Рабочая программа Школа дизайна

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа Школа дизайнаГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗ»





УТВЕРЖДАЮ

Директор _____________

Н.Т.Течиева

«01» сентября 2015 г.


ПРОГРАММА


(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ НАПРАЛЕННОСТИ)



Возраст обучающихся: 9-13 лет.

Срок реализации 2 года


Составитель:

Педагог высшей категории

Течиева Светлана Сергеевна

г. Владикавказ

Мир - это, в конечном счете, мечта живописца и зрителя.

Мир, как и картину, мы хотим, сделать лучше.

Франческо Бонами.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мы стремимся жить в мире эксклюзивных вещей, окружаем себя гармоничными предметами интерьера, будь то гардина или гобелен, оригинальная ваза или кувшин, избегаем «штамповки» в домах.

Действительно, из ничем, на первый взгляд, непримечательных осколков стекла или керамики, куска древесины или бумаги, обрывка веревки или проволоки можно сотворить настоящий шедевр, концептуальный, элитный дизайн. Главное, чтобы в каждом из нас жил художник. Тогда мы сможем творить сами и учить этому детей.

Педагогическая целесообразность программы состоит в раскрытии потенциальных возможностей каждого ребенка, занятия дизайном помогают в реализации этого процесса. Обучающиеся овладевают знаниями, навыками, которые направлены:

а) на рождение в каждом ребенке мастера, художника, ремесленника;

б) на осознание радости созидания через ручной труд.

Основная направленность программы - атмосфера сотрудничества, творческое воспитание детей, знакомство с современными видами декоративноприкладного искусства, с основными тонкостями «арт-дизайна», с принципами гармонии и композиции.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Данная программа:

Реализует идеи развивающего обучения и ориентирует на то, что учит детей мыслить.

Развивает умение логического мышления (анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и т.д.).

Повышает предметное и художественно-эстетическое образование учащихся через интеграцию предметов.

Знакомит с элементарными способами разработки дизайна с объемнопространственными композициями.

Формирует практические навыки по моделированию объектов из различных материалов.

Пробуждает творческие силы и вместе с ними художественные способности обучающихся, что способствует повышению общего уровня нравственно-эстетической культуры личности.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Развитие дизайнерских способностей у младших школьников.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Образовательные:

-познакомить обучающихся с различными дизайнерскими техниками;

-дать понятие об основе дизайна - гармонии и композиции;

-дать понятие о стиле;

-обучить строить композиции, выбирать рисунок, делать эскизы;

-научить правильно обращаться с инструментами в соответствии с правилами техники безопасности;

-научить самоконтролю в технологическом процессе.

Развивающие:

-развивать художественный вкус младших школьников и творческие способности.

-развивать познавательные процессы: внимание, память, мышление,

воображение, фантазию мысли, восприятие.

-способствовать развитию уверенности в себе и развитию самостоятельности; сделать так, чтобы особенности восприятия каждого определяли своеобразие авторских работ.

-развивать чувство пропорции, чувство цвета, чувство меры.

-развивать моторику рук.

Воспитательные:

-развивать личностные качества;

-сформировать умение работать в коллективе, общаться со сверстниками; -воспитать коммуникабельность;

-воспитать усидчивость, целеустремленность, целенаправленность; -предоставить возможность социализации каждой личности;

-сформировать умение самооценки;

-воспитать гармоничную творческую личность;

-воспитать соблюдение культуры труда.

В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной самобытности нашего народа, включая ручной художественный труд. Сохранить радость творческого созидания - задача детского объединения.

Школа юного дизайнера - хорошая платформа для формирования правильного представления о взаимосвязи «Природа - Человек - Предметная среда».

На занятиях маленькие творческие натуры имеют возможность

самовыражения и украсить свой мир благодаря неограниченному разнообразию современных материалов и простой, доступной технологии изготовления всяких «стильных штучек».

Чтобы творение юных дарований было уникальным, выразительным, стильным, кроме технологии его изготовления, нужно знать основы дизайна и композиции.

Программа составлена с учетом формирования у учащихся знаний о свойствах и технологии работы с различным материалом: бумагой и картоном, тканью и текстильными материалами, стеклом и деревом, металлом.

В разделе «Учебно-тематический план» прослеживается дифференцированный подход к обучающимся: подбор заданий, индивидуальное или коллективное исполнение.

Личностно-ориентированный подход осуществляется с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся. Для гиперактивных детей подбираются задания, обусловленные сменой действия: стоя, сидя, предлагается в игровой форме ряд физкультурных упражнений, снимающих напряжение.

Большая часть учебного времени в программе отведена на работу с бумагой и картоном, так как это более гибкий и податливый материал, к тому же вполне доступный.

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: защита проектов, выставки и конкурсы, беседы и викторины и другое.

Чтобы глубже проникнуть в идею замысла целесообразно проводить бинарные занятия (учитель и руководитель творческого объединения).

Занятия проводятся:

- для младшей группы:

а) первый год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа

б) второй год обучения - 2 раза в неделю по 3 часа

Программа рассчитана на 2 года обучения:

а) первый год составляет 144 часа

б) второй год составляет 216 часов

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Темы занятий

Кол-во

часов

Теоретич.

сведения

Практич.

занятия

1.

Введение в программу.

2



2.

Основы дизайна и композиции. Цвет, объем замысел. Тематическая экскурсия.

16

6

10

3.

Работа с природным материалом. Осенние дары для работы дизайнера. Составление букетов. Композиции из засушенных растений, фантазии из овощей и фруктов. Тематическая экскурсия «Краски и дары осени». Инструменты и приспособления и т/б.

18

2

16

4.

Работа с. бумагой и картоном. Декорирование бумаги. Виды разметки бумаги. Шаблон, трафарет. Виды соединений деталей,

составляющих композицию. Бумагопластика. Художественное конструирование из бумаги. Инструменты и приспособления и т/б.

' 36

4

32

5.

Работа с тканью и текстильными материалами. Художественная обработка ткани и текстильных материалов. Декорирование ткани. Техническая терминология. Инструменты и приспособления и т/б. Виды швов. Аппликация. Дизайн мягкой игрушки. Композиции из текстильных материалов.

36

6

30

6.

Работа с бросовым материалом. Художественное конструирование и декорирование. Инструменты для обработки материалов, т/б. Стильные штучки из бросового материала.

18

4

14

7.

Работа с различными материалами. Древесина. Фанера. Художественная обработка древесины и фанеры. Инструменты и приспособления для обработки древесины и фанеры. Правила безопасности труда. Современные поделочные материалы. Проволока медная и алюминиевая, фольга. Художественная обработка металла. Простейшая чеканка. Композиции из проволоки. Стекло. Дизайн современного стекла. Декорирование стекла. Шары. Тематические экскурсии «История в камне», «Лицо города»

32

6

26

8.

Открытое занятие «Мастер-класс»

2


2

9.

Итоговое занятие

2


2

ИТОГО: 144 часа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГЕРАММЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНО СЛЕДУЮЩИМИ РАЗДЕЛАМИ:

Введение в программу.

Работа с природным материалом.

Работа с бумагой и картоном.

Работа с тканью и текстильным материалом.

Работа с бросовым материалом.

Работа с различными материалами.

Раздел I«Введение в программу».

Знакомит с культурой труда:

-организацией рабочего места, правилами техники безопасности и

гигиеной труда, правилами внутреннего распорядка;

-знакомит с содержанием программы, планированием заданий,

критерием оценки готовых проектов, материальным обеспечением занятий,

хранением готовых изделий.

В этом разделе даны понятия об основах дизайна и композиции.

Термин «дизайн» (англ, design - замысел, проект, чертеж, рисунок) обозначает различные виды проектировочной деятельности, которые формируют эстетические и функциональные качества предметной среды. Другими словами дизайн - это художественное конструирование. Для того, чтобы заниматься этой творческой деятельностью необходимы самые различные материалы: бумага, картон, ткань, пряжа, фурнитура, дерево, стекло, металл, глина, воск, камень и т.д. Практически, из любых предметов, окружающих нас, можно сотворить маленькое чудо. Для художественной обработки понадобятся ножницы, стеки, нитки, иголки, шило, канцелярские ножи, степлер, дырокол, кисти и многое другое.

Дизайнер - это мастер, рождающий красивые вещи, предметы быта, клумбы, фонтаны, лестницы, игрушки.

Цель дизайнера состоит в том, чтобы создать комфортную, гармоничную среду обитания людей.

Гармония (греч.- связь, стройность, соразмерность) в дизайне - это совместимость элементов, составляющих композицию.

Композиция (лат.- составление) в дизайне - это соединение предметов, переданное дизайнером в своей работе. Композиция всегда имеет определенное содержание, характер, назначение.

Типы композиций: симметричная, асимметричная.

а) строить симметричную композицию легко - достаточно наметить границы и ось симметрии

б) асимметричная композиция не содержит оси или точки симметрии

Формы композиции: плоскостная, объемная.

а) плоскостная (фронтальная) композиция используется в создании ковров, тканей, обоев, росписях стен, витражах, мозаиках

б) объемная композиция в виде скульптуры оценивается с нескольких точек наблюдения

3. Элементы композиции: форма, текстура, фактура, цвет.

а) все предметы окружающего мира имеют форму - объемно- пространственную характеристику предмета и они различаются по происхождению:

-геометрические (круг, овал, прямоугольник, треугольник и т.д.) -природные (ракушка, лист, рыба, цветок и т.д.) -искусственно-абстрактные - случайные формы, созданные человеком (мазок, клякса)

б) текстура - видимый рисунок поверхности (ткани, древесины,

мрамора)

в) фактура - строение, характер поверхности (гладкость, шероховатость, рельефность.

г) цвет может сделать композицию большой или маленькой, шокирующей, кричащей, веселой и т.д.

Каждый ребенок знает, что цветов всего семь. Взрослые предполагают, что их гораздо больше, специалисты же говорят, что оттенков бесконечно много и все их многообразие называется спектр, который отлично изображают в виде цветового круга. Цвета делят на теплые, холодные и нейтральные. При декорировании можно использовать теплые и светлые оттенки одного цвета (до трех тонов). Часто в композиции используются контрастные цвета. В разные периоды своей жизни люди испытывают пристрастие к определенным цветам. Цвет влияет на самочувствие человека. Фиолетовый и красный действуют на нервную систему возбуждающе. Зеленый оказывает успокаивающее воздействие. Синий - самый глубокий из цветов. Голубой дает ощущение свежести. Желтый и оранжевый - веселые, солнечные цвета.

Цветовой облик природы меняется в зависимости от времени года и в каждом из них доминирует свой цвет, задающей тон всей картине. Теплые краски весны и осени - желтый и красный цвет, холодные краски лета и зимы - голубой и синий. Самый гениальный художник - это сама природа.

Символика цветовой геральдики строго соблюдается в гербах и флагах современных государств. В России она была введена Петром I.

Замысел - база, план всей будущей композиции. Началом создания дизайна служит идея. Часто идея передается в названии композиции. Удачное название заставляет зрителя более внимательно вглядеться и открыть то, что он вначале не заметил. Часто, особенно цветочные аранжировки сопровождаются девизами или стихами, отражающими идею автора. На Востоке часто идеи интерьера украшаются фразами, написанными каллиграфическим почерком.

Раздел II. «Художественная обработка природных матер иалалов».

Виды природных материалов: морские, растительные, горные.

Природные материалы: глина, песок, шишки, желуди, каштаны, ореховая и яичная скорлупа, солома, стружка, ветки, кора, листья, плоды, семена, цветки, перья и пух, раковины, фрукты, овощи и ягоды.

Сбор, заготовка и хранение некоторых природных материалов.

Художественная обработка природных материалов.

Композиции природных материалов из шишек, желудей, каштанов. Составление букетов.

Композиции из засушенных цветов, листьев, веток, коры, плодов, травы.

Фантазии из овощей и фруктов.

Инструменты. Технология и правила работы.

Глина, пластилин, их свойства. Декоративное блюдо с пластилиновой основой. Аппликация из пластилина. Пластилиновая живопись.

Раздел III. «Художественная обработка бумаги и картона».

Работа с бумагой и картоном. Виды, свойства. Художественное конструирование из бумаги и картона. Техническая терминология. Виды разметки бумаги и картона: «на глаз», сгибанием, на просвет, по эскизу, «под копирку», с помощью шаблонов, штампов, трафаретов, чертежно-измерительных инструментов, по клеткам. Оригами.

Операции по обработке бумаги: сгибание, складывание, резание по сгибу и по линиям разметки ножницами, сшивание ниткой, скобами, склеивание, торцевание, окрашивание, тиснение.

Покрытие поверхности бумаги воском. Виды клея.

Измерение, разметка и контроль в процессе обработки бумаги и картона.

Освоение приемов безопасности работы с разметочными и контрольноизмерительными инструментами и приспособлениями: линейка, угольник,

циркуль, карандаш, фальцовка, ножницы, шило, кисть и др.

Развертка и выкройка. Условные обозначения на чертеже: контуры предмета, линии сгиба, реза.

Мозаика из геометрических фигур. Приемы сгибания и складывания бумаги и картона.

Резание бумаги и картона. Инструменты и приспособления для резания бумаги и картона: ножницы, резаки, ножи, подрезные доски. Резание ножницами по прямой и кривой линиями. Резание ножом по сгибу, по линейке.

Симметричное вырезание.

Соединение деталей из бумаги и картона. Скрепление изделий при помощи клея, скрепок, заклепок, клапанов, язычков, щелевых замков, ниток, ткани, проволоки, скобок. Приемы склеивания. Комбинирование бумаги и картона с текстильными материалами.

Монтаж картонажных изделий. Анализ образца, рисунка, чертежа, словесного описания - основа конструирования.

Плетение бумажных полос, как вид соединения бумаги и картона. Плетение из цветной бумаги, как вид отделки изделий. Техника плетения бумажных полос.

Художественная обработка бумаги Виды аппликации. Техника аппликации. Материалы для аппликационных работ. Использование декоративной аппликации в национальном осетинском костюме, в современном интерьере, в предметах быта осетинского дома.

Раздел IV. «Художественная обработка ткани и текстильных материалов.».

¥ Пряжа, ткани и их свойства. Техническая терминология. Инструменты и приспособления, правила безопасности при работе с ними. Рабочее место. Ручные швы «вперед иголку», «назад иголку». Пришивание тесьмы, пуговиц.

Работа с нитками, шнуром, сутажем, тесьмой. Изготовление изделий путем наматывания, плетения, вязания, вития (шнурки, косички, кисточки, помпоны, куклы-мартинички, цветы, корзиночки).

Техника выполнения аппликации из ткани различными способами (ручным швом, с тесьмой, веревкой по контуру, полуобъемная аппликация и др.). Аппликация - главное украшение национального костюма осетин.

Плетение ковриков из полос ткани.

Художественное вышивание.

Обработка кожи, замши.

Дизайн мягкой игрушки.

Декорирование ткани

Композиции из текстильных материалов

Раздел V. «Бросовый материал в работе дизайнера».

Художественная работа с бросовыми материалами, конструирование из бросовых материалов. Инструменты для обработки материалов. Т/б. Освоение приемов обработки бросовых материалов: упаковочных коробок, пробок,

колпачков, поролона, пенопласта, гофрокартона, комбинирование материалов (ткань, бумага, нитка). Способы разметки, заготовки, соединения деталей. Декорирование. Стильные штучки из бросовых материалов

Раздел VI. «Работа с разным материалом».

Работа с разными материалами.

Древесина. Фанера. Художественная обработка фанеры. Инструменты и приспособления для обработки древесины. Правила безопасности труда.

Современные поделочные материалы.

Стальная, медная, алюминиевая проволока, фольга, Основные инструменты и приспособления, художественная обработка металла. Простейшая чеканка. Правила безопасности труда. Композиции из проволки. Стекло. Дизайн современного стекла. Декорирование стекла.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Обучающиеся после первого года обучения должны:

Знать:

  1. Основы дизайна, как художественного конструирования.

  2. Разнообразие материалов для художественного конструирования и их основные свойства.

  3. Разнообразие видов художественной обработки этих материалов.

  4. Понимать смысл своего участия в связи «Человек - Природа - Предметная среда».

  5. Понимать смысл терминологии: «проектная деятельность», «технологический процесс», «декорирование», знать последовательность работы.

  6. Основы безопасной работы.

Уметь:

  1. Определить замысел, идею.

  2. Выбрать композицию, сделать разбор составляющих частей, дать

  3. характеристику.

  4. Определить материал для основной работы и декора, декорировать изделия.

  5. Уметь соединить детали, составляющих композицию: путем склеивания, сшивания, сгибания, скрепления.

  6. Принимать участие в коллективной работе.

  7. Определить цветовое решение.

  8. Провести самоанализ, самооценку, обосновать выбор своего дизайна и определить назначение готового изделия (подарок, украшение, применение в быту).

  9. Определить взаимосвязь предметов в художественном конструировании.

  10. Работать с чертежно-рисовальными, канцелярскими, швейными инструментами и приспособлениями.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Темы занятий

Кол-во

часов

Теоретич.

сведения

Практич.

занятия

1.

Вводное занятие. Повторение пройденного материала за первый год обучения.

2



2.

Основы дизайна и композиции. Цвет, объем замысел, стиль. Тематическая экскурсия.

18


16

3.

Работа с природным материалом. Осенние дары для работы дизайнера. Аранжировка живыми цветами. Икебана. Композиции из засушенных растений, фантазии из овощей и фруктов. Ландшафтный дизайнер. Работа с камнем.

20

2

18

4.

Работа а бумагой и картоном. Декорирование бумаги. Виды соединений деталей, соединяющих композицию. Бумагопластика. Художественное конструирование из бумаги. Дизайн подарочной упаковки. Окрашивание бумаги кистью, набрызгом, «под мрамор», коллаж.

40

4

36

5.

Работа с тканью и текстильными материалами. Художественная обработка ткани и текстильных материалов. Декорирование ткани. Техническая терминология. Т/б. Виды швов. Аппликация. Пэчворк. Батик. Дизайн предметов быта. Композиции из текстильных материалов. Орнамент.

28

2

26

6.

Работа с бросовым материалом. Художественное конструирование и декорирование. Инструменты для обработки материалов, т/б. Стильные штучки из бросового материала. Шпагат.

38

2

36

7.

Работа с различными материалами. Древесина. Фанера. Художественная Обработка древесины и фанеры. Инструменты и приспособления для обработки древесины и фанеры. Правила безопасности труда. Современные поделочные материалы. Проволока медная и алюминиевая, фольга. Основные инструменты и приспособления. Т/б. Художественная обработка металла. Композиции из проволоки. Стекло. Дизайн современного стекла. Декупаж. Декорирование стекла. Свечи и подсвечники. Декорирование свечей. Марблс

66

10

56

8.

Открытое занятие «Я дизайнер»

2


2

9.

Итоговое занятие

2


2


ИТОГО

216 часов



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНО СЛЕДУЮЩИМИ РАЗДЕЛАМИ:

Введение в программу.

Работа с природным материалом.

Работа с бумагой и картоном.

Работа с тканью и текстильным материалом.

Работа с бросовым материалом.

Работа с разным материалом.

Раздел I«Введение в программу».

Закрепляет сведения о культуре труда:

-организации рабочего места, правилах техники безопасности и

гигиеной труда, njpaBnnax внутреннего распорядка;

-знакомит с содержанием программы, планированием заданий.

В этом разделе повторение основ дизайна и композиции.

Дизайнер - это мастер, рождающий красивые вещи, предметы быта, клумбы, фонтаны, лестницы, игрушки.

Цель дизайнера состоит в том, чтобы создать комфортную, гармоничную среду обитания людей.

Гармония (греч.- связь, стройность, соразмерность) в дизайне - это совместимость элементов, составляющих композицию.

Композиция (лат.- составление) в дизайне - это соединение предметов, переданное дизайнером в своей работе. Композиция всегда имеет определенное содержание, характер, назначение.

Типы композиций: замкнутая, открытая.

а) замкнутая: все элементы тесно связаны между собой. Для замкнутой композиции характерно наличие точных границ, рамок.

б) открытая: отсутствует фокусирование взглядов на центре

композиции, визуально создается уходящий эффект.

Формы композиции: пространственная - здесь важную роль играет использование пространства между отдельными предметами, игра света и тени, объема и цвета.

Элементы композиции: линии - в дизайне имеют визуальные эффекты:

а) направляющий - линии создают движение глаз (вверх-вниз, из стороны в сторону, по спирали и т.п.).

б) деление и объединение.

в) психологический (различные виды линий соответствую!' определенным эмоциональным состояниям). Благодаря этим свойствам линии способны создавать эффекты оптических иллюзий.

Цвет одна из главных особенностей цвета - активность и динамичность интенсивных, особенно теплых тонов и пассивность малонасыщенных и холодных. С помощью цвета можно исправить пропорции помещения или предмета, зрительно увеличить или уменьшить объем, сделать стены выше или ниже. Теплые тона обладают свойством приближать окрашенные поверхности, холодные - отдалять.

Стиль - объединение всех выбранных элементов, в которых прослеживается одна общая идея. В разные эпохи создавались разные стили: готический, барокко, рококо, модерн. Современные и модные стили, например: восточный, ретро-стиль, шик и т.д.

Раздел II. «Художественная обработка природных матер иалалов».

Виды природных материалов: морские, растительные, горные.

Природные материалы: глина, песок, шишки, желуди, каштаны, ореховая и яичная скорлупа, солома, стружка, ветки, кора, листья, плоды, семена, цветки, перья и пух, раковины, фрукты, овощи и ягоды, семечки, зерна.

Сбор, заготовка и хранение некоторых природных материалов.

Художественная обработка природных материалов.

Композиции природных материалов из шишек, желудей, каштанов. Художественная обработка соломы. Работа с камнем.

Аранжировка живыми цветами. Композиции из засушенных цветов, листьев, веток, коры, плодов, травы.

Фантазии из овощей и фруктов.

Лесная скульптура.

Инструменты, приспособления и т/б.

Глина, пластилин, их свойства. Декоративный поднос с пластилиновой основой. Пластилиновая живопись, композиции из глины. Тематическая экскурсия «Осень».

Раздел III. «Художественная обработка бумаги и картона».

Работа с бумагой и картоном. Виды, свойства. Художественные конструкции из бумаги и картона. Техническая терминология. Виды разметки бумаги и картона: «на глаз», сгибанием, на просвет, по эскизу, «под копирку», с помощью шаблонов, штампов, трафаретов, чертежно-измерительных инструментов, по клеткам. Оригами.

Операции по обработке бумаги: сгибание, складывание, резание по сгибу и по линиям разметки ножницами, сшивание ниткой, скобами, склеивание, торцевание, окрашивание, тиснение.

Техника окрашивания бумаги кистью, набрызгом, клейстером, масляными красками «под дуб», «под мрамор». Покрытие поверхности бумаги лаком, клеем, воском, парафином. Виды клея.

Измерение, разметка и контроль в процессе обработки бумаги и картона.

Освоение приемов безопасности работы с разметочными и контрольноизмерительными инструментами и приспособлениями: линейка, угольник,

циркуль, карандаш, фальцовка, ножницы, шило, кисть и др.

Развертка и выкройка. Элементы технического черчения, условия обозначения на чертеже: контуры предмета, осевые и центровые линии, линии невидимого контура, линии сгиба, реза.

Мозаика из геометрических фигур. Таблица деления квадрата, круга. Приемы сгибания и складывания бумаги и картона.

Резание бумаги и картона. Инструменты и приспособления для резания бумаги и картона: ножницы, резаки, ножи, фальцлинейки, подрезные доски. Резание ножницами по прямой и кривой линиями. Резание ножом по сгибу, по линейке.

Симметричное вырезание.

Соединение деталей из бумаги и картона. Скрепление изделий при помощи клея, скрепок, заклепок, клапанов, язычков, щелевых замков, ниток, ткани, проволоки, скобок. Приемы склеивания. Комбинирование бумаги и картона с текстильными материалами.

Монтаж картонажных изделий. Конструирование изделий с графическим выражением проектов на бумаге - основа монтажных операций.

Анализ образца, рисунка, чертежа, словесного описания - основа конструирования. Составление чертежей. Расчет. Развертки геометрических тел. Способы соединения деталей объемных изделий.

Отделка изделий из бумаги и картона. Виды отделки, назначение. Оборудование и материалы для отделки бумаги и картона.

Окантовка. Виды. Способы окантовки.

Плетение бумажных полос, как вид соединения бумаги и картона. Плетение из цветной бумаги, как вид отделки изделий. Техника плетения бумажных полос.

Художественная обработка бумаги Виды аппликации. Техника аппликации. Материалы для аппликационных работ. Использование декоративной аппликации в национальном осетинском костюме, в современном интерьере, в предметах быта осетинского дома.

Декоративно - оформительская работа. Виды. Техника выполнения оформительской работы. Пригласительные билеты, открытки.

Раздел IV. «Художественная обработка ткани и текстильных материалов».

Художественная обработка ткани и текстильных материалов. Пряжа, ткани и их свойства. Техническая терминология. Инструменты и приспособления, правила безопасности при работе с ними. Рабочее место. Ручные швы «вперед иголку», «назад иголку». Кривые швы: петельный, через край косыми стежками. Отделочные швы: стебельчатый, тамбурный. Пришивание тесьмы, пуговиц.

Работа с нитками, шнуром, сутажем, тесьмой. Изготовление изделий путем наматывания, плетения, вязания, вития (шнурки, косички, кисточки, помпоны, куклы-мартинички, цветы, корзиночки).

Техника выполнения аппликации из ткани различными способами (ручным или машинным швом, на клею, на расплавленном полиэтилене, с тесьмой, веревкой по контуру, полуобъемная аппликация и др.). Аппликация - главное украшение национального костюма осетин. Орнамент.

Плетение ковриков из полос ткани. Лоскутная техника пэчворк.

Художественное вышивание.

Ручное ткачество. Гобелен.

Роспись ткани. Батик

Обработка кожи, замши.

Дизайн мягкой игрушки.

Декорирование ткани

Композиции из текстильных материалов

Раздел V «Бросовый материал в работе дизайнераж

Художественная работа с бросовыми материалами, конструирование из бросовых материалов. Инструменты для обработки материалов. Т/б. Освоение приемов обработки бросовых материалов: упаковочных коробок, пробок,

колпачков, поролона, пенопласта, гофрокартона, комбинирование материалов (ткань, бумага, нитка). Способы разметки, заготовки, соединения деталей. Декорирование. Стильные штучки из бросовых материалов. Шпагат.

Раздел VI. «Работа с разным материалом».

Работа с разными материалами.

Древесина. Фанера. Стружка. Художественная обработка фанеры. Инструменты и приспособления для обработки древесины. Правила безопасности труда.

Современные поделочные материалы.

Стальная, медная, алюминиевая проволока, фольга, Основные инструменты и приспособления, художественная обработка металла. Правила безопасности труда при работе. Композиции из проволоки. Стекло. Дизайн современного стекла. Декупаж. Декорирование стекла. Свечи и подсвечники. Декорирование свечей. Марблс.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Обучающиеся после второго года обучения должны:

Знать:

  1. Различные концепции дизайнерского мастерства.

  2. Основы дизайна, как художественного конструирования.

  3. Разнообразие материалов для художественного конструирования и их основные свойства.

  4. Разнообразие видов художественной обработки этих материалов.

  5. Понимать смысл своего участия в связи «Человек - Природа - Предметная среда».

  6. Понимать смысл терминологии: «проектная деятельность», «технологический процесс», «декорирование», знать последовательность работы.

  7. Понимать смысл терминологии, используемой в дизайнерской работе: декупаж, марблс, смальт, смайлики и прочие

  8. Основы безопасной работы.

Уметь:

  1. Провести анализ представленной композиции, сравнить композиции (выявить сходства и различия).

  2. Составить композицию по заданной теме. Сделать разбор составляющих частей.

  3. Определить материал для основной работы и декора, декорировать изделия.

  4. Уметь соединить детали, составляющих композицию: путем склеивания, сшивания, сгибания, скрепления.

  5. Принимать участие в коллективной работе. б.Определитыцветовое решение.

  6. Провести самоанализ, самооценку, обосновать выбор своего дизайна и определить назначение готового изделия (подарок, украшение, применение в быту).

  7. Определить взаимосвязь предметов в художественном конструировании.

  8. Работать с чертежно-рисовальными, канцелярскими, швейными инструментами и приспособлениями.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИ.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ИМЕЮТ ОДНИ РАЗДЕЛЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ УСЛОЖНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ

Формы занятий:

-участие в школьных мероприятиях: конкурсах детского творчества, утренниках, новогодних праздниках: «Моя игрушка на школьной елке»;

-выставки авторских работ в ГПД;

-поздравление учителей, родителей, ветеранов войны и труда с праздниками, юбилейными датами - мастер-классы

-тематические экскурсии «Ландшафтный дизайнер», «Краски и дары осени», «История в камне», «Лицо города».

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Методы обучения:

-наглядные (аудиовидеовизуальный ряд, демонстрационный, иллюстрационный показ, наблюдения и опыты и др.).

-словесные (беседа, объяснение, повествование, рассказ, коллективная и самостоятельная работа с книгой).

-работа в малых группах.

Приемы и способы развития активной познавательной деятельности обучающихся:

-раскрыть обучающимся аспекты взаимосвязи «Природа-Человек-Предметная среда» в реальной жизни, тем самым подчеркнуть актуальность изучаемого материала

-интересные разнообразные задания -экспериментирование, моделирование.

Методы активации и поддержания внимания и интереса на занятиях

На занятиях преобладает коллективная деятельность детей. Дети показывают мастер-класс и обучают других детей. Такая работа обеспечивает общение детей друг с другом, повышает речевую активность и мыслительную деятельность. Ребята получают возможность думать, рассуждать, самостоятельно и творчески мыслить. Каждый стремится в этом режиме повысить степень активности.

Работают дети каждый в своем темпе, который они определяют сами. Все зависит от природных данных, от эмоционального состояния ребенка в данный момент времени. Ребенок может прервать работу в любое время, если он устал и отдохнуть. Занятия с детьми проходят в атмосфере сотрудничества.

Осуществление связей со школой

(межпредметная связь):

Каждое занятие по художественному конструированию опирается на использование знаний из различных предметных областей: математика, окружающий мир, русский язык, история, ОБЖ.

В ходе занятий часто используются элементарные знания химии, физики, биологии.

Разбирая технологическую терминологию - прибегаем к иностранным языкам.

Техническое оснащение занятий

Раздел «Художественная обработка природных материалов».

Подкладка, листы, шило, семена, косточки, каштаны, желуди, ореховая и яичная скорлупа, глина, пластилин и др.

Раздел «Художественная обработка бумаги и картона».

Линейки, треугольники, карандаши, канцелярские ножи, дырокол, степлер, клей, ножницы, краски, наклейки, цветная бумага, картон, декоративная бумага, шило.

Раздел «Художественная обработка ткани и текстильного материала»

Х/б нитки, иголки, наперстки, пяльцы, фурнитура, кусочки ткани, тесьма, лента, кусочки кожи замши, мулине, шерстяная пряжа, специальные ножницы, шило, иглы для гобелена, пистолет, краски по ткани.

Раздел «Бросовый материал в работе дизайнера»

Канцелярские ножи, клей, шило, ножницы, стеки, картон, бумага, дырокол, степлер, проволока, дощечки, шпагат, коробки, пробки, банки, бутылки, пузырьки, декорированная бумага, салфетки, лак бесцветный, шары, пистолет, краски по стеклу.

Дидактический материал:

шаблоны

трафареты

лекала

экскизы, чертежи

фотографии

иллюстрации

образцы

книги

альбомы

буклеты

проспекты

ЛИТЕРАТУРА

  1. Браиловская Л. В. «Арт-дизайн: красивые вещи», P-Дом «Феникс», 2005 г. Богатеева 3. Л. «Чудесные поделки из бумаги».

  2. Сокол И. А. «Рукоделие», Харьков, «Фолио», 1999 г.

  3. Лубковская Казимира «Сделаем это сами», Москва, «Просвещение».

  4. Газарян С. «Прекрасное своими руками», Москва, «Детская литература», 1989 г. Зеевальд М «Уроки детского творчества», Москва, «ВНЕШСИГМА», 1999 г. «Большая энциклопедия поделок», Москва, «РОСМЭН», 2002 г.

  5. «Аранжировка живыми цветами», Москва, «ВНЕШСИГМА», 2000 г.

  6. «Аксессуары для дома», Москва, «ВНЕШСИГМА», 1999 г.

  7. Мануэла Калдирола «Фантазии из овощей и фруктов», «НИОЛА 21 век», 2005 г. Калоев Б. А. «Осетины», Москва, 1971 г.

  8. Сюзи О'Рейли «Уроки детского творчества», Санкт - Петербург, 1998 г.

  9. Левин Ш. «Веселое моделирование из воздушных шариков», Москва, «Айрис- пресс», 2003 г.

  10. Горяннова О. «Школа юного дизайнера», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2005 г. Евсеева Т, «Мир веще», Москва, «Аванта+», 2003г.

  11. Шухова С. «Подделки из всякой всячины», Москва, «Айрис-пресс», 2004 г.


© 2010-2022