План – конспект воспитательного мероприятия: Игра - тренинг «Что я знаю о СПИДе?»

Ф.И.О. Педагога: Романов Андрей Александрович Цель занятия: информирование учащихся о способах распространения ВИЧ/СПИД и способах профилактики инфицирования. Задачи: Образовательные: Способствовать формированию образцов безопасного поведения у подростков.Способствовать формированию у детей аналитика – синтетической деятельности (умения сравнивать, обобщать, ставить цели, обдумывать пути к её достижению, осуществлять замысел и. т. д).Дать основные понятия о ВИЧ и СПИД, разъяснить основные п...
Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект воспитательного мероприятия

Игра - тренинг «Что я знаю о СПИДе?»

Ф.И.О. Педагога: Романов Андрей Александрович

Цель занятия: информирование учащихся о способах распространения ВИЧ/СПИД и способах профилактики инфицирования.

Задачи:

Образовательные:

  1. Способствовать формированию образцов безопасного поведения у подростков.

  2. Способствовать формированию у детей аналитика - синтетической деятельности (умения сравнивать, обобщать, ставить цели, обдумывать пути к её достижению, осуществлять замысел и. т. д).

  3. Дать основные понятия о ВИЧ и СПИД, разъяснить основные пути передачи, методы диагностики и лечения, поднять проблему распространения вируса в мире и нашей стране, привлечь внимание к образу жизни, снижающему риск заболевания.

Развивающие:

1. Развивать у детей познавательные и интеллектуальные способности, логическое мышление, конструктивные умения, внимание, память.

2. Развивать речь детей, учить грамматически правильно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать волевые качества: умение действовать согласованно, проявлять выдержку, контролировать свои действия, проявлять настойчивость в поиске решения.

  2. Воспитывать положительное отношение к семейной жизни, воздержание от раннего начала половой жизни и сохранение верности своему партнеру.

Регламент занятия:

Подготовительный этап: учащиеся делятся на две подгруппы.

Основной этап:

  1. Приветствие. Игра на знакомство - 3 минуты

  2. Просмотр мультипликационного социального ролика про ВИЧ\СПИД - 5 минут

  3. «Мозговой штурм» - 3 минуты

  4. Микро лекция - 5 минут

  5. Ролевая игра «Клетка» - 3 минуты

  6. Игровая ситуация - «Секрет» - 5 минут

  7. Выступление приглашённого гостя - 3 минуты

  8. Микро лекция - 5 минут

  9. Работа в малых группах - 5 минут

  10. Игровая ситуация - «Степень риска» - 5 минут

  11. Обратная связь\анкетирование - 3 минуты

Оборудование: ноутбук, магнитно-маркерная доска, камера


Этап занятия

Задача этапа

Содержание деятельности

Ожидаемая деятельность обучающихся

1

Организационный

Подготовка детей к работе на занятии.

Приветствие.

Игра на знакомство.

Добрый день ребята! Я рад вас приветствовать в детском клубе «Россиянка».

Хотелось бы сказать о том, что уже скоро 1 декабря и весь мир будет праздновать «Всемирный день борьбы со СПИДом». Поэтому сегодня в форме игрового-тренинга мы с вами еще раз вспомним, что же такое ВИЧ\СПИД и средства профилактики.

Поскольку сегодня нам с вами предстоит интенсивно поработать в команде нам нужно получше познакомится, а в этом нам поможет игра «Молекула». Ход игры протекает следующим образом, сейчас вы хаотично ходите по кабинету и знакомитесь следующим образом подходите к любому участнику тренинга, желательно к тому с кем не знакомы и произносите следующий текст: «Привет, меня зовут…», но как только я говорю, что молекула стала цифрой два вы встаёте в пару, говорю четыре вы встаёте в круг и т.д. Давайте начнем знакомство!

Ребята внимательно слушают педагога, задают вопросы, если они появляются, после чего активно участвуют в игровом процессе, где происходит знакомство с участниками тренинга, психологическая разрядка и освобождение от зажимов у стеснительных детей.


2

Проверочный

Просмотр социального ролика (устранение пробелов в знаниях и их коррекция)

Вот теперь вы команда и мы можем начать наш тренинг. Для того, что бы нам было с вами просто работать, и вы понимали о чем идёт речь, а может, кто то просто освежит свои знания по проблеме ВИЧ, я предлагаю посмотреть социальный мультипликационный ролик одобренный министерством образования.


Ребята смотрят ролик, стараются запомнить поток идущей информации.

3

Подготовительный

«Мозговой штурм» (принятие цели занятия)

Итак, мы посмотрели с вами ролик, информация которого вам пригодится на протяжении всего тренинга. И сейчас я бы хотел пригласить к доске…для того, что бы он\она записал,\а все то, что вы считаете самым главным из услышанного и увиденного, в первую очередь это пути заражения и т.д. Жду ваших вариантов…

Ребята по максимуму накидывают варианты, участник у доски, который записывает, зарисовывает, все то, что произносят ребята, выбирая из этого наиболее значимые факты. По необходимости педагог корректирует процесс.

Спасибо…еще раз напоминаю, что вся информация из ролика и с доски пригодится вам во время нашего тренинга, а мы начинаем, и сейчас немного истории…

4

Основной

Микро лекция (закрепление полученной информации из ролика)

Впервые сообщение о новом заболевании было опубликовано 5 июля 1981 года в американском журнале, посвящённом различным заболеваниям. Некоторые ученные считают, что вирус имеет обезьянье происхождение. Дело в том, что от африканских обезьян выделены вирусы, очень похожие на ВИЧ. Как выдумаете, как могла произойти передача вируса от обезьян к человеку?

Ребята произносят свои догадки и доводы, оперируются на уже известные им факты, что вирус передается через кровь, половую жизнь и от матери к ребенку при родах или вскармливании молоком.

Молодцы, вы близки к истине.… На самом деле многие племена Центральной Африки охотиться на обезьян и употребляют их внутренности, и кровь, в пищу. Также, вирус мог попасть и при разделке туш через повреждения на коже охотника.

Затем этот вирус мог измениться под воздействием радиации. В 1950-60 годах проводились испытания ядерного оружия, и в зоне экватора земного шара повысился радиационный фон.

И также в этих местах очень большие залежи урана, что также могло привести к повышенной радиации.

По другой версии, высказанной некоторыми учеными, ВИЧ искусственно создан. В 1969 году Пентагоном якобы проводились испытания бактериологического оружия. Были выведены новые виды вирусов, которые испытывались на пожизненно заключенных в обмен на освобождение. Возможно, выход на свободу этих людей и способствовал распространению ВИЧ -инфекции. Ребята как вы думаете, есть место быть данной гипотезе?

Ребята произносят свои догадки и доводы, оперируются на уже известные им факты, что вирус передается через кровь, половую жизнь и от матери к ребенку при родах или вскармливании молоком. Не забывая также учитывать, какой контингент именно был выпущен из под стражи.

Ну и наконец, третья гипотеза, что это кара Божья! Как вы смотрите на такой ход событий?

Ребята произносят свои догадки и доводы, оперируются на уже известные им факты, что вирус передается через кровь, половую жизнь и от матери к ребенку при родах или вскармливании молоком. Не забывая также учитывать, что в библии написано, что единственная и последняя Божья кара это всемирный потоп.

Каждая гипотеза имеет право на существовании, но до сих пор не одна из них не признана официальной и убедительных доказательств нет. Почему же ученые, вдруг, всполошились и решили, что новое заболевание?

Необычность ВИЧ-инфекции была в том, что было выявлено воспаление легких, вызванное особым микроорганизмом из рода пневмоцист (пневмоцистная пневмония) у совсем молодых людей от 25 до 36 лет.

Наряду с этим был выявлен редкий вид злокачественной опухали - саркома Капоши - опухоль кровеносных сосудов, которая появляется внезапно, очень много очагов на коже, очень высокая смертность (до 80%) в течении 2 лет; имеет вид пятен, бляшек, узелков бурого, темно-синюшного или фиолетового цвета, возвышающих над кожей. То же самое может быть в кишечнике, желудке.

Эти заболевания обычно встречаются у пожилых людей или очень ослабленных, часто болеющих. Но, несмотря на это, эти болезни хорошо у них вылечивались (продолжительность жизни после вылечивания - 5-10 лет). Однако, в случае ВИЧ-инфекции, больным было от 25 лет и они плохо поддавались лечению и быстро умирали.

Ученые Люк Манталье (Франция) и Роберт Галло (США) в 1983 году открыли ВИЧ. Там же был озвучены страшные цифры зараженных в Америке среди них бывшие заключенные, афро-американцы и…педагоги образовательных учреждений, и воспитатели детских садов! Как вы думаете почему именно эта группа людей?

Ребята, вы правы для того, что бы предать разносность этому событию было «искусственно» увеличено число педагогов, а именно от 5% до 35%.

Статистические данные: на 31.12.1997 года - 30,6 млн. ВИЧ - инфицированных, в том числе 590 тыс. детей. Ежедневно инфицируются (заражается) 16 тысяч человек.

Участника тренинга раздаются карточки (приложение 1). Посмотрите внимательно здесь представлены тринадцать стран из 150 официальных, как вы видите на 1 месте случайно или нет, находится Африка, а вот Россия на 13 месте, что весьма тоже является страшной цифрой.

Ребята произносят свои догадки и доводы, оперируются на уже известные им факты, что вирус передается через кровь, половую жизнь и от матери к ребенку при родах или вскармливании молоком. Размышляют по поводу третей группы населения (педагогов).

Ребята работаю с карточками по статистке ВИЧ - инфицированных в странах мира (приложение 1).

Высказывают свое мнение и отстаивают свою позицию, если она появляется.

5

Ролевая игра «Клетка»

(показать наглядным примером, как происходит заражение организма)

Сейчас я предлагаю Вам сыграть в ролевую игру, где наглядным образом вы увидите разрушение организма при ВИЧ. Двое из вас, кто вы пока не знаете, сыграет зараженные клетки ВИЧ, остальные станут обычными клетками и один из вас станет организмом и наши сердцем. Я предлагаю всем встать в круг и взяться за руки, одному из вас необходимо выйти в центр круга. Вот именно так выглядит полноценный организм, когда его охраняет армия клеток, но иногда происходи заражение и эти клетки отмирают и расщепляются, я попрошу двух выйти из круга, спасибо, как вы видите, образовалась дыра и теперь ВИЧ добрался до вашего организма, спасибо, присаживайтесь. На ваших столах лежат снимки зараженной клетки, посмотрите, как это выглядит через микроскоп (приложение 2)

Все участники тренинга стоят в одном кругу, один в центре, двое из них становятся клетками ВИЧ (два участника тренинга были предупреждены заранее). По команде педагога они отпускают руки и выходят из круга, тем самым оставляю дыру в «организме», который теперь стал зараженным. Благодаря простому, но в то же время весьма сложному для понимания упражнению ребята видят, как происходит внутренняя борьба за выживание организма.

Рассматривают снимки заражённой клетки (приложение 2)

6

Игровая ситуация «Секрет»

(показать наглядным примером, то, что заразиться СПИДом можно неожиданно, при любой ситуации)

Ребята, недавно в вашей школе вам делали прививку от гриппа, как выяснилось, потом медсестра использовала не стерилизованную иглу несколько раз и возможно кто - то из вас мог заразиться СПИДом.

Вас попросили сдать кровь на анализ и вот спустя шесть месяцев я школьный врач отдаю вам результаты (происходит раздача листов шесть из них белые и два со словом ВИЧ - приложение 3). Сейчас на счет раз, два, три я предлагаю вам открыть свои результаты и посмотреть, а также поднять руки тем, у кого результат оказался положительным. Скажите, что бы вы чувствовали, если бы получили это на самом деле? Остальные же скажите, изменилось ли бы ваше отношение к вашим одноклассниками, если бы вы вдруг узнали об их результате?

Ребята активно обсуждают результаты, высказывают свою позицию по отношению к данной ситуации, отвечают на вопросы педагога, во время занятие может быть смех, но эта лишь защитная реакция ребенка, при входе в игровую ситуацию.

7

«СПИД в моей жизни» выступление приглашенного гостя, чья подруга инфицирована. (Привлечь внимание к тому, что это может случиться с любым, показать на примере живого человека, что это ещё не конец жизни и человек не должен быть изолирован от общества)

Ребята сейчас мы с вами попробовали проиграть ситуацию, но ведь в обществе есть те, кто не проигрывает, а живет с такой болезнью как СПИД, сейчас я приглашаю выйти сюда Сорокину Елену, которая расскажет вам про свою подругу, которая когда то получила тот самый положительный результат. Лен выходи, пожалуйста…

Перед ребятами выступает Сорокина Елена с рассказом про свою подругу. Ребята внимательно слушают, понимая, что это даже негде то в России это случилось в нашем городе.

8

Микро лекция (закрепление полученных знаний)

После проникновения в организм вирус стоком крови попадает во все внутренние органы, железы, лимфоузлы, роговицу глаз.

В первые недели после попадания в организм вирус никак себя не проявляет, он «приспосабливается», распространяется по всем органам.

Человек уже заражен, но выявить инфекцию сложно, пока не появится защитные антитела к ВИЧ (от 3-6 месяцев). Опасность заражения остается от момента проникновения вируса в организм и до самой смерти остается в нем.

Вирус неустойчив в окружающей среде, погибает при температуре 51 градус плюс в течении нескольких минут, либо при ста градусах минус в течении одной. ВИЧ относится к медленным инфекциям, т.к. от момента заражения до смерти может пройти 10-12 лет.

У нас в стране выделяют 5 стадий болезни, но классифицировать их могут медработники. Для того, что бы мы могли с вами сделать свою классификацию я предлагаю перейти нам к следующему упражнению.

Ребята внимательно слушают педагога, при появлении вопросов они их задают.

9

Работа в малых группах (развивать речь детей, учить грамматически правильно выражать свои мысли с помощью наглядно-информационных источников).

Сейчас вам предстоит зарисовать стадии заражения организма, от вас не требуются профессиональные рисунки, вы можете изобразить смайликами, человечками, фигурками, так как поймете текст на карточках (приложение 4), где описаны стадии, первой команде предстоит зарисовать первую и вторую, а второй команде третью и четвертую, пятая стадия является финальной стадией протекания болезни.

После того как вы зарисуете вам предстоит выступить с презентаций и защитить вашу работу и рассказать другой команде о ваших стадиях, самое главное на это у вас есть пять минут, я как педагог не буду не подсказывать не вмешиваться и не корректировать ваш процесс, для того что бы я вас не слышал в кабинет будет звучать музыка, как только она закончится вы будите должны начать презентацию, итак давайте начнем.

Ребята с помощью фломастеров, пока звучит музыка, изучают информацию с карточек и изображают стадии протекания ВИЧ - инфекции. После того как закончится музыка, каждая команда выступит с презентацией своей работы и кратким рассказом про стадии. Во время презентации педагог вместе с участниками обсуждает все непонятные моменты.

10

Контрольный. Игровая ситуация «Степени риска» (выявление качества и уровня полученных знаний, их коррекция).

Наша занятие подходит к концу и перед тем как мы с вами попрощаемся я бы хотел проверить, на сколько вы усвоили полученные сегодня знания. А для этого мы сделаем с вами упражнение «Степени риска». Наш кабинет разделен на четыре маленьких комнаты где риск заражения отсутствует, комната воздержания, т.е если вы не готовы будите или не захотите дать ответ на ту или иную ситуацию вы занимаете эту комнату, следующая комната «Небольшой риск» и наконец четвертая комната «Высокий риск». Как только вы слышите свою ситуацию вам необходимо встать зайти в ту комнату и сказать 2 - 3 предложения, почему вы так думаете, после чего занять свое место, пойдем по кругу и так начнём:

- поцелуй в щеку;

- инъекция в лечебном учреждении;

- половая жизнь в браке;

- переливание крови;

- пользование чужой зубной щеткой;

- плавание в бассейне;

- половой акт с потребителем наркотиков;

- глубокий поцелуй;

- уход за больным СПИДом;

- укус комара;

- множественные половые связи;

- прокалывание ушей;

- проживание в одной комнате с больным СПИДом;

- пользование общественным туалетом;

- нанесение татуировки;

- проживание в нетрадиционной семье.

Самоутверждение детей в успешности, каждый встает в ту комнату, которую считает нужной и высказывает свое мнение, если необходима корректировка педагог её делает, если нет, то участнику аплодируют и он садится на место.

11

Итоговый. Обратная связь. Анкетирование. (Дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить перспективу работы.

Ну, вот и все наш тренинг подошел к концу, но прежде чем вас отпустить я бы хотел, что бы кто ни будь из вас высказался полезно ли было занятие, что нового он узнал и понравился ли сегодня тренинг.

Педагог: Ребята спасибо вам за занятие, спасибо за активное участие сегодня перед тем как вы уйдете я попрошу заполнить вас анкеты (приложение 5) для того что бы лучше понять что вы усвоили и нужны ли нам с вами встречи еще, а пока я говорю вам до свидание!

Осознанность результата полученного сегодня.

Литература:

  1. Буйлова Л.Н. «Учебное занятие в учреждении дополнительного образования», ЦДЮТ «Бибирево», 2001

  2. Токмакова О.В. Дидактические материалы к курсу «Управление образовательным процессом на учебном занятии». Киров, 2004

  3. Покровский В.В. «ВИЧ-инфекция и СПИД», М., 2009

  4. Эрик Берн «Люди которые играют в игры, игры в которые играю люди», Эксмо, 2013

Приложение 1


Место в рейтинге\Страна\ВИЧ/СПИД - люди живущие с ВИЧ/СПИДом\Дата информации


1 ЮАР 5,300,000 2003 г.

2 India 5,100,000 2001 г.

3 Nigeria 3,600,000 2003 г.

4 Zimbabwe 1,800,000 2001 г.

5 Tanzania 1,600,000 2003 г.

6 Ethiopia 1,500,000 2003 г.

7 Mozambique 1,300,000 2003 г.

8 Kenya 1,200,000 2003 г.

9 Congo, Democratic Republic of the 1,100,000 2003 г.

10 Соединённые Штаты Америки (США) 950,000 2003 г.

11 Zambia 920,000 2003 г.

12 Malawi 900,000 2003 г.

13 Россия 860,000 2001 г.




Приложение 2

План – конспект воспитательного мероприятия: Игра - тренинг «Что я знаю о СПИДе?»




Приложение 3

ВИЧ
















Приложение 4

План – конспект воспитательного мероприятия: Игра - тренинг «Что я знаю о СПИДе?»

План – конспект воспитательного мероприятия: Игра - тренинг «Что я знаю о СПИДе?»

План – конспект воспитательного мероприятия: Игра - тренинг «Что я знаю о СПИДе?»

Приложение 5

План – конспект воспитательного мероприятия: Игра - тренинг «Что я знаю о СПИДе?»

План – конспект воспитательного мероприятия: Игра - тренинг «Что я знаю о СПИДе?»

© 2010-2022