- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Инновационные технологии в системе дополнительного образования
Инновационные технологии в системе дополнительного образования
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Щербакова В.Н. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Щербакова Валентина, мой электронный адрес: [email protected]
Инновационные технологии и методы в системе дополнительного образования.
Коренные преобразования, происходящие в Республике Казахстан в настоящее время, отражаются на всей системе общественных отношений и на системе образования, как одного из главных источников формирований этих отношений.[1]Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, изменяется педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании инновационных процессов в системе образования. Инновационные нововведения касаются и дополнительного образования как системы общего образования.
Дополнительное образование, являясь частью общей системы образования, выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю профессиональную ориентацию.
Ведущей тенденцией обновления системы дополнительного образования детей становится включение педагога в инновационную деятельность, которая является атрибутивным, доминирующим качеством учреждения.
Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности. [2]
Рассмотрим инновационную деятельность Городского Центра технического творчества г. Актобе. Инновационная деятельность в нашем учреждении направлена на разработку, апробацию и внедрение в практику деятельности объединений современных педагогических технологий, направленных на эффективное решение тех приоритетных задач, которые заявляет педагогический коллектив.
Обновление процесса обучения в дополнительном образовании возможно через совершенствования педагогических технологий, поэтому педагогами Центра внедряются в практику инновационные технологии такие как: технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов); технологии дифференциации и индивидуализации; внутригрупповая дифференциация через использование педагогических мастерских и творческих лабораторий.
Сегодня не вызывает сомнений огромное значение в инновационной деятельности метода проектов. Проектный метод уникален и хорош тем, что его можно использовать в работе с детьми разного возраста, включать в него различные методики и технологии.
Технология проектирования является инновационной для нашего Центра и внедряется в образовательное пространство в течение последних лет. Воспитанники, участвующие в проектной деятельности, показывают хорошие результаты в соревнованиях и конкурсах различного уровня.
Педагоги дополнительного образования, использующие в своей деятельности проектный метод, проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса, обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов воспитанников; осуществляют поисковую педагогическую деятельность; реализуют свои творческие умения в различных областях деятельности.
Родители, принимающие участие в проектной деятельности объединений и лабораторий Центра, наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей, получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском объединении, но и принять активное участие в жизни объединения, смогли реализовать свои творческие способности.
Технология проектирования, которую мы стремимся положить в основу всего воспитательно-образовательного процесса в городском центре технического творчества «Прогресс», способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс.
Практикой нашей работы доказана эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании: происходит развитие творческого мышления как обязательного условия реализации проектной деятельности; качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность; вводятся элементы исследовательской деятельности; формируются личностные качества воспитанников, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (в групповых проектах, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, отсюда развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность).
Инновационные процессы, внедряемые в практику работы нашего Центра, определяют сущность формирования учреждения дополнительного образования: положительно влияют на качество обучения и воспитания детей, повышают профессиональный уровень педагогов дополнительного образования, создают лучшие условия для духовного развития воспитанников, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к ним.
Список литературы:
-
Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы.
-
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.