

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

21.05

35

Итоговый урок

1

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

25.05







© 2010-2022