РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Повышение квалификации мастеров производственного обучения

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБПОУ ВО

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Повышение квалификации мастеров производственного обучения»



Учебный модуль: «Основы методики обучения»

Учебный модуль: «Основы профессиональной педагогики»

Учебный модуль: «Основы психологии»















г. Воронеж, 2016




Автор:


Ищенко О. А.

преподаватель ВКК, старший методист






Программа разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 декабря 2013 г. № 1408 г. Москва Зарегистрирован в Минюсте РФ 9 июля 2014 г. Регистрационный № 33026 Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий










Содержание рабочей программы

1 Пояснительная записка

4

  1. Тематический план

6

  1. Содержание учебной дисциплины

11

  1. Перечень практических работ

20

  1. Перечень тестов


  1. Перечень заданий и упражнений

21


21


  1. Материально- техническое, программное оснащение.

22

  1. Литература

23

  1. Приложение

24








  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Цели и задачи программы

Цель программы - формирование у слушателей целостного восприятия процесса профессионального образования в сфере методики производственного обучения, педагогических и психологических основ деятельности водителя-инструктора.

Задачи программы:

- раскрыть сущность и структуру процесса профессионального образования, его диалектику;

- рассмотреть основные закономерности и принципы современных педагогических технологий;

- проанализировать методы и формы организации профессионального образования;

- охарактеризовать инновационные технологии в профессиональном образовании;


  1. Требования к уровню подготовки слушателя, завершившего изучение данной программы.

Планируемые результаты

Слушатели, завершившие изучение данной программы, должны:

Иметь представление:

- о сущности и структуре целостного процесса профессионального образования;

- о перспективных методах, средствах и формах обучения.

- об эффективных способах самовоспитания и самообразования преподавателя.

  • об основных психических процессах;

  • о личности водителя и его профессиональной деятельности;

  • о психофизиологии труда водителя;

о психофизиологических особенностях управления автомобилем;

Знать:

- структуру педагогической деятельности и виды педагогических технологий;

- основные методы, средства и формы организации обучения и воспитания

- основные подходы к проектированию педагогических технологий в профессиональном образовании;

- критерии эффективности результатов обучения и воспитания

  • факторы психофизиологической надежности водителя;

  • инженерно-психологические требования к рабочему месту водителя;


  • причины, в результате которых водитель управляет автомобилем в
    состоянии сниженной работоспособности;

  • психофизиологические особенности управления автомобилем в
    сложных дорожных условиях;

  • основные методы профилактики конфликтов и правила общения в условиях конфликта;

  • этические основы деятельности водителя.

Уметь:

- прогнозировать результаты собственной профессиональной деятельности;

- применять методические приемы для формирования у обучаемого необходимых навыков и умений;

- с учетом особенностей процесса профессионального образования проектировать его методы, средства и формы организации, а также формировать творческое техническое мышление;

- выстраивать собственную программу профессионального роста.

- применять различные форы педагогических технологий.

- управлять Т С соответствующей категории при движении по дорогам общего пользования с соблюдением Правил дорожного движения;

- создавать требовательно-доброжелательную обстановку при проведении занятий.







2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2.1 Учебный модуль: «Основы методики обучения»

Наименование учебного

модуля

Количество часов

Всего

теоретических

практических

1

2

3

4







1





2



3




4






5







6






7










8









9









10







11




12

Основы методики производственного обучения

Раздел: 1 Первоначальное обучение вождению

Тема 1.1 Вводное занятие. Особенности педагогической деятельности инструктора по обучению вождения Т С.

Тема 1.2 Методика обучения. Основные понятия.

Тема 1.3 Документация инструктора по обучению вождения Т С.

Тема 1.4 Категории и подкатегории. Примерные программы профессионального обучения воителей ТС

Тема 1.5 Основы вождения, методика обучения транспортных средств с механической трансмиссией; с автоматической трансмиссией.

Тема 1.6 Подготовка к занятию, методика проведения занятия.

«Посадка. Ознакомление с органами управления контрольно измерительные приборы»

Тема 1.7 Подготовка к занятию, методика проведения занятия.

«Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя»

Тема 1.8 Подготовка к занятию, методика проведения занятия.

«Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном месте с применением различных способов торможения»

Тема 1.9 Подготовка к занятию, методика проведения занятия. «Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода»

Тема 1.10 Подготовка к занятию, методика проведения занятия. «Движение задним ходом Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование»

Тема 1.11 Подготовка к занятию, методика проведения занятия. «Движение с прицепом»

Тема 1.12 Подготовка к занятию, методика проведения занятия.

«Вождение транспортных средств подкатегорий»





28



2





2



2




2






2







2







2










2









2








2







2




4

































2







2










2









2








2







2




2


13










14






15








16







17







18








19






20




21

Тема 1.13 Подготовка к занятию, методика проведения контрольного занятия.

Раздел: 2 Обучение вождению в условиях дорожного движения

Тема 2.1 ПДД изменения в ПДД и административном Кодексе, ответственность за нарушения ПДД. Таблица штрафов.

Тема 2.2 Выбор маршрута для отработки практических навыков управления Т С. Составление схемы маршрута с учетом индивидуальных особенностей курсанта

Тема 2.3 Подготовка к занятию, методика проведения занятия. «Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения»

Тема 2.4 Подготовка к занятию, методика проведения занятия «Вождение по маршруту с большой интенсивностью движения»

Тема 2.5 Подготовка к занятию, методика проведения занятия. «Совершенствование навыков вождения в различных дорожных условиях»

Раздел 3 Экзамен по вождению

Тема 3.1 Порядок и особенности сдачи экзамена ГИБДД

Психологическая подготовка к экзамену.

Тема 3.2 Обобщение изученного материала.

Тема 3.3 Итоговое занятие. Контрольная работа.


2




16





2






2









4







6






2








6



2



2




2











2






2









2







2






2















2







Итого

50

в том числе 26

2.2 Учебный модуль: «Основы профессиональной педагогики»

Наименование учебного

модуля

Количество часов

1

2

3

1

Раздел: Основы профессиональной педагогики

Тема 1.1 Основные понятия профессиональной педагогики

Тема 1.2 Дидактика и принципы обучения

Тема 1.3 Формы и методы обучения

Тема 1.4 Особенности профессионального обучения

Тема 1.5 Воспитание в процессе обучения

Тема 1.6 Педагогическая этика

Итоговое занятие






2


2



2



2


2



2


2

Итого

14





2.3 Учебный модуль: «Основы психологии»

Наименование учебного

модуля

Количество часов

1

2

3

1

Раздел: «Основы психологии»

Тема 1.1 Психические процессы.

(Ощущения, восприятие, память, воображение, мышление).

Тема 1.2 Внимание и его свойства.

Тема 1.3 Надежность водителя в системе ВАДС.

Тема 1.4 Свойства личности и темперамента.

Тема 1.5 Психофизиологические особенности профессиональной деятельности водителя.

Тема 1.6 Этические основы деятельности водителя.

Тема 1.7 Основы эффективного общения

Тема 1.8. Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов.

Тема 1.9 Саморегуляция и профилактика конфликтов (психологический практикум)

Тема 2.0 Психология обучения.




2


2

2


2




2


2

2

2


2


2

Итого

20




  1. СОДЕРЖАНИЕ

3.1 Учебный модуль: «Основы методики обучения»

Раздел: 1 Первоначальное обучение вождению

Тема 1.1 Вводное занятие. Особенности педагогической деятельности инструктора по обучению вождения Т С.

Требования к водителю Т С желающему освоить программу дополнительного профессионального образования для получения права на обучение вождению.

Должностная инструкция инструктора по вождению. Профессиональное становление инструктора по обучению вождения Т С.

Продуктивность деятельности. Сформированность профессионально значимых качеств.

Личностные качества. Организационно - коммуникативные качества. Дидактические качества. Сформированность профессиональной мотивации. Самооценка результатов своей деятельности.

Тема 1.2 Методика обучения. Основные понятия.

Методика. Методика обучения. Учебная и методическая литература инструктора. Методическая работа инструктора по обучению вождения Т С.

Планирование. Учебная программа. Учебный план.

Занятие. План занятия. Инструктаж. Критерии оценок. Современные требования к подготовке и проведению занятий по практическому вождению

Тема 1.3 Документация инструктора по обучению вождения Т С.

Примерная программа подготовки водителя Т С категорий, подкатегорий

Примерный тематический план обучения вождению ТС категории, подкатегорий Примерная программа обучению вождению транспортного средства. План, план-конспект занятия.

График учебного процесса. Индивидуальная книжка учета занятий по вождению транспортных средств категории Графика учебных маршрутов.

Тема 1.4 Категории и подкатегории.

Примерные программы профессионального обучения воителей ТС Особенности каждой программы.

Разъяснения об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующей категории и подкатегории

Тема 1.5 Основы вождения транспортных средств с механической трансмиссией; с автоматической трансмиссией.

Тема 1.6 Подготовка к занятию, методика проведения занятия.

Посадка, действия органами управления: ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами учебного транспортного средства, регулировка положения сиденья, органов управления и зеркал заднего вида, пристегивание ремнем безопасности; действия органами управления сцеплением и подачей топлива; взаимодействие органами управления сцеплением и подачей топлива; действия органами управления сцеплением и переключением передач; взаимодействие органами управления сцеплением, переключением передач и подачей топлива при переключении передач в восходящем и нисходящем порядке; действия органами управления рабочим и стояночным тормозами; взаимодействие органами управления подачей топлива и рабочим тормозом; взаимодействие органами управления сцеплением, подачей топлива, переключением передач, рабочим и стояночным тормозами; отработка приемов руления.

Тема 1.7 Подготовка к занятию, методика проведения занятия.

Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя: действия при пуске и выключении двигателя; действия при переключении передач в восходящем порядке; действия при переключении передач в нисходящем порядке; действия при остановке; действия при пуске двигателя, начале движения, переключении передач в восходящем порядке, переключении передач в нисходящем порядке, остановке, выключении двигателя.

Тема 1.8 Подготовка к занятию, методика проведения занятия.

Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном месте с применением различных способов торможения: начало движения, разгон с переключением передач в восходящем порядке и снижение скорости с переключением передач в нисходящем порядке при движении по кольцевому маршруту, торможение двигателем, остановка; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением плавного торможения; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением прерывистого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением ступенчатого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением экстренного торможения.

Тема 1.9 Подготовка к занятию, методика проведения занятия.

Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода: начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, переход на низшую передачу, включение правого указателя поворота, поворот направо, выключение указателя поворота, разгон; начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, переход на низшую передачу, включение левого указателя поворота, поворот налево, выключение указателя поворота, разгон; начало движения, разгон, движение по прямой, выбор места для разворота, снижение скорости, включение правого указателя поворота, остановка, включение левого указателя поворота, разворот без применения заднего хода, разгон; проезд перекрестка и пешеходного перехода.

Движение задним ходом: начало движения вперед, движение по прямой, остановка, осмотр дороги через зеркала заднего вида, включение передачи заднего хода, движение задним ходом по прямой, контролирование траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка; начало движения вперед, движение по прямой, остановка, осмотр дороги через зеркала заднего вида, включение передачи заднего хода, движение задним ходом с поворотами направо и налево, контролирование траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка.

Тема 1.10 Подготовка к занятию, методика проведения занятия.

Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование: въезд в ворота с прилегающей и противоположной сторон дороги передним и задним ходом и выезд из ворот передним и задним ходом с поворотами направо и налево; проезд по траектории "змейка" передним и задним ходом; разворот с применением заднего хода в ограниченном по ширине пространстве; движение по габаритному тоннелю передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево); движение по наклонному участку, остановка на подъеме, начало движения на подъеме, остановка на спуске, начало движения на спуске; постановка на стоянку передним и задним ходом параллельно краю проезжей части; въезд в "бокс" передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево).

Тема 1.11 Подготовка к занятию, методика проведения занятия.

Движение с прицепом: сцепление с прицепом, движение по прямой, расцепление; движение с прицепом передним и задним ходом с поворотами направо и налево; въезд в "бокс" с прицепом передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево).

Тема 1.12 Подготовка к занятию, методика проведения занятия.

«Вождение транспортных средств подкатегорий»

Тема 1.13 Подготовка к занятию, методика проведения контрольного занятия.

На автодроме (площадке для учебной езды) проверяются: Начало движения, движение по кольцевому маршруту с остановками у заданного ориентира и стоп-линии; движение по «змейке» передним ходом. Въезд в габаритный дворик, разворот в нем с применением заднего хода и выезд передним ходом; постановка на габаритную стоянку и в «бокс» задним ходом; преодоление габаритного тоннеля передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево); начало движения на подъеме; разгон и торможение с остановкой у стоп-линии. Критерии оценки.

Раздел:2 Обучение практическому вождению в условиях реального дорожного движения

Тема 2.1 ПДД изменения в ПДД и административном Кодексе, ужесточение ответственности за нарушения ПДД. Таблица штрафов.

Тема 2.2 Выбор маршрута для отработки практических навыков управления Т С. Составление схемы маршрута с учетом индивидуальных особенностей курсанта

Тема 2.3 Подготовка к занятию, методика проведения занятия. «Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения»

Вождение по учебным маршрутам: подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории, движение в транспортном потоке, на поворотах, подъемах и спусках, остановка и начало движения на различных участках дороги и в местах стоянки; перестроения, повороты, разворот вне перекрестка, опережение, обгон, объезд препятствия и встречный разъезд, движение по мостам и путепроводам, проезд мест остановок маршрутных транспортных средств, пешеходных переходов и железнодорожных переездов; проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков в прямом направлении, с поворотами направо и налево, разворотом для движения в обратном направлении; движение в транспортном потоке вне населенного пункта; движение в темное время суток (в условиях недостаточной видимости).

Тема 2.4 Подготовка к занятию, методика проведения занятия «Вождение по маршруту с большой интенсивностью движения»

Вождение по учебным маршрутам: подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории, движение в транспортном потоке, на поворотах, подъемах и спусках, остановка и начало движения на различных участках дороги и в местах стоянки; перестроения, повороты, разворот вне перекрестка, опережение, обгон, объезд препятствия и встречный разъезд, движение по мостам и путепроводам, проезд мест остановок маршрутных транспортных средств, пешеходных переходов и железнодорожных переездов; проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков в прямом направлении, с поворотами направо и налево, разворотом для движения в обратном направлении; движение в транспортном потоке вне населенного пункта; движение в темное время суток (в условиях недостаточной видимости).

Тема 2.5 Подготовка к занятию, методика проведения занятия. «Совершенствование навыков вождения в различных дорожных условиях»

Занятие проводится по индивидуальному плану для каждого обучаемого, в том числе с целью устранения выявленных недостатков.

Контрольное занятие № 4

Раздел 3 Экзамен по вождению

Тема 3.1 Порядок и особенности сдачи экзамена ГИБДД

Психологическая подготовка к экзамену.

Тема 3.2 Обобщение изученного материала, Разбор нестандартных ситуаций.

Тема 3.3 Контрольная работа.





3.2 Учебный модуль: «Основы профессиональной педагогики»

Тема 1.1 Основные понятия профессиональной педагогики

Предмет и объект педагогики. Основные категории педагогики. Образование. Закон «Об образовании в Российской Федерации» Основы профессиональной педагогики. Основные тенденции развития системы профессионального образования.

Тема 1.2 Дидактика и принципы обучения

Содержание понятия «дидактика». Структура педагогического процесса. Реализация целей в педагогическом процессе. Содержание образования. Теории образования. Основные дидактические концепции. Законы и закономерности обучения, и их содержание. Сущность обучения и его структура. Основные педагогические принципы. Современные дидактические принципы.

Тема 1.3 Формы и методы обучения

Классификация методов обучения. Активные методы обучения. Средства обучения. Выбор методов обучения. Генезис форм обучения. Формы организации учебного процесса. Урок как основная форма организации обучения. Основные типы уроков, их характеристика. Основные требования к уроку. Виды и методы контроля знаний.

Тема 1.4 Особенности профессионального мастерства.

Особенности профессионального становления мастера. Анализ мастерства. Продуктивность деятельности. Сформированность профессионально значимых качеств. Личностные качества. Организационно- коммуникативные качества. Дидактические качества. Сформированность профессиональной мотивации. Самооценка результатов своей деятельности.

Тема 1.5 Воспитание в процессе обучения

Развитие теории воспитания. Общие концепции воспитания. Основные направления и концепции воспитания в современной России. Сущность и содержание процесса воспитания. Закономерности процесса воспитания. Принципы воспитания. Понятие и классификация методов воспитания. Формы воспитания.

Тема 1.6 Педагогическая этика

Зарождение и развитие педагогической этики. Категории педагогической этики. Сущности и функции педагогической морали. Нравственное самовоспитание педагога. Кодекс профессиональной этики педагога


3.3 Учебный модуль: «Основы психологии»

Тема 1.1 Психические процессы.

Познавательные процессы. Системы восприятия и их значение в деятельности водителя. Зрительная система. Слуховая система. Суставно-мышечное чувство. Виды памяти и их значение для накопления профессионального опыта.

Тема 1.2 Внимание и его свойства.

Причины отвлечения внимания. Способы тренировки внимания. Дефицит информации. Выбор необходимой информации. Оперативное мышление и прогнозирование. Принятие решения в различных дорожных ситуациях.

Тема 1.3 Надежность водителя в системе ВАДС.

Социальное поведение и надежность водителя. Формирование водительских навыков. Этапы формирования водительских навыков. Идеомоторика. Использование технических средств. Простая и сложная сенсомоторная реакция. Факторы влияющие на быстроту реакции.

Тема 1.4 Свойства личности и темперамент.

Типы темперамента. Влияние темперамента на стиль вождения. Характер. Структура характера. Социальные компоненты личности. Влияние социальной роли и социального окружения на стиль вождения. Воля. Волевые качества личности.

Тема 1.5 Психофизиологические особенности профессиональной деятельности водителя.

Психофизиологические качества водителя. Понятие о волевой регуляции деятельности. Ответственность водителя за безопасность на дороге. Мотивация деятельности водителя.

Тема 1.6 Этические основы деятельности водителя.

Цели обучения вождению. Формирование привычек. Этические нормы водителя. Взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения. Негативное социальное научение.

Тема 1.7 Основы эффективного общения.

Общение, его стороны, функции, этапы общения. Качества человека, важные для общения. Барьеры в межличностном общении. Правила повышающие эффективность общения. Факторы, влияющие на деятельность водителя.

Тема 1.8 Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов.

Эмоциональные состояния (гнев, тревога, страх, эйфория). Стресс и его влияние на поведение водителя. Способы саморегуляции эмоциональных состояний. Причины возникновения конфликтов. Конфликта и его характеристики. Динамика конфликта. Межличностный конфликт. Стратегия поведения в конфликтной ситуациях. Предупреждение конфликтов. Формы, ссобы завершения конфликтов. Профилактика конфликтной ситуации.

Тема 1.9 Саморегуляция и профилактика конфликтов (практикум).

Приобретение практического опыта оценки собственного психического состояния . Решение ситуационных задач по оценке психического состояния и поведения в конфликтной ситуации.

Тема 2.0 Психология обучения.

Условия формирования знаний, умений и навыков. Формирование навыков самоконтроля действий при освоении трудовых приемов.











  1. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

4.1 Учебный модуль: «Основы методики обучения»

№ п.п.

темы

Название работы

Кол-во

часов

1

1.6

Разработка плана урока по теме: «Посадка. Ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами».

2

2

17

Разработка плана урока по теме: «Приемы управления».

2

3

1.8

Разработка плана урока по теме: «Движение с переключением передач в восходящим и нисходящим порядке»

2

4

1.9

Разработка плана урока по теме: «Разгон, торможение и движение с изменением направления»

2

5

1.10

Разработка плана урока по теме: «Остановка в заданном месте, развороты»

2

6

1.9

Разработка плана урока по теме: «Маневрирование в ограниченных проездах»

2

7

1.10

Разработка плана урока по теме: «Сложное маневрирование»

2

8

1.11

Разработка плана урока по теме: «Движение с прицепом»

2

9

2.1

ПДД

2

10

2.2

Составление схемы маршрута

2

11

2.3

Разработка плана урока по теме: «Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения».

2

12

2.4

Разработка плана урока по теме: «Вождение по маршрутам с большой интенсивностью движения»

2

13

2.5

Разработка плана урока по теме: «Совершенствование навыков вождения в различных дорожных условиях».

2



Всего часов

26




4.2 Учебный модуль: «Основы психологии»

№ п.п.

темы

Название работы

Кол-во

часов

1

1.4

Решение ситуационных задач по оценке психического состояния и поведения в конфликтной ситуации.

2



Всего часов

2

5 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕСТОВ

(профессиональных)1

5.1 Учебный модуль: «Основы методики обучения»

Название теста


1

Комплексная самооценка.

5.2 Учебный модуль: «Основы профессиональной педагогики»

Название теста


1

Основные понятия педагогики

5.3 Учебный модуль: «Основы психологии»

Название теста


1

Определение типа темперамента.

2

Какой у вас характер?

3

Самооценка психологической адаптивности.

4

Оценка эмоционально-деятельной адаптивности.

5

Коммуникабельны ли вы?

1 Энциклопедия безопасности вождения / В.И. Иванов.- М.: АСТ: Астрель, Транзиткнига, 2014. - 416 с.: ил.

6. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ

Первоначальное обучение вождению

Задание 1. Посадка, пуск двигателя, действия органами управления при увеличении и уменьшении скорости движения, остановка, выключение двигателя.

Упражнение 1.1. Ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами учебного транспортного средства. Регулировка положения сиденья, органов управления и зеркал заднего вида, пристегивание ремнем безопасности.

Упражнение 1.2. Действия педалью подачи топлива.

Упражнение 1.3. Действия педалью рабочего тормоза.

Упражнение 1.4. Взаимодействие педалями подачи топлива и рабочего тормоза.

Упражнение 1.5. Действия рычагом управления коробкой передач.

Упражнение 1.6. Отработка приемов руления.

Упражнение 1.7. Действия при пуске и выключении двигателя.

Упражнение 1.8. Действия при увеличении и уменьшении скорости движения.

Упражнение 1.9. Действия при остановке.

Упражнение 1.10. Действия при пуске двигателя, начале движения, увеличении и уменьшении скорости движения, остановке, выключении двигателя.

Задание 2. Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка с применением различных способов торможения

Упражнение 2.1. Начало движения, движение по кольцевому маршруту с увеличением и уменьшением скорости, торможение двигателем, остановка, начало движения.

Упражнение 2.2. Начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением плавного торможения, начало движения.

Упражнение 2.3. Начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением прерывистого торможения (для транспортных средств, не оборудованных ABS), начало движения.

Упражнение 2.4. Начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением ступенчатого торможения (для транспортных средств, не оборудованных ABS), начало движения.

Упражнение 2.5. Начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением экстренного торможения, начало движения.


Задание 3. Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода

Упражнение 3.1. Начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, включение правого указателя поворота, поворот направо, выключение указателя поворота, разгон.

Упражнение 3.2. Начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, включение левого указателя поворота, поворот налево, выключение указателя поворота, разгон.

Упражнение 3.3. Начало движения, разгон, движение по прямой, выбор места для разворота, снижение скорости, включение правого указателя поворота, остановка, включение левого указателя поворота, разворот без применения заднего хода, разгон.

Упражнение 3.4 Проезд перекрестка и пешеходного перехода.

Задание 4. Движение задним ходом

Упражнение 4.1. Начало движения вперед, движение по прямой, остановка, осмотр дороги через зеркала заднего вида, включение передачи заднего хода, движение задним ходом по прямой, контролирование траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка, начало движения вперед.

Упражнение 4.2. Начало движения вперед, движение по прямой, остановка, осмотр дороги через зеркала заднего вида, включение передачи заднего хода, движение задним ходом с поворотами направо и налево, контролирование траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка, начало движения вперед.


Задание 5. Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование

Упражнение 5.1. Въезд в ворота с прилегающей и противоположной сторон дороги передним и задним ходом и выезд из ворот передним и задним ходом с поворотами направо и налево.

Упражнение 5.2. Проезд по траектории «змейка» передним и задним ходом.

Упражнение 5.3. Разворот с применением заднего хода в ограниченном по ширине пространстве.

Упражнение 5.4. Движение по габаритному тоннелю передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево).

Упражнение 5.5. Движение по наклонному участку, остановка на подъёме, начало движения на подъеме, остановка на спуске, начало движения на спуске.

Упражнение 5.6. Постановка на стоянку передним и задним ходом параллельно краю проезжей части.

Упражнение 5.7. Въезд в «бокс» передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево).

Задание 6. Движение с прицепом

Упражнение 6.1. Сцепление с прицепом, движение по прямой, расцепление.

Упражнение 6.2. Движение с прицепом передним и задним ходом с поворотами направо и налево.

Упражнение 6.3. Въезд в «бокс» с прицепом передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево).

Контрольное занятие №1

Проверка навыков управления транспортным средством путем контроля выполнения заданий 2-6.

Обучение в условиях дорожного движения

Задание 7. Вождение по учебным маршрутам

Упражнение 7.1. Подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории, движение в транспортном потоке, на поворотах, подъемах и спусках, остановка и начало движения на различных участках дороги и в местах стоянки.

Упражнение 7.2. Подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории, движение в транспортном потоке, перестроения, повороты, разворот вне перекрестка, опережение, обгон, объезд препятствия и встречный разъезд, движение по мостам и путепроводам, проезд мест остановок маршрутных транспортных средств, пешеходных переходов и железнодорожных переездов.

Упражнение 7.3. Подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории, движение в транспортном потоке, проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков в прямом направлении, с поворотами направо и налево, разворотом для движения в обратном направлении.

Упражнение 7.4. Подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории, движение в транспортном потоке вне населенного пункта.

Упражнение 7.5. Подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории и движение в темное время суток (в условиях недостаточной видимости).

Контрольное занятие №2

Проверка навыков управления транспортным средством путем контроля выполнения упражнений 7.1-7.4.



  1. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ, ПРОГРАММНОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ.


  1. Компьютер в комплекте с мультимедийным проектором Beng MP 515 и экраном.

  2. Компьютерный автотренажер G25 Racing Wheel

  3. ПДД: учебное пособие для автошкол ООО «Прамо»

  4. «Основы вождения» ООО «Издательство» 2010

  5. «Основы вождения» ООО «Издательство» 2008

  6. «Маневрирование» ООО «Издательство» 2008

  7. «Самоучитель безопасной езды» ООО «Книжное издательство «За рулем»» 2010

  8. «Автошкола» курс для начинающих водителей ООО «АМГ Видео» 2009

  9. «Автошкола» курс для продвинутых водителей ООО «АМГ Видео» 2009

  10. «Экзамен в ГИБДД» Москва ЗАО «Новый диск» 2012

  11. «Самоучитель вождения по городу» Москва ЗАО «Новый диск» 2010

  12. Правила дорожного движения 2013 с изменениями и дополнениями категории А В Москва ЗАО «Новый диск» 2013

  13. ПДД- репетитор Москва ЗАО «Новый диск» 2013

  14. ПДД 2013 ООО «ИгроМаркет» Казань 2013

  15. Грамановский А. А. Уроки практического вождения. Самый реальный тренинг (+ СD с учебным автосимулятором «3D инструктор»). 2-е изд. - СПб.: Питер 2010. - 112с.: ил.- (серия «Автошкола»).


  1. ЛИТЕРАТУРА


  1. Беспалъко В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обу­чения.-М., 2014.

  2. Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 2009

  3. Гайко Ю. В. Мастерство вождения: Уроки Юрия Гайко / Юрий Гайко - М: Экссимо , 2010- 141с

  4. Грамановский А А Уроки практического вождения. Самый реальный трененг (+ СD с учебным автосимулятором «3D инструктор» ). 2-е изд. - СПб.: Питер 2011. - 112с.: ил.- (серия «Автошкола» ).

  5. Каминский А.Ю. Учебник по вождению легкового автомобилч. М.: «Третий Рим» 2004г. 80 с

  6. Клебельсберг Д. Транспортная психология. М.: Транспорт. 2006г

  7. Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения. М.: Транспорт. 2010г.

  8. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 3-е изд. - М.: Высшая школа, 2009

  9. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 2010.

  10. Мишурин В.М. Романов А.Н. Игнатов Н.А. Психофизиологические основы труда водителей автомобилей. Учебное пособие М.: МАДИ. 2006г

  11. Правила дорожного движения РФ Учебно-методическая литература. Официальный текст с комментариями и иллюстрациями. Отпечатано ЗАО «Дзержинская типография» 2016г

  12. Романов А.Н. Автотранспортная психология. Учебное пособие. г.Саратов. Мастерство. 2008г.

  13. Семушина Л.Г. Стандарты уровней профессионального обра­зования, их значение для разработки содержания подготовки специалистов. - М., 2014. (Пробл. сред. проф. образования: Обзор, информ. НИИВО. Вып. 1).

  14. Сосонко В.Е. Контроль учебной деятельности студентов сред­них специальных учебных заведений с применением рейтинговой системы - М.: НМЦ СПО, 2010.

  15. Среднее профессиональное образование: Сб. нормативных пра­вовых документов / Сост. П. Ф. Анисимов, Т. Д. Барер, С. В. Ва­сильева и др.; Под ред. П. Ф. Анисимова. - М., 2015.

  16. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации

  17. Экзамен по вождению. Методика и рекомендации. Издательство «За рулем» 2014г.110с


9 ПРИЛОЖЕНИЕ

9.1 Перечень вопросов для экзамена.



9.1.1 Основы методики обучения.


  1. Особенности педагогической деятельности инструктора по обучению вождения Т С


  1. Методика обучения. Методическая работа инструктора по обучению вождения Т С


  1. Документация инструктора по обучению вождения Т С


  1. Требования к учебному автомобилю.


  1. Методика проведения занятия: Посадка. Ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами (обучение на транспортном средстве или тренажере)


  1. Методика проведения занятия Освоение техники руления. Начало движения, движение по прямой, торможение и остановка.


  1. Методика проведения занятия: Разгон. Движение по прямой с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке. Движение по прямой. Способы перехода на низшую передачу. Способы торможения. Кратковременные остановки, длительная стоянка на уклоне и подъеме.


  1. Методика проведения занятия: Остановка при движении передним и задним ходом, на обочине, у выбранного ориентира, у дорожного знака, у тротуара (параллельно, под углом 45 и 90 градусов). Подъезд к ограничителю передним и задним ходом. Развороты без применения заднего хода.


  1. Методика проведения занятия: Въезд в ворота с прилегающей и противоположной сторон дороги передним и задним ходом. Выезд из ворот передним и задним ходом с поворотами налево и направо. Проезд по «змейке» передним ходом. Разворот на ограниченном участке с применением заднего хода. Въезд в габаритный дворик, разворот с применением заднего хода, выезд.


  1. Методика проведения занятия: Постановка транспортного средства в «бокс» передним и задним ходом из по­ложения с предварительным поворотом направо (налево).


  1. Методика проведения занятия: Постановка на габаритную стоянку. Движение по габаритному тоннелю задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево). Начало движения на подъеме.


  1. Методика проведения контрольного занятия. Критерии оценки.


  1. ПДД. Изменения в административном Кодексе. Ужесточение ответственности за нарушения ПДД. Таблица штрафов.


  1. Методика проведения занятия: Отработка навыка движения глаз. Выезд на улицы города (населенного пункта). Движение в транспортном потоке. Остановка и начало движения. Движение на поворотах с ограниченной видимостью. Движение на подъемах и спусках с остановками и началом движения.


  1. Методика проведения занятия: Проезд обозначенного места остановки общественного транспорта, пешеходных переходов. Отработка приемов парковки. Встречный разъезд в узких проездах. Объезд препятствия. Движение по мостам и путепроводам. Проезд железнодорожных переездов.


  1. Методика проведения занятия: Проезд перекрестка. Действия водителя при проезде перекрестка. Оценка перекрестка Перестроение. Действия по сигналу светофора (регулировщика). Выбор траектории движения.


  1. Методика проведения занятия: Проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо и налево, разворотами для движения в обратном направлении. Выбор скорости движения. Пользование контрольно-измерительными приборами.


  1. Методика проведения занятия: Совершенствование навыков движения глаз. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства. Выезд на дорогу. Движение в транспортном потоке. Остановка и начало движения. Движение на поворотах с ограниченной видимостью. Движение на подъемах и спусках с остановками и началом движения. Проезд обозначенного места остановки общественного транспорта, пешеходных переходов.


  1. Методика проведения занятия: Отработка приемов парковки. Встречный разъезд в узких проездах. Объезд препятствия. Движение по мостам и путепроводам. Проезд железнодорожных переездов. Проезд перекрестка. Действия водителя при проезде перекрестка. Определение расстояния до приближающегося транспортного средства. Определение скорости приближающегося транспортного средства. Необходимость и целесообразность перестроения


  1. Методика проведения занятия: Действия по сигналу светофора (регулировщика). Выбор траектории движения. Выезд на перекресток. Проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо и налево, разворотами для движения в обратном направлении. Выбор скорости движения. Пользование контрольно-измерительными приборами


  1. Методика проведения занятия: Совершенствование навыков вождения в различных дорожных условиях Порядок и особенности сдачи экзамена ГИБДД.

Психологическая подготовка к экзамену.

9.1.2 Основы психологии


  1. Психические процессы, состояния, свойства.

  2. Физиология высшей нервной деятельности ощущения, восприятие, воображение.

  3. Внимание и безопасность дорожного движения.

  4. Память. Значения памяти для обучения.

  5. Сознание, функции сознания. Мышление.

  6. Эмоции, эмоциональная память.

  7. Понятие личности. Социальные компоненты личности.

  8. Темперамент. Типы темперамента.

  9. Автотранспортная психология. Психологические особенности труда водителя.

  10. Факторы, влияющие на деятельность водителя.

  11. Водительские навыки и их виды.

  12. Этапы формирования водительских навыков.

  13. Тренировочные упражнения для формирования динамического стереотипа.

  14. Сенсомоторная реакция; простая и сложная.

  15. Психомоторика и реакция водителя.

  16. Использование технических средств, для приобретения водительских навыков.

  17. Надёжность водителя в системе ВАДС. Психофизиологические факторы надёжности водителя.

  18. Психологические факторы надёжности водителя.

  19. Характер. Воля. Волевые черты характера.


9.1.3 Основы профессиональной педагогики


  1. Определение педагогики как науки

  2. Функции педагогики, их классификация

  3. Система педагогических наук

  4. Что входит в понятие педагогики.

  5. Структура педагогического процесса.

  6. Классификация методов педагогического процесса

  7. Средства педагогического процесса

  8. Методы обучения (пассивный, активный, интерактивный)

  9. Задачи мастера производственного обучения при обучении вождению

  10. Принципы обучения вождению

  11. Правила и методы обучения вождению

  12. Требования к инструктору по вождению

  13. Личные качества инструктора

  14. Психофизиологические особенности инструктора

  15. Создание ситуации успеха

  16. Структура закона «Об образовании в РФ».

  17. Основные положения закона «Об образовании в РФ».

  18. Дидактика

  19. Принципы дидактики

9. 2 Темы контрольной работы

Составить план занятия на одно из упражнений темы 1, темы 2, темы 3, темы 4. по выбору слушателя курсов.



Тема 1. Начальное обучение.

Упражнение 1. Ознакомление с органами управления и контрольными приборами. Подготовка к работе. Пуск и остановка двигателя.

Упражнение 2. Трогание с места, движение по прямой и остановка автомобиля.

Упражнение 3. Повороты, развороты и движение задним ходом. Остановка автомобиля в заданном месте.

Упражнение 4. Повороты и развороты в установленных габаритах.


Тема 2. Вождение автомобиля по дорогам.

Упражнение 5. Вождение по дорогам с небольшим движением транспорта.

Упражнение 6. Вождение по дорогам в темное время суток.

Упражнение 7. Вождение по дорогам с грузом.


Тема 3. Вождение автомобиля в сложных условиях.

Упражнение 8. Вождение по грунтовым и проселочным дорогам с грузом.

Упражнение 9. Преодоление различных препятствий с применением средств повышения проходимости. Буксировка автомобиля.

Упражнение 10. Вождение автомобиля по ограниченным проездам.

Упражнение 11. Комплексное вождение по ограниченным проездам и препятствиям.


Тема 4. Вождение автомобиля в городских условиях.

Упражнение 12. Вождение автомобиля по улицам с небольшим движением транспорта.

Упражнение 13. Проезд нерегулируемых перекрестков.

Упражнение 14. Проезд перекрестков, регулируемых светофором.

Упражнение 15. Проезд перекрестков, регулируемых регулировщиком.

Упражнение 16. Вождение по улицам с многополосным движением, маневрирование.

Упражнение 17. Вождение по улицам с интенсивным движением транспорта.

Упражнение 18. Совершенствование практических навыков вождения автомобиля в городских условиях.







© 2010-2022