Программа дополнительного образования Патриоты России

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»

г. Нижневартовск








"Утверждаю"________________

Директор МБОУ «Гимназия №2»

Т.Л. Середовских



М.П.





Рабочая программа кружка

«Патриоты России»

5-11 класс

на 1.12. 2015 - 31.05.2016 учебный год

количество часов 60 часов,

в неделю-2часа 30 минут







Руководитель кружка: Торопова Марина Сергеевна

Пояснительная записка

Кружок рассчитан на 2 часа 30 минут в неделю, 60 ч. в год.

Воспитание патриотизма являлось особенностью российской системы образования на протяжении достаточно долгого периода времени. Это вполне понятно, ведь любовь к Отечеству является одной из основных русских ценностей. Однако приходится признать, что эта цель, благополучно вжившаяся в систему образования, часто не находит своего выражения в современной педагогической практике. Оторванность наших воспитанников от духовных корней отечественной культуры, забвение и утрата культурных традиций; падение уровня духовно-нравственных ценностей, невостребованность духовного потенциала русской культуры, взаимонепониманием «детей», а в последствии «взрослых», негативным отношением подростков к традициям и ценностям «отцов». Во многом это связано со стремительно меняющейся системой ценностей, их переосмыслением. Этому пути можно противостоять, активно воздействуя через «просвещение» на возрождение национальных ценностей.

Поэтому проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества.

Во все времена патриотизм, духовная зрелость, нравственность были и остаются главным стержнем формирования личности, базисной основой прочности государства.
Достаточно обратиться к истории нашей страны, чтобы убедиться в этом. Становление России, ее развитие, превращение в великую державу всегда основывались на воспитании у народа чувства любви к своей родине и гордости за нее. Российскому историку С.М.Соловьеву принадлежит очень точно сформулированная мысль: «Без высокой духовности и патриотизма Россия никогда бы не стала великой державой, вызывающей законную гордость у каждого из нас и также уважения у ее соплеменников».

Этот вывод нашего соотечественника актуален и сегодня.

В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

Тема патриотизма - ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле еще лучше. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно с этой целью создан кружок «Патриоты России».

Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.

На мой взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие «патриотизм» становится каким - то безликим, далеким для понимания сегодняшними школьниками.

Сегодня важно понять, что патриотическое воспитание молодежи - это не какая-то единичная политическая акция, а сложнейший комплекс интегрированных в повседневную жизнь мероприятий, конечная цель которого - формирование личности гражданина, защитника своего Отечества, любящего свою Родину, испытывающего чувство гордости за ее свершения и победы, стремящегося трудиться и служить на благо страны и нести ответственность за судьбу свой Родины. А потому главная задача кружка «Патриоты России» позаботиться о том, чтобы дети не утратили чувство любви к своему дому, близким людям. Патриотическое, духовное и нравственное воспитание молодежи возможно и через приобщение ее к познавательной и научной деятельности.

Кружок «Патриоты России» помогает выявить талантливых, инициативных детей и дать им возможность самовыразиться, она ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности, самообразованию, развитию творческих способностей

Комплекс мероприятий кружка предусматривает охват детей 5-11 классов и включает: изучение истории России, края, села в ходе работы с историческим материалом, ознакомление с историей и значением государственных символов Российской Федерации, формирование у детей гражданского и нравственного сознания, развитие таких качеств как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, доброта, коллективизм, уважение к людям, милосердие и т.д.

Занятия проводятся в форме бесед, игр, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов, проведения бесед и лекций, встреч с интересными людьми, экскурсий, посещение музеев, познавательных мероприятий.

На занятиях кружка подростки приобретают нравственные качества: дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность.

Стержнем деятельности кружка является формирование у детей морально-психологических качеств, определенных понятием ПАТРИОТ.

Патриот - это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства.

Программа разработана для того, чтобы подростки почувствовали себя частью народа огромной и богатой страны, что они - граждане России, россияне.

В ходе работы кружка будут вноситься изменения, дополнения, корректировки в план реализации программы и в сами занятия тоже.

Цель настоящей программы заключается в следующем:

-в формирование у детей гражданственности, трудолюбия, нравственности, воспитании патриотизма;

-в актуализации приоритетных задач учебно-воспитательного процесса подрастающего поколения на современном этапе - прежде всего на воспитании личности патриота и гражданина;

-в пробуждении и учёте интересов учащихся к изучению отечественной истории, культуры, краеведения, истории и культуры других народов, формирование такого мышления осуществляется в процессе урочной и внеурочной работы;

-в использовании оригинальных наиболее эффективных форм воспитательной работы (фестивалей, тематических праздников, походов)в сочетании традиционных подходов воспитательной работы школы и инновационных;

- поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирование у них отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных условий для достижения успеха

Задачи:

  • формирование социально-активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, любви к Родине, своему народу и готовности к его защите.

  • развивать у школьников чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, ее многонациональный народ;

  • способствовать формированию активной жизненной позиции школьников, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России;

  • формировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия общающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья, опыта гуманных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности; мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства.

Направления деятельности и предполагаемые формы работы:

  • изучение истории своего села, оформление стенда Боевой славы; коллективно-творческие дела, «Традиции нашего села», Вахта памяти; праздники общешкольные: День Защитника Отечества, День юного героя-антифашиста; устные журналы, беседы, встречи с ветеранами, Уроки мужества, просмотры кинофильмов о войне, читательские конференции по книгам о защитниках Родины, выпуски информационных листов; проведение исследовательских работ; участие в районных и всероссийских конкурсах; проведение экскурсий; посещение музея села; проведение линеек, посвящённых знаменательным датам.

Прогнозируемые результаты:

- воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к воинам, связи нашего героического прошлого с современностью;

- осознание беспримерного подвига нашего народа в грозные годы Великой Отечественной войны;

- воспитание глубокого уважения к ветеранам-воинам, защитившим нашу Родину в годы ВОВ;

- воспитание любви и уважения к родному селу, ее героям

- воспитание у детей чувства гордости и уважения к истории и культуре Отечества, обычаям и традициям родного края;

- знакомство с историей и значением государственных праздников; дней воинской славы;

- ознакомление с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации, края, района;

- выполнение исследовательских работ.

Таким образом, вся воспитательная деятельность по данной программе ориентирована на патриотическое воспитание личности. Повышение уровня гражданского самосознания учащихся, уровня общей культуры школьников, чувство привязанности к родному краю, уважение и любовь к своей Родине, уважительное отношение к старшим, милосердие и желание помогать тем, кто нуждается в помощи - вот такими качествами должен обладать юный гражданин России. И тогда он будет востребован, и его задатки и способности получат дальнейшее развитие.

Итог патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к России.

Образовательное учреждение считает своей целью вырастить поколение убеждённых, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть -патриот России.

Новизна программы кружка «Патриоты России» заключается в том, что патриотизм как качественное образование личности проходит через формы убеждений, утверждается в сознании воспитанника, и реализовывается в деятельности.



Модель " Патриота России"

Программа дополнительного образования Патриоты России

Кодекс нашего кружка:

В отношении к людям - это доброта, отзывчивость, забота, чуткость.

В отношении к обществу: бережное отношение ко всем элементам общественной среды, чувство ответственности.

В отношении к труду: трудолюбие, дисциплинированность.

В отношении к самому себе: требовательность, самокритичность, простота, скромность, стремление вести здоровый образ жизни.

В отношении к Родине: патриотизм, бережное отношение к природе, истории и культуре своего края.

План работы кружка «Патриоты России»

Тема занятий

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

1

«Патриот России - кто он?»

Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Устный журнал «Край мой - гордость моя».

2ч.30мин.

2

«Мой дом, моя семья».

Воспитание уважения к своей семье,

гордости за свою семью, возрождение во многом утраченных в наши дни понятий семейной истории, семейной реликвии, семейной традиции.

2ч.30мин.

3

«История моего города.

С чего всё начиналось?»

Изучение истории города

2ч.30мин.

4

Экскурсия в школьный музей

На этом этапе происходит осознание истории школы

2ч.30мин.

5

«Здесь пыль веков».

Экскурсия в городской краеведческий музей.

2ч.30мин.

6

Выбор тем исследовательских работ. Сбор материала.

Выбор краеведческих тем. Составление плана работы.

2ч.30мин.

7

«Из истории праздника. День народного единства».

Знакомство с историей праздника. Презентация.

2ч.30мин.

8

«Мы все такие разные…»

Беседа с презентацией ко Дню толерантности

2ч.30мин.

9

«Народный фольклор»

Знакомство с народным фольклором своего округа.

Сбор материала.

2ч.30мин.

10

«Обряды и обычаи»

Знакомство с обрядами своего округа. Сбор материала.

2ч.30мин.

11

История моей страны в названиях улиц.

Названия улиц нашего города. История в названиях улиц.

2ч.30мин.

12

«Родная гимназия»

На этом этапе происходит осознание гимназии как более широкого по сравнению с домом понятия «Моя Родина».

Сбор материала к юбилею гимназии.

2ч.30мин.

13

Великие люди моего округа

Знакомство с великими людьми Ханты-Мансийского округа.

2ч.30мин.

14

«Памятники истории и культуры»

Знакомство с памятниками истории и культуры Ханты-Мансийского округа

2ч.30мин.

15

« Дни воинской славы»

Из истории праздника. Беседа и просмотр фильма о блокаде Ленинграда. Беседа «Сталинградская битва»

2ч.30мин.

16

«Герои России»

Подготовка лекторской группы по теме «Герои России»

Проведение беседы о героях России в начальной школе.

2ч.30мин.

17

« Он был первым»

Беседа о Ю. Гагарине и об освоении космоса. Заочное путешествие «Звёздное небо!».

2ч.30мин.

18

Откуда пошёл мой род.

Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи.

2ч.30мин.

19

«Подвигу народа - жить в веках!»

Сбор материала о военной жизни Ханты-Мансийского округа и города в годы ВО войны. Выступление с презентациями.

2ч.30мин.

20

Красотою славится наша земля.

Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе.

2ч.30мин.

21-22

Выпуск газеты о работе кружка

Фото отчёт работы кружка. Видео о работе кружка.

2ч.30мин.

23-24

Подводим итоги работы кружка за год.

Выступление руководителя кружка. Выступления ребят. Творческие отчёты. Выставка работ учащихся.

2ч.30мин.

ВСЕГО: 60 ч




Список литературы:

  1. Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. - 2001, №7.

  2. Мой дом - моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.

  3. Н.А. Печень. Символы воинской славы. - М.: ВЛАДОС, 2004.

  4. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы - патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.

  5. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я - гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.

  6. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках.- М,: «ТЦ Сфера», 2005.





© 2010-2022