Рабочая программа для школьного музея Музей исторической реконструкции

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа для школьного музея Музей исторической реконструкцииРабочая программа для школьного музея Музей исторической реконструкцииРабочая программа для школьного музея Музей исторической реконструкции




Программа


школьного историко-краеведческого

объединения «Возрождение»

на 2015 - 2020 годы

«Школьный музей: историческая реконструкция»


Автор: Квитка Алла Владимировна

учитель истории

МБОУ «Лянторская СОШ №5»

г.п. Лянтор

Сургутский район

Тюменская область

Ханты- Мансийский автономный округ - Югра

Электронный адрес: [email protected]

Телефон/ факс: 8 (34638) 28-5-17






ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


  1. Название программы: « Школьный музей: историческая реконструкция»»

  2. Автор: Квитка Алла Владимировна, руководитель объединения

  3. Организация-исполнитель: МБОУ «Лянторская СОШ №5»

  4. Целевые группы: учащиеся 3-11 классов школы

  5. Цель программы: создание условий для развития школьного

музейного движения в образовательном пространстве.

  1. Профиль школьного музея: историко-краеведческий

  2. Срок реализации программы: 5 лет.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школьное историческое краеведение переживает сейчас период подъема, крепнет, совершенствует свои формы и методы работы. Его развитие и жизнеспособность определяется важной ролью в учебно-воспитательном процессе. Школьное историческое краеведение является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов. Через свои собрания и формы деятельности школьный музей связан с преподаванием конкретных дисциплин, с дополнительным образованием, другими учреждениями культуры и общественными организациями.

Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности школьного музея от государственного заключается в том, что ребенок выступает не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель.

Новый стандарт образования предполагает переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования, к ориентации на развитие личности обучающихся на основе Универсальных Учебных Действий (УУД). Ведущее место в обновляющейся школе отводится методу проектов. Данная программа предусматривает разработку и реализацию нескольких проектов, связанных с реконструкцией исторических предметов и событий.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Целью данной программы является создание условий для развития школьного

музейного движения в образовательном пространстве.

Образовательная цель программы: реконструкция исторического материала

посредством изучения исторических источников.

Воспитательная цель программы: формирование у молодого поколения ориентиров

для гражданской, этнонациональной и культурной сомоиндефикации.

Развивающая цель программы: развитие навыков исследовательской работы

учащихся, творческих способностей детей и коммуникативных качеств личности.

Задачи:

  • изучение материала по темам «Русь изначальная», «Коренные жители Югры»,

« Язычество и христианство на обских берегах», «Археологические памятники

Лянтора», « Под сенью двуглавого орла», «Земские школы России», «Великая

война в судьбе края», «Чёрное золото Югры», «Школьный перекрёсток»;

  • создание макетов, диорам, фотовыставок по изученным темам;

  • пополнение и обновление музея материалами, связанными с

историческими событиями;

  • организация проведения конкурсов, викторин, походов и экскурсий;

  • укрепление сотрудничества с музеями, архивами, библиотеками, учреждениями

дополнительного образования, фольклорными коллективами;

  • привлечение к работе родителей учащихся, общественности.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Целенаправленная совместная деятельность способствует достижению положительных результатов:

  • достижения обучающихся по предметам истории, литературы, ИЗО, музыки, технологии;

  • увеличение количества экспонатов школьного музея, появление новых экспозиций;

  • пополнение знаний учащихся об истории и культуры своего края и всего народа;

  • создание условий для самовыражения и самореализации школьников;

  • участия в поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работе;

  • создание условий для творческой самореализации каждого ученика;

  • осуществление программы всем педагогическим коллективом, родителями

и общественностью города.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Наименование этапа

Содержание этапа

Сроки выполнения

1.

Информационно-аналитический

  • Анализ воспитательной деятельности школы.

  • Определение приоритетных направлений развития.

2015г.

2.

Проектировочный

  • Разработка концепции Программы

  • Разработка Программы

  • Организационная работа

2015г.

3.

Операционно-деятельностный

  • Поисково-собирательная работа и работа с музейным фондом.

  • Работа с активом музея

  • Поисковая научно-исследовательская работа.

  • Экскурсионно-просветительская работа.

  • Творческая работа

  • Методическая и консультативная работа

2016 - 2019гг.

4.

Корректировочный

  • Анализ данных мониторинга.

  • Внесение изменений в содержание Программы.

2017-2019гг.

5.

Аналитико-обобщающий

  • Анализ результатов реализации Программы.

  • Формулирование проблем и перспектив развития

2020г.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Поисково-собирательная работа и работа с музейным фондом

1. Инвентаризация имеющихся музейных предметов.

2. Ведение инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение.

3. Систематизация музейных предметов по разделам и по темам.

4. Создание нормативных актов и документов по деятельности музея.

5. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами.

6. Составление картотеки музейных предметов.

7. Создание условий для хранения экспонатов.

Работа с активом музея

1. Обучение актива основам музееведения.

2. Распределение между активистами музея определенных участков

работы.

3. Совместная практическая и теоретическая работа в музее.

4. Участие в издательской деятельности.

Поисковая научно-исследовательская работа

1. Организация проектной деятельности по созданию экспозиций

«Русь изначальная», «Коренные жители Югры»,

« Язычество и христианство на обских берегах»,

«Археологические памятники Лянтора», « Под сенью двуглавого

орла», «Защитники земли русской», «Земские школы России»,

«Великая война в судьбе края», «Чёрное золото Югры»,

«Школьный перекрёсток».

2. Накапливание материалов по истории и этнографии родного края.

3. Результаты исследований представлять на районные, городские, областные научно-практические конференции.

Экскурсионно-просветительская работа

1.Организация постоянных (с изменением и дополнением) и

временных выставок и экспозиций музейных предметов, литературы, тематических материалов, творчества и достижений учащихся, родителей, учителей.

2. Проведение экскурсий, бесед, музейных уроков, устных журналов, классных часов, театрализованных представлений.

3. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и других войн, краеведами, поэтами, художниками, другими интересными людьми.

4. Дни открытых дверей.

5. Творческие отчеты.

6. Использование музейных предметов на уроках ( «Музейные уроки») и во внеклассной работе.

Творческая и проектная работа

1. Проведение в музее занятий кружков, мастерских, связанных с краеведением, рукоделием.

2. Организация выставок творческих работ учащихся, их достижений.

3. Привлечение учащихся для демонстрации в музее поделок, сделанных на занятиях рукотворного мастерства.

4. Участие в краеведческих конкурсах, викторинах, олимпиадах и других мероприятиях школы, района, города, области.

5. Организация и проведение театрализованных исторических реконструкций.

Организационная работа

1. Организация актива музея.

2. Планирование работы музея.

3. Создание творческих групп.

4. Составление программы исследовательской деятельности.

5. Оснащение и оборудование школьного музея.

Методическая и консультативная работа

1. Составление лекций, бесед, тематических карточек, ведение документации.

2. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий.

3. Консультации, практические занятия по работе с рефератами, проведению мероприятий и уроков с краеведческой тематикой, составлению программ.

4. Постоянное пополнение музейной библиотеки, тематических папок с материалами.

5. Сотрудничество с музеями, архивами, учреждениями дополнительного образования, библиотеками. Обмен опытом с музеями других школ.

6. Целенаправленное использование материалов курсов, конференций, семинаров в работе школьного музея.

Материально-техническая база

1. Изготовление стендов, витрин, макетов.

2. Ремонтные и технические работы.

3. Приобретение технических и канцелярских средств.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ


  1. Уроки истории, литературы, музыки, изобразительного искусства, уроки технического и художественного труда.

  2. Интегрированные уроки.

  3. Краеведческие экскурсии и походы.

  4. Участие в краеведческих конкурсах, викторинах, олимпиадах и других мероприятиях школы, района, города, области.

  5. Организация и проведение театрализованных исторических реконструкций.

  6. Популяризацией результатов своей деятельности через средства массовой информации

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет руководитель

образовательного учреждения, заместитель директора по УВР, руководитель

объединения и Совет школьного музея.

Совет школьного музея:

- периодически рассматривает ожидаемые результаты, уточняет механизм реализации

Программы;

- координирует взаимодействие исполнителей Программы и обмен опытом их работы;

- разрабатывает рекомендации и предложения по уточнению Программы и

повышению эффективности ее реализации.










СОТРУДНИЧЕСТВО


Школьное объединение «Возрождение»


Совет школы

Городская администрация

Городские библиотеки

Предметные методические объединения школы

Городской совет ветеранов

Лянторский хантыйский этнографический музей



ДШИ

Центр народного творчества

Центр детского творчества


Лянторское ТВ










ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


  1. Работа по нормативно - правовому и организационно - методическому обеспечению

1. Организация работы объединения Возрождение»

сентябрь

Администрации школы

2. Подготовка и издание локальных актов регламентирующих работу школьного объединения «Возрождение»

сентябрь

Администрации школы

3. Паспортизация школьного музея

октябрь

Отдел образования района и администрация школы

4.. Заседание Совета музея

1 раз в четверть

Руководитель объединения «Возрождение»

5. Проведение семинаров, "круглых столов", консультаций для руководителей кафедр гуманитарного цикла

в течение периода действия программы

Руководитель объединения «Возрождение» и руководители методических объединений школы

2. Научно-методическое обеспечение музейно-педагогической деятельности

1. Методические материалы. (Постоянное пополнение музейной библиотеки, тематических папок с материалами.)

в течение периода действия программы

Руководитель объединения

3. Информационно - аналитическое обеспечение

1.Популяризацией результатов своей деятельности через средства массовой информации.

Актив музея

2. Размещение на сайте презентаций работы школьного объединения.

в течение периода действия программы

Совет школы

3. Проведение и анализ данных мониторинга.

Внесение изменений в содержание Программы.

апрель-май

2017-2018гг.

Руководитель объединения «Возрождение»

4. Мероприятия, конкурсы, смотры школьных музеев и историко-патриотических уголков

1. Смотр - конкурс школьных музеев и историко -патриотических уголков

1 раз в год

Руководитель объединения «Возрождение»

2.Участие в научно-исследовательских конкурсах «Шаг в будущее», «Поиск»

« Лянторский летописец».

Руководитель объединения «Возрождение»

3. День открытых дверей в школьном музее.

апрель

Совет школы

4. Презентация работы музея.

В течение периода действия программы

Актив музея

5.Участие в акции «Память»

Руководитель школьного объединения, Актив музея

6. Участие в городских и районных мероприятиях, слетах.

В течение периода действия программы

Руководитель школьного объединения, Актив музея





УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН К ПРОГРАММЕ

« Школьный музей: историческая реконструкция»


Темы

Теоретические занятия

(кол-во часов)

Практические занятия

(кол-во часов)

Всего

1.

Функции школьного музея. Инструктаж по технике безопасности.

2

1

3

2

Организация работы школьного музея. Планирование деятельности.

2


2

3.

Музееведение.

25

18

43

4.

Проектная деятельность в школьном музее.

30

45

75

5.

Экскурсионная работа в школьном музее

10

24

34

6.

Краеведение. Историческое наследие родного края.

12

10

28

7.

Школьный перекрёсток

12

18

30

8.

Организация просветительской деятельности.

10

8

18

9

Координация и консультирование написания исследовательских работ учащимися на базе музея.

14

26

40

10

Участие музея в военно-патриотической работе школы.

10

12

22

11

Участие в городских, районных,

окружных мероприятиях и слетах.

4

6

10

12

Анализ мероприятий

6


6

13

Занятия с музейным Активом

4


4




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Введение.

Понятие «Школьный музей». Функции школьного музея. Знакомство с программой работы. Инструктаж по технике безопасности.


  1. Организация работы школьного музея. Планирование деятельности.

Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, председателя Совета школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей. Подготовка проектов.


  1. Музееведение

Профили школьных музеев. Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами, проживающими в поселении, ветеранами педагогического труда, родителями. Комплектование фондов школьного музея. Учёт и хранение краеведческих материалов. Учёт и описание музейных предметов. Экспозиция школьного музея. Содержание экспозиции музея. Этапы создания музейной экспозиции: изучение и отбор музейных материалов, написание текстов, аннотаций, элементов оформления. Оформление постоянных и временных выставок, сменных стендов, передвижных выставок. Работа с архивами. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее. Проведение встреч, запись воспоминаний и рассказов. Точность и достоверность записей. Правила фиксирования воспоминаний и записей. Требования к ведению краеведческого дневника.


  1. Проектная деятельность в школьном музее.

Проект и проектная деятельность. Виды проектов во внеурочное время: практико-ориентированный, творческий, игровой проект, информационный , социальный. Типы проектной деятельности: групповой (коллективный) и индивидуальный. Работа над проектом:

1. Определение темы проекта

2. Подбор информации

3. Распределение роли каждого участника проекта

4. Составление этапов (плана) проекта

5. Представление самого проекта (защита проекта)

( Проекты: «Защитники земли русской», «Моя малая Родина», «История

школы в лицах и судьбах», "Старорусская школа", «Земская школа»,

« От гусиного пера до компьютера», «Уголок советского школьника»,

«Красота рукотворная», «О чём рассказывают вещи»,

«Быт и нравы русского общества»)

  1. Экскурсионная работа в школьном музее.

Теоретические занятия

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Маршрут экскурсии. Использование различных методов и приемов в ходе экскурсии. Прием сравнительной и мыслительной реконструкции. Требования к языку экскурсовода.

Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

Практические занятия. Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции. Проведение экскурсий.


  1. Краеведение. Историческое наследие родного края.

Изучение материала по темам: «Коренные жители Югры»,

« Язычество и христианство на обских берегах»,

«Археологические памятники Лянтора»,

«Великая война в судьбе края», «Чёрное золото Югры».

Создание проектов по данной тематике.

Накапливание материалов по истории и этнографии родного края.

  1. Школьный перекрёсток.

Тематическое занятие «Школа вчера и сегодня».

Проект" История школы в лицах и судьбах"

  1. Организация просветительской деятельности.

Организация встреч с интересными людьми. Проведение мастер-классов, дискуссий, семинаров. Сотрудничество со СМИ.

  1. Координация и консультирование написания исследовательских работ

учащимися на базе музея.

Подготовка научно-исследовательских работ. Знакомство с основами исследовательской деятельности:

  • понятийным аппаратом (направление и актуальность, тема и проблема, предмет и объект, гипотеза, цель, задачи: новизна и значимость, теоретическая основа и база исследования);

  • методами исследования (теоретические методы: анализ и синтез, сравнение обобщение, классификация, моделирование, аналогия, абстрагирование и т.д.; эмпирические методы; наблюдение, эксперимент, беседа);

  • требованиями, предъявляемыми к оформлению работы.

Выбор и определение темы исследования.

Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня.

( «Шаг в будущее», « Юниор»,«Поиск», « Лянторский летописец».)

  1. Участие музея в военно-патриотической работе школы

Тематическое занятие «Наш учитель - герой Афганской войны»

«Великая война в судьбе края»,

Консультации с Советом ветеранов по подготовке к празднованию Дня Победы

Участие в акции «Память»

Оформление фотовыставки «Равнение на учителей!» ( фотографии учителей,

служивших в рядах СА и РА)

Проект «Защитники земли русской»

  1. Участие в школьных, городских, районных, окружных.

«День открытых дверей», передвижные выставки, конкурсы экскурсоводов и музейных экспозиций и т.д.

«Отчизны верные сыны" (литературно-музыкальный вечер)

  1. Занятия с музейным активом

Выборы председателя школьного актива. Выборы ответственных рабочих групп: экскурсионно-лекторская, творческо-информационная, научно-исследовательская, архивно-фондовая.

13. Анализ деятельности групп на протяжении учебного года.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

на 2015 -2016 учебный год

Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год или полугодие предусматривать работу учащихся в музее, посещение музейных уроков и использование музейных материалов в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами.

Классы

Содержание деятельности

Ответственные

Начальные классы

Проект «По сказкам народа ханты» (создание макетов, экспонатов своими руками)

Проект «Куклы своими руками»

Подготовка мероприятий к 85-летию ХМАО

Создание музейной коллекции

« От гусиного пера до компьютера»

Сбор материала для экспозиции «Бессмертный полк»

Обзорная экскурсия

«Мы живём в Югре», « От гусиного пера до компьютера»

Спектакль-реконструкция в экспозиции

«По сказкам бабушки Айннэ»

Тематическая экскурсия

«Бессмертный полк»

Руководители методических объединений начальных классов, Актив школьного музея.

Куратор: руководитель объединения «Возрождение»

5-6 классы

Проект «Коренные жители Югры» (создание макетов, диорам, экспонатов своими руками)

Подготовка мероприятий к 85-летию ХМАО

Проект

«В кадре Югра»

(создание фотовыставки)

Сбор материала для экспозиции «Бессмертный полк»

Тематические экскурсии

«Мы живём в Югре»,

«Школьные годы чудесные»

«Бессмертный полк»

Занятие - игра «По следам археологи

ческой экспедиции».

Руководители методических объединений основной школы,

Актив школьного музея.

Куратор: руководитель объединения «Возрождение»

7-8-классы

Проект

«Археологические памятники ХМАО»

( создание карты - путешествий по ХМАО)

Подготовка мероприятий к 85-летию ХМАО

Проект

«Уголок советского школьника»

Сбор материала для экспозиции «Бессмертный полк

Тематические экскурсии

«Мы живём в Югре»,

«Мой учитель герой войны»,

«Бессмертный полк»,

«Школьные годы чудесные»

Спектакль-реконструкция в экспозиции

«Земская школа»

9 класс

Проект «Чёрное золото Югры»

Подготовка мероприятий к 85-летию ХМАО

Проект

«Земская школа»

Сбор материала для экспозиции «Бессмертный полк»

Участие в акции «Память»

Тематическая экскурсия

«Бессмертный полк»,

«Чёрное золото Югры»,

«История школы в лицах и судьбах»

10 - 11 классы

Проект «Чёрное золото Югры»

Подготовка мероприятий к 85-летию ХМАО

Проект

«История школы в лицах и судьбах»

Сбор материала для экспозиции «Бессмертный полк»

Участие в акции «Память»

Тематическая экскурсия

«Бессмертный полк»,

«Чёрное золото Югры»,

«История школы в лицах и судьбах»

Руководители методических объединений старшей школы,

Актив школьного музея.

Куратор: руководитель объединения «Возрождение»






ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


НАИМЕНОВАНИЕ

МЕРОПРИЯТИЕ

ЦЕНА

СУММА

1.

Стенд «Моя малая Родина»

Юбилей ХМАО

15 тыс. руб.

15 тыс. руб.

2.

Буклет

50 шт.

200 руб.

10 тыс. руб.

3.

Стенд «История школы в лицах и судьбах»

Юбилей школы

15 тыс. руб.

15 тыс. руб.

4.

Буклет

50 шт.

200 руб.

10 тыс. руб.

5.

Выставочные стеллажи

Для выставок поделок

25 тыс. руб.

50 тыс. руб.

6.

Стенд ««Бессмертный полк»

Акция «Память»

12 тыс. руб.

12 тыс. руб.

7.

Стенд «Школьный перекрёсток»

«История школы»

12 тыс. руб.

12 тыс. руб.

8

Стенд «Русская горница»

Экскурсия «Быт и нравы русского общества»

12 тыс. руб.

12 тыс. руб.

9.

Цифровой фотоаппарат

16 тыс. руб.

16 тыс. руб.

10.

Сканер

25 тыс. руб.

25 тыс. руб.

11.

Канцелярские товары

«День открытых дверей в школьном музее»

3 тыс. руб.

3 тыс. руб.

12.

Средства на общешкольные мероприятия и конкурсы, связанные с музеем.

«Смотр - конкурс школьных музеев и историко -патриотических уголков»

5 тыс. руб.

5 тыс. руб.

Итого: 185 тыс. руб.















ЛИТЕРАТУРА


  1. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002

  2. Юренева Т.Ю. Музееведение, М., 2003

  3. Поправко Е.А. «Музееведение» М.,2008

  4. Велтковская Г.В. Краеведческая работа в музеях. Юный краевед. - 2009. - №1.

  5. Дик Н. Е., Валишин Ю. И. Географическая экспозиция школьного краеведческого музея, Москва 1989

  6. Краткий словарь музейных терминов. - Новосибирск, МОРОНО, 2008. - 32 с..

  7. История ХМАО с древности до наших дней. НПМП «ВОЛОТ» , г.Екатеринбург, 2006 .

  8. Царенко Т.М. «Сказка северной тайги», 2010

  9. Книга для учителя начальных классов "Интегрированный курс краеведения "Мы - дети природы", 2012




© 2010-2022