Конспект урока Путешествие в страну орнамента

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Лянторский центр детского творчества»

ХМАО-Югра Тюменская область Сургутский р-н г.Лянтор




Тема: «Орнамент»




Стрельченко Галина Павловна,

педагог дополнительного образования




2014г.

Тема занятия : «Орнамент»

Цели занятия:

  • Научить выполнять узор орнамента на вязаном полотне,

  • Развивать познавательный интерес, мышление, навыки чтения по схеме, моторику мелких мышц кистей рук.

  • Воспитывать самоконтроль при выполнении самостоятельной работы, настойчивость в достижении поставленной цели, взаимопомощь, аккуратность.

Тип занятия: Изучение нового материала.

Методическое и дидактическое обеспечение: Готовый образец, картинки, карточки для задания, шаблоны орнамента

Технологические схемы выполнения приемов вязания. Схемы узоров. выполнения контрольных образцов.

Ход занятия

1. Организационная часть.

Организация рабочего места.

-Здравствуйте, дорогие ребята Добрый день уважаемые гости.

Вступительное слово педагога.

Изучив на предыдущих занятиях основные правила вязания крючком, вы приобрели очень ценные и необходимые навыки. Их необходимо совершенствовать, поэтому на сегодняшнем занятии практическое задание будет усложненным. В этом, наверное , и стоит притягательная сила рукоделия - день ото дня, от задания к заданию вы будите стремиться к углублению знаний, добиваться новых успехов и с каждым разом вязать все более сложные и интересные изделия.

2. Повторение пройденного материала.

Повторение условных обозначений.

Выполнить упражнение по карточкам. (Приложение 1)

1- отгадать, какие условные знаки должны быть в пустом месте схемы. Дорисовать схему.

2 - отгадать количество петель на данной схеме в первом ряду.

3 - отгадать количество рядов, если на схеме указано нечетное количество рядов. Отгадать количество рядов, если на схеме указаны и нечетные и четные ряды.

3. Сообщение темы занятия.

2.1. Упражнение.

По данным рисункам составить название темы урока. Учащиеся записывают первую букву названия того предмета, который изображен на рисунке. Получается слово " Орнамент".

2.2. План занятия.

4. Сообщение нового материала.

Орнамент - это узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов, предназначенный для украшения различных поверхностей. В основном орнаменты возникли в результате долгих наблюдений за окружающим миром. В зависимости от характера повторяющихся элементов орнамент подразделяется на виды например:

-геометрический - использует простейшие геометрические формы - линии, круги, квадраты, прямоугольники.

-растительный - состоит из элементов растительного мира - из листьев, плодов, ягод, цветов и т.д.

- антропоморфный - орнамент в качестве мотивов использует мужские или женские фигуры или отдельные части тела.

- зооморфный орнамент построен на изображении реальных или фантастических животных и птиц.

-предметный орнамент включает в себя изображения военных атрибутов, предметов быта, музыкальных инструментов, театральных масок.

-природный орнамент - мотивам природного орнамента является природа -морские волны, небесные светила, в том числе солнце, луна, часто в виде серпа молнии ,элементы пейзажа.

А теперь, скажите ребята, что можно украсить орнаментом?

Сегодня мы научимся вязать хантыйский орнамент, который называется «Заячьи уши». Орнамент «заячьи ушки» применяется в основном при украшении детских вещей: по мифологическим преданиям, зайчиха относится к лесным женским духам. «Заячьи ушки» связаны с плодородием.

В основе хантыйского орнамента находятся два основных понятия : след и изображение.

Вязание орнамента крючком.

Для вязания орнамента применяют рисунки, нанесенные на бумагу в клетку. Одна клетка рисунка схемы ровна одной клетке по ширине и одному или двум рядам по высоте.

В орнаменте используют пряжу двух и более цветов, но все нити должны быть одинаковыми по толщине и желательно одного качества. Для небольших по объему изделий применяют мелкие мотивы.

Один и тот же мотив на бумаге и на полотне будет несколько разным по пропорциям. Если клеточка равна двум рядам, то вязаный мотив будет более вытянут в высоту, чем на рисунке. Если клеточка равна одному ряду, то мотив будет более низким, на рисунке. Если выбранный рисунок геометрический или растительный, то выбор высоты клеточки может быть любым.

Основная трудность выполнения орнамента - это вязать, не стягивая полотно протяжками на изнаночной стороне, но и не оставляя их слишком свободными. Они точно должны соответствовать расширению между петлями.

Способы выполнения орнамента на вязаном полотне.

Способ. Вязка полотна - столбики без накида.

Клетка рисунка равна по высоте одного ряда. Это значит, что цвет пряжи по рисунку меняется при вязании и лицевой и изнаночной сторон.

Вывод:

5. Повторение правил по технике безопасности.

Инструкция по охране труда при вязании крючком

I. Общие требования безопасности

1. Вязальные крючки должны быть хорошо отшлифованы; хранить их следует в специальных пеналах.

2. Вязальные крючки использовать только по назначению.

3. Нельзя делать резких движений рукой с крючком в направлении рядом сидящего человека, ходить по кабинету с расчехленным крючком.

4. Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует кольцами вперед.

5. Следить за правильным положением рук и посадкой во время работы.

6. Практическая работа

Обучающиеся выполняют орнамент из 2-х цветов.

Выполнение протяжек, перевитие нитей 2-х цветов.

Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение скандинавского орнамента по схеме.

7. Физ. минутка.

Гимнастика для глаз.

Выполнять без напряжения, медленно, каждое упражнение по пять раз.

  1. Вертикальные движения глазами верх (считать до трех), вниз (считать до трех).

  2. Горизонтальные движения глазами вправо, влево.

  3. Круговые движения глазами сначала по часовой стрелке,

затем против часовой стрелки.

Укрепление вестибулярного аппарата.

  1. Наклоны головой вперед и назад до касания затылком спины.

  2. Повороты головой вправо и влево до упора.

Профилактика нарушений осанки.

1) Исходное положение - стоя. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки. Плечи слегка отвести назад. Подбородок поднять и вытянуть вперед. Повторять упражнение, начиная с левой руки.

8. Анализ характерных ошибок. Контроль качества выполненной работы.

  1. Вязаное полотно не должно быть стянуто протяжками на изнаночной стороне.

2.Рисунок должен точно соответствовать схеме вязания.

9. Закрепление темы занятия "Орнамент".

Для каждой учащийся дана карточка-задание. У каждой карточки свой номер 1,2,3,4,5,6 (по количеству учащихся в классе).

Игра "Составь предложение".

В маленьких тучках записаны слова. Прочитай их внимательно. Составь из этих слов предложение и запиши его.

Предложения:

  1. Для вязания орнамента применяют рисунки, нанесенные на бумагу в клетку.

  2. Одна клетка рисунка схемы равна одной петле по ширине и одному ряду по высоте.

  3. Пряжа двух или более цветов должна быть одинаковой по толщине и одного качества.

  4. Вязаное полотно не должно быть стянуто протяжками на изнаночной стороне.

  5. Протяжки не должны быть слишком ослаблены на изнаночной стороне.

  6. Протяжки должны точно соответствовать расстоянию между петлями разными по цвету.

Домашнее задание. Составить орнамент двух цветов.

Приложение 1


















х


х




х

х

х

х




х

х

х

х

х

х




х

х

х

х

х

х



х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х


х

х

х

х

х

х

х

х

х

х



х

х

х

х

х

х

х

х

х




х


х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х


х

х

х


х

х

х


х

х



х












Приложение 2.

№1.

применяют , нанесенные

вязания

бумагу на

Для рисунки

в клетку. орнамента

№2.

Одна по ширине рисунка

клетка

схемы равна или двум

одной и одному рядам петле

по высоте

№3.

Пряжа . или

Двух цветов

более должна

быть по толщине

одинаковой и одного

качества.

№4.

Вязаное . на изнаночной

не должно полотно

быть

стянуто протяжками

стороне.

№5.

Протяжки слишком

стороне.

не должны

быть

ослаблены

. на изнаночной

№6.

Протяжки

Должна расстоянию

. петлями точно

соответствовать

между разных по цвету.

Самоанализ

Тема занятия «Орнамент.»

Занятие проходило в объединении «Золушка» в группе обучающихся первого года обучения, младшей возрастной категории (7-10 лет). При планировании занятия учитывались возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Цель занятия: формирование творческих способностей обучающихся посредством вязания хантыйского орнамента.

Задачи:

образовательные:

1.Познакомить обучающихся с техникой вязания орнамента.

2. Научить обучающихся вязать ленточный орнамент по схемам.

развивающие:

1.Развивать умения обучающихся самостоятельно вывязывать орнаментальные изделия по схемам, мелкую моторику рук.

воспитательные:

Воспитывать самоконтроль, самостоятельность, аккуратность, эстетический вкус.

Я считаю, что цель занятия достигнута, все аспекты образования (обучающий, развивающий и воспитывающий) мною были реализованы успешно.

Тип учебного занятия: изучение нового материала

Структура занятия:

  • организационный момент, способствующий психологическому настрою на учебную деятельность;

  • сообщение темы и цели занятия;

  • знакомство с новым материалом способствовало развитию познавательных интересов, кругозора обучающихся;

  • повторение ТБ при работе с крючком, колющими и режущими инструментами необходима с целью предотвращения травматизма;

  • практическая работа, способствующая обобщение и систематизации знаний, умение и навыков , воспитанию самоконтроля, самостоятельности, аккуратности, эстетического вкуса;

  • оценка работ;

  • итог занятия, закрепление и контроль усвоения знаний, умений и навыков;

  • рефлексия деятельности;

  • уборка рабочих мест, культура труда.

  • В процессе занятия использовались словесный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, наглядный, практический методы обучения, формы коллективной, фронтальной, индивидуальной деятельности.

  • Считаю, что использованные мной формы и методы обучения выбраны правильно и способствовали реализации цели занятия и развитию познавательной активности обучающихся.

  • Я считаю, что время занятия, отведенное на все этапы мною было распределено рационально. Все дидактические моменты взаимосвязаны между собой, работали на достижение цели занятия и на положительный конечный результат занятия.

  • На занятии в полном объеме использовались наглядные пособия, соответствующие теме и цели занятия: иллюстрации с изображением различных видов орнаментов, карточки с условными обозначениями, инструкционные карты.

  • Контроль усвоения знаний, умений и навыков осуществлялся при повторении пройденного материала, в ходе практической работы и при проведении оценки работ и итога занятия. В ходе контроля применялись частично-поисковые, практические, словесные методы. Недочеты в ответах и ошибки в практической работе исправлялись по мере необходимости, к этому привлекались сами обучающиеся.

  • Я считаю, что психологическая обстановка и коммуникативные отношения на занятии положительные, доброжелательные.

  • Конечный результат занятия на достаточном уровне, все обучающиеся справились с работой самостоятельно.



© 2010-2022